Open
Close

Московский патриархат застрял в темных веках. Что такое конкуренция

Вторым периодом истории Константинопольской Церкви был период "Крестовых походов", который закончился в 1204 г. захватом Константинополя крестоносцами. Этот период ознаменован возрастанием противоречий между восточной и западной частями Римской империи и, соответственно, Восточной и Западной Церквами, центрами которых были соответственно Константинополь и Рим. Соперничество с Римом становится одной из главных тем истории Вселенского престола. Рим все больше претендовал на гегемонию в христианском мире, к чему его подталкивали западные короли, главным образом варварского происхождения. Наиболее видным из них был король франков Карл (+814), сыгравший немалую роль в обособлении Западной Церкви от Восточной и нагнетанию враждебности между Западом и Востоком.

Римский епископ требовал присвоения себе первенства авторитета в Церкви. Восточные Патриархи стояли на позициях принципа соборности в Церкви. В результате этих расхождений сложились две принципиально отличные экклезиологии - восточная и западная. Когда же в 587 г. Константинопольский Патриарх Иоанн Постник усвоил себе титул "Вселенский", Римский епископ расценил это как претензию на господство в Церкви.

С другой стороны, зависимость Константинопольского Патриарха от императора, порожденная особой системой церковно-государственных отношений, называемой "симфонией", когда Церковь рассматривала империю как свою неотъемлемую часть, которая должна охранять догматическое учение и канонический строй Церкви, на практике приводила к тому, что императоры-еретики зачастую навязывали Церкви чуждое Православию учение. Это вызывало протесты со стороны Римского епископа и нередко приводило к расколам между Востоком и Западом, как это имело место в период 484-518 г.г. при Патриархе Акакии и папе Феликсе, во время монофелитских и иконоборческих споров в VII - VIII в.в.

Наиболее видным деятелем этого периода был Константинопольский Патриарх св. Фотий (+ ок. 891), которого в Греции называют "Великим". Фотий был одним из ученейших людей своего времени. Он одним из первых противостал изменениям в церковной традиции, которые начали появляться на Западе. Эти изменения касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. Св. Фотий дал обстоятельный анализ и опровержение латинского учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (учение о Filioque). Также с именем Фотия связано начало миссии среди славян, осуществлявшейся братьями свв. Кириллом (+869) и Мефодием (+884). Таким образом, именно Константинопольской Церкви большая часть славянского мира обязана своим обращением в христианство.



Серьезный конфликт между Константинополем и Римом произошел при Патриархе Фотии в 860-888 г.г. из-за церковного подчинения Болгарии и вмешательства папы Николая I во внутренние дела Константинопольской кафедры. Окончательный разрыв между Константинополем и Римом произошел в 1054 г., когда Патриарх Михаил Керуларий и папский легат кардинал Гумберт предали друг друга анафеме. Тогда же были впервые сформулированы основные отступления Римской Церкви от Православия. Незаживающую рану христианским отношениям между Востоком и Западом нанес IV крестовый поход, когда в 1204 г. Константинополь был разграблен западными христианами, а Патриарх и император вынуждены были бежать в Никею и пребывать там до 1261 г., когда Константинополь был отвоеван императором Михаилом VIII Палеологом (+1282).

Третий период истории Константинопольской Церкви начался с 1261 г. с освобождением Константинополя от латинских захватчиков и продолжался до 1453 г., когда он был окончательно захвачен турками. После латинской оккупации Константинополя Восточная Римская империя, позже получившая название "Византии", уже никогда не достигала своего прежнего могущества. Так, к 1300 г. от нее оставался лишь Константинополь, территории современной Греции, Фракии и западная часть Малой Азии. Главным врагом империи в этот период стали турецкие племена, которые ранее зачастую бывали ее союзниками. Теперь же они, воспользовавшись слабостью государства и консолидировавшись в единую силу, обратились против своего союзника и начали наносить ему сокрушительные удары. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, многие Константинопольские императоры стали обращаться к помощи Запада. Запад же в обмен на такую помощь требовал подчинения восточных Церквей Риму.



Рим неоднократно предпринимал попытки вовлечь Патриархат в унию, где при сохранении православного обряда признавались бы римские догматы и главенство папы, как это имело место в Лионе в 1274 г. и во Флоренции в 1439 г. Некоторые императоры, а также часть государственной и интеллектуальной элиты были согласны соединиться с Римом на его условиях, то есть фактически принять власть Римских пап и новшества в вероучении и церковной практике. Этому, однако, противостояла подавляющая часть византийского общества и клира, и фактически попытки унии провалились. Уния, подписываемая императором и высшим духовенством, обычно продолжалась один-два года, а затем отвергалась самим церковным народом. Выдающимся защитником Православия во время Флорентийского собора был известный богослов святой Марк Эфесский.

Константинополь был средоточием богословской мысли как в эпоху Вселенских соборов, так и в Средневековье. Известны богословские споры 1156-1157 г.г., на которых обсуждался вопрос о том, кому была принесена Голгофская жертва, и было утверждено православное учение о принесении жертвы всей Святой Троице. В контексте противостояния про- и антиуниатских партий в XIV в. возникли так называемые "исихастские споры". Эти споры велись вокруг вопроса о природе божественного Света, а также о подлинности опыта этого Света, переживаемого подвижниками благочестия. Наиболее значимой фигурой этих споров и защитником православного учения о нетварности божественного света стал святогорский монах и впоследствии Солунский архиепископ св. Григорий Палама (1296-1359), который в полемике с европейскими гуманистами, утверждавшими ценность человеческой личности без Бога, отстаивал православное учение о спасении, которое совершается нетварными Божественными энергиями. Православное учение, сформулированное им и его сподвижниками, было подтверждено на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 г.г.

Характеры Кирилла Александрийского и Нестория Кон­стантинопольского.

1. К IV-му и в IV-ом столетии первенство на Востоке при­надлежало Александрийскому епископу. Деятельность св. Александра и, в особенности, Афанасия Великого доставили Александрийской кафедре неувядаемую славу. Преемник пос­леднего, архиепископ Петр, провозглашенный императором Феодосием наряду с папой Дамасом образцом христианской веры, а потом Тимофей считали себя в праве промовировать своего кандидата на Константинопольскую кафедру (после удаления Демофила) - в лице злополучного Максима-Киника. Но вот Константинопольский Собор 381 г. вдруг, неожиданно создает 3-м каноном соперника Александрийскому архиепис­копу в образе Константинопольского епископа, доселе под­чиненного Ираклийскому митрополиту. Однако, и после упомянутого Собора Александрийский архиепископ не считает себя утратившим свои права на Востоке. Преемник Тимофея, архиепископ Александрийский Феофил (с 388 г.) в 397 г. по смерти Константинопольского епископа Нектария, стремился поставить на вакантную кафедру Исидора, пресвитера своего клира. Но здесь он должен был уступить всесильному тогда вельможе, временщику Евтропию, выдвинувшему кандидатуру Антиохийского пресвитера Иоанна. Уже вследствие одного этого, архиепископ Феофил не мог питать особых симпатий к Иоанну, занявшему Константинопольскую кафедру. Но здесь произошли и новые события, которые чувство недовольства Иоанном у Феофила усилили и довели его до неприязни и вражды. В самом конце IV-ro века архиепископ Феофил под­верг жестокому гонению Нитрийских монахов за их почитание Оригена, объявленного со стороны некоторых богословов еретиком. Феофил разгромил Нитрию, и до 300 монахов при­нуждены были бежать в Палестину. Пятьдесят же монахов из Палестины пришли в Константинополь; между ними были 4 так называемые “долгие братья” (αδλφοι μακροι) - Аммоний, Диоскор, Евсевий, Евтимий, из которых старший Аммоний пользовался большим авторитетом (Созомен. Ц. История VIII, II).

Иоанн Златоуст сжалился над изгнанными монахами, дал им приют, но не принял их в церковное общение, а написал ходатайство за них архиепископу Феофилу. Последний был страшно недоволен вмешательством Константинопольского архиепископа. Между тем в Константинополе монахи-оригенисты нашли доступ к императрице и подали ей жалобу на Феофила. Результатом этого был вызов последнего на суд в Константинополь. Однако, Феофил сумел повернуть дело так, что не Иоанн Златоуст стал судить его, а он сам сделался судьею... над Иоанном Златоустом... Борьба за первенство на Вос­токе и неприязненное отношение Александрийского архиеписко­па к Константинопольскому - были унаследованы и преемни­ком Феофила, его племянником Кириллом, Александрийским архиепископом с 412 г. Когда в 417 г. Константинопольский архиепископ Аттик восстановил в диптихах имя Иоанна Зла­тоуста, то Кирилл резко осудил его поступок. Внезапное воз­вышение Константинопольского епископа на Соборе 381 г. обеспокоило не только Александрийского архиепископа, но и Римского папу. Как мотив к возвышению, 3-ий канон указы­вает на “новый Рим,” как седалище Константинопольского епископа. Отсюда могло следовать, что Римский папа, как епископ “старого Рима,” может оказаться ниже Констан­тинопольского. Это во-первых. Во-вторых, между Римом и Кон­стантинополем начался спор из-за Иллирика, поставленного теперь в зависимость в гражданском отношении от Констан­тинополя, а в церковном от Рима. В-третьих, современный Несторию, папа Келестин I (422-432 г.) был недоволен Нес-торием лично за то, что последний принял участие в изгнанных из Италии пелагианах и, отправляя папе письмо по этому по­воду, назвал его “братом”; тогда как Кирилл Александрийс­кий именовал папу “отцом отцов.”

II. В том, что за возбужденный жаркий христологический спор подлежат большой ответственности Кирилл и Несторий, как известные индивидуальности, как личные характеры, - так в этом согласны старые и новые, не одни лишь историки-богословы.

Так Римский папа Келестин писал Несторию по поводу возникшего спора: “Откуда пришло тебе желание направлять свои речи на такие предметы, решение которых по началам разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем оскорбляется в нем благоговение к рождению Девы? Нечестивыми словами о Боге не должно возмущать чистоту древней веры” (Деяния Вселенских Соборов, русский перевод, Том I, стр. 155). Точно так же писал и Акакий Веррийский в своем ответном письме к Кириллу по поводу ереси Нестория: “...В самом начале не было надобности предлагать это учение.” “В самом деле, какую принес пользу (Церкви) Апол­линарий Лаодокийский, который думал быть великим борцом впереди других, - в защиту правой веры, крепким воителем против врагов её? Не видна ли крепкая рассудительность, полное благоразумие в словах, которые сказаны одним из прежних епископов (Василием Великим), желавших людей умных остановить от исследования того, что выше сил челове­ка? Его слова таковы: тайну, как родил Отец Единородного, надобно почтить благоговейным молчанием о ней. … Иссле­дование этого недоступно всем силам небесным, а не только человеческим” (Ibidem стр. 169).

Согласно с отцами IV-ro и V-го в.в. думают и новые ис­торики. Проф. А. Лебедев (Проф. А.П. Лебедев. История Вселенских Соборов, Том I, стр. 167-8) говорит: “мы думаем, что эти споры едва ли возгорелись бы, если бы на сцене церковно-исторической не появилось Нестория, человека с достоинствами, но крайне запальчивого, любившего настоять на своем, гор­дого; а главное, как питомец монастырский, он мало знал жизнь и её требования, узко понимал интересы Церкви. В самом деле, по христологическому вопросу много было уже написано прекрасного отцами Церкви IV-ro века, но вопрос от этого не приблизился к уразумению.” Священник (впослед­ствии епископ Тихон) Лященко (Свящ. Т. Лященко. Св. Кирилл Александрийский. Киев 1913 г. стр. 209) в своем специальном труде о Кирилле Александрийском пишет: “Конечно, при ином характере Нестория и при ином его положении в Церкви, его ересь далеко не так сильно взволновала бы Церковь и, быть может, даже не потребовала бы созыва Вселенского Собора. То же мы должны сказать и о значении личности св. Кирилла в истории несторианства. Не будь Кирилла, история несторианских споров могла быть иная.” Проф. Ф.А. Терновский того же мнения. Проф. В. Болотов (Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории Церкви. Том IV, стр. 184) замечает: “Вообще говоря, при том состоянии философской мысли, какой её можно представлять в V-ом веке, вполне ученый спор о таких важных вопросах, как единство личности относится к единству сознания и самосознания - был невозможен... Вопрос о единстве лица казался тогда понятнее в его конкрет­ной постановке, как вопрос об одном и двух сынах... А при такой постановке его, Несторий всегда со всею ясностью вы­сказывался за единство лица, решительно отвергая предполо­жение, что учит о двух сынах.”

V век – первые предпосылки к разделению : Восток и Запад обособляются культурно и национально. Восток – греческий язык, Запад – латинский => взаимное непониманию в мыслях и богословских идеях. Борьба за власть между папой римским и патриархом константинопольским началась еще со времен первых Вселенских соборов. По решению II ВС Рим признавался первым по значимости городом в христианстве . Папе принадлежал канонический авторитет на востоке, иногда он призывался Востоком для помощи в делах веры, сам папа писал догматические послания для соборов и посылал вещих легатов. Пользуясь своим географическим положением, папы держались независимо от византийских императоров , т.к. их взгляд на отношения церкви и государства был очень различен. Они не только не избегали подчинения императору, но и даже союза с ним, т.к. он не мог защитить Рим от набегов варваров, поэтому в период иконоборчества и давления лангобардов папство разорвало связь с Византийским государством и объединилось с франкской династией.

Первая схизма – Акакиева схизма (484-519). Стремясь привести к согласию и единству христиан Акакий и император Зенон разработали компромиссную вероучительную формулу, обязательную для всех византийцев – генотикон . Акакий стал ставить монофозитов на места ортодоксальных епископов. Папа римскиц Феликс 2 намекнул, что мол церковь не дело империи. В ответ на отказ Акакия приехать – собор 484 – отлучение от церкви Акакия, а тот в свою очередь вычеркнул папу из диптихов. 494 – к императору Анастасию 1 обратились римские папы с просьбой отменить Генотикон, 519 – завершение схизмы, при Юстине 1 генотикон отвергнут.

Трулльский собор – 691-692 – Константинополь – Юстиниан II – унификация церковных догм , т.к. V и VI соборы концентрировались на борьбе с ересями и не выносили догматических решений. На соборе появляются различия в догматике.

800 – коронация Карла Великого Львом III последний шаг ухода от Византии:

  • фактический разрыв с Византийской империей
  • превращение папства в светскую власть
  • тесные связи с Каролингами

863 – 867 гг. – Фотиева Схизма . 2/2 IX века – конфликт патриархов Фотия и Игнатия. Фотий был обычным мирянином, чиновником и ученым, но император Варда решил поставить его на должность патриарха вместо тогдашнего Игнатия – сторонника политической противницы Варды императрицы Феодоры. Варда изгнал Игнатия, и тот обратился за помощью к папе римскому Николаю I (858 – 867), что было нетипично для восточной церкви. 863 – папа римский Николай I анафемствует патриарха Фотия. 867 – собор в Константинополе отлучает от церкви папу Николая I. Четвертый Константинопольский собор в 869 году (признается только западной церковью) низложил патриарха Фотия и провозгласил неподсудность папы Римского даже вселенскому собору. ЭТО КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЯМИ, А НЕ МЕЖДУ ЦЕРКВАМИ.

2/2 IX века (864) – крещение Болгарии . После крещения Болгария становится привязанной к Константинополю, но царь Борис хочет автономии и обращается к Риму. Папа римский соглашается, отправляет туда своих миссионеров, что приводит к спорам в 873 году уже между папой римским Иоанном VIII (872-882) и Игнатием . Император Василий I возвращает Фотия из ссылки и после смерти Игнатия (877) восстанавливает его на патриаршем престоле в 879 году, где он находится до смерти Василия в 886.

Середина XI в. – споры о Filioque – учении об исхождении святого Духа : по-восточному – только от отца, по-западному – от отца и сына. Эта формулировка впервые появляется в спорах с арианами: сын ни в чем не меньше отца, поэтому святой дух исходит от них обоих. Карл Великий и его епископы приняли символ веры с Filioque и отправил это постановление папе. Тот признал формулировку богословски верной, но внести в Никео-Константинопольский символ веры отказался. Считается, что РЦ позволила петь символ Filioque во время мессы около 1014-1015 гг по просьбе германского императора Генриха III. Идея Филиокве возникала в 5 в., использовалась некоторыми поместными западными церквами. Официально Ф. формулируется на Толедском церковном соборе в 589 как добавление к христианскому Символу веры. Полностью адаптирована западным христианством, в эпоху Каролингов становится доминирующей, в 1014 в Риме официально вносится папой Бенедиктом VIII в Никео-Константинопольский Символ Веры.

Великая Схизма (1054). Конец IX – X вв. – ослабление папства под давлением немецкой аристократии из-за политики Kaiser Kirche. Середина XI в. – период возрождения папства после прихода папы Льва IX (1049 – 1054). Рим начал вести активную латинскую пропаганду на территориях, подвластных Византии. Конфликт Льва IX и Михаилом Керулларием (1043-1058). 1054 – в Константинополь прибывают папские легаты, но 19.04.1054 папа Лев IX скончался, что поставило законность миссии под вопрос. 16.07.1054 – легаты предали Константинопольского патриарха анафеме, не имея других средств давления, что спровоцировало волнения в народе против легатов. 20.07.1054 – Михаил Керулларий созывает собор, чтобы отлучить легатов от церкви. Решение было доведено до сведения остальных восточных патриархов, и они выразили свое согласие. а настоящее неприятие католиков и православных началось только после 1204 г.

Последствия Великой Схизмы:

  • организационные: окончательный распад единства крупнейших церквей, каждая становится господствующей в своем регионе и пытается сформировать институты и доктрину своего нового положения
  • догматические: формирование с течение времени совершенно особых толков, латинского и православного. Изменения на западе были сильнее (в связи с доктриной папства, развитой из папоцезаризма)
  • исторические: окончательный отход запада от востока в церковном плане, постепенное превращение «латинян» и «схизматиков» во врагов – IV крестовый поход, провалы всякой унии.

Различия западной и восточной церквей:

  1. Глава церкви: непререкаемый авторитет римского папы VS большее подчинение церкви государству
  2. Отношения с государством: папоцезаризм – доминирование папы над светскими правителями и сосредоточение в его руках духовной и светской власти VS взаимодействие духовной и светской власти, подчинение императору
  3. Догматические различия, filioque: признавала «СВ», но не считалась с его незыблемостью, святой Дух исходит и от сына VS признание «СВ» незыблемым, отвергание принципа filioque
  4. Богослужение (евхаристия): пресное тесто (опресноки) VS квасное тесто
  5. Пост: еженедельный пост в субботу VS пост в среду и в пятницу
  6. Целибат: все духовенство VS только в среде высшего духовенства и монахов
  7. Догмат о непогрешимости папы: принят VS не принят
  8. Примат папы (по 2-му Вселенскому собору): признавали VS не признавали.
admin

Термин «конкуренция» пришел к нам из латыни. Это слово означает «движение вперед вместе». Но в нынешнем употреблении в обществе конкуренция относится к экономическому соревнованию, борьбе, соперничеству. Побеждает кто-то один, даже если все противники хороши. В постиндустриальном социуме определяются людьми. Главная цель – увеличить прибыль. Кроме того, синонимические понятия конкуренции звучат достаточно жестко: деньги, статус и власть. Конкуренция строится на данных законах.

Соперничество в свою очередь является отношениями между личностями, которое характеризуется борьбой (скрытой или открытой) за авторитет, любовь, деньги, славу, самореализацию.

Особенности соперничества

С позиции психоанализа особенности соперничества рассматриваются в виде основного элемента психосексуального развития личности, что влияет на характер. Выражается это в раннем возрасте. Сначала в качестве борьбы за родительскую любовь на фоне отношений с другими детьми в семье.

По мнению Зигмунда Фрейда, Эдипов комплекс – это первопричина появления конфликта, который возник из-за детской ревности к родителю аналогичного пола. Результаты проявляются во взрослом возрасте человека. Если данный комплекс вызвал у матери в ее детстве мощное чувство соперничества, то в будущем оно принимает резкие формы. Они сказываются на ее действиях и вызывают данное чувство с детства у дочери. Материнское соперничество проявляется в попытке запугать дочь, унизить, запретить общение с мужчинами и т.п.

Фрейд соглашался с присутствием соперничества в жизни личности. Нередко замечается соперничество в семье, где несколько детей. Он считал, что лишь после преодоления такого чувства возможно появление положительных эмоций.

Соперничество является нормальным явлением. Оно активизирует человеческие силы, помогает развиваться личности, улучшаться. Оно присутствует в каждых взаимоотношениях и сферах человеческой жизни. Наряду с этим, соревнование получает такие проявления и силу, что может стать патологическим, что приводит к образованию разных противоречий и невротизации.

Невротическое соперничество

Вопрос невротического соперничества выступил объектом для изучения психоаналитиками. В работах К.Хорни показано, что в культуре Запада это соперничество имеет такие различия с обычным:

невротик неустанно сопоставляет себя с остальными, даже когда это не требуется;
честолюбие не удовлетворяется достижением большего, чем остальные, или успехом. Оно предполагает желание стать уникальным;
скрытая в установках невротика, что никто не должен стать лучше, удачливее или красивее.

С данной позиции, при невротической форме соперничества личности важна не сущность действий, а впечатление, достигаемое благодаря им. При адекватном соперничестве личности достаточно сравнительного успеха, а при невротическом целью выступает получение абсолютного превосходства.

Если успех не оправдывает ожидания честолюбивой личности, то он вызывает чувство разочарованности. При невротической форме деструктивный элемент превалирует над созидательным, из-за этого невротику важнее увидеть остальных личностей побежденными, а не достичь собственного успеха.

Хорни также показывает, что желание одержать победу или помешать другим нередко заметно у пациентов с невротической формой соперничества. Подобные личности опасаются успеха аналитика. Они делают все для срыва усилий, даже когда это вредит им самим. Они вводят в заблуждение психоаналитиков, скрывают сведения, но еще пытаются дольше пребывать в этом состоянии или показывать ухудшение. Такой человек не сообщит об улучшении, а если сообщит, то припишет это к внешним факторам.

Отличительной особенностью этого соперничества выступает то, что оставаясь деструктивным, оно становится причиной высокой тревожности, что приводит к его неприятию. Невротик действует одновременно в двух несовместимых направлениях: он руководствуется агрессивным желанием доминировать, но при этом желает остаться любимцем публики.

Причина боязни самого себя заключается в страхе утратить любовь. Невротики удерживают соперничество из-за того, что желания Сверх-Я создают препятствие агрессии, а потому, что они находятся в ловушке между желанием всеобщей любви и жаждой превосходства. Это становится центральным конфликтом личности.

В ходе изучения феномена соперничества психоаналитик приходит к заключению, что соперничество становится проблемой всех на Западе, оно проявляется в виде центрального конфликта невротиков. В борьбе и состязании даже адекватные люди склонны проявить деструктивные тенденции, которые для невротика важны по отдельности. Превалирующее в социуме желание индивидуалистического состязания становится причиной нарушений взаимоотношений между личностями в разных жизненных сферах, в том числе во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. По причине разрушительного характера невротического соперничества, оно имеет более деструктивные последствия, чем простое состязание.

Что такое конкуренция. Ее разновидности

Конкуренция является чрезвычайно популярным феноменом в нынешнем мире. Ею пронизаны все слои социума, а также все жизненные сферы. Учеба, предпринимательство, искусство – сложно отыскать сферу, которая исключает конкуренцию и борьбу за первенство.

Но зачем нужна конкуренция? Она заставляет наш мир двигаться вперед. Это основной фактор прогресса и эволюции. Конкуренция дает стимул для инноваций, она контролирует мировые рынки. Благодаря этому мы обладаем средствами к существованию.

Основное преимущество конкуренции заключается не в победе, а в увеличении эффективности. Она освобождает скрытые «запасы», помогает приложить большие усилия. Участники подобной борьбы найдут в себе новые силы, у них открывается «второе дыхание». При адекватном подходе это случается даже в ситуации, когда нельзя одержать победу. Это заставляет нас самосовершенствоваться.

Что касается разновидной конкуренции, то биологи выделяют конкуренцию среди особей внутри вида, а также среди представителей разных видов из-за ограниченного количества ресурсов в мире – воды, еды, убежищ и т.д.

В экономической сфере выделяют деловую конкуренцию предпринимателей, каждый из них собственными действиями лимитирует возможности соперников односторонне влиять на рыночные условия и оборот товара. Имеется в виду уровень зависимости рынка от поведения его участников.

В обыденной жизни конкуренция есть в отношениях всех возрастов. Дети конкурируют друг с другом не меньше, чем взрослые.

Значение конкуренции

Приносит ли пользу конкуренция? Позитивна она или негативна? Требуется ли она людям? Почему Запад считает конкуренцию полезной, а восточные учения – наоборот? Все дело в том, что они обращены к разным личностям, или стараются сформировать людей разного типа. Чтобы понять значение конкуренции выделяют 4 вида отношения личности к ней в процессе и :

Индивид не любит конкуренцию, опасается ее по причине заниженной самооценки.
Конкуренция заставляет личность действовать, но она отрицательно относится к соперникам, поскольку опасается провалов, которые повлияют на оценку личности.
Личность считает конкуренцию благом, ценит соперников, поскольку они его заставляют работать и действовать.
Для достижения успеха и развития личности не требуется мотивация с помощью конкуренции. Ей хватает внутренних потребностей движения вверх по установленному плану.

Выходит, что при заниженной самооценке соперничество не становится мотивацией, а скорее наоборот. Но при завышенной она не требуется для формирования мотивов. Это важно учесть, если вы заняты воспитанием или совершенствованием себя. Пока индивид обладает заниженной самооценкой, ему не требуется конкуренция, она способна принести вред. На данном этапе важно суметь поверить в себя, потому навредят сравнения в любом проявлении. Требуется отмечать собственные успехи, сопоставлять их с другими собственными достижениями, хвалить.

Второй этап приходит, когда конкуренция возникает чересчур рано, личность к ней не была готова. Стоит продолжать работу над оценкой собственной личности, расти и развиваться, тогда есть шанс достичь третьего уровня.

На данном этапе сотрудничество не является помехой для соперничества, ведь когда человек помогает конкурентам подниматься, то сам создает себе новые ступени для достижений, что приносит удовольствие при покорении новых вершин.

На последнем этапе личность идет вверх, не смотря на остальных и не оценивая их. Кто-то может оказаться выше, кто-то дальше, но здесь уже не требуются сравнения для продолжения пути для достижения целей.

29 марта 2014

Государственно-политические разногласия

Зерна раздора между Западом и Востоком были заложены самими римскими императорами еще в IV веке. Введение раздельного управления частями империи уже заложило между ними рознь. Запад был противопоставлен Востоку. Такая ситуация не могла не отразиться на церкви. Постепенно зарождавшиеся обрядово-догматические различия приобретали политическую окраску. Со временем различия в догматике и обрядности стали лишь ширмой для весомых политических претензий.

Между Римской и Византийской кафедрами всегда существовало соперничество, прежде всего территориальное. Кафедры яро боролись за подчинение новых территорий. Именно на этой платформе к середине XI века всплыл ряд серьезных конфликтов.

Главной спорной территорией была Южная Италия. Эта территория находилась под властью Византии, хотя и не была экономически связана с ней. На данный период времени в этих землях наблюдалась сложная ситуация: греческий элемент начал вытесняться образовывавшейся итальянской народностью. Чтобы сохранить за собой Южную Италию, византийское правительство стремилось отделить население Апулии и Калабри от населения прочих итальянских областей и таким образом закрепить здесь греческий обряд. Все духовенство юга Италии было подчинено константинопольскому патриарху. Византия использовала религиозную рознь для закрепления своего политического господства .

В первой половине XI века на византийские владения напали норманнские рыцари. В сложной обстановке византийцы терпели поражение. Папы первоначально содействовали продвижению норманнских рыцарей. Они рассчитывали таким образом содействовать падению восточной власти в итальянских землях, а вместе с ним и восточного обряда церкви. Но вскоре ситуация изменилась: норманны начали нападать и на владения римской церкви. Тогда папа римский став врагом норманнов начал сотрудничать с Византией.

Велась борьба между западной и восточной и за славянские земли, за господство в далматинских городах и в Истрии.

Хорватское королевство в интересах укрепления внутренней власти в средние века заключило союз с западными феодалами. Хорватский король Томислав на Сплитском соборе (925год) закрепил господство латинского обряда и римской церкви в Хорватии. Это оказалось чреватым важными последствиями. Романский патрициат получил в далматинских городах активную поддержку латинской церкви, распространявшей свое влияние на все романское население. Латинская церковь Хорватии, в свою очередь, искала политической опоры на Западе и нашла ее в Венецианской республике.

Венеция формально считалась византийским владением, но фактически была независимой республикой. Римский папа, чтобы оторвать Венецию от церковного подчинения Константинополю, стал рассматривать венецианского архиепископа как «патриарха Градо». Союз между правящими кругами Венеции и римской курией были прочным. Во всех спорах между Римом и Константинополем венецианская церковь стояла на стороне римского папы. Римская церковь закрепляла влияние Венеции в далматинских городах. Венеция же стремилась вместе с распространением своего политического и экономического могущества закрепить в Далмации церковную власть патриарха Градо, заменить там греческий и славянский обряды латинским.

В 1000 г. латинский завоеватель Орсеоло отправился в поход на южнославянские земли. Этому походу предшествовало длительное наступление римского духовенства на славянское богослужение. Когда венецианское купечество проникло с оружием в руках в Истрию и Далмацию, то оно уже имело здесь своих сторонников в лице духовенства и определенных кругов местной знати. Походы Орсеоло в значительной степени укрепили позиции папства в Истрии и Далмации. Но в конце второго десятилетия XI в. положение изменилось. Византия завоевала Болгарию и укрепила свое влияние в Сербии. Это вызвало обострение борьбы. Восточная церковь стремилась расширить свое влияние на Запад, используя славянское богослужение в своих целях. Римская курия, наоборот, усилила свое благоволение к венецианской церкви. Особенно ясно понимали значение венецианской церкви в деле расширения латинского обряда папы и кардиналы, выдвинутые клюнийским движением. Папа Лев IX в 1049 и 1053 гг. предоставил патриарху Градо право на истрийскую митрополию, считая венецианскую церковь более способной к распространению римского влияния, чем аквилейский патриарх - вассал германского императора. В Сплитской метрополии все еще продолжалась борьба вокруг вопроса о славянском богослужении. Таким образом, сербские территории, подчиненные в церковном отношении архиепископу Охридскому Льву, явились ареной борьбы церквей. Естественно, что борьба за славянские территории вызвала взаимные обвинения в ереси.

Борьба западной и восточных церквей происходила и в России. Об этом сохранились только весьма смутные сведения, которые, несмотря на свой иногда спорный характер, тем не менее, позволяют убедиться в стремлении западной церкви укрепиться и в России. Греческий обряд установился в России одновременно с распространением кириллицы, задолго до 988 г. - официального крещения. Папа Иоанн XIII предостерегал чехов от введения того обряда, который существовал в Болгарии и в России. По сведениям Татищева, почерпнутым из неизвестного источника, патриарх константинопольский, узнав о сношениях князя Владимира с папой, послал Владимиру послание с советом прекратить эти сношения, указывая на безнравственную жизнь пап и на их отступление от обычаев вселенской церкви. При Оттоне III была сделана попытка обратить русских и христианство по западному обряду. Адемар писал, что епископ Бруно крестил «короля руссов» и его окружение, но, как прибавляет хронист, спустя немного времени пришел в Россию греческий проповедник и обратил незнатные слои русского народа в христианство по греческому обряду и таким образом заставил русских принять греческие обычаи… эти сведения неправдоподобны: более близкие к епископу Бруно источники не упоминают о «крещение им руссов». Но, тем не менее, они были закреплены в латинской литературе сподвижником воинственного сподвижника папы Григория VII кардиналом Дамиани в его житии св. Ромуальда. Дамиани, видимо, старался доказать, что раз русские «крещены» по латинскому обряду, то этим самым обосновывается претензия папы на господство над русской церковью.

Активную борьбу за русскую церковь римский престол вел путем международных интриг. Святополк - сын киевского князя Владимира - был женат на польской королевне. С королевной прибыл в Киев епископ Кольбергский Рейнберн. Он прилагал все усилия к распространению христианства западного обряда на русской земле. Говорили о том, что епископ побуждал Святополка восстать против отца, за что Святополк и сам Рейнберн были заключены в тюрьму, где последний и умер. Все последующие попытки представить русскую церковь домонгольского периода как получившую крещение от западных иерархов и как связанную с папским престолом в основном повторяют измышления кардинала Дамиани.

Кроме славянских стран, объектом борьбы между церквами были также патриархи Сирии и Палестины. Византия владела Антиохией, хотя патриарх антиохийский формально был независимым в церковном отношении от константинопольского патриарха. В действительности антиохийский патриарх, подчиненный византийскому императору, не мог отступать от обрядов и догматов, принятых в Константинополе. Между тем торговые связи между Сирией и Венецией усиливались. Итальянские города еще до крестовых походов стремились утвердиться на восточном побережье Средиземного моря. Риму важно было оторвать Сирию от Византии в церковном отношении, подчинить себе сирийскую церковь. Это явилось бы серьезным вкладом в дело утверждения итальянского купечества на восточном берегу Средиземного моря. Лев IX и стал обвинять патриарха Керуллария, что он незаконно распоряжается восточными церквами. Живое участие в этом споре на стороне папы принял патриарх Доминик Венецианский (то есть Градо). Первоначально антиохийский патриарх колебался, видимо, стараясь остаться нейтральным, но затем полностью перешел на позицию Константинополя. Борьба за патриарший престол в Антиохии и Иерусалиме возобновилась затем после первого крестового похода.

Но все же главный конфликт между церквами разгорелся в Константинополе.

Константинополь служил в то время грандиозным торговым посредническим центром, «золотым мостом между Западом и Востоком», по выражению К. Маркса. В то же время он был крупным центром товарного производство предметов роскоши («мастерской великолепия», как называли его ораторы). Влиятельной прослойкой в Византии была константинопольская знать - собственники городских земельных участков, имевших в условиях торгового города исключительно высокую цену, собственники домов и портиков, приносивших громадные доходы от сдачи помещений под товарные склады и мастерские. Константинопольская знать была заинтересована в том, чтобы купцы со всех стран съезжались в Константинополь, а не в отправлении товаров за границу. Чем больше было иностранных купцов, тем выше были доходы собственников домов и проастиев, то есть пригородных имений.

В начале X в. здесь не чувствовалось еще никакой опасности конкуренции со стороны итальянских городов. Однако положение изменилось к концу X века. После победоносных войн Никифора Фоки (уничтожение пиратского государства арабов на острове Крит) плавание по восточной части Средиземного моря стало более безопасным. От этого выгадали скорее итальянцы, чем византийцы. Политика императоров сводилась к поощрению ввоза в Константинополь с тем, чтобы столица империи оставалась центром торговли. Никаких мер, поощрявших вывоз, в политике византийских императоров не было. Мало того, вывоз самых ценных товаров, которые могли бы стать основой международной торговли, находился под запретом. Это привело к тому, что итальянцы, которые повели самостоятельные торговые операции с арабским Востоком, несмотря на запрещения Византии, стали вытеснять византийцев в торговле, тем более, что сильные пережитки рабовладения в Византии стесняли развитие византийского ремесла. К концу X века итальянцы все более и более закрепляли свое положение в Константинополе. Если в начале X века строго соблюдалось правило, что иностранный купец не имел права пребывать в Константинополе более чем три месяца, то к концу X в. итальянские горожане стали уже получать права постоянного жительства в столице Византии, особые дома, даже целые кварталы. Особенно укрепилось в Византии торговцы города Амальфи, которые имели свой монастырь на Афоне и большие дома в Константинополе. Амальфи находился в центре борьбы в Южной Италии против норманнов, и византийцы были заинтересованы в том, чтобы сохранить за собой преданность жителей этого важного торгового центра.

Итальянские купцы умело использовали торговую политику константинопольской знати и политические затруднения византийцев в Италии. Положение константинопольского ремесла и торговли значительно ухудшилось. Но Константинополь все еще сохранял колоссальную ассимилирующую силу. В состав константинопольской знати входили богатые лица самых разных народностей. Византийская знать не могла считаться в подлинном смысле греческой: в ее состав включались армянские, сирийские, итальянские элементы. Византийские чины, роскошь, власть, землевладение - все это не теряло свое привлекательности. Для итальянских городов такая ассимиляция представляла большую опасность: разбогатевшие итальянские купцы могли, породнившись с византийскими сановниками, навсегда порвать со своей родиной. Поэтому для итальянских городов важно было не допустить ассимиляции. Никакие запреты, однако, в этом отношении не могли быть действенными. Единственно солидным препятствием в ассимиляции могла послужить религиозная рознь. Не случайно итальянское купечество цеплялось за обрядовые особенности западной церкви: это было единственным средством сохранить свою обособленность среди византийского населения.

Иностранное купечество получило право иметь свои церкви в Византии. В X веке они служили также очагом сплочения иностранных купцов.

Из политических соображений эти церкви иностранного купечества получили особые привилегии. Но сосредоточение вокруг них конкурирующего иностранного купечества вызвало враждебное отношение к этим церквам не столько со стороны властей, сколько со стороны местного населения, главным образом домовладельцев, купцов, ремесленников.

Такая сложная обстановка в Константинополе немного позже станет отправным пунктом событий, которые дадут миру две крупнейшие ветви христианства.