Open
Close

Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества

Анализ социального развития выявляет целостный характер общества, его системность. Возникает вопрос о том, что же составляет элементы этой системы. В качестве последних, неразложимых "атомов", "клеточек" общества в истории философии рассматривались: индивид, семья, родовая община и т.д. Нетрудно заметить, что перечисленные социальные образования сами располагают сложной системной структурой и поэтому поиски в этом направлении приводили к тупиковой ситуации. Плодотворным оказалось рассмотрение общества как системы взаимодействий между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Производя вещи, ценности, идеи люди одновременно создают и саму общественную связь. По мере развития общества связи складываются в систему общественных отношений. Историческое развитие можно представить как процесс усложнения связей между людьми, объединяющих отдельных индивидов в обществе. Наиболее последовательно эти идеи были развиты в учениях, достаточно различающихся по времени и концептуальным позициям - К. Маркса и П. Сорокина (выдающегося русского социолога, депортированного из России в 1922 году). Эти авторы в качестве первичного элемента общественной системы рассматривали общественные отношения. В ходе своей деятельности человек с необходимостью вступает в самые разнообразные отношения с субъектом исторического процесса (другими людьми, различными социальными общностями, государственными и социальными институтами и т.д.). Эти многочисленные и разнообразные отношения (существенные и несущественные, материальные и духовные, личностные и опосредствованные, длинные и короткие) порождены деятельностью и являются ее формой. Если содержательная сторона деятельности, проявляющаяся как совпадение ее результатов и целей, осмысливается человеком, является основой для коррекции своих устремлений, то изменения общественных отношений с точки зрения их формы являются объективными, т.е. независимыми от целенаправленной деятельности людей. Общественные отношения - это объективная реальность, независимая от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности. Многообразие различных социальных связей и взаимодействий в течение длительного времени затрудняло адекватное описание общественного функционирования и развития. Материалистическое понимание истории (о чем говорилось в начале темы) дало возможность создать стройную систему общественных отношений. Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них соответственно изучается такими науками, как экономика (общая и социальная), социология, политология, философские дисциплины. Постараемся кратко рассмотреть основное содержание этих сфер. Экономическая сфера охватывает процессы хозяйственной жизни общества, взаимодействие различных отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Базовым пространством экономического пространства является воспроизводство - повторяющаяся последовательность процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, обеспечивающих существование человеческой общности. В этой сфере реализуются экономические потребности, интересы людей из экономического сознания в целом, осуществляется управление экономическими процессами со стороны общества. По степени значимости для жизни общества эта сфера является основополагающей. Социальная сфера заключает взаимодействие различных социальных групп и классов, а также национальных общностей, по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Под социальными условиями понимается создание нормальных условий производства и быта, решение проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своих конституционных прав на труд, распределение и потребление материальных и духовных благ, создаваемых в обществе. Социальная политика государства ориентируется на уровень благосостояния людей и эффективность деятельности социальной сферы. Политическая сфера характеризуется политической деятельностью классов, партий, движений, социальных групп, национальных общностей, государств. Главная цель субъектов политики - овладение властью, расширение и реализация своих политических прав и свобод. Каждый участник политических отношений стремится умножить свою деятельность по упрочнению или устранению той или иной властной структуры. В результате образуется поле политической борьбы, где происходит сопряжение многочисленных интересов, целей, подходов, соглашений и компромиссов. Большое значение принадлежит межгосударственным отношениям - составной части политической деятельности, которые определяются правящей элитой в интересах определенных политических целей. Политические процессы тесно связаны с развитием политического сознания, ростом активности людей, усилением роли политической сферы в общественной жизни. Духовная сфера связана с отношениями людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Это самый высокий уровень жизнедеятельности общества и человека. Здесь создается и воплощается в жизнь то, что отличает человека от других существ - духовность, ценностно-смысловое отношение к миру. Духовная жизнь общества завершила длительный процесс выделения человека из природы, придала социуму окончательную, завершенную форму.

В духовной сфере осуществляется удовлетворение духовных потребностей людей в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, постижении истины. В этих целях возникает уникальная отрасль духовного производства, важнейшей функцией которого является совершенствование, развитие всех остальных сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической). Распространение духовных ценностей осуществляется системой образования, культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации. Духовное производство оказывает решающее воздействие на формирование общественного мнения, которое зачастую выступает как побудительный момент практической деятельности людей, оказывающих предпочтение определенной политической партии, философской системе, мировосприятию. Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Структура и содержание этого социального феномена было подробно рассмотрено ранее. Перечисленные общественные сферы составляют социальную систему - самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, субъектом которых является индивид, различные социальные общности (группы, классы, нации, государства и другие). С.Э. Крапивенский выделяет следующие черты социальной системы сложный иерархический характер, который определяется многоуровневостью взаимодействий и взаимоотношений, их значимостью в процессе жизнедеятельности всей системы в целом; интегративный характер, т.е. качество, объединяющее множество социальных проявлений в целостность; универсальным компонентом социальной системы является человек, ибо в его деятельности проявляется все многообразие социального мира; социальная система, относясь к разряду высокоорганизованных, обладает качеством самоуправления, т.е. имеет механизм регулирования своей жизнедеятельности. Процесс саморегулирования носит объективный характер в любой высокоорганизованной системе (органическая и неорганическая природа, общество, искусственно созданные технические системы и т.д.), но в человеческом обществе, где действуют люди, наделенные волей и сознанием, чрезвычайно важно более или менее полное совпадение социальных устремлений людей с нуждами и потребностями системы в целом. "Рассогласование" этих сторон социальной действительности может привести к тяжелым, непредсказуемым последствиям. Так, к насущным интересам всего человеческого сообщества можно отнести сохранение природы как естественного лона его жизнедеятельности. Поэтому экологический подход к развитию всех сторон своей жизнедеятельности должен заменить традиционный экономический. Но реальное осуществление этого объективного требования еще далеко.

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – это люди и формы их совместной деятельности. Когда мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.

Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, которое обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Однако не стоит забывать, что без людей неразрывно связанных между собой нет общественных отношений. В то же время жизнь общества не исчерпывается только жизнью составляющих его людей. Так общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми.

При изучении общества как целостной системы выделяют два основных аспекта: структуру общества и его изменение. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части, и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

Однако вся внешняя сложность и многообразие общественной жизни, в сущности, может быть сведена в ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Каковы же ее составные элементы? Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности – человек. Он ее активная сторона – субъект. Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы: вещи, с помощью которых человек изменяет и приспосабливает окружающую среду к своим потребностям; средства, необходимые для человеческой деятельности, хотя и не имеющие вещественного характера (язык жестов, звуковая и письменная речь и т.д.). Но, кроме названных, имеется еще один элемент, необходимый для всякого социального действия – это связи – отношения между указанными основными компонентами социального действия. Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы, области общественной деятельности: материальная (призвана создавать вещи необходимые для удовлетворения потребностей людей), духовная (создает научные и художественные ценности), управленческая (поддерживает связи между людьми и регулирует их деятельность) и социальная (деятельность по обслуживанию людей). Все они не только обеспечивают необходимые условия любой человеческой деятельности, но и одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом. Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности.

При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используется такой термин, как процесс – это единая серия изменений в социальных системах. Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер. развитие – есть частный случай изменений, оно возникает тогда, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними. Таким образом, прогресс – это одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в росте приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие регресс – процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

В заключение еще раз подчеркнем, что общество – это целостная система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. А, вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества.

Модуль 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Вы будете изучать:

· Теорию и методологию познания общества.

· Философские теории общества.

· Диалектику общественно-исторического развития.

Цели модуля:

· Дать основные понятия соцтальной философии.

· Представить смысл проблем, занимавших мыслителей

· Познакомить с современными философскими концепциями общественного развития.

· Проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества.

· Научить ориентироваться в истории социально-политических учений.

· Развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

После изучения модуля вы сможете:

· Понимать, какие философские системы стоят за политическими дебатами.

· Различать типы философских позиций в понимании общества.

· Рассматривать свои собственные представления об обществе в контексте истории философии.

· Разбираться в таком разделе философии как философия общества.

· Понимать причину измений представлений об обществе.

· Ориентироваться во множестве современных социальных теорий.

· Иметь представление о сложности процесса позния общества и его противоречиях.

6.1.Литература.

Основная.

1.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.Учебник для вузов. 2-е изд.-СПб.:Питер, 2009.

2.Кириленко Г.Г. Философия.-М.: АСТ: СЛОВО, 2009.

3.Философия: учебник / под общ. ред. В.В.Миронова.-М.: Норма, 2009.

Дополнительная.

1.Антология мировой философии в 4 т.М., 1969-1971.

2. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990

3.Введение в философию. Ч.I. М., 1989.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.,1997.

5.Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998.

6. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. Издательство «Свет на Востоке», 2000.

7.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

8. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Общество как система.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества.Общество - этосовокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обес­печивающих сохранение и расширенное воспро­изводство их жизни. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида.

Общество - это необходимая и естественная форма совме­стной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизвод­ство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество вос­производит основные отношения и связи между ними, а так­же средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей


В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступа­ли понятия «общежитие», «община», рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь поня­тиями «государство», «страна», «народ». Представление об обществе как самостоятельной сфере бы­тия, обладающей специфическими чертами существования, от­личного от существования природы и человека, сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рас­сматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия - этические, политиче­ские, экономические и др. В основе представлений об обществе как особой сфере существования лежали, главным образом, ис­торические причины, а именно - формирование капитализма с присущим ему общественным характером экономики и полити­ческого управления.

Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (XVII - XVIII вв.), особен­но к возникшей в XVIII в. философии истории. С этого времени история стала рассматриваться не как последовательность изо­лированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривал общество (гражданское общество) как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». Еще более конкретно об обществе как самостоятельном объ­екте изучения было заявлено в позитивной философии О. Конта, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки - науки об обществе, социологии.

Социология, история, правоведение и др. гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерно­сти существования общества.

Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реаль­но существуют только отдельные люди, а общество представля­ет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию.

Большинство философов признает, что общество- это объ­ективно существующая система, которой присущи свои харак­терные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая не сводима к простой сумме составляющих обще­ство индивидов.

В философской литературе общество определяетсякак динамическая система. Слово “система” греческого происхождения, означаетцелое, составленное из частей, совокупность. Таким образом, каждая системавключает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значениеприобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускаютразличные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей исвязей между ними.

Общество состоит из огромного количествасоставляющих его элемен-тов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихсясвязях и взаимодействиях.

Сферы общественной жизни

1. Экономическая (отношения в процессе материальногопроизводства)

2. Социальная (взаимодействие классов, социальныхслоев и групп)

3. Политическая (деятельность государственныхорганизаций, политичес-ких партий)

4.Духовная (мораль, религия, искусство, философия,деятельность науч-ных, религиозных, образовательных организаций и учреждений)

Каждая сфера общественной жизни тожепредставляет собой сложное образование: составляющие его элементы даютпредставление об обществе в целом. Не случайно одни исследователирассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства,церкви, системы образования), другие - сквозь призму взаимодействия социальныхобщностей, ведь человек входит в общество через коллектив, являясь членомнескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального). Обществопредставляется как коллектив коллективов.

Многообразные связи, возникающие между социальнымигруппами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической,социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называютсяобщественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются всфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизньобщества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможностисуществования и развития, то вторые (идеологические, политические,нравственные, юридические и др.) есть результат и условие взаимодействия людейв процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе стем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи иобеспечивают развитие общества.

2. Развитие знаний об обществе

На ранней стадии общественного развитияосновным способом понима-ния мира является мифология (отгреч.-сказание, предание и - слово, учение). Мифы существовали у всех народов. Спомощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечиваласьдуховная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовныеценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды,различные виды искусства и др. Таким образом в мифологии выражается насущнаяпотребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И этапотребность воплощается в многообразных фантастических вариантах картинреального мира. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее частовыделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественнымсуществом-богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился изнекоего бесформенного состояния - хаоса, воды, яйца и т.д.). В классовомобществе ответы на вопросы о возникновении и развитии общества наряду смифологией давали религия и философия.

В период средневековья в Западной Европе появиласьидея, объясняв-шая возникновения общества как результат договора человека сбогом. Эта концепция состоит в следующем: у людей до соглашения естьопределенные права, “абсолютная свобода”, равенство. Неограниченно пользуясьэтими правами, люди могут погрузится в состояние “войны всех против всех”.Чтобы не допустить этого, они заключили мирный общественный договор,отказавшись от посягательства на свободу, собственность и жизнь друг друга.Гарантом соблюдения этого договора выступает государство, в пользу которогограждане отказываются от части своей естественной свободы.

Ряд новых плодотворных идей, раскрывающихприроду человека, ха-рактер общественных отношений, был выдвинут в 18-ом веке втрудах английского экономиста и философа А.Смита. По мнению Смита, общественныесвязи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда споследующим обменом плодами своего труда. Таким образом, каждый, работая насебя, вынужден работать на других, и напротив, работая на других, работает на себя.

Смит выделил три основных условия процветаниягосударства: гос-подство частной собственности, невмешательство государства вэкономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Положение, при котором интересы рабочихпротивоположны интере-сам имущих классов, Смит считал неизбежным.

Ряд важных и глубоких идей об обществе, еговозникновении и путях развития был выдвинут в трудах выдающегося немецкогофилософа конца 18-го - начала 19-го веков Г.Гегеля. Философом было введенопонятие “гражданского общества”, которое философ определял как “системувсесторонней зависимости”, где “пропитание и благо единичного лица и егоправовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех,основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. По Гегелюосновой исторического развития является развертывание “абсолютной идеи”. Каждоеединичное, чувственно воспринимаемое явление имеет, помимо внешне выраженныхсвойств, свою скрытую сущность, объединяющую весь класс родственных явлений.Чьи же это мысли? Поскольку они охватывают весь мир, это мысли некоего “духа”,которого Гегель называет “мировым духом” или “абсолютной идеей”. Историю Гегельрассматривает как “прогресс духа в сознании свободы”, который проявляется через“дух” отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по меревыполнения своей миссии.

Понятие “социология” как научное изучение явленийобщественной жизни было введено в употребление французским философом исоциологом первой половины 19-го века О.Контом. Определяя место социологии всистеме других наук, он дал их общую классификацию:математика-астрономия-физика-химия-биология(тоже термин Конта)-социология.Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологическогоразвития, а также выявлять и исследовать законы наблюдаемых общественныхявлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин изменения.

Общественные науки

Общественная жизнь сложна и многогранна, потомуее изучают мно-гие науки, получившие название общественных :

1. Социальная философия

2. Частно-социологические науки

а) Экономическая теория

б) Этнология

в) Социология

г) Социальная психология

е) Политология

ж) Эстетика

з) Культурология

3. Науки, изучающие реальную историю

а) История религии

б) Экономическая история

в) История культуры

г) Политическая история

д) История науки

3. Особенность функционирования общества

В любом обществе существует своеобразное, толькоему присущее со-четание экономических, духовных, социальных, политическихфакторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные скультурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприя-тием.Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучениидругой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия - это подобие, сходствопредметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем такихпредметов, которые в целом различны.

Три парадигмы развития общества:

Формационный

История представляется в виде смены “ступенек” - общественно-экономи-ческих формаций. Первоосновой развития общества являетсятрудовая, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворениематериальных потребностей. В основе Формационного подхода лежит развитиепроизводительных сил общества. Хозяйство, по Марксу, - базис, а институтыуправления - надстройка. Базис - экономический строй общества,представляющий совокупность производственных отношений. Надстройка - совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических,юридических, нравственных и других отношений, а также учреждений и организаций,созданных в соответствие с этими взглядами и идеями. Эта теория также говорит онеизбежности перехода от одной формации к другой.

Цивилизационный

Был выдвинут американским философом Тойнби. Суть егорассуждений сводилась к следующему: Цивилизации - крупныесоцио-культурные системы со своими закономерностями, “живут” своей жизнью,самобытно, имеют свою “историческую судьбу”, свои институты и ценности. Вотличии от вышеизложенного подхода данная трактовка не предполагает основныхчерт во всеобщем ходе мировой истории; Тойнби разделил мир на вышеуказанныесоцио-культурные системы, оградив их друг от друга и указав их несовместимость.Он также определил критерии определения цивилизаций:

1) “Дух”, стиль

2) Ментальность

3) Мировоззрение

5) Географо-культурный ареал

Функция цивилизации состоит в реализации единствадуховной жизни крупной общности в исторической преемственности и наопределенной территории.

Культурологический

Этот подход был выдвинут немецким философомО.Шпенглером. Он резко развел понятия “культуры” и “цивилизации” и выделилвосемь культур:

1) Египетская

2) Индийская

3) Вавилонская

4) Китайская

5) Греко-римская

6) Византийско-арабская

8) Русско-сибирская

Все они подчинены жесткому биологическому ритму:

1) Рождение и детство

2) Молодость и зрелость

3) Старость и закат

Каждая из них, проходя эти стадии, превращается вцивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества,героических деяний, когда художественное творчество оказывается ненужным, аторжествует механическая работа. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязьи преемственность в развитии культуры, тем самым отрицая один из основныхзаконов философии: закон отрицания отрицания.

4. Исторический процесс

Исторический процесс - это последовательнаячереда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многихпоколений людей. Основы, “живую ткань” исторического процесса составляютсобытия, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественнойжизни. Именно в событиях воплощается деятельность людей, их экономические,социальные, политические, культурные связи и отношения. Каждое историческоесобытие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснения этихчерт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие ивместе с тем обогащает наши знания об историческом процессе в целом.

Закономерности и варианты развития общества

Для того чтобы систематизировать огромный массивисторических данных введем понятие «цивилизации» как основнойтипологической единицы истории. Английский историк Тойнби дал следующееопределение цивилизации: Это саморазвивающаяся система, это организм, все частикоторого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Опираясь навышесказанное, дадим рабочее определение. Цивилизация - это сообщество людей,объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особыеустойчивые черты социально-политической организации, культуры, экономики ипсихологии, чувство принадлежности к этому сообществу.

Общие признаки цивилизаций:

1) Общность и взаимозависимость историко-политическойсудьбы и экономического развития

2) Взаимопереплетение культур

3) Наличие сфер общих интересов и общих задач с точкизрения перспектив развития

На основе сформулированных признаков можновыделить три варианта развития общества:

1) Непрогрессивная форма существования

2) Циклическое развитие

3) Прогрессивное

Непрогрессивное

К этому типу относятся народы, живущие в рамкахприродного годо-вого цикла в единстве и гармонии с природой (аборигеныАвстралии, народы Севера и т.д.). Важнейшая категория общественного сознания - представление о времени и цели существования человека. Народы, относящиеся уэтому типу развития цивилизации, живут вне историческо-го времени. Вобщественном сознании этих народов отсутствуют понятия прошлого, будущего, нетидей о необходимости изменений, развития. Для них существует лишь время текущееи время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народывидят цель и смысл своего существования в сохранении обычаев, традиций, приемовтруда, не нарушающих единства с природой. Если изобразить графически путь этихнародов, то получится замкнутый круг. Неизменность однажды установленногопорядка вещей поддерживается системой жестких запретов, так называемых«табу». Самые страшные табу - это запрет на изменение, на прогресс.

Циклический

Второй тип развития возник в глубокойдревности, в разных вариантах имеет широкое распространение и сейчас. Посколькуего черты сформулированы на примерах Индии и Китая, где он получил классическоевоплощение, то его можно назвать «восточным» типом развития.Общества, относящиеся к нему существуют в рамках исторического времени, однакопредставления о времени имеют свои особенные. Время земное и время небесноетекут как бы вместе, одновременно. Это связано с тем, что на Востоке богирассматриваются как часть живой природы. Они влияют на человеческую жизнь, но ичеловек может влиять на жизнь богов; к тому же настоящее, прошлое и будущеедействуют одновременно, поскольку считается, что душа бессмертна, и умершиепредки живут рядом, но только перевоплотившись в другую форму, будущее тожерядом, т.к. неродившееся потомство также уже существует только в какой-тодругой форме структурной организации материи. В некоторых обществах времявоспринимается как циклическое, т.е. оно периодически возвращается к исходным точкам.С подобным представлением связана поэтизация прошлого. Прошлое дает образцыпоступков. Отличительная черта этих народов - сосредоточенность на духовном.Главной ценностью бытия является постижение высшего божественного смысла, а нереализация конкретных целей. Общество построено на принципах коллективизма,личные интересы полностью подчинены общественным и государственным. Традицииканонизировались как высшая общественная ценность. Не было проблемы «отцови детей», не наблюдалось разрыва между поколениями. Новое поколениеиспользовало опыт старших. В этом обществе развитие идет циклами. Егоисторический путь можно изобразить в виде спирали, где один виток - циклразвития, а шаг от одного витка к другому - поступательное развитие.

Прогрессивный

Этот тип наиболее ярко представлен античнымицивилизациями Др.Греции и Рима, а также современными европейскимицивилизациями. Этот тип связан с постоянными изменениями в жизни человека. В19-20 веках эти преобразования набрали огромную скорость. Жизнь менялась такрезко, что опыт старшего поколения быстро устаревал и отвергался молодыми.Образовался разрыв между поколениями (возникла проблема «отцов идетей», чего не наблюдалось в 1 и 2 типах развития). Прошлоевоспринимается как образец, а в целом общество устремлено в будущее,ориентировано на прогресс.

Характерно, что в греко-римской цивилизациивпервые был поставлен и разрешен очень сложный вопрос: Как достичь гармонии вобществе, найти разумное сочетание между общественными и личными интересами. Выяснилось,что нужны законы, которые должны:

1) Защищать права граждан

2) Неукоснительно соблюдаться как властями, так игражданами

В античном мире были заложены основыгражданского общества. Оно должно:

1) Предусматривать право каждого гражданина участвоватьв управлении

2) Предусматривать признание личного достоинства

3) Прав и свобод

Духовная жизнь в античном обществе носиласветский характер(в др. Греции - Зевс, в др. Риме - Юпитер, они были почитаемы,но не обожеств-ляемы).

5. Основные вехи развития общества

1) До 5-го века - период древнего мира

Это время удобно рассмотреть на цивилизациях др.Рима и Греции. Здесь на первый план выходят частно-собственнические отношения,не известные или слабо развитые в окружающем мире. Проявилось господствочастного товарного производства ориентированного на рынок. Появилась такаяформа государственной власти как демократия. Государство мало вмешивалось вчастную жизнь граждан. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья, системаобразов - все это функционировало независимо от власти, но в рамках закона,гарантом которого выступало государство. Демократия ограниченная - женщины ирабы не входили в это понятие. Остальное см. выше: в предыдущем разделе. В др.Греции с ее полисной психологией соответсвенно выработалась определеннаясистема ценностей: Твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, чтосуществование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лицазависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились и признаниепревосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности(исключение составляла лишь Спарта), осуждение стремления к прибыли, стремлениесохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизниполиса, приоритет традиций.

Др. Рим - это особая цивилизация, основанная насистеме ценностей, сложившихся в римской гражданской общине. Прежде всегосистему таких ценностей составлял патриотизм, представление об особойбогоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах.Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобыслужить Риму всеми силами, не щадя самой жизни. Для того, чтобы соответствоватьэтим ценностям, гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, верностью,достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железнойдисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время. Делами,достойными римлянина, считались только политика, война, разработка права.

2) С 5-го по 17-ый века - период становления иразвития феодального строя

Признаки феодального строя:

1) Господство натурального хозяйства. Крепостноепоместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое,находящееся в очень слабой связи с остальным миром.

2) Для такого хозяйства необходимо, чтобынепосредственный производи-тель был наделен средствами производства вообще иземлею в частности; мало того - чтобы он был прикреплен к земле, так как иначепомещику не гарантированы рабочие руки.

3) Условием такой системы хозяйства является личнаязависимость крестьянина от помещика. Если бы помещик не имел прямой власти надличностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека,наделенного землей и ведущего свое хозяйство.

4) Условием и следствием описываемой системы хозяйствабыло крайне низкое и рутинное состояние техники, ибо ведение хозяйства было вруках мелких крестьян, задавленных нуждой, приниженных личной зависимос-тью иумственной темнотой.

В своем развитии феодально-крепостнический стройпрошел три основных периода:

1) Раннее Средневековье

Когда феодализм лишь устанавливается какгосподствующий способ производства и в общественном строе остается еще многопережитков как рабовладельческих отношений, так, особенно, пережитков дофеодальногостроя «варварских» обществ. Основным содержанием этого периодаявляется появление феодального землевладения и постепенное закрепоще-ниекрупными землевладельцами свободных крестьян - обшинников. Классовая борьбаразвивается главным образом как борьба закрепощаемого крестьянства противзакрепощения. В результате этой борьбы складывается феодальное государство какклассовый орган господства землевладельцев - феодалов, направленный назакрепощение крестьянства и на подавление его сопротивления. В этот периодскладывается и оформляется христианская церковь. Племена и союзы племенначинают складываться в народности. Этот период начинается приблизительно в5-ом веке и кончается в 11-ом.

2) Период развитого феодализма

Общий рост производительных сил приводит к развитиюобщественного разделения труда, к отделению ремесла от сельского хозяйства, кпоявлению феодальных городов. Классовая борьбы развивается в основном какборьбы эксплуатируемого крестьянства против угнетателей - феодалов. Роствнутреннего рынка приводит, обострение классовой борьбы приводят к уселениюфеодальных монархий во многих странах Европы.11-ый - 15-ый века - таковыхронологические рамки этого периода. К концу этого периода в ряде странскладываются предпосылки для образования наций.

3) Позднее Средневековье

Период разложения феодализма, период, когда внедрах феодального общества начинает складываться новый, капиталистическийспособ производства. Этот период характеризуется зарождением новых общественныхклассов - буржуазии и пролетариата - и напряженной классовой борьбой в деревнеи в городе. На конец этого периода приходится время первых буржуазных революций- первый удар по феодализму: реформация и крестьянская война в Германии,буржуазная революция в Нидерландах и подготовка буржуазной революции в Англии.В ряде стран начинается складывание наций. «Нация» - историческисложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося вобщности культуры . Хронологические рамки этого периода - от конца 15-го досередины 17-го веков.

Это время характерно своей особой системойценностей, конечно различной у той или иной группы населения. У крестьянства , например, эта система была следующей. Во-первых, вселенная этих людейограничивалась родной деревней, замком феодала и сельской церквушкой. О мире,лежавшем за пределами всего этого, они имели очень смутные представления. Мысльо том, что общество развивается, была совершенно чужда крестьянам. Наоборот, постоянноеобщение с природой приводило их к уверенности, что все движется по кругу. Ихидеал был в прошлом, в «старых добрых временах». Мир крестьян не могпородить идею равенства всех людей. У рыцарства наблюдаетсясовсем иная система ценностей: Центральным моментом рыцарского идеала быладоблесть. Доблесть - смелость, доходящая до безрассудства, постоянный поископаснос-тей и поиск смерти. Неразрывно связана с доблестью обязанностьдостойного поведения на рыцарском поединке. Итак, благородство и учтивость…Однако все в средневековье построено на контрастах. Наряду с цивилизованностьюв рыцаре оставалась изрядная доля дикости от германского воина-зверя. Весьмаважным аспектом ценностей рыцарства были вассальные отношения . Щедростьи роскошь , переходящие в мотовство, предписывались не только сеньорам, нои вообще всем рыцарям. Все старались перещеголять друг друга в различныхпричудах. Трепетное и почтительное отношение к женщине покрывало неувядаемымочарование идею рыцарства. Следует также отметить обязательность мести за оскорбление родича или друга. Нелишним будет заметить, что правила честидействовали только внутри рыцарского сословия и на иные сословия нераспространялись. Может быть, это одна из причин того, что доблесть иблагородство причудливо переплетались в «хозяевах Средневековья» счванством, кровожадностью, необразованностью. Если же обобщить все сказанное иопределить веру Средневекового человека, то она будет следующей: Мир впредставлении человека Средневековья был ни чем иным, как сценой, на которойразвертывалась борьбы между «божьим» и «дьявольскими»воинствами. Борьба эта происходила на трех уровнях:

1) Между ангелами и бесами

2) Между добрыми христианами и язычниками

3) В душе каждого человека, так как Бог дал свободувыбора между добром и злом

В эпоху Возрождения в Европе, в городах,зарождается новое понима-ние мира. Здесь вырабатывается принципиально новоеотношение к труду. Ремесленник находит в труде не только средствосуществование, но и удовлетворение. Создавая яркое изделие, мастер одновременноутвержда-ется в мысли о собственной значимости и неповторимости. В городах,таким образом, рождается необычная для средневековья мысль, что человек нетолько часть какого-то общества, но и индивидуальность, ценная не знатностьюили святостью, а своим талантом, проявляющемся в повседневном труде. Наконец,возникает принципиально новое представление о труде как о заслуге перед Богом.Здесь начинает проявляться совсем иная система ценностей: значение науки,постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности.Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оноосновывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческомуразуму, как созданному по образу и подобию божественного и поэтому способного кпостижению смысла бытия. Человек рассматривал-ся не как носитель всяческихпороков, обязанный посвятить жизнь искуплению «первородного греха», акак свободная личность, обладающая «естественным правом на счастье».Не отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскиминаслаждениями жизнь рассматривалась как достойная человека.

3) Период промышленных и революционных переворотов

Этот период был ознаменован большим количествомкатаклизмов, переворотов и т.д. В Англии произошел промышленный переворот,который обозначил близость прихода капиталистической эры, которая незамедлилапоявится. Всем известны события, происходившие тогда в Англии, поэтомупересказывать их не буду. 19-ый век полон потрясений, в которых рабочий классзаявлял о себе как о политической силе, выступающей за ликвидацию классовогонеравенства и частной собственности. Все это свидетельствует о том, чтоорганизовывались о росли массовые силы, которые выступали против ценностейзападной цивилизации, тех ценностей, которые составляли ее двигатель.

Существенные изменения произошли и в характеревзаимодействия человека с природой. Хозяйственная деятельность все болеепагубно сказывалась на состоянии природной Среды. Все больше в мире становилоськрупных городов, центров оживленной экономической жизни. В развитии обществавсе очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена техническихдостижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждения человека отрезультатов своего труда, борьба трудящихся за свои экономические права.Зарождавшееся профессиональное движение пролетариата начинает оказывать влияниена политику государства, а в дальнейшем способствует превращению его винструмент согласования интересов граждан. Новым «идолом» становилисьденьги, богатство, капитал, поклонение которому становилось смыслом жизни.Стремление к прекрасному сочеталось с расширением поля деятельности искусства,ходом его на массовую орбиту. Во второй трети века началось формированиекрупного машинного производства. Индустриальная революция наступала, неся ссобой ощущение огромных возможностей человека, бурных изменений всегоокружающего мира, поистине революционных сдвигов во всех сферах общественнойжизни. Энгельс писал о промышленном перевороте, как о "… революции,которая одновременно произвела полный переворот в гражданском обществе ивсемирно-историческое значение которого начинают уяснять себе лишь в настоящеевремя".

4) Империализм и постимпериализм

Индустриальная эпоха внедряла корпоративныйколлективизм. Фабрика, завод, компания выступали как корпоратиные объединениялюдей имеющих общие интересы. По мере индустриализации корпорации нарастали.Появились монополии, они грозили проглотить общество, стереть индивидуализм иличные интересы. Нарастание корпоратизма замедляло развитие основным двигателемкоторого была:

1) Личная инициатива

2) Свобода предпринимательства.

Постимпериализм предполагает развитие техникипроизводства, а также отраслевого и профессионального разделения труда. Ведущуюроль в нем приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступаютглавное место университетам, а бизнесмены - ученым и профспециалистам.

Исторический путь России

В этом разделе важно понять по какому путишла наша великая дер-жава: по западному или же по восточному. Вот что пишет поэтому поводу американский историк Д.Тредголд. Для восточного обществахарактерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре;социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественныхгрупп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности,которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого втом, что властвует человек, а не закон; отсутствие понимания личности какабсолютной ценности. Именно такая модель общества возникла и укрепилась впроцессе становления государства Московского с 1450 по 1700 гг. С реформ ПетраРоссия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 году ей удалось вплотнуюподойти к рубежу, разделяющему западные и восточные модели. Революция разрушилавсе, что сблизило Россию с Европой, вновь отбросила ее к восточной модели.

Если учесть семейную общину в противовессоседской общине-марке на Западе, горизонтальный принцип наследования власти(вертикальному), цивилизацию, основанную на общинной собственности(частная назападе), то можно отметить существенное своеобразие древнерусской цивилизации,отличающее ее как от средневековой западноевропейской, так и от традиционныхвосточных. Она оказалась в силу уникального сочетания социально-экономических,политических и географических причин цивилизацией исключительно подвижной,центробежной и поэтому экстенсивной, строившейся не столько за счетвсестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природногои социального пространства, сколько за счет включения в свою орбиту все новыхпространств.

Можно предположить, что древнерусскаяцивилизация, несмотря на свое значительное своеобразие, постепенно втянулась быв единый цивилизационный стиль Западной Европы. Особенно Новгород был близок кэтому стилю, по своей социально-экономической организации напоминая античныйполис или средневековую торговую город-республику. Однако сближению Руси иЕвропы помешали два обстоятельства - особая форма христианства и очереднойпорядок княжения. То и другое под мощным внешним воздействием повело ДревнююРусь по иному пути.

Древняя Русь через христианизацию оказалась тесносвязанной с Византией. В 1054 году византийская церковная иерархия и посланникиглавы западной церкви подвергли друг друга взаимному проклятию. Это означалоглубоки раскол единого до той поры христианского мира и распад единой церкви наримско-католическую и православную. Едва крестившись, Русь в середине 11-говека оказалась отделенной от западноевропейской цивилизации непреодолимымвероисповедным барьером.

Далее укрепляется московское княжество и обращаетсвой взор на Восток, чему способствовало два знаменательных события: разрушениетурками православной Византии в 1453 году и прекращение даннической зависимостиРуси от Орды в 1480 году. Московские великие князья с помощью церковныхкнижников осознали себя наследниками традиций «священного царства»,царями третьего и последнего христианского «Рима», хранителями подлинногоправоверия.

Идя дальше по дороге российской истории мынаходим опять некую обращенность к западу: В факте выборности царя МихаилаРоманова (царь решил, а бояре согласились) обнаруживается нечто похожее наограничение самодержавной власти, внешне сближающее Московию изападноевропейс-кие монархии. Затем шел Петр Великий с его историческиминововведениями: Сбривание бород, введение европейских костюмов, переменарусских названий государственных служб на немецкие. Однако это была лишьвнешняя видимость. Петр, меняя внешность москвитян, наносил удар в самое сердцестарой Руси. Не случайно Д.С.Мережковский писал: «Раскол, соединившийся сказацкой вольницей, пугачевщиной есть революция снизу, черный террор; ареволюция сверху, белый террор - сама реформа, если не по идее общей, то поличным свойствам Петрова гения..., который сделался гением всей новой России.Эти-то два противоположные, но одинаково бурные течения слились в одинводоворот, в котором и крутится государственный корабль России вот уже двастолетия. Православное самодержавие оказалось невозможным равновесием, реакциейв революции, страшным висением над бездною, которое должно кончиться еще болеестрашным падением в бездну».

Представление об обществе как упорядоченном целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специальных исследований, а в конце 60-х - начале 70-х гг. идеи об обществе как сложноорганизованной, самоорганизующейся системе получают рациональное обоснование в рамках такого междисциплинарного научного направления как синергетика.

С точки зрения наработанных в философии и подходов общество можно охарактеризовать как сложноорганизованную саморазвивающуюся, открытую систему, включающую в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенных оперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Что позволяет нам именно так характеризовать общество В качестве специфических черт общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся системы можно указать следующие характеристики.

1. В обществе присутствует большое разнообразие различных социальных структур, систем, подсистем. Общество не является механической суммой индивидов, а представляет собой сложную систему, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые (род, племя, классы, нации, семьи). Это указывает на сверхсложный иерархический характер организации социума, причем различные системы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем может обладать известной степенью автономности и самостоятельности.

2. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам.

3 Самодостаточность общества - то есть, способность общества своей активной совместной деятельностью воспроизводить необходимые условия своего собственного существования. Общество как самодостаточная социальная система является продуктом совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества.

4. Общество отличается исключительной динамичностью незавершенностью и альтернативностью развития. Здесь следует отметить, что если выбор вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации и без наличия , то в обществе главным действующим лицом является человек.

5. Нелинейность общественного развития. Наличие большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей создает предпосылку для реализации различных вариантов и моделей будущего развития.

Самую важную роль во всей жизнедеятельности общества играют такие его подсистемы как социальная, политическая и экономическая.

В рамках социальной системы формируются и функционируют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы в разных сферах общественного производства, социальные слои и т.д.

Социальная подсистема общества представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.

Существование социальной подсистемы связано с социальным расслоением и неравенством людей, возникшими с разделением труда и специализацией в общественном производстве на определенном историческом этапе развития человеческого общества. Процесс разделения труда (в частности, разделение на умственный и физический труд) и возникновение института собственности способствовали формированию относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции и занимающих определенное положение в обществе. Они в своей основе, при влиянии факторов, связанных с территорией, языком, верованиями и т.д., сформировывают социальную структуру общества, в которой могут быть выделены: этническая, демографическая, поселенческая, классовая профессионально-образовательная подструктуры.

Этническая структура общества. Она включает в себя род, племя, народность, нация. Род - объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню развития производительных сил.

Племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга, родов. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, в основе которой лежат не кровно-родственные, а территориальные соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей.

Нация - историческая общность людей, которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общие черты психического склада, наличие национального самосознания и специфической культуры, общность духовной жизни.

Демографическая структура общества. В качестве фундаментальной общности демографической структуры общества выступает народонаселение. Народонаселение - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей (народонаселение города, региона, страны, всей Земли). Темпы общественного развития общества зависит от таких демографических показателей, как:
- общая численность населения;
- его плотность;
- темпы роста;
- половозрастная структура (соотношение мужчин и женщин, постарение населения);
- состояние психофизического здоровья;
- миграционная подвижность.

Поселенческая структура. Поселенческая подструктура есть пространственная форма организации общества. Она выражает отношение людей к территории их обитания, отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же, либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения).

Профессионально-образовательная структура. Она характеризует общество с точки зрения профессиональных и образовательных параметров. Профессионально-образовательная структура общества образовалась позднее этнической структуры Общество приобретает профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда, когда произошло отделение скотоводства от земледелия; ремесла, торговли от сельского хозяйства; труда умственного от труда физического.

Классовая структура общества. Анализ классовой структуры общества рассматривается в рамках марксистского подхода хотя само учение об общественных классах возникает уже в домарксовый период. В качестве предпосылок формирования классов указываются следующие:
1) общественное разделение труда, которое закрепляет людей за определенным видом деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, умственный труд);
2) развитие производительных сил; появление прибавочного продукта;
3) возникновение частной собственности на средства производства, которая разделяет людей по отношению к средствам производства. .

Согласно марксистской концепции существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства. Классы существовали не всегда и не всегда будут существовать, так как их появление связано лишь с теми экономическими способами производства, которые основаны на частной собственности. Конкретно-историческое образование классов происходило двумя путями:
1) посредством выделения внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки (жрецов, старейшин, военачалников и т.д.);
2) через обращение в рабство сначала представителей чужих племен, захваченных в плен, а затем и обнищавших соплеменников.

Это было возможно тогда, когда в процессе производства создавалось больше продуктов, чем требовалось для поддержания жизни, т.е. происходило производство прибавочного продукта. Возможность присвоения прибавочного продукта стимулировала процесс классового расслоения общества. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства. Наиболее полное определение классов в марксизме было дано В.И. Лениным. Согласно ленинскому определению. классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства (эксплуататор или эксплуатируемый), по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства (те, кто владеют ими и те, кто нет), по их роли в общественной организации труда (одни - организаторы руководители производства: рабовладельцы, феодалы, буржуи; другие - исполнители: рабы, крестьяне, пролетарии), а следовательно по способам получения (трудовые и не трудовые) и по размера той доли общественного богатства, которой они располагают (львиная доля, жалкие крохи, эквивалентно трудовому участию).

Следует сказать, однако, что помимо классов существуют и общности более подвижные и играющие не менее значимую роль, Речь идет о «стратах» (лат. stratum - слой). Одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности признается русский философ и социолог П. А. Сорокин. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории классов и классовой борьбы. Понятие «страт» способно охватить собой значительно большее количество социальных общностей, чем понятие «класс», наиболее многосторонне охарактеризовать социум и, что особенно важно, более конкретно проследить динамику, мобильность социальной структуры. Стратификационный подход дополняет и обогащает классовый «срез» и дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков (образование, психология, бытовые условия, доходы, квалификация и т.д.). Действительно, общество предстает как система различных слоев. Причем, количество этих слоев и критерии их выделения у разных авторов могут быть разными. Суть не в том, сколько именно слоев, а в том, что они действительно фиксируют различные группы людей, отличающихся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам. Социальные слои могут различаться и по своей мощности. Одни могут быть более мощными, приближаться по своему значению к понятию класса (например, буржуазия, рабочий класс), другие более тонкими, представляя внутри- или межклассовые прослойки (например, рабочий сферы обслуживания, интеллигенция, сословия, деклассированные элементы: бомжи, мафиозно-криминальные структуры и т.д.). Стратификационная структура населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых индивидом ролей и характеристикой и типологизацией страт с множества сторон. Например, начальник, рабочий, студент, ученый и т.д.