Open
Close

Мюнцер философия. Томас Мюнцер – жизнь и казнь

Мюнцер Thomas Meuntzer Карьера: Деятель
Рождение: Германия, 27.5.1525
Радикальный проповедник времен Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам.

Он стал отвергать внешнее откровение: только тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога настоящий Его избранник. Писание только убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны пропасть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый-самый ослепительный выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит попов и обезьян. Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства святых: Израиль (избранники) должен истребить безбожных ханаанитов.

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как пещеры дьявола. Мюнцер развивает в этом месте и общественный идеал: повсюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящен светлейшему, высокорожденному владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу. Лютеру и умеренной, чисто церковной реорганизации был объявлен совершенный разрыв. Лютер называл Мюнцера альштедтским сатаной, а Мюнцер Лютера виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим ее в плотском плену.

Теократический коммунизм Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. еще раз в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

Здесь он становится, сообща с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новоиспеченный непреходящий, христианский магистрат, из бедных и земледельцев. В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, как отцы-патриархи, в богатой одежде, он возвышенно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили алый крест и обнаженный клинок. Его проповеди гремели супротив роскоши, золота, идолов в домах и сундуках; главной его темой было кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии в то же время с южно-германским, но отмечено в этом месте отличительной чертой, которую аккурат выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический нрав, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам.

Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился вылезти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью худо вооруженных и без конницы. На заявочное пожелание выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Литература

О М., кроме сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, Leben, Sch ьiften u. Lehren Th. Mьntzers(1795); Seidemann, Th. Mьnzer (1842); Merx, Th. Munzer u. Pfeiffer (1889).

Важнейшая марксистская служба о Мюнцере Крестьянская махаловка в Германии Ф. Энгельса. Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно ясный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения заявляют, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а виктория классовой справедливости сама по себе интересовала его чуть-чуть.

В XX веке полно литературы о Мюнцере создано в ГДР, где Мюнцер считался национальным героем, а его портрет изображался на банкнотах.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (18901907).

Мю́нцер Томас (Muntzer, Munzer) (около 1490, Штольберг, Гарц - 27 мая 1525, близ Мюльхаузена, Тюрингия), вождь крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-1526 годов в Германии. В религиозной форме он проповедовал идеи насильственного ниспровержения феодального строя, передачи власти народу и установления справедливого общества.

Томас Мюнцер получил хорошее образование и с началом Реформации примкнул к сторонникам Мартина Лютера . С 1520 года он был проповедником в Цвиккау, где активно выступал против францисканцев . С этого времени агитация Мюнцера начинает выходить за рамки традиционного лютеранства. Размах революционных событий в Германии, успехи Реформации убеждали Мюнцера в реальности грядущего общемирового социально-политического переворота, в результате которого будет установлено «царство Божие» на Земле. Идеи такого переворота активно пропагандировались рядом плебейских сект, особенно анабаптистами.

Религиозно-философское учение Томаса Мюнцера представляло собой разновидность пантеизма , а по существу - социальное учение. По его убеждению все «творения Божии» являются частями цельного мира, только в нем могут существовать, из чего следует, что индивиды не могут иметь интересов, отличных от интересов общества в целом. По мысли Мюнцера Реформация должна преобразовать мир на основе верховенства общих интересов и путем устранения «безбожников». Контуры идеального будущего были у Мюнцера весьма смутными и фантастическими. В «царстве Божием» не должно существовать ни государственной власти, ни классовых различий, ни частной собственности, а всеобщее благоденствие должно обеспечиваться на основе общности имуществ. Всеобщее равенства должно быть установлено после изгнания и ликвидации феодалов, перехода всех материальных благ в руки трудящихся и уравнительного перераспределения земли и других богатств между тружениками. Социально-политическая программа Томаса Мюнцера призывала бедноту к антифеодальной революции.

Летом 1521 года Мюнцер посетил взбудораженную оппозиционным движением Чехию. Здесь он опубликовал «Пражский манифест», в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. Томас Мюнцер призывал рудокопов Чехии возродить мятежные традиции таборитов . Во время пребывания в Нордхаузене (Гарц) в 1522 году и в Альштедте (Тюрингия) в 1523-1524 годах Мюнцер открыто порвал с Лютером и со всем лагерем умеренной бюргерской Реформации.

Во время Крестьянской войны Томас Мюнцер и его немногочисленные ученики (прежде всего, анабаптисты) были вдохновителями наиболее решительных выступлений крестьянства. Сам Мюнцер разъезжал по Средней и Юго-Западной Германии, призывал крестьян и городскую бедноту к борьбе, распространял печатные памфлеты. В близких к Мюнцеру кругах в конце 1524 - начале 1525 годов была составлена наиболее радикальная программа действий восставшей бедноты - «Статейное письмо» (Artikelbreif). В конце февраля или начале марта 1525 года Томас Мюнцер приехал в тюрингский город Мюльхаузен и возглавил там отряды восставших крестьян. Он пытался создать в Тюрингско-Саксонском регионе единый центр всей Крестьянской войны. 15 мая 1525 года его отряд был разгромлен у города Франкенхаузен объединенным войском немецких князей, а сам Мюнцер пленен и, после мучительных пыток, казнен.

В конце XV века в Германии не прекращались крестьянские восстания. Великая роль Томаса Мюнцера состоит в том, что он объединил крестьян и стал проповедником нового времени - беспокойной эпохи Реформации.

Томас Мюнцер родился в 1490 году в германском городе Штольберге.

Томас получил теологическое образование. Но, по его мнению, вся организация католической церкви нуждалась в коренном преобразовании. Он утверждал, как и гуситы, что духовное сословие не должно пользоваться какими-либо привилегиями и выделяться из остальной массы верующих; само существование папства и других высших церковных должностей представлялось ему грубым искажением идеалов ранеехристианской общины.

Мюнцер объявил единственным догматическим основанием вероучения Библию и решительно отверг всю последующую каноническую литературу. И то, что Лютер в раннем периоде своей деятельности был в добром согласии с Мюнцером и пригласил его в Цвикау как первого евангелического пастора, вполне естественно.

В своих проповедях Мюнцер выступил с резким осуждением богатого духовенства и монашества, представители которых забыли евангельские заповеди. Слова Мюнцера о том, что монахи «отличаются ненасытной пастью» и что «лицемерные служители Христа придумали себе доходную статью в виде учения о чистилище», находили горячий отклик у слушателей.

В свою очередь, Мюнцер близко сошелся с сектой анабаптистов, которые совершенно отрицали значение духовенства как посредника между Богом и людьми и верили в непосредственное откровение свыше, доступное каждому человеку, удостоившиеся его становились в их глазах пророками и апостолами. Анабаптисты отвергали и все церемонии и обряды церкви.

Все эти взгляды разделял Мюнцер. Деятельность Лютера стала возбуждать в нем скептическое отношение: «Бороться против власти папы, - писал он, - не признавать отпущения грехов, чистилища, панихид - значит проводить реформу только наполовину. Лютер - плохой реформатор, он подкладывает подушечки нежному телу, слишком превозносит веру и мало значения придает делам».

После перехода Мюнцера на сторону «опасных еретиков» Городской совет решил принять против него меры. Поводом послужила уличная демонстрация ткачей, в результате которой 56 человек были посажены в тюрьму. Мюнцер был также обвинен в участии в бунте и приговорен к изгнанию. Изгнанный из Саксонии, он осенью 1521 года прибыл в Прагу. Он опубликовал там воззвание к населению на латинском, немецком и чешском языках.

«Я, Томас Мюнцер из Штольберга, - так начинается воззвание, - вместе с верным и достославным поборником Христа Яном Гусом свидетельствую перед церковью избранных и целым миром, куда направили меня сам Христос и его наперсники, что я с прилежанием учился у всех живущих в мое время, пока не удостоился полного и редкого познания непобедимой, святой христианской веры.

Бывшие до меня говорили о ней холодными устами... Я слышал от них лишь Писание, которое они выкрали из Библии, как воры и грабители... Горько оплакиваю я величайшее бедствие христианства, что слово его затемнено и запятнано, что со смертью апостольских учеников непорочная девственница-церковь, изменив духу, стала блудницей. Но радуйтесь, возлюбленные! Небо наняло меня в поденщики, и я точу мой серп, чтобы жать колосья... Голос мой возвестит высшую истину... а если я не сумею сделать это, то пусть поразят меня муки земной и вечной смерти - у меня нет более ценного залога!»

После выхода воззвания Мюнцеру пришлось покинуть Чехию. В Алыптедте ему удалось получить место проповедника. Мюнцер много писал, проповедовал, он имел огромное влияние на своих прихожан. Мюнцер отменил папскую проповедь, не признавал привилегированного положения духовенства, он служил по-немецки, чтобы слушатели имели возможность все понимать.

Лютер выступил против «алынтедтской фурии» с «Посланием к князьям саксонским о мятежном духе». Он обвинял Мюнцера в приготовлении к мятежу и требовал от князей изгнания лжепророка. Донос Лютера послужил поводом к дознанию. 1 августа 1524 года Мюнцер был вызван на допрос к герцогу Иоанну в Веймарский замок. Уличить его в ереси было трудно - он в совершенстве знал Святое Писание и мог подкрепить цитатами из него все мысли своих проповедей и сочинений.

После допроса судьи вынуждены были отпустить Мюнцера - и он поспешил скрыться из города.

Мюнцер решил свести идейные счеты с «отцом Реформации», и в городе Нюрнберге он обнародовал памфлет против Лютера. Тот не осмелился открыто ответить Мюнцеру, опасаясь потерять популярность в народе.

Мюнцер остался без всяких средств к существованию - городские власти запретили ему проповедовать, и он отправился в странствие. Вскоре в стране заполыхало пламя Великой крестьянской войны.

Легкие победы обнадежили крестьянские отряды и дали уверенность Томасу Мюнцеру. Но вскоре положение изменилось - движение крестьян сдерживали дворяне обещаниями подчиниться их требованиям, если они будут признаны справедливыми земским судом. Успеху бунтовщиков мешали их плохая сплоченность и неорганизованность. 12 мая Мюнцер прибыл во Франкенгаузен, центр Тюрингенского движения. Крестьяне расположились на возвышении и укрепили позиции. У них не было кавалерии и артиллерии, во всем войске не было ни одного опытного воина.

Против 8000 необученных крестьян с проповедником во главе выступили около 10 000 пехотинцев и более 3000 всадников, не считая многочисленной артиллерии. И князья оказались более искусными воинами, чем вдохновенный проповедник. Обманув крестьян назначением определенного срока для ведения переговоров, они предательски начали боевые действия еще во время перемирия.

Мюнцер с остатками разбитой дружины также оказался запертым во Франкенгаузене. За его голову была назначена награда, неприятель следовал за ним по пятам. Все погибло. Но Мюнцер не потерял присутствия духа. Однако вскоре его схватили и немедленно повели к князьям. Враги торжествовали и злорадствовали. «Когда он предстал перед князьями, - писал Меланхтон, - они спросили его, зачем он развращал и вводил в заблуждение бедный народ».

Несмотря на всю свою ненависть к Мюнцеру, лютеранский летописец не мог не признать того, что пленник держал себя с непреклонным достоинством. «Он твердо ответил, что поступал правильно, желая наказать князей, так как они были врагами Евангелия». За допросом последовали пытки. «Верю, Томас, что тебе тяжело, - глумился над ним герцог Георг Саксонский, - но подумай, каково было тем несчастным, которых казнили сегодня по твоей милости». - «Нет, не я, а вы довели их до этого», - спокойно отвечал Мюнцер.

Дальнейшие испытания ждали пленника у его злейшего врага, графа Эрнста Мансфельдского, которому он был выдан в качестве военного приза.

В пятницу 26 мая начались казни; прикованный к телеге, Томас Мюнцер был привезен из Гельдрунгена. Ужасные пытки и тюрьмы, тряска в телеге по неровной дороге уже довели его до полусмерти. Герцог Генрих Брауншвейгский прочел ему «Верую», потом его привели в чувство, дав выпить воды.

Когда палач сделал свое дело, окровавленную голову Мюнцера насадили на кол и выставили на Исполинской горе в Мюльгаузене.

Настоящим показателем раскола общего лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы народное направление, стремившееся к социальному перевороту. Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер.

Мюнцер, ранняя биография которого неизвестна, выступил на историческую арену в первые годы Реформации как один из сторонников Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау, Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в понимание Реформации новое революционное содержание.

Существовавшая в Цвиккау среди ремесленников секта анабаптистов (т. е. перекрещенцев, требовавших крещения христиан в зрелом возрасте) под влиянием Мюнцера вышла из узких рамок сектантских идей. Члены этой секты сделались эмиссарами Мюнцера по распространению его революционного толкования Реформации по всей Саксонии, что в немалой степени встревожило ближайших сторонников Лютера и самого саксонского курфюрста.

В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Мюнцер ссылался на авторитет слова божьего, но в самом Священном писании он усматривал лишь указания на необходимые действия людей. У Мюнцера мы не находим упоминания о какой-либо иной жизни, кроме земной. Он утверждал, что земная жизнь должна быть возвышена до небес, т. е. очищена от зла.

В этом смысле Мюнцер понимал и идеал установления царства божьего на земле.

Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это живение бога в их собственном разуме. Вера (для Мюнцера. - Ред.), - пишет Энгельс, - является не чем иным, как пробуждением разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники. Энгельс поэтому заключает: ... религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму...

У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мир в целом, сама идея общего, вдохновляющая и подчиняющая себе все творения, т. е. все, что существует в мире. Идеал совершенства,

связанный у Мюнцера с его пониманием божества, является, по существу, социальным идеалом. Активную и самоотверженную деятельность человека для общего благаМюнцёр считал служением богу.


Наоборот, всякое действие в эгоистических интересах против общего интереса Мюнцер определял как безбожие. Борьба с социальным злом, борьба за устранение и уничтожение безбожников составляет, по Мюнцеру, задачу ревнителя <дела бога>, и таким ревнителем он считал трудящийся народ. Вся власть, - писал Мюнцер, - должна быть отдана простому народу. Под народом, согласно его собственному разъяснению, Мюнцер понимал крестьян и бедный трудящийся люд вообще. Врагами же бога, против которых должен быть направлен народный меч, он считал тех, которые узурпируют общие богатства мира и обрекают простой народ - единственного носителя идеи высшей справедливости - на тяготы и постоянные заботы о куске хлеба. Дворянские замки и монастыри должны быть уничтожены, Германия должна перестать быть княжеской и дворянской.

Выступая против угнетения народа, Мюнцер проповедовал такой общественный строй, в котором нет классовых различий, нет частной собственности и не зависимой от членов общества и чуждой им государственной власти.

Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Практически Мюнцер помогал крестьянам в их реальных хозяйственных нуждах и поддерживал популярные лозунги антифеодальной борьбы крестьян. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско-плебейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.

Томас Мюнцер кратко доклад, расскажет о вожде крестьянско-плебейских масс в Крестьянской войне в Германии 1525 года.

Томас Мюнцер краткая биография

Томас Мюнцер появился на свет в германском городе Штольберге в 1490 году. В 1503 году родители переезжают в Кведлинбург, чтобы работать в местном монетном дворе. В 1506 году Томас поступилв Лейпцигский университет, где изучал медицину, философию и теологию. По окончанию учебного заведения получил степени бакалавра теологии и магистра свободных искусств. Свою жизнь посвятил проповедованию по городам и селам Германии.

В 1520 году Мюнцер находился в городке Цвиккау, где сближается с сектантами из подмастерьев ткачей, которые ждали наступления «Царства Божьего на земле». Так он взял участие вборьбе бедных горожан и крестьян с монахами-францисканцами, приняв сторону другого богослова – Мартина Лютера. Единственное, что в Реформацию Томас Мюнцер видел как меру, способную привести общество к воплощению божественной справедливости в мире. Мюнцер считал необходимым не только отобрать у Церкви владения, но и поделить его на всех ремесленников и пахарей. Томас твердил, что необходимо отдать власть простому народу. Тогда народные массы нравственно усовершенствуются и смогут на основе «общности имуществ» построить Царство Божье» на земле. Свои взгляды деятель изложил в «Манифесте», опубликованном в 1521 году на латинском, чешском и немецком языках.

Чем прославился Томас Мюнцер?

Томас Мюнцер продолжал проповедовать в землях Саксонии и Тюрингии, где был вовлечен в водоворот Крестьянской войны. Весной 1525 года народ города Мюльхаузена (Тюрингия), под руководством Мюнцера восстает против угнетателей и церкви. Богослов создал программу «Статейное письмо», которая предусматривала конфискацию земли у духовенства и знати в пользу бедняков, создание коммунистической общины в городе. Он разослал своих учеников во все концы, дабы те поднимали на восстание горожан и крестьян.

Организация Мюнцером бунтов крайне обострила положение в Германии. Мартин Лютер стал требовать его казни. Союзные армии 4-ех немецких князей 15 мая 1525 года окружили и разбили отряд Мюнцера у городка Франкенхаузен. Самого проповедника ранили в голову и пленили. После пыток, Мартин Мюнцер так и не отказался от своих взглядов и идей, за что был обезглавлен близ Мюльхаузена 27 мая 1525 года.

Томас Мюнцер интересные факты

Происходил, по слухам, из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет.

Личные потребности Мюнцера всегда оставались весьма скромными. Он довольствовался простой пищей и не думал о новой одежде. Пытаясь сэкономить на бумаге, он писал на клочках, на счетах — везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственной роскошью, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был должен книготорговцам.

  • Томас Мюнцер не занимал никакой должности, а вел себя как вдохновитель и пророк. Он отпустил длинную бороду и в богатой одежде торжественно появлялся толпе, творя суд на основании закона Моисеева. Перед ним носили обнаженный меч и красный крест.
  • Главная тема проповеди Мюнцера гремела против золота, роскоши, «идолов в домах и сундуках. Выступал за кровавое истребление всех врагов Христа.
  • Свои памфлеты подписывал как Мюнцер с мечом Гедеона или Мюнцер с молотом.
  • Был женат на бывшей монахине Оттилии. Они поженились в 1523 году, а спустя год у пары родился сын.

Надеемся, что Томас Мюнцер доклад помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом человеке. А сообщение о Томасе Мюнцере Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.