Open
Close

Общество как философская проблема. Введение

По своей юридической природе мировое соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку, которые стороны вправе заключить на любой стадии судебного разбирательства. Согласно такой договоренности стороны готовы прекратить судебный спор на взаимно приемлемых условиях.

Правовые нюансы оформления соглашения

Мировое соглашение должно быть утверждено определением суда. Оно влечет последствия, обозначенные в ГПК РФ – ст. 220-221. Если стороны подписали такой документ и суд его принял, то спорящие стороны больше не вправе обращаться с иском по тому же предмету и основанию, т.е., не могут заново спорить в суде относительно предмета разбирательства.

Условия подписания

Мировое соглашение можно подписать только по взаимному согласию сторон. К нему применимы правила о сделках – относительно добросовестности его исполнения, разумности взаимно согласованных требований. Отказать от исполнения договоренности, утвержденной в судебном порядке, не допускается. Мировым соглашением не могут быть прекращены обязательства, обеспеченные залогами, другими гражданско-правовыми ограничениями.

Полномочия и обязанности суда

Согласно п. 2 ст. 39 ГПК РФ суд общей юрисдикции обязан проверить законность такого документа. Суд не вправе утвердить соглашение, когда оно нарушает права истца, ответчика, других третьих лиц. На практике суды заинтересованы, чтобы дело закончилось процессуальной «ничьей» и, даже при наличии в соглашении недостатков и неточностей, дают сторонам время на исправление содержания и формулировок в документе.

Основания оспаривания


Мировое соглашение может быть оспорено:

  • если определение суда вынесено с процессуальными нарушениями, но соглашение уже вступило в силу;
  • если документ подписало неуполномоченное лицо;
  • при кабальных условиях сделки, о которых инициатор оспаривания ранее не мог знать;
  • когда соглашение, в силу обстоятельств, не зависящих от сторон, признано неисполнимым.
  • если против его заключения и реализации возражают третьи лица, в том числе, когда предполагается, что они будут нести существенные убытки.
  • если договор противоречит закону.
  • Когда против компромиссных сделок выступают контрольно-надзорные органы. Например, ФАС может расценить это в качестве коммерческого сговора (актуально в арбитражном процессе).
  • если договоренность признается мнимой сделкой, направленной на неосновательное обогащение и получение выгоды в обход обязательств сторон;
  • если условия документа социально несправедливы. Например, в семейно-правовых спорах дело в суде может закончиться взаимном согласием - получить конкретную сумму алиментов, не отвечающую интересам и потребностям несовершеннолетнего ребенка.
  • из-за материально-правовых неточностей – особенно о разделе имущества, в том числе недвижимого. Например, в соглашении просто указан адрес квартиры и не приводятся ее другие идентифицирующие признаки. Тогда Росреестр откажет в государственной регистрации, а подавать в суд заново уже нельзя (по спорам о разделе наследства). Наследник, получивший квартиру, должен обращаться в суд кассационной инстанции и требовать отмены договоренности.

Возможны и иные основания оспаривания документа, которые зависит от конкретных гражданско-правовых отношений между сторонами.

Кто вправе оспорить?

Оспаривание договоренности в рамках судебного процесса допускается его участниками. Исковые требования вправе инициировать контрагенты, а также третьи лица, чьи интересы затрагивает договоренностей судящихся сторон. Ими могут быть граждане, а которых есть право пользования спорным объектом – например, квартирой. Она может перейти стороне, злоупотребляющей своими правами, что напрямую затрагивает интересы прописанных в недвижимости лиц – например, гражданину, осужденному за умышленное тяжкое преступление, может перейти квартира, в которой остается жить потерпевшая сторона.

Большинство мировых соглашений отменяются по коммерческим интересам и в силу их неисполнимости, а также в ситуации, когда граждане начинают злоупотреблять своими правами, например, дробить квартиру, где живут несовершеннолетние, на мелкие доли. Обращаясь в суд, истец должен конкретно обозначить, в чем заключаются нарушения со стороны участников прежней договоренности, и каким образом содержание документа непосредственно затрагивает права истца.

Процедура расторжения и ее последствия

Мировое соглашение утверждается на основании определения судебной инстанции. Если оно нарушает права одной из сторон, то граждане вправе обратиться с иском в апелляционную или кассационную инстанцию.

Если в определении выявлены значительные нарушения норм права, то судья отменяет его и направляет дело на новое рассмотрение. Нужно оспаривать не письменную договоренность, а определение, которым был утвержден такой документ.

С жалобой обращаются кредиторы, в том числе, когда соглашение признано сделкой, направленной на преднамеренное уменьшение имущественной массы банкрота.

Заявление должно содержать:

  • наименование судебной инстанции;
  • сведения о субъектах соглашения – с указанием их личной информации;
  • описание содержания соглашения и в чем именно заключается нарушения прав и законных интересов истца.
  • перечень финансовой и иной документации, на которых сторона основывает свои требования.
  • Дату и подпись заявления. У мирового соглашения есть сила исполнительного документа. Оно может быть исполнено в принудительном порядке. Если контрагент отказывается исполнять свои обязательства, то стороны вправе подать требования в порядке искового производства. Иск должен быть оформлен по правилам ст. 131-135 ГПК РФ.

Иные особенности

С требованием об отмене вправе обратиться долевой собственник имущества, залогодержатель. Он подает иск в общем порядке, а также предъявляет документы, подтверждающие наличие залоговых обязательств. Количество экземпляров иска должно равняться числу участников процесса + 1 экземпляр для суда. К иску можно предъявить любые документы, на которых инициатор процесса обосновывает свои требования.

Мировое соглашение расторгается определением суда. Он же вправе указать, какие действия стороны обязаны совершить: передать имущество, воздержаться от совершения определенных действий и т.д. Если стороны отказываются вернуть имущество, то потребуется возбудить исполнительное производство и действовать в рамках ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве».

Инструкция

Необходимо:

    1. Предварительно изучить содержание мирового соглашения и проверить полномочия сторон, его утвердивших.
    2. Выявить материальные и процессуальные нарушения, которые возможны при вынесении судом определения об утверждении договоренности между сторонами.
    3. Подготовить иск в суд общей юрисдикции – указать конкретные основания, по которым соглашение нужно признать недействительным.
    4. Приложить к иску все документы, на которых основаны требования сторон.
    5. В сложной ситуации воспользоваться поддержкой компетентного специалиста.

Отменить действие надлежаще утвержденного судом соглашение можно в исключительных случаях, так как предполагается, что оформляя «мировую» процессуальные оппоненты действуют разумно и понимают значение и все последствия своих юридически значимых действий.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Можно ли обжаловать мировое соглашение

Можно ли обжаловать мировое соглашение по ч 1 ст 29 РФ.

Обжаловать можно не само мировое соглашение, а определение о прекращении дела и утверждении мирового соглашения. Однако, шанс положительного исхода такого обжалования минимален, поскольку суды в таких случаях исходят из презумпции доброй воли сторон при его заключении, и отменяются они в крайне редких случаях, в основном, когда мировое соглашение противоречит закону либо нарушает права и законные интересы иных лиц.

Определение об утверждении мирового соглашения можно обжаловать, формально. Но для реальной отмены нужны какие-то основания. Обычно их нет.

Можно ли обжаловать исполнительный лист выданный стороне по мировому соглашению?

Исполнительный лист не обжалуется, обжаловать можно только решение суда, а в вашем случае определение суда об утверждении мирового соглашения, если Вы не согласны с ним. срок обжалования составляет 15 дней.

Можно ли обжаловать мировое соглашение по алиментам.

Можно, если оно содержит условия, невыполнимые для одной из сторон или нарушает его законные права., либо не было утверждено судом.

Здравствуйте, можно, оно божалуетася как опрделение суда. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017) Статья 332. Срок подачи частной жалобы, представления прокурора (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Частная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 436-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Скажите пожалуйста, можно ли обжаловать подписанное мировое соглашение, если решение неивступило ещё в силу.

Можно обжаловать. Это не возбраняется. Вопрос: как Вы обосновывать свою жалобу будете при таких обстоятельствах.

Скажитп пожалуйста, можно ли обжаловать мировое соглашение, если оно подписано в суде, но ещё не вступило в силу.

конечно можете

Можно ли обжаловать мировое соглашение.

Здравствуйте! Определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано не позднее 15 дне с момента вынесения.

Елена, здравствуйте. В течение 15 дней можно обжаловать определение об утверждении мирового соглашения частной жалобой, либо отменить в кассационном порядке, но сделать это чрезвычайно трудно - нужен навык написания кассационных жалоб. Поэтому обратитесь лучше за помощью к профессионалам. Удачи!

Можно ли обжаловать в арбитраже мировое соглашение третьим лицом если его условия невыгодны для ООО в апелляционную инстанцию?

Суд первой инстанции решил что обжаловать можно только в кассационную инстанцию.
Третье лицо не подписывало соглашение.

Здравствуйте. Можно обжаловать определение об утверждении мирового соглашения.

В мировом соглашении невыполнимые условия можно ли обжаловать?

Определение суда об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано.15 дней срок.

Можно ли обжаловать мировое соглашение и в какой срок?

Да, можно обжаловать в течение 15 дней со дня вы несения судом определения о его утверждении в апелляционном порядке. Если в апелляции не обжаловали и оно вступило в силу, то обжаловать его нельзя.

Можно ли обжаловать мировое соглашение между физическими лицам по вопросу погашения задолженности. После суда поняла, что просчитано адвокатом ответчика не правильно и что я теряю почти 50 % средств из-за рассрочки выплаты долга. Можно ли что - то исправить? Где это можно сделать и какие основания указать?

Смотря сколько времени прошло. Подавайте апелляционную жалобу в вышестоящий суд, через суд вынесший решение.

Можно ли обжаловать мировое соглашение между физическими лицам по вопросу погашения задолженности. После суда поняла, что просчитано адвокатом ответчика не правильно и что я теряю почти 50 % средств из-за рассрочки выплаты долга. Можно ли что - то исправить?

Если месячный срок не прошел, то можете. В ином случае - нельзя.

Вы вправе обжаловать определение суда в течении 15 дней, доказывайте свою правоту.

Можно ли обжаловать мировое соглашение ответчику?

Можно, если оно было заключено и утверждено с нарушением закона.

да, можно обжаловать

Обжаловать можно, но отменить его можно только при наличии весомой причины., если вы ее докажете в суде.

Можно ли обжаловать мировое соглашение по разделу жилого дома, подписанное в 2012 году на получение 1/4 от стоимости дома (должно было быть 1/2 от стоимости) - под давлением увольнения со службы, и в какой срок можно обжаловать?

Нельзя, поскольку Вами пропущены процессуальные сроки для обжалования.

Можно ли обжаловать или отказаться от мирового соглашения после вступления его в законную силу т.к. появились новые факты того что ущерба не было такого как было заявлено потерпевшей.

Уважаемая Елена, в случае появления новых фактов Вам необходимо обжаловать решение суда в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

Можно ли обжаловать мировое соглашение подписанное представителем по доверенности, без соглашения исца? Как обжаловать?

Отменить мировое соглашение можно лишь путем обжалования соответствующего судебного постановления, которым такое мировое соглашение было утверждено. По-другому никак не получится.

Обжаловать можно, но в том случае, если в доверенности представителя право на заключение МС предусмотрено, а Вы в судебном заседании подтвердили полномочия представителя и не возражали против того, что именно он представляет Ваши интересы, решение суда о МС не отменят.

Мировое соглашение само по себе не обжалуется. Обжалуется определение суда об утверждении мирового соглашения путём подачи апелляционной, либо кассационной жалобы в вышестоящий суд. Подписание мирового соглашения представителем, как Вы пишете, без согласия истца, само по себе не будет служить основанием для отмены определения суда. Судья, перед тем, как утвердить своим определением мировое соглашение, наверняка убедился в наличии полномочий представителя, изложенных в доверенности. А там доверялось то -то и то-то, в т.ч. и полномочия на заключение мирового соглашения. Довереность отозвана не была, заявления с возражениями от истца не поступало. Если судьёй не были допущены иные грубейшие нарушения гражданско-процессуального законодательства РФ, то вряд ли будут основания для отмены его определения по мировому соглашению и возврата дела в суд для дальнейшего рассмотрения по существу.

Можно ли обжаловать определение мирового суда, утвердившего мировое соглашение по гражданскому делу? В законную силу пока еще оно не вступило. Какова судебная практика по отмене мировых соглашений, если человек просто передумал?

Мировое соглашение имеет силу исполнительного листа. Сегодня хочу - завтра нет - не получится.

Можно ли обжаловать Мировое соглашение?
По каким основаниям и в какие сроки?

Уважаемый Вячеслав! В соответствии с п3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса , в случае утверждения судом мирового соглашения, суд своим определением утверждает данное мировое соглашение. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. В соответствии со ст.220 ГПК РФ - суд прекращает рассмотрения иска в связи с утверждением мирового соглашения и в соответствии со ст.221 ГПК разъясняет сторонам, что повторное обращение по тем же основаниям и теми же участниками,о том же предмете - не допускается.

Я уже писала в юридическую помощь, уточняю вопрос. Можно ли обжаловать мировое соглашение? Говорят, что в практике верховного суда, мировые соглашения никогда не обжаловались, правда ли это? Моё мировое соглашение составлено формально правильно, так признал Мособлсуд, когда я посылала туда надзорную жалобу. Но по решению суда нарушены права ребенка на жилую площадь в муниципальной квартире, по решению суда ребенок может проживать в своей квартире только после 16 лет, а сейчас ему 3 года). Не понятно для меня это решение, так как ребенок прописан в квартире, но проживать может только после 16 лет - абсурдная ситуация. Ребенок со дня рождения был зарегистрирован в муниципальной квартире отца, отец умирает, но в квартире кроме ребенка остались прописаны его бабушка и дочь бабушки. Я мать ребенка прописана в другой квартире. Подскажите, пожалуйста, что делать. Спасибо.

Уважаемая оля! Для ответа на ваш вопрос необходимо изучить все имеющиеся у Вас решения суда.

Нет мировое соглашение не подлежит обжалованию. Обжаловать в процессуальном порядке можно лишь определение суда, которым утверждено мировое соглашение. Что касается мирового, то мировое соглашение, как сделка в гражданско-правовом смысле, может быть оспорена самостоятельно по правилам ГК РФ о недействительности сделок. При этом обстоятельства дела изложены вами недостаточно ясно, что не позволяет уяснить смысл. Вы справшиваете о мировом соглашении, а сами пишите о решении суда - это разные процессуальные документы. С уважением,

Определение об утверждении мирового соглашения обжаловать можно. Если оно будет отменено, теряет силу и само мировое соглашение, так как но заключается в рамках данного судопроизводства. Но на практике, конечно, обжаловать мировое соглашение трудно. Так как ясно выражена воля сторон. Стороны договорились - суд утвердил - кассация засилила. Нет перспектив для отмены, на мой взгляд.

Можно ли обжаловать мировое соглашение? Говорят, что в практике верховного суда, мировые соглашения никогда не обжаловались, правда ли это? Моё мировое соглашение составлено формально правильно, так признал Мособлсуд, когда я посылала туда надзорную жалобу. Но по решению суда нарушены права ребенка на жилую площадь в муниципальной квартире, по решению суда ребенок может проживать в своей квартире только после 16 лет, а сейчас ему 3 года). Не понятно для меня это решение, так как ребенок прописан в квартире, но проживать может только после 16 лет - абсурдная ситуация. Подскажите, пожалуйста, что делать. Спасибо.

Уважаемая, Ольга! Вы, очевидно, "выдергиваете" из решения, только ту часть, которая кажется Вам важной. Если ребенок зарегистрирован в квартире, значит там зарегистрирован один из его родителей. Скорее всего, что отец. И скорее всего, что во время суда и спора о ребенке, Вы отстояли право на проживание ребенка с Вами. Но, Вы сами в этой квартире не зарегистрированы. Отсюда и такая, абсурдная на первый взгляд, ситуация. Но если я права в своих предположениях, то она не такая уж абсурдная. Вернее Вы сами ее такой сделали. Потому, как нельзя сесть на все стулья сразу. Так не бывает. Ребенок может проживать в квартире и до 14 лет (не пойму, почему в решении указанно 16?) Но при этом у Вас есть решение, что он должен проживать с Вами.... Отсюда и тупик….



Государство

Народ

Нация

Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества



Читайте также: 1. B) Базис пространства решений однородного линейного дифференциального уравнения – фундаментальная система решений этого уравнения 2. G. СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОЙ ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТАЦИИ (EPIDOS). МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПАТЕНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (INPADOC) 3. III. Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. Т 2. Созерцание жизни. М., 1996. 4. V. Опитування по органах і системах 5. VII. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 6. VIII. Саморазвивающаяся культура. 7. XV. Церковь и общество после обращения Константина 8. А. Система рынков 9. Автономная нервная система 10. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 1 страница 11. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 10 страница 12. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 2 страница

Цивилизация в подлинном смысле этого слова состоит

не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо

продуманном ограничении своих желаний.

Махатма Ганди

Понятие общества. 2. Проблема общества в истории философской мысли. 3. Концепции развития и происхождения общества. 4. Общество как система. 5. Основные сферы общественно жизни. 6. Формационное и цивилизационное развитие общества. 7. Цивилизационный подход к общественному развитию. 8. Выводы и вопросы для самоконтроля.

Одной из форм бытия является бытие общества. Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни человека, всегда интересовал философию. Как неживая и живая природа общество представляет собой целостную систему, многообразные элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Общество постоянно и непрерывно развивается.

Рассмотрим, что же такое общество? Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В философской и исторической литературе можно насчитать, по крайней мере, несколько основных значений понятия «общество»:

Во-первых, отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, японское и др. общества);

Во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.);

В-третьих, все человечество в целом;

В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное);

В-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Данное значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия.

Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключенасущность общества. Его содержание раскрывается элементным составом. Более конкретно сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.

Основной рядовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) притокам общества можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности; отношения общения, поведения и деятельности и др.

Видовые признаки общества определяют особые способы и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры,

В широком значении общество как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Понятие «социум» означает организованную форму совместной деятельности людей, одну из подсистем мира, занимающую специфическое место в нем. Общество вообще, или социум как подсистема мира, форма совместной жизнедеятельности людей является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей мира как целостной системы, а с другой - специфических социальных отношений и форм.

Общество также - это коллектив людей, совокупность индивидов. Данное утверждение верно, но оно содержит лишь ту очевидную истину, что о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность людей. Общество как раз является результатом, продуктом человеческой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.

Проблема общества занимала значительное место в истории философской мысли. Линией отсчета осмысления феномена общества является античная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, нравственность, искусство. Если же связь с государством некоторых общественных явлений не просматривалась, они не принимались в расчет или объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в государстве как одном из своих определений и выражений. Такое поглощение общества государством объясняется определяющей ролью политических институтов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступенях. Позиция отождествления общества и государства (хотя, и неполного) просматривалась до Нового времени.

Лишь в XVII в. Т. Гоббс, не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. классик английской экономической теории А. Смит увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является единственным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Известный немецкий мыслитель Г.Гегель разграничивал уже государство и гражданское общество, последнее он определял как систему зависимостей людей с целью их материального обеспечения. Иначе, гражданское общество - это система экономических отношений.

Французский мыслитель О. Конт, разработав основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой, социальным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функционирования и динамики социальной системы.

Приведенные примеры взглядов на общество показывают, что с XVIII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном развитии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт, но и К. Маркс.

К.Маркс, сформулировав принципы материалистического понимания истории, пришел квыводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Иными словами, общество - это система общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты (государство политические партии, религиозные, культурные is другие объединения).

Английский историк А. Тойнби, считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общества как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представляет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей».

Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.

Понятие общество следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация».

Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна.

Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением.

Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями.

Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.

Концепции происхождения и развития общества.

К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма». Из формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим» (К. Маркс).

История в марксистской концепции предстает как «естественно-исторический процесс», где действуют объективные «законы-тенденции» в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверхчувственной» природе «социальной материи», о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость люден друг от друга).

В XX в. продолжалось и продолжается развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества ичеловека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей.

Ход истории и судьбы народов в основном определяются:

Ритмами Космоса и солнечной активности (А.Чижевский, Л. Гумилев);

Особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников);

Эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология).

Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетически стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества и определяет потенциальную возможность перехода в иные «космические» формы бытия (К. Э. Циолковский).

В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т. п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), равно как и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их - в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни.

В философской Мысли Запада трудно выделить какой-либо один доминирующий принцип, хотя многие из них связаны с системным подходом к обществу, структурно-функциональным анализом.

Э. Дюркгейм утверждал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда.

М.Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма».

К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма.

В целом все названные модели общества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определенные грани той сложнейшей реальности, которая определяется термином «общество». Так или иначе, при любом подходе для философского понимания общества нужно решить двуединую задачу:

Понять место общества как системы в общем устройстве мира;

Уяснить общие инварианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Не менее важен и структурный анализ этого целостного феномена, выделение основных его элементов, составных частей и уяснение типов связи между ними.

Общество как система. Социальная философия, анализируя человеческое общество, исходит из понимания его как сложноорганизованной системы. Этот подход общепризнанный и не требует особой аргументации.

Основные принципы системности:

Качественная определенность, выделенность относительно среды своего существования;

Гетерогенность ее строения. Система - это объект не только выделенный из среды, но и состоящий из автономных частей;

Интегральные свойства системы.

Итак, система есть явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых отдельно.

Однако социальные системы существенно отличаются от систем, действующих в природе. Эти отличия состоят в следующем:

1) общество, в отличие от природы, представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной деятельности;

2) центральным элементом любой социальной системы является человек, обладающий сознанием, поступающий в соответствие со своими желаниями и стремящийся к определенным целям, что придает развитию общества значительную степень неопределенности, а, следовательно, непредсказуемости;

3) развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;

4) сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т.д.);

5) социальная система представляет собой согласованность элементов и в тоже время их несогласованность, наличие гармоничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество – это живая, противоречивая, саморазвивающаяся система.

Общество - постоянно развивающаяся и сложная система. В нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различныесферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная,политическая и духовная.

Качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, духовной культуре, выявление основных стратегий интерпретации общества в истории философской мысли, целей и общественных идеалов, направленности истории и перспектив общества в социокультурной динамике описывается в таком разделе философии, как социальная философия , или философия общества .

Социальная философия – это философия общества. Она выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, т. е. предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии . Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет и не может отменить задачи философского исследования общества, построения различных моделей социальной онтологии, выявления специфики социальной реальности, взаимодействия различных феноменов общественного сознания и социальных явлений друг с другом, поиска приоритетов и предельных мировоззренческих ориентиров сознательного отношения к миру, осуществляющихся в рамках социальной философии.

Центральным понятием социальной философии является "общество" в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие , а учение о нем как социальная онтология . В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе его жизнедеятельности. В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).

Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных социумом.

В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, а это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем. В понятии общества отражаются и его объективно-материальные (экономические) факторы (Лафарг, Смит, Маркс и др.), и духовные параметры (Франк, Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер и др.), и субъектно-личностные измерения (Фрейд, Фромм, Юнг и др.).

Как теоретически обоснованная система философских знаний социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки начиная с конца XVIII – первой половины XIX в., когда возникают попытки построения систематического обществоведения. К этому времени сложились многообразные теоретико-методологические парадигмы (или исследовательские программы ) как системы принципов, идеалов и норм, определяющих механизмы описания и объяснения общественных явлений, критерии научности в их познании и прогнозировании, выступающие в силу своей интегративности трансляторами социально-философского знания в сферу конкретно-научного знания, а через него способствующие приданию смысла деятельности практического мышления в экономике, политике и других сферах социальной жизни.

ДЕПАРТАМЕНТ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра: _____________________

Дисциплина: Философия

Реферат

На тему: Философия общества. Специфика социальных законов.

Выполнила: студентка второго курса,

заочного отделения, группы 22 ЭМЗ, 04/040

Фастова Надежда Александровна

Волгоград 2006г.

ВВЕДЕНИЕ

Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью об­щности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует заме­тить, что в самом слове «общество» наличествует корень «общ-», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма об­щности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного су­ществования наших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным: некоторые из них живут именно со­обществами. Далее, термин «сообщество» сейчас употребляется применительно к человеческим объединениям - группам разной величины и принципов объединения. Мы говорим, например, о на­учном сообществе, о журналистском сообществе. Да и в обыден­ном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объ­единения какого-то количества людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общест­ва или сообщества являют собой составные части общества как множества, составляющего целое государство. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать данное понятие и отражаемую им реальность.

1. Общество как философская проблема

«Проблема социальной философии - вопрос, что такое, соб­ственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни чело­века, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает». Общество - это совокупность людей и их взаимоотношений . В западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное "национальное лицо".

Общество на любой ступени его развития - это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью со­ставляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: тех­ника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих от­ношений, действий и их результатов и есть то, что составляет обще­ство как целое.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет подсистемы, тоже состоящие из определенных частей.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность . Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя клас­совые, национальные, семейные отношения; политические отно­шения и, наконец, духовная сфера жизни общества - наука, фи­лософия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности (подсистемы общественной жизни) , которые в нем постоянно воспроизводятся. Это:

материальная деятельность,

духовная деятельность,

регулятивная или управленческая деятельность,

деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком смысле.

Кроме этого подхода существует и другой, более традиционный для отечественной философской мысли, выделяющий следующие сферы общества:

материально-экономическую,

социальную,

политическую,

духовную

Не трудно заметить, что эти подходы во многом схожи, однако первый является для современного уровня развития социально-философской мысли более обоснованным, почему мы и остановимся на нем более подробно. Хотя следует отметить, что оба подхода имеют право на существование, ибо в какой-то мере дополняют друг друга.

Во всякой человеческой деятельности можно выделить четыре составляющих ее элемента. Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.

В любой деятельности, активной стороной, без которой никакой деятельности просто быть не может, является человек. Деятельность человека может быть направлена на другого человека (например, в ситуации "преподаватель - студент"), на вещи (орудия труда, орудия духовного производства) и символы или знаки , каковыми являются устная и письменная речь, информация на различных носителях (дискетах, лазерных дисках, магнитных лентах), книги, картины, искусственные языки и т.д.

Однако человек сам по себе, как и вещи без человека, еще не образуют социального действия. Для такого действия необходимы связи между ними. Элементы человеческой деятельности: сами люди, физические вещи, символы и связи между ними - должны постоянно воспроизводиться. Этим и порождают основные типы общественной деятельности.

Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества. Подробнее мы остановимся на этом в следующих разделах реферата.

2. Взаимодействие общества и природы.

Каждое общество пре­образует географическую среду, используя достижения предыду­щих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство буду­щим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в сред­ства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество че­ловеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, по словам Д.И. Писарева, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, осно­вал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел. Человек не только переместил в другие кли­матические условия различные виды растений и животных, но и из­менил их.

Невозможно анализировать общество, не принимая в сообра­жение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в при­роде. Воздействие общества на природу обусловливается развити­ем материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек гео­химически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный при­мер того, как условия среды и очертания поверхности планеты спо­собствовали или, напротив, препятствовали развитию человечест­ва. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существова­ния ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребен­ка, на помочах. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

Экология (от греч. oikos -- обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом определении экология - ком­ плексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы об­щество - природа.