Open
Close

Начало страстной недели в году. Страстная неделя: что можно есть и что нельзя

Какого числа Страстная неделя в 2016 году? Что можно есть во время нее? Что можно делать в эти дни и что нельзя? В статье вы найдёте ответы на эти вопросы и познакомитесь с обычаями христиан на Руси.

Страстная неделя в 2016 году: какого числа её ожидать в этом году

25 апреля - день, когда начинаются тяжёлые дни для всех христиан - Страстная неделя 2016 года. Этот день как раз выпадает на ещё один праздник, Вербное воскресенье.

Страстная неделя (её также называют Страстной Седьмицей) - самые строгие дни поста у христиан. Все 7 дней люди скорбят, вспоминая многочисленные муки, пережитые Иисусом Христом и его дальнейшую погибель. В ранних христианских обществах в этот знаменательный день нельзя было есть ничего, кроме сухой пищи, развлечения также запрещались, всем велели немедленно прекращать рабочую деятельность и соблюдать Великий Пост.

Дни недели в Страстной Седьмице

Каждый день Страстной Недели по обычаю принято называть Великим. В эту неделю царят особые традиции.

Понедельник, 25 апреля

День, когда верующие чтят память патриарха Иосифа. Многие считают его прообразом Иисуса. Иосиф был предан братьями - они продали его в Египет. Также христиане предаются воспоминаниям о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы. Ведь она - символ души, от которой не появляются духовные плоды.

Тогда на Руси был обычай проводить тщательную уборку.

Вторник, 26 апреля

День, когда вспоминается, как Иисус обличил фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенным в Иерусалимском Храме.

Представительницы прекрасного пола в этот день готовили соченое молоко.

Среда, 27 апреля

День скорби о том, как Иуда Искариот - собственный ученик Иисуса продал его за 30 серебряных монет.

Не забывают также и грешницу, которая подготовила Иисуса к процессу погребения.

Великий (Чистый) четверг, 28 апреля

Страстная неделя 2016 не представляется без этого дня. Великий четверг - день памяти о всех важных евангельских событиях. Верующие погружаются в воспоминания о тайной вечере, о том, как Иисус омывал ступни своим ученикам, о Молитве Христа в Гефсиманском саду и о бесчестном предательстве Иуды.

Четверг принято называть «Чистый», так как к наступлению этой даты дом должен быть убран и чист. В этот день верующие окрашивают яйца для Пасхи, запекают тесто для куличей и выпекают пасхи. В тот же день установился обычай в первый раз стричь волосы годовалому малышу. А христианские девушки в Великий четверг срезали кончики кос, чтоб волосы красивее и быстрее росли.

Большинство христиан до того, как взойдёт солнце, купались в проруби или проливали на себя воду в бане. В определенных частях страны укрепился обычай - люди собирали ветви можжевельника после чего сжигали их, а дым запускали в помещение. Христиане верили, что он оберегает от злых духов и недугов.

Великая пятница, 29 апреля

День, когда принято скорбить по самым трагическим событиям. Христиане с болью вспоминают, как судили Христа, о его распятии на кресте и кончине.

На вечерне выносят плащаницу. Это такое полотно, которым обернули тело Иисуса после его погибели. До завершения пасхального богослужения нельзя принимать никакую пищу. В эту пятницу не разрешалось делать важных дел и мыться.

Великая суббота, 30 апреля

День, когда вспоминают пребывание Иисуса в гробу. В церквях освещают еду. Также в субботу происходит великое религиозное чудо - благодатный огонь сходит в Иерусалиме. В часы специального богослужения из Гроба Господня выносится огонь. Считается, что он чудом появляется там каждый год перед Пасхой.

Пасха (воскресение), 1 мая

Воскресение - день, когда начинается Пасха. Пасха - важнейший праздник для верующих. Этот день - символ воскрешения Христа.

Главные символы праздника - огонь, пасхальные куличики, окрашенные яйца и зайцы. В этот самый день на Руси многие принимали крещение.

Страстная неделя 2016: что можно есть и что нельзя

Что делать и что нельзя делать в эти дни - вопросы многих христиан. Для тех, кто чтит Великий Пост, мы расскажем, что можно есть и в какие дни.

С понедельника до среды (включительно) принято сухоедение. Один раз вечером можно выпить что-то холодное, съесть растительную пищу без масла или холодную невареную еду

В Великий четверг допустимо небольшое количество вина - чтобы укрепить силу верующих. Также можно есть растительные продукты с маслом.

В Великую пятницу есть запрещено.

В субботу разрешено сухоедение. Можно съесть фруктов и овощей.

В воскресение Пасха - Великий Пост заканчивается.

После Пасхи Страстная неделя 2016 заканчивается.

Страстная Седмица замыкает Великий Пост, длящийся 40 дней. Все эти дни верующие избегают животной пищи и вина, лишь изредка потребляя постное молоко и отварную рыбу. В Страстную Неделю пост особенно строг. Нельзя есть не только мясо и пить вино. Запрет налагается на все молочные продукты, яйца и рыбу. Странники, больные, беременные женщины и малолетние дети могут не ограничивать себя в пище, тем не менее, с большей умеренностью относясь к употреблению этих продуктов. Верующим в Страстную Седмицу можно есть постную пищу, приготовленную на растительном масле. Никакого запрета ни на овощи, ни на фрукты не налагается. Тем не менее, ограничения в качестве принимаемой пищи не должны влиять на ее количество: объедаться в пост, тем более, в Страстную Седмицу, грешно.

Страстная Неделя 2016: что нельзя делать христианам?


Кроме соблюдения строжайшего поста в Страстную Неделю 2016 следует выполнять и другие вещи, связанные с ограничениями. Нельзя сквернословить, устраивать праздничных веселых вечеринок, на Руси в эти дни не проводились ни свадьбы, ни гулянья. Крестить детей и венчаться, а также поминать усопших во время Страстной Недели нельзя. В Страстную Пятницу нельзя мыться.

Страстная Неделя 2016: что можно и нужно делать верующим?

Начало Страстной Седмицы начинается с уборки в доме. Первый день последней недели перед Пасхой – день, посвященный молитвам, добрым делам, покаянию. Великий Вторник посвящен воспоминаниям о Христовых притчах. В среду верующие молятся о великой грешнице, омывшей ноги Христа своими слезами. Великий (Чистый) Четверг – самый хлопотный день, когда верующие готовят дом к Пасхе, моют жилище, посещают баню. Женщины ставят в четверг тесто для куличей, а дети красят яйца. Пятница — скорбный день строгого поста. В этот день нужно молиться. В Великую Субботу можно и нужно отправиться в храм, дабы освятить там еду для Пасхального стола. Верующие в Иерусалиме могут наблюдать схождение благодатного огня, который не оставляет ожогов на теле.

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . 24 лекция. (Православные просветительские курсы)
  • Иеромонах Дорофей (Баранов) .
  • Диакон Владимир Василик .
  • Анна Сапрыкина. (материнские заметки)
  • Юрий Кищук . . Мысли в Страстную седмицу
  • Дни Страстной седмицы

    Богослужение

    Богослужебные особенности Страстной

    • Николай Завьялов .
    • Гермоген Шиманский .
    • Священник Михаил Желтов .

    Иконография

    • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

    По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

    Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

    Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

    Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

    Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

    Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

    Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

    Страстная неделя 2016 согласно церковному календарю называется Страстной или Чистой Седмицей и считается самым строгим и суровым моментом сорокадневного Великого Поста, предшествующего святому празднику Христова Воскресенья. Каждый из дней этого периода именуется Великим. В первые три дня в храмах совершается божественная литургия Преждеосвященных Даров, а священник, подчиняясь требованиям церковного устава, прочитывает всю Псалтирь, пропуская только лишь 17 кафизму. В четверг и утром в субботу проводится литургия Великого святого Василия, а в пятницу вспоминаются страдания Иисуса на Голгофском кресте. Завершается семидневка в воскресенье, когда весь религиозный мир благодарит Бога за явленное людям чудо и отмечает светлый праздник Пасхи.


    Страстная неделя в 2016 году: какого числа она начинается и заканчивается

    В 2016 году Страстная Седмица начинается сразу после Вербного воскресенья – 25 апреля, а заканчивается 30 числа – непосредственно перед Пасхой. В это время от верян требуется максимум смирения и сдержанности. Не рекомендуется ходить в увеселительные заведения, посещать всевозможные празднества и принимать участие в любых других мероприятиях подобного рода.

    В Страстную неделю церковь советует как можно больше молиться, думать на возвышенные темы, читать библейские тексты и вспоминать о страданиях, которые принял за все человечество Христос на горе Голгофа.

    Есть вещи, которые категорически нельзя делать в этот ответственный период. К ним относятся:

    • употребление алкоголя;
    • курение;
    • получение плотских удовольствий.


    Страстная неделя: что можно есть и что нельзя

    Меню Страстной недели неслишком отличается от классического рациона Великого поста. В пищу по-прежнему не употребляют молочные, мясные, рыбные и яичные изделия.

    Согласно церковным канонам и правилам, с понедельника по четверг и в субботу разрешается есть растительные невареные продукты (фрукты и сухофрукты, сырые овощи, орехи, мед), а пить – только воду. В Страстную пятницу всякая еда полностью запрещается, и только старикам, беременным женщинам и тяжело больным людям позволяется небольшой легкий и постный ужин.


    Дни недели в Страстной Седмице: значение и символизм

    1. В Великий понедельник уделяют внимание памяти патриарха Иосифа, считающегося прообразом страдающего за людей Иисуса. В этот же день перечитывают и переосмысливают евангельское повествование о том, как Христос проклял смоковницу, неспособную к плодоношению. Смысл этой притчи сводится к тому, что душа живет опустошенной без молитвы, искреннего покаяния, самоотверженной веры и добрых дел.
    2. В Великий вторник вспоминают обличающие слова Иисуса, сказанные в адрес фарисеев, а также изучают притчи, произнесенные Спасителем в Храме Иерусалима. По старинному обычаю, в домах готовят «соченое молоко» и поят им скотину, свято веря, что это снадобье убережет животных от сглаза и болезней.
    3. Великую среду посвящают обсуждению чудовищного поступка Иуды, предавшего Христа за мизерную сумму в 30 серебренников. Кроме того, вспоминают и прочие важные события, случившиеся в этот, по-своему, знаменательные день: тайную вечерю, молитва Иисуса в Гефсиманском саду и пр.
    4. В Великий или Чистый Четверг с восходом солнца моются в бане, убирают жилище, до блеска начищают кухонную утварь и готовят традиционные пасхальные блюда.
    5. В самый «черный» день Страстной Седмицы – Великую пятницу – скорбят по замученному на кресте Иисусу. В церквях священники не проводят литургию, а веряне не занимаются домашними делами, не едят и не пьют до захода солнца и не моются.
    6. В Великую субботу с почтением встречают грандиозное божественное чудо – схождение на землю благодатного огня.
    7. Заканчивается Страстная неделя 2016 Пасхой – Великим Воскресеньем Христовым – самым главным и почитаемым светлым праздником всего религиозного мира.

    В конце апреля 2016 года православные христиане готовятся к встрече самого светлого праздника – Воскресения Христова, Пасхи Господней. Однако для того, чтобы подготовиться правильно, необходимо начинать заранее. Многие православные уже готовятся к встрече с праздником Пасхи, соблюдая Великий Пост. А кто-то – отмечает каждый день Страстной недели: самой важной седмицы в истории христианства.

    Страстная неделя – время духовного преображения и покаяния, время глубокой скорби и великого расцвета – начинается, по традиции, с Великого (Страстного) понедельника. В этот день вспоминается ветхозаветные предания об Иосифе как прообразе грядущих страданий Господа Иисуса Христа. Как преобразиться душой и телом в течение всей Страстной недели – в материал Nation-news.ru.

    История дня: Иосиф Прекрасный и проклятие смоковницы

    Евангельский рассказ хранит в себе предание о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Как свидетельствует евангелист Матфей, Иисус «возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек».

    Увидев это, ученики удивились, отчего засохло дерево. Иисус же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

    После этого Иисус пришёл в Иерусалимский Храм, где рассказал притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях. Язык Библии – в первую очередь притчевых: посредством этого жанра дается аллегория праведных и неправедных поступков; значение же притчи обычно раскрывается либо сразу в тексте, либо исходя из контекста повествования.

    Притча о двух сыновьях

    «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?»
    Говорят Ему: «Первый».
    Иисус говорит им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».

    Феофилакт Болгарский пишет, что в данной притче Иисус говорит о двух категориях людей:

    — те, кто дали обещание слушать и исполнять волю Божью, а потом не выполнивших своё обещание — современные Иисусу иудеи;
    — те, кто изначально были непокорны воле Божьей, а затем, раскаявшись, стали её исполнять – прелюбодеи, мытари и язычник, откликнувшиеся на проповедь Христа.

    Притча о злых виноградарях

    «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

    Большинство толкователей придают следующие значения использованным в притче образам:

    хозяин дома - Бог;
    виноградник - еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры; иудейская церковь, Иерусалим;
    ограда - Закон Божий, данный через Моисея;
    точило (резервуары для получения сока винограда) - жертвенник, на котором проливалась кровь;
    башня - Храм;
    виноградари - начальники и учители еврейского народа (первосвященники, книжники, фарисеи);
    отлучение хозяина - долготерпение Божие, время с тех пор, как Господь вывел евреев из Египта в Землю Обетованную;
    время плодов - наступило во времена пророков;
    слуги и рабы - пророки, обличавшие нечестие иудеев, претерпевшие гонения и смерть от них;
    свои плоды - богопознание, духовный прибыток;
    сын , наследник - Христос;
    вывели вон из виноградника и убили - пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима;
    пришествие хозяина - когда Бог воззрит на беззаконие совершенное начальниками; конец света.

    Образ Ветхого Завета: Иосиф Прекрасный

    Как и большинство образов и сюжетов новозаветной истории христианства, события Страстного понедельника имеют глубокое символическое значение, взятое в Ветхом Завете. Богослужение Великого Понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе Прекрасном, сыне библейского патриарха Иакова. В его страданиях от возненавидевших его братьев, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых, а в торжестве Иосифа и его возвышении в Египте — прообраз воскресения Христова и Его победы над миром. Традиция видеть в истории Иосифа прообраз евангельских событий прослеживается вплоть до апостольских времён и может быть найдена в Деяниях (Деян. 7:9-16).

    Страстной понедельник: обычаи и традиции

    С понедельника на Страстной — или, как говорили в народе, Страшной, — неделе все начинали приводить в порядок себя и свой дом, готовясь ко встрече Пасхи. В этот день мыли и белили хаты, чистили скотину. Также в Великий Понедельник нужно было закончить все работы в жилище: покрасить, отремонтировать и вычистить.

    Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится — не ест и не пьёт целый день, будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда. Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и скотину не напала порча.

    Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!» .

    Особо этот день отмечался на Херсонщине: на «Жиловий понеділок» совершаются большие поминки по предкам - «Мертвецький Великдень».

    Православный стол и пост в понедельник Страстной седмицы

    В понедельник и среду Страстной недели можно есть только хлеб, овощи и фрукты . По этому поводу примите совет от постящихся сотрудников редакции Nation-news.ru: если вы не поститесь , но хотите приобщиться к таинству ожидания Воскресения Спасителя – можете начать со Страстного понедельника. Что касается пищи, то усердствовать и изобретать велосипед не стоит – воспользуйтесь замороженными смесями овощей и фруктов, либо же свежими дарами природы: главное, не забывайте тщательно промывать их перед едой!