Open
Close

Описание по Евангелию от Фомы. Святой отрок преподобный Боголеп Черноярский

Благочестивый Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год на праздник Пасхи ходили в Иерусалим. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, Его взяли на Пасху в Иерусалим. Провели там праздники, помолились Господу Богу, принесли, какую могли, небогатую, но усердную жертву и пошли домой в Назарет.

Идут целый день. Наконец наступает вечер. Иосиф и Мария остановились на ночлег. Смотрят – Отрока Иисуса нет. Сначала они подумали, что Он идет в другой толпе с родными или знакомыми. Стали искать и спрашивать у всех. Но никто Его не видел.

«Дитя пропало! Что с Ним? Дитя могло заболеть и лежать без всякой помощи где-нибудь на дороге, могло сбиться с пути и заблудиться! Дикий зверь мог растерзать Его». Поймете ли вы, дети, что должна была чувствовать, как должна была страдать Пресвятая Матерь Иисусова?

Вместо того чтобы после дневного пути отдохнуть, Пресвятая Дева, не обращая внимания на свою усталость, идет назад в Иерусалим. За ней идет Иосиф. Несчастная Матерь громко зовет: «Иисус! Иисус!» Но никто не отзывается на Ее зов.

Дети, дети! Знаете ли вы, понимаете ли, чувствуете ли, как любят вас ваши матери? Нет человека, который желал бы вам больше добра, чем родная мать. Вот уедете вы в училище, или отдадут вас хозяину в лавку, или отвезут к мастеру учиться какому-нибудь ремеслу, вы, может, и забудете о матери, а она дома каждую минуту будет вспоминать о вас: «Здоров ли мой сынок, не скучает ли он, не избаловался ли он, хорошо ли ему, не обижают ли его?» Иногда вы на целый день убегаете с товарищами далеко от дома, играете, резвитесь, бегаете по полям, по лесам, купаетесь, лазаете, скачете – вам весело. А дома у бедной матери изболелось все сердце: «Что-то долго не идут мои дети, не заблудились бы, не ушиблись бы, не утонули бы, не избил бы их кто». И как рада мать, когда вы любите ее, как она дорожит каждой вашей лаской.

Жалко, однако, что есть плохие, злые дети, которые мало любят свою мать, неласковы и грубы с нею, огорчают и не слушают ее, скучают, когда она учит их добру, сердятся, когда она не дает им шалить и не пускает бегать с шалунами, а заставляет учиться, забывают ее, когда уезжают из дома, и не хотят написать ей письмо, которое с таким нетерпением ждет мать.

Это непростительно, это грешно!

Так Иосиф и Мария и не нашли Иисуса на дороге. Рано утром они приходят в Иерусалим. Идут ко всем родным. «Не у вас ли наш Иисус?» – «Нет, не был». Идут ко всем знакомым, и там тот же ответ: «Не был, не видали». Идут на площади, везде ищут, у всех спрашивают. Целых три дня ищут, и все напрасно. Нигде нет, никто не видал.

Наконец на третий день Иосиф и Мария приходят в храм и не верят своим глазам. Двенадцатилетний Отрок Иисус сидит среди учителей и беседует с ними о законе Божьем, слушает их и отвечает на все трудные вопросы, которые они задают Ему. Все слушающие удивляются Его уму и ответам.

«Что Ты сделал с нами? – говорит Иисусу Его Матерь. – Мы с великой печалью искали Тебя».

Иисус Христос ответил: «Зачем было Меня искать? Разве вы не знали, что Мне надо быть там, где назначил Мне Отец Мой?»

Иосиф и Мария не поняли тогда этих слов Иисуса. А этими словами Он как бы говорил: «Я послан Отцом Небесным учить людей. Где же Мне и быть, как не в храме, и что же Мне делать, как не учить».

И пошел Иисус с Иосифом и Марией в Назарет. Иисус был Сын Божий. Он слушался и повиновался Иосифу, хотя Иосиф был не отец, а только попечитель Его. Вместе с Иосифом Иисус занимался плотничеством. Он был добр и умен. Его любил Бог и любили люди.

Дети, послушайте, что я вам еще скажу. Двенадцатилетний Отрок Иисус, не сказав Своим родителям, ушел в храм. Он полюбил храм. Ему нравилось там молиться и учиться. А мы в храме скучаем, не молимся, разговариваем, смеемся, переходим с места на место, шалим.

Часто вместо того, чтобы идти в церковь, куда нас посылают родители, мы бегаем по улицам, играем и шалим, а дома обманываем, говорим, что были в церкви. Двенадцатилетний Отрок Иисус так много знает о Боге и делах Божьих, что Ему удивляются и у Него учатся учителя закона. А много ли у нас найдется двенадцатилетних детей, которые знают закон Божий? И как много детей, которые в двенадцать лет не знают ни одной молитвы, не умеют перекреститься как следует.

Когда Иисусу было 12 лет, Он пошел со Своей Матерью и Иосифом в Иерусалим, в храм. 12 лет – это возраст, когда еврейский мальчик уже мог участвовать в богослужении и, таким образом, входил в общество взрослых мужчин. По еврейским законам каждый израильтянин должен был трижды в год приходить в Иерусалимский храм: на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей.

Галилеяне – родственники, друзья, соседи – собирались вместе и шли большими караванами в этот нелегкий путь. Таким же образом и возвращались обратно. И вот, когда караван паломников возвращался домой из Иерусалима, Божия Матерь сразу не обратила внимания на отсутствие Иисуса: Он мог идти где-нибудь с родственниками, соседями или друзьями. На привале выяснилось, что Иисуса в караване нет. Родители вернулись в Иерусалим, все обыскали и пришли в храм, где, к своему удивлению, увидели Его, разговаривающего с еврейскими книжниками. Это были не священники, а люди, которые имели хорошее богословское образование – народные учителя.

И вот эти мудрые люди сидят и разговаривают на равных с двенадцатилетним ребенком о Законе и его смысле. Необыкновенный разум и ответы Его приводили всех в изумление. Удивительно, что здесь, в Иерусалиме, сразу же узнали по произношению, что это не иерусалимский мальчик. Но в далекой Галилее никаких серьезных училищ, где обучали бы детей древнееврейскому языку и Священному Писанию, не было. А этот ребенок говорит с ними о Писании, язык которого давно перестал быть разговорным. Естественно, они были удивлены осведомленности мальчика. Толкование Священного Писания у евреев всегда ориентировалось на авторитет какого-либо учителя-раввина. Простые люди, а тем более дети, не могли сами толковать Библию, а Иисус, не ссылаясь ни на чей авторитет, спокойно говорит с ними о Законе. И они ничего не могут возразить Ему.

Конечно, Матерь Божия надолго запомнила этот эпизод. Но полного понимания того, что сейчас произошло с Ее Сыном, пока тоже не было. Постепенно, с возрастанием Христа, Она все глубже проникала в эту тайну, тайну Его личности, тайну Его Богочеловечества. Сейчас Она говорит Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2, 48). И слышит удивительный ответ: Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). Отрок Иисус говорит не о земном отце, не об Иосифе, Он говорит об Отце Небесном.

Все эти слова Матерь Божия слагала глубоко в Своем сердце и, конечно, осмысление их пришло позднее. Иисус же, сказав об Отце Небесном, остается в подчинении у Своих земных родителей. Он признает законы человеческого общества. Родители имеют над Ним свою власть, и Он это не отрицает. Отрок Иисус вернулся туда, где и жил – в Назарет и преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52). Этот случай в Иерусалиме показывает, что Спаситель в двенадцатилетнем возрасте великолепно понимал Свое Богосыновство.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "Христос и мы "
"Христианская жизнь", Клин, 2007



Автор: епископ Балашихинский Николай
В Священном Писании почти не рассказывается о юности Иисуса Христа. В то же время существует немало изображений, где Спаситель представлен не Младенцем, но ещё и не пришедшим в тот возраст, когда Он явил Себя миру - яко лет тридесять (Лк. 3:23). Об отроческих годах Спасителя упоминает лишь евангелист Лука, который приводит подробное описание события, происшедшего в Иерусалимском храме.



Автор: Епископ Николай (Погребняк)
Иконография ранних лет земной жизни Спасителя разработана достаточно подробно; в ней представлено все, о чем говорит Святое Евангелие, а также многое из того, о чем сообщают апокрифические сочинения. В нашей заметке приведены сведения о некоторых иконографических сюжетах детства Спасителя, в том числе и достаточно редких.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Для себя отметим, что на Антардашу Сатурна приходится посещение двенадцатилетним Иисусом Иерусалимского храма, отражённое и в канонах, и в апокрифах.

Описание по Евангелию от Луки

У Луки читаем: «И когда Он был двенадцати лет , пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими.

Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

Нашёлся!

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его .

И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» (Лк, 2:42 - 50).

Описание по Евангелию от Фомы

Евангелие Детства от Фомы (55) более подробно в изложении этого факта.

«И когда Он был двенадцати лет , пришли Его родители по обычаю в Иерусалим на праздник пасхи вместе с другими.

Когда же после праздника возвращались домой, Иисус пошел обратно в Иерусалим, родители же думали, что Он идет вместе со всеми.

Прошедши дневной путь, стали искать Его среди родственников и близких. И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, чтобы искать Его.

Через три дня нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего Закон и спрашивающего их. И все со вниманием слушали Его и дивились, как Он, будучи ребенком, заставил умолкнуть старейшин и учителей народа, разъясняя Закон и речения пророков.

И мать Его сказала Ему: Дитя! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу моему.

«Гордись, Мария!»

А книжники и фарисеи сказали: Ты - мать этому ребенку? И она сказала: да. И они сказали ей: благословенна ты между женами, ибо Господь благословил плод чрева твоего. Такой славы, такой доблести и такой мудрости мы никогда не видели и никогда о ней не слышали .

И Иисус встал и пошел за своей, матерью и был в повиновении у своих родителей. И мать Его сохранила все слова в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в благодати. Слава Ему во веки веков. Аминь» (XIX ЕД).

Описание по Арабскому Евангелию детства

Более того, в Рунете удалось обнаружить апокрифическое Арабское Евангелие детства (далее - АЕД (56)).

Так согласно стихам 50, 52 АЕД: «50. Когда же сравнялось Ему двенадцать лет , повели Его в Иерусалим на праздник, а когда кончился праздник, вернулись они.

Господь же Иисус в Храме остался, средь ученейших книжников и старейшин - сынов Израилевых, которых Он о разных науках расспрашивал и в свою очередь им отвечал.

«Чей сын Мессия?»

И спросил Он у них:

Чей сын Мессия?

Отвечали они, что сын он Давидов.

Отчего ж, - говорит - тогда называет он в духе Его Господом своим, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: «Сядь одесную Меня, дабы поверг Я врагов Твоих к стопам ног Твоих?».

Спрашивает тут Его главнейший законоучитель:

Да не читал ли ты книг?

И книги, - говорит Господь Иисус, - и то, что в них содержится.

Шок!

И стал изъяснять Он и книги, и Закон, и поучения, и наставления, и таинства, о которых в книгах пророков сказано, и вещи, никаким тварным разумом не постигаемые. Говорит тогда законоучитель этот:

Мудрость такую доселе я ни сам обрести, ни услышать не мог! Ведь подумать только, кем этот мальчик будет!..

«Знания» Иисуса

52. Был среди них и философ, в предметах естественных умудренный, и спросил он Господа Иисуса, знает ли медицину Тот?

Изложил, отвечая ему, Господь Иисус физику и метафизику, гиперфизику и гипофизику, об энергиях тела поведал, о телесных жидкостях и функциях их ; назвал число костей и членов, вен, артерий и нервов;

рассказал, как сухое тепло действует, и как влажный холод, и что применение их дает; как воздействует душа на тело, об ощущениях его и силах ; как на него гнев и похоть влияют; а под конец - о соединении и распаде и о многом другом, что для тварного разума непостигаемо.


Встал тут философ этот и Господу Иисусу поклонился.

О Господи, - говорит, - с сего часа учеником и рабом твоим буду».

Иисус «знал» Астрологию?!!

Ну, и на читательский десерт стих 51 этого же источника. Подобное вычленение текста обусловлено авторским желанием усиления аргументации по вопросу отношения официальной Церкви к астрологической науке.

Итак, «51. Присутствовал там и философ, в астрономии искушенный , и спросил он Господа Иисуса, не изучал ли астрономию Он.

Назвал ему Господь Иисус число сфер и тел небесных, объяснил природу и свойства их, оппозицию, вид и площадь,

триквестр и секстиль, апогей их и перигей, скрупулы, и скрупулов шестидесятые доли, и другое многое, чего не постичь рассудком».

Результаты подпериода Сатурна

Учитывая, что Сатурн в карте управляет 5 домом - сферой ученичества, а расположен в 8 доме - сфере тайн и оккультизма, приведённые описания в полной мере совпали с основной темой Антардаши - изучение и демонстрация оккультных знаний.

ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ИИСУС В ХРАМЕ

(Диспут с докторами; Диспут в храме; Иисус и учителя)

(Лука, 2:41-47)

(41) Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. (42) И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. (43) Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, (44) но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми (45) и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. (46) Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; (47) все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

( Лк., 2:41-47)

«Лука - констатирует немецкий теолог Д. Штраус, - весьма правильно поставил промежуточную веху между детством и зрелым возрастом Иисуса как раз в середине при переходе от детства к юности» (Штраус Д . Жизнь Иисуса. М. 1992, т. II , с. 66).

Сцена, как ее изображают западные художники, являет собою интерьер - каким он им представлялся - храма Соломона в Иерусалиме. Отрок Иисус сидит в центре, окруженный седобородыми старцами, которые с вниманием и удивлением слушают его (Дюрер 1506 , Веронезе ).

Альбрехт Дюрер. Двенадцатилетний Иисус в храме (1506). Лугано. Собрание барона Тиссен-Борнемиса.

Паоло Веронезе. Диспут с докторами (1548). Мадрид. Прадо.


В чем заключались вопросы и ответы двенадцатилетнего Иисуса учителям иудейским? Евангелист ничего не говорит об этом. Но так как беседа проходила в храме и велась с книжниками, занимавшимися толкованием Св. Писания, то можно не сомневаться в том, что вопросы и ответы как учителей, так и Иисуса касались пророчеств о Мессии. В этой беседе Иисус проявляет не только мудрость, но и знание Св. Писания, которые приводят в изумление книжников. Ответ мы находим в дальнейших повествованиях еван­гелистов. Когда Иисус пришел в синагогу в Назарете и стал учить там, то все присутствовавшие «дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:22). Еще полнее изумление иудеев передает Матфей: «(54) И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у него такая премудрость и силы?», «(56) Откуда же у Него все Это?» (Мф., 13:54, 56). А когда Иисус учил в храме, то «дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писание, не учившись?» (Ин. 7:15). Примечательно, что и жители Назарета, родного города Иисуса, и иудеи, то есть враги его, удостоверяют, что он не учился, не ходил ни в какую школу. Сам Иисус не только не опровергает этого, но утверждает: «Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16). Этому-то учению Пославшего, этим-то словам Самого Бога дивились иудеи, когда слушали проповедь Иисуса.Инесомненно та же премудростьБожия проявилась ввопросах и ответах двенадцатилетнего Иисуса, не нуждавшегося в земных школах и учителях.

Нередко художники в руки священников дают свитки, в то время как Иисус держит привычную нам по виду книгу (кодекс). Это не случайно: свиток символизирует Ветхий Завет, а книга - Новый (книга в виде кодекса возникла в начале христианской эры).

Порой Иисус изображается загибающим пальцы у себя на руке, перечисляя в споре с иудейскими книжниками («докторами») свои аргументы (Дюрер ).

В дверях в этой сцене могут изображаться Дева Мария и Иосиф (Дуччо ) (см. МАРИЯ И ИОСИФ УПРЕКАЮТ ОТСТАВШЕГО ОТ НИХ ИИСУСА ).

Поведение Иисуса в храме получило разные интерпретации. Одни считают, что здесь мы встречаемся с первым засвидетельствованным Евангелием актом поучений Христа (Д. Штраус ). Другие полагают, что в данном случае Иисус сам задавал вопросы и учился (Ф. Фаррар ). Первое толкование основано на арабском Евангелии детства, второе - на приведенном выше тексте Луки (2:46). В живописи старых мастеров также можно найти отражение разного понимания того, что произошло в тот памятный день в Иерусалимском храме. Так, у Веронезе Иисус явно сам поучает, в то время как на ряде других картин с этим сюжетом мы видим его скорее слушающим поучения.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Двенадцатилетний Иисус в храме (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Дуччо. Двенадцатилетний Иисус в раме (Диспут с докторами). Сиена. Музей собора.

Мастер детства Христа. Христос среди учителей (Начало XIV века). Ассизи. Церковь Сан Франческо.

Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год ходили на праздник в Иерусалим, в храм Божий. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, они взяли и Его с собою.


Вид иерусалимского храма во времена Спасителя

По окончании праздника Иосиф и Мария пошли домой. Отрок же Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Богоматерь не заметили этого, так как они думали, что Он идет с родственниками или знакомыми. Пройдя целый день пути, к вечеру они стали искать Иисуса между родными и знакомыми, но не нашли Его. Тогда они в сильной тревоге возвратились в Иерусалим, разыскивая Его. Только через три дня они нашли Иисуса в храме и удивились. Он сидел среди ученых людей (учителей), слушал их со вниманием, спрашивал их и Сам отвечал на их вопросы. Необыкновенный разум и ответы Его приводили всех в изумление.

Пресвятая Матерь Его подошла к Нему и сказала: "Сын Мой! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я, с великою скорбью искали Тебя".

На это Иисус ответил: "зачем же было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?"

Этими словами отрок Иисус Христос показал, что Ему следовало быть в храме Божием и что Он есть не простой человек, но Сын Божий, пришедший на землю для великого дела, которое поручил Ему Бог Отец.


Двенадцатилетний Иисус в храме среди ученых

Они тогда не поняли Его слов. Но Пресвятая Мария сохраняла в душе Своей все, что Он говорил.

После этого Иисус Христос пошел с Иосифом и Матерью Своею и возвратился в Назарет, и был всегда в повиновении у них. Он помогал Иосифу в трудах, занимаясь плотничеством, непрестанно преуспевая в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и у людей.