Open
Close

О чем молятся ахтырской божьей матери. Икона Пресвятой Богородицы «Ахтырская

В христианском мире существует много образов Богоматери. Одним из самых оригинальных является икона Ахтырской Божьей Матери.

Обретение

Икона Ахтырской Божией Матери была обретена довольно недавно. За короткое время она получила известность и в православном, и в католическом мире.

Икона Богородицы «Ахтырская»

Своё название святое изображение получило от города Ахтырка, в котором было обретено. В первой половине XVIII года в Ахтырке Харьковской губернии при церкви Покрова Пресвятой Богородицы служил священник иерей Даниил (в миру Василий Данилов). 2 июля 1736 года во время работы он увидел в траве яркое свечение, исходящей от иконы с изображением Божьей Матери. После молитвы перед святым ликом отец Даниил перенёс образ в свой дом.

Через некоторое время во сне священник услышал голос, повелевший ему омыть икону и накрыть её покровом. Исполнив указание, он собрал воду в сосуд и хотел вылить его в реку. Но его сморил сон, в котором тот же голос приказывал сохранить жидкость и давать её страдающим лихорадкой людям. На следующий день отец Даниил напоил этой водой свою дочь, страдающую этим недугом. Девочка получила исцеление.

Интересно: некоторые исследователи считают, что чудотворный образ сопровождал императора Петра Великого во время Полтавской битвы.

История

Через три года чудотворная икона была перенесена в покровскую церковь. Многие страждущие получили помощь и исцеление по искренней молитве. С 1751 года она почитается как чудотворная. В 1768 году в Ахтырке освятили новый собор Покрова Пресвятой Богородицы, в котором до 1905 года хранился чудотворный образ.

В начале XX века иконе понадобилась реставрация, которую было решено проводить в Санкт-Петербурге. В дороге святыня была похищена. Через некоторое время она появилась в Харбине. В середине века икона была пожертвована Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. Здесь она находится по сегодняшний день. В 1995 году Ахтырскому храму передали список чудотворного образа.

Чудесные деяния

Чудесные деяния и явления иконы начались сразу же после её обретения.

Исцеления

Со дня своего обретения, святыня известна своими чудесами и исцелениями страждущих людей. Среди них можно выделить:

Говоря о современном времени, отмечают случаи исцеления от онкологических заболеваний и помощи, попавшим в крупные автомобильные аварии людям.

Чудо проявления и обновления

Простой турист или посетитель храма не сможет увидеть за окладом иконы ничего кроме тёмного полотна дерева. Но придя к образу с искренней молитвой и просьбой за себя или своих близких, можно увидеть печальный образ Богородицы с лёгкой улыбкой на устах.

Священники утверждают, что это является знаком, что искренняя смиренная молитва была услышана Небесной Заступницей.

Первый список с чудотворной иконы хранится в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы. Со временем он сильно потемнел, и изображение стало практически неразличимым. Но в 1998 году, произошло чудо обновления - Святой образ просветлел.

Важно! Священнослужители и прихожане связывают это явление с возрождением православия в мире и людях, которые потянулись в храм в поисках помощи и умиротворения. А также чудо обновления считают знаком, говорящей о том, что все людские молитвы Богородица слышит.

Иконография

Иконография иконы Ахтырской Божьей Матери считается не свойственной православной традиции. На ней расположено поясное изображение Богоматери со сложенными в молитве руками. Волосы её распущены, голова наклонена влево к изображённому на втором плане распятию. Лицо матери Спасителя искажено страданием. Оригинальная композиция делает икону приближенной к итальянской иконописной школе.

Ахтырская икона Божией Матери

В XVIII-XIX веках появилось несколько новых изводов чудотворного образа, отличающихся от оригинала несколькими деталями:

  1. Постановка рук Небесной Царицы может быть разной. Иногда их изображали скрещенными на груди. Существуют изводы, на которых Богородица левой рукой подпирает голову, а правой указывает на распятие. Этот жест наполнен чувством усталости и глубокой скорби, а также призывом помнить о муках, которые испытывал распятый Спаситель.
  2. В более поздних списках иконы Ахтырской Богоматери иконописцы приблизили изображение к православной иконописной традиции. На голове Девы Марии появляется традиционный головной убор - омофор. Его цвет может быть красным, коричневым, синим.
  3. На некоторых вариантах иконы центральное изображение окружена более мелкими фигурами Святых праведников. Внизу помещался двуглавый орёл, символизирующий российское государство.
Интересно: иконография Ахтырской иконы Божьей Матери легла в основу Равенсбюрской иконы, на которой изображена Богородица, обнимающая распятого на кресте младенца Иисуса.

Значение иконы

Этот образ символизирует жизненный подвиг Богородицы, которая ещё до рождения сына знала, что ему суждено стать Спасителем человечества, пройдя через многие испытания и муки. Всю жизнь Богородица смиренно следовала за ним, была рядом во время его распятия на Голгофе, а потом ждала воссоединения в Царстве Небесном.

О чём молиться

Перед образом Богородицы молятся о даровании духовных и физических сил для преодоления испытаний, посланных человеку свыше. Также её просят помощи в борьбе со своими пороками и укреплении веры в себя и Силу Господа. Некоторые просят защитить от искушений и научить смирению.

В чём помогает

Молящиеся перед образом Ахтырской Божьей Матери могут просить о помощи и заступничестве как для себя, так и за близких и дорогих людей. Молитвы можно возносить, прося о следующем:

  • о здоровье для себя и близких;
  • об избавлении от болезней (особенно сопровождающихся лихорадкой);
  • о помощи и заботе о малолетних детях и сиротах;
  • о дочерях (благополучно замужество и устройстве в жизни);
  • об удаче в начатых делах;
  • о помощи в поиске работы.
Совет! Обращаться с молитвой можно в любой день, но особенно сильна сила молитвы в день почитания иконы 15 (2) июля.

Чтимые списки и храмы, посвященные иконе

Почитают чудотворный образ не только в украинском городе Ахтырке. В разных российских городах находятся несколько почитаемых списков иконы Ахтырской Божьей Матери.

  1. Икона, хранящаяся в храме Ахтырской иконы Божьей Матери. Церковь расположена в подмосковной деревне Ахтырка, ранее принадлежащей роду Трубецких.
  2. Главная святыня одноимённого храма в городе Курске. Исследователи православия считают, что именно в курском Ахтырском храме были похоронены родители Серафима Саровского.
  3. Один из списков чудотворного образа хранится в Ахтырской соборе города Орла, в котором расположена кафедра епископа Орловского и Ливенского.

Также списки иконы хранятся в храмах Санкт-Петербурга, Старого Оскола, посёлке Алексеевке республики Татарстан.

Икона Ахтырской Божьей Матери - одна из самых сильных исцеляющих православных икон. Она помогает исцелять не только телесную оболочку, но и укрепляет силу человеческого духа.

Ахтырская икона Божией Матери

икона Божией Матери « АХТЫРСКАЯ »

Описание:
Ахтырская икона Божией Матери была обретена 2 июля 1739 года священником Покровской церкви Василием Даниловым в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом.

В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».

У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Тщательно изученив Материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

В 1905 году во время отправки Ахтырской иконы на реставрацию в Санкт-Петербург образ Божией Матери при невыясненных обстоятельствах пропал. После революции икона Ахтырская икона Богородицы объявилась в Харбине в среде русских эмигрантов. Святой образ Божией Матери разделил участь русской эмиграции, побывал во многих странах, и, в конце концов, был передан владельцами Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. В настоящее время чудотворная Ахтырская икона Пресвятой Богородицы находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

___________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Ахтырская» молятся об исцелении от лихорадки и горячки, о благоустройстве детей в обществе, о покровительстве сиротам, в бедности и сиротстве.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Ахтырская»

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ахтырская»

Тропарь, глас 4
Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ахтырская»

Кондак 1
Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих: Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Икос 1
Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, егда у Креста возлюбленнаго Сына Твоего предстояла еси, Того страдания, нас ради претерпенная, зрящи, тогда сердцем люте уязвлялася еси: воистину оружие скорбное пройде душу Твою. Темже и мы, многоболезненное Твое у Креста предстояние, на иконе изображенное, видящи, сице вопити Тебе дерзаем: Радуйся, Отца Безначальнаго Невесто Прекрасная; Радуйся, Сына Предвечнаго Родительнице неискусобрачная. Радуйся, Духа Святаго Палато непорочная; Радуйся Троице Живоначальныя Таиннице Божественная. Радуйся, ангельских воинств удивление; Радуйся, рода человеческаго возвышение. Радуйся, воспеваемая от Херувим; Радуйся велегласно славимая от Серафим. Радуйся, радость неизреченную в нетленнем рождестве Сына Твоего приявшая; Радуйся, скорбь велию Того в смерти крестней претерпевшая. Радуйся, Благодать, во еже скорбныя утешати, от Него приявшая; Радуйся, радость милосердаго Твоего заступления всему миру даровавшая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 2
Видев Тя, Богородительнице Чистая, на Кресте пригвожденный Сын Твой и Бог у Креста Его предстоящу и болезненному Тому состраждущу, возлюбленному ученику Своему Иоанну Тя в Матерь нарече и сим весь род христианский Тебе усынови, да одет воистину Мати всем скорбящим, Сына Твоего Христа Бога призывающим и поющим Ему: Аллилуиа.

Икос 2
Разума неразуменна вольнаго Христова страдания не разумеша богоубийцы иудее и Тебе, Богоневеста, горце обезчадиша, мы же Тя, у Креста Сына Твоего и Господа на иконе изображенную, видяще, тепле веруем. яко скорбныя гласы молитвенник Твоих приемеши и того ради благодарне глаголем: Радуйся, о Христе Спасителе нашем и нам Благая Мати; Радуйся, всех нас в скорбный час страстей Его усыновившая. Радуйся, нас сирых и безпомощных Твоею Матернею любовию не оставляющая; Радуйся милосердным ухом Твоим к нам приникающая. Радуйся, крест скорбных испытаний сама добльственно понесшая; Радуйся, Твоим сострастием и нам несение Его облегчающая. Радуйся, в земней юдоли скорбей несумненная наша Надежда и Утешение; Радуйся, в будущем веце всех верных Радость и Защищение. Радуйся, страхом смерти и суда Божия спящия совести пробуждающая; Радуйся, коснеющая во гресех к покаянию спасительному приводящая. Радуйся, из рова погибельного отчаянныя похищающая; Радуйся, в светлыя обители покоя вечнаго труждающихся возводящая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 3
Силою Божиею чрез святыя иконы Твоя являемою спасати нас не престаеши, Всеблагая Владычице: тако и зде в малороссийстем граде нашем великия чудеса светоносным явлением многоцелебного образа Твоего показала еси: емуже поклоняющеся с любовию, вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи матернее попечение о людех Честною Кровию Сына Твоего искушенных, Госпоже Пресвятая, благодатную икону Твою в былии травнем смиренномудрому иерею Даниилу явити благоволила еси и сию светоносным сиянием и чудесы многими прославила еси, да вси вернии похвальными песньми Тебе взывают: Радуйся, многотекущий источник милости Божией нам даровавшая; Радуйся, залог Твоего матерняго о нас попечения пречудно преподавшая. Радуйся, иерею благоговейному в травнем злаце икону Твою святую явившая; Радуйся, солнцеподобными лучами тую озарившая. Радуйся, наш малый град чудесы великими прославльшая; Радуйся, незнамое дотоле имя его всем верным известно сотво¬рившая. Радуйся, всю Церковь Российскую явлением иконы Твоея духовно возвеселившая; Радуйся, всю страну нашу по-кровом Твоим святым осенившая. Радуйся, верным исцеления от иконы Твоея подающая; Радуйся, неверныя чудесы Твоими посрамляющая. Радуйся, скоропослушно молитвам смиренным внемлющая; Радуйся, скорбная воздыхания страждущих и печалию угнетенных незримо утоляющая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 4
Буря недоумения смути Даниила иерея святую икону Твою обретшаго, обаче со страхом молебно к Тебе возопи, да будеши ему в животе помощница, в час смертный Заступница: сему убо и мы подражающе, таяжде моления Тебе, Мати Божия возносити дерзаем, Владычице же живота и смерти, Христу Богу зовем: Аллилуиа.

Икос 4
Слышав иерей Даниил во сне повеление Твое, Пречистая Дева, да омыет водою лик Твой Святый на иконе и да украсит сию благолепно, потщася волю Твою благоговейно исполнити, Тебе же Своим милосердием неизреченным его взыскавшей, благодарственно вопияше: Радуйся, Мати Господа Вышняго; Радуйся, яко Господь присно с Тобою пребывает. Радуйся, небес Похвало и земли Заступление; Радуйся рода христианскаго непрестанное пение. Радуйся, любящая смиренныя сердцем; Радуйся, богатящая нищия духом. Радуйся, избранныя рабы своя благодатно посещающая; Радуйся в сонних видениих волю Свою им открывающая. Радуйся, светлостию иконы Твоея мрак грехов прогоняющая; Радуйся знаменми и чудесы от нея источаемыми в православной вере всех утверждающая. Радуйся, верным Путеводительнице ко спасению; Радуйся, кающимся Утешительнице и упование. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 5
Боготечная звезда, святая и чудотворная икона Твоя, Владычице, явися, дивным сиянием храмину смиренномудраго иерея Даниила озарившая, целебную Силу прияти сподобися: темже люди с верою сию поюще и тою окропляеми врачевство благодатное получила и хвалу Богу сице воспеша: Аллилуиа.

Икос 5
Видев иерей Даниил в соннем видении Тя, Владычице, во образе Невесты прекрасныя явльшуюся и от омытия иконы Твоея воду слиянную недужным вкушати повелевша, позна Тя, Преблагословенная Дево, Целительницу благодатную и, тою водою болящую исцелив, во умилении сердца вопияше Тебе: Радуйся в недузех страждущих врачевство благодатное; Радуйся, болезней многолетних исцеление скорое и совершенное. Радуйся, единым прикосновением к иконе Твоей святей здравие недугующим подающая; Радуйся, водою и елеем, от нея освященным, смертные болящие возставляющая. Радуйся, пред Сыном Твоим и Богом дерзновенная наша Предстательнице; Радуйся, гнев Его праведно на нас движимый на милость преклоняющая. Радуйся, скорбию сокрушенных Утешительнице; Радуйся, печалию удрученных Ободрительнице. Радуйся, Радосте наша пресвятая; Радуйся, Отрадо наша неизглаголанная. Радуйся, премилосердая требующим Помощнице; Радуйся, рода христианскаго неусыпающая Попечительнице. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 6
Проповедник чудес, от иконы Твоея явленных, иерей Даниил явися егда целебный Твой образ, Владычице, в храм Божий принесе и благоговейно постави, да всеми видим пребывает и, аки залог благодатный Твоего к людям благоволения, почитается, о немже радующиеся, яко о сокровище Богом даннем, зовем дароподателю Христу: Аллилуиа.

Икос 6
Светом многоразличных чудес святую икону Твою, Богомати, прославити и обретшаго ю, яко избранника своего знаменовавши, сего путем скорбных лишений и напастей к блаженству райскому возвела еси, егоже и нас сподоби, Госпоже Всемилостивая, с верою и любовию Тебе взывающих: Радуйся, поборников веры и благочестия к чертогам Отца Небеснаго приводящая; Радуйся, надеждою благ вечных скудость благ временных восполняющая. Радуйся, слезами горести и лишений нечистоту греховную омывающая; Радуйся, попущением земных скорбей путь к радостям райским открывающая. Радуйся, кроткия духом во уповании на Тя утверждающая; Радуйся, гонимым за правду Царствие Небесное уготовляющая. Радуйся, иконою Твоею святою преславно чудодействующая; Радуйся, дивныя знамения тою совершающая. Радуйся, служителей Церкви Христовой благодатная Помощнице; Радуйся, иереев благоговейных богомудрая Наставнице. Радуйся, веры православныя утверждение; Радуйся, рода христианскаго возвышение. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 7
Хотящи паче прославити икону Твою святую, Богомати, и богатыя милости от нея людем низпослати, некия жены пред-смертную мольбу о дщерех ея иконою Твоею вознесенную, див¬но услышала еси и, благочес¬тивейшей царице Елисавете во сне явившися, осиротелыя отро¬ковицы воспитати той повелела еси, яже до конца живота своего Твою милость памятующе, Всевышнему Отцу сирот благодарственно воспеваем: Аллилуиа.

Икос 7
Дивное повеление Твое исполняющи, благочестивейшая царица обе юные отроковицы со тщанием воспита и сама на поклонение чудотворному Твоему образу прийти потщася, идеже храм благолепен соорудити повеле, в немже ныне предстояще, благоговейно вопием Ти:
Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице; Радуйся юных и безпомощных дев благосердная Попечительнице. Радуйся, матернею любовию Твоею всяк возраст верных объемлющая; Радуйся, во благих усердныя молитвы исполняющая. Радуйся, царства российскаго благодатное утверждение; Радуйся, церкве святыя благолепное украшение. Радуйся, Царице Небесная, от цариц земных благоговейное приемшая поклонение; Радуйся, благолепный храм аки жертву приятную, Тебе принесенну, благословившая. Радуйся, в нем милостиво молитвы верных приемлющая; Радуйся, чудеса многими его святившая. Радуйся во храме земнем неизреченную красоту храма небеснаго показующая; Радуйся, молебные гласы земных с гласом сил небесных сое-диняющая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 8
Странницы есмы и пришельцы на земли сей, скорбей и болезней исполненней, прелестьми мира сего и наветы духа злобы искушаеми: в Тебе же, Мати Божия, неисчерпаемый источник благодатных дарований обретающе и Небеснаго отечества, достигнути уповаем, взывающе совершителю нашего спасения Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 8
Весь мир преблагословенное имя Твое, Богородице, славит и Твоего Божественнаго лика изображение чтит благоговейно, имже предивная чудеса во вселенней совершаеши. Темже и мы чудотворную икону Твою, Богомати, яко солнце лучами чудес сияющую, видяще, со умилением Тебе взываем: Радуйся, яко от востока и до запада имя Твое ублажается; Радуйся яко вси роди благоговейно Тя величают. Радуйся, Православную Россию паче иных стран возлюбившая; Радуйся, чудотворными иконами Твоими сию обогатившая. Радуйся, сиянием чудес Твоих мрак ересей и расколов прогоняющая; Радуйся, богатыми милостыни Твоими неверныя к вере приводящая. Радуйся, ревнителей веры Христовой многопопечительная Наставнице; Радуйся, отпадающих от нея грозная Обличительнице. Радуйся, ищущих Христова просвещения светом Боговедения озаряющая; Радуйся, хулителей веры православныя в пучину томления душевнаго ввергающая. Радуйся, надежду имущих на Тя николиже оставляющая; Радуйся, моления верных присно исполняющая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 9
Вся ангельская воинства служат Тебе, Владычице Мира пре-вознесенну в Сионе Небеснем Тя созерцающе, и неземными похвалами чествуют Тя с любовию, единому же прославившему Тя Богу немолчно взывают: Аллилуиа.

Икос 9
Витийство человеческое не может достойно прославити Тя, Мати Господа вышних сил: изумевают бо и умы ангельскии пети Тя, Богородице, обаче мы, грешнии благодарне Тя чтуще, сицевыя песни, аки детей лепетание, Тебе приносити дерзаем: Радуйся, Лествице, небо и землю соединившая; Радуйся, Стамно, благодати Божия преисполненная. Радуйся, Бога Слова в плоть земнородных облекшая; Радуйся, дольнему миру Христа Спасителя породившая. Радуйся, именем Матере Божия возвеличенная; Радуйся, превыше небес вознесенная. Радуйся, пред Неюже силы ада и тьмы трепещут; Радуйся, Юже светлии лици небесных сил славословят непрестанно. Радуйся, святых храмов благодатное освящение; Радуйся, иноческих обителей покров и снабдение. Радуйся, христианских жилищ благодатное охранение; Радуйся, всего мира освящение. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 10
Спастися всем верным желающи, обильно на вся притекающия к Тебе, Богородице Дево, дары Твоея благодатныя помощи изливаеши и Твоим матерним покровом от козней и ловления диавольскаго всяк возраст ограждаеши верно вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси девам, Преблагословенная Дево, и всем верным от враг видимых и невидимых Покров и Защищение. Темже помощь Твою благую от святаго образа Твоего являти нам и доднесь не престаеши, к немуже припадающе, умильно взываем Тебе: Радуйся, домы наша иконою Твоею благословляющая; Радуйся, нивы и пажити наша осенением ея освящающая. Радуйся, возвеянием добрых ветров и росою благовременных дождей земли плодородие дарующая; Радуйся, всю тварь от щедрот Сына Твоего обильно питающая. Радуйся, грады и веси наша от смертоносныя язвы спасающая; Радуйся, в годину бедствий на помощь к нам ускоряющая. Радуйся, яко Твоя матерняя молитва много может к благосердию Владыки; Радуйся, яко Твоим предстательством от прощения за грехи наша бываемаго освобождаемся. Радуйся, от жития временнаго отходящих державная Заступнице; Радуйся, в грозный час смертный верным изрядная Пособнице. Радуйся, ключу Царствия Христова; Радуйся, двере райская. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 11
Пение благодарственное приносим Ти, Владычице Пречистая, яко многоцелебный Твой образ нам даровала еси, на немже плачущую Тя зрим со умилением: убо и наше окаменелое в беззакониих сердце, слезами умиления напои обильно, о Всеблагая, да, ими от скверны греховныя очистившеся, сподобимся пети со святыми Царю Славы, Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светоносная лампада, елеем милости преисполненная, явилася еси в Церкви Христовой, Владычице, вся концы земли светом истиннаго Боговедения просвещающая и к блаженству вечному приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, суемудрие противников веры Христовы посрамляющая; Радуйся, чистоту догматов Пра-вославия чудесы Твоими охраняющая. Радуйся, заблуждшим от пути праваго Путеводительнице ко спа¬сению; Радуйся, во прегрешения тяжкая впавшим Пособнице к покаянию и исправлению. Радуйся, в сердца закоснелых грешников светлый луч надежды на прощение Божие вселяющая; Радуйся, тем от отчаяния и вечныя гибели души их спасающая. Радуйся, благовестником учения Христова всегдашняя По¬мощнице; Радуйся, проповедником Царства Божия Богоглаголивая Споспешнице. Радуйся, молитвы верных к престолу Небеснаго Царя возносящая; Радуйся, и Сама пред Сыном Твоим и Богом всегда о нас молящаяся. Радуйся, мира Заступнице; Радуйся, милости и щедрот неоскудевающий Источниче. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 12
Благодати залог, многоцелебный образ Твой даровала еси нам,. Владычице, к немуже притекающие, прилежно молимся Тебе: приими, Госпоже Всеблагая, пред сим чудодейственным образом приносимое Тебе поклонение и в напастех наших помощь и защиту нам подаждь, да выну вопием даровавшему Тебе толикую силу благодати Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, Богомати Пречистая, проповедуем Твою к христианскому роду милость: се бо и многажды дивная знамения милосердия Твоего, от многоцелебнаго образа Твоего являемая, зде видехом, яже разум наш бренный превосходят и токмо верою постигается, верных же вопити Тебе подвизают: Радуйся, образ Твой честный во утешение и освящение нам даровавшая; Радуйся, сим милость многу людем Твоим явльшая и присно являющая. Радуйся, неоскудный источник помощи и исцелений в нем открывающая; Радуйся, молитвы усердно пред Ним возносимыя, благоутробне приемлющая. Радуйся, о том освященному собору Церкве Российския усты раб Твоих поведавшая; Радуйся, граду нашему милосердие Твое иконы явлением запечатлевшая. Радуйся, крестному поклонению ею нас научающая; Радуйся, силу спасительную распятия Христова на ней показующая. Радуйся, руце Твои в помощь нам простирающая; Радуйся, всем верным двери милосердия Божия отверзающая. Радуйся, Судию праведнаго о нас умоляющая; Радуйся, Царствия Небеснаго верныя сподобляющая. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 13
О Всепетая Мати, Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа нетленно рождшая и спасительным страданием Его многоболезненно спострадавшая, приими милостиво сие малое моление наше, пред многоцелебным Твоим образом с любовию Тебе приносимое, и всемощным Твоим предстательством и заступлением избави нас от временныя напасти и муки вечныя, да сподобимся, по кончине жития нашего, со всеми святыми взывати Спасителю Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

- Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Среди многообразия икон Пресвятой Богородицы, столь почитаемых во всём православном мире, есть одна, которая несёт в себе глубокую индивидуальность. Это Ахтырская икона Божией Матери. На ней предстаёт Дева Мария со сложенными на груди руками, как бы погружённая в скорбную молитву перед Сыном своим Иисусом Христом, фигура которого, распятая на кресте, помещена слева от неё. Этот образ запомнился многим, получившим через него чудесное исцеление от недугов.

Обретение дивного образа

Но прежде чем говорить о том, какое значение он имеет для всех, кто исповедует Сына Божьего и Его Пречистую Матерь, следует подробнее остановиться на истории его обретения, которое произошло в июле 1739 года. Случилось это в небольшом городке Ахтырка, недалеко от Харькова. Сегодня эта территория принадлежит к Сумской области. В те годы, в самом конце правления Анны Иоанновны, жил в этом городке весьма почтенный иерей отец Василий (Данилов). Служил он при местной Покровской церкви.

Легенда рассказывает, что купил он однажды новую косу и, желая её опробовать, вышел на свой участок. Дело было в июле, и травы стояли высокие. Но не успел отец Василий размахнуться, как его озарил ослепительный свет, исходящий из густых зарослей осоки. Прикрыв глаза рукой, священник наклонился, и увидел дивную икону, сиянием своим затмевавшую солнечные лучи. Благочестивый пастырь упал на колени и долго молился, охваченный глубоким религиозным порывом.

Это была Ахтырская икона Божией Матери, фото которой представлено в начале статьи. Немного придя в себя и успокоившись, священник приподнял с земли дивный образ и с величайшим благоговением отнёс в дом, выделив ему среди прочих икон особо почётное место. Сознавая, что стал обладателем величайшей святыни, отец Василий первое время скрывал от посторонних свою находку и молился перед ней в одиночестве.

Явление Божьей Матери

Так бы продолжалось и далее, но однажды было ему видение. Сподобился он увидеть саму Царицу небесную, повелевшую ему очистить икону от пыли и омыть её чистой речной водой. Пробудившись от сна, батюшка первым делом исполнил всё, что пожелала Божья Матерь. Прежде он страшился прикасаться к поверхности святого образа, справедливо полагая себя недостойным этой чести. Теперь же он с превеликим старанием удалил всю скопившуюся на нём пыль, омыл его и, считая кощунственным выплеснуть эту воду на землю, решил отнести её в том же сосуде обратно в реку.

Но не успел священник выйти из дома, как вновь раздался тот самый дивный голос Богородицы, который батюшка слышал во сне и запомнил на всю жизнь. Царица Небесная на этот раз повелела ему сохранить эту воду, поскольку она, омыв Её пречистый лик, исполнилась благодатной силы, способной исцелять недуги. Не имея и тени сомнения в истинности слов Божьей Матери, священник тот же час напоил чудодейственной водой свою дочь, страдавшую горячкой, и чудо не замедлило свершиться ― отроковица сразу же выздоровела.

Чудо, явленное иконописцу Иоанну

Разумеется, всё происшедшее наполнило отца Василия ещё большим благоговением перед обретённой им святыней. Но долго сохранять в тайне свою находку он, конечно, не мог, и о ней узнали сначала его домочадцы, затем соседи, а потом и все жители города. Проявляя заботу о чудесном образе, батюшка пригласил иконописца по имени Иоанн, чтобы тот своей искусной кистью подправил живописный слой, устранив на нём появившиеся от времени повреждения.

Художник, которому было известно о чудотворной силе иконы, ещё до начала работы омыл её водой и напоил своего сына, страдавшего лихорадкой. Надо ли говорить, что болезнь в тот же миг оставила юношу, и счастливый отец восславил милосердие Пресвятой Богородицы, которое явила ему Ахтырская икона Божией Матери! Готовясь приступить к работе, Иоанн уже взял в руку кисть, как вдруг раздался голос Царицы Небесной. До слуха мастера донеслись Её слова: «Оставь задуманное. Не в твоих силах изменить икону. Верни её на место».

Упав на колени, потрясённый услышанным, художник провёл в молитве всю ночь, а утром отнёс святыню отцу Василию. Благочестивый пастырь счёл себя более не вправе единолично пользоваться даром Пресвятой Девы, тем более что со дня обретения иконы прошло уже три года. Он поместил её в Покровском храме, священником которого являлся уже много лет. С этих пор жители Ахтырки, вознося свои молитвы перед чудотворным образом, получали исцеления, которые аккуратно записывались в особой книге. Скоро слава Ахтырской иконы Божией Матери стала достоянием всей страны и к ней устремились многочисленные толпы паломников.

Предсказание баронессе фон Вейдель

Знаменательное событие, сделавшее икону известной при высочайшем дворе, произошло в 1748 году. Одна из приближённых царствовавшей в то время императрицы Елизаветы Петровны ― баронесса фон Вейдель - посетила Ахтырку, где у неё было богатое имение. Будучи в преклонных годах, она страдала многими немощами, свойственными её возрасту. Узнав о чудесных свойствах Ахтырской иконы Божией Матери, статс-дама горячо помолилась перед ней, прося заступничества перед Её Благоутробным Сыном.

В ближайшую же ночь ей было видении Пресвятой Девы, поведавшей, что жизненный путь её окончен и через непродолжительное время ей предстоит войти во Врата Вечности. Чтобы обрести блаженство во Царствии Божием, она должна немедленно раздать всё своё имущество бедным. О двух дочерях, находившихся на её иждивении, Богородица обещала проявить особую заботу.

На следующее утро, не теряя драгоценного времени, баронесса приступила к исполнению повеления Пречистой Девы. Через пять дней она с миром отошла к Господу, успев раздать всё, чем владела при жизни. После похорон императрица взяла двух осиротевших девиц в столицу и вскоре подыскала им женихов ― богатых и глубоко порядочных людей. После этих событий Ахтырская икона Божией Матери вошла в число наиболее известных в России, и в 1751 году Святейший Синод постановил почитать её, как чудотворную.

Строительство каменного храма в Ахтырке

Примерно в то же время список с иконы появился в церкви Николы Явленного, которая находилась на Арбате и в 1931 году была разрушена. Совершенно очевидно, что это была не единственная Ахтырская икона Божией Матери в Москве. В каком храме, кроме названного, поклонялись этому образу москвичи ― сейчас трудно сказать.

Императрица Елизавета Петровна отличалась глубокой набожностью и в 1768 году пожертвовала крупную сумму денег на возведение в Ахтырке каменного Покровского собора взамен существовавшего в те годы деревянного. Самодержица Российская пожелала, чтобы он был построен на том самом месте, где почти три десятка лет назад была чудесным образом обретена Ахтырская икона Божией Матери.

Повеление Елизаветы Петровны было исполнено, причём работу над проектом храма поручили выдающемуся зодчему Д. Ухтомскому, обессмертившему своё имя многими архитектурными шедеврами России. Во вновь возведённом храме образ находился вплоть до 1903 года. Там же регулярно проводилась служба Ахтырской иконе Божией Матери.

Похищение иконы и отправка её за рубеж

Её дальнейшая судьба сложилась несколько загадочным образом, вызывающим сожаление. В 1903 году икона отбыла для реставрации в северную столицу, где вскоре бесследно исчезла. Трудно предположить в данном случае промысел Божий, скорее всего, речь идёт о банальной краже. Через непродолжительное время икона появилась в Харбине, где была выставлена на продажу и приобретена неким господином С. А. Степановым. Известно, что местный протоиерей Н. Труфанов, внимательно осмотрев образ, свидетельствовал о том, что это подлинная святыня из Покровского храма Ахтырки.

До 1950 года икона находилась в Китае, а затем сын прежнего владельца вывез её сначала в Южную Америку, а позднее - в Сан-Франциско, где пожертвовал молодёжной православной организации. И в наши дни этот чудотворный образ по-прежнему находится за океаном. В Советском Союзе долгие годы ничего не было известно о судьбе иконы, и лишь в 1975 году появились первые сведения. Но тогда, по известным причинам, не было возможности предпринять какие-либо практические шаги для того, чтобы получить хотя бы достоверный список с неё.

Лишь с наступлением демократических перемен митрополиту Харьковскому Никодиму удалось привезти долгожданную копию и передать её на хранение в Покровский собор Ахтырки, где некогда находился оригинал. Это событие было отмечено торжественным крестным ходом, состоявшимся при большом стечении народа. Таким образом была восстановлена традиция, берущая своё начало ещё в 1844 году. А 15 июня 1999 года праздновалось 260-летие дарования чудотворного образа. На службе в храме звучал тропарь Ахтырской иконе Божией Матери и молитвы ко пресвятой Богородице.

Художественные особенности иконы

Следует сказать несколько слов об иконографии образа. Нет сомнения, что в его основу легли произведения итало-греческого искусства. Как правило, фигура Богородицы изображается с молитвенно скрещёнными руками, но есть и иные изводы, на которых положение рук меняется. То же относится и к головному убору Пресвятой Девы. Иногда он изображается в виде мафора, иногда короны, а на некоторых иконах и вовсе отсутствует. Любопытной особенностью является использование в композиции прямой перспективы, а не обратной, которая более характерна для итальянской и греческой школ. Это выражается в том, что фигура Спасителя значительно ниже, чем его Матери, что создаёт иллюзию удалённости.

В 1945 году появился так называемый Равенсбрюкский образ, в основу которого была положена Ахтырская икона Божией Матери. Описание обеих икон во многом совпадают, за исключением того, что на первой распятый Христос представлен в виде младенца или отрока. Интересна и история создания образа. Впервые он был изготовлен, как было сказано выше, в 1945 году в технике вышивки. Своё название он получил от концентрационного лагеря Равенсбрюк, где был создан одной из узниц ― преподобномученицей матерью Марией.

Храмы, в которых представлены списки иконы

Особую популярность придали образу целительные свойства, которыми в полной мере, обладает Ахтырская икона Божией Матери. В Москве, в главном пределе Храма Воскресения Словущего на Арбате, хранится весьма почитаемый список, сделанный в XVIII веке с той самой иконы, которая находится сегодня в Америке. Также и в Самаре, в одном из храмов Пустынно-Николаевского монастыря, можно видеть копию чудотворного образа, прославившуюся многочисленными чудесами, явленными по молитвам паломников. День Ахтырской иконы Божией Матери принято отмечать 2 (15) июля, когда весь православный мир празднует положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Храм в Орле

Известно, что в честь столь почитаемой святыни с давних времён возводились и освящались храмы. Среди действующих в наши дни наиболее величественный находится в Орле. Он был построен в 1775 году на пожертвования местного купца К. С. Пастухова. Дело в том, что однажды этот набожный человек, страдавший неким заболеванием, находясь по своим коммерческим делам в Ахтырке, получил исцеление от чудотворной иконы.

Вернувшись домой, он обратился к епархиальному начальству с просьбой разрешить ему в знак благодарности построить храм в честь святыни, которой он обязан своим здоровьем. Разрешение было получено, и вскоре храм Ахтырской иконы Божией Матери (Орёл) принял первых прихожан. Так как слава иконы стремительно росла, всё больше паломников приезжало поклониться ей. Места не хватало, и в последующие годы храм многократно расширялся и перестраивался. Сейчас он представляет собой величественное сооружение, по праву ставшее одним из достопримечательностей города.

Монастырь, основанный в честь святой иконы

Кроме уже названных, были построены и освящены ещё многие храмы в честь столь почитаемой в народе иконы. Так, например, родная тётка известного русского поэта Ф. И. Тютчева построила в 1805 году на свои средства церковь в селе Чернетове Брянской области. А в Волгоградской области, в селе Гусевка Ольховского района, находится Ахтырской иконы Божией Матери женский монастырь. Эта обитель была основана в 1874 году трудами местного священника отца Иоанна (Левитского) и афонского схимника Никодима (Двойченкова). Пережив многие потрясения XX века, монастырь и в наши дни открыт для тех, кто желает посвятить свою жизнь спасению души.

В чём же помогает этот чудотворный образ и о чём принято просить Пресвятую Богородицу? Свою благодатную силу он явил, исцеляя горячку, но впоследствии появилось много свидетельств того, что он помогает в самых различных жизненных ситуациях. Например, молитва Ахтырской иконе Божией Матери о детях является надёжнейшим средством уберечь их и от недугов, и от дурных влияний, столь опасных в наше время.

Кроме того, перед образом молятся о благополучном замужестве дочерей. С каждым явленным чудом растёт слава этого образа. Множатся и списки, сделанные с него. И кто знает, может быть, однажды вернётся из-за океана и подлинник, столь чудесным образом обретённый двести семьдесят шесть лет назад.

Ахтырская икона Божией Матери

Чудотворная Ахтырская икона была явлена 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская обл., Украина). Образ, от которого исходило сияние, был обретён священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом. Через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова, священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде чтобы поутру отнести в реку. Снова заснув он увидел во сне как идёт к реке, несёт сосуд воды, которой омыл икону, но на пути услышал голос Богоматери «возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». У священика же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела.

Тогда священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки, который тоже выздоровел. Готовясь к началу работы ночью иконописей услышал исходящий от иконы голос: «Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь». Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о. Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставлил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.

Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: Владычица указала ей день её скорой кончины, велела раздать имение нуждающимся и обещала покровительство её двум малолетним дочерям. Баронесса поспешила раздать имущество и действительно через пять дней умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное «следствие о чудесах святой иконы», постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург .

Впоследствии святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона, приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. Затем Ахтырская икона перешла в ведение Сиднейского архиепископа Илариона (Капрала).

Чтимые списки

С Ахтырской иконы, которая почитается как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков, распространенных в основном на юге России, в Харьковской епархии. Чтимый список XVIII-XIX веков находится в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате (ап. Филиппа) Иерусалимского подворья. Ахтырская икона, именуемая «Самарская», – главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.

В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско достигли СССР, откуда в 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых. 15 июня 1999 года в Ахтырке прошли торжества по случаю 260-летия явления чудотворой Ахтырской иконы.

Найденная в городе Ахтырке икона с ликом Божией Матери обладает необъяснимыми чудотворными свойствами. Обретение иконы не обошлось без Божьей воли. До сих пор неизвестным остается автор иконы.

История Ахтырской иконы

Найдена она была недалеко от дома одного из священнослужителей Покровской церкви в Харьковской губернии в 1739 году 2 июля по старому календарю. Священник косил траву, когда увидел в траве образ с ликом Богоматери, источающий свет. Звали мужчину Василием Даниловым, на службе почитали как иерея Даниила. Так икона попала в дом священника и долго пробыла там. Утверждается, что в одной комнате с иконой было невыносимо находиться одному, на человека накатывал беспричинный страх. Однажды Василий решил отнести образ иконописцу, чтобы тот обновил его. Но когда иконописец Иоанн взял в руки икону, он услышал голос, велевший ему вернуть святыню обратно священнику.

Три года Ахтырская икона Божией Матери пребывала в покое в доме священника. На третий год во сне было у Василия видение, ему повелели обмыть икону и накрыть покрывалом. Проснувшись, священник незамедлительно выполнил поручение и заснул. По утру, он собирался вылить воду, которой обмыл икону в реку, но ему опять явилось сонное видение, во сне ему наказали оставить воду и напоить ею дочь. Дочь Василия была больна лихорадкой, но испив воды, чудесным образом исцелилась. Узнав о чудотворной воде, соседи стали приходить в дом священника, и все излечивались, выпив хоть глоток.

Весть о чудотворной иконе распространилась далеко, многие приезжали посмотреть на неё. Была организована комиссия, целью которой было изучить чудесные исцеления людей Ахтырской иконой Божией Матери, по итогам тщательного анализа Синод причислил иконы к списку чудотворных. О свойства иконы узнала даже императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I. Она выделила деньги на строительство храма в честь чудотворного образа. В это время икона уже покинула дом священника. В 1903 году было решено отправить икону на реставрацию в Санкт-Петербург, но по дороге туда она была украдена. Долгие годы о местонахождении иконы не было ничего известно. Икона объявилась в 1975 году в Сан-Франциско, список с которой был привезен в Россию в 1995 году, после чего возобновились крестные ходы с образом.

Иконография Ахтырской иконы

Отличившаяся чудотворными свойствами Ахтырская икона Богородицы быстро стала обретать известность. С иконы было сделано множество списков. Никогда не получается двух одинаковых образов, но иконописцы всегда стараются придерживаться определенного сюжета. На этой иконе Божия Матерь, скорбящая по сыну, её руки сложены в молящем жесте, а взгляд грустен и смиренен. На разных списках можно увидеть молодую Богоматерь с непокрытой головой, пожилую, с укрытыми платком волосами, или с короной. На заднем плане, что редкость для православных икон, распятый на Кресте Иисус.

Икона Богоматери по праву причислена к чудотворным. Целебными свойствами обладает даже вода, которой омывают икону. Также не раз было замечено, как икона источала свет. День празднования Ахтырской иконы Божией Матери по новому календарю выпал на 15 июля. Считается, что молитва в день почитания иконы обладает наибольшей силой.

В чем помогает Ахтырская икона Божьей Матери

Просят у иконы спасение от разных напастей и болезней. Значение иконы, которое знает большинство религиозных людей ­­– это целительная сила. Помогает молитва перед Ахтырской иконой от тяжелых болезней и даже от смертельных опасностей. Известны случаи, когда люди выживали в авиакатастрофах, побеждали рак.

Но не только за исцелением обращаются к иконе. Просят Богоматерь одинокие девушки об удачном замужестве. Ищут у неё помощи и поддержки в новых начинаниях, наставления в поиске новой работы. Многими свойствами отличилась Ахтырская икона Божией матери, за что и получила широкую известность.

Молитва иконе

О, Преблагослове́нная и Многоми́лостивая Влады́чице ми́ра! Се мы гре́шнии на святы́й о́браз Твой взира́юще и на нем Тя в ско́рби и сострада́нии распя́тому за нас Христу́ Спаси́телю предстоя́щу ви́дяще, усе́рдно мо́лим Тя изве́стную о нас к Сы́ну Твоему́ моли́твенницу: не оста́ви нас в день испыта́ния и ско́рби, но во искуше́ниих и напа́стех нам быва́емых огради́ нас всечестны́м покро́вом Твои́м от враг ви́димых и неви́димых и да́ждь нам си́лу, во е́же всесоверше́нную и благу́ю во́лю Творца́ и ми́ра Влады́ки твори́ти. Зри́ши бо, ми́лостивая Засту́пнице на́ша, коли́ко греха́м вся́ческим подве́ржени есмы́: не то́кмо бо во́лею согреша́ем, но и нево́лею в многоразли́чныя прегреше́ния впадаем. Сего́ ра́ди к Тебе́ держа́вней устрои́тельнице спасе́ния христиа́нскаго прибега́ем и умиле́нно вопие́м: ум наш позна́нием Боже́ственныя и́стины просвети́, се́рдце на́ше теплото́ю христиа́нския любви́ и спаси́тельных жела́ний согрева́й, во́лю же на́шу в нелицеме́рном за́поведей Госпо́дних исполне́нии утверди́. Ей, Госпоже́ Преми́лостивая, прини́кни с высоты́ Небе́сныя к воздыха́нием и моли́тве нас гре́шных: исцели́ боле́зни неду́жных, умири́ сердца́ озло́бленных, да́ждь терпе́ние стра́ждущим, внуши́ стра́х Бо́жий оби́дящим, укрепи́ гони́мыя за пра́вду, си́роты и вдо́вы защити́, пода́ждь утеше́ние пла́чущим, испроси́ проще́ние ка́ющимся, де́монскую же бу́рю страсте́й во гре́шных душа́х ути́ши и в сердца́х чту́щих Тя Христо́ву кро́тость и любо́вь вкорени́ и ду́хом милосе́рдия и сострада́ния сия́ утверди́: отпа́дшыя же от ве́ры еретики́ и отсту́пники к позна́нию и́стины напра́ви и уста́ нечести́вых, ху́лящих Святу́ю Це́рковь и ве́ру правосла́вную понося́щих загради́. Отше́дшим от жития́ сего́ отце́м и бра́тиям и се́страм на́шим, о Ма́ти Бо́жия, проще́ние грехо́в и преднача́тие блаже́нства ве́чнаго испроси́. Егда́ же и на́шея кончи́ны час прибли́жится, тогда́ у́бо, о Влады́чице, приими́ ду́шу на́шу и в со́нме пра́ведных сию́ упоко́й, иде́же ли́ци А́нгел и святы́х уго́дник немо́лчно славосло́вят держа́ву и ми́лость Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ма́тернее о нас предста́тельство и заступле́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Ахтырской», глас 4

Преблагослове́нная Де́во, Богороди́тельнице Чи́стая,/ у Креста́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего предстоя́щи,/ ско́рбь ве́лию претерпе́ла еси́/ и благода́ть от Него́ прия́ла еси́ су́щия в ско́рбех утеша́ти./ Те́мже на пречи́стый о́браз Твой благогове́йно взира́юще/ и изображе́нную Тя на нем пред Кресто́м Спа́са на́шего ви́дяще,/ умиле́нно к Тебе́ вопие́м:/ Засту́пнице усе́рдная, блага́я и ми́лостивая!/ Ускори́ изба́вити ны от вся́кия ско́рби, ну́жды и боле́зни/ и спаси́ ду́ши на́ша,// да Тя со благодаре́нием сла́вим во ве́ки.

Перевод: Преблагословенная Дева, Богородительница Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоя, ты претерпела великую скорбь и приняла от Него благодать утешать находящихся в скорбях. Потому на пречистый образ Твой благоговейно взирая и видя Тебя, изображенную на нем, перед Крестом Спасителя нашего, в сердечном сокрушении к Тебе взываем: «Защитница усердная, благая и милостивая! Поспеши избавить нас от всякой скорби, нужды и болезни и спаси души наши, да славим Тебя с благодарением во веки».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Ахтырской», глас 8

Притеце́м, ве́рнии, к благода́тному ми́лостей и щедро́т исто́чнику -/ чудотво́рному Пречи́стыя Де́вы о́бразу:/ сей бо нам свы́ше дарова́ся,/ душа́м и телесе́м во спасе́ние,/ ему́же покланя́ющеся с любо́вию, возопие́м к Богоро́дице:/ о Всепе́тая Ма́ти, о Цари́це Всеми́лостивая,/ покры́й и соблюди́ нас от вся́каго зла// Твои́м к Бо́гу Ма́терним предста́тельством.