Open
Close

Отличия буддийских храмов от китайских. Распространение и китаизация буддизма

стороны верований, представлений, желаний и стремлений китайского народа.

Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианства никогда им всерьез не оспаривалось. Однако в периоды кризисных ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная администрация приходила в упадок и конфуцианство переставало быть эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходили на передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаях даосско-буддийские идеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение бунтарско-эгалитаристских традиций в истории Китая не должно преуменьшаться. Особенно если принять во внимание, что в рамках даосских или даосско-буддий-ских сект и тайных обществ эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они сыграли определенную роль и в революционных взрывах XX в.

Глава 20 Китайский буддизм

Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индуистско-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индуистско-будций-ской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III–VI вв.) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия. В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря не могли не показаться привлекательными. В III–IV вв. вокруг столичных центров, Лояна и Чанани, действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен, а к концу V в. в государстве Восточная Цзинь их было уже 1800 с 24 тыс. монахов.

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, или беглых горожан, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских), так и особенно северных некитайских, «варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

Распространение и китаизация буддизма

Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она ни была, проникая в Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что в конце концов возникала достаточно оригинальная система идей и институтов, приспособившаяся к

привычным китайским принципам, понятиям и нормам и лишь в самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию. Это свойство китайской цивилизации проявилось на примере буддизма.

Уже в IV в. китайские буддисты, например Сунь Чо, пытались доказать, что Будда – это воплощение Дао. Подчеркивая, что главное в их учении – высокие моральные стандарты (доброта, терпение, добродетель), они весьма уважительно относились к конфуцианскому принципу сяо. Соответственно изменялись, причем нередко неосознанно, автоматически, отдельные строки из сутр: например, вместо фразы «жена заботится об удобствах для мужа» писали, как на то обратил внимание японский ученый X. Накамура, более естественную для китайца – «жена почитает мужа». Показательно, что китайские буддисты, воздвигавшие на свои деньги в пещерных храмах ступы или статуи в честь будд и боди-сатв, как правило, сопровождали эти свои дары надписями в типично китайско-конфуцианском духе (например, «молим о спасении душ наших драгоценных предков таких-то»).

Изменения коснулись и других сторон. Так, на авансцену в китайском буддизме вышли те идеи, принципы и будды, которые более всего соответствовали традиционным китайским нормам, идеалам и представлениям. Начало таким изменениям положил знаменитый Дао-ань (312–385) – первый известный китайский патриарх буддизма, основатель монастыря в Сяньяне. Образованный конфуцианец, он увлекся буддизмом и вскоре стал его блестящим знатоком и активным проповедником. На основе заповедей Винаяпитаки, многие тексты которой Дао-ань сам перевел на китайский, он собственноручно составил образцовый монастырский устав. С его именем связаны многие переводы и комментарии к китайским буддийским текстам, составление первого каталога переведенных сутр. Он ввел для китайских буддийских монахов фамильный знак Ши – из китайской транскрипции рода Гаутамы (Шакья). Однако вершина деятельности Дао-аня в ином. Он основал культ будды грядущего Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие поколения китайских буддистов связывали свои надежды на лучшее будущее и на всеобщее благоденствие, так же как христиане со вторым пришествием Христа, а мусульмане с Махди. Не раз вожди китайских крестьянских движений объявляли себя или своих сыновей возродившимися Майтрейями, а культ Милэфо в Китае занимал центральное место в идеологии многих тайных обществ.

Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань (334–417), тоже конфуцианец, прошедший через увлечение даосизмом и примкнувший затем к буддизму. Основанный им монастырь Дунлинь-сы в провинции Цзянси пользовался большой известностью и влиянием, собирал в своих стенах лучшие умы страны. Однако в отличие от Дао-аня Хуэй-юань был скорее блестящим популяризатором буддизма, нежели ученым его знатоком. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа будды Запада – Амитабы, покровителя «Западного рая», «Чистой земли», чем было положено начало китайскому, а затем и японскому амидизму. Культ Амитабы, как и культ Майтрейи, в Китае всегда тесно связывался с мечтами о светлой жизни и райском будущем. Во взаимодействии с последователями Майтрейи китайские амидисты, прежде всего сторонники секты Цзинту («Чистая земля»), участвовали в деятельности тайных обществ и в революционных крестьянских восстаниях.

Трансформация буддизма на китайской почве заставила эту религию приспособиться к социальной структуре Китая, к нормам и запросам традиционного китайского общества. В частности, это проявилось в том, что это учение, как и другие религиозные доктрины Китая, выступало в различных своих ипостасях по отношению к образованным верхам и к крестьянским низам.

Буддизм для низов (народный) быстро стал своего рода разновидностью китайского даосизма. Буддийский монах бок о бок с даосским отправлял несложные обряды, принимал участие в ритуалах и празднеств, охранял буддийские храмы и кумирни, служил культу многочисленных будд и бодисатв, все больше превращавшихся в обычных богов и святых. Кроме будд Майтрейи и Амитабы, ставших центральными фигурами в китайском буддизме,

особой популярностью в Китае пользовалась бодисатва Авалокитешвара, знаменитая китайская Гу-ань-инь, богиня милосердия и добродетели, покровительница страждущих и несчастных. Эту богиню по ее популярности и функциям можно сравнить с девой Марией в христианских странах. Примерно с VIII в., приобретя женское обличье (ранее в Китае как и в Индии, бодисатва Авалокитешвара считался мужчиной), Гуань-инь превратилась в богинюпокровительницу женщин и детей, материнства, богиню – подательницу детей. Это сыграло существенную роль в ее известности. Храмы в ее честь стали создаваться по всей стране, причем они никогда не пустовали, а алтари в этих храмах всегда были полны даров и приношений.

Зачислив в свой пантеон многочисленных будд, бодисатв и буддийских святых, простой народ в Китае принял главное в буддизме – то, что было связано с облегчением страданий в этой жизни и спасением, вечным блаженством в жизни будущей. Имевшие отношение к ним основные нормы и культы, буддийские праздники и чтения заупокойных сутр, а также многие элементы магии, даже эротики (тантризм) – все это вместе с армией малообразованных монахов и послушников, знакомых лишь с самыми элементарными принципами учения, легко укрепилось в жизни Китая, стало ее естественной интегральной частью и вполне удовлетворяло запросы простых китайцев.

Верхи же китайского общества, и прежде всего его интеллектуальная элита, черпали из буддизма значительно больше. Делая упор на философию этого учения, на его метафизику, они нередко пренебрегали его обрядовой стороной и магической практикой. В уединенных кельях и больших библиотеках крупных буддийских монастырей они погружались в полуистлевшие тексты, изучали сутру за сутрой, стремясь найти что-то новое, важное, сокровенное, тайное, применить это в новых условиях, приспособить к китайской действительности. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из самых интересных и глубоких, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм (ял. – дзэн).

Буддизм Чань (дзэн)

Возникло это течение в форме эзотерической секты. Название «чань» произошло от санскритского «дхиана» (сосредоточение, медитация). Древнее буддийское направление – школа дхиана – призывала своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного. Целью дхианы было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакь-ямуни под деревом Бо (Бодхи).

Сутры дхианы были переведены на китайский язык еще Дао-анем. Впоследствии они стали широко известны в китайских буддийских монастырях. Легенда повествует, что чаньбуддизм возник в Китае после того, как туда переселился из Индии в начале VI в. знаменитый патриарх индийского буддизма Бод-хидхарма. На вопрос принявшего его известного покровителя буддизма императора У-ди из династии Лян, как будут оценены его заслуги (строительство монастырей и храмов, копирование сутр, предоставление буддистам льгот и пожертвований), Бод-хидхарма будто бы ответил, что все эти деяния ничего не стоят, все суть прах и суета. После этого патриарх покинул разочаровавшегося в нем У-ди, удалился с группой последователей и положил начало новой секте – чань.

Это легендарное предание обычно подвергают сомнению, считая, что ранний этап истории секты теряется в веках, тогда как подлинная и документированная ее история начиналась с VII в., когда после смерти пятого патриарха, имевшего свыше 500

последователей, секта распалась на северную и южную ветви. Звание шестого патриарха стали оспаривать двое – Шэнь-сю, бывший сторонником традиционной точки зрения, согласно которой просветление – это закономерный результат длительных усилий и напряженных раздумий в процессе медитации, и Хуэй-нэн, противопоставивший этому каноническому тезису идею о внезапном озарении в результате интуитивного толчка. Вскоре более каноническая северная ветвь пришла в упадок и практически заглохла, а идеи Хуэйнэна, нашедшие отражение в известной «Сутре шестого патриарха», стали основой для последующего развития секты в ее китайском (чань) и японском (дзэн) вариантах.

Чань-буддизм был плотью от плоти Китая, так что многие авторитетные специалисты считают его китайской реакцией на индийский буддизм. Действительно, учению чань были присущи трезвость и рационализм китайцев, которые оказались напластованы на глубочайшую мистику брахманизма и буддизма. Начать с того, что чань-буддизм низвергал все канонические буддийские ценности. Не следует стремиться к туманной нирване, учил он, едва ли там, да и вообще в будущем кого-нибудь ожидает что-либо заманчивое. Стоит ли ограничивать себя всегда и во всем во имя неопределенной перспективы стать буддой или бодисатвой? Да и зачем все это, для чего?! Надо обратить свои взоры к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть.

Казалось бы, это – рационалистический эгоизм, гедонизм, вообще не имеющий отношения к религиозной мысли и к этическим идеалам. Но нет! Здесь не идет речь о чувственных наслаждениях, которые, кстати, отвергаются и буддизмом, и конфуцианством. Чань-буддизм звал к иному. Как бы воскресив в китайской мысли идеи раннего философского даосизма и многократно обогатив эти идеи за счет неисчерпаемых глубин индийской мистики, он призывал своих последователей не стремиться вперед, не искать Истину и не пытаться достичь нирваны или стать Буддой. Все это прах и суета. Главное в том, что Истина и Будда всегда с тобой, они – вокруг тебя, надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда вокруг и во всем – в пении птиц, в нежном шелесте листвы, в дивной красоте горных хребтов, в умиротворенной тиши озера, в сказочной красоте природы, в разумной сдержанности церемониала, в очищающей и просветляющей силе медитации, наконец, в радости труда, в скромном величии простой физической работы. Кто не видит Будды и Истины во всем этом, тот не сможет найти их ни на небе, ни в раю, ни сегодня, ни в отдаленном будущем. Словом, нужно уметь жить, познавать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всем ее богатстве, многообразии и красоте.

Чань-буддизм ставил в центр своего внимания свободного от обязанностей и привязанностей человека, готового отрешиться от мирских забот и посвятить всего себя умению и искусству жить, но жить только для себя (в этом индийская традиция в чаньбуддизме решительно восторжествовала над китайской). Познать истины чань-буддизма и принять его принципы было непросто, для этого требовалась специальная длительная подготовка. Подготовка и посвящение обычно начинались с парадоксов. Первым из них было решительное отрицание знаний, особенно книжных, канонических. Одна из основных доктрин чань гласила, что основанный на писаных догмах интеллектуальный анализ не проникает в сущность явления и не способствует успеху в постижении Истины. Зачем напрягать ум и тем более загружать его книжной мудростью, когда можно дать полный простор интуиции и самовыражению и полностью отринуть каноны и авторитеты?! Именно так следует понимать ставший хрестоматийным завет известного мастера чань-буддизма И- сюаня (IX в.): «Убивайте всех, кто стоит на вашем пути! Если вы встретите Будду – убивайте Будду, если встретите патриарха – убивайте патриарха!» Иными словами, ничто не свято перед лицом великого сосредоточения индивида и внезапного его озарения и просветления, постижения им Истины.

Как постичь Истину? Этот вечный вопрос мыслителей чань-буддизм решал до удивления просто и парадоксально. Истина есть озарение. Оно нисходит на тебя внезапно, как интуитивный толчок, как внутреннее просветление, как нечто, что нельзя выразить

Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии (территория современного Непала и северо-восточной Индии). Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни, Будда переводится буквально как "пробудившийся". Просветления Гаутама достиг в возрасте 35 лет.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За многие века буддизм широко распространился в Азии и стал одной из главных религий этого региона. Последователи буддизма широко распространены во всем мире, трудно говорить о конкретном числе сторонников этой религии, так как много азиаты исповедают больше, чем одну религию, а также трудно предположить сколько верующих в коммунистическом Китае. Чаще всего называют цифру 350 млн, что дает основание называть Буддизм четвертой религией мира.

В чем отличие буддизма от других мировых религий?

Буддизм настолько отличен от других религий, что некоторые люди задаются вопросом, является вообще ли буддизм религией. В большинстве религий, к примеру, Бог или боги являются центральным понятием. Но буддизм не выдвигает понятия Бога. Будда говорил о том, что понятие вера в богов не нужна для ищущих просветления.

Его доктрины не являются догмами или предметом веры, их не нужно принимать вслепую, заглушая голоса разума, критицизма, здравого смысла и собственного опыта. На самом деле всё обстоит прямо противоположным образом: основная цель этих доктрин заключается в том, чтобы помочь человеку самостоятельно заглянуть непосредственно в глубину истинного положения вещей. По этой причине предлагается опробовать все эти доктрины в своей повседневной жизни.

Таким образом в отличии от большинства религий, которые основаны на вере, буддизм в первую очередь обращается к практике. Основная идея буддизма заложена в учении о Восьмеричном Пути.

Основны учения

Философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения»)

К базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины:

  • Истина о страдании (духа)
  • Истина о причине страдания (самудая)
  • Истина о прекращении страдания (нирвана)
  • Истина о пути, ведущем к прекращению страдания (магга)

Таким образом, первый этап предполагает принятие Четырех Благородных Истин, второй этап - решимость идти указанным Буддой путем. Данные этапы являются подготовительными, необходимыми для успешной реализации третьего этапа - духовного самосовершенствования. От первого этапа к последнему человек сначала уменьшает количество ошибок, а затем направляет внимание внутрь себя.

Около 2 тыс. лет назад буддизм разделился на две основные школы: Махаяна и Тхеравада. Веками Тхеравада была доминирующей школой буддизма на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Мьянме и Лаосе. Махаяна является основным направлением в Китае, Японии, Тайване, Тибете, Непале, Монголии, Корее и Вьетнаме. Последнее время все больше сторонников Махаяны появляется в Индии. Махаяна в свою очередь делится на под школы, такие как Дзен и Буддизм Чистой Земли.

Самое первое различие, которое обращает на себя внимание, это понятие бодхисаттвы. Если в школах махаяны бодхисаттва это пробужденный человек, давший обед привести все живые существа к пробуждению и сознательно не уходящий в окончательную нирвану, то в тхераваде бодхисаттва - это человек, практикующий Дхарму, но еще не достигший просветления, никаких обетов по спасению живых существ не дает.

Второе, это статус архатов. В махаяне нирвана архатов считается не полной по сравнению с буддами, в тхераваде же нирвана архатов и будд совершено одинакова.

В связи с этим, в махаяне целью практики считается достижение состояния бодхисаттвы, а в тхераваде - архата.

Заблуждения о буддизме

Существует два основных заблуждения большинства людей: буддисты верят в реинкарнацию, и все буддисты вегетарианцы. На самом деле эти заключения не являются правдой. Буддистское учение о перерождение полностью отличается от того, что большинство привыкли вкладывать в понятие "реинкарнация". Что касается вегетарианства, то оно одобряется, но во многих школах нет строгих указаний по поводу питания, это выбор каждого.

Буддизм в Китае

Буддизм является древнейшей религией в Китае. Буддизм был объединён даосизмом и народной религией. Сегодняшние буддисты можно и считать даосами. В древнем индуистском буддизме поощряли достигнуть просветления с помощью медитацию. Но что такое медитацию и как достигнуть просветления пока поняться по-разному.

Когда древний буддийский канон был переведён на китайский язык, большое количество даосских терминологий было употреблено. В отличие от ислама и христианства на Среднем Востоке и в Европе, которые имеют свои устойчивые каноны и чёткое объяснение истории канонов, китайцы понимают и объясняют буддийский канон по-своему.

На Среднем Востоке и в Европе, обряды,обычаи и толкования Священного Писания хорошо объясняются. Хотя даосская концепция повлияет на отдельные убеждения китайских христиан и мусульман, но китайский буддизм редко извлекли концепцию из христианства и мусульманства. Буддизм имеет длинную историю в Китае, и разные местные направления буддизма приняли буддисты.

Современный буддизм в Китае

Махаяна является главной формой буддизма в Китае.Она развивалась в Кушанской империи, что китайцы назвали юэчжи.После этого разные школы буддизма начали развиваться в Китае и так же использовались популярностью в других странах, например, в Японии.Хотя тогда не было никаких религиозных опросов, но были сотни миллионов людей верили в то,что буддизм и даосизм объединялись в Китае.Одно из отличий китайского буддизма от первоначального учения буддизма состояло в том,что в китайском буддизме будда не только учитель, который учил что делать, но и бог, кому люди молятся о помощи и спасении.Буддисты часто молиться и буддам, так и даосским богам.Они также часто отдают дань уважния своим предкам, например, они жгут бумагу, которые их предки принимают как денеги.Словом, люди,которые считаюся буддистами, имеют даосские убеждения.

Говорят,что будда достиг просветления после поста. Было сказано, что будда очень худой и изможденный. В некоторых странах, будда была изображена как очень худой человек и часто размышляла под деревом. По учению Махаяны в Центральной Азии и резьбы будды вдоль Шелкового пути,пояляющаяся до конца династии Тан, будда изображена как сильный и здоровый бог, как бог греческий. В современном Китае, "Смеющаяся будда" чаще всего увидеть. Он изображен как полный и радостный бог. Основное отношение к жизни в современном Китае, как говорится, это "быть счастливым". Поэтому «Смеющаяся будда» показала это отношение и стала самым популярным изображением будды в истории Китая.

История

Буддизм появился как индуистская религия в Индии. Подробная информация о жизни Будды и оригинальных учениях, представленных в буддийских писании в первом веке до нашей эры имеет важное значение для понимания того, как китайский буддизм развивался. Будда Guatama был основателем религии. Он жил между 600 и 400 до нашей эры. Будда и его последователи оставили ни одного пмсания, но его правила для монашеской жизни и учения были устно запомнены и переданы приблизительно до второго века до н.э., когда первые буддийские писания были написаны. Устная традиция была повреждена. После этого, первые священные писания были привезены в Китай.

Говорят, что Будда Guatama был князьем маленького королевства, которое находится в современном Непале. Может быть, он не был индоевропейца. Было много легенд, например, говорят,что был мудрый человек, который предсказал, что Guatama будет либо великим святым человеком, либо великим царем. Его отец хотел, чтобы он стали великим царем и отказался от всех религий, смерти, а так же катастроф. Таким образом, когда вырос, он был стрясён, увидев старика и труп. Затем, он решил заниматься проблемами страдания и смерти.

Когда ему было 29 лет, он стал известным учителем в Индии. Он знал много о индуизме, но всё равно он не был доволен. Затем он попытался узнать правду через голодовку и абстиненцию. Он чуть не уморил себя голодом и чуть не утонул. Потом он начал кушать, медитировать и избегатьбаловства или абстиненции. Но он был худым почти как скелет. Он настаивал сидеть под деревом, пока он не узнал правды и стал просветленным.И наконец-то он успел когда ему было 35.

Затем он начал преподавать. Он считал, что каждый мог быть просветленным. Он противоречит индуистской вере, что только люди из высшей касты могли быть святыми. Потому что эта мысль угрожает иерархическому обществу. Говорят, что многие учеников стали «архатов», и он учил всех не независит от их касты. Некоторые индусы считали, что религия была ложной, и его враги пытались убить его. Его идея была бы уничтожила иерархическое общество. Он умер в преклонном возрасте, и его тело было кремировано.

Доктрины Первого века до н.э.

В первом писании буддизма, в котором описали второй век до нашей эры, говорится, что Будда учила "Четыре благородные истины:" Страдание является частью существования; источник страдания является жаждой чувственности; приобретение идентичности и уничтожения; страдание---это непостоянное; и совершение Благородной Восьмеричной Пути является средством для достижения этой цели.Благородный Восьмеричный Путь предствляет собой: правильное понимание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность и правильное сосредоточение. Он подчеркнул, этики и понимания. Он заявил, что нет никакого посредника между человеком и божеством.

Ранний китайский буддизм

Буддийские учители, возможно, прибыли в Кмтае в третьем веке до нашей эры. потому что доказательства свидетельствуют,что император Цинь приказал уничтожить религию в около 213 г. до н.э. Это было во время императора Хань, когда первое буддиское писание привезли в Китай. После этого, как император потерял его власти, там были много отдельных царств и других империй, которые имели свои собственные религии и разные степени контакта с буддистами в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Различные виды буддизма развивались в этих странах, и их учения были изменены по-китайски, так что китайский буддизм существует всегда с различными сектами. Иногда религии и буддисты были поддержаны правителей в течение последних 2000 лет, а иногда не только храмы и священные писания были уничтожены но и буддисты были убиты. Это для того,чтобы люди не верили в буддизм.

Существовали два естественных наземных маршрутов в Китай из буддийских регионов в империи Хань (206 до н.э. - 220 г. н.э.). Одним из них был через Синьцзян и называется Шёлковый путь, и другой через Юньнань и называется путь Чайма.

Шёлковый путь буддизма

В 177 г. до н.э., Кавказская группа юэчжи, которая жила в Синьцзяне, была выгнанна в Индию хунну. Потом группа юэчжи завоевала эллинистическое царство, которое было самым сильным в Южной Азии после греческого завоевания. КультураИндийско-греко-юэчжи развивалась. в году 130 до н.э. правители династии Хань хотели торговать и заключить союз с юэчжи, и они отправили Чжан Цянь к юэчжи (тохары). Торговля и путешествия начали, и юэчжи становилось буддистами. В 2 г. до н.э., некоторые юэчжи учили буддизму, когда они прибыли В столице Хан.

Говорят, что в 68 г. н.э. во сне императора Хань появилась золотая фигура, и Цай Ин был направлен в Среднюю Азию, чтобы узнать о Будде. Он привез буддийские писания и два буддийских монахов. В это время в буддизме юэчжи Будда стала одним из пантеона среди много божеств, и буддизм Махаяны начал на этом пути. У них была большая империя и отбили часть Синьцзяна. В отличие от раннего буддизма, Будды были представлены в виде больших человеческих статуей как греческие боги. Они вырезали статуи Будды по всей Центральной Азии и в Синьцзяне Китая. Миссионеры юэчжи принесли буддизм Махаяны в Китай. Это очень отличается от Тхеравады, или тибетского буддизма. Писания Lokaksema и Dharmaraksa были переведены буддистами в Китае.

Буддизм стал популярным, и люди построили буддийские храмы, как гроты Bingling и пещеры Могао. Грот Bingling находится в городе Ланьчжоу провинции Ганьсу имеет большой комплекс буддийских храмов со множеством скульптур и фресок. Этот грот начали гравировать примерно с 420 года до династии Мин. Самые ранние статуи имеют типичные индийские жесты и позы. Гроты Bezeklik,которые находятся около Turpan, показывают кавказские, индийские буддисты и монголоидной вместе. В Центральной Азии продолжали распространять буддийское учение во время династии Тан (618-907), и это стало очень популярным и мощным. Ближе к концу империи Тан в 845, даосские правители династии Тан противоречили буддистов и уничтожили тысячи монастырей и десятки тысяч храмов.

Путь Чайма буддизма

Другой большой наземный маршрут называется Чайма, который связал восток Китая с Тибетом и Юго-Восточной Азией. В династии Тан существовал мощный император ---Nanzhao (738-902) в провинции Юньнань.Их столица находилась около Дали.Правители Nanzhao были также под влиянием религиозных учений иностранцы, которые путешествовали там.Они были буддистами и построили много буддийских храмов вокруг Дали и на горах Shibaoshan. Эти храмы стали центрами буддийского учения. В то время, когда династия Тан выступила против буддизма, королевство Nanzhaoи в Дали поддержало буддизм.Они сохранили буддизм и помогли ему распространиться.Три очень больших иизвестных буддийских пагод называют «Три пагоды» до сих пор остаютсяот свои правили

Основные школы

В связи с большим количеством иностранных монахов, которые пришли преподавать буддизм в Китае с различными текстами, разнообразные новые и независимые традиции появились. Среди этих наиболее влиятельная из них была практика Чистой Земли из буддизма, которую учит Hui Yuan. Она сосредоточилась на Будды Амитабхи. Люди в этой традиции молились Будде Амитабхи для спасения. Другой важной ранней традицией была Tiantai школа, которая была основана Zhiyi. Его основанное учение основалось на примате Лотосовой Сутры. Оба эти виды буддизма распространилась в других странах.

Во времена династии Мин (1368-1644), чань-буддизм был выдающимся типом буддизма. Говорят, что секта Чань становилась популярной, когда индийский монах Бодхидхарма пришел в Китай. Говорят, что император предпочитал его учение, и император построил для него храм. В настоящее время монастырь называется Шаолинь в провинции Хэнань. Он был построен в году 497. Подобно как даосизм, буддисты Чань не доверяли написано, но доверяли медитации и бездействию.

Другой индеец, который теперь зовут Тамо китайцами приехал в Китай в году 526 . Согласно информации, в Индии он упорно тренировался в практике Махаяны, которая требовала жесткие упражнения и боевое искусство, а также исследования и медитации. Когда он прибыл в Монастыри Шаолинь, он критиковал монахов за то, что они слабые и жили без боевого искусства. Говорят,что он ходил в пещеру, а затем он был принят другими монахами, и они начали обучить конгфу.

Храм Шаолинь был главным храмом буддизма Шаолинь в Китае. Эта секта буддизма сосредоточилась на боевой искусстве и медитации Чань. В Японии, Чан называется Цзeн. Медитация Цзен практикуется многими японцами.Они также занимаются боевым искусством как в других странах Восточной Азии. Считается, что преподаватели играют важную роль в храмах в Японии и Кореи, где монахи занимаются буддизмом и боевым искусством. Но у преподавателей не было столь же большого влияния в Китае, где были многие другие религии и философии, а так же стили боевого искусства.

Династия Цин и сегодняшний будизм

Религия в династии Цин был тибетским буддизмом. Они также препочитали конфуцианство. Во время Культурной революции в 1960 году, в попытке уничтожить все религии, правительства и многие люди напали буддийские храмы по всей стране и даже сокрушили очень древние храмы. В последние два десятилетия, буддизм стал популярным ещё раз.

С буддизмом знакомится императорский двор, о чем свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в . По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян , столицу империи Поздняя Хань , в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь - Баймасы (Храм Белой лошади).

Среди школ религиозной практики наибольшим влиянием по сей день пользуется школа Цзинту («чистой земли»), декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку буддийского рая - «чистой земли». В основе мировоззрения и практики этой школы лежала доктрина «думания о Будде» (нянь-фо), предполагавшая, что молитвы Амитабхе и даже одно произнесение его имени способны даровать перерождение в блаженном царстве «чистой земли».

Название другой распространённой школы буддийской практики - чань - восходит к санскр. «дхьяна», что значит созерцание, медитация. Последняя всегда занимала важное место в практике буддизма, но для приверженцев чань она превратилась в самоцель. Эта школа, основанная, по преданию, индийским проповедником Бодхидхармой (кит. Дамо) в сер. VI века , отвергла изучение сутр и всякий ритуал. Медитацию наставники чань трактовали по-новому - как спонтанное самораскрытие «истинной природы» человека в его эмпирич. существовании. В отличие от прочих буддийских школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно труд в коллективе. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала огромное влияние на китайское искусство.

В течение длительного. времени буддизм пользовался покровительством императорского двора, однако в император У-цзун стал инициатором суровых гонений на буддизм, целью которых был подрыв экономич. самостоятельности сангхи и сокращение её численности. В середине IX века позиции сангхи были подорваны в результате правительств, репрессий, и вскоре начинается её медленный, но неуклонный упадок. Буддийская традиция во многом утратила былую творческую энергию и свое особое место в общественной и культурной жизни. С одной стороны, сангха становится инструментом государственной политики, находящимся под строгим контролем властей: государственная администрация устанавливала квоты и даже экзамены для желавших принять монашеский постриг, прикрепляла монахов к определённому монастырю, а наиболее заслуженным из них жаловали особые знаки отличия: существовала сеть административных органов, осуществлявших надзор за монашеством. С другой стороны, буддизм почти слился с народной религией, а буддийские институты стали служить интересам отдельных социальных организаций и групп - влиятельным семействам, деревенским общинам, профессиональным объединениям и т. п. Все большее значение приобретает буддийская религиозная практика - «памятование о будде» (молитва, обращённая к будде Амитабха) и чаньское учение о «мгновенном просветлении».

С другой. стороны, на уровне народной религии буддизм вступает в активное взаимодействие с популярными верованиями, внеся значительный вклад в становление китайского религиозного синкретизма, а ряд персонажей буддийского пантеона (Амитофо-Амитабха; Гуаньинь - женская ипостась Авалокитешвары) превращаются в наиболее почитаемых в народе божеств. В позднее средневековье элементы буддийские учения включаются в мировоззренческие системы ряда религиозных сект (в особенности эсхатологические мотивы пришествия будды Милэфо - Майтреи).

Добрый день, читатели нашего блога!

Наш сегодняшний разговор будет посвящен тому, как появилось учение Будды в Поднебесной и в чем заключаются особенности буддизма в Китае.

Родиной , как мы с вами знаем, была Индия, а его основателем — Гаутама Будда. Это случилось в первом тысячелетии до н.э. Общедоступность и понятность этого воззрения повлияла на его экспансию в другие страны, где это философско-религиозное течение нашло множество последователей.

История возникновения

В Китай эта религия проникла в начале нашей эры вместе с купцами, которые ходили по Великому Шелковому Пути из разных государств. Во 2-3 вв. н.э. этим философским течением заинтересовался китайский императорский двор.

Считается, что в то время в Китае уже существовали даосизм и . Буддизм имел много схожего с даосизмом, а потому не воспринимался как что-то кардинально новое, что и повлияло на его довольно быстрое распространение в стране.

Основоположником этой веры в Китае стал монах Ань Шигао. Это был высокообразованный человек, который вместе со своими сподвижниками перевел на китайский язык несколько десятков буддийских работ. В то время возникают и первые упоминания о празднествах, устраиваемых в монастырях, что тоже говорит о росте популярности этого учения.

В 4 в. н.э. философия Будды Гаутамы стала заслуживать внимания правящих властей. В это время в Китае было смутное время, и буддийские идеи способствовали успокоению народных масс. Простые люди могли найти что-то свое, тот путь, который подходил именно им.

На севере распространением философии данного течения занимался индийский монах Кумараджива. Он учредил и заложил фундамент буддийской китайской школы. Именно в это время в Китае стали образовываться различные школы и направления пришедшей религии.


Так сложилась ситуация, что на севере изначально буддизм развивался под строгим влиянием императорской власти. В 6-м веке он стал практически официальной религией. Этому особо способстовала императорская династия Лин в лице императора У-ди.

Таким образом, в средние века в Китае существовало три религии: конфуцианство, даосизм и буддизм. Все они взаимно дополняли друг друга, и даже перенимали какие-то детали друг у друга.

Школы

Поскольку учение Будды быстро расширялось по стране, то внутри него образовалось основные школы:

  • трактатов — ее основу составляли древние индийские учения. Сторонники этого направления предпочитали осваивать философскую сторону трудов, нежели проповедовать идеологию среди народа.
  • сутр — последователи этой школы строго придерживались сути одного какого-то текста, который, обычно, выбирал глава.
  • дхьяны (чань) — ее приверженцы предпочитали практику: занимались цигун, медитациями и проповедовали свое учение среди народа.


Буддизм оказал влияние на культуру, живопись, литературу, архитектуру и культуру Древнего Китая. Например, чайная церемония появилась в Китае с приходом в страну буддийского движения.

Монахи использовали чайный напиток в качестве тонизирующего средства во время многочасовых медитативных практик. Этот обычай впоследствии стал использоваться обычными людьми, что и привело к зарождению красивой культурной традиции.

Чань-буддизм

Именно течение дхьяны получило самое большое распространение в Китае. Основателем чаня был индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо, который обосновался в монастыре Шаолинь, и именно там появилась первая община чань-буддизма. Это движение также проникло и в , став источником для возникновения религии дзен.

Изначально основу чаня составляли медитации и созерцание природы вокруг, впоследствии к этому добавился комплекс боевых искусств. Эту традицию Шаолинь сохранил и по сей день: его монахи и послушники знамениты своими практиками восточных единоборств.


Надо отметить, что именно занятие боевыми искусствами отличало китайский буддизм от учения в Индии, Японии или Тибете. Изначально традиции единоборств не существовали в учении Будды, которое фокусировалось на философии и осознанности.

Китайская же школа, основываясь на даосизме, включила специальные комплексы упражнений, которые также способствовали возникновению самодисциплины, успокоению и некой отвлеченности от суеты. Спустя некоторое время эта особенность стала распространяться за пределы страны и обрела популярность во всем мире.

Положение в настоящее время

Мировоззрение древнего и современного Китая близко буддизму, чего нельзя сказать о правящей в данный момент коммунистической партии в стране.

С 1991 года произошло усиления контроля над монахами и их деятельностью на территории страны. А в 2011 году буддийское движение стало строго отслеживаться властями Китая. Такая ситуация не могла понравиться сторонникам философии Будды, что неоднократно стало приводить к вооруженным конфликтам.


Заключение

Уважаемые друзья, сегодня мы с вами поговорили о том, как зародился буддизм в Китае и обсудили некоторые особенности развития этого учения.

Учение Будды (кит. фо цзяо), адаптированное к китайскому менталитету, к религии и древней китайской культуре. Учение проникло в Китай в начале н.э. Сначала о нем поведали купцы, перевозившие товары по Великому шелковому пути.

Затем появились переводы буддийских текстов, выполненные Ань Шигао, Кумарадживой, Сюаньцзаном, который, вернувшись из Индии, разработал словарь, позволяющий переводить буддийские тексты на китайский язык. В Китай прибывали из Индии проповедники-миссионеры. Некоторые основывали небольшие монастыри, кумирни, молельни. Буддийское учение не противоречило китайским представлениям, рассматривалось как передовое и быстро завоевало популярность как у образованной верхушки общества, так и среди простых людей. В отличие от индийской традиции записывать тексты на пальмовых листьях, в Китае сутры праджняпарамиты (кит. божо сюэ, божополомидо) записывались иероглифами на длинных узких пластинках из расщепленного бамбука (вертикальное письмо), которые скреплялись между собой шнуром и сворачивались в рулоны. Одно произведение занимало несколько повозок. Вначале создавались школы, служащие аналогами индийских школ, но постепенно формировались оригинальные направления китайского буддизма. Быстрому распространению учения способствовала эффективность буддийской духовной практики и боевых искусств, позволявших монахам успешно обороняться от бандитов и врагов. Буддизм стал одной из трех религиозно-философских систем в стране наряду с даосизмом и конфуцианством . В 1912 г. была создана первая Ассоциация китайских буддистов. Она прекратила свою деятельность во время китайской революции, но возродилась после 1953 г. Через Китай буддизм распространился на Корею, Японию и другие страны Дальнего Востока. В учениях (кит. цзяо) китайских школ (кит. цзун) буддизм махаяны получил дальнейшее развитие, Пути адаптации. Существует мнение, что буддизм «въехал» в Китай на даосизме. Философия буддизма, не противоречащая догматам этого учения, рассматривалась как его развитие. Сунь Чо (IV в.) назвал Будду (кит. фо) воплощением Дао . Карма (кит. е) считается проявлением Дао. Особый интерес вызывала новая психотехника, позволяющая достичь высочайшего состояния сознания. Несоответствия разрешались с легкостью. Китайцы не стали отказываться от некоторых привязанностей, чего требовали буддийские традиции, в том числе от родственных уз. Они сохранили уважение к телу, дарованному небом, причисляли к первоэлементам материи металл и дерево, которые в классическом буддизме отсутствуют. Пустота, пустотность (кит. кун, Сюй кун), соответствующая даосскому учению о наполненной пустоте, трактовалась как неоформленное бытие, предшествующее оформленному, и как то, что впереди (абсолют).

Представление о душе как небесной субстанции (кит. хунь) отождествилось с представлением о сознании (кит. синь). Кан Сэнхуэй (III в.) утверждал, что буддизм раскрывает то сокровенное, что содержится в книгах «Чжоу и» («И цзин», «Книга перемен») и «Ши цзин» («Книга песнопений). Буддизм стал господствующей идеологией и сохранял эти позиции до X в. Его этика не противоречила конфуцианской, учение признавалось гуманистическим, а единство даосизма, конфуцианства и буддизма изображалось в виде диаграмм. Лянский У-ди, правивший в VI в., принял буддизм и стал называться император-бодхисаттва Хуан (кит. Хуан-ди пуса), а императрица У-Хоу (III в.) была объявлена воплощением будды Майтрейи (кит. Милэ), призванного спасти человечество. Будды и бодхисаттвы вошли в китайский пантеон, обретя новое звучание имен и новые элементы иконографии. Буддийские монастыри, судя по сохранившимся документам, получали огромные пожертвования. Обычных людей, мирян (кит. фаньжэнь) привлекали в буддизме возможность при помощи святого (кит. пуса) получить освобождение от страданий, т.е. войти в нирвану (кит. непань), «переправиться на другой берег» (кит. би ань). Близкой китайцам оказалась и идея кармы как справедливого воздаяния за заслуги (кит. фу дэ, гун дэ), надежда достичь освобождения если не в этой, то в какой-либо следующей жизни. Наиболее почитаемы в китайском буддизме Будда Шакьямуни (кит. Шицзямуни), будды Амитабха (кит. Амитофо) и Майтрейя (кит. Милэ), бодхисаттва Авалокитешвара (кит. Гунъинь, Гуаньшиинь).

В Китае были популярны литературные жанры короткого рассказа (кит. сяошо) о жизни монахов и совершаемых ими чудесах и жанр бяньвэнь, произведения, предназначенного для чтения в виде проповеди в храме, содержащего описание событий из жизни Будды, поучения в прозе и стихотворные фрагменты. Большое значение в Китае придавалось вотивным, культовым предметам, обладающими, как считалось, магическими свойствами: статуям Будды, будд и бодхисаттв, ступам с реликвиями, рулонам о изречениями, каллиграфически выполненными на шелке, и др, Школа люй (кит. люй цзун). «Школа устава.» Другое название: «Школа Южных гор» (кит. «Наньшань цзун»). Сформировалась в III в. как аналог индийской школы устава (сс. виная). Согласно учению, освобождение может быть достигнуто при точном соблюдении предписаний, методик, обетов и т.д. Вся жизнь монаха строго регламентирована. Теоретик школы Даосюань (VI-VII вв.) создал учение о метаморфозах (кит. хуа цзяо) сознания через размышления и медитации. Основные объекты размышлений: пустотность мира и трансцендентная сущность объектов. Переход сознания на каждый уровень в процессе его преобразований, метаморфоз зависит от выполнения правил и сопровождается определенными признаками, Школа ми (кит. ми цзун). «Тайная школа». Другие названия: «Школа истинных слов», т.е. мантр (кит. чжэньянь цзун), «Тайное учение» (кит. ми цзяо). Китайская версия ваджраяны, индийской школы тантрического буддизма. Основана после V в. При гонениях на тантризм (XII-XIII вв.) практически прекратила существование. В Японии сс. аналог (яп. сингон, сингон сю) существует в настоящее время. В практике школы большое значение придается мантрам (кит. чжэньянь), дхарани (кит. толони), мандалам (кит. маньчало, маньтало) и др. В учении о бессмертии (кит. сянь сюэ) абсолют персонифицируется как будда Вайрочана (кит. Дажи), аналог Адибудды Человек (кит. жэнь) в аспекте сознания является его подобием. Объектами медитации служат пять дхьяни-будд, татхагат (кит. жулай). В практику адепта входит трансформация сексуальной энергии в творческую энергию. Школа признает модель восьмиединого сознания (сс. астаявиджняна, кит. ба ши) индийской школы виджнянавада, дополнив её девятым видом чистого сознания (кит. «цзин синь, у синь), Школа саньлунь (кит. саньлунь цзун). «Школа трех трактатов». Основана в V-VI вв. Проблема исследований: пустота, пустотность мира (кит. кун сюй, сюй кун, кун). Аналог индийской школы мадхьямика.

Учение содержит доктрины пустотности дхарм (кит. фа), взаимообусловленности их существования, наличия двух истин, относительной и абсолютной, срединного пути (кит. чжун дао). Допускается возможность быстрого, внезапного, спонтанного просветления (кит. дунь у, юань дунь) или обретения нирваны (кит. непань). Утверждается, что истина абсолютная постигается только через интуицию, Школа тяньтай (кит. тяньтай цзун). «Опора Небес». Основана Чжии в VI в. Прямого аналога в Индии не имеет. Духовным патриархом, основным авторитетом считается Нагарджуна. В учении утверждается, что нет принципиального различия между живым и неживым. Во всем присутствует дхармовость, дхармата (кит. фа син), истинная природа будды (кит. фо син), таковость (кит. чжэнь жу, ши сян). Мир дхарм, дхармадхату (кит. фа цзе), трактуется как десять миров-состояний, которые существуют одновременно и взаимопроницаемы. Подавление всех этих состояний, кроме высшего состояния будды, абсолюта, дхармакаи (кит. фа шэнь, жулай цзан) происходит при парном, одновременном совершенствовании мудрости и транса (кит. чжи гуань). В результате этой практики прекращается волнение дхарм (кит. фа) в сознании адепта, который обретает природу будды. Транс, самадхи (кит. саньмэй) может наступить в любое время и в любом месте. Он рассматривается как просветление. Чжии ввел технику «думаний о будде» (кит. нянь фо), заключающуюся в постоянной ре-Цитации, повторении имени будды Амитабхи (кит. Амитофо).

Согласно учению тяньтай, существует гармоничное триединство, «круглая гармония» трех истин: условной, мирской истины (кит. цзя ди), срединной (кит. чжун ди) и абсолютной (кит. кун ди). Мир, воспринимаемый на трех уровнях, в целом образует гармонию (кит. хэ). Всё пронизывает друг друга. За иллюзорным мирским бытием стоит единое сознание (кит. и синь), чистое сознание (кит. цзин синь). Школа предложила концепцию единого учения, интегрирующего все догматы буддизма, модель «единой колесницы», поддержанную школами чань и хуаянь?. В школе тяньтай большое значение придается способностям адепта, символике и достижению внезапного, мгновенного просветления (кит. дунь у, юань дунь). Высшим персонифицированным началом считается космический будда Вайрочана (кит. Дажи), Школа фасин (кит. фасин цзун). Под этим названием имеется в виду идеологическое содружество трех школ: саньлунь, тяньтай и хуаянь, которые одинаково трактуют сущность дхарм, дхармовость, дхармату (кит. фа син), природу будды (кит. фо син) и пустотностъ (кун, кун сюй, сюй кун, сюй) дхарм (кит. фа), Школа фасян (кит. фасян цзун). «Школа истинной сущности дхарм». Другое название - «Школа только сознания» (кит. вэйши). Аналог индийской школы виджнянавада . Допускают, что фасян и вэйши были двумя разными школами, что не доказано. Как и в случае виджнянавады (йогачара), два названия подчеркивают два аспекта деятельности школы: практику работы с сознанием, достижение высших его состояний и создание концепции, основанной на результатах этой практики. Учение виджнянавады было привнесено в китайский буддизм Сюаньцзаном в VII в. Оно содержит концепцию астаявиджняны, восьмиединого сознания (кит. ба ши), в которой высшей формой сознания служит алаявиджняна, сознание-сокровищница (кит. алие-ши, цзан-ши). Целью практики фасян считает уничтожение кармы (кит. е) через уничтожение семян впечатлений (кит. чжун цзы) и достижение состояния чистого сознания (кит. цзин синь, у синь). При этом прекращается кармическая активность и происходит переход в состояние нирваны (кит. непань). В учении отрицается пустотность дхарм. Признается существование шести необусловленных дхарм (кит. у вэй фа), не подверженных бытию в мире и не связанных с сознанием мирского уровня. Считается, что природа будды (кит. фо син) присутствует в каждом человеке и в любом живом существе. Как и виджнянавада, школа фасян занимается проблемами логики (кит. иньмин), которая призвана установить связь между результатами практики и способом их осмысления, трактовки и описания, Школа хуаянь (кит. хуа-янь цзун), «Гирлянда цветов». Основана Фацзаном в VII-VIII вв. Прямого прототипа в Индии не имеет. Сочетает элементы виджнянавады и мадхьямики. Развивает учение о подлинной, истинной реальности, таковости (кит. чжэнь жу),об абсолюте, татхагатагарбхе (кит. жулай цзан), о едином субстрате сознания. Рассматривает закон всеобщей причинности. Исследует философскую терминологию. Согласно учению хуаянь, сознание (кит. ши) одновременно служит причиной всех вещей и явлений и само зависит от них. Оно воспринимает объект, формирует его образ и проецирует этот образ вовне. Весь мир уподобляется гирлянде из драгоценных камней-зеркал. Каждый из них отражает другие и сам отражается в них. Идея восходит к «сети Индры» («Аватамсака-сутра»). Утверждается, что индивидуальное сознание связано с космическим, которое постоянно присутствует в сознании живого существа как его высшая форма, как природа будды. Сознание имеет собственную природу (кит. ти), которая определяется как субстрат, тело, носитель, субстанция. Путь к просветлению (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) содержит четыре стадии. На первой мир воспринимается адептом с позиции ложно ощущаемого «я». На второй он обретает знания, используя дискурсивный способ мышления . На третьей - постигает тождественность всего в мире истинной реальности через интуицию. На четвертой он открывает тождественность всех аспектов природе будды (кит. фо син). Адепт мгновенно переходит в состояние абсолюта (кит. чжэнь жу). В хуаянь разработано учение о шести признаках каждой вещи (целое, часть, тождество, различие, становление, разрушение). Образование пар (часть и целое и т.п.) свидетельствует о сущностном единстве, в котором одно не существует без другого. Учение хуаянь о категориях эмпирического, феноменального (ши) и абсолютного, трансцендентного (ли) соответствует представлению о сансаре и абсолюте. Ли - принцип идеального, духовного, нематериального начала. Ши - конкретное явление, событие, феномен, фактор многообразия, множественности мира. Ли соответствует единому сознанию, ши - индивидуальным сознаниям. Мир выступает как поле проявления ли и ши, которые образуют единую систему. Чэн Гуань, развивая учение о ши и ли, выделил четыре аспекта мира: эмпирический (кит. ши), абсолютный (кит. ли), дхармовый (кит. фа цзе), в котором нет преград между ши и ли, и аспект тождественности ши и ли, т.е. абсолютной и феноменальной реальности, проявленного и непроявленного. В школе хуаянь создана классификация буддийских учений. Высшей ступенью в ней признается учение хуаянь, Школа цзинту (кит. цзинту цзун). - «Школа Чистой Земли». Другое название: «Школа Лотоса» (кит. лянь цзун). Сформировалась в VII в. на основе Общества Белого Лотоса (кит. бай лянь шэ). Учение связано с культом будды Амитабхи (кит. Амитофо). Форма китайского амидаизма. Считается, что будда создал Чистую Землю (кит. Цзин Ту), аналог индийской Сукхавати, в которую может попасть каждый, кто ведет праведный образ жизни, постоянно думает о будде, созерцает его образ и призывает его, повторяя его имя, Школа чань (кит. чань цзун). «Школа медитаций». Другие названия: «Школа сознания Будды» (кит. Фо синь цзун), «Школа передачи печати сознания Будды» (кит. чжуань фо синь инь цзун). Первым патриархом считается индийский проповедник-миссионер Бодхидхарма (кит. Путидамо, Дамо), который в VI в. прибыл в Китай. Представ перед императором (Лянский У-ди), он поразил его парадоксальными ответами. Поселившись в монастыре, Бодхидхарма в течение девяти лет практиковал статическую медитацию при «созерцании стены». То, что сначала казалось странным, алогичным и даже смешным, сформировалось в высокоэффективную практику работы с сознанием. Парадоксы, «живые слова» и другие приемы, введенные Бодхидхармой, облегчают прямую передачу опыта и знаний и восприятие сложных доктрин. Они получили дальнейшее развитие как в школе чань, так и в японском буддизме дзэн. Четыре принципа этого направления: признание прямой передачи опыта « вне учения», отказ от опоры на вербальные методы, слова и знаки, непосредственное обращение к сознанию, обретение состояния будды через постижение собственной природы. Согласно учению чань, природа живых существ изначально чиста (кит. цзин), но неведение (кит. у мин) скрывает это. Практика созерцания раскрывает перед адептом истинную реальность (кит. чжэнь жу). Методологические разногласия привели к разделению школы на две ветви. Северное направление возглавил Шэньсю (606- 706). Практиковалась статическая медитация и постепенное просветление (кит. цзянь у). Южное направление возглавил Хуэйнэн (638–713), проповедующий мгновенное спонтанное просветление (кит. дунь у, юань дунь) и динамическую медитацию в комплексе с другими средствами для его достижения. Динамическая медитация восходит к даосской практике недеяния в действии, когда адепт совершает интуитивные, спонтанные поступки, находясь в медитативном состоянии. На ней основаны некоторые виды боевых искусств. Внезапному просветлению способствуют и парадоксальные диалоги (кит. вэнь да), в которых ответ на вопрос кажется бессмысленным, но образует с ним некое единство, неожиданно вызывающее в сознании сильнейшее переживание и откровение. Размышления над текстами-задачами (кит. гунъань), приводящие адепта в состояние прозрения, шоковое воздействие в виде удара палкой или восклицания в момент максимального сосредоточения также относятся к приемам, помогающим получить просветление. Наиболее последовательно такие приемы практиковались в школе Линьцзи (IX в.). В учении чань признается существование единого сознания (кит. и синь), в котором одновременно присутствуют прошлое, настоящее и будущее Просветление (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) открывает единство мирского (кит. луньхуэй) и абсолютного (кит. жулай цзан, чжэнь жу). Большое значение имеет опыт наставника, владеющего искусными средствами, уловками (кит. фаньбянь). В чаньских монастырях обязательны ежедневный труд, тренировки, дыхательные упражнения и др. Говорят: «Опрятен, как чаньский монастырь». При просветлении может наступить состояние «мнимой смерти», после чего адепт испытывает бурную радость, сопровождающуюся неудержимым «чаньским смехом». В его языке появляются «живые слова» (кит. хо цзюй), что означает возникновение в сознании новых связей, делающих язык выразительным, способным оказывать воздействие на окружающих и раскрывать перед ними высшие истины, что отличает его от «мертвых слов» (кит. сы цзюй), выполняющих функции бытового общения. Изменение личности необратимо. Чаньский юмор лишен условностей и ханжества. Большие психические нагрузки иногда приводят к срыву, к «чаньской болезни» (кит. чань бин), с чем связан литературный персонаж - сумасшедший монах, бродящий по деревням. В философском аспекте учение чань содержит элементы учений индийских школ виджнянавады и мадхьямики, но главным достижением чань считаются непревзойденные результаты духовной практики. Направление чаньбуддизма более известно как дзэнбуддизм,