Open
Close

Митрополит никифор. Послание никифора митрополита киевского к князю владимиру, сыну всеволода, сына ярослава1

Никифор (ум. 1121 г.) – киевский митрополит, автор посланий и поучений. Н., грек по национальности, был прислан на Русь константинопольским патриархом в 1104 г.; занимал митрополичий престол до самой смерти. Н. написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К. Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия. По спискам не ранее XVI в. до нас дошли: 1) Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его...»); 2) «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» – о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине...»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444–450; 3) Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588–593; 4) поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте); 5) Филарет атрибутировал Н. также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII в., послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 г. (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине». Изд.: Калайдович К. Ф. 1) Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1, с. 59–75 (1-е послание по сп. XVI в. ГИМ, Синод. собр., № 496 с вариантами по другим спискам); 2) Памятники российской словесности XII века. М., 1821, с. 157–163 (2-е послание по тому же списку с разночтениями); Макарий . История русской церкви. СПб., 1868, т. 2, с. 314, 320, 326, 327–330 (остальные послания и отрывки из них). Лит.: Филарет . Обзор русской духовной лит. Харьков, 1859, с. 28–30; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян: (XI–XV вв.). М., 1875, с. 99–118; Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей грекорусской полемики против латинян. СПб., 1878, с. 48–57; Шевырев С. П. История русской словесности. СПб., 1887, т. 1, с. 111; Порфирьев И. Я. История русской словесности. Казань, 1897, ч. 1, с. 393–396; Безобразова М. В. Послание митрополита Никифора. – ИОРЯС, 1898, т. 3, кн. 4, с. 1080–1085; Голубинский Е. Е. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 857–859; Владимиров П. В. Древняя русская литература Киевского периода. Киев, 1900, с. 148–151; Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946, с. 47–53; Украïнськi письменники, с. 114–116.

  • - Георгий – митрополит Киевский, вероятный автор «стязания с латиною», грек по происхождению...
  • - Никифор – киевский митрополит, автор посланий и поучений. Н., грек по национальности, был прислан на Русь константинопольским патриархом в 1104 г.; занимал митрополичий престол до самой смерти...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - митрополит Киевский. Сведений о жизни и деятельности митрополита Никифора II почти не сохранилось...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Митрополит Киевский и всея России родом Грек, прислан в Россию от Константинопольского Патриаршего Престола 1104, а по другим-1106 года и прибыл Декабря 6, а вступил в управление Киевской Митрополией того же месяца 18...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Георгий - митрополит киевский, грек, упоминаемый под 1072 - 73 г. Ему приписывается компилятивное полемическое сочинение: "Стязание с Латиною". Издано в "Истории русской церкви" Макария, том II, приложение...

    Биографический словарь

  • - ; род. в 1795 г. в семье диакона села Воронья Костромской губ. и уезда, обучался в Костром. семинарии и Петерб...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - по происхождению малоросс, с 1770 г. митрополит киeвcкий; умер в 1783 г. Есть его "Поучение о обрядах христианских, или слово к народу кафолическому" .Ср. "Записки Добрынина" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - митрополит киевский. О нем известно только, что в 1072 г. он присутствовал при перенесении мощей св. Бориса и Глеба, а в 1073 г. находился в Греции...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - родом из Галиции, воспитанник заграничных училищ, отличный знаток древних языков и святоотеческих творений, ректор и преподаватель латинского языка в Школе львовского братства, потом священник в Киеве и учитель в...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - митрополит киевский, духовный писатель XI в. Его послание на греческом языке против латинян, где он восстает против совершения полной литургии во весь великий пост, безбрачия священников и оспаривает правильность...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - духовный писатель XI в. Его послание на греческом языке против латинян, где он восстает против совершения полной литургии во весь великий пост, безбрачия священников и оспаривает правильность учения об исхождении...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - митрополит киевский и всея Руси. Грек по происхождению, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., Н. правил в Киеве до самой смерти, отличаясь "кротостью" и "ученостью"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - митрополит киевский и всея Руси. Грек по происхождению, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., Н. правил в Киеве до самой смерти, отличаясь "кротостью" и "ученостью"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Никифор, киевский митрополит" в книгах

Митрополит Никифор

Из книги Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. автора Гуревич Павел Семенович

Митрополит Никифор Послание Владимиру Мономаху о постеВозблагодарим и поклонимся постившемуся Владыке, пост нам узаконившему и пищу душевного здоровья даровавшему. Им же создано двоякое естество наше: словесное и бессловесное, бесплотное и телесное. Ведь словесное

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора

Глава 2 Киевский митрополит Петр Могила

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 2 Киевский митрополит Петр Могила Введение церковной унии было началом великого переворота в умственной и общественной жизни южной и западной Руси. Переворот этот имел важнейшее значение в нашей истории по силе того влияния, какое он последовательно оказал на

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

автора

1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Митрополит Владимир является первомучеником в длинном ряду убиенных и замученных Российских православных архиереев. В то время когда убили в Киеве митрополита Владимира, в Москве проходил Священный Собор Всероссийской

Константин, митрополит Киевский

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Константин, митрополит Киевский Митрополит Константин (Дьяков), последний Экзарх Украины, хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 г. для Харькова. В 1935 г. он переехал из Харькова в Киев. При нем был полный разгром православной Церкви на Украине. Митрополит

Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Большевистские гонения на Православную Церковь начались с Киева. Именно в городе, славу и сияние которого предсказал святой Первозванный Апостол Андрей. С Киева, в котором было Крещение Руси при великом князе Владимире.

Константин, митрополит Киевский, святитель

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Константин, митрополит Киевский, святитель В 1155 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий вступил в первопрестольный град Киев и стал великим князем. Объединив почти всю Русскую землю, Юрий Долгорукий приступил к разрешению церковных дел, требовавших устроения с

КИПРИАН, митрополит Киевский

автора Коллектив авторов

КИПРИАН, митрополит Киевский и всея России, родом Серб. Еще до Киприана Всероссийская митрополия разделена была на две, и выбирались независимо от митрополитов, живших в Москве, владыки, имевшие пребывание в Киеве и Литве. В 1376 г. патриарх Филофей сам собою поставил

КОНСТАНТИН, митрополит Киевский

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

КОНСТАНТИН, митрополит Киевский и всея России, хиротонисан 1155 г., прибыл в Киев 1156 г., правительствовал около четырех лет; но в конце 1158 г. должен был оставить митрополию и уехать в Чернигов, по следующей причине: Мстислав Волынский, сые в.к. Изяслава II, требовал, при

МАКАРИЙ, священномученик, митрополит Киевский

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

МАКАРИЙ, священномученик, митрополит Киевский и всея России, хиротонисан в Вильне 1490 г., из архимандритов Троицкого Виленского монастыря. Макарий жил в Вильне, ибо Киев, по причине татарских набегов, не представлял в то время надежного местопребывания для владык

Михаил, первый митрополит Киевский, святитель

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Михаил, первый митрополит Киевский, святитель Свт. Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовой летописи, родом сириец. По другим летописным сообщениям - болгарин или серб.В 989 г. он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к св. равноапостольному

Иларион, святитель, митрополит Киевский

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Иларион, святитель, митрополит Киевский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054 г.), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстателей,

Макарий, Митрополит Киевский, священномученик

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Макарий, Митрополит Киевский, священномученик Священномученик Макарий, митрополит Киевский, до избрания на кафедру Киевской митрополии был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в г. Вильне. В 1495 г. он в сане архимандрита, но уже нареченный митрополитом Киевским,

Святитель Михаил, митрополит Киевский (+ 992)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Михаил, митрополит Киевский (+ 992) Память его празднуется 30 сент. в день перенесения мощей в Великую лаврскую церковь из Ближних пещер, 15 июня в день преставления и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-ПечерскихКогда св.

К 70-летию со дня кончины митрополита Новосибирского Никифора

ПЕРВЫЙ НОВОСИБИРСКИЙ АРХИЕРЕЙ

30 апреля 2007 года исполнилось 70 лет со дня кончины митрополита Новосибирского Никифора (Асташевского) - первого архиерея, управлявшего самостоятельной Новосибирской епархией.

Николай Петрович Асташевский (в некоторых источниках указан другой вариант написания фамилии - «Осташевский») родился 15 мая 1848 года. Как сообщили побывавшие в прошлом году в Новосибирске его родственники, отец будущего иерарха Петр был протоиереем в Рязани. Николай Асташевский окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В конце 80-х годов XIX века он был преподавателем в Томской Духовной семинарии. Когда Николай Петрович был рукоположен во священный сан неизвестно, но с 1897 года он - протоиерей, ректор новооткрытой Красноярской Духовной семинарии. Эту должность отец Николай занимал до 1914 года, когда был переведен в Тобольскую Духовную семинарию, где так же был ректором.

О продолжительности служения протоиерея Николая Асташевского в Тобольске точных сведений нет, но известно, что в 1917 году он был пострижен в монашество с именем Никифор в честь святителя Никифора, Патриарха Константинопольского, и возведен в сан архимандрита.

Активность раскольников-обновленцев, поддерживаемых советской властью, привела к тому, что абсолютное большинство приходов в Новониколаевске и в окрестных городах и селах перешла в юрисдикцию обновленческих архиереев. Новониколаевск стал центром Сибирской обновленческой митрополии. Поэтому Святейший Патриарх Тихон принялрешение образовать в Новониколаевске самостоятельную епархию и направить туда епископа.

15/28 сентября 1924 года в Москве архимандрит Никифор был хиротонисан во епископа Новониколаевского. Хиротония состоялась в храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке.

Именно после приезда в Ново-николаевск епископа Никифора Вознесенская Турухановская церковь становиться кафедральным храмом Новониколаевских, а затем Новосибирских архиереев. В середине 20-х годов, по благословению Владыки Никифора, к Вознесенской церкви был пристроен придел, освященный в честь небесного покровителя Владыки в крещении - святителя Николая Чудотворца. В эти же годы были открыты Успенская церковь на новом кладбище в Новосибирске и Свято-Никольский храм в селе Ново-Луговое.

Служение Владыки Никифора способствовало тому, что началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола. К началу 1927 года Новосибирская епархия, возглавляемая: им, включала 205 приходов, находящихся в Новосибирском, Барабинском, Барнаульском и Каменском округах Западно-Сибирского края и объединенные в 17 благочиннических округов. В 1927 году Владыка Никифор 6ыл возведен в сан архиепископа, а 18 апреля 1932 - митрополита.

В начале 30-х годов по епархии прошла первая волна массовых закрытий храмов и арестов духовенства, связанная с коллективизацией. В частности был арестован келейник Владыки архимандрит Сергий (Скрипалыциков), который учился в Красноярской Духовной семинарии в период ректорства в ней протоиерея Николая Асташевского. Однако сам Владыка Никифор репрессиям подвергнут не был.

Духовенство и миряне Новосибирской епархии 25 мая 1936 года. Снимок сделан по случаю 10-летия архиерейского служения архиепископа Новосибирского Сергия (Василькова). Хотя эта фотография уже публиковалась, но, надеясь, что кто-нибудь из наших читателей сможет сообщит какие-нибудь сведения о сфотографированных лицах, редакция решила ее поместить. В настоящее время известно, что в центре в белом клобуке сидит митрополит Никифор. Рядом с ним архиепископ Сергий (Васильков), управлявший Новосибирской епархией с 1935 года до ареста в мае 1937 года (расстрелян 29 июля 1937 года в Новосибирске). Кроме того нам в настоящее время известно, что во втором ряду второй слева сидит священник Петр Мильский (расстрелян 27 августа 1937 года в Бийске), четвертый слева - протоиерей Василий Вавилов (расстрелян 29 июля 1937 года в Новосибирске). Седьмой слева, рядом с архиепископом Сергием, протоиерей Иоанн Боголюбов ((расстрелян 25 августа 1937 года в Новосибирске). В третьем ряду пятый слева стоит протодикон Григорий Солодилов (расстрелян 25 августа 1937 года в Новосибирске)

Митрополит Никифор управлял Новосибирской епархией до мая 1935 года. Скончался Владыка 17 / 30 апреля 1937 года в Великую Пятницу и был погребен на кладбище около Успенской церкви. В 1962 году в связи с закрытием кладбища и предстоящим сносом Успенской церкви останки митрополита Никифора были перенесены на Заельцовское кладбище города. Владыка был похоронен рядом с могилой сестры митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея - Марии Дмитриевны Городцовой. Многие новосибирцы приходят помолиться на могилу митрополита Никифора.

Никифор (в мире Николай) Феотоки , архиепископ славянский и астраханский. Он происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасиею.

Родился Никифор Феотоки 15 февр. 1731 года; первоначальное образование получил под руководством местного учителя иером. Иеремии Кавадии, содержавшего частную школу на Корфу; здесь он приобрел начальные познания.

На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское. Наконец, в 1748 г., с обширным запасом научных познаний, он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви.

Постриженный в монашество, Никифор был произведен сначала во иеродиакона, а потом в июле 1754 г. — в иеромонаха. В этом сане Никифор более, чем приходской службе, отдавал свои силы обучению бедного юношества. Мало-помалу ему удалось в средине 1758 г. устроить свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия; такой школы до тех пор не было на Корфу. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви Иоанна Предтечи.

В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Что побудило его к этому — влечение послужить греческому народу на более широком поприще, или приглашение Константинопольского патриарха, — неизвестно. Патр. Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. Однако, в Константинополе Никифор не утвердился и он скоро уехал сначала в Лейпциг, где издал свою «Физику», а потом, после некоторого пребывания вновь в Константинополе, в начале 1768 г. уехал в Яссы, по приглашению молдавского господаря Григория Гики.

Пробыв в Яссах около года, Никифор отправился опять в Лейпциг для издания своих трудов, где и оставался с 1769 г. до конца 1773 г., занимаясь учеными работами. Оставив Лейпциг, Никифор отправился путешествовать по городам Европы, а затем возвратился в Яссы и занял должность схолария местной школы. Около 1776 г. Никифор переселился в Россию по приглашению своего соотечественника, архиеп. славянского Евгения Булгариса. Прибыв в Полтаву, Никифор занялся усердно изучением русского языка и через год владел им довольно свободно. В лице Феотоки Евгений готовил себе преемника. Поэтому он постарался возможно лучше ознакомить его с епархией. Никифор назначен был членом консистории, потом инспектором шкод славянской епархии; с течением времени он сделался правой рукой Евгения. Уходя на покой в 1779 г, Евгений рекомендовал на свое место Никифора. 6-го авг.

1779 г. Никифор и был посвящен в архиепископа славянского. По прибытии в свою епархию новый архиепископ прежде всего постарался устроить семинарию в Полтаве, преобразовав для этого бывшую там начальную школу. В 1786 г. семинария была уже в полном составе. Затем Ник. усиленно заботился об обращении в православие раскольников, которых было много в слав. епархии. В конце 1786 г. из Полтавы Никифор был перемещен на астраханскую кафедру. И в Астрахани Никифор прежде всего обратил внимание на школу, которую поднял до уровня семинарии, а потом на борьбу с раскольниками и на обращение в православие местных татар. Та и другая деятельность его была успешна. Прослужив шесть лет на астрах. кафедре, Никифор, по слабости сил, просил в 1792 г. увольнения на покой. Просьба его была удовлетворена и ему предоставлен был в управление московский Данилов монастырь, где он оставался до кончины, последовавшей 31 мая 1800 г.

Никифор Феотоки известен, главным образом, как писатель, при чем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Ему принадлежит упомянутая «Физика», изданная в Лейпциге на греческом языке в 1766-1767 г.г. в двух томах и сделавшаяся учебным руководством во всех греческих гимназиях. В последние годы жизни в Даниловом монастыре он издан на греч. яз. «Начальные основания чистой математики» (в трех томах, Москва 1798-1800 г.г.).

В Даниловом же монастыре Никифор написал трактаты, упоминаемые его греческим биографом Завирой: «Περὶ ἠλεκτριχῆς δονάμεως», «Περὶ μετεώρου φυσιχῆς», «Μεταφυσικὴ κατά τό σύστημα τῶν νεωτέρων». Из богословских трудов Никифора известны сочинения по толкованию св. Писания: 1) «Кириодромион» или толкование воскресных евангелий, с нравоучительными беседами; издано на греч. яз. в Москве в 1796 г., а в рус. переводе там же в 1805 г. 2) Толкование воскресных апостолов, изд. на греч. яз. в 1800 г. в Москве, на русском славянской печатью в 1819 г. и гражданской — в 1820 г. 3) «Свод» или «Цепь отцов» (толкователей) на 8 первых книг св. писания и на книги царств, издан. на греч. яз. в Лейпциге в 1772-1773 г.г., в 2-х томах; на рус. яз. нет. «Цепь» была найдена Никифором в библиотеке Гики и он издал ее, дополнив многими своими примечаниями. В Лейпциге в 1766 г. изданы на греч. яз. проповеди Никифора на четыредесятницу (второе издание их последовало в 1859 г. по приказанию иерусалимского патриарха Кирилла II). Напечатана речь его Императрице при посвящении во епископа (СПБ. 1779 г.); четыре слова к монахине, в день пострижения, написанные на греческом языке, на русском языке изданы в 1809 г. в Москве.

Несколько мелких трактатов Никифора помещены в изданной в 1890 г. в Афинах брошюре И. Сакеллиона: Τοῦ μακαρίου Νικηφόρου τοῦ θεοτόκη πονήματα ἱερὰ ἀνέκδοτα. На юге России Никифору приходилось иметь дело с раскольниками и против них он написал несколько сочинений. По вступлении на славянскую кафедру он обратился к елизаветградским раскольникам с «Окружным посланием», в ответ на которое бахмутские раскольники прислали ему известную соловецкую челобитную. Никифор сочинил на нее подробные «Ответы» (написаны, по предположению Стурдзы, на греческом языке и переведены на рус.), с резкими обличениями раскольников.

Затем в Астрахани два старообрядческих монаха подали ему 15 вопросов, на которые он тоже ответил. На русском языке «Ответы» Никифора были напечатаны в 1801 г., а потом имели несколько изданий. Никифору же принадлежать несколько грамот к раскольникам, напечатнных у Скальковского в Очерках Новоросс. края, в «Астрах. Губ. Вед.» 1845 г. № 8. До приезда в Россию Никифор направлял свой полемический талант против католиков. К этому времени относится его сочинение: «О насилии католиков и о том, кто суть схизматики и униаты», изд. в Галле в 1775 г. на греч. яз. Свои филологические познания приложил Никифор в изданиях «Пустынножительных правил» Исаака Сирина на греческом языке в Лейпциге 1771 г.; в переводе с латинского на греч. сочинения Самуила Раввина против иудеев, Лейпциг 1769 г.; в переводе с француз. на греч. книги Клемана под назв.: «Доказательство важности книг Ветхого и Нового Завета против Вольтера», Вена 1794 г.

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.

Прислан на Русь Константинопольским патриархом в 1104 году. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти - апрель 1121 года.

Литературное наследие

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К. Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия.

По спискам не ранее XVI века до нас дошли:

  • Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
  • «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» - о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444-450;
  • Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588-593;
  • поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
  • Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».

Никифор (ск. 1121), митрополит Киевский (1104-21), грек по происхождению, родом из г. Ликии Малоазийской. Играл заметную роль в событиях начала XII века. Участвовал в канонизации Феодосия Печерского в 1108 году, в перенесении мощей Бориса и Глеба в каменную церковь в Вышгороде в 1115 году. Наиболее тесные отношения сложились у Никифора с кн. Владимиром Всеволодовичем Мономахом . Есть основания считать, что митрополит был одним из главных инициаторов приглашения в 1113 Владимира Мономаха на княжение в Киев, т. к. именно он возглавлял торжественную встречу нового великого князя.

С. Перевезенцев

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Никифор (ум. 1121) - киевский митрополит в 1103-1121 годы, грек по национальности. В 1113 году участвовал в решении вопроса о приглашении князя Владимира Мономаха для подавления восстания в Киеве. Автор 2 антикатолических посланий, обращенных к князю Владимиру Мономаху и волынскому князю Ярославу Святополковичу, а также послания к князю Владимиру Мономаху с предостережением его от поспешных опал, происходивших из-за доверия к клеветникам. Последнее послание является ценным источником для характеристики внутренней политики Владимира Мономаха и его личности.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература: Голубинский Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1, ч. 1, М., 1901.

Никифор (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия – 1121, Киев) – митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла . Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно – волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно – не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). На основании данных чувств «князь»-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога . Источником знаний, в т.ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств – глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 86-87.

Никифор (2-я пол. XI в. - 1121) - религиозный писатель и мыслитель, митрополит Киевский. Родом из Ликии (Малая Азия). На формирование его взглядов несомненно оказал влияние Михаил Пселл (1018-1096/1097), возглавлявший константинопольскую философскую школу, в то время, когда Никифор проходил обучение в столице Византии. Творчество Никифора несет на себе явный отпечаток платонизма, столь характерного для Пселла и его окружения. Следуя традициям теологического рационализма, Никифор примирял философию с богословием, используя идеи древних философов для обоснования доктрин православия. Никифор вряд ли принадлежал к византийской элите, ибо получил хотя и важное в политическом плане, но непрестижное назначение в далекую, едва затронутую христианизацией страну. О деталях карьеры Никифора на Руси мы имеем весьма скудные сведения. Будучи избран князем и собором епископов митрополитом в 1096 году (до этого был епископом Полоцким), он до самой смерти выполнял обязанности верховного пастыря.

До нас дошло пять принадлежащих перу Никифора произведений: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно волынскому князю Ярославу Святополковичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно - неназванному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В целом это довольно цельная подборка наставлений, касающихся религиозного значения поста и опасности латинства. Вместе с тем творческую манеру Никифора отличает не внешний риторический блеск и не назидания по множеству частных религиозных вопросов, но глубокая проработка доктринальных проблем, а также тонкий, витиеватый, понятный только подготовленному человеку ход мыслей. Так, в «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит лишь поводом для отвлеченных философско-богословских рассуждений, в канву которых искусно вплетены экскурсы в античную мудрость, «хитрословесные» рассуждения о соотношении души и тела, природе добра и зла.

Решая проблему соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, а в конечном счете, понимания божественного и земного, Никифор развивает мысль о двойственности бытия, Разумное и духовное начало характеризуется им как божественное и бесплотное по своему естеству, плотское же начало наделяется неразумными греховными качествами. В отличие от довольно распространенной дуальной церковной трактовки, сводившей оба начала к состоянию противоборства и изолированного самобытия, автор «Послания» исходит из принципа тесного их взаимодействия, уравнивающего материю и дух. Примером такого благодатного взаимодействия и является, по его мнению, пост, легкой пищей укрощающий телесные страсти и открывающий духу власть над телом. Сближая дух и плоть, Никифор делает вывод, что проявление зла как качества тварного мира тесно перемешано с добром как свойством мира духовного. Зло и добродетель, по его убеждению, так же неразделимы в бытии, как в сущностном плане неразрывны материальное и духовное. Таким ходом мысли дуальность мироздания, на которой зиждется доктрина ортодоксальности христианства, в значительной степени преодолевается, и автор в соответствии с принципами платонизма встает на позицию гармонизированного восприятия бытия. Эта же онтология лежит в основе трактовки механизма познания. Душа, по Никифору, взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). Бесплотная душа помещается в голове вместе с умом - «воеводой чувств и светлым разумным оком». «Князь» и «воевода» чувств - это образные уподобления разума, определяющие высшее качество души. На основании данных чувств «князь» - разум способен познать невидимый мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Механизм познания бестелесного и неосязаемого сводится к формуле - «по творению познай Творца». Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. Характерно, что в тексте откровение вообще не фигурирует в качестве источника знания. В Послании Никифора отразилось платоновское учение о трехчастной душе, которое позднее получило широкую известность на Руси благодаря творениям Иоанна Дамаскина.

Высшая сила души представлена «словесным» началом, т. е. умом, который руководит поведением человека. «Яростное», или чувственное, начало управляет страстями и эмоциями. Это требующий подавления источник низменных инстинктов, возбудитель злобы, зависти и других осуждаемых с нравственных позиций страстей. «Желанное» начало отождествляется с волей, которая направляет человеческие действия. С помощью воли разумное начало управляет инстинктивной сферой «яростного», нуждающегося в подавлении. Хотя в иерархическом членении трех душевных сил разуму отводится верховное место, он определяется источником как благоверия, так и зловерия, обнажающего «болезнь разума». С другой стороны, не все «яростные» инстинкты порочны, например, богоугоден праведный гнев, направленный против зловерия. Связующим звеном между высшими и низшими силами души является воля. Взаимодействие всех душевных сил направлено на гармонизацию бытия, на преодоление его разорванности. В оценках поступков и событий Никифор, по-видимому, склонялся к фатализму. Напр., рисуя в комплиментарных чертах высокий нравственный облик Мономаха, митрополит приписывает все его достоинства божественному предопределению. В Послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств.

В основу идеального образа государственного организма Никифор закладывает общий с живыми разумными существами принцип гармонизации духовного и плотского начал. Поэтому пост так же плодотворно может повлиять на совершенствование и исправление властной души (т. е. на поступки князя), как он влияет на очищение человеческих душ. Переключаясь с теории на конкретно-исторический план, Никифор дает оценку правления Мономаха, анализирует конкретные действия власти, исходя из сформулированных им принципов Автор предупреждает, что власть в грехе проявляет себя как грубая телесная сила, яростное начало которой призваны сдерживать религиозные предписания и советы духовных наставников. Античный след, оставленный Никифором в культуре Древней Руси, - свидетельство причастности древнегреческие традиции к отечественной мысли. Мировоззренчески родственные «Посланию» Никифора идеи содержались в логико-философских главах «Изборника 1073 года», в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского, и ряде др. текстов. Они характеризовали веротерпимое, жизнеутверждающее, открытое знаниям течение мысли, враждебное мистическому и иррационалистическому направлению в древнерусском христианстве.

В.В. Мильков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 414-415.

Сочинения: Послания митрополита Никифора. М., 2000; Творения митрополита Никифора. М., 2006; Соч. митрополита Никифора / ггодгот. текста В. В. Милькова, С. В. Мильковой, перев. С. М. Полянского, коммент. В. В. Милькова, С. В. Мильковой, А. И. Макарова, С. М. Полянского//Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты. Вып. V). Спб., 2007.

Литература: Клайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815. Ч. I. С. 59-75; Он же. Памятники российской словесности XII века. М., 1821. С. 157-163; Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. 2. С. 320-330; Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1, 1-я пол. М. 1901. С. 857-859; Златоструй. М., 1990. С. 170-178; Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946. С. 47-53; Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII века // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1975. № 3. С. 58-67; Громов М. К. Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-Х VII веков. М., 1990. С. 82-87; Полянский С. М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 270-306; Он же. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 97-108; Мильков В. В., Полянский С. М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты Вып. V). Спб., 2007.

Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1, 1-я пол. М. 1901. С. 857-859;

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902;

Громов M.H. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в. – «Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия», 1975, №3.

Клайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815. Ч. I. С. 59-75;

Клайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII века. М., 1821. С. 157-163;

Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. 2. С. 320-330;

Златоструй. М., 1990. С. 170-178;

Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946. С. 47-53;

Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII века // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1975. № 3. С. 58-67;

Громов М. К. Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-Х VII веков. М., 1990. С. 82-87;

Полянский С. М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 270-306;

Полянский С. М. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 97-108;

Мильков В. В., Полянский С. М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты Вып. V). Спб., 2007.