Open
Close

Остров спас каменный кубенское озеро. Спас Каменный — один из древнейших монастырей русского Севера

Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом.

Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых - Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри.



Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги. Основан в половине XIII веке белозерским князем Глебом Васильковичем, в благодарность Всемилостивому Спасу за спасение от угрожавшей ему опасности во время плавания по Кубенскому озеру. Преображенский соборный храм построен в 1481 году. В этом монастыре 10 сентября 1453 года скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского князя Дмитрия Васильевича, князь Андрей, в монашестве Иоасаф (см. 10 сентября), святые мощи которого прославились чудесами и около 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сентября 1472 года и истребившего монастырь пожара святые мощи пр. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 году ковчег со святыми мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на нее. После бывшего 24 июля 1774 года и вновь истребившего Спасокаменный монастырь пожара, этот монастырь был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки святых мощей пр. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения, упраздненный Спасокаменный монастырь был, по благословению Святого Синода в 1802 году, восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенской Белавинской пустынью. В 1892 году Святой Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками святых мощей пр. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасокаменным монастырем. Находившийся на реке крест с частицами мощей преподобного оставлен в Свято-Духовом монастыре.

В монастыре покоятся под спудом мощи инока блаженного Василия (см. 2 августа); над ними металлическая рака, на ней образ святого Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV век) и Кассиана игумена монастыря (1463 год). К монастырю приписан , в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. К этому же последнему монастырю приписана Белавинская Богоявленская пустынь, в 20 верстах от Спасокаменного монастыря, на острове Белавинского озера, основанная в 1630 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью.

Основные строения монастыря к началу XX в.:

  • Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских.
  • Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская?), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского.
  • Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.
  • Колокольня.
  • Настоятельско-братский корпус.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов».

В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена.

10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев.

Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами при сильном ветре размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.



Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод. На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается ныне лишь похожая на колокольню церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря, одного из древнейших на Севере.

Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии.

В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком. Сохранившаяся Успенская церковь была построена вместе с трапезной на вклад Василия III в 1543-1549 годах ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и одним из известнейших зодчих ХVI века Григорием Борисовым. Трапезная палата была довольно характерным по своему типу зданием: поставленный на подклет прямоугольный объём с главным зальным помещением, сводчатые перекрытия которого опирались на столб в центре. Успенская церковь примыкала к восточной стене трапезной, но не посередине, а ближе к юго-восточному углу. Это - оригинальный храм в виде трёхъярусного столпа. Два нижних яруса его многогранные: первый служил подклетом, а во втором помещалась церковь. Третий ярус с открытыми арками являлся колокольней, отчего и сам храм в древности называли "иже под колоколы". Во второй половине ХVII века церковь получила новое завершение - на восьмигранное основание был поставлен барабан с луковичной главкой.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ, для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет. В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с церковным имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня.

В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье "Спасо-Каменный монастырь", настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Информация из книги: Выголов В.П., Удралова Н.В. "В край белых ночей". Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986 г. и с сайта: ru.wikipedia.org/Спасо-Каменный монастырь.



Спасо-Каменный монастырь (Белавинская Спасо-Преображенская пустынь). Современное местоположение: остров Каменный на оз. Кубенском, Усть-Кубинский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния.

Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью. Основные строения монастыря к началу XX в.: Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских. Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского. Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов». В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена. 10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев. Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами, при сильном ветре, размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.

5 и 7 апреля 1903 г. ледоходом разрушило гостинный корпус Спасо-Каменного монастыря. Все простенки между окнами с южной стороны корпуса выломало, железную крышу на корпусе исковеркало, все комнаты забиты были льдом. Уничтожены также деревянный флигель и баня. Общая сумма убытка составила не менее 1000 рублей.

http://parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10007



Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере - древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере. Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 кв. км, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина - 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо-Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию, Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо-Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо-Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо-Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский - благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались.

В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

До 90-х годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод, установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета, в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

Официальный сайт архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» https://kubena35.ru/dostoprimechatelnosti/spaso-kamennyij-monastyir.html

Эта маленькая монашеская обитель – древнейшая на всем Европейском Севере. Она расположена на клочке суши длиной всего 120 метров. Здесь подвизались святые, жили предстоятели Русской Церкви и бывали государи.

Вологодский Афон

Широкая, почти бескрайняя водная гладь и постоянный шум волн, разбивающихся о камни. С незапамятных времен крошечный остров на Кубенском озере стал местом уединения и молитвы. В 1260 году, когда здесь нашел спасение от бури Белозерский князь Глеб Василькович, он встретил на берегу монахов-отшельников. В благодарность Богу князь повелел выстроить для них деревянный храм в честь Преображения Господня и кельи – так возник Спасо-Каменный монастырь, на многие века ставший одним из главных духовных центров на Руси.

Во времена великого князя Московского Дмитрия Донского игуменом обители стал пришелец из Царьграда (Константинополя) Дионисий Грек, постриженик горы Афонской. Он ввел здесь строгий афонский устав, а позднее стал епископом Ростовским. В его настоятельство на Спасе Каменном приняли постриг и некоторое время подвизались будущие основатели обителей Северной Фиваиды – преподобные Дионисий Глушицкий (прославившийся и как иконописец), Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Евфимий Сянжемский.

Кельи на волнах

В разгар борьбы за великокняжеский престол на Спасе Каменном побывал Великий князь Василий Темный с семьей. По преданию, именно здесь он получил духовную поддержку и впоследствии одарил обитель землями. Его сын, вологодский князь Андрей Васильевич Меньшой, в 1481 году построил на острове каменный двухэтажный пятиглавый собор в честь Преображения Господня – это был первый каменный храм «во всей стране Вологодской». Кирпич для строительства возили за сотни верст из Твери и Старицы. Жаловали монастырь и преемники Василия Темного Василий III и Иван Грозный – при них возвели каменный Успенский храм-колокольню, каменную трапезную и каменный храм Иоанна Предтечи.

В XVI веке братии стало так много, что деревянные кельи решили строить на сваях прямо в озере, вокруг острова. Паломнику еще с берега открывался сказочный вид на монастырь – он парил над волнами, словно огромный корабль с деревянными бортами из сплошного ряда бревенчатых изб, а вместо парусов – три белоснежных храма.

Князь-чудотворец

Главным небесным покровителем монастыря считают преподобного Иоасафа Каменского. Он был сыном удельного князя Заозерского Дмитрия Васильевича Меньшого, потомка князей Ярославских. Политической борьбе и междоусобным распрям он с юности предпочел монашеский путь в Спасо-Каменном монастыре. По преданию, постригал его игумен Кассиан, позднее причисленный к лику местночтимых святых. На острове Иоасаф прожил всего пять лет, успев заслужить любовь всей братии, и скончался совсем молодым, «преуспев в труде иноческом». Это было в сентябре 1453 года, день памяти святого – 23 сентября по новому стилю. Его мощи оставались нетленными, прославились многими чудесами и стали главной святыней монастыря. Позднее они пострадали от страшного пожара. В советские годы, когда монастырь закрыли, мощи спасли прихожане, и сейчас они находятся в Рождество-Богородицком кафедральном соборе Вологды. Церковью прославлены и родители преподобного – святой благоверный князь Димитрий Заозерский и святая благоверная княгиня Мария Заозерская.

В 1876 году на Спасе Каменном открыли первую и единственную в губернии спасательную станцию. В наши дни жизнь местным рыбакам не раз спасали хранитель острова Александр Плигин и его сыновья Иван и Алексей.

На святой земле Спаса-Каменного под спудом находятся мощи местночтимых святых Петра чудотворца и Василия юродивого (Блаженного) Спасокаменского. Здесь похоронены и два предстоятеля Русской Православной Церкви, жившие в обители на покое в конце XV – начале XVI веков – митрополит Зосима и митрополит Варлаам.

Секретная служба

Наивысшего расцвета монастырь достиг в XVII веке. На острове жили тогда около сотни человек, из них только треть монашествующих, а остальные – слуги и рабочие. Обители принадлежало около ста сел и деревень в окрестностях, два подворья в Вологде и соляные варницы в Тотьме.

В 1812 году на острове спасались от наполеоновского
нашествия монахи нескольких московских монастырей

Спас-Каменный, как и другие северные монастыри, нес и особую «службу» – был местом заточения опальных церковных деятелей. На острове был в ссылке один из лидеров старообрядцев Иван Неронов, вице-президет Синода Георгий Дашков. Позднее, уже в екатерининские времена, на остров стали привозить простых узников-колодников. Один из них стал виновником страшного пожара 1774 года, после которого монастырь был упразднен и находился в запустении несколько десятилетий.

Обитель возродили в начале следующего столетия, но под другим названием – как Белавинскую Спасопреображенскую пустынь. Монастырь назывался так почти сто лет. В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей.

Хранители острова

После революции монастырь закрыли и хотели разместить на острове колонию для малолетних преступников, да помешал пожар. В 30-х взорвали Спасо-Преображенский собор. От взрыва обрушились своды, но нижняя часть сохранилась – настолько прочной была кладка. После войны на острове недолго действовал пункт по переработке рыбы, а к 60-м годам здесь остались лишь руины – уцелел не только Успенский храм под колокольней. Еще немного, и она бы рухнула…

На рубеже 80–90-х Божий Промысел свел двух замечательных людей, московского архитектора и уроженца этих мест Александра Асафова и директора вологодского завода, инженера и мастера на все руки Александра Плигина. Вместе они взялись за возрождение Спаса, получив благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. Но вскоре начались испытания – в 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие. Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове – поставил перед разрушенным алтарем обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей, которых с каждым годом у острова становилось все больше. Должность директора завода и карьеру предпринимателя пришлось оставить. Все доходы от небольшой собственной фирмы теперь шли на Спас, а жена и трое детей стали главными помощниками.

К началу 2000-х удалось восстановить гостиницу, создать музей монастыря и начать серьезную реставрацию колокольни. До полного ее восстановления Александр Николаевич не дожил – в 57 лет сердце полностью выработало свой ресурс… По благословению владыки Максимилиана хранителя острова похоронили на Спасе рядом с часовней во имя Всех вологодских святых.

На «ветровой тяге»

Сейчас дело Александра Плигина продолжают его вдова, Надежда Александровна, и дети. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». К 750-летию монастыря, которое торжественно отмечалось в 2010 году, под восстановленной колокольней освятили Успенский храм – сейчас здесь регулярно проходят богослужения.

Сбылась еще одна давняя мечта Александра Николаевича – с помощью благотворителей на острове установили ветрогенератор. На старом месте, как до революции, воссоздается здание спасательной станции. Недавно появилось новое судно для перевозки паломников и, заработал свой сайт. Полным ходом идут реставрационные работы, и как розовые лучи восхода над озером, засияла мечта о возрождении самого древнего храма – Преображения.

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии

Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня , 6 августа года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека , который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской , заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий , Александр Куштский , Пахомий Каменский , Евфимий Сянжемский - в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский , Христа ради юродивый.

Во времена жестоких междоусобных войн в году великий князь Василий Тёмный , свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие» . Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке .

Пожар 1476 года. Возрождение обители

В сентябре года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

В году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин) . Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам , скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение - деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

От расцвета к упадку: XVII - XVIII вв.

Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

По описи года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

В году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь . Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь , который с года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

Восстановление монастыря

17 июня года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

В году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

В году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя - Спасо-Каменный монастырь.

Закрытие монастыря

25 июня года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов) , пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

С по год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание - монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны. Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы. Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

Начало возрождения

С года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

Летом года началось областное финансирование восстановительных работ. К году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

В году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы. По древней русской традиции строили «об един день» - с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили. Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

В марте года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

В году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии . В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье "Спасо-Каменный монастырь".

Спасо-Каменный монастырь в Вологодской области — один из древнейших в России. Его история начинается в середине XIII столетия. После революции монастырь был закрыт, а затем и вовсе разрушен. В каком состоянии находится обитель сегодня?

Основатель обители

Излагая историю Спасо-Каменного монастыря, стоит рассказать о Глебе Васильковиче — человеке, благодаря которому был когда-то построен храм на территории обители. В 1237 году в семье Ростовского князя на свет появился сын. Сам же князь спустя несколько месяцев погиб в сражении с монголо-татарами. Сын, которого нарекли Глебом, вырос в Ростове. У него был старший брат, которого он, согласно историческим документам, сопровождал в семилетнем возрасте в поездках в Орду , осуществлявшихся для важных переговоров с Батыем.

Глеб владел уделом в Белозёрово , где и поселился, когда повзрослел. А в 1257 году женился на татарской княжне. Глеб Василькович известен, во-первых, как муж внучки Батыя, во-вторых — как основатель Спасо-Каменного монастыря. В летописях говорится о том, что человек этот был крайне богобоязненным, удивительно щедрым и на редкость (для князей) кротким. Он весьма почитал монашеский чин и ревностно относился к церковному благолепию. Именно благодаря Глебу в XIII веке в Белозерском крае появились церкви.

Но не будем излагать подробно биографию основателя Спасо-Каменного монастыря, хотя она и богата подвигами и удивительными событиями. Расскажем о том, что вдохновило князя однажды заложить на Каменном острове храм.

Чудесное спасение князя

Монастырь был основан в августе 1262 года. А предшествовало его строительству следующее событие. Однажды Глеб Василькович попал в ужасную бурю. Неистово молясь, он дал обет построить монастырь там, куда его вынесут волны. Если, конечно, вынесут - в спасении, несмотря на всю безграничную веру в божественную помощь, Глеб уже сомневался. Но Бог всё-таки услышал молитвы князя. Глеб Василькович оказался на берегу небольшого острова. Здесь проживали люди, среди них были и христиане, и язычники. Имелась даже небольшая часовня. Глеб Василькович сдержал обет и построил на острове православный храм.

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря - с лава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Первые разрушения

Мрачный период в истории Спасо-Каменного монастыря относится в XVIII столетию. Большая часть имущества была конфискована и направлена в государственный бюджет. А вскоре произошел пожар, уничтоживший деревянные постройки.

XIX век

Ситуацию исправил Павел 1 — сын Екатерины, убитый в 1802 году. Вопреки общепринятому мнению, правление этого императора не основывалось исключительно на самодурстве и странных причудах. Да, он ввел цензуру, превратил дворцы своей матери в конюшни, а его реформы были довольно жесткими. Н о что-то хорошее всё же он для культуры России сделал. Например, приказал восстановить несколько монастырей, в том числе и тот, что находится в Усть-Кубинском районе Вологодской области .

Правда, спустя более чем сто лет в России появились очередные варвары, разрушавшие всё, что внушало им страх и опасения. Но это уже случилось значительно позже. А в девятнадцатом столетии монастырь развивался, снова приобретал религиозное значение.

Наступил XX век со своими треволнениями и опасным духом свободы. Монастырь тем временем приобретал все большее культурно-религиозное влияние. До революции здесь находилось около тридцати монахинь и более 150 послушниц. Они были изгнаны из стен обители в 1917 году. Приходского священника расстреляли представители новой власти.

В 1920 году монастырь закрыли. Но спустя несколько месяцев работникам городского исполкома пришла в голову мысль использовать помещение упраздненной обители в более практичных целях. Здесь разместили военкомат и земельное управление. В здании церкви открылись сельскохозяйственные курсы.

Колония для несовершеннолетних

Всего за несколько лет на территории монастыря располагался в разное время и клуб, и детское учреждение, и хлебозавод, и склады. Были мысли организовать в бывших молитвенных помещениях и колонию для малолетних преступников. Но беспризорники — народ свободолюбивый. Пробыв здесь несколько месяцев, они разбежались. Как им удалось покинуть Каменный остров, неизвестно.

В 1937 году монастырь, который несколько столетий подряд являлся крупным культурно-религиозным центром, был полностью разрушен. Его взорвали. Но не потому, что постройки напоминали о несправедливых " поповских временах" , а потому, что для строительства нового Дома культуры требовался кирпич, которого раздобыть больше было негде.

Необитаемый остров

Несколько десятилетий эти места находились в полнейшем запустении. Остров стал пристанищем для охотников и рыбаков. До наших дней из построек, существовавших еще в начале XX столетия, сохранилась лишь построенная в 15 - 16 веке . До начала семидесятых годов здесь неизменно присутствовал сторож. Для чего нужна была эта должность и что охранял ее обладатель, сказать сложно. Но в 1971 году ее упразднили.

Возрождение

В начале девяностых годов началось постепенное восстановление монастыря. Занимались этим преимущественно энтузиасты. Серьёзной финансовой поддержки не было. К концу девяностых средства начали поступать из государственного бюджета. В 2006 году учредили на острове Спасо-Каменное Подворье, был назначен настоятель.

Активное возрождение обители началось в начале двухтысячных. Постройки тогда, конечно, представляли собой зрелище печальное. Наружные стены на протяжении почти ста лет не подвергались ремонту. Крыша провалилась. Была разрушена и колокольня, и алтарная апсида храма. После 80 лет запустения первая литургия состоялась в июле 2001 года. К зиме удалось провести электричество и отопление. На территории монастыря соорудили скамейки. Постепенно приобретались иконы.

Спасо-Каменный монастырь: описание

Те, кто регулярно проезжает по Кирилловской дороге, уверяют, что колокольню, расположенную на территории монастыря, в ясный солнечный день видно издалека. Помимо неё, в состав обители входят братско-настоятельский корпус, гостиница и трапезная. Постройки были воздвигнуты не так давно. Как утверждают местные жители, даже 15- 20 лет назад, когда на острове еще не было электричества, эти места притягивали огромное количество паломников. И климат, который довольно суров, их не пугал.

Гостиничный комплекс представляет собой одноэтажную постройку. Это небольшое здание, как и корпус, и трапезную, находящиеся рядом, издали разглядеть нельзя. Но взору открывается удивительная картина — высокий светлый одноглавый храм, окруженный гладью воды. Если, конечно, смотреть на него летом, весной или ранней осенью. Зимой же здесь совершенно иной пейзаж. Как выглядит Спасо-Каменный монастырь в заснеженную пору , можно увидеть на фотографии, расположенной ниже.

Каменный остров часто называют просто — Спас-Камень. Есть ещё одно название — Вологодский Афон. Это именование связано с тем, что в годы правления Дмитрия Донского здесь служил игумен Дионисий Грек — человек весьма сурового нрава. Он установил в монастыре жёсткий Афонский устав.

Я уже тут написала, так мечтала об этом острове. Здесь жил святой благоверный князь Иоасаф Каменский.
Иоасаф Каменский (в миру князь Андрей Дмитриевич Заозерский, Вологодский), Спасокубенский, преподобный, Вологодский чудотворец (ок. 1428 - +1453). Празднование святому совершается 10/23 сентября в день преставления, во 2-ю и 3-ю недели по Пятидесятнице (Росс. и Волог.).
Родители князя Андрея - владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1429; память 19 сентября/2 октября) и Мария, тоже княжеского рода.
В 1429 году князь Димитрий пал в битве на Туговой горе, об удалении из дома князя с дружиной, толпа грабителей напала на его села и деревни по берегам реки Кубены, предавая всё огню и мечу. Благочестивая княгиня Мария встретила разразившееся бедствие с истинно христианским терпением. Оказавши помощь разоренным жителям, она обратилась к воспитанию малолетних детей.
У князя Димитрия Васильевича было три сына - Симеон, Феодор, Андрей - и одна дочь - София. Только старший ее сын Симеон был женат, когда Симеон достиг надлежащего возраста, мать его женила, взяв дочь у князя Ивана Дея, который дал в придачу за дочерью Кубену, через что значительно увеличились владения князей Заозерских. Дочь свою Софью Мария выдала за князя Димитрия Юрьевича Шемяку, думая, что родство с богатым и сильным князем Галичским будет полезно ее сыновьям, доставит им защиту и покровительство. К сожалению, случилось совсем наоборот.
Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею - он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился в детском возрасте. Юный Андрей стал удаляться от общества и чувствовал отвращение к мирской жизни, этому способствовало постигшие семейство несчастье и совершенно изменившие его положение. Великий князь Василий Васильевич Темный, за то только, что сестра Заозерских князей Софья находилась в супружестве с Димитрием Юрьевичем Шемякой с которым у него была распря, в 1447 году отнял у них все их вотчины и одну половину их отдал Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану Андреевичу. Так, сыновья князя Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими и потеряли все свое богатство и имение. Этот поступок Василия Темного слишком тяжел был для князей Симеона и Феодора и не мог не возбуждать в их сердцах неприязни к великому князю.
Андрей в поступке великого князя видел доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, он решил удалиться от мира, неподалеку от места его жительства были монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но, желая порвать все связи с миром, ему лучшим представлялся древний Спасо-Каменный монастырь на бурном озере, кроме того он славился строгостью устава и возглавлял его опытный старец игумен Кассиан. Будучи около 20-ти лет от роду, Андрей пришел сюда на остров. Молодость князя, знаменитый род его и нерасположение великого князя к его семейству смущали игумена. Он сказал юному князю: "Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани". Князь Андрей отвечал ему: "Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего". Тогда игумен Кассиан принял его в монастырь, и сократил для него время монастырского искуса. После бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвав его при пострижении Иоасафом в честь святого Иоасафа, царевича Индийского и поручил его старцу Григорию (впоследствии епископ Ростовский). Под его руководством Иоасаф вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.
Раз посетил его родной дядя - князь Борис Васильевич Ржевский и привез ему золото для обители и для раздачи инокам. Блаженный Иоасаф отвечал князю: "Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас, и получишь щедрую награду от Господа". Князь Борис Васильевич поступил по совету прп. Иоасафа.
Когда он пел в своей келье псалмы Давида, явился ему Господь Иисус Христос и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный Мой угодник". Преподобный в страхе спросил: "Какая причина явления Твоего, Господи?" - "Видишь ли всю эту пустыню? - сказал ему Господь. - Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!" И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов.
Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен, и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении Святых Тайн. Не удовлетворяясь обычными иноческими подвигами, преподобный вел затворническую жизнь в келлии, постоянно устремляя свою мысль к Горнему. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он просил отвести его в церковь к литургии, причастился Святых Таин, получил благословение и прощение от братии, и был отведен в келью. Подвижник впал в немощь, так что игумен и братия, приходя и видя его страдания, очень скорбели. Однако преподобный продолжал утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв. 10 сентября 1453 года, когда братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не только о себе, но и о всей обители, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять возлег на одр и молился и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он просто уснул. Игумен и вся братия скорбели, и понесли его на своих главах в церковь, совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой стороне.
Услышав о смерти преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. Тело было положено в храме обители и стало источать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя инока прозрела.
Мощи его положены были на правой стороне деревянной Успенской церкви, где много лет зримы были нетленными и прославились чудесами. 3 сентября 1478 г., когда монастырь сгорел, останки мощей собраны были старцем Мартинианом, вложены в ковчег и помещены под престол. После этого часть святыни вделана была в крест трипядный, серебром обложенный. 10 июня 1650 г. по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, остатки мощей положены были в гробницу, устроенную в соборном Преображенском храме Спасо-Каменной обители у южных врат, против левого клироса, а на гробницу возложен крест с мощами угодника.
24 июня 1773 (24 июля 1774?)г. монастырь горел, одни только мощи Иоасафа с немногим монастырским имуществом были спасены. С тех пор монастырь оставался 28 лет в запустении, мощи и вещи, спасенные от пожара, перенесены были в город Вологду, в Духов монастырь, который с тех пор велено было именовать Спасо-Каменным. В 1801 г. по указу императора Павла I, был восстановлен Спасо-Каменный монастырь, и наименован уже Белавинскою пустынью, ибо из бывшей Белавинской пустыни переведены были туда братия и перевезено все имущество.
В 1892 Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей прп. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать ее Спасо-Каменным монастырем. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного был оставлен в Свято-Духовом монастыре.
После революции, когда обитель закрыли, благочестивые христиане спасали мощи от поругания, передавая их друг другу. В пятидесятых годах при владыке Гаврииле одна вологжанка, которая хранила ковчег с этими мощами, передала его епископу Гавриилу, и владыка положил его в алтарь собора Рождества Богородицы, под престол. При владыке Дамаскине в 1974 году для мощей преп. Иоасафа была сделана специальная полочка в алтаре, а в 1989 г., после празднования Тысячелетия Крещения Руси, владыка Михаил благословил соорудить для мощей раку и вынести их в храм для поклонения. Справа, возле распятия, рака и сейчас стоит. В праздник - отмечают память преп. Иоасафа 21 сентября - мощи ставятся во время полиелея на середину храма. В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского.