Open
Close

Много русских и православные храмы – местная жительница рассказала о жизни на Аляске.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Марина Тимашева: Сегодня в нашей книжной рубрике – ""Русская православная церковь на Аляске до 1917 года"", издательство ОЛМА Медиа – групп. Жанр – монография. Но автор, вроде бы, не историк по образованию http://www.patriarchia.ru/db/text/31757.html и по основной своей специальности тоже не историк. Митрополит Калужский и Боровский Климент. Надеюсь, противоречия разрешит наш рецензент Илья Смирнов.

Илья Смирнов: Как Вы могли заметить, я стараюсь рецензировать конкретные книги, а не партийность авторов и анкеты из отдела кадров. С такой вот позитивистской точки зрения перед нами, действительно, историческая монография. И если к ней возникают претензии, то традиционные. Нет внятных выводов о причинах, закономерностях и следствиях тех событий, о которых рассказано в книге. Ну, нет. У светских историков с этим не лучше. Теоретические, обобщающие главы, как правило, самые слабые - такие, что лучше бы их и вовсе не было. Язык. Конечно, он у митрополита Климента специфически тяжеловесный: ""стараниями ревностного пастыря миссия находилась в хорошем состоянии…"" (195). Но это всё же полегче будет, чем ""репрезентации дискурсов"". Наконец, каких-то мракобесных или черносотенных проявлений – ничего такого, что побуждало бы отдать книгу на растерзание коллеге Авесхану Македонскому, я на 600 страницах не обнаружил. Конечно, отношение к конкурентам, будь то местные шаманы или христиане, ""понаехавшие"" из США (249, 263 и др.) – не слишком дружественное, и на этот крен приходится делать поправку при чтении. Но мы десятки раз отмечали у светских авторов такую пристрастность. Тот, кого изучаешь, становится симпатичен. В данном же случае партийна сама источниковая база, отчёты и воспоминания православных миссионеров: ""за 10 лет служения в Кадьяке священника Тихона Шаламова, который много способствовал сплочению прихода…, баптисты не смогли обратить в свою веру ни одного взрослого православного. ""Баптизм никакого успеха на Кадьяке не имеет и иметь не будет..."" (251).
В общем, перед нами религиозная история сначала русской Аляски – от экспедиции В. Беринга до продажи Соединенным Штатам в 1867 году – и бывшей русской Аляски до 1917 года http://www.patriarchia.ru/db/text/525481.html
И она ориентирует внимательного читателя в направлении совсем не клирикально- мистическом, а скорее всё-таки к немодному историческому материализму.
Но начну я с сюжета трагического и загадочного. Для писателей и кинематографистов, работающих в детективном жанре. Летом 1882 года епископ Алеутский и Аляскинский Нестор (кстати, сам бывший моряк) http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_322 отправился на пароходе в направлении Сан-Франциско:

""12 июля пароход выехал из Михайловского редута… За несколько минут до восьми часов капитан Erskine посетил каюту Преосвященного и пожелал ему доброго утра… Прошло четверть часа, когда… доктор Noyers пришел к капитану и спросил, не видал ли он Преосвященнейшего? Капитан ответил, что только что видел в каюте. Доктор же объявил, что он только что пришел оттуда и что не находит Епископа… При осмотре каюты… замечено было, что бумаги и другие вещи Преосвященного были тщательно сложены… он оставил часть своих одежд, часы и драгоценные вещи… в каюте… Судно было поворочено назад и сделан был осмотр в пройденном курсе парохода, но не нашли признака исчезнувшего святителя…"" Тело обнаружено только ""возле устья реки Юкон… рыболовом-алеутом, который опознал его по подряснику"" (313).

Далее - общие закономерности, как они вырисовываются из книги. История церкви совершается под действием не потусторонних, а вполне рациональных факторов. Чья власть (и чьи деньги), того и вера. Вывод – ""это был период расцвета миссионерского дела"" - прямо следует за финансовым отчетом: откуда и сколько поступило средств (160 – 161). Пока Аляска принадлежала Российской Империи, индейцы и эскимосы дружно принимали православие, даже не задумываясь о том, что можно было бы стать, например, лютеранином. Хотя в Ситке была соответствующая кирха и пастор, завезенный туда стараниями главного правителя Адольфа Карловича Этолина, но пастор перед этим давал подписку ""не вмешиваться в дела обращения диких"" (162). Характерная цитата: ""имея деловые отношения с русскими людьми, воспринимая от них технические достижения…, местные народы Аляски одновременно воспринимали и веру…"" (30). Особый успех миссионеров связан с... оспой. Шаманские заклинания от нее не помогали, а отец Иоанн Вениаминов убеждал делать прививки (129). Что, конечно, говорит в его пользу – он был человеком образованным и прогрессивным – но вакцина всё-таки фактор скорее научный, чем религиозный. Когда власть переменилась, пошли в другую сторону и дела небесные.

""Пресвитериане всем индейцам, которые переходили в их общину, предоставляли готовые дома европейской постройки с… инвентарем для ведения хозяйства… И вот… Иван стал Джоном, Яков – Джеком и т.д."" (250). ""Служа и проповедуя на английском языке, они уверяют дикаря, что, только вступив в их общину, он может расти культурно и быть хорошим гражданином своей страны"" (239).

Православные жалуются, что учителя светских школ, будучи сами протестантами, ""припутывают конфессиональные цели к своей школьной работе, пропаганду своей веры к общему курсу школьных наук и, как следовательно, нарушают Конституцию"" (245). Актуально, не правда ли? Инициативу захватили ""пресвитерианские и католические миссионеры…, с которыми, благодаря их значительным средствам, православному духовенству трудно бороться"" (250). Но всё-таки боролись. В 1894 году было выделено ""Высочайшим повелением"" 74 770 металлических рублей на Алеутскую епархию, очень интересно эти деньги распределялись: 26 тысяч с лишним на архиерейскую кафедру в Сан-Франциско (где теплее), и всего 7 960 рублей – ""на миссионерские школы с приютами"" (301).
И еще. Замечательное признание туземного вождя. Он объяснял епископу, по какому принципу выбрал именно ""Православие между другими исповеданиями"". ""В греческой церкви МЕНЬШЕ ОБМАНОВ, чем у других миссионеров"" (242, выделено И.С.) То есть все врут, но эти меньше.
Вариация на тему князя Владимира: выбор веры.
Нет, я не свожу всё к презренному металлу, и книга не сводит. Понятно, что на Аляску ехали не худшие представители духовенства. Те, кто готов был проходить в день ""до 50 километров… по медвежьим тропам…, увязая в болотах"", ночевать ""на голой земле"", пережидать снежные бури ""5, 6, а иногда 10 дней… Прошла буря, а тут новая беда: то провизия истощилась, то половина собак передохла"" (362). После продажи Аляски добавились новые проблемы, о которых говорилось чуть выше. Служить в таких условиях соглашались люди, которые, как правило, действительно верили в Бога, при этом самостоятельные, образованные, не боявшиеся физического труда и знавшие ремёсла (131), некоторые внесли вклад в науку, например, вышеупомянутый ""о. Иоанн не только изучал алеутский язык, но, совершая поездки по разным островам, везде исследовал особенности местных диалектов"" (114), и, судя по фактам, приведенным в книге, многие миссионеры относились к туземцам по-человечески, старались их защитить от произвола и эксплуатации (170). Взгляды одного из таких священников, Тихона Шаламова http://www.booksite.ru/varlam/article7.htm , известны в пересказе его сына. Прямо скажем, не ортодоксальные.

""Славные имена выходцев из духовного сословия – знаменитых хирургов, агрономов, ученых, профессоров, ораторов, экономистов и писателей известны всей России. Они не должны терять связи со своим сословием, а сословие должно обогащаться их идеями.
…Не истерические проповеди Иоанна Кронштадтского, не цирк Распутина, Варнавы и Питирима.
А женатое, семейное священство – вот истинные вожди русского народа. Духовенство – это такая сила, которая перевернет Россию. Надо только сделать ниву культурной – совершенно земные задачи совершенно земных людей.
Себя отец и считал человеком, посвятившим себя высокой цели освобождения России...""
http://shalamov.ru/library/20/10.html

Ладно, то был простой священник. В конце книги митрополита Климента справочный материал, в том числе биографии ""епископов, совершавших служение на Аляске"". Согласно этому списку, все те, кто дожил до 17 года и остался в России, кроме патриарха Тихона, потом ""уклонились"" в тот или иной "раскол" (я пользуюсь терминологией автора книги): один в "раскол григорианский", но большинство (трое) в обновленчество. А после этого нам будут рассказывать, что обновленчество было привнесено ИЗВНЕ некими злыми силами, чуждыми православию.
Еще говорят, что церковь несовместима с наукой – а здесь, как видите, вполне конфессиональная литература помогает сформировать объективный, научный взгляд на самые острые проблемы церковной истории. Надо только читать внимательно.

Православной Церкви в Америке. Кафедра в г. Ситка. Территория епархии включает шт. Аляску с Алеутскими о-вами, простираясь на 2240 км с севера на юг и на 3550 км с запада на восток; площадь 1593438 кв. км. Создана в нояб. 1934 г. на V Всеамериканском соборе Американской епархии в г. Кливленде по предложению митр. Феофила (Пашковского) преобразованием бывш. Аляскинского вик-ства Североамериканской епархии РПЦ в самостоятельную епархию. В 1934-1970 гг. входила в Митрополичий округ в США.

Аляскинскую кафедру последовательно занимали епископы: Алексий (Пантелеев ; 1934-1941), Иоанн (Злобин; 1945-1952), Амвросий (Мережко; 1956-1966), Феодосий (Лазор ; 1967-1972), Григорий (Афонский ; 1973-1995). С 1995 г. правящим архиереем А. е. вновь стал Первоиерарх Блаженнейший архиеп. Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Феодосий (Лазор), управление осуществляет викарный еп. Анкориджский Иннокентий (Гул), хиротонисанный 16 сент. 1995 г. (кафедра в г. Анкоридж). В кон. 2001 г. епископом Аляскинским стал еп. Николай (Сораич). Решением Свящ. Синода Американской Церкви от 13 мая 2008 г. еп. Николай был отправлен за штат, временно управляющим А. е.. стал митрополит Герман, а еп. Сан-Францисский Вениамин (Питерсон; с 9 мая 2012 архиеп.) - администратором. Вскоре еп. Вениамин был назначен в у. А. е.

В 1999 г. в епархии (в составе 10 благочиний) было 52 храма, 30 молитвенных домов-часовен, 6 миссий, монашеская община и ДС, 34 священника (4 на покое) и 10 диаконов.

В начальный период своего существования А. е. пережила нелегкие времена. Из коренного населения Аляски, к 1957 г. насчитывавшего всего 48 тыс. чел., только 23 тыс. считали себя православными. Имелось 84 храма и молитвенных дома и 12 священников. Наблюдение за правильным устроением приходской жизни и проведением церковных служб на местных наречиях было обязанностью мирян-чтецов.

В сер. 60-х гг. началось возрождение церковной жизни на Аляске. Символом его стал восстановленный Свято-Архангело-Михайловский собор, построенный в 1844-1848 гг. заботами свт. Иннокентия (Вениаминова) , историческая кафедра епископов Алеутско-Аляскинских. После пожара в ночь на 2 янв. 1966 г. собор общими усилиями православных был заново отстроен. Осенью 1968 г. еп. Феодосий (Лазор) провел первый епархиальный съезд с участием 13 священников и 2 диаконов, наметивший основные направления совершенствования церковной жизни епархии. В авг. 1970 г. на о-вах Кадьяк и Еловом состоялись торжества канонизации прп. старца Германа Аляскинского , прибывшего на Аляску с первыми монахами-миссионерами в 1794 г.

В 1973 г., впервые после закрытия церковной школы на о-ве Уналашка (1917), на территории Аляски на п-ове Кенай была открыта Свято-Германовская пастырская школа для подготовки священников и церковнослужителей из местного населения. В 1974-1975 гг. школа была переведена на о-в Кадьяк, а спустя 2 года преобразована в ДС. Семинарская ц. в честь Воскресения Христова, в традициях рус. деревянного храмового зодчества, возведена в память о несохранившемся первом храме, срубленном миссионерами и рус. промышленниками в 1796 г. Архив ДС располагает материалами по истории Русской Америки и Аляскинской (Кадьякской) миссии .

На территории А. е. находятся памятники-святыни и достопримечательности, связанные с историей Русской Америки в 1741-1867 гг. На Кадьяке в храме Воскресения Христова покоятся мощи прп. Германа Аляскинского. В ведении Митрополита всея Америки и Канады находится часовня преподобных Сергия и Германа Валаамских (1805) на месте подвижнических трудов прп. Германа на о-ве Еловом. Над зал. Илюлюк на Уналашке высится Свято-Вознесенский собор (1824, перестроен в 1896), свидетель суровой жизни и миссионерских трудов свящ. Иоанна Вениаминова. В Ситке в Свято-Архангело-Михайловском соборе хранятся многие святыни и реликвии, в т. ч. чтимая Ситкинская икона Богоматери. Поблизости от собора - здание, построенное в 1842 г., где первоначально располагалась резиденция Алеутско-Аляскинских епископов, десятилетие спустя - первое в Америке правосл. ДУ для подготовки священников и причетников из местных жителей.

В связи с празднованием 200-летия Православия в Америке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил с офиц. визитом А. е. в сент. 1993 г.

Арх.: Архив Православной Церкви в Америке. N. Y.; ОВЦС МП.

Лит.: Иванов А. И. Православие в Америке // ЖМП. 1955. № 1. С. 44-55; № 3. С. 69-76; Bensin B. M. Russian Orthodox Church in Alaska, 1794-1967. Sitka, ; Скурат К. Е. Автокефальная Православная Церковь в Америке // ЖМП. 1971. № 5. С. 50-54; № 6. С. 57-60; Lickwar V . The Diocese of Alaska in the 20th Century // Orthodox America, 1794-1976. N. Y., 1975; Tarasar C. J. et al . Development of the Orthodox Church in America. N. Y., 1975; Smith B. S . Orthodoxy and Native Americans: The Alaskan Mission. N. Y., 1980; Oleksa M. Alaskan Missionary Spirituality. N. Y., 1987; idem. Orthodox Alaska: A Theology of Mission. Crestwood, 1992; Григорьев Дм., прот . Русская Православная Миссия в Северной Америке // ЖМП. 1990. № 12. С. 56-60; 1991. № 1. С. 59-60; № 3. С. 62-64; Gregory (Afonsky), Bish. A History of the Orthodox Church in America, 1917-1934. Kodiak, 1994.

Прот. Александр Голубов

ПРАВОСЛАВИЕ НА АЛЯСКЕ

Приходская беседа с доктором Джеффри Макдональдом (США)


После появления первых русских торговцев пушниной и моряков на Аляске (до середины XVIII в., они постепенно стали осваивать алеутские острова и побережье полуострова. Ну судах присутствовали в том числе и корабельные священники.

И тогда они некоторых алеутов обратили, но это было еще такое индивидуальное обращение в православие, неорганизованное.

В 1780 годах Григорий Шелихов завоевал Кадьякские острова и в бухте Трех святых основал поселение.

В 1795 году Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. Теперь этот город тоже называется Кадьяк. Помимо гражданского населения сейчас там располагаются база американских морских пограничников.

Некоторые из этих миссионеров были священниками и крестили тысячи людей. Одним из них был иеромонах Ювеналий, и во время миссионерской поездки он был убит местными жителями. Место его гибели точно не известно.

В городе Гавань Святого Павла был основан детский дом и школа, в которой помимо религиозного образования учили также и практическим навыкам, таким как навигация и другим подобным предметам.

Но, однако, постепенно назрел конфликт между администрацией Русско-американской компании (она была частной торговой корпорацией) и монахами-миссионерами. Суть конфликта состояла в том, что монахи заступались за местных жителей, которых спаивали и притесняли торговцы. В результате этого конфликта компания урезала фонды на миссионерскую деятельность, и, в конце концов, на Аляске остался только один монах по имени Герман, который сейчас известен как преподобный Герман Аляскинский. Он покинул гавань Святого Павла и поселился на маленьком островке - острове Еловом, где жил один в безмолвии, как подвижник-исихаст. Он был не священником, а простым монахом, не мог совершать службы, но, тем не менее, интересно, что из всех миссионеров раннего периода народы Аляски помнят только преподобного Германа. И не только помнят, но любят и почитают. Для алеутов и эскимосов святой Герман - главный молитвенник. В мирском смысле он систематической миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком очень высокой личной святости, уже при своей жизни совершил много чудес. И сейчас, спустя века после его кончины, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами и проблемами помолиться на место его могилы, собирают с нее землю и получают исцеления и решение своих проблем.

Долгое время преподобный Герман внешним миром был забыт. Его широкое почитание началось после его канонизации Православной Церковью в Америки в 1960 году.

Вторая важная фаза миссионерской деятельности началась с прибытием на Аляску священника Иоанна Вениаминова. Он прибыл на остров Уналашка, построил прекрасную церковь, в которой и служил. Отец Иоанн был человеком разнообразных дарований, в том числе одарен, как инженер-механик. Помимо неустанной миссионерской работы он оставил много этнографических записок, и был избран почетным членом Петербургского Этнографического общества. Он выучил местные языки и начал переводить Священное Писание. Им было переведено огромное количество текстов.

В конце концов, Русско-Американская компания перевела свою столицу из Кадьяка в Ситху. Индейцы Ситхи, которых называли калоши (или тлинкиты), в отличие от кротких алеутов и эскимосов были воинственными язычниками. Например, некоторые шаманы алеутов и эскимосов предвидели приход миссионеров и наставляли свой народ идти и получить от них веру в истинного Бога. У индейцев такого не было. Священник Иоанн Вениаминов, приехав в Ситху, построил кафедральный Собор, изучил очень сложный язык индейцев калошей и начал переводить на него Священное Писание. Через несколько многотрудных лет он поехал в Петербург, чтобы получить разрешение на опубликование своих переводов. Во время этого многомесячного путешествия его жена скончалась, и его постригли в монахи именем Иннокентий и хиротонисали в епископы.

Владыка Иннокентий вернулся в Ситху и продолжил миссионерскую деятельность своей епархии, основал школу. К сожалению, построенный им храм был деревянным, и в 1990-е годы сгорел. Он рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, который был наполовину алеут, наполовину русский. Отец Иаков работал среди алеутского народа, был направлен к эскимосам-юпикам, и с 1840-х по 1860-е годы перенес центр миссии в деревню, которая до сих пор носит название "Русская миссия". Он евангелизировал в этих районах не только эскимосов, но и индейцев.

В 1867 году Россия продала Аляску американскому правительству, и многие русские священнослужители покинули Аляску. Это было очень хаотичное время, долгое время там присутствовали только охотники на пушнину и золотодобытчики, представители американского правительства поначалу отсутствовали. Конечно, церковная миссия от этого очень пострадала.

В это время епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, и он основал в Москве Миссионерское общество. Усилиями русских миссионеров продолжилось распространение православия на Аляске, и вскоре работа этого общества превзошла ту деятельность, которая проводилась в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. Многие церковные здания были построены там как раз в это время. По всей Аляске было основано более 45 школ и две семинарии, Церковь процветала. Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситхи в Сан-Франциско, и началась новая миссия уже на основной территории США по обращению в православие эмигрантов, прибывавших из Восточной Европы. Усилиями миссии более 100 000 униатов вернулось в Православие. Таким образом, оказалось, что в континентальных штатах сделалось гораздо больше православных, чем на Аляске.

Уже в ХХ в. епископом американским стал святой Тихон. Он сновал много монастырей, семинарий, школ. Основную финансовую поддержку миссия в это время получала из Русского миссионерского общества.

На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство приняло решение, что они должны, наконец, дать настоящее образование народам Севера. Аляска была поделена меду разными протестантскими группами, где они могли беспрепятственно совершать свою миссию, просвещая темных местных жителей. Алеутские острова достались методистам, Кадьяк достался баптистам, Ситха достались пресвитерианам, Юпики достались Моравским братьям. Миссии получали финансовую поддержку американского правительства. Были организованы школы-интернаты, детей забирали у родителей и держали безвыездно в общежитиях, заставляя их получать настоящее американское образование. С 1910 года американские миссионеры убедили американское правительство насильно закрыть все русские школы. Для тогдашних протестантов православие почти что приравнивалось к язычеству, и они старались перекрыть все источники его распространения. Они также хотели, чтобы люди перестали говорить на местных языках, а говорили на "нормальном цивилизованном", т. е. английском языке. Моравские братья хотели также изменить местную экономику, чтобы она не зависела полностью от охоты и рыбной ловли, что им, конечно, не очень удалось. Результатом подобных усилий парадоксальным образом стало то, что остававшиеся еще языческими деревни сделались православными.

Православные миссии использовали местные языки, готовили местных жителей к священству, уважали местные традиции. Православные видели, что не все в местной дохристианской жизни нужно бездумно уничтожать, поэтому даже шаманы во многом подготовили людей к тому, чтобы они приняли христианство.

В 1917 году произошел большевистский переворот. Это было катастрофой не только для России но и для американской православной миссии. Многие священники вернулись в Россию. Финансирование мгновенно было прекращено. И на Аляске и в континентальных штатах вся административная структура Церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось. Церковь раскололась на многие этнические группировки, которые занимались в основном сохранением своей собственности. Это разделение совершенно исказило направление деятельности Церкви: вместо того, чтобы быть миссионерской Церковью, которая направлена на внешний мир, она превратилась в множественные этнические группировки, заинтересованные в основном в тем, как сохранить свое культурное наследие, понимавшееся к тому же весьма узко: в основном народные обычаи, а не высокую культуру.

Кроме того, для эмигрантской психологии характерно желание влиться, вписаться в культуру страны, в которую люди въехали, ничем не выделяться и не пытаться эту культуру изменять. Таким образом, после революции миссия постепенно сходила на нет.

Но постепенно происходило следующие процессы: с одной стороны Церкви научились создавать механизмы, чтобы поддерживать свою собственную жизнь, а с другой стороны новые поколения, родившиеся в Америке, меньше думали о своей национальной принадлежность, а больше о религиозном содержании своей веры. Вернулось понимание того, что необходимо поддерживать миссионерскую работу на Аляске.

В 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе. В 1973 году открылась большая семинария на Кадьяке. "Большая", конечно, по местным меркам: в ней обучалось около 20 студентов, вместо двух. В ней я как раз и преподавал. Мы прилагали усилия, чтобы к нам поступали именно местные жители. Территория расселения эскимосов-юпиков (самого многочисленного православного народа Аляски) никогда не находилась под прямым русским административным управлением, и большая часть клириков миссии состояла в основном из алеутов. И теперь по-прежнему территория юпиков - это самая большая территория на Аляске, где народ обращен в православие, и самая благочестивая.

Во время периода упадка на всей Аляске было от 4 до 9 священников, сейчас - около 90 приходов, 35 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Там, где нет священников, богослужение проводят чтецы. Большинство священников - из местных жителей, поэтому они могут жить в деревне, которая по-прежнему существует благодаря рыболовству и охоте.

К сожалению, американское правительство по-прежнему не слишком расположено к православию на Аляске. Но если раньше навязывался английский язык и протестантизм, то теперь вызрело новое понимание. Местные языки и культура всячески поощряются, а вместе с ними народу навязывается давно отмершее язычество в виде шаманизма. Считается, что белые люди виноваты в насилии над местными жителями, так что теперь они обязаны вернуть их к их первобытному состоянию - т. е. к язычеству. Но сами местные жители твердо держатся православия и не хотят от него отступать.

Вот таков общий план, а теперь - ваши вопросы.

- На каком языке ведутся богослужения?

До сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Кроме того, служат на английском и на местных языках.

- А в процентном отношении сколько на Аляске православных и протестантов?

Если говорить о местных жителях, алеутах и эскимосах, то по большей части они живут в деревнях и среди них большинство православных, хотя протестантские миссии работают и там. Но большинство населения Аляски - белые американцы, большие города в основном - чисто американские. Это более 75% населения всего штата Аляска. Городские алеуты также сохраняют православие.

- Они говорят по-русски?

Некоторые говорят между собой, но это очень "простой" русский… С русскими они на нем говорить стесняются, потому что говорят плохо.

Можно я расскажу вам историю? В село Старая Гавань, которая раньше называлась Бухта Трех святых, прибыла баптистская миссионерша и жила там некоторое время, пытаясь обратить православных в баптизм. Небольшое количество людей она все-таки убедила в том, что они должны принять новое баптистское крещение, которое она назначила на Страстную Пятницу 1964 года. В этот день на Аляске произошло громадное землетрясение. Волна цунами смыла с лица земли всю деревню кроме здания храма. На этом баптистская миссия в этом месте закончилась. Миссионершу с позором выгнали из села.

- Есть ли православные среди индейцев?

Среди индейцев тоже встречаются православные. Но русские успели обратить в православие лишь некоторую часть индейцев (в основном тлинкитов), в то время как другие были обращены в пресвитерианство уже после ухода русских с Аляски. Когда началось американское государственное участие в миссионерской деятельности, система образования на Аляске, была построена на том, чтобы детей отнимать у родителей и заставлять их говорить только на английском. Это вызвало целый ряд психологических и социальных проблем. Люди до сих пор продолжают на большей части Аляски говорить на местных языках. Меньше в городах, которые больше англизированы, в больше - в деревнях и селах.

- Я прочитал недавно, что Аляска не была продана, а была сдана в аренду на определенное количество лет. Но русское правительство и с советские годы не претендовало на Аляску. Как правительство самой Аляски смотрит на это?

Я точно не могу сказать, но мне кажется, что это, скорее всего, неверно, потому что такие документы внимательно изучаются и про это никто не писал.

- Каковы взаимоотношения с Русской Православной Церковью?

Православная Церковь Аляски - часть православной Церкви в Америке. Отношения хорошие. Русская Церковь в 1970 году предоставила Американской Православной Церкви, автокефалиею то есть независимость. На 200-летие Православия в Америке приезжал патриарх Алексий II. Он посетил Аляску и, в частности, Кадьяк, где тогда жил и я.

- Какова архитектура аляскинский церквей?

На Аляске встречаются три архитектурных стиля. Есть очень красивые русские церкви, есть деревянные храмы их бревен, построенные местными жителями, и есть церкви нового стиля условно называемом стилем "аэродромных ангаров", которые сейчас строят в деревнях. Они большие, но не слишком красивые.

- В чем живут на Аляске? В ярангах, чумах?

Иглу, это там совсем на Севере, внутри полярного круга, и только на время охоты. В иглу вообще-то можно прожить не более трех дней, потому что от дыхания в ней все обледенеет. Традиционные дома местных жителей называются бараболы, это - землянки. До сих пор в некоторых местах стоит храм, а вокруг - землянки. Затем был постепенный переход к бревенчатым избам, и потом уже к более европейским домам.

По социальной программе американского правительства на Аляску привозят дома, состоящие из блоков, щитовые.

- Как местные жители относятся к русскому прошлому?

Не вся территория была освоена русскими, в основном - Кадьяк и побережье. Тамошние жители очень гордятся своим русским прошлым.

- Есть ли секты на Аляске, и проводят ли они там активную миссионерскую деятельность?

В городах, конечно, есть, а в деревнях и селах никаких сект нет. Кадьяк - один из центров мунизма, Муну принадлежит громадная собственность в Кадьяке, например консервные заводы. Но муниты вкладывают там деньги в свои экономические проекты, а прозелитизмом не занимаются: не хотят, чтобы люди особенно обращали внимание на то, что они там есть. Я никогда не видел на Аляске мунитов, которые бы занимались вербовкой на улице.

- Где находится центр епархии?

Официально - резиденция епископа находится в Ситхе. Но епархиальное управление находится в Анкоридже, это самый большой транспортный узел штата. Прежний епископ Григорий (Афонский), был ученым человеком и преподавал в семинарии. Поэтому большую часть времени он жил на Кадьяке при семинарии. Сейчас он на покое. Где чаще всего живет новый епископ, я не знаю.

- Есть ли РПЦЗ на Аляске?

Нет, Зарубежная Церковь, когда еще была в расколе, пыталась обосноваться на Аляске, но местные жители их не приняли. Единственным исключением: стал один бывший священник (игумен) Зарубежной Церкви, который был изгнан за грубые моральные нарушения. Уже когда он со своей небольшой монашеской калифорнийской общиной был "в свободном полете", он купил несколько гектаров земли в Монашеской Гавани и даже на острове Еловый и поселил там нескольких своих монахов. Зарубежный епископ Антоний Сан-Францизский связался с епископом Григорием Аляскинским и сказал, что "это не наш, не принимайте его". Впрочем, эта раскольническая группа на Аляске не прижилась и вскоре покинула ее.

- Каких еще святых, кроме Германа Аляскинского, почитают православные на Аляске?

Святой Иннокентий митрополит московский, его часто называют аляскинским апостолом. Святой Ювеналий мученик. Еще один молодой человек, почти мальчик, алеут, со своими товарищами охотился на котиков у берегов Калифорнии. Там их всех задержали испанские францисканцы и потребовали, чтобы они отреклись от православия и сделались римо-католиками. Вся группа отказалась, их подвергли пыткам, от которых этот молодой человек, Петр Алеутский, скончался. Ему отрезали пальцы, один за другим, и он истек кровью. Остальных смогло освободить русское правительство через дипломатические каналы.

- А почитают ли они наших русских святых?

Конечно, их точно так же почитают. Есть храмы посвященные свт. Николаю.

- Как в Америке относятся к Серафиму Роузу?

То видение православия, которое он развивал, чуть не вызвало серьезный кризис православия в Америке. Появилась целая плеяда, если можно так сказать, церковных авантюристов, которые, следовали разработанной Роузом модели. Этому две причины: с одной стороны его богословие возносило монашеское послушание духовному отцу, как высшую добродетель. Второе, что - недальновидная политика тогдашнего руководства Зарубежной Церкви, которое позволяло группам существовать без какого-либо наблюдения и контроля. Многие группы формально входили в их юрисдикцию, но фактически существовали сами по себе, и там происходило неизвестно что, так как епископов это совершенно не интересовало. Это привело к многим скандалам и катастрофам в американской православной жизни в последние 40 лет. Епископы в Зарубежной Церкви были по большей части вполне нормальными людьми, но поскольку Зарубежная Церковь была изолирована от всего православного мира, и интересовалась, главным образом, русскими делами, во многих англоязычных монашеских и полумонашеских общинах под прикрытием "полного послушания" творились страшные дела. Это давало почву для самых чудовищных злоупотреблений. Произошло несколько скандалов и преступлений, которые очень плохо отразились на деле общеправославной миссии.

Мы радуемся возобновлению общения с Зарубежной Церковью, которое, наконец, включило ее в общеправославную церковную жизнь.

- Очень ли холодно на Аляске?

По-разному. Аляска очень большая. Кадьяк, например, омывается тихоокеанским теплым течением, там не слишком холодно и очень часто льют дожди.

Макдональд Джеффри

Обзор истории Православия на Аляске

После появления первых русских торговцев пушниной и моряков на Аляске (до середины XVIII в.), они постепенно стали осваивать алеутские острова и побережье полуострова. На судах присутствовали в том числе и корабельные священники. И тогда они некоторых алеутов обратили, но это было еще такое индивидуальное обращение в Православие, неорганизованное.

В 1780 годах Григорий Шелихов завоевал Кадьякские острова и в бухте Трех святых основал поселение.

В 1795 году Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. Теперь этот город тоже называется Кадьяк. Помимо гражданского населения сейчас там располагаются база американских морских пограничников.

Некоторые из этих миссионеров были священниками и крестили тысячи людей. Одним из них был иеромонах Ювеналий, и во время миссионерской поездки он был убит местными жителями. Место его гибели точно не известно.

В городе Гавань Святого Павла был основан детский дом и школа, в которой помимо религиозного образования учили также и практическим навыкам, таким, как навигация и другим подобным предметам.

Но, однако, постепенно назрел конфликт между администрацией Русско-американской компании (она была частной торговой корпорацией) и монахами-миссионерами. Суть конфликта состояла в том, что монахи заступались за местных жителей, которых спаивали и притесняли торговцы. В результате этого конфликта компания урезала фонды на миссионерскую деятельность, и, в конце концов, на Аляске остался только один монах по имени Герман, который сейчас известен как преподобный Герман Аляскинский. Он покинул гавань Святого Павла и поселился на маленьком островке - острове Еловом, где жил один в безмолвии, как подвижник-исихаст. Он был не священником, а простым монахом, не мог совершать службы, но, тем не менее, интересно, что из всех миссионеров раннего периода народы Аляски помнят только преподобного Германа. И не только помнят, но любят и почитают. Для алеутов и эскимосов святой Герман - главный молитвенник. В мирском смысле он систематической миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком очень высокой личной святости, уже при своей жизни совершил много чудес. И сейчас, спустя века после его кончины, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами и проблемами помолиться на место его могилы, собирают с нее землю и получают исцеления и решение своих проблем.

Долгое время преподобный Герман внешним миром был забыт. Его широкое почитание началось после его канонизации Православной Церковью в Америке в 1960 году.

Вторая важная фаза миссионерской деятельности началась с прибытием на Аляску священника Иоанна Вениаминова. Он прибыл на остров Уналашка, построил прекрасную церковь, в которой и служил. Отец Иоанн был человеком разнообразных дарований, в том числе одарен как инженер-механик. Помимо неустанной миссионерской работы он оставил много этнографических записок, и был избран почетным членом Петербургского Этнографического общества. Он выучил местные языки и начал переводить Священное Писание. Им было переведено огромное количество текстов.

В конце концов, Русско-Американская компания перевела свою столицу из Кадьяка в Ситху. Индейцы ситхи, которых называли колоши (или тлинкиты), в отличие от кротких алеутов и эскимосов, были воинственными язычниками. Например, некоторые шаманы алеутов и эскимосов предвидели приход миссионеров и наставляли свой народ идти и получить от них веру в истинного Бога. У индейцев такого не было. Священник Иоанн Вениаминов, приехав в Ситху, построил кафедральный собор, изучил очень сложный язык индейцев колошей и начал переводить на него Священное Писание. Через несколько многотрудных лет он поехал в Петербург, чтобы получить разрешение на опубликование своих переводов. Во время этого многомесячного путешествия его жена скончалась, и его постригли в монахи именем Иннокентий и хиротонисали во епископы.

Владыка Иннокентий вернулся в Ситху и продолжил миссионерскую деятельность в своей епархии, основал школу. К сожалению, построенный им храм был деревянным, и в 1990-е годы сгорел. Он рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, который был наполовину алеут, наполовину русский. Отец Иаков работал среди алеутского народа, был направлен к эскимосам-юпикам, и с 1840-х по 1860-е годы перенес центр миссии в деревню, которая до сих пор носит название «Русская миссия». Он евангелизировал в этих районах не только эскимосов, но и индейцев.

В 1867 году Россия продала Аляску американскому правительству, и многие русские священнослужители покинули Аляску. Это было очень хаотичное время, долгое время там присутствовали только охотники на пушнину и золотодобытчики, представители американского правительства поначалу отсутствовали. Конечно, церковная миссия от этого очень пострадала.

В это время епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, и он основал в Москве Миссионерское общество. Усилиями русских миссионеров продолжилось распространение Православия на Аляске, и вскоре работа этого общества превзошла ту деятельность, которая проводилась в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. Многие церковные здания были построены там как раз в это время. По всей Аляске было основано более 45 школ и две семинарии, Церковь процветала. Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситхи в Сан-Франциско, и началась новая миссия уже на основной территории США по обращению в православие эмигрантов, прибывавших из Восточной Европы. Усилиями миссии более 100 000 униатов вернулось в Православие. Таким образом, оказалось, что в континентальных штатах сделалось гораздо больше православных, чем на Аляске.

Уже в ХХ в. епископом американским стал святой Тихон. Он сновал много монастырей, семинарий, школ. Основную финансовую поддержку миссия в это время получала из Русского миссионерского общества.

На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство приняло решение, что они должны, наконец, дать настоящее образование народам Севера. Аляска была поделена меду разными протестантскими группами, где они могли беспрепятственно совершать свою миссию, просвещая темных местных жителей. Алеутские острова достались методистам, Кадьяк достался баптистам, Ситха достались пресвитерианам, Юпики достались моравским братьям. Миссии получали финансовую поддержку американского правительства. Были организованы школы-интернаты, детей забирали у родителей и держали безвыездно в общежитиях, заставляя их получать настоящее американское образование. С 1910 года американские миссионеры убедили американское правительство насильно закрыть все русские школы. Для тогдашних протестантов Православие практически приравнивалось к язычеству, и они старались перекрыть все источники его распространения. Они также хотели, чтобы люди перестали говорить на местных языках, а говорили на «нормальном цивилизованном», т. е. английском языке. Моравские братья хотели также изменить местную экономику, чтобы она не зависела полностью от охоты и рыбной ловли, что им, конечно, не очень удалось. Результатом подобных усилий парадоксальным образом стало то, что остававшиеся еще языческими деревни сделались православными.

Православные миссии использовали местные языки, готовили местных жителей к священству, уважали местные традиции. Православные видели, что не все в местной дохристианской жизни нужно бездумно уничтожать, поэтому даже шаманы во многом подготовили людей к тому, чтобы они приняли христианство.

В 1917 году произошел большевистский переворот. Это было катастрофой не только для России но и для американской православной миссии. Многие священники вернулись в Россию. Финансирование мгновенно было прекращено. И на Аляске, и в континентальных штатах вся административная структура Церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось. Церковь раскололась на многие этнические группировки, которые занимались в основном сохранением своей собственности. Это разделение совершенно исказило направление деятельности Церкви: вместо того, чтобы быть миссионерской Церковью, которая направлена на внешний мир, она превратилась в множественные этнические группировки, заинтересованные в основном в тем, как сохранить свое культурное наследие, понимавшееся к тому же весьма узко: в основном народные обычаи, а не высокую культуру.

Кроме того, для эмигрантской психологии характерно желание влиться, вписаться в культуру страны, в которую люди въехали, ничем не выделяться и не пытаться эту культуру изменять. Таким образом, после революции миссия постепенно сходила на нет.

Но постепенно происходили следующие процессы: с одной стороны, Церкви научились создавать механизмы поддержания своей собственной жизни, а с другой стороны, новые поколения, родившиеся в Америке, больше думали не о своей национальной принадлежности, а о религиозном содержании своей веры. Вернулось понимание того, что необходимо поддерживать миссионерскую работу на Аляске.

В 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе. В 1973 году открылась большая семинария на Кадьяке. «Большая», конечно, по местным меркам: в ней обучалось около 20 студентов вместо двух. В ней я как раз и преподавал. Мы прилагали усилия, чтобы к нам поступали именно местные жители. Территория расселения эскимосов-юпиков (самого многочисленного православного народа Аляски) никогда не находилась под прямым русским административным управлением, и большая часть клириков миссии состояла в основном из алеутов. И теперь по-прежнему территория юпиков - это самая большая территория на Аляске, где народ обращен в Православие, и самая благочестивая.

Во время периода упадка на всей Аляске было от 4 до 9 священников, сейчас - около 90 приходов, 35 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Там, где нет священников, богослужение проводят чтецы. Большинство священников - из местных жителей, поэтому они могут жить в деревне, которая по-прежнему существует благодаря рыболовству и охоте.

К сожалению, американское правительство по-прежнему не слишком расположено к Православию на Аляске. Но если раньше навязывался английский язык и протестантизм, то теперь вызрело новое понимание. Местные языки и культура всячески поощряются, а вместе с ними народу навязывается давно отмершее язычество в виде шаманизма. Считается, что белые люди виноваты в насилии над местными жителями, так что теперь они обязаны вернуть их к их первобытному состоянию - т. е. к язычеству. Но сами местные жители твердо держатся православия и не хотят от него отступать.

О современном положении Православной Церкви на Аляске

- На каком языке совершаются богослужения?

До сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Кроме того, служат на английском и на местных языках.

- А в процентном отношении сколько на Аляске православных и протестантов?

Если говорить о местных жителях, алеутах и эскимосах, то по большей части они живут в деревнях и среди них большинство православных, хотя протестантские миссии работают и там. Но большинство населения Аляски - белые американцы, большие города в основном - чисто американские. Это более 75% населения всего штата Аляска. Городские алеуты также сохраняют Православие.

- Они говорят по-русски?

Некоторые говорят между собой, но это очень «простой» русский… С русскими они на нем говорить стесняются, потому что говорят плохо.
Можно я расскажу вам историю? В село Старая Гавань, которая раньше называлась Бухта Трех святых, прибыла баптистская миссионерша и жила там некоторое время, пытаясь обратить православных в баптизм. Небольшое количество людей она все-таки убедила в том, что они должны принять новое баптистское крещение, которое она назначила на Страстную Пятницу 1964 года. В этот день на Аляске произошло громадное землетрясение. Волна цунами смыла с лица земли всю деревню кроме здания храма. На этом баптистская миссия в этом месте закончилась. Миссионершу с позором выгнали из села.

- Есть ли православные среди индейцев?

Среди индейцев тоже встречаются православные. Но русские успели обратить в Православие лишь некоторую часть индейцев (в основном тлинкитов), в то время как другие были обращены в пресвитерианство уже после ухода русских с Аляски. Когда началось американское государственное участие в миссионерской деятельности, система образования на Аляске была построена на том, чтобы детей отнимать у родителей и заставлять их говорить только на английском. Это вызвало целый ряд психологических и социальных проблем. Люди до сих пор продолжают на большей части Аляски говорить на местных языках. Меньше в городах, которые больше англизированы, в больше - в деревнях и селах.

Я прочитал недавно, что Аляска не была продана, а была сдана в аренду на определенное количество лет. Но русское правительство и с советские годы не претендовало на Аляску. Как правительство самой Аляски смотрит на это?

Я точно не могу сказать, но мне кажется, что это, скорее всего, неверно, потому что такие документы внимательно изучаются и про это никто не писал.

- Каковы взаимоотношения с Русской Православной Церковью?

Православная Церковь Аляски - часть Православной Церкви в Америке. Отношения хорошие. Русская Церковь в 1970 году предоставила Американской Православной Церкви автокефалию, т.е. независимость. На 200-летие Православия в Америке приезжал Патриарх Алексий II. Он посетил Аляску и, в частности, Кадьяк, где тогда жил и я.

- Какова архитектура аляскинский церквей?

На Аляске встречаются три архитектурных стиля. Есть очень красивые русские церкви, есть деревянные храмы из бревен, построенные местными жителями, и есть церкви нового стиля, условно называемого стилем «аэродромных ангаров», которые сейчас строят в деревнях. Они большие, но не слишком красивые.

- В чем живут на Аляске? В ярангах, чумах?

Иглу, это там совсем на Севере, внутри полярного круга, и только на время охоты. В иглу вообще-то можно прожить не более трех дней, потому что от дыхания в ней все обледенеет. Традиционные дома местных жителей называются бараболы, это - землянки. До сих пор в некоторых местах стоит храм, а вокруг - землянки. Затем был постепенный переход к бревенчатым избам, и потом уже к более европейским домам.

По социальной программе американского правительства на Аляску привозят дома, состоящие из блоков, щитовые.

- Как местные жители относятся к русскому прошлому?

Не вся территория была освоена русскими, в основном - Кадьяк и побережье. Тамошние жители очень гордятся своим русским прошлым.

- Есть ли секты на Аляске, и проводят ли они там активную миссионерскую деятельность?

В городах, конечно, есть, а в деревнях и селах никаких сект нет. Кадьяк - один из центров мунизма. Муну принадлежит громадная собственность в Кадьяке, например, консервные заводы. Но муниты вкладывают там деньги в свои экономические проекты, а прозелитизмом не занимаются: не хотят, чтобы люди особенно обращали внимание на то, что они там есть. Я никогда не видел на Аляске мунитов, которые бы занимались вербовкой на улице.

- Где находится центр епархии?

Официально резиденция епископа находится в Ситхе. Но епархиальное управление находится в Анкоридже, это самый большой транспортный узел штата. Прежний епископ Григорий (Афонский), был ученым человеком и преподавал в семинарии. Поэтому большую часть времени он жил на Кадьяке при семинарии. Сейчас он на покое. Где чаще всего живет новый епископ, я не знаю.

- Есть ли РПЦЗ на Аляске?

Нет, Зарубежная Церковь, когда еще была в расколе, пыталась обосноваться на Аляске, но местные жители их не приняли. Единственным исключением стал один бывший священник (игумен) Зарубежной Церкви, который был изгнан за грубые моральные нарушения. Уже когда он со своей небольшой монашеской калифорнийской общиной был «в свободном полете», он купил несколько гектаров земли в Монашеской Гавани и даже на острове Еловый и поселил там нескольких своих монахов. Зарубежный епископ Антоний Сан-Францисский связался с епископом Григорием Аляскинским и сказал, что «это не наш, не принимайте его». Впрочем, эта раскольническая группа на Аляске не прижилась и вскоре покинула ее.

- Каких еще святых, кроме Германа Аляскинского, почитают православные на Аляске?

Святой Иннокентий, митрополит Московский, его часто называют аляскинским апостолом. Святой Ювеналий мученик. Еще один молодой человек, почти мальчик, алеут, со своими товарищами охотился на котиков у берегов Калифорнии. Там их всех задержали испанские францисканцы и потребовали, чтобы они отреклись от Православия и сделались римо-католиками. Вся группа отказалась, их подвергли пыткам, от которых этот молодой человек, Петр Алеутский, скончался. Ему отрезали пальцы, один за другим, и он истек кровью. Остальных смогло освободить русское правительство через дипломатические каналы.

- А почитают ли они наших русских святых?

Конечно, их точно так же почитают. Есть храмы, посвященные свт. Николаю.

- Очень ли холодно на Аляске?

По-разному. Аляска очень большая. Кадьяк, например, омывается тихоокеанским теплым течением, там не слишком холодно и очень часто льют дожди.

Приводится в сокращении


Церковь на Аляске

Полуостров Аляска – это треть США. В крупнейшем его городе - Анкоридж - шестнадцатом по величине городе страны, живет половина всей Аляски - триста тысяч человек.

Но Анкоридж — вовсе не столица штата. Столица расположена южнее и зовется Джуно, и нет там ничего примечательного, кроме здания правительства и крошечного аэропортика. Вторая же половина жителей 49-го штата США обитает в небольших городках и деревеньках, отстоящих на огромном расстоянии друг от друга.

Деревенские жители на все лето уходят на охоту и рыбалку. С ними часто отправляются и священники. Уходят из нужды и также по традиции и обычаю предков, потому что доход местное население получает сегодня не только от добычи рук своих, но и от финансов, вложенных корпорациями индейского населения в бизнес. По специальному закону каждый житель Аляски имеет дивиденды — до 2 тысяч долларов на человека — от средств, заработанных штатом на бирже и от продажи нефти. Сейчас на территории Аляски добывается больше половины всей американской нефти.


Валаамцы на краю земли

Так что индеец нынче не тот, что был при преподобном Германе, хотя фамилии многие носят русские — Александровы, Михайловы, Кашеваровы… Есть такие, кто назван в честь и память «людей высокой духовной жизни», приехавших на Аляску с первой православной миссией. В числе их был и первый святой здешней земли — преподобный Герман Аляскинский. Валаамский инок, в 1794 году он отправился на Аляску с православной миссией, которую возглавил также валаамец архимандрит Иоасаф. «…На острове Уналашка более ста человек окрестили: они уже давно готовы к принятию крещения, ибо всегда с русскими промышленниками живут, — писал на Валаам отец Иоасаф. — Народ добрый, но бедный. Живем хорошо, они нас любят, а мы их. И так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли. … Платье носят небогатое, из птичьих шкурок, но длинное до пят… Пища — рыба и разные коренья».

В 1796 году на острове Кадьяк была освящена церковь, а через несколько лет устроили школу, где алеутов учили краткому катехизису, священной истории, чтению, письму, арифметике и навыкам земледелия. В то время главой Американо-Кадьякской духовной миссии был назначен отец Герман — истинный христианин: он всех любил и всех прощал. Старец, однако, с каждым годом все больше тяготился мирским обществом и в конце концов решил уединиться на необитаемом острове Еловом. Все ему здесь напоминало Валаам: хвойный лес и огромное нагромождение каменных глыб на берегу. Около поселения отца Германа бил источник, который местные жители считали чудотворным по бывшим от его воды исцелениям. На острове отец Герман вырыл землянку, где прожил все лето, а к зиме построил небольшую деревянную келию. Постелью ему служила небольшая скамья, подушкой — два кирпича, которые лежали под шкурой. Одеяло заменяла деревянная доска, днем лежавшая на печке.

Со временем недалеко от келии была устроена часовня и дом для посетителей со школой для сирот — учеников отца Германа. Первое время отец Герман жил на Еловом абсолютно один. Порой его спрашивали, не скучает ли он один в лесу, на что преподобный отвечал: «Я там не один. Там есть Бог, как и везде есть Бог. Там есть ангелы святые. И можно ли с ними соскучиться? С кем же лучше и приятнее беседы, с людьми или ангелами? Конечно, с ангелами». В конце 1819 года отец Герман возобновил переписку с иноками Валаамского монастыря. «…Мы, Валаамские, живем трое вместе: отец Афанасий — от церкви верст за сорок или более, на острове Афогнак, который от Кадьяка отделяется узким проливом; отец Иоасаф в Гавани при церкви — для хранения библиотеки и ризницы. А я от Гавани верст за десять, на особливом острове, имя ему Новый Валаам. Близко подле меня — самая маленькая речка, в ней летом довольно бывает рыбы. Отец Иоасаф часто ко мне ездит в кожаных американских лодочках, кои называются по-здешнему байдарками. У нас общие огороды, а живущие подле меня американцы почитают нас за родных и во всем нам помогают». Алеуты часто приезжали к нему за советами, с жалобами на притеснения, прося его защиты, и с разными другими нуждами, а по воскресеньям и праздникам — для молитвы. Отец Герман читал Часы, Апостол, Евангелие, пел и поучал; детей наделял сухариками, пек крендельки и рассказывал им, вместо сказок, жития святых.
Полностью посвятив себя, вдали от родины, служению Господу, среди скорбей и лишений, преподобный Герман сподобился многих даров от Бога. Водой, освященной в праздник Богоявления, он поил хворых, и это «лекарство» всегда приносило облегчение.

В 1830 году новым правителем в Русской Америке стал капитан первого ранга барон Ф. П. Врангель. Он дважды встречался с отцом Германом, после чего написал: «Отец Герман ортодокс в своей вере, которой он предан без всякого обмана и лжи… Он нрава веселого, любит смешному посмеяться, принимает участие во всех мирских событиях, особенно исторических. Однако о сих предметах разговаривает недолго и, наконец, перейдет непременно к своему предмету — к религии…»
Незадолго до своей смерти преподобный сказал своим ученикам: «Когда я умру,… похороните меня одни и о моей смерти не сказывайте в Гавани. … За священником не посылайте и не дожидайтесь его — не дождетесь!» И действительно, когда 13 декабря 1836 года старец почил на 81-м году жизни, разразилась буря, и в течение месяца никто не мог добраться на Еловый. После погребения преподобного ветер тотчас стих, и поверхность моря сделалась гладкой как зеркало. …

При жизни отец Герман часто говорил, что на Аляске будет свой архиерей. И это его предсказание исполнилось. 28 мая 1842 года на Уналашку прибыл епископ, а впоследствии Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь 18 лет тому назад, ещё священником, начал он свои миссионерские труды. Любимые им алеуты радовались, как дети. После литургии в построенной им Вознесенской церкви и проповеди они преподнесли дорогому архипастырю трогательный подарок: чрезвычайно искусно вытканные из древесных корней и различных трав орлецы — коврики, подстилаемые под ноги архиерею во время церковной службы. В том же году епископ Иннокентий начал сооружение Миссионерского Дома в городе Ситка. Сегодня это старейшая постройка на Аляске — с часовней, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Спустя два года на Ситке началась сооружение нового собора в честь Архангела Михаила. Несмотря на многие труды, епископ Иннокентий нашел время изготовить часы, которые украсили соборную колокольню. 20 ноября 1848 года храм был освящен. А спустя два года известный иконописец из Санкт-Петербурга Владимир Боровиковский пожертвовал собору одну из самых почитаемых в Америке святынь — чудотворную икону Божией Матери Казанскую, больше известную сегодня как Ситкинская. Среди верующих Аляски бытует верование, что именно взгляд Божией Матери восстановил здоровье тем, кто с верою и молитвой притекал к Ситкинской иконе. После молитвы перед этим образом, среди других бывших чудес, многие получили исцеление глаз. Святитель Иннокентий был замечательным проповедником и постоянно наставлял прихожан. Во время многочисленных поездок изучал язык островитян, так мало схожий с языками Старого Света, быт и нравы народов, среди которых проповедовал; составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка, перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. В 1868 году, когда святитель Иннокентий стал митрополитом Московским, произошло значительное для него и для России событие: земли Русской Америки были проданы Соединенным Штатам. Первые и самые любимые прихожане святителя, алеуты и колоши, стали гражданами другого государства.

Как живет и верит Аляска

В год столетия становления Православия в Америке в 1894 году епархиальные власти вспомнили преподобного Германа и поставили над его могилой памятник. А ещё двумя годами раньше епископ Николай (Зиоров) после посещения Нового Валаама распорядился сделать все необходимое для вскрытия мощей преп. Германа и построить над его могилой часовню во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. По обретению мощей небесного покровителя Аляски они были положены в храме Воскресения Господня, где покоятся и ныне. «Сегодня на Аляске живет около тридцати тысяч православных верующих, все англоязычные, многие американцы. Соответственно и служат в храмах по-английски с добавлением эскимосского, алеутского, атабасского языков. Благодаря монахам-миссионерам у них осталась и сохранилась тяга к русскому Православию.

Шестьдесят приходов на Аляске входят в юрисдикцию Американской Православной Церкви, три прихода — Антиохийской Церкви, один приход — греческий, — продолжает отец Вениамин. — На Еловом острове находится скит во имя Архистратига Михаила, в котором подвизаются двое монахов — отец Мартирий и отец Андрей, на острове святого Нила — женская обитель из трех монахинь. В Православной семинария во имя преподобного Германа Аляскинского на острове Кадьяк обучаются будущие местные православные — атабаски, алеуты, эскимосы». Это рассказывает Джорданвилльский насельник монах Вениамин (Гомартели), проведший на Аляске 15 лет. Поселился он в лесу недалеко от деревеньке с поэтичным названием — Виллоу — «верба», жил в тишине, молился и трудился. Отец Вениамин, как и две сотни лет назад преподобный Герман, поселился поначалу в старенькой крошечной избушке. И была она столько мала, что встать в ней в полный рост было невозможно. Со временем к избушке он сделал пристройку и там провел суровую зиму, когда воздух на улице, словно «открытый космос», а пилу при температуре минус пятьдесят с лишним заводил разве что в доме, и с уже работавшим агрегатом шел в лес — пилить дрова. Продукты из города привозили летом на лошади, а зимой на снегоходе или собаках, если последний не заводился.

Но те, что недавно приехал из России, выбирают на жительство города большие, как Анкоридж. Вот туда, служить по-церковнославянски, специально для новоприезжих, лет шесть назад из Москвы прислали батюшку — выпускника Московской духовной академии и Свято-Тихоновской семинарии в Пенсильвании протоиерея Даниила Андреюка. Батюшка основал приход-миссию в Анкоридже в честь св. патриарха Тихона и преп. Алексея Зосимовского для вновь приезжих.

Но случилось непредвиденное: на службы стали приходить все больше эскимосы, алеуты да атабаски. По-славянски они не понимали, зато в интонациях богослужения им все было близко и знакомо. И понял отец Даниил, что постоянно служить здесь надо все-таки хотя бы наполовину по-английски. Но на этом не успокоился. Сын сельского священника из Белоруссии поставил себе цель построить новый большой храм. На месте будущей церкви каждую неделю стал служить молебен. Тут пожилой американец протестант продал ему в рассрочку семь акров земли в столице с видом на море и разрешил сразу же начать строительство. И за год отец Даниил построил храм почти без долгов. «Прихожане возводили стены, покрыли потолок, мы с индейцем сделали купол, — рассказывает отец Вениамин. — Батюшке пожертвовали плитку, а поляк-католик бесплатно выложил ею пол в церкви. Отец Даниил постоянно находил трудников и благотворителей. Ему помогали вожди племен и индейских корпораций, потому что видели, что это человек дела, и он строит храм». Многие удивлялись, откуда деньги? Отец Даниил только отшучивался… И никогда не говорил, что молится.

В 2007 году церковь освятили во имя священноисповедника Патриарха Московского Тихона и преподобного Алексия, старца Зосимовского. Последние годы на Пасху храм собирает до трехсот человек — американцев, эскимосов, индейцев, креолов, русских. Приняв Православие, в быту аляскинские индейцы, при этом, сохранили свои вековые традиции. В последний путь усопших они по-прежнему провожают не на знакомом нам кладбище, а строят для почившего «спирит хаус», — «дом, где обитает дух». Такой домик, увенчанный по православному крестом, имеют право строить только родные усопшего. Потому и домики, где «обитает дух почившего», заметно разнятся с точки зрения как дизайна, так и мастерства строителя. Сегодня православная Аляска живет в ожидании перемен.
С избранием главой Американской Православной Церкви монахолюбивого митрополита Ионы, духовного воспитанника Валаамской — не промыслительно ли! — обители, и назначением на Аляскинскую кафедру епископа Герасима, который хорошо знает и любит Аляску, церковную жизнь на полуострове ждет время духовного расцвета. Его так долго и терпеливо ждали последние годы православные христиане полуострова, какой бы национальности они не были.