Open
Close

Отношение государства церкви в 17 веке. Влияние на государственный строй Ивана Грозного

В середине XVII в. началась реформа Русской православной церкви, повлекшая за собой ряд серьезных изменений в политической и духовной жизни русского общества.

Социальный кризис середины XVII в., тяжелое экономическое положение страны в той или иной форме затрагивали отношения между государством и церковью — крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые привилегии, обладавшим огромным политическим весом и идеологическим влиянием. Попытка власти ограничить права церкви (например, с помощью Монастырского приказа) встретила с ее стороны решительный отпор и даже усилила ее политические притязания.

Кризисные явления поразили и саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стя-жательство, разврат и т. д.), разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому образцу.

В конце 1640-х годов в Москве возник кружок «ревнителей древнего благочестия», объединивший людей, обеспокоенных как положением дел в церкви, так и проникновением светских начал в духовную жизнь общества. Вскоре среди членов кружка начались расхождения по вопросу выбора образца. Одни — С. Вонифатьев, будущий патриарх Никон , Ф. Ртищев — считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды надо по греческим меркам. Другие — И. Неронов, протопоп Аввакум Петров — суть реформы видели в возвращении к неповрежденной русской старине, решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные книги лишь по древним славянским рукописям.

Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении сознания, которое проявлялось в его рационализации и индивидуализации у части посадских людей и верхов общества. Так, именно в XVII в. у ремесленников появились личные клейма, до этого они ощущали себя соучастниками коллективного творения и не «подписывали» свою продукцию. Таким образом, все более осмысливалась связь между личными усилиями человека и результатами его труда, и даже — его социальным положением. Не случайно, что именно в эту эпоху появилась поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Он надеялся также достичь мощи и великолепия имперской государственной власти. Здесь сказалось влияние теории «Москва — третий Рим».


Для осуществления внешнеполитических целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквах на тер-риториях, которые планировалось присоединить к России или взять под ее контроль.

После избрания Никона патриархом реформа начала проводиться в жизнь. В 1653 г. он разослал по всем московским церквам «память» (циркуляр) о замене" крестного знамения с двуперстного на троеперстное. Против ослушников с благословения царя он развязал репрессии. Непримиримость Никона, поспешность и насильственные методы проведения реформы вызвали глубокий протест населения и стали одним из факторов раскола.

После отъезда в 1658 г. Никона из Москвы и опалы, вызванной как чрезмерным властолюбием патриарха, питаемым его главной идеей «..священство царства преболее есть», так и происками бояр, не желавших подчиняться «худородному», из мужиков патриарху, преобразования церкви продолжил сам царь. Собор 1666-1667 гг. окончательно низложил Никона. Одновременно «раскольников» объявили еретиками, узаконив репрессии против них.

Было произведено изменение церковных обрядов и богослужебных книг в соответствии с новейшими греческими образцами. Эти образцы в течение веков претерпели изменения (изменилась даже форма крестного знамения), в то время как русская церковь сохранила обряды в том виде, в каком получила их из Византии .

Креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; Иным стало прочтение символа веры; имя Христа стало писаться «Иисус», а не «Исус», как требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введен был четырехконечный крест, считавшийся ранее «латинским». Произошла реформа церковно-славянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения.

Стремясь превратить Россию в землю обетованную, Никон начал на р. Истре строительство Воскресенского монастыря (по названию храма Воскресения в Иерусалиме) — Нового Иерусалима, который должен был стать духовным центром мирового православия.

Отношение государства и церкви. Никон, считая, что «священство выше царства», стал в 1652-1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем вопросам, обсуждавшимся Боярской думой , сначала докладывали патриарху. Эти меры оказались временными и после смещения Никона остались в прошлом, но некоторые уступки светская власть делала и позже. В 1667 г. был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 г. упразднен Монастырский приказ.

Одновременно происходило быстрое экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывались многие села.

Реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви.

Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствовавшую критическому отношению к традиции, восприятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных преобразований Петра I .

Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации патри-аршества и полного подчинения церкви государству.

Одним из духовных последствий реформы и раскола стала деформация идеи «Москва — третий Рим». Долгое время символ «третьего Рима» был двойственен и содержал в себе образ Иерусалима — центра святости и языческого Рима — политической и культурной столицы мира. В XVI в. Москва одновременно притязала как на особую святость, так и на политическое могущество. В результате раскола идея Нового Иерусалима, являвшаяся одним из стержней русской истории и культуры, ушла в подсознание общества. Вторую часть идеи подхватил Петр I, созидавший «Великую Россию» с новым политическим центром — Санкт-Петербургом, возводимом по образу имперского Рима.

Старообрядчество явилось одним из наиболее сложных и про-тиворечивых последствий реформы, раскола общества и церкви. По не-которым данным больше трети православного населения осталось в старой вере.

Характер староверия. «Раскол» представлял собой религиозно-психологическое явление, содержащее в себе в той или иной мере и социально-политические компоненты. Появление старообрядчества было вызвано не религиозным формализмом «темных масс», а тем, что, не отделяя обряд от догмата, народ увидел в реформе покушение на веру отцов. Старая вера отождествлялась им с идеей Святой Руси, с надеждой обрести «Правду» — социальную справедливость, воплотить идею «Москва — третий Рим», а главное — спасти бессмертную душу и попасть в Царствие Небесное. В результате реформы, по словам русского философа Н. А. Бердяева , «в народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере. Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел антихрист».

В условиях общественного кризиса второй половины XVII в. обост-рились ожидания скорого конца света, что объясняло как поведение ранних старообрядцев, так и соединение в этом движении столь разных по своим интересам и мироощущению социальных групп.

Борьба с «новинами». Идейные вожди старообрядчества И. Неронов, протопоп Аввакум и другие призвали к отказу от новшеств Никона и церковных властей, «предавшихся дьяволу», к борьбе за православные традиции и «истинную веру». При этом религиозное содержание проявлялось и в социально-политических протестах. Ревнители «старой веры» шли к С. Разину , подняли восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676 гг.

Многие бежали из мира, «захваченного антихристом». Бегство принимало разные формы — от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири, массовую базу которого составили именно старообрядцы, до добровольных самосожжений целыми общинами (в гарях конца XVII в., по официальным данным, погибло не менее 20 тыс. человек).

Новые тенденции в духовной жизни староверов. Но речь шла не только о сохранении старого. В преддверии Нового времени, в новых Условиях духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело некоторые социально-психологические черты, нехарактерные Для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались Дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, за-ступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутреннего идеала.

Старообрядцы остро Почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, но И за судьбы церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать На себя, на свою внутреннюю веру, что положительно влияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности и пр. Эти тенденции были характерны не только для России, в ту эпоху они проявлялись и в европейской Реформации, несопоставимой со староверием в религиозном смысле.

Не случайно, именно старообрядчество в конце XVIII — первой половине XIX в. сделало исключительно много для развития русского предпринимательства. Основатели крупнейших династий русских промышленников и купцов — Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Третьяковы, Щукины и пр. — принадлежали к старообрядцам.

Церковь в Московском государстве оставалась носителем духов­ных ценностей и национальной идеологии. В 1589 г. при Борисе Году­нове было учреждено патриаршество. Церковь имела некоторую не­зависимость в сфере управления и суда. Это было как бы государство в государстве, возглавляемое высшими иерархами. Патриарх, митро­политы, архиепископы имели своих дворян и детей боярских, свою по­местную систему, не облагаемые налогами слободы в городах, свой суд, а патриарх - высшие учреждения (приказы).

К XVI в. церковь превратилась и в крупнейшего земельного соб­ственника. Ее владения составляли около трети феодальных земель­ных площадей. Попытки секуляризации церковных земель не имели успеха, но все же царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений.

На Стоглавом соборе в 1551 г. приобретение вотчин высшим ду­ховенством и монастырями без разрешения царя было запрещено под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее было ог­раничено право вкладов вотчин в монастыри (по завещаниям, на «по-миндуши»). В 1580 г. снова принимается решение, запрещавшее цер­квям и монастырям увеличивать владения, которое духовенство прак­тически не выполняло.

Соборное Уложение 1649 г. нанесло серьезный удар по экономи­ческим интересам духовенства. Оно запретило патриарху, митрополи­там и монастырям приобретать вотчины как родовые, так и жалован-

ные и купленные, брать их в заклад по завещанию или на «помин души». На помин можно было дать деньги в цену вотчины, проданной на сто­рону или родичам. Нарушение закона влекло за собой конфискацию вотчины в государственный фонд («безденежно») и раздачу ее чело­битчикам (доносчикам). Ликвидация «белых слобод» ограничила тор-гово-ремесленную деятельность церквей и монастырей. Это сильно подорвало экономическое могущество церкви, ибо ей принадлежало ранее не менее 60% всего свободного от налогов городского имуще­ства.

Была ограничена церковная юрисдикция, из нее были исключены дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как ду­шегубство, разбой и политические преступления, дела против семьи и нравственных устоев общества. Учрежден Монастырский приказ, ве­давший сбором податей с монастырских земель.

Действия правительства вызвали недовольство духовенства. Пат­риарх Никон, претендовавший на то, чтобы сделать свое положение выше царского, называл Соборное Уложение «бесовской книгой». Но эти меры уже в XVII в. разрешили в пользу государственной власти начавшийся было спор ее с церковью о приоритетах и верховенстве.

Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими зем­лями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повин­ностей. Статьи Уложения четко защищали честь и достоинство лицду-ховного звания.

Крупнейшим событием государственной и церковной жизни стала реформа патриарха Никона по исправлению церковных обрядов. Цер­ковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Распространение книгопе­чатания открывало возможность унификации церковных книг.

После своего избрания в 1652 г. московским патриархом, стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обря­ды. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недо­вольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены подорвут авторитет церкви в народе. Произошел раскол в русской церкви, вызвавший появление старооб­рядчества, отколовшегося от официальной церкви.

Приверженцы старых порядков (старообрядцы) отказывались при­знать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным по­рядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам (греческим или русским) унифицировать церковные книги, как следует креститься (двумя или тремя перстами), как совершать крестный ход (по солнцу или против солнца), как пи­сать богослужебные книги и т.д. В старообрядчество оказались вовле­чены многие горожане, крестьяне, стрельцы, связывавшие ухудшение своего положения с реформой церкви. Старообрядчество преследова­лось как церковными, так и государственными властями.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными пропове­дями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наи­более сильно протест против церковной реформы проявился в Соло­вецком восстании 1668-1676 гг. В 1676 г. царские войска захватили монастырь. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовья Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.

После этого старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («ог­ненному крещению») в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста».

Учреждение в 1589 г. патриаршества в России усилило позиции духовенства, его претензии на политическую власть. Особенно сильно эта тенденция проявилась в середине XVII в. при патриархах Филаре­те (отце Михаила Романова) и Никоне. Притязание Никона на уста­новление верховенства над светской властью вылилось в конфликт Ни­кона с царем Алексеем Михайловичем. Патриарх заявлял: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, такоже и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». В 1658 г. он демонстративно по­кинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а оста­нется патриархом Руси. Никон требовал подчинения ему светской вла­сти. Алексей Михайлович ответил тем, что способствовал смещению Никона с патриаршества. В 1660 г. решением церковного собора Ни­кон был лишен сана. В 1666 г. состоялся церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов и представителей кон­стантинопольского и иерусалимского патриархов. Никон был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь под Вологдой.

Положение церкви потихоньку меняется во всех смыслах. Смута подорвала многие устои, в том числе и религиозные. Укрепление только с начала 70х гг. с возвращением в Москву патриарха Филарета. Ему нужно решить много вопросов. Первый – о книжной справе, вопрос богослужебный. Был в плену и католичество ему не нравилось, главное – отвоевать Смоленск. Также важно получить ряд привилегий для церкви – этого достиг, а вот с чисто церковными вопросами тяжело. Современник пишут, что был мстителен, взрывной характер, в богословии разбирался средненько.

Основной уровень религиозного сознания - народный, там пляшут от обряда. В 70егг появляется движение «капитоновщина» - Капитон проповедовал скорый конец света и приход в мир антихриста. В то же время появляются «хлысты» - секта. Распространение получает многогласие – для ускорения службы в церкви читали сразу несколько текстов. Верующие тихо прифигевали. Целый ряд церковников считает, что это причина падения авторитета церкви.

В Москве возник кружок ревнителей благочестия, видный член кружка – Иван Неронов. Ещё крут дьякон Благовещенского собора Фёдор, также Фёдор Ртищев. Патриарх Никон окажется здесь же. Протопоп Аввакум приезжает в Москву, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова. В принципе они все единомышленники, церковная программа: упорядочить основы православия для широкого круга верующих, за что они ратуют, единогласие, единая литургия, церковная проповедь.

Особую роль сыграет патриарх Никон в реформе церкви. Его путь наверх – переплетение случайностей и закономерностей. Авторитет церкви нужно повышать, став патриархом решает сделать это кардинально – через указы, приказы и требования. В 1653 г. Никон издаёт указ о том, что во время молитвы вместо 16 поклонов до земли класть 4 поясных, а персты нужно складывать как три перста вместо двух. Документ назывался «Память». Почему начался раскол? СВ мыслит канонами, их нарушение – отход от православия вообще.



К этому времени троеперстие было в греческой церкви, малороссии, белороссии. Мы на пороге войны с Речью Посполитой. Как объединиться со славянскими братьями на Украине? Восточная церковь знает Студийский и Иерусалимский устав, Русь при принятии христианства приняла сначала Студийский, но в самой Византии вскоре утвердили Иерусалимский – а у нас Орда и пр беспредел, следить не можем. Обрядовая реформа у нас не завершилась. НО когда царьградский обком взял и турки, то жить по старым обрядам стало ещё сложнее – к 17 веку созрело. Вопросы чисто догматического характера, решить их можно только выяснив, по каким книгам править. Аввакум настаивал на древнерусских, а Никон как грекофил – на новых греческих. Вот это основа раскола.

Славинецкий и другие, прибывшие из белороссии, начинают правку по греческим книгам. По уму прав Аввакум, наши книги древнее и значит правильнее. Реформа Никона не принимается, свою правоту недовольные отстаивают. В 1654 г Никон заставляет изъять из домов «иконы фряжского письма» - в основном прибывшие из-за рубежа, лично Никон разбивал их о каменный пол, все были в ужасе. Алексей Михайлович просит лично собранные иконы собрать и культурно захоронить как живых людей – такое отношение тогда было нормальным как к живому человеку.

Отношения среди верующих стало напряжённым. Собор 1656 г принял решение: исключить из партии, т.е. отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами. Никон решает издать «новые служебники» - в правке опираются на венецианское издание 1602 г, разночтений понятное дело множество. Провести полную сверку было невозможно, Славинецкий и подельники переводили сначала с печатного греческого текста, потом кое-как сопостваляли с древнегреческими и древнерусскими рукописями. Итог: с каждым новым служебником разночтения не уменьшаются, а увеличиваются. У части общества отношение к этим книгам резко негативное, они потом уйдут в раскол.

Никон в реформе своей опирается на Алексея Михайловича. Симфония властей. Царь понимает ответственность перед единоверцами под игом Османской империи. Как бы под власть Третьего Рима перевести всех остальных, когда у самих такие богослужебные промахи? Примерно до 1656 г Никон и царь действуют согласовано, хотя Алексей Михайлович уже замечает за патриархом желание подчеркнуть важность духовной власти: строительство Новоиерусалимского монастыря. Вроде Москва не третий Рим, а второй Иерусалим – совсем иные звучания. Идея такой вселенской церкви во главе с русским патриархом.

Роковая ссора 1656г – боярин ударил патриаршего стряпчего. Подрались служебные люди- ничего особенного. Никон потребовал разбирательств и извинений, а царь не предпринял вообще ничего. Обиженный Никон объявил о том, что оставляет пост патриарха – ждал, что царь будет просить прощения. Тогда уехал в свой монастырь. Освободить от сана его нельзя, так и обязанностей не исполняет. Дело патриарха будет тянуться о собора 1666-67 гг.

Никон занимается активной литературной деятельностью. Церковная власть выше светской и всё такое. И вот эта-то позиция его и сгубила. В Москву приедут два восточных патриарха и лишат Никона сана, лишат его сана и отправят в ссылку в Ферапонтов монастырь. В 1681 г ему разрешили вернуться в Новый Иерусалим – умер по дороге, туда привезли трупик для похорон. Собор 66-67гг осудил не только Никона, но и тех, кто его реформы не принял. Вот это вот официальный раскол церкви. По сути ещё с 1653г, но тут закрепили.

В расколе сплелись воедино обряд идеи, религиозное и социальное. Раскололось общество, ушло от ¼ до 1/3 населения. Назвали их старообрядцами, социально сильно разные – от боярства до казаков и простых крестьян. Идеологом раскола стал Аввакум Петров, он же Аббакум. С 1653г начались его скитания по Сибири, прошёл тяжёлый путь, потом его предадут анафеме и сошлют в Пустозёрск, сидеть там будет в земляной тюрьме до 1682г, пока его вместе с соратниками в этой землянке не сожгли заживо. Виднейшая соратница – боярыня Морозова. Картина Сурикова на редкость исторична. Своим поведением она царя достала: не явилась на вторую свадьбу царя, что стало последней каплей.

Многие старообрядцы выбирали в итоге «огненное крещение» - сожжение. Идеология: Москва- Третий Рим, повесть о белом клобуке и пр. А Никон уничтожил праведный Третий Рим- значит антихрист вот-вот нагрянет, может быть Никон он и есть. Постоянно ждали конца света, объявляли его постоянно. Нужно уйти из мира так, чтобы иметь возможность спастись. Только сторонники старой веры уйдя в изоляцию от прочих смогут это сделать. Важно учение о незыблемости обрядов.

Аввакум – сочетание традиции и новации. Ибо написал первую автобиографию. Идеи старые, форма – новая.

К началу 18 века церковь вступает в непростой для себя период развития: авторитет растеряла и не смогла восполнить, православный изоляционизм не шибко конструктивен для русской культуры.

Петровская эпоха

Куда эту эпоху отнести и как оценить – не понятно до сих пор. Ныне вроде ясно, что в целом культура 18 века носит переходный характер.

Вопрос о периодизации: раньше было принято делить на периоды, в 1970е гг Краснобаев предложил свою версию: считал, что период начинается в последнее десятилетие 17 века и заканчивается в начале 19, в 1812 году. Особо выделял 60-70е гг 18 века, финал перехода от разума к чувству и пр. Краснобаев ввёл понятие «новая культура» - в сравнении со средневековой, ибо новые черты: светскость очень активная и побеждающая, новое понимание сакрального и веротерпимость, открытость новой культуры (готовность к общению с другими культурами), возобладание разума над верой, век просвещения.

Кругом инновации, но откуда они – извне или предпосылки созрели внутри? Вопрос о заимствованиях стар как мир. Пётр был прагматиком и развивал нужные стране области знаний. Заимствования не цель, средство для достижения задач строго определённой направленности. Нужно чётко смотреть, что и когда заимствовали. Вот из Франции можно было заимствовать идеи просвещения или же парижские салоны.

Итак, Пётр Первый и культура.

Либо его любят, либо ненавидят. Есть закономерность: когда всё идёт хорошо, то Петра оценивают высоко, а когда чуть хуже – то ищут корни и валят всё на покойника.

Пётр видел гос-во как «абсолют», понятие «регулярное гос-во»: оно занимается всесторонней регламентацией жизни общества, в том числе и культуре. Например планировка Питера – регулярный город, строился по плану. Ещё мы это называем «полицейской формой государственности» - весь имперский период будет термин актуальным. Обязанности у всех расписаны, в коллегиях например.

Всё это нуждалось в знаковых обозначениях типа «империи». Мы не просто регулярное государство, но у нас государь может всё – идею продвигал Прокопович. «Правда воли монаршей в определении наследника державы своей» - апогей творчества. НА смену средневековой идеи «царь служит богу, а народ – государю», ныне- царь и подданные служат общему благу гос-ва российского. Впервые идея служения распространяется и на самого монарха. Слияние государства с носителем верховной власти, Отечество воплощается в личности монарха.

Синод лишил церкив права быть в оппозиции к власти, ибо Пётр глава церкви и все они в гос. органах, не могут если что начать борьбу с гос-вом.

Вера теперь отдельно, культура отдельно.

Начало отчуждения культур: дворянской от народной.

Появляются газеты, бибилотеки, первый музей (Кунтсцкамера), упрощается шрифт (гражданский шрифт) , арабские цифры.

Скульптуру у нас не приветствовали.

Указ о переходе на новое платье. Было вообще непонятно, как его шить. Тогда в Москве поставили маникены (куклы пандоры) в одежде типа образцы. Жабо, камзол, поверх камзола- кафтан. Вместо штанов теперь кюлоты до колен + чулки, туфли на каблуке. Вся обяувь на одну ногу. Это у мужчин. Детской одежды нет как таковой. А женская мода будет динамично меняться. Всегда есть сорочка, юбка, кафтан, распашное платье. Под юбку нужен каркас, изначально он плёлся из китового уса – и эта юбка была абсолютно неуправляемой.

С одеждой меняется и поведение человека. С 1719 года собираются ассамблеи, там особо не танцевали, ибо тесно и танцевать никто не умеет. Один Пётр зажигал в стиле диско. А остальные осваивали менуэт (это хождение под музыку), потом полонез (там тоже хождение). Но был и англэз (разврат какой-то), алемант. Вырабатывается бальный этикет и пр.

  • 7. Северо-восточная Русь в конце 13-первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 8. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 9. Борьба за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  • 10. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы 1550 года.
  • 11. Опричнина и её последствия
  • 12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.
  • 18. Социальные движения в 17 веке.
  • 19. Русская культура 17 века
  • 20. Россия в коне 17 века- начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 23. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 24. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 25. Внешняя политика Екатерины 2
  • 26. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 27. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 28. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 29. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 32. Социально-экономическое развитие России в 60-е-90-е годы 19 века
  • 33. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 34. Революционное народничество в 1870-х – начале 1880-х
  • 35. Рабочее движение в России в 70-х-90-х гг. 19 века
  • 36. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 37. Особенности социально-экономического развития России в конце 19 – начале 20 века.
  • 38. Культура России в начале 20 века
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 43. Россия в первой Мировой войне.
  • 44. Февральская революция 1917 года в России.
  • 45. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 46. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 47. Советская страна в период нэПа.
  • 48. Образование ссср.
  • 49. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы 20 века.
  • 50. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 51. Индустриализация в ссср.
  • 52. Коллективизация сельского хозяйства в ссср.
  • 53. Политика советского правительства в области культуры в 20-е – 30-е годы 20 века
  • 54. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 55. Ссср в годы вов
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 57. Внешняя политика ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 58. Ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 59. Внешняя политика ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 60. Духовная и культурная жизнь в ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 61. Ссср в начале 60-х – начале 80-х годов 20 века
  • 62. Особенности духовной жизни советского народа в 60-е – 80-е годы 20 века
  • 63. Перестройка в ссср.
  • 64. Новый внешнеполитический курс ссср в годы перестройки
  • 65. Духовная жизнь советского общества в период перестройки
  • 66. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 67. Внутренняя политика России на рубеже 20-21 веков
  • 68. Место России в современных международных отношениях.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.

    Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой - часто конфликтовала с ней: казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше - «священство или царство», т. е. духовная или светская власть. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

    3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

    4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

    Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

    В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов - старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

    Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

    18. Социальные движения в 17 веке.

    В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки. Особенно отличился глава Земского приказа Леонтий Плещеев, который за взятки освобождал людей от тюрьмы.

    В 1646 г. правительство во главе с Морозовым увеличило в 4 раза налог на соль, тяжесть которого непосильным бременем легла на трудовые массы города и деревни. Соль была консервантом, сохранявшим долгое время солонину и рыбу. Эффект от введения соляного налога получился самый неожиданный: народ перестал покупать соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла контрабандная продажа соли. Доходы казны существенно сократились. Соляной налог отменили, но при этом сократили жалованье стрельцам, пушкарям, приказным. Купцы требовали отмены льгот для иностранцев. Посадские люди выступали против существования «белых» слобод, не плативших налоги. Недовольство было всеобщим, восстания прокатились по городам Козлов, Воронеж, Курск и др. Но самым крупным было восстание в Москве.

    1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был остановлен большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации «белых» слобод и снижения тягла. Народ был разогнан. На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на «жертву». По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).

    Принятие Соборного уложения обострило борьбу трудового люда города и деревни. Основные социальные противоречия не были решены. В 1650 г. произошли восстания в Новгороде и Пскове.

    В 1662 г. вновь произошло восстание в Москве, получившее название «медного бунта». Его участники - московские посадские люди, стрельцы, солдаты. Причина была в следующем. В 60-70-х годах XVII в. Россия вела войны с Польшей и Швецией. На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Правительство стало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по курсу серебряных. Но налоги собирались только серебряными. Медных денег было выпущено столько, что они сильно обесценились, стали расти цены, появились фальшивые деньги. В 1663 г. за один серебряный рубль давали 15 медных (в 1662 г. - 8 медных). Служилые люди отказывались брать медные деньги, солдаты и стрельцы бежали из полков, из-за неурожая начался голод. Все это привело к «медному бунту». В 1663 г. медные деньги отменили и вернулись к серебряным.

    Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

    Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

    Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

    Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

    Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

    Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

    С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

    Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

    Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

    Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

    Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

    В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

    Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

    В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

    16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

    В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

    — "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

    — "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

    — "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

    Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

    12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

    Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в