Open
Close

Описание иллюстрации в и отмар поклонение волхвов. Поклонение волхвов

Велика заступническая сила Божьей Матери за весь род людской перед Господом. По молитвам Пресвятой Девы Бог помогает всем нам, избавляя от печали и болезней. Именно поэтому праздник Покров Святой Богородицы является один из самых значимых в жизни православных.

История

«Радуйся, Радосте наша, покрыв нас от всякого зла Честнейшим Твоим Омофором», - так обращаются верующие к Пресвятой Деве в надежде на Ее заступничество. Омофор - это накидка, покрывающая голову Божьей Матери, по-другому его именуют покровом. История данного праздника позволяет по-разному интерпретировать его название.

Великое чудо, которое мы до сих пор вспоминаем 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы), произошло в Константинополе в 910 году. Тогда город был окружен врагами, и его жителям ничего не оставалось, как просить заступничества у небесных сил. Собравшись в главном храме греческой столицы, люди усердно молились. Среди этой толпы находился и блаженный Андрей, которого считали обезумевшим. Святой постоянно подвергался насмешкам и издевательствам окружающих, но при этом все смиренно терпел, ходя по улицам босым и в одной рубахе.

Все те деньги, которые ему подавали прохожие в качестве милостыни, блаженный Андрей раздавал другим нуждающимся. За великий подвиг самоотвержения Господь одарил юродивого даром прозорливости. Находясь вместе с другими прихожанами на всенощном бдении, Андрей увидел под сводом храма Царицу Небесную, шествовавшую вместе с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом.

Подойдя к алтарю, Матерь Божия опустилась на колени, начала долго и усердно молиться Господу с другими людьми, после чего сняла с головы омофор и распростерла его над прихожанами храма. Всю эту картину лицезрел блаженный Андрей вместе со своим учеником юродивым Епифанием. По окончании службы Пресвятая Богородица взяла Свой покров, оставив невидимую благодать над прихожанами. После этого в городе произошло чудо - враг отступил от стен Константинополя. Великое явление Божьей Матери запечатлелось в истории 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы с тех пор незримо охраняет жителей греческой столицы.

Храмы в честь Богородицы

Несмотря на то что великое событие сошествия Божьей Матери произошло в греческой столице, русские православные люди считают его своим. Впервые праздник начал отмечаться по велению князя Андрея Боголюбского, построившего собор Покрова Святой Богородицы (известный на весь мир храм на р. Нерли).

Освещенный в честь Царицы Небесной Богородицы - известного юродивого, жившего на Руси во времена Иоанна Грозного, - был возведен после взятия Казани в 1552 году.

Церковь Покрова Святой Богородицы на Нерли

Данный храм, освященный в честь праздника 14 октября, является уникальным примером архитектуры: стены, обладающие строгой вертикалью, кажутся немного наклоненными в центр. За счет этого достигается иллюзия величества комплекса. Интересно и то, что храм Покрова Святой Богородицы возводился на холме, который создали вручную. Это было необходимо для того, чтобы воды окружающие церковь, не затапливали строение во время весеннего половодья. Стены комплекса украшены рисунками львов и женских масок. Центральной фигурой храма является образ сидящего на троне царя Давида, из рода которого вышел сам Мессия.

Псковско-Покровская икона Божьей Матери

До сих пор осталось загадкой, кто является автором данного образа Царицы Небесной. Известно лишь то, что поводом для написания иконы стало чудесное явление Божьей Матери настоятелю Это произошло перед тем как польские войска устремились атаковать город. Царь Иван Грозный, сосредоточив военные силы около новгородских земель, оставил псковичей на произвол судьбы.

Войско города составляло не более 6,500 тыс. человек. Жители рисковали оказаться в неравном бою с европейцами, силы которых насчитывали 100 тысяч воинов. Но псковичам ничего не оставалось, как сражаться до победы или до смерти. Духовные воины города - монахи - вместе с владыкой монастыря усердно молились и ждали прибытия Богородичных икон «Успение» и «Умиление».

Перед самым штурмом старцу Дорофею, находившемуся в трудах, явилась Пресвятая Богородица. Именно в тот момент он понял, почему город был оставлен Высшими Силами. Матерь Божия говорила о тяжких грехах и сквернах делах, совершаемых жителями, которые оскорбили Господа Бога, допустившего тем самым неравный бой. Но кроме Владычицы старец смог лицезреть и некоторых святых, стоявших на коленях перед Богородицей и слезно молящих о спасении Пскова. Всемилостивая Царица пообещала уберечь город от врагов, если его жители будут непрестанно молиться и скорбеть о своих грехах. Также повелела Она повесить у городской стены Печерскую икону и хоругвь.

Во время боя были вынесены мощи святого благоверного Гавриила, после чего псковским войскам явились три уже давно умерших инока. Монахи говорили о заступничестве Пресвятой Богородицы и о Ее непрестанных воззваниях к Господу. Тем самым они убеждали жителей в скорой победе. Все так и произошло, как и предрекали души иноков: Псков отбил наступление врагов. Желая отблагодарить Небесные Силы, псковичи создали храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, так как победили жители именно 21 сентября по Был написан образ Божьей Матери, названный так же, как и нововозведенный собор в Пскове.

Чудеса иконы

Образ Псковско-Покровской Божьей Матери поистине многогранный: на нем изображено явление Пресвятой Богородицы старцу Дорофею. Данная икона хранилась в храме вплоть до начала революции 1917 года. Во время Великой Отечественной войны образ был вывезен из России в Германию, где он оказался в одном из музеев. И лишь спустя целый век икона была обретена РПЦ и отвезена в псковский монастырь. Через несколько лет образ начал обильно мироточить, что, по словам священнослужителей, означает его чудотворную силу.

Покровская икона

Тем, кому посчастливилось увидеть этот образ, говорят о его небывалой притягательной силе. Икона отражает историю давно минувших лет, застывшую во времени и пространстве. Истинно православные люди считают, что святой образ,
словно книгу, можно прочитать.

Если всмотреться в сюжет иконы, можно увидеть свод Влахернской церкви, которая не сохранилась до наших дней, но навеки запечатлена на святыне. В самом центре на небольшом возвышении под названием амвон стоит рядом с которым находится император со своим народом. На этот род людской сверху взирают святые с Пресвятой Богородицей, простирающей свой спасительный омофор над всем православным миром. Выше людей и святых находится Господь Бог, к которому в своих молитвах обращаются земные и небесные жители. Покров Святой Богородицы - икона, которая должна быть в каждой православной семье.

Исцеляющая сила образа

Имеет поистине исцеляющую силу. Перед образом вы можете попросить о даровании здоровья, излечении тяжелых болезней. Молитвенно обращайтесь к Царице Небесной через данной образ, и она обязательно защитит своим омофором ваш дом и близких от всяких бед. Вы можете прочитать акафист перед образом Божьей Матери или обратиться к Пресвятой Богородице своими словами, но искренне и от всего сердца, прося уберечь вашу семью от невзгод и несчастий спасительным омофором. Помолитесь перед иконой и 14 октября - покров Девы Марии будет всегда незримо над вами.

Традиции Покрова

С праздником заступничества Божьей Матери связывают много обычаев и примет на Руси. Так, на Покров принято было жениться, поскольку к этому времени уже выпадал первый снег, напоминающий белые одежды невесты. Считалось, что пары, которые обвенчались в этот день, будут жить долго и счастливо. Если же девица не имела жениха, она приходила в храм на праздник Покрова и усердно молила Богородицу о даровании ей мужа. В целом русский народ проводил этот день весело и беззаботно.

Приближение праздника Покрова было знаком для крестьян: пора убирать урожай, так как недалеко и заморозки.

Покров Богородицы и казаки

Считается, что праздник Покров Святой Богородицы является в какой-то степени профессиональным для военных, особенно для казаков. Матерь Божия, закрыв Псковский город от нападения врагов своим омофором, помогала русским людям и впредь. Так, например, Казань была взята Иоанном Грозным в борьбе с турками именно накануне праздника. В честь этого знаменательно дня и построили храм Василия Блаженного.

Праздничные приметы на Покров

14 октября, с самого начала основания праздника, русский народ наблюдает много примет, по которым можно судить о погоде и о грядущих событиях. Так, например, считалось, что с какой стороны подует ветер, оттуда и ждать первых сильных заморозков. Зима не будет суровой, если тепло на Покров. Праздник 14 октября обещал суровые морозы, если весь день дул восточный ветер.

Существуют и другие приметы на Покров. 14 октября (1 октября по старому стилю) молодые незамужние девушки старались пораньше прийти в храм и поставить свечу: считалось, что в следующем году найдет пару та девица, которая посетит церковь первой. Остальные тоже не отчаивались, они проводили Покров в веселии и играх, ведь та, что будет радостна и беззаботна, быстро найдет себе хорошего жениха. Много снега на праздник означает большое количество свадеб в следующем году.

Замужние женщины старались испечь на Покров побольше блинов. Много выпечки в доме - в жилище будет зимой тепло. Истопишь печь дровами из яблони - дом станет уютным. А отремонтировать избу до праздника считалось делом обязательным, так как в противном случае семья могла провести зиму в холоде. Вот так и отмечали наши предки 14 октября. Покров Богородицы был для них очень значимым православным праздником.

Как провести праздник

Православные люди всегда стараются по-особенному провести церковный праздник. Покров Святой Богородицы - не исключение. В этот день верующие обязательно посещают утреннюю литургию (и всенощное бдение накануне), не забывая сделать пожертвование нуждающимся - сиротам, бедным и убогим, а также пекут блины, созывая гостей на великое празднество. Если нет возможности организовать подобное веселье, найдите время для посещения храма на праздник. Покров Святой Богородицы защищает всех, кто к ней обращается.

В память о Пресвятой Богородице

Кроме Покрова верующие отмечают и другие церковные праздники России, посвященные Матери Божией. К ним относятся:


Все эти праздники являются двунадесятыми - 12 главными днями, отмечаемыми РПЦ, отражающими земную жизнь Христа и Матери Божией. В их число не входит Покров. Праздник 14 октября стоит неким духовным особняком, который почитается каждым истинным православным.

Рождество Пресвятой Богородицы

Матерь Божия родилась у старцев Иокима и Анны, до этого не имевших детей. За праведную жизнь Господь подарил им ребенка на самом закате их бытия. Это была Мария, которой стала Пресвятой Богородицей. За такой бесценный дар Иоаким и Анна пообещали направить дитя на служение Господу.

Рождество Матери Божией - это поистине великий праздник, так как Царица Небесная своим появлением на свет открыла новую страницу духовной истории.

Введение Пресвятой Богородицы во храм

Когда деве Марии исполнилось 3 года, Иоаким и Анна, нарядив свою единственную дочь в самые лучшие одежды, повели ее в храм. Этот день был поистине знаменательным, ведь праведные шли исполнять данный Богу обет - посвятить своего ребенка служению Всевышнему. Перед самым храмом была выстроена лестница с 15 высокими ступеньками, которые Мария вряд ли бы смогла преодолеть. Но каково же было удивление окружающих, когда Она прошла весь путь до храма без помощи окружающих и своих родителей. И лишь рука Господа невидимо вела девочку до самого входа. В храме первосвященник по внушению Божьему провел Богородицу в алтарь, куда, как известно, женщинам вход воспрещен. Этим событием была показана великая роль пока еще маленькой Марии в жизни всего человечества. С тех пор девочка жила при храме до самого совершеннолетия - до 14 лет.

«Дево, радуйся!»

Великому дню Благовещения, ставшему церковным праздником, предшествовала свадьба Марии с Иосифом, взявшим на себя опеку о девстве Царицы Небесной. Пресвятая Богородица пожелала сохранить обет, данный Господу - жить в непорочности и в непрестанной молитве. Когда Марии исполнилось 14 лет, настоятели храма были вынуждены выдать ее замуж, так как в таком возрасте все девочки тех времен становились женами и матерями.

Иосиф оберегал Богородицу, которая все свое свободное время трудилась и молилась. И вот однажды, читая книгу Исайи о великой женщине, которая удостоится быть матерью Господа, Мария всем сердцем возжелала ее увидеть и смиренно служить ей. В этот момент Богородице явился воскликнувший: «Радуйся, Дево, Господь с Тобою! Благословенна Ты в Женах и благословен Плод Чрева Твоего!». Смущенная этими словами, Богородица воскликнула: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» Архангел отвечал, что Святой Дух посетит Ее, и поэтому дитя Ее будет сыном Божиим. Смиренно приняла Мария эти слова. Иосиф поначалу хотел отпустить Деву, узнав о зачатии. Но Архангел пришел и к нему, принеся благую весть и заповедовав и дальше оберегать Божью Матерь. Иосиф, безропотно приняв завет Господа, остался с Марией.

Покров Пресвятой Богородицы - праздник, который дорог каждому православному христианину. Ведь матерь Божия продолжает о нас заботиться и впредь, закрывая Россию спасительным покровом от всех бед и напастей. Посетите храм и помолитесь перед иконой Божьей Матери 14 октября. Покров, незримый для нас, земных, обязательно будет вас защищать по вашим же молитвам.

Один из главных церковных праздников - Покров Пресвятой Богородицы – каждый год отмечается православными в один и тот же день - 14 октября. У этого праздника все не случайно: и дата, и название. Что это за праздник и как его отмечать?

Известно, что много веков назад 14 октября жители Константинополя ждали нападения язычников и, собравшись в храме, молились о своем спасении. Их молитвы были услышаны и случилось настоящее чудо – верующим явилась Дева Мария. Для спасения христиан, Дева Мария сняла с головы покров и укрыла им людей. Так верующие спаслись от неминуемой гибели. И с тех пор они каждый год вспоминали об этом событии, а праздник получил название Покров Пресвятой Богородицы.

Традиции праздника Покрова

Как и любой другой православный праздник, Покров имеет свои традиции. Они формировались годами и передавались из поколения в поколение. Итак, что нужно делать в это день? 14 октября обязательно нужно побывать в храме и помолиться. Праздник Покрова очень светлый, поэтому встречать его надо с любовью и уважением к Господу Богу. В храм ходят всей семьей, включая малолетних детей, чтобы они также могли помолиться Деве Марии и Христу.

Затем в этот день верующие всей семьей обязательно собираются за празднично накрытым столом. Православные поздравляют друг друга с праздником, желают своим близким мира, спасения и добра. В этот день принято помогать тем, кто нуждается в помощи. Впрочем, всегда нужно помнить о том, что милосердие и сострадание должны быть в сердце каждого верующего.

На Руси в день Покрова Пресвятой Богородицы было принято играть свадьбы. Считалось, что семья, образованная в этот день, будет крепкой и счастливой.

Старики примечали, что и первый иней появляется на земле как раз примерно 14 октября. Поэтому все земляные работы после 14 октября не ведутся.

Ритуалы на праздник Покрова Богородицы

Считается, что день, когда отмечается праздник Покрова, обладает настолько мощной энергетикой, что даже просто произнесенные слова и фразы обретают удивительную силу и могут сбыться. По этой причине каждому верующему человеку четырнадцатого октября рекомендуется обратиться к Богородице и попросить ее о поддержке. Только сделать это надо искренне и с верой. В этот день верующие старались избавиться от негатива, просили об обеспечении материального благополучия и хорошем женихе. Также просили поставить защиту на своих близких и хлопотали перед домовым, чтобы он сохранил дом в порядке. В ритуалах и заговорах чаще всего участвовали женщины, потому как считалось, что Покров – женский праздник. В редких случаях к магии обращались и представители сильного пола.

Ритуал на материальное благополучие считается одним из самых распространенных на Покров. Чтобы его провести нужно расставить на столе и зажечь двенадцать церковных свечей. И пока они горят, поочередно читать над каждой из них следующий заговор:

«Святая Богородица, укрой меня богатством славным – не малым да не жадным, не скудным да не скупым, а серебряным да золотым. Чтоб мне в шелках ходить, чтоб мне за собой не суму бедняцкую носить, а мешок с деньгами большими, что не заканчиваются, не исчезают, а со мной всегда пребывают. На то аминь!» Заговор следует читать до тех пор, пока не сгорят все свечи.

Статья расскажет вам об истории праздника, основных традициях и обычаях, предложит поздравления для родных и близких.

ВАЖНО: Великий православный праздник Покрова празднуется очень давно и во всем мире верующими людьми. Он очень любим и несет в себе важный смысл «веры и защиты». Символом праздника является Пречистая Пресвятая Богородица, которая защитит любого, кто попросит у нее защиты.

Во все времена образ Богородицы был особо почитаем, ведь она, словно матерь, способна была уберечь своих «детей» от любой печали и горести. Именно поэтому образ Божьей Матери часто присутствует на детских кроватках, в колясках, комнатах, ведь Пречистая – защитник детей, молодых женщин и девушек.

Праздник имеет одну и точную дату – 14 октября, середина осени. Праздник имеет очень интересное и загадочное происхождение. Начало свое он взял еще много лет назад в 910 году от Христова рождества в Константинополе, где жители находились в осаде сарацинов. Каждый мирный житель понимал, что город скоро падет и их настигнет та же участь.

С другой стороны стен города враг так же был уверен в своем преимуществе и уже готов был праздновать свою победу. Чтобы хоть как-то себя утешить жители Константинополя, верные христиане, собрались в храме, называвшимся Влахернский. Этот храм был известен тем, что хранил в себе важные вещи – головной покров Богородицы и ее пояс.

Каждый верующий пал на колени и начал сильно молиться и тогда молитва была услышана. Народ увидел, как вместе с ангелами, в храм зашла сама Богородица и преклонила свои колени, начав молитву вместе с обычным людом. После этого Пресвятая сняла со своей головы покров и одним движением накрыла весь люд в храме.

Этот покров засиял ярче солнца в ясный день и защитил каждого христианина, даровав ему благодать, спокойствие и любовь. Народ еще долго не мог прийти в себя и, выходя из церкви, рассказывал об этом чуде всем и каждому. Каково же было удивление всех жителей Константинополя, когда на следующее утро (14 октября) случилось другое чудо – враг отошел от стен города.

ВАЖНО: С тех пор считается, что Дева Мария – верная защитница всех страдающих и нуждающихся, он убережет каждого, кто попросит ее, сохранит от зла и болезни.

Образ Девы Марии с головным покровом

Покров Пресвятой Богородицы 14 октября: народные приметы, обычаи

На Покрову весь люд, обычно, прощался с осенью, так как праздник был ее ровной серединой. Этому времени и дате предшествовало очень много примет, которые могли рассказать народу о предстоящих событиях и зиме. Существовала даже такая интересная поговорка, что: «До обеды ты еще в осени, а уж после обеда уже в зиме».

В этот день обычные люди проводили много обрядов, которые «обещали» им сытую и теплую зиму. Каждая хозяйка в любом доме должна была в этот день развести огонь в своей печи и для того, чтобы следующий урожайный год был благоприятным, использовались ветки только плодовых деревьев. Эта примета предвещала семье достаток, хорошие дела, а дому уют и тепло.

ИНТЕРЕСНО: Со временем из современных домов ушли печи, но истинно верующие люди все равно сжигают несколько веточек яблони или вишни в каминах или на блюдцах. Считается, что обряд обязательно наладит ауру в доме и исправит его финансовое состояние в лучшую сторону.

Из других примет стоит заметить, что на покров было принято утеплять свой дом . Это была не только защитная мера от холодов, но и обычай, приносящий в дом благодать. Хозяйка дома обязательно должна была напечь семье блинов и, собрав всех за столом, помолиться и преступить к трапезе.

В древние времена на столе обязательно присутствовал Покровский каравай – специальное угощение, приготовленное в честь Пресвятой Богородицы, которым принято было лакомить всех родных и близких. Если каравай не съедался, его остатки сушили в сухари и хранили до самого Великого Поста.

Праздник восхвалял женщину и не зря Покрова «велела» выполнять все обряды хозяйкам домов. Матерям следовало помолиться и защитить тем самым от бед своих детей. Мать брала икону Богородицы, которая до сих пор должна храниться в каждом доме, становилась на скамью, чтобы быть выше над всеми. Все члены семьи, даже взрослые дети, преклонялись пред матерью, пока та читала молитву, как это делалось в храме перед Девой Марией.


Молитва Пресвятой Богородице

Можно ли в Покров или после Покрова ходить на кладбище?

Праздник Покрова Богородицы – важен и уважаем. Он символизирует жизнь и благополучие, а потому в этот день следует уделить внимание своей семье и «живым» родственникам, восхвалению Господа и Божьей Матери, не омрачая дату слезами об умерших близких.

С другой стороны, церковь не запрещает верующему поминать любимых ушедших людей тогда, когда этого ему хочется. Если человек чувствует потребность помолиться и поставить свечу – никто ему не смеет перечить. Лучше всего прочитать специальную молитву об упокое, которая находится в молитвослове.

ВАЖНО: Единственное, чего следует прислушаться, так это наставления по поводу характера поминания. Поминать можно слезами, молитвами, свечами и словами, не употребляя при этом алкоголь. Церковь считает, что те, кто поминает спиртным, лишаться покровительства Божьей Матери на небесах.


Праздник Покровы

Можно ли в Покров жениться?

В народе Покров – считается началом «свадебного сезона», ведь издавна после этой даты начинали гулять свадьбы. Любая девица читала заговор, чтобы скорее выйти замуж и обрести своего жениха. Читать заговор принято было, украшая в доме икону Божьей Матери вышитыми платками или рушником. Можно было так же молиться и просить у Пречистой всего, чего только хотелось: здоровья, красоты, богатого и любимого мужа.

ВАЖНО: Покров не зря называли «праздник девичий», существовал так же ряд примет, который предвещал события наперед. К примеру, ветреный Покров – невесты будут в спросе, коли снег выпал – будет много свадеб.

Обрядов на Покров было так же много и большинство проводилось молодыми девушками. Перед сном девицы обязательно загадывали сон на жениха, если тот снился – этот знак предвещал скорую свадьбу, если нет – то, значит, еще не пришло время. Самым смешным считался обряд «соленые вареники». Съев перед сном ровно 5 вареников, густо приправленных солью, «невеста» ждала кто ей принесет водицы, если мужчина – будет свадьба.

Каждая молодая девица в деревне в этот день должна была, проснувшись, спешить в церковь поставить свечку. Считалось, что кто первый сможет это сделать, тому и гулять первому свадьбу. Тут же, в церкви, глядя на пламя свечи, женщины старались увидеть в нем свою судьбу: яркое пламя – бурная жизнь, треск свечи – препятствия, затухание – проблемы.


Чтение заговора перед иконой Пресвятой Богородицы

Свадьба на Покров, снег: приметы

Главные приметы:

  • Дождь на Покров – холодная зима
  • Снег до Покрова – поздняя зима
  • Снег на Покров – мягкая зима, много свадеб в городе (деревне)
  • Нет снега на Покров – снега не жди еще недели две
  • Хорошо встретить Покров – муж добрым будет
  • Печь блины на Покров – к доброй жизни в достатке
  • Оставить платок в церкви на Покров – к жениху
  • Много снега – снежная зима
  • Гром на Покров – зима без снега
  • Не опали листья на Покров – зима будет суровой

Что нельзя делать на Покров 14 октября?

Покров – Великий православный праздник и потому на него нельзя работать, особенно если дело касается дома и земли:

  • Работать на земле – к неурожаю
  • Работать в доме – к ссорам и финансовым трудностям
  • Сорится на Покров – к проблемам в семье
  • Шить, вязать, вышивать на Покров – к болезням и проблемам, к одиночеству.
  • Занимать деньги на Покров – к безденежью

Поздравления с Покровом Пресвятой Богородицы

Поздравьте своих родных и близких душевными пожеланиями счастья, добра, мира и благоденствия. Помолитесь за родных,попросите у Божьей Матери здоровья и защиты для детей.
Поздравление № 6
Поздравление № 7

Видео: «Покров Пресвятой Богородицы»

Праздник Покров Богородицы был установлен на Руси в княжение святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.).

Основанием для праздника послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого.

В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» - спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», - ответил Епифаний.

Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.

Что же происходило в 910 – 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле – Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.

Иногда сарацины контратаковали и отбирали имперские земли, – в общем, шла затяжная вялотекущая война. Империя не слабела, но как-то топталась на перепутье: стратиоты – свободные крестьяне-ополченцы, основа армии – разорялись и теряли способность служить; катафракты – броненосная конница рыцарского типа – еще не стала решающей силой. Столичная аристократия прожигала жизнь – и свою, и чужую. Православная Церковь в это время проводит активную и мудрую миссионерскую деятельность в славянских землях, распространяет и Веру, и культуру.

Современному человеку трудно понять, чем была для остальной Европы византийская культура, не с чем сравнить. Грамотность на территории нынешних Франции или Германии была редким явлением даже среди знати (Карла Великого с трудом научили читать только в сорок лет!), настоящих городов почти не было, дороги и гигиена весьма условные. Восточные славяне, наши с вами предки, вообще были настоящими дикарями, «зверинским обычаем живяху». Приехавший в Ромейскую Империю гость из европейской глубинки всю оставшуюся жизнь не мог придти в себя от изумления. Чистые, ухоженные города с канализацией и водопроводом, сеть удобных и ровных дорог, почта, похожие на дворцы общественные бани, грамотное население и всесторонне образованная аристократия, словом все, что называется «цивилизация».

О событиях 910 – 911 годов рассказывают несколько византийских летописей, по-гречески «хронографов». Перед нами в деталях раскрывается жизнь Влахернского дворца, отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов… Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Все-таки было одно событие, которое могло вызвать тревогу в городе и дворце. Где-то около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасный подвиг – крестить русских дикарей-язычников, учить их читать, писать и просто жить по-человечески, а не «зверинским обычаем». С тех пор и хранит православную Русь простертый над ней Покров Пресвятой Богородицы, а забытый греческой Церковью праздник стал на Руси одним из любимых.

Сергей Марнов

Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России.

Покров Богородицы. История праздника

В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником ПокроваБогородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX в., во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа.

В храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как говорит Церковное Предание, в этом храме молился и блаженный Андрей, родом славянин, бывший рабом у одного из византийских вельмож. Однажды юродивый Андрей и его друг Епифаний несколько часов молились рядом. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом.

Житие блаженного Андрея не говорит, когда произошло это чудо. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.

Теперь событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан. И праздник Покрова Богородицы стал на Руси одним из самых любимых.

Покров, Покровское, Покровские… Сколько городов, деревень, сел, фамилий русских людей связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. А сколько всегда строилось на Руси Покровских монастырей и храмов. Сегодня только в Москве и Московской области их более ста. Но начнем мы свой рассказ с самого первого Покровского храма, построенного на Руси более восьмисот лет назад.

Храм Покрова на Нерли. Фото – А.Константинов

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Легкая, стройная, будто невесомая, – такое ощущение, что она высечена из единого куска белого камня. Храм Покрова на Нерли самый миниатюрный, и в то же время, самый грациозный. Общая его ширина чуть более 10 метров, а внутренняя высота около 21.

Каждый фасад украшен резьбой. В самом верху – библейский царь Давид с гуслями. По сторонам симметрично расположены орлы, под ними – фигуры львов. Присмирели хищные звери, что символизирует собой мир и единение под властью князя. Чуть ниже – женские маски. Их считают символами посвящения храма Божией Матери. Основателя храма князя Андрея Боголюбского современники сравнивали с кротким псалмопевцем Давидом и мудрым Соломоном.

Храм Покрова был построен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Сам поход закончился победой. В Лаврентьевской летописи говорится, что от образа Владимирской Божией Матери, который находился в русском войске, исходили огненные лучи. Не тогда ли у Андрея Боголюбского и зародилась мысль, что Русь находится под покровом Пречистой Девы?

От своего деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал мужество и благородство, а за свое благочестие получил прозвище – Боголюбский. Он выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей и установил праздник Покрова Богородицы в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту.

В полутора километрах от храма Покрова находится Боголюбский монастырь, также основанный князем Андреем. Он начинался с храма Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, здесь было чудесное явление Божией Матери Андрею Боголюбскому. Пресвятая Богородица повелела благочестивому князю на месте Её явления построить храм и святую обитель.

Рядом с вознесшимся храмом князь выстроил свои палаты. В лестничной башне княжеских палат до наших дней сохранилось место мученической кончины святого князя.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, после революции, долгие годы был закрыт для богослужений, и вот осенью 2006 года, храм снова ожил. Как и во времена Андрея Боголюбского, здесь снова совершается Божественная литургия.

– Московскому храму Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в этом году исполняется 310 лет. Он никогда не закрывался. Все эти годы многие поколения верующих приходили сюда помолиться и попросить помощи у Царицы Небесной. И помощь всегда приходила. Сегодня здесь, как и во всех православных храмах, звучит праздничное песнопение: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе

Московский храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на Лыщиковой горе. Лыщиково происходит от древнерусского слова «лыскать» – блестеть, сверкать, сиять. Вот и сияет этот храм своими святынями более трехсот лет. Главные из святынь храма – две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: храмовая и в иконостасе.

Телевизионная съемка в храме на Лыщиковой горе происходила за неделю до престольного праздника. Валентина Заботкина пришла в этот храм в 1941-м, в войну. Да так и осталась.

Валентина Заботкина: – Сейчас у нас уборка: готовимся к празднику Покрова. Вся жизнь прошла в этом храме. Я детей своих здесь крестила, и уже одного из них отпевала, и сестру, и мужа… Все были на войне и вернулись. Муж всю войну прошел от Москвы до Берлина и лишь под Берлином был ранен. Только Покров Божией Матери, только Царица Небесная нас спасает, и охраняет, и оберегает, без Ее помощи нельзя прожить.

Еще три образа Пресвятой Богородицы особо почитают в храме: Казанский, Тихвинский, Иерусалимская. А установленное в храме распятие приписывают кисти художника Виктора Васнецова.

Cвященник Андрей Никольский: – В нашем храме почивают мощи священноисповедника Романа. После революционного переворота он бежал из Севастополя, где ему угрожала неминуемая . По приезде в Москву он был назначен Святейшим Патриархом Тихоном настоятелем храма Покрова-на-рву (собора Василия Блаженного). В трудные 30-е гг. у него в храме была единственная на всю Москву православная община. Святой старец Московский Алексий (Мечев) говорил отцу Роману: «У меня – амбулатория, а у тебя – стационар». В те страшные годы священноисповедник Роман, несмотря ни на что, не боясь собирать вокруг себя людей и учить, вел их ко Христу, к Царствию Небесному.

Священноисповедник Роман (Медведь)

Братство ревнителей Православия, которое организовал протоиерей Роман, просуществовало более 10 лет. В 1931г. его арестовали. Писать письма из тюрьмы разрешали только раз в месяц. Но и в них, как и на воле, отец Роман продолжал поддерживать, утешать и вести людей к Богу.

В этом году к юбилею храм заново побелили, отреставрировали. А вот колокола на колокольне, – все те же, что и 100 и 200 лет назад.

Cвященник Андрей Никольский: – Три основных наших колокола удалось сохранить. По преданию, когда люди узнали о том, что сюда идет комиссия снимать колокола, староста и прихожане догадались поставить комиссии обильное угощение, а во-вторых, намазать колокола смолой. После угощения ни у кого не возникло желания пачкаться в этой смоле. Так колокола до наших дней и дожили.

В престольный праздник храма звон этих колоколов поплывет над Москвой, славя и воспевая Пресвятую Богородицу.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В каждом Покровском храме в иконостасе рядом с образом Спасителя Вы увидите храмовую икону – Покрова Богородицы. Надо сказать, что первые иконы, посвященные этому празднику, были написаны на Руси.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово

Покровский храм в селе Акулово

В начале XIX-го века селом Акулово и окрестностями владела графиня Варвара Петровна Шереметьева-Разумовская. В 1807-м году она и построила этот каменный храм на месте старой деревянной церкви, которая простояла здесь более ста лет, но к тому времени уже изрядно обветшала. В 1812-м году наполеоновские солдаты почти полностью сожгли село и разграбили церковь: сломали иконостасы всех трех приделов и похитили иконы, в том числе и храмовую – Покрова Пресвятой Богородицы. Но часть церковной утвари удалось спасти -графиня Шереметьева-Разумовская спрятала ее в своем доме. Незадолго до смерти Варвара Петровна пожертвовала 15 тысяч рублей на вечное содержание Покровской церкви. Сама же умерла в бедности.

Протоиерей Валериан Кречетов настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово: – Когда она умерла, то на похоронах даже посуду занимали у соседей. Служил и погребен здесь отец Сергий Орлов. Он и рассказывал мне, какая здесь была жизнь.

Духовник отца Валериана Кречетова протоиерей Сергий Орлов прослужил в этом храме 29 лет. В голодные годы храм кормил всю округу.

– Я застал здесь старушек, которые вспоминали, что детьми они приходили в храм и получали здесь пропитание. Отец Сергий давал им крупы, муки, и этим кормились их семьи. Видимо, эта доброта, благодарность жителей и спасла храм. Он никогда не закрывался. Не поднялась рука у людей сделать недоброе тому, от кого получали добро. Дедушка священника Сергия Орлова отец Петр тоже был очень добрым человеком и усердным служителем. Он посещал больных прихожан во время эпидемии холеры, заразился и скончался.

Близок к их семье был митрополит Харьковский Нафанаил, который в годы гонений жил у них то в подвале, то на чердаке. Это грозило укрывателям тюрьмой и даже смертной казнью. Владыка Нафанаил похоронен на небольшом кладбище за алтарем храма. Здесь же похоронен и протоиерей Тихон Пелех, сохранивший антиминсы Троице-Сергиевой Лавры, и один из последних насельников старого Данилова монастыря архимандрит Дорофей.

Протоиерей Валериан Кречетов: – Он прошел лагеря, был истинный аскет и подвижник. Жил в сарае, к нему сбегались коты, ложились рядом и обогревали его. Здесь же погребен один из наших молитвенников и исповедников иеромонах Ефросин (в миру – Василий Андреевич Данилов). Он отсидел 10 лет на Колыме. Однажды зимой их послали на лесоповал, он отстал и заблудился. Это была верная смерть. Он шел, обессилев, упал, написал свои грехи на бумажке и приготовился к смерти. И тут он услышал голос старца Дорофея: «Не лежи, вставай». Он пополз дальше и выполз к трассе. Там его подобрали, по номеру определили – откуда. Отправили обратно в лагере, там его наказали за побег: три недели карцера на хлебе и воде. Когда его выпустили, он был в полном изнеможении и истощении. Начальник лагеря не верил, что заключенный Данилов выжил. Его бросили в камеру умирать, а он остался жив. Пройдя через все это, он сохранил веру. Незадолго до смерти он сказал мне замечательные слова: «Берегись чувства страха, иначе будешь сдавать все позиции». Здесь Господь собрал истинные светильники православной веры. Видимо, их молитвами храм и сохраняется.

Все эти годы Богородица хранила его. И все эти годы являла и продолжает являть чудо. Каждый год в ночь на четвертое декабря, на Введение во храм Пресвятой Богородицы в любой мороз неподалеку от храма распускается верба и вскоре тут же на глазах закрывается, чтобы снова распуститься уже в преддверии Пасхи.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша постоянная рубрика «Чудеса России» началась с того, что газета «Труд» попросила своих читателей назвать семь чудес России. Это очень трудная задача, – из всех сокровищ нашей истории и культуры выбрать семь наиболее значительных. Надеюсь, мы Вам в этом поможем. Сегодня – рассказ об одном из Покровских храмов.

Чудеса России. Собор Василия Блаженного

Храм Покрова Пресвятой Богородицы «что на рву». 450 лет назад его повелел построить царь Иван Грозный в честь победы над Казанским ханством. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Покровский собор – воинский храм. А еще – это воплощение идеи «Москва – Третий Рим». Архитектурный образ библейского Нового Иерусалима, образ Царствия Небесного. В храме не только молились – его считали иконой, запечатленной в камне. Восемь больших куполов – это и восемь побед русского оружия. Это и восьмиконечная путеводная вифлеемская звезда. А главный придел – в честь Покрова Богородицы – объединяет остальные главы, собирает их. Это – символ покровительства и заступничества Божией Матери над Церковью Христовой, над всей Русской землей.

Летопись сохранила нам имена строителей – это русские зодчие Постник и Барма. Они строили храм шесть лет. А потом Иван Грозный приказал ослепить их. Чтобы больше нигде и никогда они не смогли создать такое чудо.

В народе Покровский храм чаще называют Собором Василия Блаженного. Именно здесь покоится прах знаменитого московского юродивого, святого и провидца.

За многие века собор неоднократно страдал от пожаров, был разграблен французами. Первоначальный облик вернули ему лишь в XX-м веке. Выдающийся архитектор и реставратор Дмитрий Сухов посвятил этому более сорока лет. Он считал, что «Покровский Собор – такое же высокое произведение русского гения, как «Слово о полку Игореве» или как живопись Андрея Рублева.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я еще раз поздравляю Вас с праздником желаю, чтобы на протяжении всей своей жизни Вы ощущали над собой Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь, Ее заступничество. Всегда обращайтесь к Ней, – «теплой заступнице мира холодного».

Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию можно прочесть на нашем сайте «Седмица.Ru». Здесь же Вы узнаете много интересного о религиозной жизни всего мира. Я прощаюсь с вами. Увидимся через неделю. Всего Вам доброго. Храни Вас Господь!

Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим.

Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Сассетта (1392–1450) , Public Domain

Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за , которая привела их в . Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». -Мф.2:9-11

После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они поехали домой другой дорогой. Не дождавшись их, расстроенный Ирод устроил .

Символическое значение рассказа

Этот библейский рассказ подчёркивает, что ещё в раннем детстве в Иисусе был узнан грядущий Царь.

anonimous , Public Domain

Иоанн Златоуст пишет о причинах, почему именно волхвы были приведены ко Христу:

«Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, - Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев».

Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3

Кроме того, многие эпизоды этой истории соответствовали ветхозаветным пророчествам, что имело большое значение.

Время появления волхвов

Со времён раннего христианства существуют самые разные версии времени прихода волхвов к младенцу Христу. Вот что пишет об этом Гийом в своей книге «История христианства»

«Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов про­изошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном, 77). Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с Младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. «И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн.1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16)».

Действующие лица и атрибуты

Волхвы

Волхвы - славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово μάγοι. В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа.

В западноевропейской традиции волхвы называются «волшебниками» (лат. magi) (такое мнение основано на апокрифическом и ) и часто изображаются царями. Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский.

В западной традиции волхвов чаще именуют «маги», это слово исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии; в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком.

С наступлением эпохи Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трёх частей света – Европы, Африки, Америки, — либо человеческих рас- белой,чёрной и жёлтой. В любом случае, эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что волхвы всегда образно представляли всё языческое человечество.

Джеймс Тиссо (1836–1902) , Public Domain

В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).

Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей. На средневековом Западе они получают имена, в настоящее время распространённые повсеместно. Церковные и апокрифические предания дали им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц.

Евангелист не пишет о количестве волхвов. Ориген (2-3 вв.), впервые, исходит из того, что по числу принесённых даров, их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей.

Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар - негроид (возможно абиссинец или нубиец) (Африка); Мельхиор - белый человек (Европа); Гаспар - с восточными (даже семитским, т. е. халдейскими) чертами или в восточной одежде, (Азия). То есть родиной их было три страны с этнически различным населением - Персия, Аравия и Эфиопия.

Армяне и сирийцы считают, что волхвов было 12. Их имена также не упомянуты в письменных Евангелиях, а являются результатом народной фантазии.

Церковное Предание считает, что откровение о планах Ирода было получено волхвами во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. Это место почитается верующими, - в V в. над пещерой преподобным Феодосием Великим была основана киновия, ставшая первым общежительным монастырём в Палестине.

По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах.

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе. В V в. мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 г., по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где, хранятся в Кёльнском соборе.

Вифлеемская звезда

Согласно Писанию, звезда двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца, указав волхвам дорогу. Присутствует в большинстве трактовок сюжета.

Для верующих явление Вифлеемской звезды было исполнением т. н. «звёздного пророчества» Валаама в ветхозаветной Книге Чисел:

«Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». - Чис.24:1

Дары

Волхвы принесли младенцу три дара: золото, ладан и смирну (мирро). В лексике учебника «Закон Божий»:

«и поднесли ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное благовонное масло

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля:

«…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…» - Пс. 70:6-7

христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный придти на смену старому Израилю - еврейскому государство и еврейской церкви.)

Фото: Tetraktys , CC BY-SA 3.0

Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской, как событию-прообразу принесения даров Христу.

Принесённые волхвами дары имеют следующее символическое значение:

  • Золото - царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан - дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна - дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа - одним из эпизодов Страстей Господних, увенчающихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Частицы поднесённых Младенцу волхвами даров в настоящее время хранятся в монастыре Св. Павла на горе Афон.

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

Верблюды

Верблюды, на которых приехали волхвы с подарками, возникли в рассказе не только как экзотическое средство передвижения пришельцев из дальних стран, но благодаря пророчеству Исайи о посещении Иерусалима язычниками:

«Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева». - Ис.60:6-14

Вероятней всего, эпизод об ошибочном визите волхвов сначала в Иерусалим также мог возникнуть благодаря этому пророчеству.

Прочие свидетели

В сцене поклонения волхвов безусловно присутствуют сам младенец Иисус и Дева Мария.

Дополнительные персонажи - Иосиф Обручник, а также пастухи.

Фотогалерея









Дата начала: Сретение Господа в храме

Дата окончания: Бегство в Египет

Полезная информация

Поклонение
греч. μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν
англ. Adoration of the Magi

Дата праздника

В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления (6 января). В некоторых странах праздник носит название праздника трёх царей. Особенно он пышен в испаноязычных странах (la festividad de los Reyes Magos). Согласно православной традиции, это событие случилось через 12 дней после рождества. Правда, из некоторых текстов можно предположить, что волхвы добрались до Вифлеема всё же лишь через несколько месяцев после Рождества. Эта версия отражена в древнем предании восточной церкви, которое считает, что поклонение волхвов произошло после Сретения. В Евангелии от Псевдо-Матфея волхвы пришли в Иерусалим только через два года после рождения Иисуса.

А память волхвов - царей Гаспара, Мельхиора и Валтасара - отмечается католической церковью 23 июля.

В изобразительном искусстве

Христианская иконография основывается на расцвеченном многочисленными деталями рассказе апостола Матфея. Этот сюжет был чрезвычайно популярным, и количество картин, написанных на эту тему, очень велико. Также встречаются скульптуры и музыкальные произведения.

В число первых по хронологии памятников входит катакомбная живопись и рельефы на саркофагах IV в. В самых ранних изображениях волхвы показаны одетыми в персидские одеяния и фригийские колпаки, как правило, в профиль, в шаге и держащими перед собой дары. Этот вариант - использование позднеантичной иконографии «Варвары, приносящие подношения Императору».

Раннехристианское искусство неизменно изображало волхвов одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия). Последний персидский царь Хосров II Парвиз (7 в.) уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней волхвов.

В православной иконописной традиции сцена поклонения волхвов может выделяться в отдельный сюжет, хотя чаще является одной из композиций иконографии Рождества Христова.

Усложнение иконографии

Короны на головах пришельцев появляются в Х в. (в западном искусстве), где благодаря устным рассказам они превратились из жрецов в царей. Тогда же их одеяния теряют ярко выраженный восточный оттенок, и их начинают изображать не как ровесников, а людей разных возрастов. Обычай изображать их как представителей разных рас возникает на Западе в XII в. и становится каноническим в XV в.

С XIV в., с наступлением пышного заката средневековья, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными. С этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения проявления профессионального мастерства: ведь это была сложная, многофигурная сцена, где были не только лошади и верблюды, но и противопоставление различных текстур - шёлка, мехов, драгоценностей и золота волхвов с деревянными конструкциями здания, соломой в яслях и грубой домотканой одеждой Иосифа и пастухов.

Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах. Помимо предсказанных верблюдов на полотнах оказываются бык и вол, унаследованные из хронологически предшествовавшего эпизода Рождества. Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские живописцы, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). Волхвов, превратившихся в царей, сопровождала обширная свита с псами и охотничьими птицами. А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи.

Совмещение с другими сюжетами

Начиная с XV века Поклонение волхвов зачастую начали совмещать со сценой Поклонения пастухов (от Луки.2:8-20). Это позволяло добавить в изображение ещё большее разнообразие людей и животных.

В некоторых композициях, например, триптихах, эти две сцены поклонения становились боковыми створками, в то время как центральное место отводилось обычно сцене Рождества.

Традиции

В католических храмах в праздник Богоявления освящают мел, которым потом пишут на дверях церквей и домов латинские буквы CMB, что иногда интерпретируют как первые буквы имён трёх волхвов - Каспара, Мельхиора и Бальтазара; а иногда как первые буквы латинской фразы «Christus mausionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом».

В Испании и многих испаноязычных странах именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая дети получают подарки. Считается, что их разносят волхвы - «Los reyes magos».