Open
Close

П а лавров краткая биография. Основные идеи работы П.Л

ЛАВРОВ Пётр Лаврович (псевдонимы - Миртов, Кедров, Стоик и др., всего более 60) , российский философ, социолог, публицист, один из идеологов народничества; полковник (1858). Дворянин.

Окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1842), ученик М. В. Остроградского. Преподавал математику там же (1844-66), одновременно в Михайловской артиллерийской академии (1855-66; профессор с 1858) и Константиновском военном училище. С 1852 года публиковал статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики.

В юности Лавров познакомился с трудами французских социалистов Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, П. Ж. Прудона, позднее испытал влияние философов-позитивистов О. Конта и Г. Спенсера. В 1841 году опубликовал первое стихотворение «Бедуин», в дальнейшем писал свободолюбивые стихи (расходились в списках; в 1856 переслал А. И. Герцену в Лондон 5 стихотворений, в том числе «Пророчество», «Русскому народу», которые были изданы в сборнике «Голоса из России», 1857, книга 4). Широкую известность получила «Новая песня» («Отречёмся от старого мира!...», 1875, позднее именовалась «Рабочая марсельеза»). В первой публицистической статье «Письма о разных современных вопросах» (1857) Лавров провозгласил принцип единства знаний и действий, что стало его жизненным кредо.

В конце 1850-х - начале 1860-х годов Лавров активно участвовал в общественной жизни: в 1861 избран казначеем Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным (Литературного фонда), подписывал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, выступил в защиту участников студенческих волнений в Санкт-Петербурге, направленных против реформ Е. В. Путятина. Тогда же разрабатывал свою «практическую философию» (именовал её антропологизмом) (статьи «Гегелизм», 1858; «Очерки вопросов практической философии. 1. Личность», 1860; «Три беседы о современном значении философии», 1861), в центре которой - цельная личность, человек «в его реальном единстве, как ощущающий и действующий, как желающий и познающий». Согласно Лаврову, «внутренне свободная» личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом, её нравственная обязанность - изменение этого общества, участие в историческом движении. Представлял идеальный общественный строй в виде «нравственного социализма», основанного на принципах «общественной солидарности» и «справедливости», добровольном союзе свободных и нравственно развитых личностей. Сам Лавров, придя к выводу об истинности социалистической идеи, посчитал себя «нравственно обязанным» добиваться её практической реализации. Летом 1862 Лавров сблизился с подпольной организацией «Земля и воля» 1860-х годов, хотя, по его собственному признанию, контакты с ней были «ничтожны». В статье «Постепенно» (конец 1862) с революционно-демократических позиций осудил медленный, по его мнению, ход правительственных реформ.

Заведующий редакцией философских наук, затем редактор «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» (т. 1-5, 1861-63). С 1863 фактически возглавлял редакцию журнала «Заграничный вестник» (официально в должности не утверждён из-за отрицательного отзыва 3-го отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии). Поддерживал тесные связи с лидерами женского движения (член Общества женского труда и др.).

В апреле 1866 года, после покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II, Лавров арестован по обвинению в распространении «вредных идей» и связях с людьми, «известными правительству своим преступным направлением», сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавров написал одно из своих главных произведений - «Исторические письма» (опубликованы в 1868-69 в газете «Неделя», отдельное издание - 1870; 5-е легальное издание - 1917; неоднократно переиздавались в вольной и нелегальной печати). В них Лавров провёл разграничение наук на феноменологические (социология, психология и этика), исследующие законы существования повторяющихся явлений и процессов, и морфологические (история), исследующие распределение предметов и форм в пространстве и во времени, в данной, единичной совокупности явлений. Считал, что в истории случайные видоизменения играют большую роль, чем повторяющиеся и неизменные факты, обособленные явления значат больше, чем «экземпляры» общего закона, единственное в своём роде - больше, чем повторяющееся. Лавров считается основоположником (наряду с Н. К. Михайловским) «субъективной школы» методологии истории. Н. И. Кареев назвал его первым социологом в России. В «Исторических письмах» также дана «формула прогресса». Его главная движущая сила - «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая нравственным стержнем; подлинными деятелями прогресса такие личности становятся, объединившись в «партию», которая придаёт их борьбе «направление» и единство. Важнейший элемент концепции Лаврова - идея уплаты интеллигенцией долга народу, которому она обязана своей «освобождённостью от физического труда» во имя умственного совершенствования. Отдавая свой долг народу, интеллигенция должна просвещать и обучать его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции, чтобы «уменьшить зло в настоящем и в будущем» (сторонников Лаврова в народничестве именуют «пропагандистским» направлением). Эта идея встретила живой отклик в среде радикально настроенной интеллигенции и оказала значительное влияние на формирование её мировоззрения. По отзывам современников, «Исторические письма» стали «евангелием социально-революционной молодёжи», идейно подготовили «хождение в народ».

В 1870 году Лавров с помощью Г. А. Лопатина бежал из ссылки, эмигрировал во Францию, вступил в одну из секций Интернационала 1-го, был свидетелем Французской революции 1870, а также Парижской коммуны 1871 (обобщил её опыт в книге «18 марта 1871», изданной в Женеве в 1880). Переселился в Цюрих, затем в Лондон (сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом), редактировал непериодическое издание «Вперёд!» (1873-77) и газету с тем же названием (1875-76). Публиковал статьи о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского», о «равноправности против монополии». Развил своё учение о партии: полагал, что партия не может «вызвать» революцию, её задача - «облегчить и ускорить неизбежный переворот» и свести к минимуму революционное насилие; она должна соединять представителей интеллигенции с народом. Полемизируя со сторонниками М. А. Бакунина и П. Н. Ткачёва, Лавров доказывал, что «революционное насилие возможно до определённого минимума», что без тщательной предварительной подготовки заговор или стихийный народный «бунт» приведёт в случае успеха лишь к перераспределению имущества, т. е. к установлению буржуазного строя. Осуждал «революционный зуд» молодёжи, из-за которого, как считал Лавров, может быть поставлено под угрозу будущее России. В отличие от анархистов, обосновывал необходимость сохранения государства на некоторое время после победы социальной революции и скорейшего перехода от него к свободной федерации самоуправляющихся общин. По убеждению Лаврова, воспринять социалистические идеи способно крестьянство, так как оно сохранило реальную основу социалистического переустройства общества - крестьянскую общину и мирское самоуправление.

Под псевдонимами Лавров продолжал сотрудничать в легальной русской печати, публиковал статьи по проблемам философии искусства, литературно-критические выступления, рецензии и др., но главной темой теоретических изысканий Лаврова по-прежнему оставались философские проблемы: статьи «Научные основы истории цивилизации» («Знание», 1872, № 2), «Очерки систематического знания» (там же, 1873, № 6), книги «Опыт истории мысли» (т. 1, вып. 1, 1875), «Опыт истории мысли нового времени» (т. 1, часть 1-2, 1888-94), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» (1898; под псевдонимом С. С. Арнольди); книга «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903; изданы посмертно под псевдонимом А. Доленги), представляла собой подготовительные материалы к задуманному Лавровым обобщающему энциклопедическому труду по истории мысли (не осуществлён).

На рубеже 1870-80-х годов политические взгляды Лаврова эволюционировали в сторону большего радикализма. В 1878 году он установил связь с польским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандировавших «практические действия русских социалистов в России». Если в программе «Вперёд!» Лавров отдавал приоритет социально-экономическим преобразованиям перед политическими, считая, что в условиях экономического неравенства не может быть и подлинной политической свободы для всех, то к началу 1880-х годов он пришёл к выводу о необходимости первоочередного осуществления в России политического переворота силами самой революционной интеллигенции, способной после свержения монархии создать народную партию и ликвидировать экономическое господство буржуазии. В начале 1880-х годов Лавров сблизился с «Народной волей». В 1881 году участвовал в создании заграничного отдела «Общества Красного креста "Народной воли"». Один из редакторов «Вестника "Народной воли"» (1883-86). Разделяя социалистические цели «Народной воли», Лавров отвергал террористические методы её борьбы, считая, что социалисты должны действовать не против отдельных личностей, а против строя, порождающего их.

Лавров полемизировал с российскими марксистами (Г. В. Плехановым и др.): признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров продолжал придерживаться мнения, что в развитии России главную роль играет крестьянство.

В 1889 году Лавров представлял Россию на Международном социалистическом конгрессе в Париже, положившем начало Интернационалу 2-му. В 1892-96 участвовал в издании серии «Материалы для истории русского социально-революционного движения», в которой опубликовал свою работу «Народники-пропагандисты 1873-1878 годы» (выпуск 1-2 и 3-4, Женева, 1895-96; в России с цензурными изъятиями опубликован в 1907, полностью - в 1925) - один из первых очерков истории народнического движения. Попытки теоретического обобщения опыта революционного движения в России во 2-й половине 19 века предпринял в статьях «Взгляд на прошедшее и настоящее русского социализма» («Календарь "Народной воли"», 1883), «История, социализм и русское движение» (1893) и др.

Похороны Лаврова на кладбище Монпарнас сопровождала многотысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

Источн.: Материалы для биографии П. Л. Лаврова. П., 1921. Вып. 1; Лавров. Годы эмиграции: Архивные материалы: В 2 т. / Отобрал, снабдил примечаниями и вступительным очерком Б. Сапир. Dordrecht; Boston, .

Соч.: Собр. соч. Сер. 1, 3-6. П., 1917-1920. Вып. 1,2, 5-9; Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1934-1935. Т. 1-4; Философия и социология. Избр. произведения: В 2 т. М., 1965.

Лит.: Богатов В. В. Философия Лаврова. М., 1972; Pomper Ph. Р. Lavrov and the Russian revolutionary movement. Chi., ; Семенкова Т. Г. Экономические взгляды П. Л. Лаврова. М., 1980; Володин А. И., Итенберг Б. С. П. Л. Лавров. М., 1981; Антонов В. Ф. Революционное творчество П. Л. Лаврова. Саратов, 1984; Итенберг Б. С. П. Л. Лавров в русском революционном движении. М., 1988; Васильев А. В. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания «Исторических писем» П. Л. Лаврова. М.; Мариуполь, 1995; Казаков А. П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX в.: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский. СПб., 2006.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Идеологом второго направления в народничестве -- пропагандистского, -- был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 -- 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Лавров, Петр Лаврович (1823- 1900) - русский философ, социолог, публицист, теоретик революционного народничества. Псевдонимы - Арнольди, Доленги, Кедров, Миртов, Стоик, Столетов, всего около 60.

Родился 2 июня 1823 в с.Мелихово Великолуцкого у. Псковской губ в семье потомственных дворян. Получив домашнее образование, поступил в Петербургское артиллерийское училище, где считался лучшим учеником М.Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нем репетитором, затем преподавателем математики. В 1844-1846 преподавал математические предметы в военных учреждениях Петербурга.

Революции 1848-1849 в европейских странах стали стимулом для духовного созревания Лаврова. Под их влиянием он написал ряд антиправительственных стихотворений (Пророчество, К русскому народу), которые выслал в Лондон А.И. Герцену, немедленно их опубликовавшему. Энциклопедически образованный, с 1852 он начал публиковать статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики, философии. Жил литературным трудом и преподаванием истории и иностранных языков как домашний учитель, лишившись наследства из-за ссоры с отцом (тот был недоволен его женитьбой на вдове с двумя детьми).

С 1857 сотрудничал в петербургских изданиях «Отечественные записки», «Библиотеке для чтения», «Русское слово». Его статьи по остро-полемичным вопросам современности - печатались в «Колоколе» Герцена, в них Лавров писал о необходимости уничтожения крепостного права и улучшении положения крестьян.

В 1858 был произведен в полковники, получил ученую степень профессора, стал помощником редактора «Артиллерийского журнала».

Разойдясь с идеологами «Современника» по философским вопросам, Лавров принимал участие в организованных и проводимых ими акциях: выступал на студенческой сходке 1861, подписывал публичные протесты против ареста народника М.Л. Михайлова, против проекта университетского устава, лишавшего университеты права на автономию. В тот же год стал одним из организаторов и старшин литературного «Шахматного клуба», ставшего центром собраний либеральной интеллигенции.

В 1862 сблизился с Чернышевским, Н.В. Шелгуновым, но их попытки призывать крестьян к революции («К топору!») не одобрял, считая возможным мирное осуществление «гармонии интересов личности из господствующего класса и интересов большинства подчиненного класса», ставил вопрос об осуществлении на практике «законов нравственности».

В 1864-1866 - был негласным редактором «Заграничного вестника». В апреле 1866 после покушения Д.В. Каракозова на Александра II был арестован, в 1867 сослан в Тотьму, а потом в г. Кадников Вологодской губ.

В феврале 1870 друзья (среди которых был Г.А. Лопатин) помогли ему бежать из ссылки. Эмигрировал с семьей в Париж, там был принят в члены Антропологического общества. Осенью вступил в Международное Товарищество рабочих (I Интернационал), в 1871 стал участником Парижской коммуны.

В 1871 по поручению коммунаров выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров оставался при мнении, что в развитии России главную роль играет крестьянство. В 1873-1875 он выпускал непериодическое издание «Вперёд», в 1875-1877 - газету с тем же названием (издавались в Цюрихе и Лондоне). Статьи Лаврова о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского», о «борьбе труда против праздного пользования благами жизни», о «равноправности против монополии» свидетельствовали о том, что он стал сложившимся социальным эгалитаристом, сторонником социального равенства.

Считал главной своей задачей пропаганду идей революции среди крестьян, поэтому близкое ему направление в народничестве именуют, вслед за В.И.Лениным, «пропагандистским». Он разделял народнические воззрения на крестьянскую общину как основу будущего общественного строя, настаивал на приоритете социальных проблем перед политическими, развивал идею самобытности и неповторимости исторического пути России. Выступая против анархизма, бунтарства, революционного авантюризма М.А. Бакунина и заговорщицкой тактики П.Н. Ткачева, Лавров полагал, что «революционное насилие возможно до определенного минимума». При этом, по его мнению, «перестройка русского общества должна быть осуществлена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа».

В 1878 установил связь с польским и русским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандирующих «практические действия русских социалистов в России». Связанный с 1879 и с «Черным переделом», и с «Народной волей», он принял на себя представительство последней за границей. Полагая, что социальная революция выйдет в России не из города, а из села, призывал интеллигентов готовить пропагандистов из народа, но сам склонялся также к признанию террора как метода борьбы с самодержавием.

В 1882 вместе с В.И. Засулич выступил организатором «Красного Креста Народной воли», видя в ней «единственную в России революционную партию». Был выслан властями из Парижа, но под другой фамилией вновь вернулся в этот город. Живя там, постоянно публиковался в заграничных и русских журналах - «Отечественных записках», «Деле», «Знании», используя разные псевдонимы.

В 1892-1896 принимал участие в издании Материалов для истории русского социально-революционного движения. Изучая историю социалистических учений, разрабатывал собственную теорию рабочего социализма, основанную на принципах общей собственности, всеобщего труда и автономной светской общины. Отмечал роль марксизма в научном социализме, но скептически относился к деятельности социал-демократов в России и к плехановской группе «Освобождение труда».

Определив свое мировоззрение как «антропологизм», Лавров считал себя наследником мировой социально-теоретической мысли, начиная с Протагора и древних скептиков и кончая О. Контом, Л. Фейербахом, Г. Спенсером, неокантианцами. Позднее на него оказали влияние некоторые идеи Маркса. В философских сочинениях Лаврова царил дух «позитивной философии»: обосновывалось решающее значение научного знания, решительно критиковались различные формы метафизики. Отсюда брала начало и непримиримость Лаврова к вульгарному материализму немецких естествоиспытателей (К. Бюхнера, Л. Фохта).

Лавров не был эпигоном европейского позитивизма и материализма. Его философские и социологические взгляды были достаточно самостоятельны и оригинальны. В центре его миропонимания всегда стояла некая «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая жестким нравственным стрежнем. Передовую интеллигенцию - «небольшую группу личностей» - он считал двигателем общественного прогресса, но довольно расплывчато представлял ее стремящейся «к воплощению в общественных формах истины и справедливости». Полагая, что только единение интеллигенции с народом может создать «нравственный социализм», он писал: «мы не хотим насильственной власти на смену старой... Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые». Социализм, по его мнению, был «неизбежный результат современного процесса экономической жизни», и более, чем иные концепции общественного блага, соответствовал нравственному идеалу человечества. Но осуществить переход к нему должна была помочь «сельская община и артельные союзы». Парижскую Коммуну он называл образцом социалистического государства.

В последние годы он жизни написал ряд обобщающих трудов: Опыт истории мысли Нового времени (начатый в 1898 и оставшийся незаконченным); Народники-пропагандисты 1873-1878 (был опубликован уже после его смерти в 1907). Остались незавершенными Задачи понимания истории и История мысли с размышлениями о революции и нравственности.

Лавров умер в Париже 25 января (6 февраля) 1900, его похороны на кладбище Монпарнас сопровождала восьмитысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

В 1923 его именем была названа улица в Петербурге.

лавров идеолог революционное народничество пропаганда

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения и формирования социалистических взглядов П.Л. Лаврова, анализ объективно-исторического контекста его социально-значимых идей. Субъективный метод как способ познания общественных процессов. Идеал социалистической нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2013

    М.А. Бакунин - русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Необычность биографии Бакунина. Теоретические взгляды М.А. Бакунина. Его политическая деятельность в России. Взгляды теоретиков народничества.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Народничество как идеология российского освободительного движения. Идеология народничества. Народнические организации и их деятельность. Характеристика революционного направления, либерального (реформаторского) и легального направления народничества.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Исторические предпосылки и обстоятельства вхождения на русский престол молодого царя Петра I, личностное становление данного правителя. Характер и направления петровских реформ, их результаты и историческая оценка. Значение Петра и его реформ в истории.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Детство Петра. Венчание Петра на царство. "Хованщина". Петр в Преображенском. Нововведения Петра. Петр-дипломат.Инженерные интересы Петра. Место и роль России в международных отношениях. Император, сотканный из противоречий.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Складывание и развитие теории народничества. Организация революционных народников, их тактика в 70-80-е гг. XIX в. Кризис революционного и появление либерального народничества. Распространения марксизма в России группой "Освобождение труда" Г. Плеханова.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Рассмотрение работы дореволюционных историков, советских исследователей и современных историков, писавших о путешествиях Петра I на Север и в связи с этим о его визитах в Вологду. Характеристика классификации источники по их внутреннему содержанию.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Гетманом-государственником, деятельность которого была направлена на борьбу за независимость Украины, - таким в истории возникает Петр Дорошенко. Дорошенко упорно держался союза с Турциею. Это был последний сподвижник Хмельницкого.

    реферат , добавлен 01.04.2007

    Внутреннее положение Русского государства во второй половине XVII в. Петр Первый - историческая обстановка, в которой протекала его жизнь и деятельность, краткая биографическая справка, внешность и характер, государственная и экономические реформы.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Детство Петра, обучение наукам и жажда деятельности. Взятие Азова и постройка гавани. Судостроительные замыслы Петра Первого. Внешняя и внутрення преобразовательная деятельность государя. Церковные реформы, "табель о рангах", введение ассамблей.

Пётр Ла́врович Лавро́в (псевдонимы Миртов , Арнольди ,и др.; 2 июня , Мелехово, Псковская губерния - 25 января [6 февраля ] , Париж , Франция) - русский социолог , философ , публицист и революционер . Один из идеологов народничества .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Лавров цитирует Порошенко

    Васёк Трубачёв и его товарищи 1955 Полная версия

Субтитры

Биография

Последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением (редактировал «Материалы для истории русского социально-революционного движения»), посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории» и «Важнейшие моменты в истории мысли». В его наследии, не до конца выявленном (известны 825 произведений, 711 писем; раскрыто около 60 псевдонимов), - статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня » (текст опубликован в газете «Вперёд!», 1875, № 12 от 1 июля), получившая позднее название «Рабочая Марсельеза» («Отречёмся от старого мира…»), которую А. А. Блок называл среди «прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце… не вырвешь иначе, как с кровью…» .

Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас . Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».

Философские взгляды Лаврова

По философским своим воззрениям Лавров был эклектиком , пытавшимся сочетать в одно учение системы Гегеля , Фейербаха , Ф. Ланге , Конта , Спенсера , Прудона , Чернышевского , Бакунина , Маркса . Основной чертой его мозаичного мировоззрения был позитивистический агностицизм . С точки зрения официальной советской философии народники в лице Лаврова сделали шаг назад от Чернышевского - от материализма в сторону позитивизма .

Как историк и социолог Лавров был идеалистом и субъективистом . Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому первая задача революционных деятелей - выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Лавров дал следующую формулировку: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости» [ ] .

Морализующий и академический характер социально-политической программы Лаврова сделал его вождем правого крыла русских революционеров 1870-х годов, обусловив создание ряда групп его последователей, например, «Башенцев» . Последовавший революционный подъём привёл к быстрой потере Лавровым его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму . Призывая к единству всех социалистических направлений, Лавров стремился к включению в свою систему и элементов марксизма . Несмотря на это, социализм Лаврова носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России , о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. д.). Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых социал-демократических кружков в России.

Отношение к искусству

В вопросах искусства Лавров первоначально (в 1850-1860-х годах) стоял на позиции чистого искусства. В 1870-1880-x годах Лавров стал ценить искусство с точки зрения соответствия его содержания идеалам революционной интеллигенции (статья «Два старика», 1872, - о В. Гюго и Ж. Мишле - и др.), не переставая говорить о «стройности формы». Реакционное искусство признаётся им не только вредным, но и не имеющим эстетической ценности. Лавров один из первых занялся изучением революционной и рабочей поэзии (статьи «Лирики тридцатых и сороковых годов» - о Гервеге , Эб. Эллиоте (англ. ) и др., 1877).

В 1890-х годы Лавров становится на точку зрения отрицания искусства как самостоятельной надстройки: единственная задача, которая по его мнению останется за искусством, - это «украшение жизненных и научных потребностей». Эта динамика воззрений Лаврова на литературу дала себя знать в статьях, посвящённых явлениям западноевропейской литературы (помимо упомянутых статей - «„Лаокоон“ Лессинга», 1860, «Мишле и его „Колдунья“», 1863, «Г. Карлейль», 1881, «Лонгфелло» и «Шекспир в наше время», 1882), представляющих интерес и в том отношении, что в них раскрывается литературно-критический метод Лаврова. Порицая писателя за «отсутствие страстного и живого участия в интересах и вопросах современности» (статья «Лонгфелло»), Лавров преимущественно базировался на творчестве таких авторов с социальным уклоном, как В. Гюго , Г. Гервег , У. Уитмен и др., давая им не лишённые социальной и политической остроты характеристики.

Лавров был дворянином, ушедшим от своего класса и перешедшим на сторону крестьянства . Дворянское прошлое внесло в народническую идеологию Лаврова своеобразные ноты - теорию уплаты долга народу за привилегированное положение своё и своих предков.

…мы - только выражение ваших чувств, ваших

стремлений, вашей злобы, вашей борьбы…

П.Л. Лавров

Петр Лаврович Лавров (1823 -- 1900) - знаменитый теоретик русского революционного народничества, философ, публицист, социолог. Лавров является одной из ключевых фигур эпохи революционного народничества.

Главной для творчества Лаврова стала проблематика революции и социализма. Свою роль Петр Лаврович видел в том, чтобы в качестве мыслителя быть «знаменщиком», наставником революционеров. Он отмечал, что революция - это назревший плод эволюции, которая приходит с неизбежностью в кризисной ситуации, когда частичное обновление общества невозможно. Следуя традиции А.И. Герцена, Лавров различал революцию политическую и социальную. Последняя должна произойти не в форме простой перемены власти господствующих классов, а «в форме полного экономического переворота, во имя определенных начал, которые требуется осуществить». История, утверждал он, показывает постоянное уменьшение политического и увеличение социального элемента в борьбе масс. Причем уже с середины XIX в. наступила эра народных, социальных революций, необходимость и возможность которых Лавров увязывал, прежде всего, не с факторами экономической детерминации развития общества (как марксисты), а с развитием естественных потребностей людей, их стремлением к справедливому решению экономических и общественных проблем. К тому же критическая мысль, по его мнению, дошла до научного понимания законов социологии, образовалась «новаторская интеллигенция», видящая в социальной революции единственно разумную революцию в истории. Лавров допускал возможность победы социальной революции первоначально в одной стране или ряде стран, при этом утверждалось, что при всем различии стран Запада и России, социальный взрыв везде стоит в повестке дня.

Ученый и революционер полагал (как и другие народники), что в России налицо специфические, по сравнению с Западом, условия для социалистических преобразований. Страна может миновать капитализм и перейти к «сознательному прогрессивному общежитию», благодаря сохранению «элементарной солидарности» людей, «значительной солидарности обычая». Возможности такого перехода Лавров объяснял особенностями русского крестьянства, сохранением «формы общинного быта и артельных союзов» (Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2. С. 487). Отсюда вывод: революция, политическая и одновременно социальная, выйдет не из городов, а из сел. Применительно к России середины 1870-х гг. были сформулированы признаки революционной ситуации: 1) увеличение страданий масс, которые не могут быть устранены «в формах старого порядка»; 2) умственный и нравственный паралич господствующих групп старого общества; 3) наличие «развитых личностей», как среди интеллигенции, так и народа, которые могут увлечь за собой народные массы. Однако в начале 1880-х гг. Лавров, с учетом изменившейся ситуации в России, конкретизировал задачи борьбы, признав первостепенность задач политического переворота. В 1883 г. в «Вестнике Народной воли» (№ 1) устранение абсолютизма, изменение политического строя в России он объявлял необходимой ступенью в достижении целей социалистов.

Значительное внимание Лавров, в отличие от других народников, уделял проблемам подготовки революции, доказывая, что методом стихийного порыва, без серьезного подготовления социального взрыва успеха невозможно добиться. Во-первых, сами революционеры должны вооружиться знанием «законов развития общественных форм», понять народные потребности, во-вторых, благодаря пропаганде и посредством своей «страдальческой жизни», народ должен осознать необходимость революции и поверить в свои могучие силы. Интеллигенты-пропа­гандисты должны помочь становлению армии пропагандистов из народа. При этом только после социальной революции, когда рухнет притеснительное государство возможно приобщение на­рода к широкому образованию и научному знанию. За подобные установки многие эмигранты упрекали Лаврова в «недостаточной революционности».

В контексте взглядов на социальную революцию, необходимость ее подготовки Лавров первым серьезно разрабатывал учение о партии, которая, придавая борьбе «направление и единство», должна организовать победу. Первоначально главную роль в построении революционной партии он уделял радикальной интеллигенции, критически мыслящим личностям, отмечал необходимость их сплочения, самоорганизации, чтобы они из единиц стали коллективной силой. Однако позднее, с учетом опыта «хождения в народ», Лавров в работах «Государственный элемент в будущем обществе» (1876), «Задачи организации социально-революционных сил в России» (1876) и др. внес коррективы и обосновал концепцию тайной революционной партии самого народа, которая имела бы секции по всей России. Он полагал, что задача «первоначального кадра» настоящей партии - групп молодежи из интеллигенции - привлечь в нее общинников, артельщиков, тех, кто не оторвался от «народной солидарности». Тогда по всей России будет складываться партия предводителей народа, ведущая пропаганду, действующая в своей среде, способная пропитать массы волей к борьбе, чтобы они вырвали свой «исторический крест». Народ «выставит десятки тысяч сознательных социалистов, в среде которых расплывутся, как капля в море, сотни революционеров из интеллигенции, и этим лучшим людям из народа будет принадлежать действительное подготовление революции, определение минуты ее наступления, призыв к восстанию, руководство на другой день после революции». Лавров особо подчеркивал важность идейного и организационного единства партии как «стройной и цельной организации, достаточно искусно связанной во всех своих частях», необходимость ее взаимодействия с единомышленниками в зарубежных странах. После волны репрессий, последовавшей за убийством императора Александра II народовольцами 1 марта 1881 г., Лавров вновь внес важные дополнения в планы строительства партии, исходившие из того, что в создавшейся ситуации одной из главных непосредственных задач является удар по правительству. Отдельные концептуальные положения Лаврова, относившиеся к революционной партии, нашли отражение в деятельности «Народной воли». В первые годы ее существования (1879 - 1880) он относился к ней сдержанно, и не только в силу принципиальных разногласий (например, Лавров не одобрял акценты на террор), но и субъективных причин (партия создавалась без его участия). Однако с 1881 г. Петр Лаврович приступил к тесному сотрудничеству с «Народной волей», убедившись, что «…успех революционного дела в России все более отождествляется с успехом этих ”террористов”» (Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2. С. 652). В 1882 г. он участвовал в создании заграничного отдела «Красного креста ”Народной воли”» в Париже, с 1883 г. был соредактором журнала «Вестник Народной воли», который, как он заявлял, должен отражать мнения представителей «разных теоретических оттенков социализма». Разделяя цели «Народной воли», Лавров не полностью соглашался с установками этой партии, в частности считал опасной систему «красного террора» против представителей власти в качестве главного тактического оружия. В то же время Лавров стал скептически относиться к способности интеллигенции сблизиться с народом; был вынужден признать ограниченность классового самосознания крестьянства.

Лавров много внимания уделял изучению истории социализма, истоки которого пытался найти в отдаленном прошлом; он проследил фазисы развития социализма через развитие идей. О социализме Петр Лаврович писал больше, чем любой другой теоретик революционного народничества. Он разработал концепцию «научного», или «рабочего социализма», который строился на почве «общности труда» и выступал как неизбежное следствие прошедших этапов истории. Лавров надеялся, что борьба под знаменем «рабочего социализма» приведет к строю «социалистического общежития», к гармонии интересов, труда и знания. Человек будет на основе всеобщего труда на общую пользу отдавать все свои силы для развития общества и брать лишь необходимое для личного существования и развития. Фактически Лавров, вслед за Герценом и Чернышевским, отстаивал общинный строй будущего общества, для которого характерны общая собственность и всеобщий труд, а основным звеном государственного и общественного устройства выступает «автономная светская община». В противовес анархистам, Лавров подчеркивал вынужденную необходимость использования государственной машины победившим народом для «осуществления прогресса» и подавления реакционных сил, предполагая при этом, что государственные элементы будут постепенно отмирать по мере формирования «свободной федерации общин».

Отмечая роль марксизма, Лавров считал его только одним из учений «научного социализма», разработанным в основном на материалах Западной Европы. При этом он неоднократно критиковал марксистов за их попытки утвердить свое идеологическое господство в социалистическом движении. С середины 1880-х гг., не без влияния марксизма, Лавров стал больше внимания уделять тенденциям развития реального общества, в частности экономическим процессам. Изучал особенности классовой борьбы в различных странах, деятельность политических партий. Отстаивая необходимость единства, солидарных действий всех социально-революционных сил в родной стране, Лавров порицал Г.В. Плеханова за неоправданную остроту и категоричность его выступлений против народников. Приветствовал начало (с середины 1890-х гг.) массовой пролетарской борьбы в России. В последние годы жизни издал ряд обобщающих трудов, в частности: «Народники-пропагандисты 1873 - 1878 гг.» (1896), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории» (1898). http://www.hrono.ru Хронос. Всемирная история в интернете

Пётр Лаврович Лавров (псевдонимы Миртов , Арнольди , и др.; 2 июня 1823, Мелехово, Псковская губерния - 25 января 1901, Париж, Франция) - русский социолог, философ, публицист и революционер, историк. Один из идеологов народничества.

Биография

По происхождению дворянин. Отец, Лавр Степанович, - участник Отечественной войны 1812 года, личный друг А. А. Аракчеева, полковник артиллерии в отставке. Мать, Елизавета Карловна (урождённая Гандвиг) - из обрусевшего шведского рода. Получил хорошее домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками (в кругу его чтения - книги из французской библиотеки отца). В 1837 поступил в артиллерийское училище в Петербурге (1837-1842 гг), где считался лучшим учеником М. Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нём репетитором. Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности, познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом, без которых

человек ничто… он наг и слаб в руках природы, он ничтожен и вреден в обществе

Из дневника

В 1844 году, после окончания высших офицерских классов, оставлен при училище репетитором математических наук, что положило начало его военно-преподавательской карьере - в Петербургской Михайловской артиллерийской академии (с 1858 - полковник и профессор математики), в Константиновском военном училище (с 1860 наставник-наблюдатель). Во время Крымской войны находился под Нарвой, хотя, как писал в автобиографии (от третьего лица), «ни в каких военных действиях ему участвовать не случилось». В 1847 г. Лавров женился на слывшей красавицей вдове с двумя детьми, титулярной советнице Антонине Христиановне Ловейко (сестре генерала А. Х. Капгера), что лишило его материальной поддержки со стороны отца. Необходимость содержать большую семью (у Лаврова только своих было четверо детей) и острая нехватка жалованья заставляют его писать специальные статьи для «Артиллерийского журнала» и подрабатывать репетиторством. После смерти отца (1852) и старшего брата Михаила жизнь в материальном плане становится более обеспеченной.

Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.

В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.

В 1860-х годах принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н. Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. В. Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением» (Чернышевскому, Михайлову и профессору П. В. Павлову), и в январе 1867 года приговорен к ссылке в Вологодскую губернию (Тотьма, Вологда, Кадников), где жил с 1867 по 1870 года (см.. В Тотьме он познакомился с А. П. Чаплицкой, полячкой по национальности, арестованной за участие в Польском восстании 1863-1864 годов, ставшей его гражданской женой (ум. в 1872).

В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение - «Исторические письма». В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде лично­стям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправед­ливости. «Исторические письма», будучи социально-политическим произве­дением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно мо­лодежь, искала новые возможности приложения своих сил для уча­стия в освобождении народа: надежды Н. Г. Чернышевского на на­родное восстание после отмены крепостного права не оправда­лись; «теория реализма» Д. И. Писарева с её культом естествозна­ния не обещала скорых результатов; заговорщическая деятельность «Народной расправы» С. Г. Нечаева была использована правитель­ством для дискредитации «ни­гилистов». Поэтому в обстановке конца 1860-х - начала 1870-х гг. это произведение Лаврова стало «ударом грома», одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов.