Open
Close

Нечисть в русской мифологии. Славянские демоны — самая знаменитая нечисть из древних легенд

Нечисть, злыдни и другие демонические существа в славянской мифологии

Аспид – чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По другим сказаниям монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

Анчутка – древнее название черта или беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени.

Баба-Яга – древнейший персонаж славянской мифологии, былин и сказок. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Бадзула – в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится.

Банник – особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним в бане обитают его жена и дети, но встретить в бане также возможно и овинников, и русалок, и домовых.

Веселье в избушке Бабы-Яги,


Чародейница Марина с драконом,
художник Фрэнк Чейн Папе, 1916 год,
иллюстрация к «Русской книге сказаний»

Водяной – в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного – лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные – это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Волк – в народных верованиях по толкованию мифологической школы, олицетворяет собой нечистую силу ночного мрака, потемняющих небо туч и земных туманов.

Злыдень – в южнославянской мифологии демоническое существо, враждебное человеку, его недоля, бида. У малороссов злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья.

Идолище Поганое или Одолище Поганое – представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О его борьбе с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов былинных сказаний.

Леший – дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему это не удается: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя.

Переруг – мелкое и злобное божество раздора, свар, ссор, склок и обид; недобрый дух, подобный злыдням.

Тугарин Змеевич – в славянской мифологии этот былинный образ содержит множество различных слоев эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина Змеевича нельзя не видеть одной из вариаций мотива о змееборстве, весьма распространенного в русских народных сказках, и даже в летописных сказаниях.

У каждой народности есть множество сказаний и легенд, связанных с существами, которые живут рядом с человеком и имеют загадочное происхождение. Многим с детства известны яркие представители русской нечисти: Баба-Яга, водяной, леший, домовой, русалки и другие. Они прочно вошли в детские сказки и стали неотъемлемыми героями многих преданий и легенд. Кто же они на самом деле такие? Откуда взялись и где живут?

Русская нечисть не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. Те, кому довелось посмотреть фильм «Вий» (или прочитать одноименное произведение), смогут получить о ней некоторое представление. Наши предки очень боялись встречи с лешим, с кикиморой или с русалкой и принимали всевозможные меры, чтобы этого избежать.

…Ежели кто заплутал в лесу, значит, того леший попутал. Чтобы обмануть нечистого, нужно снять с себя одежду и надеть ее наизнанку. Тогда леший не увидит и получится отыскать нужную тропинку. А еще леший не выносит мата…

Баба Яга - ведьма из лесной чащи

Кто живет в «избушке на курьих ножках» в темном дремучем лесу? Самая известная и страшная старушка является ее хозяйкой. сгорблена, ее нос скрючен, лицо усыпано бородавками, одежда старая и неухоженная, волосы всегда торчат из плохо надетой косынки. Ее дом темный, грязный, полон зельями и магической атрибутикой.

Знаменитая избушка все слышит и понимает, может при необходимости поворачиваться. Для этого нужно сказать особые слова. Известен всем и забор вокруг дома Бабы-Яги. Он сделан из человеческих костей, венчают которые черепа. Всякая нечисть любит собираться в гостях у злой старухи.

Неизменным атрибутом Бабы-Яги является ступа, в которой она летает, иногда заменяя метлой. Во время ее полета деревья гнутся, земля стонет, вся домашняя скотина становится беспокойной. Все знают, что это нечистая сила поблизости. По преданию она ворует маленьких детей и тащит их к себе домой, где сажает на лопату и зажаривает в печи. Впрочем, иногда старуха доброжелательно относится к гостю, угощает его, потом придумывает загадки и просит сослужить службу.

Славянские демоны из старых легенд

Анчутка - одно из самых ранних названий беса, чёрта. Как и прочие русские демоны, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Анчутки помрачают разум людей, пугают их своими стонами. Они могут изменять свой облик, чтобы ввести путника в заблуждение.

Славяне верили, что в воде также есть свои анчутки, помощники болотника или водяного. Поэтому если у пловца вдруг случилась судорога, то он должен знать, что это анчутка желает утащить его на дно. По этой причине каждому пловцу желательно иметь при себе булавку - русские демоны, как и , до смерти боится железа.

Бадзула - нечистый дух, русский демон, заставляющий людей бродяжничать. Это существо слоняется вдоль дорог, ищет к кому пристроиться. После того, как человек попадал под власть Бадзулы, он пускал на ветер всё годами нажитое добро, начинал пить и, лишившись всего, отправлялся странствовать по свету.

Чтобы изгнать Бадзулу, согласно народным поверьям, следовало всего лишь начисто подмести в сенях и хате, собрать мусор и выбросить его в противоположную сторону от заката, подальше от своей избы. Считалось, что в этот момент можно увидеть саму Бадзулу, которая являлась в образе немолодой женщины с грудями, свисающими до живота.

Вий - судья мёртвых и божество преисподней. Славяне верили, что за любые неправедные поступки человек на том свете получает возмездие. Вий слуга Чернобога, он насылает и тёмные видения. Его веки спускаются до самой земли, но если их поднять вилами, то ничто не скроется от его взора (этот эпизод очень ярко описан в рассказе «Вий» Н.В. Гоголя).

В украинской мифологии Вий обладает убийственным взглядом (здесь можно провести параллель с василиском), обращающим в пепел деревни и города. Вий похож на приземистого косолапого человечка.

Волкодлак (оборотень, вурдалак). Этим словом в славянской мифологии называется человек, обладающий способностью превращаться в волка. Для этих целей ему следовало кувыркнуться через вбитый в землю нож, осиновый кол либо пень. Наши предки верили, что человека можно превратить заклинанием не только в волка, но и в собаку, кошку, медведя или даже в пень.

Человек не всегда добровольно становился волкодлаком. Колдуны могли по злобе обернуть волками целые свадебные процессии! Обычно это происходило в том случае, если колдуна забыли пригласить на церемонию или оскорбили иным образом. Стать волком также мог тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.

Упырь - существо из мифологии восточных славян. В отличие от африканских зомби (живые, но околдованные люди, принуждённые исполнять чужую волю) русские демоны это те, кто умер неестественной смертью - самоубийцы, спившиеся пьяницы, убитые. Согласно народным поверьям, земля не принимает , поэтому их обычно хоронили вне кладбища.

Упыри высасывают кровь животных и людей. Чтобы демон не беспокоил живых, его следовало выкопать из могилы и проткнуть осиновым колом. От славян сказания о вампирах (упырях) распространились на всю Европу.

Чернобог (Велес) - один из самых древних русских демонов. Чернобог имел воинские функции, когда его чествовали на пиру славян, каждый из присутствующих должен был произнести слова проклятья. Чёрный бог повелевает уничтожением, смертью и холодом, его изображают в виде человекоподобного идола, выкрашенного в чёрный цвет. Перед тем, как отправиться в военный поход, ему приносили жертвы - коней и пленных.

Наши предки обожествляли силы природы, наделяли их разумом. Поэтому многие русские демоны имели отношение к определённым стихиям: к воде - русалки и водяные, к земле - лешие и шишиморы.

Леший и водяной

Богата русская нечисть на различных существ, охраняющих природные объекты. Представителями этой категории являются лесовик и . Из названия понятно, где они живут и хозяйничают. Их по праву считают полноправными владельцами своих угодий, поскольку они могут управлять подвластными стихиями и причинить много беспокойства и даже вреда нарушителям их покоя.

В старину считалось, что пропажа человека в лесу - дело рук Лесовика. Говорили, что он заманивает в чащу людей, где они теряются навсегда. Водяному приписывали многие случаи утопления. Находясь на самом дне водоема, он следил за всем происходящим, и в случае чего провоцировал такую ситуацию, когда человек уходил под воду и не мог выбраться.

Вместе с лесными и водными хозяевами всегда жила и другая нечистая сила. Это и черти, и русалки. Они также наделялись магическими качествами и могли погубить человека. Много рассказов было о том, что моряков затягивала в водную пучину необыкновенной красоты девушка с хвостом рыбы.

Русская нечисть, проживающая в доме

Особое место в жизни каждого человека занимали те представители загадочных существ, которые жили в непосредственной близости от него. Такая нечистая сила почиталась больше всего. В зависимости от места обитания, различали домового, хлевника, банника. Они имеют примерно одинаковый внешний вид, напоминают маленького человечка, иногда совсем старого, реже довольно молодого.

Домового, хлевника и банника почитали и боялись разозлить. Люди верили, что «хозяин» хлева может навредить животным, а домовой - принести несчастье обитателям своего жилища. Поэтому существует множество ритуалов, призванных , сделать их жизнь лучше.

Например, для домового всегда ставили за печкой молоко и отдельный веник. Считалось, что этим он должен насытиться, а с помощью домашнего инвентаря - навести порядок. На новоселье следовало первым делом впустить в дом кошку. Этого зверя домовой почитает особо.

Представители русской нечисти очень многочисленны, а легенды о них спутаны и туманны. Однако не подлежит сомнению то, что наши предки относились к потусторонним силам с почтением. И для этого были все основания, ведь при правильном подходе нечисть может принести немало пользы, например, указать клад. Но это уже совсем другая история…

М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава VI. Религия, вера и культ. Демонология.

Нельзя отрицать, что славяне в конце языческого периода, подобно другим индоевропейским народам, поднялись от демонологии , как с низшей ступени, связанной с магией, к высшим формам религии. Однако нам об этом известно очень мало. То, что мы знаем, – это главным образом богатейший мир низших духов , который окружал славянина, и весьма распространенная магия как единственная форма общения человека с духами. Этот мир духов и магия лежали в основе религиозного мировоззрения славян с древнейших времен и до конца языческого периода.

Наряду с верой в мир демонов появляются и представления о существах высшего порядка в более широком значении, наделенных атрибутами высшей власти, вплоть до первичных представлений об одном возвышающемся над другими боге. Однако наличие подобных представлений с полной достоверностью не подтверждается источниками; можно говорить лишь в отношении некоторых славянских народов, причём и в этих случаях знания наши настолько скудны, что в действительный смысл их представлений мы глубоко проникнуть не можем. Что же касается остальных славянских народов, то здесь нам вообще ничего не известно. Более того, даже то немногое, что нам известно, подверглось в последнее время критике некоторых современных мифологов1, отрицающих достоверность этих знаний и поставивших под сомнение существование других, до сих пор признававшихся членов славянского Олимпа , так что из всей системы славянских богов остаётся лишь несколько божественных фигур, к тому же отчасти заимствованных и по своему происхождению не славянских.

В целом, сравнивая славянскую культуру в период, предшествовавший принятию христианства, с культурой соседних и родственных славянам народов, я в самом принципе не могу допустить, что славяне – единственный из индоевропейских народов – до такой степени отстали в развитии своего религиозного мировоззрения, что вообще не поднялись до высших понятий и представлений о какой-либо системе богов и не имели соответствующих им храмов и обрядов. Оглядывая мысленным взором вершины славянской культуры, я полностью исключаю возможность такого положения.

Мы должны признать, что источники вообще умалчивают о верованиях некоторых славянских народов , о других же дают нам такие незначительные и искаженные сведения 2, что картина славянского Олимпа – если отбросить недостоверные и спорные известия – является все же весьма бедной. Эту бедность нельзя отнести лишь за счёт того, что источники случайно умолчали об этом, и следует признать, что славяне как в некоторых других областях культуры, так и главным образом в развитии религиозного мировоззрения сравнительно отстали и не дошли до столь развитой системы богов, какая была у родственных им народов, находившихся под большим влиянием религиозных центров Востока вследствие большой близости к ним.

Таким образом, языческая религия славян, несомненно, более бедна, чем греческая, иранская, римская, кельтская или даже германская. Она представляет собой примитивную, но богатую демонологию, причём уже в период общеславянского единства из неё стали выделяться и возвышаться над другими отдельные существа, наделенные функциями индивидуальных богов, которые к концу языческого периода, по крайней мере в землях, подвергавшихся чужеземным влияниям, создали в совокупности уже настоящие локальные системы богов с соответствующей иерархией, храмами и культом.

ДЕМОНОЛОГИЯ.

Наши сведения о древней языческой демонологии славян, помимо некоторых свидетельств из древних хроник, мы черпаем главным образом из двух источников: 1) из древней апологетической литературы, выступавшей против остатков язычества, и 2) из весьма многочисленных пережитков, которые в течение последнего столетия были обнаружены у всех славянских народов.

Приняв христианство в основном в IX и X веках, а кое-где ещё позднее3, славяне, естественно, сразу же добрыми христианами не стали. Древние языческие верования славян удерживались ещё долго и упорно, так что церковь повсюду вынуждена была бороться как с ними, так и вообще с тем, что . Мы располагаем несколькими ценными свидетельствами этого и на западе, и на юге, но больше всего они имеются в древней Руси ΧΙ-ΧΙΙΙ веков – это различные «Слова», «Заповеди», «Поучения», «Жития», не говоря уже о более поздних. Из этих источников мы можем узнать лучше всего, каким было язычество, его обряды и культы 4. Это исключительно ценные источники, собранные главным образом Е.В. Аничковым и В. Мансиккой, которым принадлежит и главная заслуга в определении их достоверности и древности5.

Исключительное значение для восстановления картины древней языческой религии имеет также славянский фольклор, но, к сожалению, до сих пор нет работы, в которой содержался бы необходимый и выводы, что в этих материалах является древним, языческим, а что, например в культах, возникло позднее или пришло позднее со стороны. Тем не менее дополняется упомянутыми выше источниками настолько весомо, что значительную часть современной славянской демонологии мы можем отнести к языческому периоду и дополнить её древними источниками.

Мы знаем, что и теперь народные верования остаются такими же, какими они были тысячу лет назад , а признав их общий древний характер, мы вправе и отдельные явления, случайно не нашедшие подтверждения в древнейших источниках, считать древними, языческими.

Оба упомянутых выше вида источников дают нам неограниченное количество свидетельств того, что славяне одухотворяли силы окружавшей их природы. Первым и наиболее древним является свидетельство Прокопия, источника столь важного для изучения славянской мифологии, что я в примечании привожу его in extenso6. Свидетельство Прокопия показывает, что славяне, вторгшиеся в VI веке на Балканы, а это были южные и восточные славяне (анты) , наряду с главным богом, о котором речь еще будет впереди, поклонялись лесным, водяным и другим демонам, приносили им жертвы и при этих жертвоприношениях гадали.

Сообщение Прокопия, относящееся к VI веку, спустя несколько столетий подтвердил целый ряд источников, возникших на Руси, в Болгарии, Польше, Чехии и у балтийских славян, постоянно упоминающих, что славяне поклоняются камням и горам, источникам, озерам, кустам и деревьям, целым рощам, а также четвероногим зверям и птицам и, наконец, огню, звёздам, месяцу и 7. Всё это, будь то деревья, источники или горы, они чтили не потому, что это были предметы мертвой природы, а потому, что одухотворяли их. Славяне вкладывали в них представления о живых существах – духах 8, которых почитали и которых поэтому в случаях необходимости просили о помощи; их же они и благодарили и в то же время боялись, стараясь отвратить от себя их влияние.

Большинство этих демонов, как мне кажется, бесспорно относится к категории душ умерших предков 9, но наряду с ними имеется и ряд других демонов, которых к этой категории отнести нельзя, – их происхождение мы можем объяснить лишь непосредственно либо косвенно привнесённым анимизмом. К ним, в частности, относятся существа, олицетворяющие небесные тела и явления природы, например гром и молния, ветер, дождь и огонь.

Я убежден, что солнце или молния своим действием вызывали в душе примитивного пра-славянина непосредственное представление о духе, выступающем в этих явлениях в качестве агента, соответственно духу в человеческом или животном теле, и что для создания такого представления не было необходимости первоначально связывать эти явления с верой в души умерших предков ; во всяком случае, в славянской религии свидетельств этого нет.

Главная и наиболее многочисленная группа славянских демонов по своему происхождению это, несомненно, души предков , которые с течением времени из ближайшего окружения человека были перенесены в другие предназначенные им места и наделены определенными функциями. О том, что славяне верили в загробную жизнь души , мы знаем не только per analogiam с другими народами, но и непосредственно по ряду свидетельств древних источников и множеству сохранившихся до настоящего времени пережитков, связанных с древними верованиями. В пользу веры славян в загробную жизнь души говорит весь с основными чертами которого мы выше уже познакомились, затем сохранившиеся пережитки, проанализированные уже в новейшее время А. Фишером10 у славян, и в частности у поляков.

Это принесение в жертву женщин, юношей, кошек и собак, обычай класть еду в могилу, погребальная тризна, а также ряд древних, сохранившихся по настоящее время поверий об уходе души из дому и возвращении её обратно (вампиризм), об участии души умерших в пиршества х в честь умерших предков, о приготовлении бани для предков и т. п.

Под 1092 годом у чешского хрониста Козьмы Пражского (III, I) имеется ряд прямых указаний, относящихся к древнему периоду и касающихся веры в бессмертие души. О вере в загробную жизнь свидетельствуют также и древние славянские представления о нави и рае, причём у язычников славян не было понятия ада. Навь означает покойника и местопребывание умерших11, а также и рай представление о месте обитания души умерших, по всей вероятности, существовало уже в языческий период12, понятие рай соответствует греческ. парадизос — παράδεισος.

Таким образом, хотя Титмар в XI веке и писал: «Sclavi, qui cum morte temporali omnia putant finiri» (1.7), его суждение настолько противоречит самой сущности религиозного мировоззрения славян, что мы не можем считать его правильным и верно освещающим эту сторону язычества славян. Титмар, очевидно, хотел с точки зрения христианина сказать, что славяне не имели представления о христианском воскрешении и расплате за добрые и дурные поступки повседневной жизни, о чем, впрочем, говорит и начало его главы: «Ut nullus Christo fidelium de futura mortuorum resurrectione diffidat», которое и объясняет его последующее «Sclavi putant omnia finiri».

Из этой веры в загробную жизнь возникла у славян и вера в загробное существование предков и связанное с этим их почитание (manismus). Этот культ также засвидетельствован, особенно у балтийских славян13, большим количеством древних источников. В отношении чехов о нём свидетельствует записанная в начале XII века древняя легенда о пенатах, принесённых на своих плечах в предназначенную ему землю праотцом Чехом.

Масуди говорит о восточных славянах, что они сжигают своих покойников и поклоняются им. На Руси в XI–XII веках засвидетельствованы представления о духах предков, обитающих в жилищах (хоромо-житель), где им приготовляли даже баню и разводили огонь, чтобы они могли обогреться. На Руси засвидетельствованы также переплуты, берегини, вурдалаки (вол-кулаки) и упыри; в Чехии XIII–XIV веков zmeky (драконы), skritky (домовые), dibliky (чертенята), mury (муры) и т. д. Всё это дополняется большим количеством более поздних данных славянского фольклора начиная с XIV века и кончая XX веком о множестве мелких домашних и распространенных в природе духов-демонов, многочисленные имена и существование которых с древних времен хотя и не всегда засвидетельствовано, но которых мы всё же можем смело допустить, так как они всегда являются лишь выражением дохристианского, языческого культа душ умерших предков.

Мы, разумеется, не можем считать языческими все отдельные имена, под которыми известны в настоящее время домовые, лесные и водяные духи и которые меняются у различных славянских народов, так как изменение их наименования могло возникнуть лишь позднее. Однако основные связанные с ними представления, как бы эти демоны ни назывались, являются древними, языческими.

В отличие от этого домашние гении, управлявшие судьбой человека, уже определенно являлись олицетворением душ предков. Разумеется, к славянам отчасти перешли и религиозные представления античного мира. Таковы сравнительно новые традиции о судичках и роденицах или сосницах, перекликающиеся с мифом о Парках, и традиции о персонифицированной судьбе, заменившие традицию греческого античного фатума богов — Удача, везение -Тиха — τύχη 27.

Нечисть - у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, водяных, оборотней, нежити и т. д. Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям. После крещения Руси вера в старых духов со временем угасла, появилось понятие новой нечисти — нечистая сила, дьявол, черт.

В народном сознании глубоко укоренилось, что очень мало на свете таких заповедных мест, в которые нечистая сила не решилась бы проникнуть; даже православные храмы не были освобождены от их дерзких нашествий. Эти бесплотные существа, олицетворявшие собой само зло являлись исконными врагами человеческого рода. Они не только наполняли все пространство Вселенной, не только проникали в жилища, делая многие из них необитаемыми, но и даже вселялись в людей, преследуя их беспрестанными искушениями.

Так как на землю было свержено несчетное множество нечистой силы, то она, во избежание вражды и ссор между собой, очертила свои владения определенными кругами. Эти круги возымели особое действие и силу: всякий попавший в них и переступивший след нечистого будет обязательно блуждать в них и без помощи особых средств не выйдет, не избавится от дьявольского наваждения.

Нечистая сила вездесуща, однако особенно предпочитает так называемые нечистые места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота, заброшенные церкви и перекрестки дорог. Любит она мосты, границы сел и полей, всякие пещеры и земные провалы, неприкрытые сосуды с водой, колодцы.

Сегодня вы вряд ли найдете человека, верящего в Ягибиху. Не каждый даже сообразит, что ее образ сохранился в детских сказках. Всем известная немного смешная Баба-Яга — это и есть Ягибиха, некогда дух смерти, страшная женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в подземный мир.

Основная нечисть в славянской мифологии

Аспид - чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По другим сказаниям монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

Анчутка - древнее название черта или беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени.

Баба-Яга - древнейший персонаж славянской мифологии, былин и сказок. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Бадзула - в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится.

Банник - особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним в бане обитают его жена и дети, но встретить в бане также возможно и овинников, и русалок, и домовых.

Водяной - в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного — лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные — это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Злыдень - в южнославянской мифологии демоническое существо, враждебное человеку, его недоля, бида. Это маленькие злые духи, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья.

Леший - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему это не удается: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя.

Переруг - мелкое и злобное божество раздора, свар, ссор, склок и обид; недобрый дух, подобный злыдням.


Если вы думаете, что в славянской мифологии самыми страшными были Баба-Яга и Змей Горыныч, постоянно появляющиеся в сказках, то вы явно плохо знакомы с древним русским фольклором. В мифологии наших предков встречались по-настоящему страшные и злобные существа, с которыми вы вряд ли захотели бы встретиться. Вот 10 наиболее жутких и интересных монстров славянской мифологии.

1. Аспид.

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налёты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю - только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Однако змей никогда не подлетит к огню, да и на землю он не садится. Только трубный звук способен привести аспида в ярость, в таком состоянии он бросается на все что издает этот звук, потому победить Аспида можно лишь заманив его в огненную ловушку при помощи труб.

2. Волот.

Волоты - малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.

3. Злыдень.

Злыдень - злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров дух может залезать на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ. Злыдни предпочитают селиться в человеческих домах за печкой, в сундуках или шкафах. Иногда, если они не могут найти для себя подходящий дом, то селятся в лесу возле водоема, где поджидают пока мимо пройдет подходящий человек, чтобы увязаться за ним и попасть к путнику домой.

4. Упырь.

Упырь – живой мертвец, восставший из могилы. Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие - это острые зубы, так все зубы упыря заострены и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую. Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волколаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья. Обычно живые мертвецы селятся на кладбищах и не отходят далеко от своих могил, но иногда в поисках пищи или, спасаясь от преследователей, упыри могут поселиться в лесу или даже в селениях, там для жилья они выбирают темные места, куда не проникает солнечный свет.

5. Волколак.

Волколак - человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие. Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.

6. Анчутка.

Анчутка – маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес. Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так, болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.

7. Лихо.

Лихо - злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего. Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями. Такой рацион делает существо еще сильнее, и чем больше негативных эмоций испытывает «носитель» тем сильнее лихо. Если же ему не удается справиться с волей человека, то существо предпочтет съесть жертву, нежели отпустить. Когда попадается группа людей, лихо выбирает себе одного, а остальных убивает прямо у него на глазах, опять же чтобы сломить волю человека. Если лихо овладело человеком, то избавиться от него практически невозможно. Оно будет следовать за жертвой повсюду, попутно нападая на тех, кто оказывается рядом с «носителем» и так пока несчастный не умрет, что в принципе наступает довольно скоро, после чего лихо начнет искать себе новую жертву.

8. Вий.

Вий - персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи. На вид это страшный, уродливый старик, очень высокого роста и мощного телосложения. Глаза у него очень большие, они прикрыты еще большими веками, имеющими длинные ресницы. Вий весь оброс корнями деревьев и мхом, но самым страшным у этого существа считается взгляд, если ему кто-то поможет приоткрыть веки, то он своим взглядом сможет убить не только человека, но и сжечь целые селения. Голос у Вия очень страшный и противный, его протяжное монотонное звучание сможет свести с ума любого человека.

9. Алконост.

Алконост – полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. Существу покровительствует славянский бог Хорс. Почти всю свою жизнь алконост проводит в Ирии, и лишь девушки-алконосты раз в год спускаются на землю, чтобы отложить яйца, потому в мифологии алконостов изображают именно с женским лицом. Яйца алконост откладывает в воду на самое дно, чаще всего выбирает берег моря, но также подходят и крупные реки. На дне яйца пребывают в течение 7 дней, после чего они всплывают и вылупляются птенцы. Все это время вокруг гнездовья стоит ясная, безветренная погода, а алконост-мать поет свои чудесные песни, находясь неподалеку, скрываясь в лесной чаще. Когда птенцы вылупляются, алконост забирает их и еще 7 дней находится с потомством на земле, пока молодняк не наберется достаточно сил для полета в Ирий. Нет четкого указания в какое именно время года алконосты покидают Ирий и спускаются на землю: в одних источниках указывают период зимнего солнцестояния, в других осенние месяцы.

По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.

10. Кикимора.

Кикимора - злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.

В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые. Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.