Open
Close

Название военного подворья. История архитектуры

Множество замечательных памятников культуры и достопримечательностей можно встретить в Москве. Прогуливаясь по ее центру, стоит познакомиться со многими объектами культурного наследия и увидеть большое количество интересных вещей. Их история обычно тесно связана с историей самого города, поэтому особенно интересно узнавать ее. Множество маршрутов проложено в столице, чтобы осмотреть важные достопримечательности. Одна из них - это Крутицкое подворье в Москве. В статье пойдет речь о том, что же это за объект, будет рассказано о его истории и некоторых интересных фактах, связанных с ним.

Крутицкое подворье в Москве - общие сведения

Для начала стоит разобраться, что же собой представляет Крутицкое подворье. Во-первых, нужно отметить, что это особый памятник архитектуры. Во-вторых, это исторический памятник. Он был заложен еще в XIII веке. Изначально он выполнял функции монастыря, а затем стал резиденцией, где проживали епископы. Одно время он даже являлся одним из филиалов Государственного исторического музея. Располагается подворье в историческом центре Москвы, в Таганском районе. Здесь можно часто увидеть посетителей, поскольку Крутицкое подворье в Москве включает в себя несколько объектов, которые всегда интересуют людей, как местных жителей, так и туристов.

Многие интересуются и происхождением названия этого места. Считается, что слово «крутицы» означает возвышенность, а это место как раз находится на высоком берегу чуть ниже устья Яузы. Теперь стало понятно, что собой представляет Крутицкое подворье в Москве. Как добраться сюда? Такой вопрос интересует многих. Он обязательно будет рассмотрен несколько позже. Это место известно своей красотой, здесь можно не только познакомиться с достопримечательностями, но и просто прогуляться и насладиться необыкновенно красивыми видами.

Какие объекты включает подворье

Таким образом, мы немного познакомились с этим местом и рассмотрели общие сведения о нем. Теперь стоит немного рассказать о том, что же можно увидеть, посещая Крутицкое подворье в Москве. Здесь располагается сразу несколько объектов, каждый из которых представляет отдельный интерес. Все эти объекты являются памятниками культуры и хранят собственную историю. Итак, подворье включает:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (построен в 1700 году).
  • Крутицкий теремок и Воскресенские переходы (созданы в XVII веке).
  • Митрополичьи палаты (построены в конце XVII века).
  • Храм Воскресения Словущего на Крутицах (возведен в XVII веке).
  • Корпус митрополичьих приказов и другие объекты.

Теперь стало понятно, что же включает в себя подворье, а также чем оно известно. Почти все строения, находящиеся здесь, относятся к XVII веку. Посмотреть их и узнать их историю будет очень познавательно для каждого человека, пришедшего сюда. Теперь стоит подробнее рассказать о некоторых объектах, которые представляют наибольший интерес.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах

Итак, стоит подробнее рассмотреть этот замечательный собор. По некоторым данным, собор существовал еще в середине XV века, однако тогда он носил другое название. В начале XVI века храм был перестроен и получил уже современное название. В этот собор стал практически центральным в то время как кремлевские соборы были захвачены поляками.

В 1655 году было принято решение о реконструкции здания собора и его строительстве в камне. К концу XVII века строительство было завершено, и произошло освящение собора. Постройка очень интересна своей архитектурой.

Однако после революции произошли значительные изменения, и в 1920 году собор закрыли. Здесь было решено создать жилые помещения, в результате вся живопись, которая находилась на стенах храма, к сожалению, была закрашена. С 60-х годов XX века храм использовался в качестве производственного помещения, а затем перешел к Историческому музею и некоторое время был его филиалом.

С 1993 года здесь снова проводились богослужения. Сейчас ведется реставрация некоторых частей храма.

Крутицкий терем

Теперь стоит поговорить о еще одном важном объекте, находящемся в Крутицком подворье. Это целая часть всего комплекса, которая состоит из таких элементов, как святые врата, а также терем, который располагается непосредственно над воротами.


Есть в Москве места, куда хочется возвращаться. Одним из таких мест является Крутицкое подворье. Была я там не раз. Сколько раз фотографировала. И все равно хочется быть там еще и еще раз.

Текст взят из ВикипедиЯ.
Крутицкое подворье, Крутицкое Патриаршее подворье, Крутицкий архиерейский дом, Крутицы - исторический памятник, основанный в XIII веке как резиденция епископов Сарских и Подонских; филиал Государственного исторического музея. Памятник архитектуры XVII века. Расположен в Таганском районе Москвы на пересечении Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка.
С 1991 года - подворье Патриарха Московского и всея Руси, где располагается Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви.
Более подробно можно почитать на сайте:
http://www.krutitsy.ru/
План реконструкции Крутицкого подворья

Создание и расцвет подворья
В XIII веке значительная часть русского населения оказалось в ордынском плену. Для церковного окормления русских в Орде по инициативе Александра Невского в 1261 была учреждена православная епархия в Сарай-Бату, столице Золотой Орды - Сарская (Сарайская), впоследствии Сарская и Подольская епархия. В 1272, при сыне Александра Данииле, Сарская епархия основала свое подворье в подмосковных Крутицах, тогда же был освящен первый Петропавлоский храм (1272-1356). Последующие правители - Иван II Красный, Дмитрий
Донской - завещали крутицкому храму значительные вклады (в завещании Ивана II упомянуты всего три храма, из них крутицкий упомянут первым). В XV веке, с ослаблением Орды и сокращением русского населения Сарая, сарская епархия также сокращась. В 1454 епископ Вассиан перенёс свою кафедру в Крутицы, став первым в истории епископом Крутицким, Сарским и Подонским. Имена Сара и Подон были воспроизведены в именах окрестных речек (современный Саринский проезд. Первый каменный Успенский собор, позже перестроенный в митрополичьи палаты, был заложен в 1516.
В 1589 Крутицкие епископы были возведены в сан митрополитов (начиная с митрополита Геласия, умершего в 1602). В 1612, когда кремлёвские соборы были захвачены поляками, крутицкий Малый Успенский собор был, фактически, главным храмом московского православия - и так же был разграблен оккупантами.
В XVII веке во владениях Крутицких митрополитов находились слобода Дубровка (1-я Дубровская улица), слобода Арбатец (Арбатецкая улица), Крутицкая слобода, Калитники и село Кожухово. Расцвет Крутиц связан с митрополитом Павлом II (1664–1676), основателем местной библиотеки. Именно при Павле завершается строительство Митрополичьих палат на месте старого Успенского собора и начинает строиться новый собор. Излюбленное место пребывания патриархов, Крутицы также были местом заточения протопопа Аввакума перед его проклятием
на соборе 1666 года.
Крутицы в XVIII-XIX веках
В 1711, с упразднением патриаршества, крутицкие митрополиты были понижены в ранге до епископов (исключая митрополита Игнатия Смолу, 1719–1722). Московский пожар 1737 года серьёзно повредил Крутицы; вследствие пожара деревянная крыша теремка были заменены железными, сожжёные лики святых - забелены известью. Теремок оставался в таком виде до благоустройства в 1868. В 1744-1751 в Крутицах действовала основанная в 1739 духовная семинария, позже переведенная в Покровский монастырь.
В 1764 была упразднена Сарская и Подонская епархия, в 1785 - Крутицкая епархия. Опустевшее подворье было передано Военному ведомству, а церковное имущество и архивы епархии были перевезены в кремлёвский Чудов монастырь.
Успенский собор выгорел в пожар 1812, так, что четыре года спустя главнокомандующий гарнизоном А. П. Тормасов приказал разобрать его и переделать под казармы или конюшни. Решение было отменено после вмешательства духовенства, уже после вскрытия склепов крутицких епископов. Только в 1817 Успенский собор обрел новую, деревянную, крышу, а верхний храм открыли только в 1823. Последующая реконструкция, поддержанная великим князем Александром Николаевичем, заняла более тридцати лет (1833-1868), с участием Е. Д. Тюрина и К. А. Тона.
В советский период
Служба в Успенском соборе прекратилась не ранее 1924; затем, утварь была разграблена, а фрески и образа - замазаны. Вся территория подворья была отдана во власть военных. В 1936-1938 Воскресенскую церковь перестроили под казармы, а на старое кладбище спланировали футбольную площадку.
В 1947 решением государственного Комитета по делам архитектуры составление проекта реконструкции Крутиц было поручено П. Д. Барановскому. Реставрация заняла более тридцати лет, в то время, как в подворье продолжали обитать различные военные и гражданские службы. В 1964 Успенский собор был передан ВООПИиК, в 1968 - Главкниге. Только в 1966 Крутицкие палаты были признаны музейным объектом; с 1982 Крутицы - филиал Исторического музея.
В 1991 часть подворья была передана церкви, другая же часть вплоть до 1996 использовалась как гауптвахта московского гарнизона. На официальном сайте подворья высказывается спорная версия о том, что именно в Крутицах содержался Л. П. Берия.
Реконструкция Крутиц продолжается по сей день. В мае 2007 года ведутся работы в зданиях Воскресенской церкви и Набережных палат. В августа 2008 года в Успенском (верхнем) храме закончены реставрационные работы, восстановлены фрески, иконостас и в основном интерьер храма.
Проход внутрь подворья со стороны Крутицкой улицы

или 1-го Крутицкого переулка.

И так в путь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (Малый Успенский собор) 1700 с нижним храмом ап. Петра и Павла - 1667–1689 гг. Выстроены Осипом Старцевым. Позже, в 1895, устроен придел св. Сергия Радонежского. Высота собора - 29 м. до подкрестного яблока; главки куполов также кирпичные. Утраченные колокола были отлиты в 1730.

Крутицкий теремок и митрополичья галерея ,соединяющая палаты и собор, 1693-1694. Выстроены Осипом Старцевым и Илларионом Ковалёвым. Теремок и Святые ворота облицованы многоцветными поливными изразцами работы Степана Иванова - всего использовано до двух тысяч уникальных изразцов.

К южному фасаду здания примыкает крыльцо, реставрированное в XX веке П. Д. Барановским.

Набережные палаты, 1719

Сушильная палата и приказные палаты

Деревянные дома XIX века - № 6, 8, 11, 13 по Крутицкой улице

Двухэтажный дом XIX века - № 4 по Крутицкой улице.

И еще несколько зарисовок.

Уходя со двора, так и хочется постоянно оглядываться на эту красоту.

Да еще хочу добавить. Там были Крутицкие казармы с 1922 Алёшинские казармы (1?й Крутицкий переулок, 4а), названы по соседнему Крутицкому подворью, здания которого в 1798 были частично переданы под казармы частям жандармского корпуса; использовались также в качестве политической тюрьмы (в 1834-35 здесь в течение семи месяцев отбывал заключение А.И. Герцен). В 1842 в казармах размещался Московский внутренний гарнизонный батальон, с 1904 - батальон 12-го гренадерского Астраханского полка. С начала первой мировой войны в Крутицких казармах находилась 6?я школа прапорщиков, которую 31 октября 1917 заняли красногвардейцы. В 1922 названы по имени участника Октябрьской революции А.А. Алёшина. В Крутицких казармах размещались различные воинские части, гауптвахта Московского гарнизона.

Сегодня два известных режиссера - Павел Лунгин и Андрей Эшпай- снимают фильмы о жизни Ивана Грозного, а в Московском Кремле проходит выставка "Вера и власть" об эпохе Ивана Грозного.

А. Эшпай работает над 16-серийным телефильмом о "грозном" царе. Съемки идут на Крутицком подворье. Оно чудом уцелело в модернизированной Москве. Красная кирпичная кладка свидетельствует о ХVII веке. К территории подворья примыкает бывшее здание тюрьмы, где гримируются артисты, занятые в фильме. Артистов гримируют по несколько часов, особенно царя: "время было бородатое".

Погода меняется ежечасно: то надвигается туча, то выглядывает солнце. "Только что был световой режим", - озабоченно говорит Андрей Эшпай. Мы идем в теплый вагончик, где Андрей Андреевич рассказывает о своем проекте.

Почему для фильма выбран образ Ивана Грозного из всей истории России? Почему информация о царствовании Ивана Грозного востребована в наше время и сейчас вы и Павел Лунгин снимаете фильм об Иване Грозном?

Фильм Павла Семеновича Лунгина о взаимоотношениях митрополита Филиппа, которого играет замечательный артист Олег Янковский, и царя Ивана Грозного.Что важнее: христианские заповеди или интересы власти? Это определенный отрезок жизни, причем яростный. Филипп пошел на христианский подвиг, с надеждой остановив Грозного в период опричнины.

- А на чем базируется ваша концепция?

Иван Васильевич прожил 54 года. Это сильная одаренная натура. С другой стороны, это человек - легенда, он - наполовину вымышленная фигура. Мы снимаем для канала "Россия" 16 серий. Иван Грозный - фигура чрезвычайно противоречивая, важная для истории России. Он был сложен для общения с окружающими. Русское Средневековье, которое мало было показано у нас в кино, - сложнейший этап, который и должен быть отражен в кино. Средневековье - максимальное проявление всех свойств человека - от самых благородных до самых дьявольских. Все, что есть в человеке, в средние века было выявлено максимально. Иван Грозный хотел распространения православия по всей Европе, чтобы оно стало доминирующей религией. Это было его очередным безумством, так как это было невозможно. Реализация идеи обернулась человеческими жертвами.

- Ваша версия: почему Иван впал в безумие?

Умерла царица Анастасия, первая его жена, ушел из жизни митрополит Макарий, который был канонизирован. Иван остается один. От этого стал еще больше погружаться в религию.

- Почему раньше к этой теме не обращались?

Никто не предлагал. Реализация темы Средневековья, безусловно, требует затрат. Российский кинематограф только-только начал зарождаться. Работая над фильмом, вольно или невольно держишь в уме современную жизнь. Остается проблема объединения страны, борьба с сепаратизмом. Такая деталь, как глашатай, который объявлял приказы на улице при царе, связана с нашим временем: глашатай - современный диктор. Для меня сегодняшнее мое занятие - изучение времени. С точки зрения жестокости времени ХХ век был более жестоким, чем XVI. Просто в XVI веке все было на виду, хотя такого количества оружия, как в ХХ веке, не было. И второй момент: долгое время в Советском Союзе поколения были воспитаны на том, что история начинается с 1917 года. Чтобы двигаться вперед, надо погрузиться в прошлое, разобраться, что было там.

- Как, на ваш взгляд, религиозность Ивана Грозного сочеталась с тиранством?

Когда он остался один, то еще больше стал погружаться в религию. Тогда были иные параметры отношений, было совсем другое понимание мира и отношений к миру, к боли, к смерти.

- Как вы относитесь к разговорам о канонизации Ивана Грозного?

Есть такие разговоры. Они меня не очень интересуют, это вопрос внутрицерковный. Я глубоко в эту материю не погружался. Но в то же время человек с другими качествами не смог бы объединить Русь: надо было обладать чрезвычайной личностью, чтобы объединить сильных людей, держать вместе бояр.

- Сколько актеров играют Ивана Грозного?

Грозного-мальчика, цесаревича, играет сын Макаревича - Иван, в нем есть сходство, неистовость, эмоциальность. Саша Дементьев - актер удивительной внутренней пластики, в нем есть обаяние, с другой стороны, жесткость и большой возрастной диапазон. Он играет зрелого царя Ивана Грозного.

- Почему в фильме играют малоизвестные актеры?

Да, снимаются актеры немедийные. Я исходил из того, чтобы эта работа заново открыла то время и новые лица. Мне важно не просто актерское пополнение - хотелось создать такую эстетику фильма, чтобы открылись новые лица. Эта попытка соединить пышность костюмов с психологизмом актеров.

- Трудно было найти в Москве натуру?

XVI век - здания из красного кирпича. Такие найти трудно. Крутицкое подворье - островок культуры того времени. Снимали еще под Москвой, в Алабино.

- Какие у вас отношения с фильмом об Иване Грозном Сергея Эйзенштейна, снятым в сороковые годы?

Мой Грозный должен быть гораздо сильнее раскрыт изнутри...

И, пользуясь случаем, еще один вопрос: вы возглавляете жюри фестиваля Белорусского национального фильма? Чем вас радует или огорчает этот фестиваль?

Это фестиваль чисто внутренний, белорусский. Фестиваль проходит в Бресте. Он очень интересный и содержательный. Мы дали главный приз Галине Адамович за потрясающий фильм. Национальное белорусское кино постепенно становится на ноги.

Актриса Мария Шашлова , исполнительница главной роли Анастасии, рассказывает:

Я работаю в студии театрального искусства под руководством С. Женовача. В кино снимаюсь впервые. Очень долгими были пробы. Тогда много говорили о роли. Историки расходятся в отношении образа Анастасии. Кто-то приписывает ей большое влияние, но ясно одно: жизнь царя очень изменилась после ее смерти.

Актер Александр Демидов , исполняющий роль Ивана Грозного, дополняет:

Мой герой - глубоко мечущийся человек, на него влияла несомненно та обстановка, которая сложилась в его детстве, - предательства, убийства. Так что просто назвать его зверем никак нельзя. Если бы у Ивана Васильевича был выбор, он ни за что не стал бы царем... Ему постоянно приходилось решать проблемы - на Русь наступали враги. Грозный побил ливонцев, взял Казань, объединил страну. Главный вывод, который я сделал во время съемок, - России и сегодня нужно заглянуть внутрь себя.

Предрек князю что здесь будет храм и архиерейский дом . Впоследствии князь устроил здесь монастырь, а около года здесь обосновался греческий епископ Варлаам, первый Крутицкий архиерей. Вероятно, метопребывание епископа Варлаама, по смерти его, было обращено было в подворье для приезда в Москву Сарайских епископов. Поначалу они останавливались тут при посещении Всероссийских митрополитов и великих князей Московских.

Русские князья не забывали Крутицкое подворье своими милостями. Получивший в году ярлык на великое княжение Иоанн Иоаннович Красный в своей духовной грамоте года завещал значительный вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память». Возможно он был даже ктитором подворья и основателем его Успенского храма: из его завещания видно, что он обеспечивал денежными взносами только три церкви, причем Успенский храм на Крутицах именуется в их числе первым. Святой благоверный князь Димитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте года.

Важное значение для процветания Крутицкого подворья играло его месторасположение: близость водной (река Москва) и сухопутной (Николо-Угрешская дорога) магистралей. Направляясь в Орду, Московские князья часто ездили по Николо-Угрешской дороге. Играли свою роль близко расположенные Симонов и Новоспасский монастыри, привлекавшие многочисленных паломников.

С 1450-х годов Сарские владки обосновались на подворье на постоянное жительство. Так Крутицкое подворье стало кафедрой обширной Сарской, а затем Крутицкой, епархии и местопребыванием ближайших помощников предстоятелей Русской Церкви.

Владимирский летописец сообщает что в году Крутицкий владыка Досифей заложил на подворье каменный Успенский храм. Новое здание стало возводиться во второй половине XVII века. Успенский собор имеет высоту от земли до подкрестного яблока 29 метров и завершен традиционным пятиглавием. Выстроен он из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича.

Храм двухярусный и главный, Успенский, престол , расположен в верхнем ярусе, сооруженном в году. Нижний ярус с теплым храмом апостолов Петра и Павла был сооружен в – годах и освящен 29 июня года. Однако, по некоторым сведениям, освящение совершил патриарх Иоаким . Строительные работы велись при митрополите Варсонофии , погребенном в южной части нижней церкви. Придел преподобного Сергия Радонежского был устроен в году.

Москва – очень древний город, о чем свидетельствует наличие в его границах множества старинных построек, относящихся еще к 12-16 векам. Одной из таких является Крутицкое подворье со своими мощеными улочками, деревянными домами, шикарными церквями. Оно просто дышит богатой историей и позволяет гостям окунуться в удивительную атмосферу средневековья.

История Крутицкого подворья

По официальным данным, эта достопримечательность появилась в 13 веке. Говорят, что в 1272 г. князь Даниил Московский велел учредить здесь монастырь. Есть и другая информация, согласно которой инициатором строительства якобы был некий старец из Византии – Варлаам. Когда Золотая орда правила на территории Московии, это место было отдано под подворье для епископов Подонского и Сарского.

В средние века тут велись активные строительные работы. Имеющиеся здания были дополнены двухэтажными митрополичьими палатами и Успенским собором. До 1920 г. здесь проводили богослужения и принимали паломников с разных уголков страны. Несколько раз храмы грабили и поджигали то французы, то поляки. После окончания Октябрьской революции они вообще перестали работать, и все ценное, что еще в них оставалось, было вывезено.

В 1921 году в Успенском соборе обустроили военное общежитие, а спустя 13 лет его передали в жилищный фонд. Старинное кладбище, расположенное на территории этого музейного комплекса, было засыпано, а на его месте разбили футбольное поле. И только после распада Советского союза, в 1992 году, Крутицкое подворье приобрело статус музея и вновь начало принимать паломников.

Описание основных построек

Крутицкое подворье относится к архитектурным памятникам 17 века. В этот ансамбль входят следующие достопримечательности:

  • Терем со святыми вратами, который в царские времена был сильно поврежден при пожаре и в дальнейшем подвергся реконструкции. Его фасад щедро декорирован поливными изразцами, придающими облику строения сказочности. По некоторым данным, из окон этого домика епископы подавали милостыню нищим.
  • Митрополичьи палаты. Они расположены в 2-х этажном здании из кирпича. Вход внутрь осуществляется через крыльцо с южной стороны. К нему примыкает массивная лестница с более чем 100 ступенями, белыми керамическими балясинами и поручнями. Толщина стен этого строения равняется более чем метру. На первом этаже в свое время располагались жилые комнаты, подсобные и служебные помещения.
  • Успенский собор. Это самое яркое и ценное здание в ансамбле Крутицкого подворья. Оно имеет высоту более 20 м и венчается классическим пятиглавием, ассоциирующимся со Спасителем. Материалом для него послужил красный кирпич. Перед входом в парадную находится крытая лестница, спрятанная за массивными столбами. С одной стороны здание соприкасается с шатровой колокольней. В XIX веке тут регулярно звонили мощные колокола. Стены украшены тремя изображениями, посвященными празднику Крещения Господня, Благовещения Богородицы и Рождества Христова. В начале 20 века старые деревянные кресты были заменены на позолоченные, а купола собора покрыты медью.
  • Воскресенская церковь. Состоит она из трех ярусов подвала, подклета, второго этажа и нескольких боковых башен. На нижнем уровне покоятся здешние митрополиты. До 1812 года стены храма были украшены росписями, от которых почти ничего не осталось после пожара. Спустя несколько лет начался разбор здания, в ходе которого частично были разрушены склепы. В 19 веке здесь состоялась небольшая реконструкция. Особый интерес представляют обновленные ступенчатые оконные ниши под галереей. Этим Воскресенская церковь похожа на соседний Новоспасский монастырь.
  • Крытые переходы из покоев митрополитов в Успенский собор. Их общая длина составляет примерно 15 м. Они были сооружены на Крутицком подворье в период между 1693 и 1694 гг. Из окон достаточно длинного открытого коридора доступен красивый вид на внутренний дворик.
  • Нижний Петропавловский храм. У входа в него установлен крест с изображением Христа. Само здание включает в себя два этажа. Внутри, в центре главного зала, имеется обновленный иконостас с многочисленными иконами Девы Марии и других святых.