Open
Close

Ньютон философия. Годы жизни великого ученого: Исаак Ньютон — краткая биография и его открытия

Английский физик сэр Исаак Ньютон, краткая биография которого предоставлена здесь, прославился своими многочисленными открытиями в сфере физики, механики, математики, астрономии, философии.

Вдохновляясь трудами Галилео Галилея, Рене Декарта, Кеплера, Евклида и Валлиса, Ньютон сделал множество немаловажных открытий, законов и изобретений, на которые по сей день опирается современная наука.

Когда и где родился Исаак Ньютон

Дом Исаака Ньютона

Сэр Исаак Ньютон (Sir Isaac Newton, годы жизни 1643 — 1727) родился 24 декабря 1642 года (4 января 1643 года по новому стилю) в стране-государстве Англии, графство Линкольншир, в городе Вулсторп.

Роды у его матери начались преждевременно, и Исаак родился недоношенным. При рождении мальчик оказался настолько слаб физически, что его боялись даже крестить: все думали, что он погибнет, не прожив и пару лет.

Однако, такое «пророчество» не помешало ему дожить до старости и стать великим ученым.

Бытует мнение, что Ньютон по национальности был евреем, но это документально не подтверждено. Известно, что он принадлежал к английской аристократии.

Детство И. Ньютона

Своего отца, тоже Исаака по имени (Ньютона младшего назвали в честь папы - дань памяти), мальчик ни разу не видел - тот умер еще до его появления на свет.

В семье позже появилось еще трое детей, которых мать, Анна Эйскоу, родила от второго мужа. С их появлением судьбой Исаака мало кто интересовался: мальчик рос обделенным в любви, хотя семья и считалась благополучной.

Больше усилий в воспитании и опеке Ньютона прилагал его дядя Уильям по линии матери. Детство мальчика вряд ли можно назвать счастливым.

Уже в раннем возрасте у Исаака проявлялись таланты ученого: он много времени проводил за книгами, любил что-либо мастерить. Был замкнут и необщителен.

Где учился Ньютон

В 1655 году 12-летнего подростка отдали в школу в Грэнтеме. Во время обучения он жил у местного аптекаря по имени Кларк.

В учебном заведении проявились способности в области физики, математики, астрономии, но мать Анна забрала сына из школы спустя 4 года.

16-летний Исаак должен был управлять фермой, вот только ему этот расклад не нравился: больше юношу тянуло к чтению книг и изобретательству.

Благодаря дяде, школьному учителю Стоксу и преподавателю из Кембриджского университета, Исаак был восстановлен в ряды учеников школы для продолжения своей учебной деятельности.

В 1661 году парень поступает в Тринити-колледж Кембриджского университета на бесплатное обучение. В 1664 он сдает экзамены, что переводит его в статус студента. С этого момента юноша продолжает учебу и получает стипендию. В 1665 году вынужден бросить учиться из-за закрытия университета на карантин (эпидемия чумы).

Примерно в этот период он создает свои первые изобретения. После, в 1667 году, юноша восстанавливается в студентах и продолжает грызть гранит науки.

Значительную роль в пристрастии к точным наукам Исаака Ньютона играет его преподаватель по математике Исаак Барроу.

Любопытно, что в 1668 году физик-математик получил звание магистра и окончил университет, и почти сразу же начал вести лекции для других студентов.

Что открыл Ньютон

Открытия ученого используются в учебной литературе: как в школьной, так и в университетской, причем в самых разнообразных дисциплинах (математика, физика, астрономия).

Основные его идеи были новы для того века:

  1. Самые главные и значительные его открытия были совершены в период с 1665 по 1667 год, во время бубонной чумы в Лондоне. Кембриджский университет был временно закрыт, преподавательский состав распущен из-за бушевавшей инфекции. 18-летний студент уехал на родину, где открыл закон всемирного тяготения, а также проводил различные эксперименты с цветами спектра и оптикой.
  2. Среди его открытий в области математики - алгебраические кривые 3-го порядка, биноминальное разложение и способы решения дифференциальных уравнений. Дифференциальное и интегральное исчисление было разработано почти в одно время с Лейбницем, независимо друг от друга.
  3. В сфере классической механики им была создана аксиоматическая основа, а также такая наука, как динамика.
  4. Нельзя не упомянуть о трех законах, откуда пошло их название «законы Ньютона»: первый, второй и третий.
  5. Был заложен фундамент для дальнейших исследований астрономии, в том числе небесной механики.

Философское значение открытий Ньютона

Физик работал над своими открытиями и изобретениями как с научной, так и с религиозной точки зрения.

Он отмечал, что писал свою книгу «Начала» не для того, чтобы «умалить Творца», но все же подчеркивал его могущество. Ученый считал, что мир «достаточно самостоятелен».

Был сторонником «ньютоновской философии».

Книги Исаака Ньютона

Опубликованные книги Ньютона при жизни:

  1. «Метод разностей».
  2. «Перечисление линий третьего порядка».
  3. «Математические начала натуральной философии».
  4. «Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света».
  5. «Новая теория света и цветов».
  6. «О квадратуре кривых».
  7. «Движение тел по орбите».
  8. «Универсальная арифметика».
  9. «Анализ с помощью уравнений с бесконечным числом членов».
  1. «Хронология древних царств».
  2. «Система мира».
  3. «Метод флюксий».
  4. Лекции по оптике.
  5. Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна.
  6. «Краткая хроника».
  7. «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания».

Изобретения Ньютона

Свои первые шаги в изобретательстве он начал делать еще в детстве, как уже упоминалось выше.

В 1667 году всех преподавателей университета поразил созданный им телескоп, который изобрел будущий учёный: это был прорыв в области оптики.

В 1705 году Королевское общество удостоило Исаака звания рыцаря за вклад в научную деятельность. Теперь он назывался сэр Исаак Ньютон, у него был свой герб и не очень достоверная родословная.

Среди его изобретений также числятся:

  1. Водяные часы, работающие от вращения деревянного брусочка, который в свою очередь колеблется от падающих капель воды.
  2. Рефлектор, который представлял собой телескоп с вогнутой линзой. Устройство дало толчок в исследованиях ночного неба. Им также пользовались моряки для навигации в открытом море.
  3. Ветряная мельница.
  4. Самокат.

Личная жизнь Исаака Ньютона

По словам современников, день Ньютона начинался и заканчивался книгами: он проводил за ними столько времени, что часто забывал даже поесть.

Личной жизни у знаменитого ученого не было вообще. Исаак ни разу не был женат, по слухам, даже остался девственником.

Когда умер и где похоронен сэр Исаак Ньютон

Исаак Ньютон умер 20 марта (31 марта 1727 - дата по новому стилю) в Кенсингтоне, Великобритания. За два года до смерти у физика начались проблемы со здоровьем. Умер он во сне. Его могила находится в Вестминстерском аббатстве.

Несколько не совсем популярных фактов:

  1. Яблоко Ньютону на голову не падало - это миф, придуманный Вольтером. Но сам ученый действительно сидел под деревом. Сейчас оно является памятником.
  2. В детстве Исаак был очень одинок, как и всю жизнь. Рано лишившись отца, мать полностью сосредоточилась на новом замужестве и трех новых детях, которые быстро так же остались без отца.
  3. В 16-летнем возрасте мать забрала сына из школы, где тот рано начал показывать незаурядные способности, чтобы тот начал управление фермой. Школьный учитель, родной дядя и другой знакомый, член Кембриджского колледжа, настояли на возвращении мальчика в школу, которую тот успешно окончил и поступил в университет.
  4. По воспоминаниям однокурсников и учителей, Исаак большую часть времени проводил за книгами, забывая даже поесть и поспать - это была та жизнь, о которой он больше всего желал.
  5. Исаак был хранителем Монетного двора Британии.
  6. После смерти ученого была выпущена его автобиография.

Заключение

Вклад Сэра Исаака Ньютона в науку действительно огромен, и недооценить его лепту довольно сложно. Его открытия по сей день являются основами современной науки в целом, а его законы изучаются в школе и других учебных заведениях.

Исаак Ньютон (1642 – 1727 ) родился в день Рождественского праздника 1642 года в деревушке Вулсторпе, в окрестностях деревни Колстерворт, Линкольншир. Отец умер еще до рождения сына. По имущественному положению семья Ньютонов принадлежала к числу фермеров средней руки. Когда Исаак подрос, его устроили в начальную школу. По достижению двенадцатилетнего возраста мальчик начал посещать общественную школу в Грантэме. В 1660 г. он принят в коллегию св. Троицы в Кембридже, с 1661 года был «субсайзером» (так назывались бедные студенты, не имевшие возможностей платить за обучение, недостаточно подготовленные к слушанию полного университетского курса). Только в 1664 году Ньютон стал настоящим студентом. В 1665 году он получил степень бакалавра словесных наук (изящных искусств). К концу обучения Ньютон постиг исчисление бесконечно малых величин и использовал его при решении некоторых проблем аналитической геометрии.

В 1665 году Ньютон, как и большинство преподавателей и студентов, из-за чумы покидает на два года Кембридж. Он вернулся в Вулсторп, в маленький каменный домик, уединенно расположенный в сельской глуши. Именно там возникла у Ньютона идея всемирного тяготения 1 . Там же он разрабатывал проблемы оптики и продолжал эти исследования после своего возвращения в Кембридж. Достигнув больших успехов в полировки металлических зеркал, Ньютон сконструировал телескоп-рефлектор, устранивший недостатки галилеевского телескопа.

В 1669 году Ньютон был уже профессором математики Кембриджского университета, унаследовал кафедру, которой руководил знаменитый математик того времени Исаак Барроу 2 . Завершив опыты по разложению белого цвета, Ньютон представил в 1672 году Лондонскому королевскому обществу доклад «Новая теория света», который был опубликован в «Философских трудах» Королевского общества. В этом докладе была сформулирована теория корпускулярной природы света , согласно которой причиной световых явлений является эмиссия частиц разной величины: самые маленькие из этих частиц давали фиолетовый цвет, а самые большие – красный. Его работа принесла ему в 1672 году членство в Королевском обществе. Идеи Ньютона породили бурную полемику. В ответ на жесткую критику он отвечал, что это всего лишь гипотеза, цель которой – интерпретировать и систематизировать ряд экспериментальных данных. Его концепция противостояла волновой теории света, выдвинутой нидерландским физиком, последователем Декарта Христианом Гюйгенсом (1629 – 1695 ) 1 . Полемика, вызванная этим противостоянием, рассердила Ньютона, и он опубликовал свою «Оптику » спустя почти три десятилетия.

Наиболее знаменитое сочинение Ньютона – «Математические начала натуральной философии » в окончательном варианте вышли в свет в 1687 году. Открытию закона всемирного тяготения предшествовал в Англии период исканий, в которых участвовали крупнейшие математики, астрономы и естествоиспытатели той эпохи: Гук 2 , всегдашний противник Ньютона, восторженный его поклонник Галлей 3 , великий архитектор и ученый Рен 4 . В 1684 году они встретились в Лондоне, чтобы обсудить проблемы движения планет. Гук утверждал, что законы движения небесных тел следуют закону силы, обратно пропорциональной квадрату расстояния. Рен попросил Гука представить доказательства закона и отвел ему для этого два месяца, но Гук этого не сделал.

В августе Галлей отправился в Кембридж, чтобы узнать мнение Ньютона. На вопрос Галлея, какой должна быть орбита планеты, притягиваемой Солнцем с гравитационной силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния, Ньютон ответил: «Эллипс». На вопрос, как ему удалось это узнать, он отвечал: после соответствующих расчетов. Галлей попросил показать ему эти расчеты, но Ньютон не смог найти их и пообещал прислать позже, что и сделал спустя какое-то время. Кроме того, он написал работу «О движении тел » и послал её Галлею. Поняв важность работы, последний убедил Ньютона написать и обнародовать трактат.

Ньютон принялся за работу в 1685 году. В апреле следующего года он направил рукопись первой части в Королевское сообщество. Позже были написаны вторая и третья части трактата. Сам Галлей взялся за издание работы, но возник спор с Гуком, который отстаивал свой приоритет в открытие закона силы, обратно пропорциональной квадрату расстояния. Оскорбленный Ньютон грозился даже не отдать в печать третью часть книги, где говорилось о системе мира. Затем спор улегся. В примечании к работе Ньютон отметил, что закон обратной пропорции был уже ранее предложен Реном, Гуком и Галлеем. В окончательном варианте «Математические начала натуральной философии», ставшие своего рода символом веры современной науки, появились в 1687 году и состояли из трех книг. В первой книге рассматривались движения тел под влиянием сил, во второй – те же движения в сопротивляющейся среде, в третьей – «правила философствования» и система мира.

Вскоре после этих событий произошло знакомство Ньютона с Дж. Локком, после чего между ними завязалась искренняя и прочная дружба. Ньютон продолжил свои исследования бесконечно малых величин, начинал заниматься вопросами химии, став своего рода преемником английского химика Р. Бойля (1627 – 1691 ), положившего начало химическому анализу. Случившийся пожар разрушил лабораторию и уничтожил многочисленные заметки. Ньютон, который к тому времени уже испытывал значительное нервное истощение, пережил тяжелый кризис, граничивший с безумием (1692 – 1694), от которого он так и не оправился до конца жизни. С этого момента, писал по этому поводу итальянский логик Дж. Прети, история Ньютона-ученого практически кончается. Он публиковал неизданные труды и переиздавал вышедшие ранее. В 1696 году он был назначен управляющим Монетного двора, а затем главным директором монетного дела. В 1703 году избран президентом Королевского общества. В 1704 году он опубликовал «Оптику», в 1713 вышло второе издание «Начал», в 1717 – второе издание «Оптики». С 1725 года Ньютон перестал ходить на службу. Умер он в ночь на 20 марта 1727 года. В день его похорон был объявлен национальный траур. На похоронах Ньютона в Вестминстерском аббатстве присутствовал Вольтер, много сделавший для распространения идей Ньютона во Франции.

Ньютон (1643-1727) пережил шестерых королей, гражданскую войну, диктатуру Кромвеля, реставрацию Стюартов, но все ϶ᴛᴏ мало отразилось на его судьбе. Стоит заметить, что он никогда не был женат, никогда не.выезжал за пределы Англии, практически, не имел учеников. Но его творческая жизнь была бурной и богатой событиями, как и его эпоха.

1640-1660 - Английская революция;

1642 - король начинает войну против Парламента;

1649 - казнь короля Карла I;

1б88 - смена династии: на престол взошел штатгальтер Голландии Вильгельм Оранский;

1702-1714 - правление королевы Анны, последней из Стюартов. Власть перешла к Ганноверскому дому.

Ньютон происходил из семьи фермера в Линкольншире. В средней школе не полу­чил даже элементарного математического образования. Неожиданно в нем проявился интерес к техническому моделированию. Строил модели ветровых и водяных мельниц, хитроумные мышеловки, построил самодвижущуюся четырехколесную повозку, приводя­щуюся в движение через кривошипный механизм.

Страстью молодого Ньютона были солнечные часы. По положению тени он мог оп­ределять дни равноденствий, солнцестояний, даже дни месяца. Всю жизнь он смотрел на положение теней, а не на часы, когда его спрашивали о времени.

4 июня 1661 г. поступил в Кембридж, в известный Тринити-колледж, кᴏᴛᴏᴩый был основан в 1546 г. королем Генрихом VIII. Ввиду подчиненного положения вел очень замк­нутую жизнь, общаясь исключительно со ϲʙᴏим тьютором. Им был профессор Пуллейн, филолог, занимавший кафедру, где первым профессором был Эразм Роттердамский. В 1664 г. на частные средства в колледже была учреждена кафедра математики. Ее первым профес­сором стал Исаак Барроу, в то время 33-летний, весьма одаренный ученый, знавший ма­тематику так же хорошо, как и древние языки. К моменту их встречи Ньютон прочитал «Геометрию» Декарта (но не читал Евклида) и был искушен в вопросах математики. В1664 г. Ньютон стал стипендиатом колледжа; январь 1665 г. - бакалавр искусств;

1665-1666 г. была эпидемия чумы. Ньютон поехал домой к матери, где и провел все время чумы.

Anni mjrabiles - чудесные годы. Восемнадцать месяцев Ньютон непрерывно зани­мался математикой. Ему пришла в голову идея дифференциального и интегрального ис­числения. Стоит заметить, что он догадался о существовании закона всемирного тяготения.

Лишь когда Ньютон показал связь законов Кеплера с концепцией тяготения, он смог говорить о гравитации как фундаментальном принципе. Закон Кеплера гласит, что кубы расстояний от солнца главных планет обратно пропорционально квадратам их пе­риодов. На ϶ᴛᴏм основании Ньютон вывел закон обратных квадратов: стремление планет удалиться от солнца обратно пропорционально квадратам их расстояний от светила (связь центробежной силы и квадрата расстояния)

1667-1668 - член Тринити-колледжа, магистр искусств.

В 1669 г. сменил Барроу на посту профессора кафедры математики. Занимал эту кафедру 27 лет. Барроу же стал духовником короля, а потом - главой Тринити-колледжа.

В данные годы Ньютон оттачивал метод флюксий. Под флюксиями он понимал производные х, у, z по времени dx/dt, dy/dt, dz/dt. В первых ϲʙᴏих работах он называл их «движениями», а потом «скоростями». Кинематический подход Ньютона к понятиям ма­тематического анализа чрезвычайно характерен для английской школы натуральной фи­лософии. Вильям Томсон (лорд Кельвин) (1819-1907) сказал: «dx/dt - ϶ᴛᴏ скорость!»

Под натуральной философией понимаются основные исследования Ньютона, т.е. оптика, механика и астрономия, объединенные на базе математики.

Понятие силы. В 1684 г. Ньютон наповествовал небольшой трактат «О движении тел по орбите» (всего 9 страниц) В нем Ньютон пользовался тремя различными концепциями силы:

1) с и л а - и м п у л ь с, производящая дискретное приращение движения

2) непрерывно действующая сила, производящая ускорение;

3) врожденная сила, понимаемая как внутренний движитель, кᴏᴛᴏᴩый поддер­живает постоянную скорость движения

Вскоре Ньютон пришел к осознанию двух важнейших понятии новой науки:

инерция - присуща материи и измеряется ее количеством; движущая сила -внешняя по отношению к телу. Стоит заметить, что она может быть измерена по изменению движения, ею производимому. Отметим, что тело - все, что может быть движимо и осязаемо, в чем есть сопротив­ление осязаемым вещам.

5 июля 1687 г. была издана книга «Математические начала натуральной философии». Второе издание - в 17!3 г., третье - в 1724 г.

Правила рассуждения в науке:

Гипотезам не место в натуральной философии;

Истина всегда должна заключаться в простоте;

Все в природе построено по аналогии.

Ввел гипотезу о существовании эфира. Эфир - ϶ᴛᴏ такая субстанция, в кᴏᴛᴏᴩой тела движутся или плавают без сопротивления, кᴏᴛᴏᴩая не обладает инерцией и действует согласно немеханическим законам. Существование эфира было призвано объяснить перенос тепла в вакууме, затухание колебаний маятника в пустоте, передачу раздражения от ор­ганов чувств в мозг. Эфир, по мнению Ньютона, состоит из частиц, более малых, чем час­тицы света, но обуславливает силы огромной величины по сравнению с их размерами. Функция эфира состоит в заполнении пространства между телами и действие в нем. Со­гласно Ньютону, материя во Вселенной занимает значительно меньше места, чем пустота. Материя пориста. Ньютон верил в первичность силы по отношению к материи.

Онтология. Материя, пустота, сила, эфир.

С конца 60-х годов XVII в. Ньютон начал интересоваться алхимией. Построил лабо­раторию, собирал книги, прорабатывал источники (свыше 5000 страниц) Стоит сказать - полагают, что Ньютон был членом тайного общества алхимиков. Алхимия Ньютона - ϶ᴛᴏ магическое искусство, ключ к кᴏᴛᴏᴩому надо искать в рукописях древних авторов. Стоит заметить, что он был убежден, что в них содержится доказательство существования универсального растворителя и фи­лософского камня. Ньютон пытался постичь искусство трансмутации элементов посред­ством проникновения во внутреннюю структуру материи. Этим он стремился компенсиро­вать узость механической философии. У алхимиков заимствовал идеи единства живой и неживой природы, верил в существование принципиально немеханических законов.

Ньютон был также и теологом. Дело в том, что Тринити-колледж главный ϲʙᴏй предмет видел в теологии. Член колледжа должен был принять сан или покинуть его стены. В марте 1675 г. Ньютон (благодаря протекции Барроу) получил спе­циальное разрешение короля не принимать сана.

На основании ϲʙᴏих исследований Ньютон пришел к утверждению правоты арианства. Протестантизм отрицал наличие посредников между Богом и человеком (в мире церкви), но оставил тезис о троичности неизменным. При этом многочисленные секты того времени довели до логического завершения представление о едином, мони­стическом начале, лежащем в основе природы и человека. Распространение унитаризма в XVII-XV1II вв. будет проявлением острого чувства единства мира, кᴏᴛᴏᴩое было при­суще и Ньютону. В «Математических началах натуральной философии» Бог характеризу­ется как Пантократор, единолично осуществляющий абсолютную власть над творением.

Протестантизм оценивал католическую церковь как Великое отступничество, власть Антихриста. Сам же Ньютон видел отступничество именно в тринитарной проблеме. Ньютон искал также древнейшую и истинную религию, кᴏᴛᴏᴩую связывал с культом Весты - сим­волом гелиоцентрического универсума. Будучи рационалистом, Ньютон понимал ограни­ченность механического мировоззрения. Свойственное Ньютону острое, религиозно окра­шенное чувство единства мира обусловило и целостность его мировоззрения: веру в Бога, чувство нравственного долга, поиск совершенной во всех частях натуральной философии.

Ныотон видел два пути познания Бога: через изучение природы и через изучение истории. В гуманитарное исследование стремился внести стандарты научного доказательства.

С 1696 г. стал директором Монетного двора в Лондоне.


Исаак Ньютон был первым, кто сумел представить классическую механику в целостном виде. Его эпохальный труд «Математические начала натуральной философии» был опубликован в 1687 г. Основания механики Ньютона составляют три закона. Состояние физических объектов описывается посредством задания их масс (mi) и координат, пространственных (Дг,) и временных (Дг,). Часто говорят, что это состояние характеризуется посредством импульсов (pi) и координат. В таком случае масса входит в состав импульса. Используя указанные выше концепты, Ньютон записал дифференциальный закон движения, позволяющий предсказывать последовательность состояний физических объектов. Переходим к рассмотрению философских вопросов классической механики.
Об исходных концептах. Концепты массы, длительности и расстояния не определяемы. Поэтому неправомерно утверждать, например, как это часто делается, что масса является мерой инертности. Что касается концепта инерции, то он вообще оказывается излишним. В выражения законов Ньютона не входит признак инерции.
Истинное, значит, математическое? Говоря о времени, пространстве, движении, Ньютон полагал, что они могут быть либо абсолютными, истинными, математическими, либо относительными, кажущимися, обыденными. Сказано предельно откровенно: истинное - значит математическое; отход от математики - путь к кажущемуся и обыденному.
На первый взгляд совершенно непонятно, почему в физике истинным признается нечто математическое, т.е., строго говоря, не физическое. Суть дела нам видится в следующем. Физическая теория должна руководствоваться не обыденными, а рафинированными концептами. Только в этом случае она может претендовать на установление истины, удостоверяемое среди прочего экспериментальным путем. Рафинированные физические концепты моделируются посредством математических концептов. Но при этом они не теряют своей исходной природы. Нет никакой необходимости сводить физику к математике. Вопреки Ньютону говорить следует не о математических началах физики, которую он называет натуральной философией, а о концептуальных основаниях.
Что такое пространство и время? Строго говоря, в классической механике вводятся концепты длительности и протяженности (размеров и расстояний), а не пространства и времени. При желании совокупность длительностей можно обозначать одним словом, временем. Совокупность протяженностей можно ради экономии слов называть пространством. Важно, однако, понимать, что дополнительно к длительностям не существует время, а дополнительно к протяженностям нет пространства.
Пространство и время абсолютны? Ньютон считал их именно таковыми, т.е. абсолютными. Но в предыдущем абзаце уже разъяснено, что пространство и время не являются чем-то реальным. Но если используются термины пространство и время, то во избежание путаницы непременно следует перейти к протяженностям и длительностям. Разумеется, они изменчивы и, следовательно, не абсолютны. Пытаясь найти возможные основания обсуждаемой абсолютности, можно указать на следующие два обстоятельства. Во-первых, в рамках классической механики некоторые зафиксированные длительности и протяженности во всех системах отсчета являются одними и теми же, т.е. являются инвариантами. Во-вторых, пространственные и временные единицы измерения конгруэнтны друг другу. Допустим, что длина тела составляет 3 см. Первый сантиметр конгруэнтен второму, а второй третьему. В отличие от тел единицы измерения не деформируемы. Вполне резонно использовать концепты инвариантности протяженностей и длительностей и конгруэнтности единиц измерения, но они не являются обоснованием абсолютности пространства и времени.
Что такое координатное пространство, например декартова система координат? Это вспомогательный концепт, который не является обозначением чего-либо реального. Использование для его обозначения слова пространство часто приводит к недоразумениям, ибо возникает иллюзия, что речь идет о чем-то реальном. Реальны системы отсчета, а не Системы координат.
Являются ли физические тела материальными точками? Физические тела являются физическими, а не материальными телами. Что такое материальное тело? На этот вопрос в рамках классической механики невозможно найти ответ. Что такое физическое тело? Объект, обладающий теми признаками, которые рассматриваются в классической механике, т.е. массами, размерами, длительностями, импульсом, кинетической и потенциальной энергией. Являются ли физические тела материальными точками? Нет, не являются, ибо они обладают протяженностями. Но почему же в таком случае в физике используется концепт точки? Используется концепт не физической, а геометрической точки. Делается это постольку, поскольку существует известный изоморфизм между математическими и физическими концептами. Центр масс системы тел моделируется посредством понятия геометрической точки, но он не является отдельным телом. Если тело принимается за точку, то налицо упрощающий прием, только и всего. В нем часто видят какую-то чуть ли не таинственную ухищренность физики. От нее не остается следа, если толково рассмотреть существо математических моделей, т.е. интернаучных связей физики с математикой.
Бесконечны ли пространство и время? И этот вопрос имеет довольно искусственный характер. Классическая механика оперирует по определению длительностями и протяженностями. Они не могут принимать бесконечные значения. Выражение Аг = °° или At = °° бессмысленны. Дг обозначает либо размеры тела, либо расстояние от этого тела до другого эмпирически фиксируемого тела. И в первом, и во втором случае Аг конечно. Длительность At являет признаком некоторого процесса, состояния которого также эмпирически фиксируемы. И она всегда конечна. Иногда приравнивание величин длительностей и протяженностей бесконечности уместно в качестве упрощающего приема. Но он не свидетельствует в пользу бесконечности пространства и времени.
Первый закон Ньютона является не законом, а принципом? На наш взгляд, дело обстоит именно таким образом. Обычно этот закон приводится в следующей формулировке: материальная точка в отсутствие действия на нее сил или при их взаимном уравновешивании находится в состоянии покоя или равномерного движения. Этот же вывод вроде бы следует из второго закона Ньютона. Но в чем же в таком случае смысл первого закона Ньютона? На этот вопрос физики дают четкий ответ: первый закон Ньютона задает представление о тех системах, в которых выполняются второй и третий законы Ньютона. Эти системы отсчета принято называть инерциальными. Таким образом, первый закон Ньютона расчищает концептуальный путь для второго и третьего закона Ньютона. Такого рода концепты принято считать принципами.

Что касается второго закона Ньютона, то он ни в коей мере не определяет смысл третьего закона. Иначе говоря, он не обладает потенциалом принципа. То же самое относится и к третьему закону Ньютона.
Имеет ли место в классической механике плюрализм? Многим физикам на протяжении по крайней мере трех веков она казалась безальтернативной. Но, как выяснилось, это не так. Речь идет об очень интересном в философском отношении феномене, прекрасно осмысленном О.С. Разумовским. В кратчайшем изложении суть дела состоит в следующем.

Наиболее общая формулировка закона движения механических систем получается при использовании не второго закона Ньютона, а принципа наименьшего действия в форме Гамильтона. Среди всех достаточно малых возможных перемещений механической системы за один и тот же промежуток времени действительным является то, для которого будет минимальным действие 5:

где I - функция Лагранжа, равная разности кинетической Г и потенциальной V энергии,

Как в случае механики Ньютона, так и в случае аналитической механики, или лагранжевой механики, уравнения движения записываются в дифференциальной форме. Но первая базируется на двух векторах: импульсе и силе, а вторая - на двух скалярах кинетической энергии и так называемой силовой функции Я (Я = Т + V). Механические явления осмысливаются по-разному: в механике Ньютона на основе понятия силы, а в Лагранжевой механике на основе понятия действия. При описании некоторых явлений механика Ньютона и Лагранжева механика тождественны друг другу. Но есть немало таких ситуаций, для объяснения которых лучше подходит либо одна, либо другая механика, или даже исключительно только одна из них. Следовательно, механика Ньютона и механика Лагранжа не полностью эквивалентны друг другу, т.е. являются конкурирующими теоретическими концепциями. А это означает, что теоретическая механика в концептуальном отношении плюралистична, неоднозначна. И для нее актуально многообразие теоретических позиций.
Классическая механика считается самой простой из всех физических теорий. Строго говоря, ее «простота» заключается исключительно в том, что она ближе других физических теорий примыкает к обыденному знанию. С позиций наиболее развитого физического знания классическая механика для понимания исключительно трудна прежде всего в силу недостаточной концептуальной силы ее понятий. Читатель быстрее всего готов оспорить многие из тех выводов, которые сделаны выше. Это хорошо, ибо философия физики не предполагает единомыслия.

Галилео Галилей (1564-1642) Томас Гоббс (1588-1679)

Рене Декарт (1596-1660) Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Блез Паскаль (1623-1662) Готфрид Лейбниц(1646-1716)

Николай Мальбранш (1638-1715) Исаак Ньютон (1642-1727)

Лекция 3. Философия и наука. Г. Галилей и и. Ньютон план

    Общекультурная характеристика периода.

    Философская методология Г. Галилея.

    Философия науки И. Ньютона

После подготовительного и не вполне оформившегося в философском отношении Возрождения только в XVII в. новая философия начинает осознавать свои цели и вырабатывать соответствующие средства их реализации. Возрождение израсходовало свой философский потенциал, в основном, на полемику с прошлым, тогда как ХVII век ориентирован уже на позитивную деятельность. При этом новая философия, более самостоятельная, чем философия Возрождения, была в то же время сильнее связана с философской традицией: разрабатывая новые методы и достигая новых результатов, она возвращается к "вечным" метафизическим проблемам, которые были центральными для средневековой философии. Но возврат происходит в принципиально новых условиях, когда бурно развивается естественнонаучное знание, что позволяет философии выступать с максималистскими программами, опирающимися на своеобразный синтез метафизических спекуляций с результатами и перспективами развития науки. ХVII век - это период великих метафизических систем, но весьма симптоматично, что начинается этот период деятельностью выдающегося ученого Г. Галилея, а завершается философией науки гениального ученого И. Ньютона с его знаменитым афоризмом "Физика, бойся метафизики!". Если проводить историко-философские аналогии, то ХVII в. был для Нового времени периодом философской классики – как ХIII в. для средневековья, а IV в до н. э. для античности. Великие философские системы ХVII в. возникли в условиях войн и социальных потрясений. Тридцатилетняя война(1618-1648гг.) в Центральной Европе; шведские интервенции в близлежащие страны; постоянная угроза со стороны Османской империи(в 1683г. турки были под Веной). Абсолютистские режимы в Испании и Австрии; диктатура Мазарини и Ришелье во Франции; полувековые революционные потрясения в Англии. Островком мира и свободы была только Республика Объединенных Нидерландов, возникшая в 1588г. в результате революции и освободительной войны против испанской короны. ХVII век -это время возрожденного могущества Ватикана, время религиозных проповедников (Боссюэ) и религиозных мистиков (святая Тереза), время суровой религиозности, янсенизма, Паскаля и Пор-Рояля. Кстати, в 1683г. Людовиком ХIV был отменён Нантский эдикт, гарантировавший во Франции свободу вероисповеданий.

В искусстве -это время барокко с его динамичностью и гигантоманией, когда строились дворцы Версаля, соборы святого Петра в Риме и святого Павла в Лондоне. Параллельно с барокко развивался и классический("палладийский") стиль в архитектуре, в некоторых странах(северная Италия, Англия, Голландия) даже доминировавший. Италия была родиной и классицизма (Палладио), и барокко(Бернини), в живописи она отходит на второй план, впадая в маньеризм и академизм, уступая первенство Голландии (Рубенс и Рембрандт) и Испании (Эль-Греко и Веласкес). Непревзойденных вершин достигает литература: Шекспир ("Гамлет"-1608г.), Сервантес ("Дон-Кихот"-1609г.), французские классицисты Корнель и Расин("Сид"-1631г.,"Федра” 1677г.), Мильтон ("Утраченный рай"-1667г.).

Практически осваиваются географические открытия недавнего прошлого: возникают английская(1600г.) и голландская (1602г.) Вест-индские компании, в 1620г. в Америку прибыл корабль " Мэйфлауэр" с европейскими переселенцами, в 1674г. основан Нью-Йорк, в 1693г.- Филадельфия. На ХVIIв. приходится множество научных открытий: в 1600г. Гильберт открыл явление земного притяжения, в 1611г. Кеплер сконструировал астрономический телескоп, в 1628г. Гильберт открыл явление электричества, а Гарвей - двойного кровообращения; в 1637г. Декарт разработал основы аналитической геометрии; в 1634 г. Торричелли изобрел барометр, в 1678г. Гюйгенс разработал волновую теорию света; в 1684г. Лейбниц открыл дифференциальное исчисление, а Ньютон - закон всемирного тяготения. В ХVII в. открыты известнейшие академии: Французская (1635г.) и английское Королевское общество (1662г.).

Первый период метафизических систем был кратким по времени, что характерно для всех периодов с максималистскими претензиями. Он охватывал всего лишь три поколения мыслителей. К первому поколению принадлежали еще последние представители философии Возрождения - Г. Чербери, Г. Гроций, Т. Кампанелла. Но это было и поколение Декарта, Галилея, Гоббса, выступивших с новыми философскими и научными идеями. Ко второму поколению принадлежат ученики Декарта - Паскаль, Арнольд, Николь и такие самостоятельные мыслители, как Н. Мальбранш, Б. Спиноза, "долгожитель" Гоббс, а также кембриджские платоники (Ральф Кэдворс и Генри Мур).Наиболее полно идеи этого периода выразили в своих сочинениях мыслители третьего поколения - Ньютон и Лейбниц, а также предвестники нового периода - Д. Локк и П. Бейль. Период закончился приходом поколения, выдвинувшего, на смену максималистской, осторожную эмпиристскую программу философствования: такой датой можно считать 1690г. - год выхода в свет основного философского труда Д. Локка - "Опыт о человеческом разуме". Но сформировавшийся в ХVII в. тип философствования уступает место не сразу и его крупнейший представитель Г. Лейбниц пережил Д. Локка - первого представителя следующего периода.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)

Г. Галилей родился в г. Пиза (Италия), изучал медицину, математику и философию во Флоренции,был с 1589г. профессором в Пизе и Падуе. Основные научные открытия и изобретения (закон падения тел, изобретение телескопа), сделавшие его родоначальником механики и астрофизики Нового времени, относятся к первому десятилетию ХVII в. В 1617г. обвинён в ереси за признание гелиоцентрической теории Коперника, был оправдан, но после издания "Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" (1632г.) привлечён инквизицией к суду (1633г.), на котором отрекся от коперникианства. На основе философского осмысления процесса и результатов своих естественнонаучных исследований Галилей сформулировал ряд новых идей научного познания. Его предшественниками в философско-методологических размышлениях были, наряду со средневековыми оккамистами, выдающиеся учёные эпохи Возрождения - Коперник, Леонардо да Винчи, Кеплер. Разделяя характерное для эпохи Возрождения неприятие аристотелевской теории познания, Галилей следует платоновской традиции в понимании роли априорных и математических факторов в познавательном процессе.

Основные труды : "Звездный вестник",1610; "Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой",1632.

Взгляды Г. Галилея.

Опытное знание. Галилей выступал против спекулятивного, не опирающегося на опыт, исследования природы: невозможно обнаружить новые планеты с помощью только логических аргументов или колдовских формул, принципиально отказываясь пользоваться телескопом, как это делали многие философы - современники Галилея. При этом Галилей был сторонником эмпирической науки, но вовсе не односторонним эмпириком. Наука должна опираться на опыт, но её не следует ограничивать только сбором фактов, ибо без осмысления фактов нет науки, а научное осмысление должно опираться на опыт.

Математический характер знания. Наука должна не только опираться на опыт, но и стремиться к точности своих выводов. А точность предполагает наличие возможности измерять исследуемые объекты. Следовательно, чтобы сделать естествознание точной наукой, необходимо: а) путем анализа найти те элементы природных объектов, которые поддаются измерению; б) путём синтеза воссоздать в сознании ученого исследуемый объект из этих уже научно "обработанных" элементов. Сочетание аналитического и синтетического методов Галилей считал необходимым условием точного научного исследования природы. Галилей называет два элемента явлений природы, которые поддаются измерению, а потому должны быть основой точных исследований естествознания: форму и движение. Именно они становятся для Галилея истинным предметом научного естествознания и благодаря им научное естествознание получает математическую форму, ибо "книга природы написана языком математики”. Такому подходу противостояли сторонники аристотелевской традици 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 ледующим образом. Математические суждения - это гипотетические суждения типа "если А, то В" и связь между А и В математика устанавливает независимо от опыта. Задача эмпирического исследования состоит в подтверждении, что А реально существует, а если существует, то далее можно уже без обращения к опыту установить с помощью математических операций существование В. Таким образом математическая дедукция превращается из абстрактной схемы в важнейший способ эмпирического познания действительности. Эксперимент, который для Ф. Бэкона был основой всей науки о природе, оказывается у Галилея лишь одним из ее условий, так как исследовательская деятельность включает в себя не только эмпирическую, но и дедуктивно-математическую область. Опыт ничего не говорит о законах природы, относимых Галилеем (и в этом он решительно выступает против радикального эмпиризма) к области априорного знания.

Галилей полагал, что математические элементы вещей не только доступны точному исследованию, но и являются единственными объективными элементами, а всё остальное в вещах -это всего лишь наше субъективное дополнение, то есть субъективные чувственные качества. Он был первым мыслителем Нового времени, который высказался в пользу сформулированного еще Демокритом (но не принятого античными, а тем более - средневековыми философами) тезиса о субъективности чувственных качеств материальных объектов.

Наука как знание о явлениях . Поиск точности научного познания привёл к изменению самого предмета науки и ее основной задачи Традиционно задача науки о природе, сформулированная перипатетиками, состояла в поиске "сущности", или истинной "природы" каждой субстанции, любые свойства которой можно затем выявить путем логической дедукции. Ход рассуждений был следующим: тела по своей "природе" избегают пустоты, ибо пустота есть логическая противоположность тела. Или: на Солнце не может быть "пятен", ибо, как утверждал один из оппонентов Галилея, Солнце по своей "природе" есть наиболее светлое тело и не может выделять из себя противоположной его природе темноты. Галилей отказался от задачи проникновения в истинную "природу" вещей, считая это "безнадежным делом по отношению как к ближайшим, земным, так и к далёким, небесным субстанциям". Необходимо довольствоваться познанием определённых признаков и качеств вещей, что вполне возможно по отношению как к земным, так и к небесным телам и явлениям. От научного познания, считает Галилей, не нужно и невозможно требовать большего, чем его соответствие исследуемым явлениям . Этой программой было положено принципиальное различие между традиционной, сформулированной ещё перипатетиками, целью науки о природе и целями формирующейся науки Нового времени: первая хотела исследовать субстанции, вторая -только явления и отношения между ними, надеясь при этом открыть законы, ими управляющие. Программа традиционной науки хотела большего, чем могла, а потому не имела шансов быть реализованной и фактически препятствовала развитию науки, закрывая ей пути, на которых наука получала скромные, но реальные результаты.

Наука не имеет возможности исследовать истинную "природу" вещей, но она в состоянии изучать явления и определять управляющие ими законы. Этот переход от поиска сущности вещей к определению законов, как необходимых и устойчивых связей между явлениями, знаменует начало новой эпохи в развитии науки. Галилей был первым учёным-естествоиспытателем, сознательно и принципиально выразившим методологические тенденция науки Нового времени.

Законы природы, изучение которых Галилей считал основной задачей естествознания, он трактовал как устойчивые и необходимые причинно–следственные связи между явлениями, тогда как традиционная натурфилософия рассматривала природу с точки зрения её целесообразности. Целесообразно в природе, согласно старому, перипатетическому подходу, либо то, что совершенно, либо то, что соответствует человеку. Обе эти версии финализма Галилей считает неприемлемыми. Опровергая первую версию, он указывал, что только мания величия может делать слабый человеческий разум средоточием замыслов Бога и критерием всего, происходящего в мире. Против отождествления целесообразности с совершенством Галилей выдвигает следующий аргумент: невозможно определить, какая из геометрических фигур древнее и совершённое сама по себе, но если речь идет о сооружении стен, то прямоугольная фигура совершеннее сферической.

Суждения о целесообразности и совершенстве мира возможно и истинны, но они не входят в компетенцию науки, задачи которой значительно скромнее: достаточно быть, отмечает Галилей, хорошими работниками, обнаруживающими в недрах земли мрамор и добывающими его, чтобы скульптор выявил скрытые в нём чудесные формы.

В концепции науки Галилея философское значение имеют следующие методологические принципы: а) естествознание - это опытная наука; б) язык естествознания - математика; в) естествознание должно ограничиваться исследованием явлений; г) в природе действуют причинно-следственные, а не целевые законы. Многие естествоиспытатели следовали этим принципам и раньше, но только Галилей придал им чёткую формулировку и подтвердил собственной исследовательской деятельностью. Несмотря на оппозицию со стороны приверженцев традиционной концепции науки, научная методология Галилея, опирающаяся на эмпирическое, математическое, причинно-следственное понимание природы, привлекла внимание выдающихся ученых - естествоиспытателей ХVII в. Среди них особое место принадлежит И. Ньютону, своей философией науки положившему предел первому периоду метафизических систем.

ИСААК НЬЮТОН (1642-1727)

Если Галилей был посредником между естествознанием и философией в первой половине ХVII в.,то во второй половине ХVII в. таким посредником стал И. Ньютон - математик, физик, астроном, гениально сочетавший таланты теоретика и экспериментатора, творца и систематика.

По окончании Кембриджского университета Ньютон сразу был приглашён на кафедру натуральной философии; с 1703г. был президентом Лондонского королевского общества, причем ежегодно переизбирался вплоть до самой смерти; был членом парламента от научного сообщества, но политикой совсем не интересовался. Основное сочинение - знаменитые "Математические начала натуральной философии"(1687г.).

Интерес к философской проблематике был вызван у Ньютона результатами его собственных научных исследований, хотя, с другой стороны, он искал в философии, будучи верующим, ответы на волновавшие его религиозные вопросы. В этом смысле его философия не была чисто научной, имея двоякую ориентацию -научную и религиозную, а потому можно говорить о двоякого рода предшественниках Ньютона: а) великие ученые-естествоиспытатели (Коперник, Галилей, Кеплер), создатели новой науки о природе, близкие ему и методологическими взглядами; б) популярное в Англии ХVII в. религиозно-философское течение кембриджских платоников во главе с Г. Муром и Р. Кэдворсом.

Философские взгляды И. Ньютона.

Новое соотношение науки и философии. Открытый Ньютоном закон всемирного тяготения венчает цепь открытий естествознания Нового времени: будучи научно точным и в то же время предельно общим, он объясняет любое движение - и планет вокруг Солнца, и яблока, падающего с яблони. Натурфилософия Ньютона реализовала научную программу Галилея, его идеал научного знания, состоящий в гармонии опыта с математикой. Она отвечала требованиям противоположных философских направлений, преодолевая их крайности: опиралась на факты, чего добивались эмпирики, и давала дедуктивные обоснования, чего жаждали рационалисты. Спор об истинном методе, неразрешимый в рамках абстрактной философии, был решён в ходе поступательного развития науки. Точная наука о природе, опирающаяся на предложенную Ньютоном методологию, превратилась в достоверный факт. "Математические начала натуральной философии" не только заложили фундаментальные основы последующего развития физики, но стали образцом для других наук в их стремлении к точности и обоснованности и критерием совершенства в методологии любого научного знания.

Натурфилософия с её общими и чисто теоретическими проблемами традиционно была тесно связана с философией, соответствующим образом согласно своим предпочтениям определявшей как понимание, так и способы решения натурфилософских проблем. Ньютон впервые в истории философии сформулировал методологию естествознания, полностью независимую от любой общефилософской концепции. В результате естествознание, став самостоятельным методологически,заняло в иерархии наук высшее место, дотоле принадлежавшее философии. И если раньше частные науки в развитии своей проблематики исходили из общефилософских концепций, то теперь учёные-естествоиспытатели философскими обобщениями результатов своих исследований начинают влиять на сам процесс и направление развития философии. Ньютон, будучи выдающимся представителем учёных нового типа, показал, как следует строить философию, опирающуюся на естествознание и математику. В следующем столетии этот подход стал доминирующим.

Концепция описательной науки . В понимании сущности науки Ньютон следует Галилею: объект науки -явления природы, её цель -нахождение устойчивых связей между явлениями. Из компетенции науки должны быть исключены трансцендентные причины явлений, ибо они выходят за границы опыта, а наука может опираться только на опыт. Всё, не следующее из явлений, гипотетично, а любые гипотезы - метафизические или физические - несовместимы с экспериментальной наукой. Например, исследуя тяжесть, физика устанавливает законы, которым она подчинена, но не выдвигает гипотез о её природе. Такого рода ограничения были направлены против господствовавших тогда естественнонаучных концепций - как аристотелевско-схоластической, так и картезианской. Ньютон понимает науку о природе как описание явлений, то есть тем способом, который ученые XIX в. неправомерно считают своим открытием. Причем даже сам термин "описание" использовался ближайшими учениками Ньютона: достаточно, отмечает ученик Ньютона Кейл, пользоваться вместо предлагаемой логиками дефиниции предмета только «описанием , с помощью которого он будет понят ясно и отчетливо».

Строго фактическим должно быть лишь основание (принцип) науки, после установления которого наступает очередь дедукции для выведения из этого основания следствий. Наука о природе, созданная Ньютоном, своею точностью и определённостью обязана соединению эмпирического опыта с логической дедукцией.

Метафизика. Однако на самом деле научные взгляды Ньютона не были свободны от гипотез, выходивших далеко за границы эмпирических фактов. Формулируя законы механики (три закона Ньютона), он вводит одновременно с понятием относительного пространства, известного из опыта, понятие абсолютного пространства, а также понятия абсолютного времени и абсолютного движения . Более того, полагая, что абсолютное пространство не обладает материальными свойствами, Ньютон делает вывод о его духовной природе (напомним, что если Ньютон отождествил пространство с духом, то Декарт отождествил его с материей). Такому пониманию абсолютного пространства он придавал большое значение с точки зрения его метафизических следствий: будучи противником метафизической трактовки науки, он не был противником метафизики вообще, причем его собственная метафизическая концепция была не натуралистической, а идеалистической. Ньютон считал материализм ложной метафизической теорией, усматривая особую ценность своих взглядов на природу в том, что они, ведя к признанию духовной природы абсолютного пространства, должны были стать неопровержимым аргументом против материализма.

Из концепции абсолютного пространства, обладающего духовной природой(здесь Ньютон следует кембриджским платоникам),Ньютон делает теологические следствия: пространство есть свойство абсолютной субстанции, или Бога, который через пространство как своеобразный орган активно реализует свою вездесущность. Будучи создателем новой науки, Ньютон вместе с тем своими религиозно-метафизическими взглядами продолжал поддерживать дух средневековой схоластики, сохранившей сильные позиции, в частности, в Кембридже.

Характерно, что Ньютон, разработавший методологию науки о природе, совершенно автономную по отношению к религии, результаты естественнонаучных исследований использовал как аргументы в поддержку истин христианства. В частности, он искал в этих результатах доказательство бытия Бога. Но если раньше таким доказательством считали, в первую очередь, целесообразность мира,Ньютон, полагавший, что целесообразность в природе есть продукт человеческого заблуждения, ибо в природе действуют механические причинно-следственные связи, именно эту механичность природы положил в основу своего доказательства бытия Бога. Природа подобна машине, построенной человеком, а потому она не может не быть творением мыслящего существа, то есть мир, как совершеннейшая машина, сотворён совершеннейшим разумом, или Богом. Это доказательство бытия Бога, названное физико-теологическим , более всего соответствовало ориентированному на науку мировоззрению Нового времени и потому пользовалось наибольшим признанием. Таким образом, более других ученых ХVII в. способствовавший созданию автономной науки о природе (натуральной философии), Ньютон, используя результаты своих естественнонаучных открытий для подкрепления христианской веры, придал этой науке религиозно-метафизическую окраску.

Значение Ньютона для развития философии Нового времени состоит в следующем: а) создание методологических оснований науки о природе; б) соединение механистического естествознания с теологией, в значительной мере способствовавшее укреплению позиций религиозной философии, получившей опору в новой науке. Влияние Ньютона связано, прежде всего, с его научными взглядами и открытиями, положившими начало расцвету математики и математического естествознания. В Англии сформировалась группа "ньютонианцев", считавших Ньютона не только гениальным ученым, но и выдающимся философом: концепция абсолютного пространства и времени, а также физико-теологическое доказательство бытия Бога значили в их глазах не меньше, чем закон всемирного тяготения. Ньютону весьма близок научными и философскими взглядами был, в частности, выдающийся английский ученый Роберт Бойль (1627-1691), тоже занимавшийся общефилософскими проблемами науки о природе и её согласованием с религией. Влияние Ньютона не ограничивалось научными кругами. Деисты восприняли его концепцию отношения Бога к миру, что оказало колоссальное воздействие на формирование интеллектуальной культуры Просвещения - особенно после популяризаторских "Писем об англичанах” Вольтера, благодаря которым научные идеи Ньютона стали доступны широким кругам интеллигенции.

Что касается оппозиции, то она была направлена против двух, полярных друг другу элементов учения Ньютона: а) феноменалистичеcкой концепции науки (спор с Ньютоном вели сначала картезианцы, а затем - в Германий - школа Вольфа), б) концепции абсолютного пространства и времени, причем характерно, что ""естественники"" поддерживали Ньютона, а философы самых разных направлений - от рационалистов вольфовской школы до представителей французского Просвещения - выступали против.