Open
Close

Нимб над головой. Что такое нимб над головой и что значит это сияние

Нимб (гало) в переводе с латинского означает «облако», «туча» (nimbus) и представляет собой ярко сияющий круг над головой. По форме он может быть разным: треугольным, круглым, шестиугольным. Но вот отличительной чертой изображений Иисуса Христа является круглый (крещатый) нимб, в который вписан крест.

Хотя изображения его чаще всего встречаются на христианских либо а также картинах, где есть святые, все же история его возникновения уходит своими корнями в древние времена. Рисованные нимбы, озаряющие головы людей, встречались на протяжении веков в различных культурах - древнегреческой, византийской, мусульманской, христианской. На Востоке светящийся ореол вокруг чела всегда символизировал награду за праведную жизнь и означал Просветление.

Нимб над головой: история происхождения

Имеется не одна, а несколько версий касательно того, как появился такой символ святости, как нимб. По версии некоторых ученых, его предварял греческий мениск - металлический кружок, который располагался вокруг голов статуй для того, чтобы защитить их от птиц и непогоды. Другие специалисты утверждают, что нимб вокруг головы возник как следствие традиции, согласно которой на спину героям помещался щит.

Наиболее благоразумной трактовкой все-таки считается греческая, основанная на мифологии. По древним сказаниям, нередко являлись людям в человеческом облике. От них исходил ясный ослепительный свет, относящийся к светозарному эфиру, надземной атмосфере, месту обитания богов. Отсюда следует, что свечение - это признак принадлежности к богам. Немного позже его стали удостаиваться и простые смертные, имевшие честь стать на один уровень с небесными представителями. Со временем божественное свечение немного сократили, и на изображения наносился только светящийся нимб над головой. Позже у греков этот символ святости был позаимствован христианами, египтянами, римлянами и буддистами.

Отличительные черты

У христиан ореол вокруг головы и сегодня является знамением Богоматери, ангелов и святых. Но на иконах он может быть изображен по-разному. К примеру, у лика нимб над головой имеет треугольную форму либо вид шестиконечной звезды. Также в образе голубя с треугольным ореолом может изображаться и Святой Дух. Что касается Спасителя Христа, то ему рисуют свечение, в которое вписан крест. Также у Иисуса может быть нимб, где вместо креста изображены три линии света или пучок лучей, исходящих по радиусу из центра диска.

Нимб Богородицы по форме круглый и украшен двенадцатью звездами, лучезарной короной или диадемой. Ангелы, мученики, апостолы и святые изображаются с круглыми золотыми ореолами вокруг головы. У патриархов и пророков обычно цвет свечения серебристый.

Между изображениями нимбов православной и католической иконописи существуют определенные различия. В христианской традиции божественный ореол рисуют вокруг всей головы, а у католиков над ней в форме круга.

Что символизируют нимбы над головой у святых?

Нимб, или считается признаком совершенного человека, подтверждением его особой психической силы. Чаще всего обращают внимание на ауру сверхличности в области головы. Эта зона света в квадрата или круга говорит об эманациях души, духовной энергии святых или божественных персон.

Первоначально светящийся ореол вокруг головы сравнивался с солнечным диском и считался проявлением силы Солнца, атрибутом его богов. В восточной иконографии так идентифицировались солнечные божества. Нимб над головой говорил о наделенной власти, могуществе или о духовной силе. В светской иконографии таким атрибутом являлась корона.

Светящийся ореол иногда выступал и в роли атрибута Феникса, являющегося символом бессмертия. На некоторых рисунках нимб есть и у сатаны, к примеру, в византийском искусстве. Этим давалось понять, что он также наделен могуществом.

Цветовое сопровождение и форма

Золотой нимб обычно представлял христианское искусство, у индусов он красный, у античных богов голубой. В отдельных случаях встречался радужный.

Круглый нимб (гало) в византийском искусстве являлся отличительным знаком умерших, которые при жизни отличались высокой нравственностью, и на них снизошла милость небес. Например, Дева Мария всегда изображается с круглым и нередко изысканно украшенным ореолом вокруг головы. У божественных персон и святых нимб аналогичен, но без орнаментов.

Крест внутри круга или крестообразный ореол - это специфический символ, характеризующий Искупление и Распятие Христа. А вот нимб в виде эллипса говорит о духовном свете.

Шестиугольное или квадратное гало указывает на святого среди живых или на обычного человека, но, к примеру, жертвователя. Здесь квадрат считается низшим и служит символом земли, круг же, в свою очередь, знак вечного бытия, небес. Квадратный нимб еще трактуется следующим образом: три его стороны - это Троица, а одна - целое, глава.

Треугольный ореол - это знак Святой Троицы, или Триединого Бога. Гало, имеющее форму треугольника или ромба, изображается на иконах Бога Отца.

Многоугольные нимбы всегда использовались для изображения персон, прославившихся своей добродетелью, либо иных аллегоричных фигур. Шестиугольное гало говорило о больших достоинствах или, опять же, подчеркивало аллегорический характер иконописного рисунка. О двойном аспекте божества давал понять двойной нимб или лучи.

Чем отличаются нимбы у разных религий?

Очень познавательно и интересно узнать, что означают нимбы над головой у святых разных религиозных конфессий. У Будды, например, гало красное и показывает динамичность солярной активности. В индуизме Шива имеет обод пламени, символизирующий Космос. У персов светящийся ореол говорил о могуществе Ахура-Мазды. В античном и азиатском искусстве гало было излюбленным средством передачи величия царей, правителей и обожествленных на денежных монетах римских императоров. В митраизме нимб - это указатель на свет Солнца, а также Митру как его бога. Психология дает обозначение ореолу вокруг головы следующее: это солнечный венец.

Нимб в христианстве

Считается, что в христианство гало пришло из иконографии митраизма, которое изначально было им же вытеснено из Римской империи. Его позаимствовали у изображений правителей и языческих богов Солнца. Бытует мнение, что нимб на голове у святых впервые появился в римских катакомбах Каликста во II веке. Им увенчивали голову Христа, далее тем же способом идентифицировали особый божественный статус Марии и ангелов.

Нимб, Александра Адорнетто. НИМБ - (лат. nimbus облако). Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. НИМБ - Научно исследовательский методический бюллетень образование и наука Словарь: С. Фадеев. Нимб (гало) в переводе с латинского означает «облако», «туча» (nimbus) и представляет собой ярко сияющий круг над головой. Относительно «ауры» и «нимба».

1. сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности. Круглый нимб, или гало, означает мертвого человека; квадратный или шестиугольный ореол указывает на живущего святого. Иногда нимб употребляется в качестве атрибута птицыФеникс как символ солярной силы и бессмертия. Нимб может быть голубым, желтым или радужным.

Треугольный нимб или нимб в форме ромба означает Бога Отца. Гало в виде креста указывает на Христа. У римлян голубой нимб — атрибут Аполлона и Юпитера. Рисованные нимбы, озаряющие головы людей, встречались на протяжении веков в различных культурах — древнегреческой, византийской, мусульманской, христианской.

Со временем божественное свечение немного сократили, и на изображения наносился только светящийся нимб над головой. Нимб Богородицы по форме круглый и украшен двенадцатью звездами, лучезарной короной или диадемой. Между изображениями нимбов православной и католической иконописи существуют определенные различия. Первоначально светящийся ореол вокруг головы сравнивался с солнечным диском и считался проявлением силы Солнца, атрибутом его богов. В восточной иконографии так идентифицировались солнечные божества.

Смотреть что такое «НИМБ» в других словарях:

У божественных персон и святых нимб аналогичен, но без орнаментов. Место с нимбами на иконах и с усопшими всех разновидностей. Очевидно, что этот знак мог в дальнейшем трансформироваться в нимб. Т.к. смысл обоих символов идентичен. Скажем, нимб & окаменевший ну никак не тянут на даже приблизительную общность. В большинстве случаев удостоенные нимба особы не разлагались в земле как все, а «усыхали» и мумифицировались, то есть «каменели».

Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества. В христианстве гало не изображалось до IV века. Оно означает святость; святого. В митраизме гало указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.

Позже у греков этот символ святости был позаимствован христианами, египтянами, римлянами и буддистами. У христиан ореол вокруг головы и сегодня является знамением Святой Троицы, Богоматери, ангелов и святых. К примеру, у лика Бога Отца нимб над головой имеет треугольную форму либо вид шестиконечной звезды.

Нимб в христианстве

Ангелы, мученики, апостолы и святые изображаются с круглыми золотыми ореолами вокруг головы. Нимб, или солнечная корона, считается признаком совершенного человека, подтверждением его особой психической силы. Чаще всего обращают внимание на ауру сверхличности в области головы. Эта зона света в виде треугольника, квадрата или круга говорит об эманациях души, духовной энергии святых или божественных персон.

Светящийся ореол иногда выступал и в роли атрибута Феникса, являющегося символом бессмертия. Золотой нимб обычно представлял христианское искусство, у индусов он красный, у античных богов голубой.

Нимб над головой: история происхождения

Крест внутри круга или крестообразный ореол – это специфический символ, характеризующий Искупление и Распятие Христа. В античном и азиатском искусстве гало было излюбленным средством передачи величия царей, правителей и обожествленных на денежных монетах римских императоров. Агнец — это Иисус, баран — это умирающая жертва.«лампа» — нимб очень похож на свечение лампы и саму лампу.Душа – это «анима» на латинским.

Чем отличаются нимбы у разных религий?

К тому же в тексте об «окаменевших» ничего не было. Только «застывший», «окоченевший», «взятый». Вот, например, слова с фонетикой к «НИМБ»: симбиоз,цимбалы,Лимбург,(Абу)-Симбела,Чимботе,Лимбажи,Симбирск… Например, в Лимбурге 2 фонемы «лим» и «бург» — «берег». Речь идет о фонемах типа комб/нимб/томб/комп определенных 3-мя согласными, вариативными в узких пределах.Вот «компот» соответствует.

Академик Зализняк, как и вся традиционная наука «уперлась» в проблему рационально обосновать полный путь трансформации того или иного слова из обозримого прошлого. Академик Зализняк высмеивает ошибки допущенные неспециалистами в своих попытках найти правильное решение вопроса, почему все языки так похожи.

И что такое буква «а». Совпадение? И почему аура — это именно круг/кольцо, а не квадрат или звезда, например? И себя с наукой не соотносить никаким каком.Я тоже дилетант. Но почему… Почему многие считают, что лингвистика — это вам не теоретическая физика и не какая-нибудь там топология или теория групп…

На некоторых рисунках нимб есть и у сатаны, к примеру, в византийском искусстве. Очень познавательно и интересно узнать, что означают нимбы над головой у святых разных религиозных конфессий.

«Корона Славы»
Дата публикации: 11.10.2007
Источник: ЗАО "Русский Антиквариат"

Религиозная символика всегда была важным ключом к прочтению замысла художника. Общий символ христианских святых, который является обязательным в их изображении, это нимб (лат.nimbus - туча, облако), или ореол (лат. corona aureolа - золотой венец). Различное изображение ореола, нимба для передачи идеи некой ауры в искусстве отражает взаимовлияние мировых цивилизаций и религий.

Каждое произведение искусства - это зашифрованное послание автора нам, зрителям. Особенно справедливо это замечание для произведений, посвященных тем или иным аспектам религии в целом и христианства в частности. Знание религиозной символики чрезвычайно важно для настоящего прочтения и оценки таких произведений. Не ограничивая себя рамками иконописи, в целях более широкого обзора возможных вариантов религиозной символики обратимся к наиболее яркому признаку святости в произведениях искусства.

В эпоху поздней античности создание культа христианских святых, разделяющих страхи и страдания мирян, явилось вкладом церкви в гуманизацию жизни тогдашнего общества. Святость при различных путях ее обретения всегда означает победу человека над злом в нем самом и в мире. В христианстве святые занимают очень важное место: за длительную историю церкви во имя христианской любви и благочестия было совершено немало ярких подвижничеств.

Нимб был известен во многих мировых религиях и мировом искусстве в целом как символ величия и власти. Известны изображения Будды с красным нимбом. Древние греки считали, что сияющий нимб - это частица эфира, который являет собой место пребывания богов. Ореол - атрибут античных солярных богов, таких как Митра, Гелиос, Аполлон. Верховное божество древних греков Зевс и его римский собрат Юпитер были обладателями голубых ореолов. Ореолом в теологии называют зону света, расположенную вокруг головы божества или причисленного к лику святых. Впервые такие нимбы появились на христианских изображениях IV века, во времена правления императора Константина I Великого (306–337). Нимб называют также «гало», божественным светом, по аналогии с сиянием, которое астрономы наблюдают вокруг солнца и других планет. Этот термин, ведущий свое происхождение от греческого «халос» (круглый настил из дерева, по которому шагал бык, вращавший жернова мельницы), был перенят теологами в XVI веке. Таким образным сопоставлением ими была обозначена «корона славы» над головами святых.

В Древнем Риме было принято воздвигать статуи умершим императорам с мениском - круглым металлическим горизонтальным кружком над головой, служившим защитой от непогоды и птиц. Для Востока нимб в первую очередь - это олицетворение силы, порой недоброй. Видимо, поэтому и в византийском искусстве сатана тоже имел над головой подобие нимба.

Первоначально в христианстве нимбы в качестве общих символов святости выглядели как золотой диск и использовались при изображении Троицы (Бог - Отец, Сын и Святой Дух) и ангелов. Постепенно нимб стал обязательным атрибутом апостолов и святых.

Менялась и форма нимба. С XII века появляется окантовка золотого диска орнаментальной каемкой, добавляются радиальные лучи света. К XVI веку диск упростился до известного ныне золотого круга, порой ограниченного тонкой линией различного цвета: красного, белого или черного. В живописи позднего европейского средневековья изображение круглого нимба переросло в изображение плоской золотой пластинки. На пластину наносилось имя обладателя знака святости.

В эпоху Возрождения нимб превратился в простой круг, изображение которого давалось в перспективе. К XVI веку в связи с распространением в Европе светского мировоззрения и идей гуманизма обязательность изображения нимба в западноевропейской живописи фактически была утрачена.

Если для искусства Западной Европы на определенном этапе (после Реформации) характерно игнорирование канонического изображения нимба как символа святости, то в русской иконописи, опирающейся на византийскую традицию, выдерживалось соблюдение канонов.

Как всякий другой символ, нимб, развиваясь, претерпевал определенную эволюцию. Сегодня можно говорить, что помимо традиционного (круг) нимб может иметь четыре варианта: квадрат, крест (или три луча), треугольник и мандорла (овал).

Современные художнику личности, такие как папа, император, донаторы, подвижники, почитавшиеся еще при жизни, наделялись квадратным нимбом. Нимбы такого типа встречаются в основном в средневековой западноевропейской живописи. Другой тип ореола - крест - форма нимба персонажей Троицы, в первую очередь Христа. Рассмотрим этот вариант нимба на примере русской иконографии.

В традиционной русской иконописи атрибутом Христа и других персонажей Троицы является крестообразный нимб, порой он имеет форму трех лучей. При этом принято в нарисованном над головой Христа кресте, на его рукавах располагать греческие буквы - первые буквы слов «Азъ есмь Сый» («Я есть сущий, истинный»). Так Господь Саваоф назвал себя, явившись Моисею в образе Неопалимой Купины, когда Моисей спросил: «…как Ему имя?» (Исход, 3:13–14). Такой нимб Христа называется «крестчатым» или «крестным» нимбом. С таким нимбом порой предстает и символическое изображение Христа в образе Доброго Пастыря и Агнца Божьего. Известно, что равносторонний треугольник является символом Троицы, единой божественной сущности; при этом все три ипостаси Троицы равны и, по христианскому учению, одинаково вечны. В католической иконографии в треугольный нимб вписано Всевидящее око, изображаемое в виде глаза. В сторону от него расходятся лучи света. Порой такое изображение Всевидящего ока может быть помещено в своде купола православного храма. Заимствованное у Запада, оно встречается в памятниках, датируемых не ранее чем XVIII веком. С треугольным нимбом иногда изображался и Святой Дух (в виде голубя).

Для русской иконописи характерно также изображение Бога-Отца с нимбом, состоящим из двух совмещенных квадратов, образующих восьмиконечную звезду, вписанную в круг. Таким Бог-Отец предстает на изображениях Новозаветной Троицы, включающей фигуры Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого в образе голубя. Один квадрат ярко-красного (огненного) цвета, что отражает божественную сущность Отца. Синий (сине-зеленый) цвет второго квадрата обозначает непостижимость Божества. Подобное изображение Бога-отца установилось в русской иконописи только с XVIII века. Круглый нимб, украшенный диадемой, лучезарной короной или 12 звездами, использовался в католических странах в изображениях Богоматери и символов евангелистов - орла (Иоанн), ангела (Матфей), крылатых льва (Марк) и быка (Лука).

При изображении нимбов патриархов и пророков применялась серебряная краска, апостолов, мучеников и новозаветных святых - золотая, хотя были и иные варианты. Своеобразным нимбом является мандорла (итал. mandorla - «миндалина»). По-другому ее образно называют «рыбий пузырь» (лат. vesica piscis). Мандорла - овальный сияющий ореол, включающий в себя все божественное тело. Первоначально такой ореол символизировал облако, в котором Христос вознесся с Елеонской горы в присутствии апостолов на сороковой день после Воскресения. Позднее, с развитием христианства, это облако стало изображаться в виде ореола. Используется овальный ореол и при изображении образов Богоматери и Марии Магдалины. Мандорла может иметь форму круга, состоящую из нескольких кругов (или эллипсов) одного цвета, но разных тонов, от темного (в середине) до светлого. Подобный нимб называется «кругом славы», и помимо Христа и Богоматери в него помещают поясные изображения святых в настенной живописи.

Как редкий вариант можно выделить шестиугольный нимб, носителями которого в религиозном искусстве выступали персонификации богословских и мирских добродетелей, а также лик Бога-Отца, помещаемый в нимбе, состоящем из двух пересекающихся равносторонних треугольников.

На православной иконе поверх красочного слоя нимба (или его предполагаемого месторасположения) может быть закреплен аналог ореола. Подобное повторение нимба в виде накладного украшения известно как «венец» или «венчик».

Венец как часть оклада (накладного украшения иконы) может быть гладким или прорезным, выполненным из обработанного металла с использованием чеканки, черни, эмалевых накладок, ленточной или сканной перегородчатой эмали, фольги (рельефной и прорезной) и драгоценных камней в кастах (металлической оправе). Реже встречается венец из ткани, украшенной золотым или серебряным шитьем, унизанной жемчугом, стеклянным бисером или стразами. Порой такое украшение изготовлено из резной золоченой (по левкасу) древесины. Иногда венец завершается крупными зубцами, тогда он называется «городчатым венцом» или «короной». В подобном венце в иконографии изображаются пророки, библейские цари (Давид, Соломон), другие персоны царского звания.

Дмитрий Дрон,
старший научный сотрудник Государственного Музея истории религии

||| ???
? Гало / Ореол / Мандорла / Сияние /
Лат.: облако.
Символ ауры, озаряющей, окружающей сверхчеловеческие личности и в первую очередь голову. Зона света, представленная обычно в виде круга, квадрата или треугольника. Эманация центральной духовной энергии, души. Окружает голову, а иногда всю фигуру божественных или святых персон, указывая на их величие.
Первоначально олицетворял силу Солнца и солнечный диск, - атрибут богов Солнца.
Божественное сияние; сила огня и энергии божества; сияние, исходящее от святости; духовная энергия и сила света; "круг славы" гения; доблесть; излучение жизненной силы (мудрости), идущей от головы; трансцендентный свет знаний.
Одновременно (в восточной иконографии) означает идентификацию с солнечным божеством, могущество и принадлежность к власти либо - духовную силу, в отличие от светской (корона).
Иногда употребляется как атрибут Феникса - символа солярной силы и бессмертия.
Нимб обычно золотой в христианском искусстве, красный в индийском и голубой у античных богов.
Может быть радужным.
Форма:
Круглый нимб (собственно гало):
o Близок к символике круга;
o В искусстве Византии - знак умерших, заслуживших примерной жизнью на земле милость небес;
o Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен;
o Нимбы святых или других божественных персон обычно без орнаментов;
o Крестообразный нимб (крест внутри круга), - специфический символ Христа (Искупления и Распятия).
Ореол в форме эллипса символизирует духовный свет.
Квадратный (иногда шестиугольный):
o Указывает на живущего святого или отличает от святых обычных людей, например, жертвователей.
o Может символизировать цельность главы божества: три стороны - Троица, четвертая - глава как целое.
Треугольник:
o Три луча означают Триединого Бога или Святую Троицу.
o Треугольный нимб или ромб означает Бога Отца (см. выше о квадратом нимбе).
Многоугольные нимбы:
o Используются для изображений персон, символизирующих добродетели, или других аллегорических фигур.
o Шестиугольное гало указывает на большие достоинства или аллегорический характер изображения.
Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества.
Буддизм
Красное гало Будды - показатель динамичной солярной активности.
Античность
В азиатском и позднеантичном искусстве эллинизма это - излюбленное средство передачи божественности, величия царей и обожествленных римских императоров на монетах.
Голубой нимб - атрибут Зевса и Юпитера (как бога Неба), Феба и Аполлона, Дионис и Вакх.
Индуизм
Шива с ободом пламени символизирует космос.
Митраизм
Указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.
Психология
Солнечный венец.
Персия
В представлении персов символизировал могущество Ахура-Мазды. Золотой круг - разновидность солнечной короны - близок символике золота, иероглифу совершенного человека и его психической силы.
Христианство
Заимствован у языческих изображений богов солнца или правителей, особенно из иконографии митраизма, вытесненного христианством в Римской империи. В римских катакомбах Каликста появляется со 2 в. как увенчание головы Христа, позднее этим способом выделяются также Мария и ангелы. Не изображался широко до IV в., когда становится символом четырех евангелистов.
Означает святость; святого; Божественное происхождение и святость Троицы, Святого Семейства, ангелов.
Обычно используют стилизованные нимбы в виде сияющего обруча или круга.
Крестчатый нимб указывает на Христа.
В византийском искусстве Сатану иногда изображали с гало, означающим излучение силы.
Иллюстрации
Крестовый нимб Вседержителя (Пантократора) в византийской церкви в???афни, ок. 1100 г.


Нимбы, или гало, окружающие головы святых, символизирует исходящий от них Свет Божий. Изображенная в центре мандорла, или vesica piscis, окружает все тело персонажа.

Черновые материалы
В религиозном искусстве зона света, расположенная вокруг головы божественной или причисленной к лику святых личности. Иногда так изображались древние боги Индии и Китая. Он являлся атрибутом богов-солнце - Митры, Аполлона и Гелиоса (обычно в форме излучаемого света) и был принят в образах уже умерших римских императоров.
Ореол, по-видимому, появился в христианском искусстве около V века. Его использование поначалу ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и других.
На Востоке нимб символизировал скорее силу, нежели святость, и по этой причине в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана.
Нимб приобрел несколько очертаний.
Крестообразный нимб обычно является атрибутом Христа, хотя в некоторых изображениях Троицы он может быть у всех трех её лиц.
Треугольный нимб, символизирующий Троицу, принадлежит Богу-Отцу.
Квадратным нимбом наделяются живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы.
Богословские и основные добродетели и другие аллегорические фигуры имеют шестиугольные нимбы.
Известная круглая форма принадлежит главным образом Деве Марии, ангелам и святым.
В живописи позднего средневековья он изображался как плоская золотая пластинка, на которой (особенно в XIV веке) было начертано имя обладателя нимба. Художники раннего Возрождения свели это к простому кругу, который показывался в перспективе.
Но нимб вышел из употребления и в искусстве пост-Ренессанса использовался редко.
Термин "ореол" обозначает свечение, которое окружает всю фигуру, а не только голову. Это специфический атрибут божественности, и он остается только для Христа, особенно в Преображении -, и Девы Марии. По поводу стилизованного миндалевидного ореола см. Мандорла.
Нимб, сияние, гало или ореол - светящийся круг наподобие короны, которым древние наделяли своих божеств, а христиане - святых (8).
Визуальное выражение лучезарной сверхъестественной силы; или же, более упрощенно, интеллектуальной энергии в её мистическом аспекте. Подтверждением этому служит и тот факт, что античная традиция, как правило, приравнивала разум к свету.
Иногда ореол имеет сферическую форму; мусульмане, например, представляют рай в виде жемчужины и верят, что в раю праведники живут в жемчужинах, каждый со своей гурией. Ореол сравнивается с клеткой и, в особенности, со сферой как таковой (46).
Юргис Балтрушайтис в "Фантастическом Средневековье" собрал множество средневековых изображений существ, заключенных в прозрачные, очевидно, стеклянные сферы. В работах Иеронима Босха также часто встречаются подобные примеры. В этом случае ореол - просто визуальное выражение своего рода детерминизма, окутывающего каждого человека в его собственный образ жизни и его судьбу, как благоприятную и райски-счастливую, так и полную страданий и адских мук.
Изображение видимого лучистого сияния, используется в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых.
Ореолы бывают следующих форм:
гало - светящееся кольцо;
нимб - светящийся круг;
мандорла - стилизованный миндалевидный ореол.
Символизм ореола связан с сияющими божествами древнейших культов - Солнца и Огня.
Этимология слова "ореол" (произошло от латинского "aureola corona" - "золотая корона") показывает, что этот термин очень удачен для обозначения свечения в форме короны, сформированной из лучей света.
Ореол иногда окружает лишь голову, а иногда и всю фигуру.

Ореол - символ божественности, и следовательно, высшей силы.
Его использование предназначено для представления Бога: Отца, Сына и Святого Духа или для символов, служащих выражением ипостасей Троицы.
Кроме того, изображение ореола может распространяться на образы Пресвятой Девы.
Ореол состоит из поля света и величия, исходящего из всего тела.
В одних случаях ореол повторяет форму тела и, как бы обволакивая его, проявляется в виде световой оболочки. В других случаях ореол отделен от тела и представляет собой множество световых лучей, исходящих из некого центра. Иногда ореол заканчивается заостренными языками пламени или весь состоит из них. Он может быть оттенен цветами радуги.
В раннехристианской живописи ореолы были белыми, но в эпоху Возрождения, чтобы создать ощущение света, обычно использовалось золото.
Иногда можно увидеть голубой ореол, выражающий небесную славу.

ХРИСТИАНСТВО
Слава - сияющий свет, который объединяет в себе нимб вокруг головы и ореол вокруг тела. Она выражает самое высшее состояние божественности, и следовательно, является атрибутом Бога как Царя Небесного и Христа как Судьи.

Нимб Гало или ореол. Первоначально олицетворял силу Солнца и солнечный диск и, следовательно, является атрибутом богов Солнца. Также символизирует божественное сияние ; силу, состоящую из огня и энергии божества; сияние, исходящее от святости; духовную энергию и силу света; круг славы гения; доблесть; излучение жизненной силы, идущей от головы; жизненную силу мудрости; трансцендентый свет знаний. Ореол иногда окружает всю фигуру. Круглый нимб, или гало, означает мертвого человека; квадратный или шестиугольный ореол указывает на живущего святого. Кроме того, он может символизировать цельность главы божества, где три стороны означают Троицу, а четвертая - главу как целое. Три луча означают Святую Троицу. Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества. Гало в виде креста является особенностью христианства. Шестиугольное гало указывает на большие достоинства. Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. Иногда нимб употребляется в качестве атрибута птицы Феникс как символ солярной силы и бессмертия. Нимб может быть голубым, желтым или радужным. В буддизме Красное гало Будды - показатель динамичной солярной активности. В христианстве гало не изображалось до IV века. Оно означает святость; святого. Треугольный нимб или нимб в форме ромба означает Бога Отца. Гало в виде креста указывает на Христа. В византийском искусстве Сатану иногда изображали с гало, означающим излучение силы. В греческой мифологии голубой нимб - атрибут Зевса как бога Неба. Феб, бог Солнца, тоже имеет ореол. В индуизме гало Шивы с ободом пламени символизирует космос. В митраизме гало указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца. У римлян голубой нимб - атрибут Аполлона и Юпитера. Обыкновенное гало подразумевало величие, полубога или обожествленного императора.

Словарь символов . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Нимб" в других словарях:

    Нимб, а … Русское словесное ударение

    нимб - нимб, а … Русский орфографический словарь

    нимб - нимб/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (лат. nimbus облако). Светлый круг, которым древние живописцы окружали головы богов и героев; сияние вокруг головы святого, ореол. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НИМБ [лат. nimbus] сияние,… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [лат. nimbus] 1. сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности. Золотой н. Свет от нимба. Крестовый н.… … Энциклопедический словарь

    Ореол, венец, сияние; сиянье, аура Словарь русских синонимов. нимб сияние, венец, ореол Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    нимб - а, м. nimbe m. <лат. nimbus облако. Сияние, изображаемое в виде кружка вокруг головы (у античных статуй, на иконах и т. п.), как символ святости, божественности. БАС 1. || О каком л. светящемся круге. БАС 1. | О кругах ада у Данте. Но я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    НИМБ, нимба, муж. (греч. nymbos) (спец. и поэт., устар.). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т.п.). «Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя.» Брюсов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    НИМБ, а, муж. В изображениях святых, у церковных скульптур: символ святости сияние в виде светлого кружка вокруг головы. | прил. нимбовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. nimbus – облако), изображение сияния вокруг головы персонажей в христианском и буддийском изобразительном искусстве, символ святости или божественного происхождения. В христианском искусстве распространён с 4 в. Нимбы, как правило, имеют … Художественная энциклопедия

    нимб - НИМБ, а, м Часть изображения Бога или святого на иконе или картине религиозного содержания сияние вокруг головы или над головой как символ божественности, святости; Син.: венец (1), ореол. На отреставрированной иконе «ожил» лик Спасителя, и нимб… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Нимб , Александра Адорнетто. Посланцы Небес спускаются на Землю с целью присматривать за людьми и беречь мир от зла. Ведь наше измерение издавна служит ареной борьбы све…