Open
Close

Мои впечатления о приходе храма мученика уара в химках. Храм в Троице-Георгиевском монастыре

Святому Уару позволено читать молитвенные стихи за некрещеных. Мученика просят облегчить участь душ своих родных и близких, тех, кто умер в неверии и не принял Святого Крещения и не сумевших познать Подлинного Бога. Помимо всего, читаются молитвы о здоровье малолетних детей, а также о младенцах, которые умерли, не родившись не свет или же во время родов. Святому Уару разрешено читать молитвы за тех, кто не был крещен, однако нельзя просить за тех, кто покончил жизнь самоубийством.

Жизнь Святого Уара проходила в 4-ом столетии в Александрии. На тот отрезок времени правителем был римский император Максимиан. Умея прочную веру во Христа, однако, опасаясь язычников, Святой Уаур не в силах был раскрыть свою верование. Не имея достаточно отваги, чтобы открыто веровать во время преследований, свои ночи Уар проводил, обхаживая тюрьмы и ухаживая за пленниками.
Как-то раз он увидел, что в числе заточенных находятся 7 христианских учителей-пустынников. В течение долгого времени их истязали, а затем связали и бросили в стены темницы, где морили голодом. Подкупив охрану, Уар вошел в стены тюрьмы и высвободил заложников из кандалов и предоставил им питье и пищу.

К утру один из мучеников умер от обретенных ран и святой Уар, предстал перед глазами наместника, заявив, что хочет пострадать с христианами. После этих слов его начали пытать: терзали, строгали металлическими ножами, а потом, приколотив к дереву вниз головой, рвали со спины кожу и били суковатыми тростями по животу до тех пор, пока внутренности не вывалились на землю. После кончины, тело святого Уара вывезли за городскую черту и выбросили на съедение собакам.

Одна благочестивая вдова, имя которой Клеопатра, горестно наблюдала издалека за мучениями святого Уара. Когда тело мученика вывезли за город, Клеопатра под покровом ночи втайне перенесла его в свое жилье и погребла в спальне.
После завершения гонений, путь Клеопатры устремился в Палестину, в поселок Эдра. В старинной гробнице своих пращуров, Клеопатра под видом останков своего супруга перевезла и положила там мощи святого Уара. Ежедневно наведывалась она в гробницу, зажигала свечи и совершала каждение, а другие христиане, следуя её примеру, начали читать молитвенные стихи святому Уару и обретать исцеления.

Блаженная Клеопатра, видя, что масса людей скапливается у гроба Уара, приняла решение возвести в его честь храм. После того, как храм освятили, мощи святого Уара расположили под престолом, где была произведена Божественная литургия. После завершения службы, Клеопатра организовала небольшой пир для гостей и совместно с сыном прислуживала им. Неожиданно Иоанн занемог горячкой и в полночь испустил дух, оставив матерь в безутешной скорби. Рыдая, Клеопатра направилась к стенам храма и, прильнув к гробнице, принялась корить святого: «Вот как отплатил ты мне за все, что я совершила для тебя! Такое ты содействие оказал мне в тот момент, когда я возложила на тебя все свои чаяния? Кто похоронит моё тело?

О самоубийстве и молитве за некрещеных

Пуще мне самой испустить дух, чем зреть мертвым моего сына. Верни его мне или сейчас же и меня забирай отсюда, ибо от горя моего безутешного жизнь моя стала тягостной».

От предельной утомленности и безутешности Клеопатра уснула прямо у гроба. Во сне явился ей мученик Уар, удерживавший на руках ее сына. Завидев их, Клеопатра ринулась к ногам святых, однако святой Уар поднял ее и произнес: «Отчего ты сетуешь на меня? Разве ты считаешь, что я позабыл все те добрые дела, которые ты изъявила мне? И в первую очередь я умолил Господа о родственниках твоих, которые не сподобились Святого Крещения, с коим ты положила меня в усыпальнице, дабы отпустили им прегрешения их. Твой сын ныне принадлежит Престолу Господнему, и служит Правителю нашему, однако, если ты желаешь, дабы он служил земному царю, прими же его обратно». Однако сын её, находившийся на руках мученика, молвил: «Нет, защитник мой! Не внимай словам матери моей, не отнимай у меня общение со святыми». Адресуясь к Клеопатре, святой Иоанн молвил: «Отчего плачешь ты, матерь моя? Я был причислен к войску Небесному и предстою Христу совместно с Ангелами». Клеопатра проговорила: «Заберите же и меня и позвольте мне остаться с вами». Однако святой Уар ответил: «Будучи здесь, ты все так же с нами; ступай же, а когда того изволит Бог, мы вернемся забрать тебя».

Мученик Уар Египетский и иже с ним.
Литография. Конец XX века. Россия.

Город Балашиха. Московская область.
Церковь-часовня в Балашихе

Небольшая трехглавая церковь-часовня во имя мученика Уара в неорусском стиле построена в конце 1990-х годов у главных ворот Николо-Архангельского кладбища. Приписана к Покровской кладбищенской церкви.
Адрес: Московская область, город Балашиха, Никольско-Архангельский микрорайон, Носовихинское шоссе, 16.
Проезд: От метро «Выхино» на маршрутке № 39 или автобусом № 760 до остановки «2-й Московский крематорий».

Село Варницы. Ярославская область.
Храм преподобного Паисия Великого и мученика Уара

Красивая, красного кирпича церковь построена известным Ростовским промышленником Алексеем Кекиным в 1893 году над могилами своих предков.
Внутри – Паисиевский и Уаровский престолы.
Прямоугольный храм завершен двумя большими и двумя малыми главами. Церковь закрыта в 1930-х годах. Возвращена верующим в 1989 году, и это была первая из возвращенных церквей Ростова.
Некоторые из родственников Алексея Кекина были старообрядцами-раскольниками.
Алексей Леонтьевич, желая облегчить их загробную участь, построил храм в честь святых, имеющих особое дерзновение пред Богом ходатайствовать об умерших в иноверии.
Церковь приписана к находящемуся неподалеку Троице-Сергиевому Варницкому монастырю.
Адрес: 152120, Ярославская область,
Ростовский район. Село Варницы.
Электронная почта: [email protected]

Поселок Вешки. Мытищинский район.
Храм в Вешках

Храм в честь мученика Уара Египетского возведен на центральной улице поселка
Вешки Мытищинского района Московской области.
Вешки известны с начала 18 века. Когда-то стояла здесь церковь в честь пророка Илии. В годы лихолетья была она разрушена, и восстановить ее оказалось невозможным. В феврале 2003 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начали строительство нового храма, а 29 июня того же года архиепископ Можайский Григорий всослужении с представителями местного и московского духовенства совершил торжественный чин его освящения. Весной 2003 года, на Пасху, прошла первая Божественная литургия.
Ныне закончена роспись храма, построен дом причта. Великолепный храмовый иконостас создан по проекту мастерской «Палехский Иконостас». Роспись храма и создание икон для иконостаса выполнялись художниками мастерской «СФЕРА».
Богослужение совершается по воскресным и праздничным дням и сопровождается пением профессионального хора.
Настоятель храма – священник Димитрий Бирюк.
Адрес: Московская область, Мытищинский район,
поселок Вешки, улица Подсолнечная, владение 1. Храм мученика Уара.
Телефон: 8-495 740-71-81.
Сайт: www.hramyara.ru . E-mail: [email protected].

Домодедово. Московская область.
Храм на Домодедовском кладбище

Крупное Домодедовское кладбище открыли для захоронений 1 декабря 1987 года.
В 1995 году на территории кладбища началось строительство каменного храма. Ныне при центральном входе устроен храмовый комплекс, состоящий из храма в честь иконы Скорбященской Божией Матери и храма в честь мученика Уара Египетского, где происходит отпевания усопших.
Храм мученика Уара простой архитектуры, с одной главой. Сооружен как зимняя церковь в 2003–2004 годах на месте, где с 1995 стояла деревянная Скорбященская часовня.

Адрес: 142034, Московская область, Домодедовский район,
деревня Истомиха, строение 170.
Телефон: 8-495 223-56-82.
Проезд: Из Москвы – от станции метро «Домодедовская» автобусом № 510 до Домодедовского (Московского) кладбища.

Село Мугреево-Николъское. Ивановская область.
Храм в Мугреево-Никольском

Один из первых храмов мученика Уара в России был освящен в мае 2003 года в селе Мугреево-Никольское, что в Ивановской области недалеко от города.
Мученик Уар считается небесным заступником и молитвенником за всех, кто по каким-то причинам не смог или не успел креститься при жизни.
В России до революции не часто обращались к помощи святого Уара. Тогда крещеными и православными были практически все. Если и молились Уару, то только за младенцев, умерших до крещения.
Но в трагическом XX веке все стало по-другому. Миллионы людей уходили из жизни некрещеными. По нынешнему времени многие хотели бы помолиться за этих родственников и близких, но не знают, где и как это сделать. Так и был построен в Мугреево-Никольском храм во имя мученика Уара.
Когда отец Митрофан (Лаврентьев), настоятель здешнего прихода, обратился к местной администрации с просьбой выделить место для строительства храма, там откликнулись сразу: «Берите вон тот пустырек, напротив погоста, все равно он только вид портит».

«В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы… Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения. Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» .
Святейший Патриарх Алексий II

О недопустимости церковного поминовения неправославных и самоубийц

Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускает молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах, поэтому Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей. Наша св. Церковь об усопших молится так: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, преставившихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан» . Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении.
Следовательно, нет союза и общения Церкви с умершими нехристианами и с неправославными и с самоубийцами , ведь для христианина, кроме самоубийства , никакой род смерти не расторгает его общения с Церковью…
Церковь не молится за самоубийц! Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца».

В приведенных нами вначале словах Святейшего Патриарха Алексия II на Московском епархиальном собрании 2003 года отмечалось, что лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных, но «за богослужением мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». Это разделение на церковную и частную молитву существенно.

О поминовении неправославных в домашней молитве

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, высказывались многие Святые Отцы.

«По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно…»
Преподобный Амвросий Оптински й

Православная Церковь допускает на домашней молитве по благословению священника совершать молитвенное поминовение тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении. Речь идет о некрещеных, о мертворожденных младенцах и о самоубийцах.

«Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский

Св. мученик Уар и с ним семь учителей христианских.
(память 19 октября/01 ноября)

Святой Уар († 307) , живший в Александрии Египетской, был военачальником и тайным христианином. Страшась беззаконных идолопоклонников, он скрывал свою веру. Во время гонений святой Уар обходил по ночам темницы и ухаживал за заключенными в них христианами. Однажды он посетил темницу, в которой находились семеро христианских учителей. Святой Уар просил их помолиться, чтобы ему избавиться от страха перед мучениями и пострадать за Христа. Утром один из мучеников скончался от ран. Святой Уар, представ вместе с шестью учителями перед наместником, выразил желание пострадать вместо скончавшегося узника.

Святого Уара били палками и строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали с его спины кожу, а чрево его терзали до тех пор, пока все внутренности не выпали на землю. Соузники молились за него и воодушевляли на подвиг. Через несколько часов святой Уар скончался. Мучители вытащили тело его из города и бросили на съедение псам.
Одна благочестивая вдова, блаженная Клеопатра, ночью тайно принесла его в свой дом и погребла в спальне. Постоянно возжигая свечи над гробом святого Уара, Клеопатра горячо молилась. Когда гонение утихло, она вернулась в Палестину, положив мощи святого в древней гробнице своих предков. Каждый день она ходила туда, ставя свечи и совершая каждение. По ее примеру другие христиане стали прибегать к молитвам святого Уара и получали при его гробе исцеления.
Тогда блаженная Клеопатра решила построить в честь мученика храм. Она усердно молилась святому Уару, призывала быть помощником ее сыну Иоанну, испросить у Господа то, что будет Ему угодно, а сыну полезно. По освящении храма мощи святого Уара положили под престолом, на котором совершили Божественную литургию. Внезапно Иоанн заболел горячкой и в полночь скончался, оставив мать в безутешном горе. С плачем блаженная Клеопатра устремилась в храм и, припав к гробнице, стала укорять святого мученика. От крайней усталости и великой скорби она заснула прямо у гроба. В сновидении ей явился святой Уар вместе с ее сыном. Оба они, облаченные в одежды белее снега, были светлы, как солнце. Святой обличил ее за ропот и пообещал взять с собой, как только будет на то воля Божия. Блаженная Клеопатра почувствовала несказанную радость. Вместе со священниками она погребла сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. Отрекшись от мира и раздав имение нуждающимся, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, проводя день и ночь в посте и молитвах. Каждое воскресенье во время молитвы являлся ей святой Уар с ее сыном. Проведя семь лет в таких подвигах и благоугодив Богу, блаженная Клеопатра преставилась в 327 году.

Уар — один из небесных покровителей воинов. Ему молятся в гонениях, тюремном заточении и искушениях, прося твердую веру и мужество.

Тропарь Уару и с ним семи учителям христианским:
Воинством святых страстотерпец / страждущих законно, / зря онех, показал еси мужески крепость свою. / И устремився на страсть волею, / и умрети вожделе за Христа, / Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, / моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Христу последуя мучениче Уаре, того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за душы наша.