Open
Close

О чем молятся флору и лавру. Умолил фрола и лавра, жди и лошадям добра


Икона «Чудо о Флоре и
Лавре»

Иконописцы Древней Руси богословствовали в красках, раскрывая через видимые образы тайны духовного мира. Образ святых мучеников Флора и Лавра - из числа таких откровений древних иконописцев. Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство - лошадь».

П редание, послужившее основой для иконописного сюжета, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу.

Р анние из сохранившихся икон с этим сюжетом относятся к XIV веку, когда иконописцы не допускали никаких вольностей в изображениях. Все в них было обусловлено иконописным подлинником и каноном, прочно устоявшимся и освященным Церковью. Так что перед нами - образ, освященный древней иконописной традицией. Вглядимся в него внимательно. В едином золотом пространстве (фон на иконах с этим сюжетом всегда золотой или охристо-золотой) изображены Архангел Михаил в рост, лицом к молящимся; а по сторонам, вполоборота к нему - святые мученики Флор и Лавр. Ниже - два коня: черный и белый под нарядными седлами. Архангел Михаил вручает мученикам поводья этих коней. Под ними изображены скачущие на конях пастухи - святые мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, гонящие к водопою табун лошадей различной масти. Обычно это десять коней (или тринадцать - вместе с конями всадников).

Э то образ Божественного Домостроительства, раскрывающий единство мира, сотворенного любовью Отчей. В центре изображения Архангел Михаил, стоящий на вершине горы. Он занимает это место как Архистратиг (т.е. предводитель) небесного воинства, поставленный Богом во главе Ангельской иерархии. Имя его в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог». Архангел Михаил, исполняя веление Божие, низринул с Неба падшего денницу и ангелов его. Он научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного, - земледелию, скотоводству, ремеслам. Он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали закона. Архангел Михаил был покровителем богоизбранного народа. Во время исхода евреев из Египта он был их предводителем; через него явилась сила Божия, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архангел Михаил защищал народ израильский во всех бедствиях. Сила его явилась во взятии Иерихона, в уничтожении ста восьмидесяти пяти тысяч воинов Ассирийского царя, в поражении Илиодора - военачальника царя Антиоха, гонителя народа израильского. С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Как уже говорилось, на Русь с Балкан пришло предание о том, что Архангел Михаил научил братьев Флора и Лавра управлять лошадьми.

И зображенные на иконе погонщики табуна разноцветных лошадей - святые мученики, родные братья - близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп жили во II веке в Каппадокии (память их совершается 16 (29) января). Их имена переводятся так: Спевсипп означает «ускоряющий бег коня», Елевсипп - «гонящий коня», Мелевсипп - «ухаживающий за конем». Братья были конюхами при храме языческой богини судьбы Немезиды. Их обратили ко Христу их бабка святая Леонилла и святой пресвитер Венигн. Братья приняли святое Крещение и сокрушили идолов. Язычники воспылали к ним лютой злобой, отовсюду собрались начальники и стали допрашивать святых братьев.

С певсипп, Елевсипп и Мелесипп исповедали Христа перед судьями и отказались принести жертву языческим богам. Их связали по рукам и ногам, повесили на дереве и растянули так крепко, что их кости стали выходить из суставов, затем бросили связанными в костер, но они остались невредимыми, подобно трем отрокам в вавилонской печи, и славили Бога. Когда огонь погас, братья сказали мучителям: «Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим мы сами, но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя все-таки не замедлим явиться на небесный пир». Наконец трое братьев преклонили свои колена и, помолившись, предали Богу свои святые души. Тела их были погребены неподалеку от города, где впоследствии в их честь воздвигли храм, в котором совершались многие чудеса и исцеления.

На иконе эта группа трех святых мучеников-всадников как бы принимает благодать из Горнего мира для служения на земле. Скачущие кони - символ подверженного переменам мира, живущего по законам времени. Но нет разделения и здесь. Един мир Божий. Бичи, которыми размахивают всадники, касаются концами своими одеяния Архангела Михаила, ибо из Горнего мира черпается сила, которая помогает повелевать конями. Причем, в более раннем образе XIV века (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) трое братьев-мучеников изображены в едином порыве погоняющими коней: каждый повторяет и как бы усиливает движение другого. В более позднем образе из Смоленска (XVII век) это единство уже не такое явное: кони и всадники распределились по пространству иконы. Здесь же заметно усиление иерархии: фигура Архангела Михаила несколько возвышается над Флором и Лавром, простирая над ними защищающие крылья, тогда как на иконе XIV века Флор и Лавр, молитвенно предстоящие Архангелу Михаилу, не отличаются от Архангела ростом (деталь - существенная для иконописного языка). Руки святых братьев - как бы продолжение рук Архангела, линии их рук образуют чашу, символизирующую принятие Божественной благодати. Крылья Архангела обнимают мир, образуя иную чашу - символ излияния благодати из Горних высот на землю. Кони - символ дня и ночи, знаменуют бег времени. Их контур становится на иконе продолжением архангельских крыльев - тем самым вся земля, и пространство, и время, входит в общение с Горним миром.

О т земли идет встречное движение ввысь - вершины тех гор, основания которых находятся на земле, пребывают в Горнем мире. Фигуры Архангела и мучеников написаны так, что создается впечатление нематериальности, полного отсутствия земной тяжести. Они не стоят на вершинах гор, а парят над ними. Обратная перспектива сближает фигуры. Трое - святой Архангел, водитель небесного воинства, и двое мучеников символизируют единство Ангельского мира и святых человеков. На иконе они как будто ведут безмолвную беседу. Цвета одеяний (красный и зеленый), золотой (охристо-золотой) фон иконы подчеркивают единство и гармонию мира, в котором творится правда Божия, и каждая его сущность включена в общение с Богом. Красный - цвет Божественной любви, цвет крови, пролитой Сыном Божиим ради спасения мира, цвет мучеников, пострадавших ради Христа и исполнения правды Божией. Зеленый цвет - цвет жизни растительного царства на земле и цвет надежды на спасение падшего мира. Недаром рядом со святыми мы видим изображение зеленеющих деревьев, тянущихся ввысь. Сияющее золото фона означает Божественную силу, победу Царства Славы.

К нязь Е. Трубецкой так пишет об этом: «Иконописная мистика - прежде всего солнечная мистика в высшем, духовном значении этого слова. Как бы ни были прекрасны другие небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца - из цветов цвет, из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг него «чин». Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара. Самый пурпур зари - только предвестник солнечного восхода. И, наконец, цвета радуги, ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесье источник - солнце. Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг «Солнца незаходимого». Нет такого цвета радуги, который не находил бы себе места в изображении потусторонней Божественной славы. Но из всех цветов один только золотой, солнечный означает центр Божественной жизни, а все прочие - его окружение. Один Бог - сияющий «паче солнца», есть источник царственного света».

Белые и черные кони изображены на иконе в динамике и, одновременно, в покое (удивительно, как умели древние иконописцы передать движение и покой одновременно!). Эта динамика повествует об устремленности всего земного, временного к небесному, где все начинающееся находит завершенность в покое вечности. Движение коней - приобщение к вечности, а также символ труждения человека во вселенной до тех пор, пока продолжается «бег времени».

С уществует и другая икона «Чудо о Флоре и Лавре», где нет этого единого пространства, а есть разделение на три яруса. В верхнем, на горе, возвышается Архангел Михаил, чуть ниже - Флор и Лавр, перед ними белый и вороной кони. На среднем ярусе братья Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп погоняют табун разноцветных коней. В нижнем ярусе появляются изображения святителей Спиридона и Власия - новые лица для этого сюжета, но привычные народному сознанию как покровители и ходатаи о домашнем скоте.

Остановимся на житиях этих теплых молитвенников о человеке и всякой твари.


Икона Спиридона
Тримифунтского

Святитель Спиридон (память его празднуется 12 (25) декабря) родился на Кипре, был с детства пастухом овец, в память чего на иконах святителя часто изображают в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев. Впоследствии он был поставлен епископом города Тримифунта. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову его пробуждались мертвые, исцелялись больные, изгонялись бесы. Особым даром святителя была власть над стихиями-по его молитве отверзалось небо и проливался живительный дождь на иссохшие поля, рассеивались грозовые облака, речной поток останавливался в своем течении, когда святителю нужно было перейти через него. В церковных песнопениях его часто уподобляют пророку Илии: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многая множества людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь, людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся; радуйся, яко дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременне низвел еси» (Акафист святителю Спиридону).

В 325 году святитель Спиридон был участником Первого Вселенского Собора, на котором, обличая ересь нечестивого Ария, явил в доказательство Единства Святой Троицы чудо: он взял в руки кирпич и сжал его-мгновенно вышел из кирпича вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках. «Се три стихий, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель, так и в Пресвятой Троице Три Лица, а Божество Едино».

Другой изображенный на иконе святитель - священномученик Власий , епископ города Севастии (память его празднуется 11 (24) февраля). До принятия епископского сана был врачом. В греческих минеях говорится, что он в детстве был пастухом. Святитель жил в царствование римских императоров Диоклетиана и Ликиния (III -IV вв.) -жестоких гонителей христиан. Многие верующие скрывались от преследований в пустынных и уединенных местах. Епископ Власий также удалился на гору Аргеос и поселился в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки.

М илосердие святителя Власия простиралось не только на людей, но и на всякую тварь, которую он любил поистине богоподобной любовью ко всему, что Своей державой и любовью сотворил Господь.

У бежище святителя Власия было найдено слугами правителя области, прибывшими на отлов зверей, которым потом отдавали на растерзание мучеников-христиан. Святителя Власия отвели к правителю. По пути он исцелял больных людей и животных и творил другие чудеса. Так, по его молитве волк, утащивший поросенка у бедной вдовы, возвратил добычу невредимой. Когда на пути святому встретилась хромая собака, святитель остановился, осенил ее святым крестом и она исцелилась.

З а исповедание веры во Христа правитель области велел бросить святителя Власия в озеро. Однако святой мученик подошел к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти по воде, призвав на помощь своих богов. Все, кто дерзнул на это, утонули. Святой же, повинуясь велению Ангела, вернулся на берег, после чего был обезглавлен. Произошло это около 316 года.

И звестно, что не только на Руси, но и в Греции, на Балканах, в Далмации, т.е. во многих районах Византийского мира святители Спиридон и Власий почитались как целители и покровители животных. Земледельцы и скотоводы искали у небесных покровителей опору и помощь в повседневных трудах и заботах, и, по благодати Божией, Его угодникам повиновались даже стихий. Не случайно на всех древних греческих житийных иконах святителя Спиридона изображаются чудеса, совершенные над огнем, водой, воздухом и землей. Вспомним и то, что имя святителя Спиридона Тримифунтского всегда поминается в молитве на освящение воды.

Т руждение со стихиями святых, изображенных в нижнем ярусе иконы «Чудо о Флоре и Лавре», являет завершенность делания святого человечества со всем сотворенным миром: ангельским, царством животных, растительным царством и царством стихий. В иконе «Чудо о Флоре и Лавре» отражается единство мира, реальность общения с Горним миром. Образ раскрывает духовному взору Божественную любовь к людям, ко всему живому, раскрывает тайны Божии, приносит утешение в скорбях и укрепление в трудах. Мы видим здесь преддверие царства Божия, пришедшего в силе и славе, осиянность всего светом Божественным. Здесь видится прообраз эсхатологического видения Нового Иерусалима, где «воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облаченные в виссон белый и чистый» (Апок. 19, 14).

Молитвы священномученику Власию
Севастийскому

Молитва первая

П реблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати, и во всяких прошениих услышанным быти обещавый! Се ныне к тебе угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения, притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанных, подвигнися на всемощные твоя к Богу молитвы и помолися о нас грешных: тя бо недостойнии, призывати на заступление дерзаем, и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити. О святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели наша душевныя и телесныя язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию и спасению полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий и славный страстотерпче, помощниче наш и теплый заступниче всем с верою притекающим к тебе, святый священномучениче Власие! Призри от горния славы милостивым оком твоим на предстоящия люди и умильно тебе молящияся, простри теплыя молитвы твоя ко Господу Богу нашему, испроси у Него прощения согрешений наших, но еже избавитися нам от всегубительной язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни, исходатайствуй пред Престолом Господа Вседержителя немощным телесем нашим оставления согрешений, всем же чтущим честную память твою, укрепления на дела благая, не презри нас недостойных, молящихся тебе пред честною иконою твоею и просящих твоея помощи и заступления, испроси нам вся яже ко спасению нашему полезная, да богоугодная Владыце нашему Иисусу Христу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное, идеже вкупе с тобою прославим Единаго в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь

Тропарь, глас 4

Обрел еси Богодохновение в видения восход: сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Власие, моли Христа Бога спастися нашим душам.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие святых мучеников Флора и Лавра

    Два светильника, явистеся мысленней тверди,
    Церковь священно украшающе,
    и всю просвещаете светло тварь
    присно чудотворении страстотерпцы, вопиюще:
    отроцы, благословите, священницы, воспойте,
    людие, превозносите во вся веки.
    (Канон святым мученикам)

    Православная Церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра 18 (31) августа. Они пострадали во II веке.


    Икона святых мучеников Флора и Лавра, Флоро-Лаврская церковь, село Ям .

    Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу, так как единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. Сначала они жили в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне земли Югославии: Босния, Герцеговина, Сербия и другие страны Балкан). От христиан Прокла и Максима братья научились ремеслу каменотесов и стали в этом ремесле искуснейшими в Иллирии. От Прокла и Максима святые братья научились и богоугодной жизни. Благочестивые учителя Флора и Лавра были преданы смерти за веру во Христа, а спустя некоторое время вслед за ними и святые братья унаследовали мученические венцы. Это произошло так.

    Когда правитель соседней области обратился к правителю Иллирии Ликиону с просьбой прислать ему искусных каменщиков для постройки языческого храма, тот отправил туда Флора и Лавра, как лучших знатоков строительного дела. Сооружая храм, братья раздавали бедным плату, получаемую за свой труд, и при этом учили людей святой вере во Христа. Они проповедовали язычникам Истинного Бога, кормили голодных и бедных, ночами молились о просвещении людей. Святые братья обратили ко Христу множество людей, среди которых был и языческий жрец со своим сыном. Это произошло следующим образом.

    Однажды, когда святые Флор и Лавр тесали камень, к ним подошел юный сын жреца и, став близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. На крик раненого юноши прибежал его отец, языческий жрец по имени Мемертин. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, Мемертин бросился было на работников, чтобы побить их. Но бывшие здесь другие рабочие удержали его, удостоверяя, что святые братья невиновны. Флор и Лавр пообещали разгневанному отцу, что его сын получит исцеление.

    Они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию единого Истинного Бога Иисуса Христа и говорили ему: «Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз твой скоро будет здоров». На что юноша ответил: «Если глаз мой станет таким же, как и прежде, то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения, больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными».

    При этом юноша рассказал святым о таком случае:

    «-Есть, - сказал он, - среди наших жрецов один жрец по имени Ерм. Когда несколько лет назад хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. Такой существует у нас обряд при посталении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают вверх, а потом опускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук державших ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив, ему делается все хуже».

    Святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы братья осенили больной глаз юноши крестным знамением, и глаз немедленно зажил и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его и из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа.

    После этого святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от Ангела Божия, в короткое время окончили постройку храма, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в храме к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога.

    Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы, и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать, и таким образом раздробили их на мелкие части.

    Узнав о случившемся, областеначальник велел взять братьев и всех, кто был с ними, в том числе Мемертина с сыном. Всех приговорили к сожжению, а самих Флора и Лавра отослали к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всем и, узнав, что они христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел сбросить их в глубокий колодец и засыпать землей живых. Через много лет нетленные мощи святых братьев были обретены и перенесены в Константинополь. Господь даровал им великую целебную силу. В 1200 году их видел новгородский паломник Антоний, около 1300 года главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

    Церковь так воспела подвиг мучеников:

    «Зодчий показастеся духовнии, наздасте верою благочестивых души, Божественною благодатию на камени веры, и, себе сами совершивше храм священ Честныя Троицы, твердо пострадаете. Тем и исцеления источаете верою к вам притекающим, и страсти отгоняете, страстоносцы самобратнии. Молите Христа Бога грехов оставление подати чтущим любовию святую память вашу» (седален святым мученикам).

    В Минее за август сказано, что на Руси, святых мучеников Флора и Лавра дочитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

    По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратится падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан - родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми.

    В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

    Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле

    В начале девяностых годов прошлого века почти одновременно на дороге из Москвы в Каширу были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра. Первый - храм Флора и Лавра на Зацепе (нынешнее здание построено в 1778 г., но известен храм уже с 1625 г.). Второй - на расстояние одного «ямского гона» - Флоро-Лаврский храм в селе Ям (Старый Ям, XVIII). Кроме того, на месте следующей после Старого Яма ямской станции также находится храм в честь святых братьев Флора и Лавра в Кашире (1776 г.), который не закрывался даже в самые трудные для Русской Церкви времена.

    Велико было значение Каширской дороги для Русского государства в XIV - XVI веках, так как в это время Кашира вместе с Коломной и Серпуховым были главными городами-крепостями линии обороны южных границ Русской земли. Рядом с Каширской дорогой, в двенадцати верстах от Москвы, находится древнее село Беседы. По преданию, здесь в 1380 г. раскинул свой шатер святой великий князь Димитрий Донской на пути к Куликову полю. Здесь он держал совет («беседовал») с одним из своих соратников - двоюродным братом Владимиром Серпуховским, будущим доблестным военачальником Куликовской битвы. Здесь сохранилась церковь (XVI в.) Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутая в память великой победы, одержанной в день этого праздника.

    Русское войско шло к месту сбора - Коломне тремя дорогами, одна из которых проходила почти рядом с Каширской. Это дорога победы, о которой с ликованием пели наши предки воины и земледельцы: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земле Русской. Трубят трубы на Коломне, и бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона у великого на брези… Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца , 18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. События тех великих дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых».

    Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли. Не случайно преподобный Андрей Рублев в своих росписях Звенигородского собора Успения на Городке увенчал алтарные столпы изображениями в медальонах святых мучеников Флора и Лавра.

    Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое распространение на Руси и особенно на Севере, где оборона границ осуществлялась нередко силами крестьян. Недаром в память об одной из важных побед над шведами под Олонцом, во время смуты в 1613 г., был возведен в пригороде Мегре храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.

    Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» главная сила в битве против диавола и слуг его на земле. Позднее в одном из богослужебных текстов русские песнописцы напишут: «Радуйся, Богом в брани прославленная Россия» (Минея, июнь). Три храма в честь святых мучеников Флора и Лавра на древнем конном пути к границам Русской земли продолжают свое служение. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей - соединение мирного земледельческого труда с воинским служением.

    Всадник-воин - очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Мы должны почитать святых Флора и Лавра как помощников на пути духовного подвига сыновей и дочерей нашей Отчизны. Много трудов и упорства требуется теперь и для восстановления порушенного в Отчизне нашей земной. Святые мученики Флор и Лавр, сами каменосечцы и храмоздатели, не только помогают в этом восстановлении - по их молитвам творится чудо просвещения душ человеческих Светом Истины.

    Одни из ворот Московского Кремля , построенного святым благоверным князем Димитрием Донским , назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве , кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд. (Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот).

    Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача или ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.

    С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе память об этих святых покровителях.

    Рассказывают о случаях помощи святых мучеников Флора и Лавра «братьям нашим меньшим» - не только лошадям, но и другим домашним животным. Ветеринарные врачи, обращавшиеся с молитвой к мученикам об исцелении безнадежных «пациентов» часто получали просимое. А молебны, проводимые по просьбе хозяев конюшен, помогают остановить падеж скота.

    Святии мученицы Флоре и Лавре, молите Бога о нас!

    Христианские мученики братья-близнецы жили и пострадали в Иллирии во II веке. Они занимались «камнетесным делом». Царь Ликиний повелел им построить храм Геракла, но вместо языческого храма мученики построили церковь Святой Троицы и низвергли идолов. Ликиний приказал подвергнуть братьев мучительным пыткам и заживо засыпать их в глубоком колодце. При императоре Константине Великом их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. У раки святых в посвященном им монастыре происходили многочисленные чудеса исцелений. Житие святых Флора и Лавра переведено на славянский не позднее XV века. С середины XVI века оно становится широко известным после включения в свод Великих Миней Четьих митрополита Макария.

    Сюжет «Чуда о Флоре и Лавре» сложился в XV веке, наиболее ранние иконы находятся в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее. По вертикали композиция условно разделена на две части. Вверху изображен Архангел Михаил в рост, который держит двух оседланных коней на длинных поводьях. По сторонам от него, на горках, стоят святые Флор и Лавр. На некоторых иконах внизу три всадника погоняют лошадей к реке, это три другие брата-мученика - Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (греч. «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем»). Композицию иногда сопровождает надпись: «Ангел Господень поручает Флору и Лавру стадо».

    Литературный источник Чуда неизвестен. Можно предположить, что в этом сюжете выразилось почитание святых как защитников «конского стада». Особое отношение их к лошадям подчеркивают как тексты русских минейных служб, так и иконописные подлинники, наставлявшие иконописцев писать святых «с конями». Согласно житию, братья были близнецами, тем не менее, Флор, как правило, изображается средовеком, а Лавр - юношей.

    Жанна Григорьевна Белик ,

    кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

    Ольга Евгеньевна Савченко,

    научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

    Литература:

    1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
    2. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1969.
    3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
    4. Лазарев В.Н . Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.
    5. Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М.: Русскiй Хронографъ, 2002.
    6. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.,1876.
    7. Островская Т.А. Особенности иконографии цикла деяний и чудес архангела Михаила на резной фрамуге из собрания МГОМЗ // Коломенское. Материалы и исследования. Выпуск 12. М., 2009. С. 157-180.
    8. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков. М., 1995.
    9. Полякова О.А. Шедевры русской иконописи XVI - XIX вв. М., 1999.
    10. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX века. Кат. выст. М., 2004.
    11. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.
    12. Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи АМИИ. М., 2007.
    13. Гусев П. Иконография св. Флора и Лавра в новгородском искусстве // Вестник археологии и истории. Вып. ХХI. СПб., 1911.

    Икона святых великомучеников Флора и Лавра олицетворяет собой заступничество домашнего очага, семейного счастья и материального благополучия. Святой лик вмещает в себя чудесную иконописную историю, полностью раскрывающую всю картину их праведной жизни.

    В народе безгрешных угодников Божьих Флора и Лавра считали небесными заступниками всех людей, чья работа так или иначе была связана с разведением лошадей. Раньше христианский образ присутствовал в каждом доме, но со времи прекращения активного ведения сельского хозяйства память об Флоре и Лавре стала понемногу ослабевать. Однако святые мученики зарекомендовали себя не только, как заступники всадников, конюхов и крестьян, их праведная жизнь вошла в историю становления христианской религии .

    История Иконы Флор и Лавр

    Священномученики Флор и Лавр жили в Византии, и являлись друг для друга братьями по крови. У них было схожее мировоззрение, они оба веровали в Господа и соблюдали все церковные устои. По профессии своей они являлись каменотесами, и учились ремеслу своему у православных верующих Прокола и Максима, которые и привили им любовь к Богу и веру в Христа.

    Святые Флор и Лавр работали над сооружением храма для язычников, свои деньги отдавали неимущим, а сами предавались молитвам и постились. Как-то раз, небольшой камешек сорвался с крыши и ранил роговицу глаза сына Мамертина, одного из местных языческих жрецов. Отец сильно разозлился, но братья, ныне святые, дали ему обещание, что помогут исцелить мальчика. Они полностью взяли раненого мальчика на свое попечение, приобщая к вере в Христе. Исцеление пришло, как только молодой юноша уверовал в истинного Бога. Отец его, Мамертин не остался равнодушным и сам принял Господа, отказавшись от идолопоклонения.

    Когда церковь была построена, Флор и Лавр собрали всех православных, разрушили всех идолов, воздвигнув крест, как символ христианства, возле церкви. Такая самодозволенность повергла местного правителя в ярость, его мысли очернились. В ту же минуту он отдал приказ бросить в огонь Мамертина, с новообращенным сыном его и несколько сотен православных верующих. А для Флора и Лавра была уготована ужасная учесть. В то время, как подвижников веры предали огню, братьев захоронили заживо, бросив в огромную яму. Не дрогнув, святые приняли смерть, как дар, отдав жизни за Сына Божьего Иисуса Христа.

    Спустя много лет, мощи Святых Братьев были раскопаны и перемещены в столицу Византии. После обретения нетленных мощей прекратились нападки на скот, поэтому Флор и Лавр являются заступниками домашнего скота, в особенности лошадей.

    Где сейчас находится лик святых

    Иконописный сюжет, который открывается нам на святом образе Флора и Лавра можно встретить во многих церквях России и за рубежом. Пред ней молятся о защите домашнего быта, сохранении скота и материальных благах. Многие христиане почитают данную икону и хранят ее у себя дома, в качестве оберега .

    День памяти Иконы

    Раньше 31 августа (18 августа по старому стилю) люди отмечали всеми почитаемый праздник, получивший в народе горячую любовь и известность. В это время люди праздновали день памяти Флора и Лавра, которые прославлены были как заступники лошадей и скота. В это время все лошади освобождались от работы, их купали в озерах, а после в гриву заплетали атласные ленты.

    В чем теперь помогает Икона Флор и Лавр

    Икона великомучеников Флора и Лавра оберегает дом от врагов, ссор и напастей. Святые также помогают в поиске высокооплачиваемой работы и обретении материального достатка. Они сохраняют не только семейное благополучие, но и защищают домашний скот. Пред иконой православные люди молятся о разном. Мученики призваны для того, чтобы сберечь личное счастье , оградив от злых и лукавых людей.

    Описание Иконы

    На иконах традиционно изображены братья Флор и Лавр, обычно в окружении скота. Также на иконах, рядом с мучениками иконописцы . Большинство икон написаны в духе русской традиционной сказки, чтобы подчеркнуть народный дух братьев. На некоторых иконах мы можем увидеть Флора и Лавра верхом на конях, так как именно для лошадей в большей степени братья являются покровителями.

    Молитва перед святым образом

    «Великие мученики Флор и Лавр, укрыты под землей были, но вознесены на небеса Божие. Почтим память вашу в молитвах. Услышьте нас и не оставьте без внимания. В молитвах своих просим у Вас защиту домов наших от врагов и нечестии всякой, избавьте нас в нужде в пище, воде и благ всех материальных. Да будет мир в стране нашей и на земле всей. Уберегите скот наш от болезней и смертей. Избавьте от злости, лжи и страданий. Лишь Вам молимся, о, Святые Братия Флор и Лавр! Да воспеты и прославлены Вы будете нами во веки веков! Аминь!»

    Православная вера возрождается, со времен гонения и истребления христианского народа. Именно когда культура вероисповедания набирает свою актуальность, значимость и почтение в жизни каждого верующего человека, силу обретают и иконы. Пусть святой лик братьев Флора и Лавра станет личным заступником вашего семейного благополучия . Приобретите для себя данную икону и молитесь к помощи святых мучеников, покуда счастье не вернется в дом ваш. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

    В день памяти святых мучеников Флора и Лавра мы начинаем публикацию глав из книги Александра Трофимова
    «ЧУДО О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ. Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра, что в Старом Яму»

    Эй, пошел, ямщик!… – Нет мочи:
    Коням, барин, тяжело;
    Вьюга мне слипает очи;
    Все дороги занесло…
    А. С. Пушкин

    Е сли выехать из Москвы в сторону аэропорта Домодедово и свернуть вскоре направо, то попадаешь на современное начало Каширского шоссе. Узкое, перегруженное транспортом, оно на своем пути дробит селенья, а из села Ям образует несколько островков, обтекаемых вновь построенными магистралями и «старицей» – прежним Каширским трактом.

    В само село дорога с трудом протискивается узким мостом через реку Пахру. Мост для машин не рассчитывался. В 1926 году, когда его строили, основным транспортным средством была лошадь. С лошадью связана и история села, история сельского храма во имя святых мучеников Флора и Лавра, история дороги…

    Храм был воздвигнут ямщиками в честь небесных покровителей коней – святых мучеников Флора и Лавра. Первые документальные сведения о нем относятся к 1627 году. Храм имеет долгую и насыщенную событиями историю, о которой и повествуют предлагаемые вниманию читателя главы книги.

    Глава I

    СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ФЛОР И ЛАВР – НЕБЕСНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ХРАМА

    Часть 1. Житие святых мучеников Флора и Лавра
    Часть 2. Древнерусский иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» и образ коня
    Часть 3. Служение святых мучеников Флора и Лавра Русской земле
    Часть 4. Ямская гоньба на Руси
    Часть 5. «Век иной – иные кони…»
    Часть 6. Акафист святым мученикам Флору и Лавру

    Часть первая

    ЖИТИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА

    Д ва светильника явистеся мысленней тверди, Церковь священно украшающе, и всю просвещаете светло тварь присно чудотворении страстотерпцы, вопиюще: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
    (Канон святым мученикам)

    Свой подвиг они совершили во II веке. Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу, так как единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. Сначала они жили в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне земли бывшей Югославии: Сербия, Босния, Герцеговина и другие страны Балкан). От христиан Прокла и Максима братья научились ремеслу каменотесов и стали в этом ремесле искуснейшими в Иллирии. От Прокла и Максима святые братья научились и богоугодной жизни.

    Благочестивые учителя Флора и Лавра были преданы смерти за веру во Христа, а спустя некоторое время вслед за ними и святые братья унаследовали мученические венцы. Это произошло так.

    Когда правитель соседней области обратился к правителю Иллирии Ликиону с просьбой прислать ему искусных каменщиков для постройки языческого храма, тот отправил на помощь Флора и Лавра, как лучших знатоков строительного дела. Сооружая храм, братья раздавали бедным плату, получаемую за свой труд, и при этом учили людей основам христианской веры. Они проповедовали язычникам Истинного Бога, кормили голодных и бедных, ночами молились о просвещении людей. Святые братья обратили ко Христу множество людей, среди которых был и языческий жрец со своим сыном.


    Однажды, когда святые Флор и Лавр тесали камень, к ним подошел юный сын жреца и, став близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. На крик раненого прибежал его отец, языческий жрец по имени Мемертин. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, Мемертин бросился было на работников, чтобы побить их. Но бывшие здесь другие рабочие удержали его, удостоверяя, что святые братья невиновны. Флор и Лавр пообещали разгневанному отцу, что его сын получит исцеление.


    Они взяли юношу на ночь к себе в дом, наставили вере во Христа и сказали ему: «Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз твой скоро будет здоров». Юноша ответил: «Если глаз мой станет таким же, как и прежде, то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения, больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными». При этом юноша рассказал святым о таком случае: «Есть,– сказал он,– среди наших жрецов один жрец по имени Ерм. Когда несколько лет назад хотели поставить его в жреческое звание, то привели к изображению Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. Такой обряд существует у нас при поставлении в жрецы. Он состоит в том, что руку Зевса, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают вверх, а потом опускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на главу Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук державших ее, и рука, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив, ему делается все хуже».


    Святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы братья осенили больной глаз юноши крестным знамением, и глаз немедленно зажил и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его.

    После этого Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от Ангела Божия, в короткое время окончили постройку храма, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в храме к востоку честной крест, собрали до трехсот человек, уверовавших по их проповеди, и совершили всенощную молитву, прославляя Христа.

    Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы, и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, вытащили из здания и разбили их на мелкие части.


    Узнав о случившемся, правитель велел взять братьев и всех, кто был с ними, в том числе Мемертина с сыном. Всех их приговорили к сожжению, а самих Флора и Лавра отослали к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всем и, узнав, что они христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел сбросить их в глубокий колодец и засыпать землей живых. Через много лет нетленные мощи святых братьев были обретены и перенесены в Константинополь. Господь даровал им великую целебную силу. В 1200 году их видел новгородский паломник Антоний, около 1300 года главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

    Церковь так воспела подвиг мучеников:

    «Зодчии показастеся духовнии, наздаете верою благочестивых души, Божественною благодатию на камени веры, и, себе сами совершивше храм священ Честныя Троицы, твердо пострадаете. Тем и исцеления источаете верою к вам притекающим, и страсти отгоняете, страстоносцы самобратнии. Молите Христа Бога грехов оставление подати чтущим любовию святую память вашу» (седален святым мученикам).

    В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.


    Со времен Древней Руси дошло такое сказание. На второй день третьего Спаса* пахал мужик землю, чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась. Принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал изо всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью и пригрозил вспахать на ней целую десятину в один день. Вдруг откуда ни возьмись два странника с посохами. «За что ты бьешь лошадь? – спрашивают они мужика,– ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего круглый год нет ни единого праздника. Завтра наш день – Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь к церкви; и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним».
    Это сказание свидетельствует о древнем происхождении и повсеместном чествовании дня святых Флора и Лавра на всем пространстве Русской земли.
    * Третьим Спасом на Руси называют день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа, который празднуется 16/29 августа.


    По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми.

    В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

    Часть вторая

    ДРЕВНЕРУССКИЙ ИКОНОПИСНЫЙ СЮЖЕТ «ЧУДО О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ» И ОБРАЗ КОНЯ


    И конописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» возник на Руси в XIV веке и неизвестен ни в одном из православных народов. Этот образ говорит о духовном мире, о домостроительстве Божием больше, чем многие тома сочинений. Это образ-пророчество, в нем сокрыта некая тайна, тайна души русского народа, тайна его духовного подвига и назначение в судьбах других народов земли.

    Иконописцы Древней Руси богословствовали в красках, раскрывая через видимые образы тайны духовного мира. Образ святых мучеников Флора и Лавра – из числа таких откровений древних иконописцев. Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более чем какие-либо святые сохранили народный русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство – лошадь».

    Прежде чем обратиться к иконописному сюжету, вспомним о символике образа коня в Священном Писании и во взглядах на мир древних народов земли.

    Мы называем животных братиями нашими меньшими. И действительно, во всей мировой истории люди и животные связаны братскими узами, помогают друг другу. Христос ссылался на заботу людей о своих животных в день субботний и этим оправдывал исцеление больных в субботу. Чувство ответственности за благополучие животных замечательно выражено в Книге Притчей: «Праведный печется и о жизни скота своего» (Притч. 12, 10).

    Слово «конь» – индоевропейского происхождения. Индоевропейцев объединяли общий язык, близкие личные имена, общие божества, ритуалы, священные гимны, представления о мире. У индоевропейцев, обитавших в древние времена в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии, ведущей отраслью в хозяйственной жизни было коневодство, проводились конные состязания. Индоевропейцы первыми из народов земли приручили лошадь, и не случайно конь стал главным культовым животным в религиозной жизни. Они же изобрели колесницу, что способствовало распространению индоевропейцев по европейскому и азиатскому материку вплоть до Индостана.

    В русский язык слово «лошадь» пришло поздно, лет 700–800 назад, из тюркских языков: конь в тюркских языках – «алаш». У славян сначала отпала буква «а», а затем «лаш» првратилось в «лошадь».

    В представлениях большинства древних народов конь олицетворял солнце и был посвящен ему. Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряженной конями, причем само солнце представляется в виде колеса.
    Кони символизируют одновременно жизнь и смерть, бег времени и вселенную, плодородие и власть, солнце и небо. Кони – воплощение жизненной силы и красоты, ассоциировались также с силами стихий – огнем, ветром, волнами, текущей водой.


    И в русских сказках недаром говорится об огнедышащих конях. И конечно, это огонь небесный. В России фигурки лошадей часто окрашивали в красный цвет – цвет восходящего солнца. Развевающаяся грива скачущего коня напоминает пламя костра.

    Белый конь всегда связан с огнем, с солнцем, светом, жизнью и духовным просветлением. Существует присловье: «У кого не было белого коня, тот не знает и истинного добра». Символика коня простирается от света к тьме, от неба к земле, от жизни к смерти. В религиозных обрядах многих народов лошадь служила символом непрерывности жизни.

    Особенно почитались белые кони на Востоке. На земле же единственным владельцем их мог быть царь, ибо эти кони были одним из семи его сокровищ. И не случайно, когда персидский царь Ксеркс I возглавил поход персов в Грецию, впереди его войска шли десять священных белых лошадей. Затем ехала колесница, запряженная белыми лошадьми,– пустая, так как она предназначалась для бога, и только потом – Ксеркс в колеснице, опять-таки запряженной белой лошадью.

    Конь в античной традиции также символ устремлений человеческой души. Душа изображается в виде колесницы, управляемой возницей с запряженными в нее конями разной масти: белым (благородство) и черным (страсти). Первый стремится к небу, второй рвется к земле. Возница же пытается удержать поводья и соразмерить небесное и земное,– об этом говорит Платон в своих «Диалогах».

    Конь и всадник становятся символом человеческого тела, несущего душу, либо символом духовной природы человека, заключенной в материальное тело.