Open
Close

Основные проблемы личности в философии. Проблема личности в социальной философии

Человек как предмет философии

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Философская антропология стремится понять и ставит такие проблемы:

§ Каково положение человека в мире, какое место занимает он в иерархии вещей и существ? Является ли человек случайным эксцессом бездушной природы или же он причастен высшим силам? Он - только маленький частичный фрагмент мироздания, или он - микрокосм (маленький космос), зеркало мира как целого?

§ Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных?

§ Существует ли то, что мы называем свободой, и в какой степени человек свободен? Какие виды необходимости господствуют над ним и может ли он преодолеть их?

§ Человек - разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышление и поведение.

§ Что такое смерть, как человек должен относиться к ней?

§ В чем смысл жизни? Есть ли у каждого из нас конкретное предназначение и как можно "стать собой"?

§ Какое реальное место занимают в человеческой жизни любовь, справедливость, мужество и другие важнейшие духовные ценности?

Под "личностью" в современном социально-философском знании понимают обычно как

1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; так и

2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

Вступительное слово

Понятие личности – одно из центральных в философии. Считается, раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изу­чению личности, всегда вызывает повышенный интерес студентов. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе и в других. Надеюсь, что мне удастся помочь вам в этом, хотя это и непросто. Трудности начинаются уже с определения понятия «личность», однозначной трактовки которого, несмотря на его частое употребление в науке, не существует.

Вопросы, рассматривающиеся в рамках данной темы, необходимы для понимания очень широкого круга проблем философии, в той или иной мере затрагивающих каждого человека: что такое человеческое «Я»; структура психики человека; возможные методы установления гармонии; когда происходит «рождение личности» в человеческом обществе; можно ли объективно познать самого себя и как развивается самосознание личности; каковы ее основные характеристики и можно ли создать теоретическую модель структуры личности; какова диалектика личности и общества; чем определяется степень свободы и мера человеческой ответственности?

Ответы на данные вопросы на уровне обыденного сознания существенно отличаются от научного подхода к проблеме личности.

В обыденной жизни часто смешиваются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Понятия индивид, личность, индивидуальность

C точки зрения биологии человек (индивид) – представитель класса млекопитающих вида homo sapiens . Ему присущи прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо, человек наделён сознанием, благодаря которому он познаёт и оценивает, преобразовывает и по-своему относится к миру. Понятие личность фиксирует социальную сущность человека. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.

Человек появляется на свет как индивид. Это понятие фиксирует факт принадлежности данного существа к человеческому роду. Индивидом мы можем назвать новорождённого, взрослого нормального человека, идиота, не способного усвоить язык и трудовые навыки.

Личностью же мы назовём лишь второго из перечисленных, поскольку он не только объект общественных связей, но и их субъект, он активен в своей жизнедеятельности, осознаёт своё положение в обществе, природе, занимает свою жизненную позицию, руководствуется в деятельности определёнными мотивами, установками.

Индивидуальность - сочетание личностных особенностей, которые делают личность каждого человека неповторимой, это личность в её своеобразии (характер, темперамент, способности).

Первоначально слово «личность» (личина) обозначало маску актёра, а затем и самого актёра. Как и актёр, человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик, ведёт себя по-разному, играя в жизни несколько социальных ролей (студентка, дочь, сестра, подруга).

Генезис личности

Генезис – происхождение, становление. Одной из возможных иллюстраций генезиса личности может служить теория морального развития личности, которую предложил американский исследователь Л. Кольберг.

В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок еще не усвоил понятий о «хорошем» и «плохом» и руководствуется эгои­ стическими побуждениями; 2) уровень конвенциальной морали, т.е. ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, (интернализованную) систему принципов.

Существует множество подходов, раскрывающих генезис личности, некоторые их них особо выделяют этап, когда ребенок выходит из состояния единства с окружающим миром и начинает отличать себя от него, другие подчеркивают важность развития абстрактного мышления и уровня осознанности.

Социализация

Одна из самых сложных проблем современного гуманитарного знания - ответ на вопрос, какие силы, обстоятельства сделали ду ховный мир конкретного человека таким, какой он есть.

Формирование личности процесс предельно сложный. В нем участвует такое множество движущих сил, факторов (каждодневная трудовая деятельность, политические со­ бытия, статья в газете, общение с товарищами, критика со сторо­ ны руководителя, чей-то неодобрительный взгляд, интересная книга и т.д.), что создание единой модели, способной объяснить духов­ ный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруд­ нительно.

Социализация — процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря кото­ рым человек становится дееспособным участником социальных свя­ зей, институтов и общностей.

Социализация — достаточно широкий процесс, который вклю­ чает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социально­ го поведения.

Социализация — процесс становления лично­сти как целостного субъекта социальной жиз­ ни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально- типичное и индивидуально-неповторимое.

С одной стороны, деиндивиду ализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие стандарты, образцы ролевого пове­дения, предписывающие личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля, с другой стороны — автономная, независимая личность, подразуме­вающая потенциальную возможность собственной позиции, не­повторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Важнейшая проблема анализа процесса со­циализации — это исследование зависимости общего стиля социа­ лизации (включая обучение и воспитание как ее элементы), роле­ вых матриц взаимоотношений «учитель — ученик», «воспитатель — воспитуемый» и т.д. от соци­ альной организации общества.

В истории известны случаи людей, которые были воспитаны животными, эти люди не смогли полностью адаптироваться в человеческом обществе по причине существенного отставания в развитии, следовательно социальное окружение совершенно необходимо для человеческого развития.

Автономность и целостность личности

Автономия личности подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения, уместного в данной ситуации. Это означает способность принятия сознательного решения в отношении себя несмотря на наследственность и окружающее влияние. Настоящая автономность личности предполагает наличие у нее свободы воли.

Часто люди испытывают иллюзию автономии личности, полагая, что действуют в согласии с собственным решением, на самом же деле находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (например, чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).

Целостность личности может проявляться в созвучности разных социальных ролей человека в разных ситуациях, то есть личность остается собой, несмотря на различие требований, которые предъявляют к личности разные социальные роли.

Целостность личности - это такое соединение ее частей, которое создает крепкую и гармоничную целостность. Можно говорить о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности. Так, верующему человеку бывает трудно служить в армии, убивая людей: это разрушает его целостность.

Понятие “целостность” в философии можно интерпретировать в контексте идеи: ”человек – это микрокосм”, то есть человек имеет тесную связь со Вселенной, в определенном смысле включает Вселенную в себя, строение человека уподобляется Вселенной, тело человека состоит из тех же элементов, что и Вселенная; человек может познать весь мир, познав самого себя.

Структура и составные элементы личности

В соответствии с идеями Платона, можно выделить 3 элемента психики (души):

разум, дух, и то, что он называл аппетит. Разум он представлял в виде возничего на колеснице, дух – в виде льва или послушного коня, аппетит – в виде многоголового чудовища или дикого коня.

Наверно, всем знакомы ситуации, когда разум направляет нас в одну сторону, а дух или аппетит – в другую. Подобную ситуацию характеризует высказывание: “Понимаю, что есть правильное, одобряю это, осуждаю дурное, но стремлюсь к нему”. Этот вопрос очень часто поднимается в Западной литературной традиции, его можно считать основным для философии Востока.

Побуждения идут из той части психики, которую мы не можем непосредственно контролировать с помощью разума. Мы представляем собой связку желаний, которые тянут нас в разные стороны – эта идея лежит в основе очень влиятельной, хотя и справедливо критикуемой, картине психики человека, которую предложил Фрейд. Эго – часть психики человека, которая чувствительна к реальности, она признает, что нельзя одновременно желать противоположных вещей. Мы имеем к Эго рефлективный доступ. Супер-Эго – содержит усвоенные нами правила и нормы поведения в обществе. Ид – элемент психики, аналогичный понятию “аппетит” Платона (его цель стремление к удовольствию, избегание дискомфорта).

Существуют биологические структуры в головном мозге человека, которые влияют на способность самоконтроля. Так, Финеас Гейдж, человек, получивший травму головного мозга (металлический прут повредил лобные доли) не мог следовать своим планам, например, считал, что шуметь в общественных местах недопустимо, но не мог удержаться от крика. В основном, он делал всё то, что аппетит (Ид) диктовал ему делать.

Данные структуры различаются: Супер-Эго и разум имеют лишь некоторые сходства, дух не является тем же самым, что и Эго, Ид и аппетит примерно одинаковы.

Элементы психики конфликтуют друг с другом. Платон считает, что разум должен регулировать психику человека, остальные ее части должны получать разрешения от него.

Он сравнивал психику (или душу) с тремя основными группами населения в городе: рабочие (у них преобладает аппетит), военные (для них честь на первом месте, ее он относит к духовной части) и руководители (философы, которые руководствуются разумом). Как для города хорошо, если военные и рабочие будут подчиняться руководителям (и все они выполняют ту функцию, к которой у них есть предрасположенность), так и для духа и аппетита хорошо подчиняться разуму.

По мнению Аристотеля, гармонию в душе может дать справедливость и устремленность к высшим ценностям: “Справедливость для души как здоровье для тела”. Здоровое тело будет тогда, когда все его части делают то, что надлежит им делать, то же верно и в отношении души.

Недопустимо отдавать лучшую, божественную часть души более низкой: “недопустимо подчинять самую божественную часть себя самой загрязненной”. Дурные дела наносят вред душе: “Нельзя назвать хорошим заработком деньги, полученные за счёт продажи высокой части души низкой”. Рефлексия и мудрость – основные источники счастья. Человек отличается от других предметов и животных развитым разумом, следовательно он и является истинно человеческой особенностью. Зло – действие без рефлексии. Платон считает, что хороший нож – который хорошо режет, то есть выполняет свою отличительную функцию, хороший человек – который хорошо рассуждает, ведет себя разумно, то есть соответствует отличительным особенностям человека.

Составные элементы личности

Составные элементы личности могут быть также подразделены на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность.

Физическая личность. В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности. За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, — нечто большее, нежели простая шутка. Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец и мать, жена и дети. Далее следует наш домашний очаг. Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда.

Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит.

Духовная личность. Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую конкретную минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.

Список вопросов для беседы по теме «Проблема личности в Философии»

1. Объясните значение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
2. Сравните понятия «индивид» и «личность».
3. Проиллюстрируйте генезис личности при помощи теории морального развития Л. Кольберга. Какова роль для личности этапа, при котором ребенок начинает отличать себя от окружающего мира?
4. Что такое социализация? Можно ли стать личностью без влияния общества? Поясните свой ответ. К чему ведет полное отсутствие общения для ребенка? Почему общество необходимо для становления личности?
5. Объясните, как Вы понимаете автономность и целостность личности? В чем может состоять опасность влияния социума на личность? Предложите, как можно жить более осознанной жизнью?
6. Приведите структуру личности по Платону. С чем конкретно он сравнивал каждый элемент этой структуры?Какие важные психологические проблемы человека она может иллюстрировать?
7. Сравните структуры личности, предложенные Платоном и З. Фрейдом
8. Исходя из структур личности, которые дали Платон и З. Фрейд предложите конкретные меры для более эффективного самоконтроля.
9. Что может дать гармонию человеку?

4.3 Проблема личности в философии

Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется категория, сравнимая с категорией “личность” по количеству противоречивых определений. Известный отечественный психолог В. П. Зинченко по этому поводу не без юмора отметил: “Конкурировать с понятием “человек” могло бы понятие “личность”. Мне второе понятие кажется менее адекватным по двум причинам. Во-первых, понятие личность весьма невразумительно истолковывается в нашей литературе. Д. Б. Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцати определений личности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он не личность. То есть проблема формирования, становления личности – это часть, конечно, важнейшая, но все же лишь часть более широкой проблемы развития человека… “ (Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. N 4. С. 126.).

Как личность понимают философы? Сравним несколько точек зрения.

Американский психолог и философ рубежа XIX – XX веков, один из основоположников прагматизма, У. Джемс в фундаментальном труде “Психология”, включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: “Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность. “ (Джемс У. Психология. М., 1991. С. 82.).

Известный советский философ Э. В. Ильенков, автор работы, в название которой вынесен вопрос: “Что же такое личность? “, писал: “Человеческая личность, по старинке называемая иногда “душой”, той самой “душой”, которую каждый человек знает как свое “Я”, как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах… “ (Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Философия и культура. М., 1991. С. 388.).

Известный грузинский мыслитель М. К. Мамардашвили утверждал: “Личность – это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что личность – это “крупная мысль природы”. Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров… Понимаете, ведь главная страсть человека – это быть, исполниться, состояться” (Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 173.).

Личность в социальной философии – это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним, что дифференциация – следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т. д.). Понятие “личность” не следует путать с понятием “индивидуальность”.

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего – это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме – сущности повседневности, для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на личность.

Но что такое повседневность? В. Н. Шевченко отвечает на этот вопрос так: “Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств” (Очерки социальной философии. М., 1994. С. 159-160.).

Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, – это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т. п. И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов.

Но если человека главным образом формирует повседневность, то не изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные добродетели. Э. Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил: “Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом, заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум” (Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 485.).

В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всего философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Известный современный философ М. Фуко отмечает, что педагогикой мы можем назвать передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имели которые должен будет получить к концу педагогических отношений (Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо – Логос. Социология. Антропология. Метафизика. М., 1991. С. 311.).

Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 3. Обновление знания н проблема личности Если определить индустрию как механизм взаимодействия человека и природы, то можно сказать, что в XX в. – и со стороны человека, и со стороны природы – механизм этот стал испытывать сдавливающее напряжение, близкое к критическому.

Из книги Спонтанность сознания автора Налимов Василий Васильевич

§ 2. Издревле идущее представление о телесной идентификации личности и проблема сознания А. Египетский

Из книги Проблема личности в философии классического анархизма автора Рябов Петр

Из книги Размышляя о политике автора Пятигорский Александр Моисеевич

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

Из книги Личность и Эрос автора Яннарас Христос

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Философские идеи Людвига Витгенштейна автора Грязнов Александр Феодосиевич

Из книги автора

Из книги автора

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии Сначала - о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши

Из книги автора

4. Антропоцентризм и проблема личности В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху

Из книги автора

4. Проблема личности Вся история тринитарного вопроса в течение первых четырех веков, как мы показали, сводится к борьбе античного и средневекового мировоззрений и дает огромное количество примеров самого разнообразного переплетения обоих этих мировоззрений. Чтобы не

Из книги автора

Из книги автора

3. О человеке: проблема личности в психологии Не только решение, но и самая постановка проблемы личности в психологии существенно зависит от тех общих теоретических установок, из которых при этом исходят. В свою очередь то или иное решение проблемы личности

Из книги автора

З.А.Сокулер. Проблема "следования правилу" в философии Людвига Витгенштейна и ее значение для современной философии математики Проблема "следования правилу" возникает в рассуждениях Витгенштейна необходимым образом. В самом деле, он рассматривает значение как

Индивид - это понятие подчеркивает, что это просто «один из», некая «особь.

Индивидуальность - это человек в единстве всех его особенностей, биологических, социальных, духовных.

Индивидуальность - предпосылка становления личности. Понятие личности отражает особенности человека как социального существа.

В философии личность - человек в качестве индивида общества, биосоциальное существо, сущность которого в том, что он является совокупностью общественных отношений.

В социологии личность - устойчивая система социально - значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития. Индивид, находящийся в системе социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

В психологии личность - а) человек, обладающий сознанием; б) человек, достигший определенного уровня психического развития.

ЛИЧНОСТЬ - система устойчивых, социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Это понятие акцентирует внимание на определенной целостности его внутре6нних социально-психологических качеств, характеризующих особенности его субъективного отношения к миру.

Человек становится личностью путем усвоения общественного опыта.

  • 2 концепции:
  • 1. личность как ролевая характеристика человека (его социальные роли);
  • 2. личность как сущностная характеристика человека (самосознание человека, его характер).

Личность - совокупность 3-х составляющих:

  • 1. биогенные задатки;
  • 2. воздействие социальных факторов;
  • 3. психосоциальное ядро «Я».

Главное свойство личности - ее мировоззрение. Также - воля к преодолению трудностей. Личность - это всегда творческая личность. Личность всегда сама делает свой выбор и готова нести за него ответственность. Основанием для выбора является система ценностей, убеждений (они невозможны без знаний, а также без чувств, эмоций; важную роль играют нравственные ценности).

Социальная сущность человека выражается понятием ЛИЧНОСТЬ. Человек как личность есть результат социализации индивида в процессе онтогенеза. Личностью человек не рождается, а становится в ходе индивидуального развития, происходящего в обществе. Психолог А.Н.Леонтьев писал: «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека». Т.е. он должен приобщиться к социальному опыту, ценностным ориентациям общества. Для этого служит система образования, воспитания, семья, психологи и т.д.

Соотношение личности и общества:

  • 1. монадный подход. Он исходит из того, что ценность человеческой личности выше любых ценностей - будь то ценности нации, класса, любой социальной группы (еще Кант писал, что человеком нельзя жертвовать даже ради общества…). С этой точки зрения государство, общество обязаны гарантировать соблюдение прав человека как личности.
  • 2. плеядный подход (плеяда - сообщество). Он исходит из игнорирования или принижения прав личности, подчинения ее интересам социальной общности. Это ведет к подавлению прав человека, к признанию его лишь элементом системы.

Вообще важно на каждом этапе общественного развития найти меру, диалектическое единство личного и общественного…

Биологические качества индивида достаточно устойчивая его сторона. Личностные же качества во многом зависят от функционирования человеческого сознания, усвоения общечеловеческих ценностей, норм нравственности (которые делают возможным сознательный выбор человеком своего жизненного пути). Нарушение нормальной деятельности сознания ведёт к полной или частичной утрате личностных черт (что наблюдается у хронических алкоголиков, наркоманов или в случае заболевания мозга). Поэтому важно единство биологического, социального и духовного в человеке.

Личность с философской точки зрения есть степень воплощенности в отдельном человеке сущности человека. Ортега-и-Гассет отмечал, что это - идеал, который никогда не воплощается до конца. Так как человек - существо противоречивое, он, как Сизиф, снова и снова «вкатывает камень в гору», т.е. пытается решить противоречия собственной природы, быть личностью.

Личность есть целостность и характеризуется сознательно-волевыми проявлениями. Слово происходит от слова маска, роль. И сегодня существует ролевая концепция личности (Т.Парсрнс, М.Вебер, Дж.Мид, М.Кун, Ч.Кули).

Личность расслаивается на функционально-ролевое Я и первичное базисное Я. Важно чувство обладания своим Я. Это позволяет дистанцироваться от роли, сохранять способность творческой активности.

Смысл понятия личности раскрывается через понятия свободы, ответственности, поступка, самосознания и саморазвития.

Личность - это всегда субъект своих поступков, а не пешка в чужих руках… Субъект не боится сам принимать решение, т.к. не боится нести за свой выбор ответственность.

Личность в философии связывается с поиском своей целостности. Большую роль здесь играет поиск смысла жизни, осмысление своей судьбы, размышления о жизни и смерти, способность к свободным поступкам.

В общей психологии личность - это системное качество, приобретенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок).

В психологической теории самоактуализации (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление к самовыражению. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации.

В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтегрирования, протекающий в рамках общения «Я» с «Другим».

В марксизме личность понимается как совокупность общественных отношений.

Немецкий философ, психолог, педагог Э.Шпрангер (1882-1963) выделял типы личности:

экономический (прагматический);

эстетический;

социальный;

политический;

религиозный;

теоретический.

Личность и «человек массы»… Понятие человек массы было введено в 1930 г. Испанским историком и философом Х.Ортега-и-Гассетом в работе «Восстание масс», где он говорит, что все большую роль в истории начинают играть не личности, а массы. Он связывает это с развитием демократии и ростом благосостояния, но оценивает это явление скорее негативно, чем позитивно. Человек массы - поверхностный человек, но практичный и активный. Он несет определенную угрозу высокой классической культуре. Это - человек-потребитель…

Все мы с условиях массового производства и потребления, массовой культуры и СМИ - «люди массы», мы - «как все». Но у каждого есть личностное ядро. Вопрос в том, в какой мере оно развито и что в нас доминирует - массовый человек или личность. Что мы хотим в себе развивать?

Еще одна проблема - личность негативная и личность позитивная. Этот вопрос наиболее выпукло проявляется при анализе проблемы о роли личности в истории. История сохранила много имен людей, оставивших след в истории. Но кто-то из них вел народы к прогрессу, а кто-то ввергал их в войны, страдания и нищету… При анализе этой непростой проблемы, можно использовать понятие «творчества». Понятие «личность» обычно ассоциируется с выражением «творческая личность». Творчество - это не просто создание любого нового, но такого нового, которое является созидательным, способствует прогрессу человечества. Поэтому при ответе на вопрос «является ли этот человек действительно выдающейся личностью?», следует ориентироваться не только на обладание этим человеком силой воли, способностью повести за собой людей, харизмой, но и его позитивной или негативной ролью в истории.

Под "личностью" в современном социально-философском знании понимают обычно как 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; так и 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

В своём первонач. значении слово "личность" обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре (лат. persona; ср. рус. "личина"). Личность вне общины или полиса (города-государства) для древнегреческой философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма ("человек - политическое животное", Аристотель). Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его "сущности", какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-философские системы выделяют разные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность выступала преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, "индивидуальная субстанция" рационального характера (Боэции), синоним нематериальной души. В философии Нового времени, начиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности (тело и дух), на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие "личности" практически сливается с понятием "Я", тождество личности усматривается в ее сознании. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону (категорическому императиву: "…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился к нему только как к средству").

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности, ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе. Личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, однопорядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой - волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость. При этом личность оказывается либо абсолютным демиургом (творцом), либо трагически страдающим началом, гибнущим под натиском внечеловеческих безличных сил (романтики).

Диалектико-материалистическая философия снимает эти противоположности. Если "сущность человека", не "... абстракт, присущий отдельному индивиду", а "... совокупность всех общественных отношений" (Маркс), то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестает быть простой совокупностью "внешних" вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид обретает социальную природу. Основа формирования личности как в фило-, так и в онтогенезе (в родовом и индивидуальном развитии) - общественная производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Учение об общественно - исторической природе человека не снимает проблемы личности. Безличные общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли не зависящее, суть объективизации деятельности прошлых поколений, т.е. опять-таки "живых личностей". Бессильный в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими, в составе классов и социальных групп.

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным пo отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив. "... В ходе исторического развития, - и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, - появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям" (Маркс).

Необходимо отграничить понятие "личность" от понятий "индивид" и "индивидуальность". Рассматривая понятие индивид, надо указать, что оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный социальный атом, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо более содержателен другой термин - индивидуальность, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве ею личностных качеств и свойств. Схематически это можно представить так: человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность. В последней своей ипостаси человек как вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений. Сущность "особой личности", по словам Маркса, составляют не ее борода, не ее кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость (близко в этом плане к понятию "личность" понятие "характера"). В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяют на психобиологические, биосоциальные, психосоциальные. В значительной мере преодолено современной психологией традиционный дуализм "внешних", интерпсихологических, и "внутренних", интрапсихологических, процессов. Согласно Выготскому и его последователям (по культурно-психологической теории личности), внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации (перемещении во внутрь), исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует, свои психические процессы.

Т.о., "социальное" и "индивидуальное", на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально.

Отправная точка социологических исследовании личности - не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет (ролевые теории личности, личность как совокупность социальных ролей, исполняемых ею в различных жизненных ситуациях).