Open
Close

Пернатый змей кецалькоатль. Кетцалькоатль или Кецалькоатль – Quetzalcoatlus – Птерозавры – Динозавры

Деловая игра

«Мы живём по закону»

Цель:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет, если нить запутана? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека - это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “От сумы и то тюрьмы не зарекайся ”.

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

В главе 2 Конституции РБ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права:

Жить и воспитываться в семье.

Получить паспорт гражданина РБ.

Работать в свободное от учебы время.

Право на охрану здоровья.

Обязанности:

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить базовое образование (9 классов).

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно - опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ИДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

Верно, это административное правонарушение: «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию:

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(Эти ребята совершили преступление).

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом РБ.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс РБ»).

В «Уголовном Кодексе РБ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность:

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Кражу,

Грабеж,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества,

Терроризм,

Захват заложника,

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм,

Хищение либо вымогательство наркотических веществ.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4

Поработаем с «Уголовным кодексом» и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.

Игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор).

Ложный звонок

Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья - ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья - ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом или арестом до трех месяцев.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

В этом случае действует «Гражданский кодекс», ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!

Не дам, он новый, только вчера купили.

Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья - ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу. А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно!»), но это ст. 168 УК штраф либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:

Еще раз прицепишься - убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться - и тебе не жить.

Судья - ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

А ты дылда!!!

А ты сама Гадина!!!

Судья - ученик зачитывает: Статья 130 УК РБ - оскорбление - штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительные работы на 6 - 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6 : В класс вбегают мальчишки:

А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

Клево, вот люди порадуются!

Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья - ученик зачитывает: Статья 214 УК - вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф и возмещение ущерба.

Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣ штраф;

➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣ обязательные работы;

➣ исправительные работы;

➣ арест;

➣ лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный кодекс РБ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы - Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Светлана Кобзева
Нормативный проект «Мы по правилам живем»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида"

Выступление

в рамках работы районного методического объединения

для воспитателей ДОУ по теме

«Развитие навыков проблемно-диалогового общения посредством реализации нормативного проекта «Мы по правилам живем »

Подготовила и провела :

воспитатель С. Б. Кобзева

г. Сланцы

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы. Еще труднее ребенку представить, что чувствует другой и чем мотивированы поступки других детей. Ребенок видит только внешнее поведение другого ребенка : толкает, отбирает, мешает, кричит. Определенной проблемой для детей является также и умение рассказать о своих чувствах, желаниях.

Столкновение детских инициатив, когда каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения, приводит к конфликтам. Педагоги для поддержания порядка и дисциплины в группе склоняются к авторитарным ноткам при взаимодействии с детьми и устанавливают, в основном, запрещающие правила «Нельзя бегать в группе» , «Нельзя бросать песок в лицо другим детям» .

Однако существует более эффективные способы введения в жизнь детей социально одобряемых правил взаимодействия .

По мнению ученых на сегодняшний день проблемно – диалогическое обучение это технология, обеспечивающая тройной эффект обучения : более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление .

Для создания проблемной ситуации можно использовать множество методических приемов :

Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;

Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;

Постановка проблемных задач.

Вашему вниманию мы хотим представить нормативный проект «Мы по правилам живем » как способ развития навыков проблемно-диалогового общения. Ценность этого способа в том, что все правила обсуждаются и принимаются детьми совместно.

Характеристика проекта .

Тип проекта : нормативный .

Направление : коррекция поведения.

Продолжительность : долгосрочный.

Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели.

Внутренние связи : педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

По характеру контактов : в рамках ДОУ.

Проблема : Дети испытывают трудности позитивного разрешения конфликтной ситуации самостоятельно.

Цель : Обучение детей способам позитивной социализации.

Задачи :

o Развивать навыки социального поведения;

o Дать детям знания о принятых в обществе нормах и правилах поведения ;

o Обучать детей умению высказываться о своих потребностях;

o Расширять эмоциональный словарь детей;

o Развивать диалогическую речь;

o Развивать коммуникативную культуру.

Результативность : Снижение напряжения во взаимоотношениях между детьми.

Продукт проектной деятельности : создание «свода» правил поведения в ДОУ .

Сейчас я расскажу вам путь создания правила .

Организация работы по нормативному проекту содержит 8 этапов :

1. Выявление педагогом ситуаций, которые, достаточно часто повторяются и характеризуются нежелательными формами поведения детей.

Пример конфликтной ситуации между детьми : «Даня опять пойдет первым, а я тоже хочу!»

2. Инициирование педагогом обсуждения вариантов поведения в данной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.

Предложить различные варианты поведения в данной конфликтной ситуации

3. Педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

Предлагается изобразить в рисунке нежелательные последствия данной конфликтной ситуации.

4. Педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

Рассказать о том, что изображено на их рисунках.

5. Детям предлагают подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того, как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила . При необходимости педагог корректирует его.

Предполагает совместное обсуждение и выбор наиболее адекватной формы поведения в данной конфликтной ситуации.

6. Педагог просит детей зарисовать это правило так , чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

Все рисуют схематическое изображение выбранной формы поведения.

7. Дети объясняют, что нарисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на существенных деталях и предлагает на их основе создать окончательный «знак» правила . Этот знак должен содержать как минимум два компонента : указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

Выбор окончательного «знака» данного правила .

8. Включение «знака» правила в книгу правил . В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило .

Количество таких знаков будет зависеть от количества конфликтных ситуаций, для разрешения которых необходимо создание и, естественно, соблюдение правила . Обычно таких знаков накапливается около 10.

При наличии правил более чем одно , возникает необходимость разместить их в одном месте. Это может быть «Сводов правил » : Книга правил , Хоровод правил (схематические изображения правил находятся в карманчиках у матрешек). Паровозик правил и т . д.

Кетцалькоатль (Quetzalcoatl), или Пернатый Змей, является одним из главных божеств пантеона индейцев Месоамерики. Это божество - объемная формула, воплощающая силу Земли (представленную тотемом коатль ), и силу Неба (представленную тотемом кетцаль ). Образ Пернатого Змея стал своеобразным символом преобразования в традиции майя, сапотеков, толтеков, ацтеков. У ацтеков он представлял в большей степени форму бога, чем человека, как это было у ранних майянских племен.

Формирование знаний, которыми воспользовался Кетцалькоатль, связано с ольмеками. Эти, так сказать, «каучуковые знания», связаны с возможностями сжатия и преобразования напряжения. Их силу продемонстрировал нам великий Пернатый Змей, переведя себя из состояния человека в состояние божества.

Кетцалькоатль познал и освоил основные формы и свойства, с которыми может взаимодействовать человек - силу Ягуара. По сути, Кетцалькоатль противопоставил себя тотемной силе, не подчиняясь и служа ей, а регулируя ее, управляя. Именно Кетцалькоатлю принадлежат знания, которые легли в основу двадцати великих символов майя, описывающих код преобразования энергии, а не являющихся календарем, как это принято считать.

Символы майя - это код, ведущий к совершенству. По сути, к нему можно свести и понятие совершенного человека - толтека. Понятие «толтек» рассматривается здесь не как этнос, а как функция преодоления низших уровней существования (чичимека (Chichimeca), также воспринимаемых больше не как этнос, а как качество тех или иных людей). Собственно, чичимека и сформировали достаточно низкочастотный этнос ацтеков, для которых были характерны многочисленные суеверия и прочие ненужные явления.

В какой-то степени ацтеки - это римляне Месоамерики. С ними пришли зависимость и страх перед смертью, или перед Тескатлипокой (Tezcatlipōca - Несущий Смерть). Ему противопоставляли ацтеки созидающую силу Кетцалькоатля, который воспринимался ими уже не как человек, а как бог. Единственное, что они сохранили и унаследовали в чистом виде - это восприятие пространства, которое у них символизировал Теотиуакан (Teōtīhuacān).

При этом ацтеки внесли путаницу в понимание Пяти Солнц. Знания, которые Кетцалькоатль представил как процесс прохождения через Пять Врат и Пять Солнц, были спроецированы ацтеками на временное измерение, коим Кетцалькоатль не пользовался. Поэтому ацтеки потерялись во временно-пространственных характеристиках и просто перекопировали майянские и толтекские символы и богов, слегка подкорректировав и частично изменив их имена. Конечно, к моменту появления ацтеков изменился ритм и плотность Земли, и знания, которыми пользовался Кетцалькоатль, стали для них сложнодоступными. В результате сам Кетцалькоатль стал частью определенной мифологической сути.

Толтеки пытались восстановить знания Кетцалькоатля. Они создали последнюю стройную систему знаний Месоамерики, которая в разрозненных частях дошла до нашего времени. Именно толтекам принадлежит заслуга понимания развития энергий, связанных с частотой в 260 Гц. Впрочем, система знаний, разработанная Кетцалькоатлем, заканчивается 22 декабря 2012 года.

Основа знаний Кетцалькоатля - это способность наращивать силу и энергию, что также дает ему имя Топильцин Ке Акатль Кетцакоатль (Topiltzin Cē Ācatl Quetzalcōatl - тот, кто управляет силой). Кетцалькоатль смог соединить три силы, с которыми взаимодействует человек: силу Земли, силу Неба и свою собственную силу, поэтому он воспринимается как Триединый владыка. Каждая из сил имеет свое название и божественный статус.

Тонакатекутли (Tonacatecuhtli) представляет самую совершенную силу в пространстве, равную 260 Гц, с которой может взаимодействовать разум человека. Она же называется Тринадцатым Небом. Это место, где уже ничто не может быть подвергнуто разрушению. Именно там живут те, кого люди впоследствии назовут «богами».

Мишкоатль (Mixcoatl) - сила преобразования, давшая понимание того, что нечто, изменяющееся в природе, изменяется и в человеке. Именно овладение силой Мишкоатля и дало возможность Кетцалькоатлю достичь понимания Тринадцатого Неба и передать его людям.

Осознанные возможности управления не только земными, но и небесными силами сделали Кетцалькоатля сверхчеловеком. Однако понятие Мишкоатля можно было бы несколько занизить, придав ему значение управления тотемными силами, и тогда его место займет Тескатлипока, чье ими связывают с переменами и мерцанием звезд.

Самое важное в связи с Кетцалькоатлем заключается в том, что, будучи рожденным от смертной женщины по имени Чимальман (Chimalman), он представил пространство, которое определил как точку отсчета в развитии на пути к Утренней Звезде, то есть к Тринадцатому Небу.

Где за один брался тростник-ориентир,
За два - трение, деяние, кремень,
За три - четыре направления или кролика,
За пять - шесть качеств, развиваемых при удерживании ориентира,
За шесть - шесть возможных изменений от трения кремния,
За семь - хижина, способность задавать частоту,
За восемь - увеличение направлений с четырех до восьми,
За девять - достижение сосредоточения…

Но для девяти нужна контролируемая форма - пространство, которое Кетцалькоатль определил на месте, известном как Тула (Толлан), где он создал качество совершенного индейца, а те, в свою очередь, этнос толтеков. Данное место породило девять имен, которые представляют земные свойства Кетцалькоатля. Это Чальчиутланецин (Chalchiutlanetzin), Иштлилькуэчаауак (Ixtlilcuechahuac), Уэцин (Huetzin), Тотенеу (Toteneuh), Накошок (Nacaxoc), Митль-Тлакомиуа (Mitl-Tlacomihua), царица Шиуикеницин (Xiutzaltzin), Истаккальцин (Iztaccaltzin) и Топильцин (Topiltzin).

Обычно их представляют как правителей Тулы. В реальности же они воплощают собой определенные свойства пространства, которые должен выявлять тот, кто стремится попасть на Тринадцатое Небо. Таким образом, Тула представляется особым местом, где могли совершенствоваться истинные и.

С этой позиции мы можем назвать и Кетцалькоатля ом. И именно из Тулы Кетцалькоатль ушел на Тринадцатое Небо.

Тула, в свою очередь, рассматривается как место, где находился вход в Яшчилан (Yaxchilán, одно из названий индейской Шамбалы, которая была выстроена майя в виде города). Впрочем, из Тулы есть ход и в подземный мир Миктлан (Mictlan), куда тоже наведывался Кетцалькоатль, изучая различные типы людей, живших в разное время.

Главной задачей Кетцалькоатля было достижение возможности трансформации костей, которые являлись основным камнем преткновения в процессе достижения Высшего Неба. Для этого он изучил природу семи вибраций, где последняя давала возможность трансформировать кость.

Чтобы достичь этого, Кетцалькоатль воспользовался возможностями шести направлений, где есть верх и низ (силу Утренней Звезды Тлауискальпантекутли и силу Вечерней Звезды Шолотль он назвал «осью»), а также четыре направления и центр - Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок.

Кстати, одним из искусств укрепления костей была игра в мяч. Другим важным элементом было создание божественного напитка, подчиненного силе воды - Тлалоку (Tlaloc) - то, что впоследствии дало жизнь таким напиткам, как пульке (pulque), и

Кетцалькоатль создал замкнутое пространство - Тулу - в 980 году. Камни, к которым он прикасался, сохраняли его отпечатки. Кетцалькоатль был способен пролазить сквозь горы, изменять кости у жителей Тулы. Считается, что он победил чудовище Тлальтекутли (Tlaltecuhtli). Он также определил условия развития совершенного человека в течение 676 условных лет (тринадцати 52-летних циклов).

1227

Отправить эту страницу другу

«Один европеец предложил настоятелю буддийского монастыря осушить ближайшее болото, причинявшее монахам много неудобств, тот решительно отказался, мотивируя свой отказ тем, что в таком случае погибнут „насекомые и драконы“, обитающие в этом бо
Соnze E. Buddhism: Its essence and development. N. Y., 1959.

Кецалькоатль, Пернатый Змей



и Стланье по земле.

Перевод М. Былинкиной

К ецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат. Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. до н.э. В этот период Кецалькоатль был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагy на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1-6 вв. н.э. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. в ст. Миктлантекутли) и основателем культуры.


Кецалькоатль добывает людям пищy: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зёрна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. Кецалькоатль научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. В этот же период y Кецалькоатля появляются и функции покровителя жречества: по мифy, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет старого Кецалькоатля, и тот нарушает свои же запреты: пьянствyет, вступает в общение с сестрой. С его подданными - тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огорчённый Кецалькоатль покидает Толлан и удаляется в добровольное изгнание в странy Востока, где умирает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточнyю заморскyю странy Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана. Поэтомy, когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в год, посвящённый Кецалькоатлю, то первоначально ацтеки приняли предводителя испанцев Кортеса за возвратившегося Кецалькоатля.

Кецалькоатль изображался в виде бородатого человека в маске, с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями. Число его изображений в рукописях и на памятниках скульптуры огромно. К ацтекам почитание Кецалькоатля пришло от хyастеков, поэтомy в рукописях ацтеков он часто изображался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкуры ягyара, такая же набедренная повязка, нагрудная пластина в виде большой раковины, плюмаж из перьев кецаля. Главное святилище находилось в Чолуле (Мексика). Имя Кецалькоатль стало титулом верховных жрецов, правителей реального Толлана (Тулы).

Р. В. Кинжалов. Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2-х тт.

Кецаль - малораспространенная птица, обитающая в труднодоступных высокогорных районах северной Гватемалы и близлежащем Гондурасе. Разноцветные хвостовые перья кецаля очень ценились и издавна были предметом роскоши, ими украшали одеждy знати.

«Коатль» - на языке ацтеков «змея». Кецалькоатль - человек-змей, «покрытый зелеными перьями кецаля», - один из главных богов в мифологии ацтеков, творец мира и человека, бог мудрости, созидания и вдохновения, покровитель ремесел.

Кроме того, в индейских хрониках повествyется о Кецалькоатле - великом владыке, удалившемся на Восток, чтобы вернуться впоследствии. Поэтомy индейцы так миролюбиво встретили испанских завоевателей, приплывших с востока в год, посвященный Кецалькоатлю, приняв их за вестников божественного владыки.

В книге «Сказание о Кецалькоатле» Хосе Лопес Портальо (писатель и политический деятель, президент Мексики с 1976 года) говорил:

Так вспыхивает свет и создается мир -
Его по-своемy образовать желает
Кецалькоатль - Перо на чешyе,
Орел-Змея, Паренье в небесах
и Стланье по земле.

Перевод М. Былинкиной

У индейцев майя Кецалькоатль назывался Кукульканом. Изображался он в виде пернатого змея с человеческой головой. Впрочем, число изображений Кецалькоатля огромно, самое раннее относится к VIII - V векам до нашей эры.

«Мифологический бестиарий»,
Калиниград, 1999



В центральноамериканских культурах доколумбовой эпохи змея (по-ацтекски коатль) обозначала пятый день календаря. Для всех, родившихся под этим знаком, она была по преимуществу негативным предзнаменованием, так как считалась бездомным и бедным существом. Люди, зависящие от этого знака, становятся разъездными торговцами и воинами, вынужденными кочевать с места на место.

Напротив, божественное существо Кецалькоатль, украшенное зелеными перьями птицы кецаль (кецаль - яркая зеленая птица, имеет перья на хвосте свыше двух футов длиной, и когда она летает, птица выглядит похожим на мерцающую змею), имеет высокое религиозное значение, причем оно соединяет в себе символические качества птицы и змеи как дуалистической системы, связывающей небо и землю.

…Коацекоалькос означает Святилище Змеи. Именно здесь в далекой древности высадился на берег Кецалькоатль со своими спутниками, прибыв в Мексику из-за моря на судах, борта которых блестели подобно змеиной коже

Г. Хэнкок, «Следы богов»

По легендам индейцев, Кецалькоатль отбыл из Центральной Америки морем, отплыв на плоту из змей.

Полярность птицы и змеи нашла отражение, в частности, в гербе города Мехико (по-ацтекски Теночтитлан), на котором изображен сидящий на кактусе орел со змеей в когтях. Эта комбинация имеет большое значение во всем мире как символ противоположностей и их соединения

Луркер М., «Орел и змея», 1983.


В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея.

Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу - пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами - их можно увидеть там и в настоящее время.


В книге де Бурбурга мексиканский полубог Вотан, рассказывая о своем путешествии, описывает подземный ход, который проходил под землею и кончался у основания небес, добавляя, что проход этот был Змеиною Норою, un agujero de colubra; и что он был допущен туда, потому что сам он был Сыном Змей или Змием.

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Теотиуакан - город богов, место, где люди становились богами; обитель тех, кто знает дорогу к богам. Легенда говорит о том, что пирамиды были построены великанами для того, чтобы превращать людей в богов. Храм Кецалькоатля - шестиступенчатая пирамида, высотой 22 метра. На нем сохранились остатки многоцветья красок, покрывавших его в древности. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из облицовочных плит и красовались по бокам массивной центральной лестницы. Удлиненные челюсти были отягощены клыками, на толстой шее у каждой змеи - венчик из перьев.

Кетцалькоатль («пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus), крупнейший представитель отряда птерозавров.

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись , богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (Венерой) (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды, планеты Венера. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск. Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

Влияние бога Теотиуакана распространилось и на майя, которые звали его К"ук"улькан.

В Шочикалько (700—900 гг. н. э.) правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли тольтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Тольтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Се Акатль Накшитль Топильцин Кетцалькоатль (Один Тростник Наш Повелитель Пернатый Змей — науатль) (923—947 либо 947—1000-е гг.), легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. В настоящее время наиболее признанной датой появления Кецалькоатля в Туле считается 980 г. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

В псевдонаучных кругах характерную внешность Кетцалькоатля нередко трактуют как доказательство визитов европеоидных путешественников в древнюю Америку.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа (когда влияние Кецалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей.