Open
Close

Митрополит екатеринбургский и верхотурский. Митрополит екатеринбургский и верхотурский кирилл

9 августа 2011 г. в Екатеринбург прибыл новый Правящий Архиерей – Архиепископ Кирилл. Сегодня «Православный вестник» имеет честь представить Владыку нашим читателям.

– Владыка, монашеский постриг Вы приняли в возрасте 19-ти лет. Шел 1970-й год. Как получилось, что советский юноша нашел Бога и выбрал гонимую Православную Церковь? У Вас были верующие родители?

– Да, семья была верующая. У меня пятеро старших братьев – все всегда ходили в храм, никто не был комсомольцем (во всяком случае, до армии). И, наверное, этим они так достали систему, что, когда дело дошло до меня, младшего, у родителей были очень сильные проблемы – и у отца, и у мамы. Они много из-за меня пострадали, мои родители.

– Как родители прививали Вам веру?

– Никак специально не прививали. Это была норма жизни, естественное состояние.

– Спрашиваю не из любопытства. Сегодня существует проблема: воцерковляющиеся мамы порой своей активностью и нездоровым «благочестием» убивают в детях живость веры. И в переходном возрасте начинается бунт.

– Живость веры убивается, это точно, если железным кулаком загоняют в рай, если нельзя ни шага ни вправо, ни влево… А переходный возраст все переживают, он может быть в любой возрастной группе. И у меня в какой-то период было протестное настроение.

– А как это было?

– Мама позвала в храм, я ответил: «Не пойду». – «Почему ты не хочешь идти в храм?» – «Не хочу, и все. Что там с этими бабками вашими делать? Не пойду». Мама заплакала, расстроилась. Старший брат, диакон, тоже уговаривал идти в храм, а я отвечал, что быть там, среди бабушек – не мужское дело.

А потом жизнь подвела к пониманию, что без Церкви невозможно жить. Ты проходишь период поисков, и в итоге у тебя остается самое главное. К 18-ти годам у меня уже не было никаких метаний, выбор был сделан абсолютно осознанно.

– Как человек с опытом, что бы Вы посоветовали нынешним школьникам-христианам, которым приходится порой в школе сталкиваться со взглядами и традициями, противоречащими христианству? У Вас же, наверняка, были такие ситуации? За что стоит рубиться, а что можно просто игнорировать?

– Никогда нельзя давать на поругание имя Божие. Если ругают тебя – надо терпеть. Меня тоже били в школе. Если насмехаются над тобой – ничего страшного. А Господа отдавать на посмеяние нельзя, за это стоит рубиться – за Бога, за Церковь, за родителей, за Родину. Есть понятия, которые выше нас, выше и дороже.

Ситуация выбора существует всегда. Но во времена моей учебы сама система обязывала педагогов проводить атеистическую линию, хотя многие на самом деле так не думали. Никогда не забуду, что за меня вступалась парторг школы, которая могла потерять не только партийный билет, но и работу.

Помню покойного директора школы, который тоже сочувственно относился к моей позиции. Помню учителей, которые для меня всегда были родными и близкими людьми, которых я любил и уважал вне зависимости от их отношения ко мне, и сейчас люблю и уважаю. И с одноклассниками всегда дружил, и до сих пор мы общаемся.

Что касается сегодняшней ситуации в школах – я, например, не понимаю, почему администрация порой так настаивает на тех же хэллоуинах, а священников в классы не пускает. Боятся пресловутой клерикализации общества и стараются таким образом отвлечь людей от Бога?..

Такое впечатление, что сейчас в школе очень сложно и ученику, и учителю. Те, кто сегодня идут в учителя – это подвижники. Нас за длинные волосы, за небритые усы, за грязную обувь могли наказать, а сейчас ученики и курят, и ходят непонятно в каком виде – и как с ними работать учителям, трудно понять.

Поэтому я понимаю родителей, которые выбирают для своих детей домашнее воспитание, понимаю тех, кто максимально отстраняет детей от компьютера, от телевидения: человек слаб, и это может развращающим образом повлиять на ребенка. Но я не понимаю родителей, которые ограждают ребенка буквально от всего, потому что пройдет время – он вырастет и с таким рвением набросится на все, прежде запретное, что последнее может быть гораздо хуже первого.

– Владыка, вот еще одна церковная проблема нашего времени. Православие – одно. Христос – один. И каждый должен служить Богу своим даром, и все мы, такие разные, составляем единую Церковь. Но православные сегодня очень легко разделяются из-за разницы во взглядах, конфликты между приходами и различными христианскими обществами могут возникать «на ровном месте». В чем причина такого явления, и как эта болезнь лечится?

– В нашей Церкви существует масса приходов. И каждый приход – это маленькая церковь, но это не значит, что она находится в автономном плавании и спасается отдельно от всего мира.

Думаю, очень многое происходит из-за отсутствия православных корней. Проблема заключается и в том, что, придя в Церковь взрослым, человек очень быстро забывает, что он – младенец в церковнойжизни. И начинает все, наработанное за оградой Церкви, вносить в церковную жизнь – отсюда появляется очень много неразберихи. Он считает себя умным, образованным, способным, верующим, и свой опыт считает самым главным в жизни Церкви. А на самом деле он не прошел еще самых азов.

Меня в молодости всегда поражало то, что я читал в житиях святых и духовной литературе: как смиряли в Церкви людей с образованием. Пришел кто-нибудь умный в монастырь – его обязательно поставят чистить туалеты, разгребать навозные кучи. Зачем, если он может приносить пользу в другом?

А вот затем, что нужно обязательно пройти все. Потому что человек, который прошел низы, начинает видеть Церковь другими глазами. А если не прошел – он действует по принципу «я нигде не училась, я сама преподаю». Такие люди и вносят разделения во внутрицерковную жизнь.

И ортодоксы, и либерально настроенные православные в подавляющем большинстве родились как верующие 20 лет назад; они не воспитывались в церковной ограде, не испытали очень многих притеснений, через которые прошли наши родители. Они пришли в Церковь, где можно и в школу православную ходить, и литературу духовную издавать, и создать церковный телеканал. Они этого не ценят, поэтому позволяют себе разделения. Если бы ценили, этих разделений не было бы.

Сегодня очень многие люди крайне резки в суждениях, склонны осуждать любого человека; и неуважение к начальству – духовному или светскому – считается национальной доблестью. Если ты никого не осуждаешь и не обличаешь, ты неинтересен для общества. Ты должен быть пророком с огненным мечом и рубать направо и налево всех, в том числе и соседей по приходам. Эта беда от невоцерковленности, на мой взгляд. Потому что люди, которые в Церкви много чего испытали, никогда не будут склонны к таким резким действиям. Они гораздо более терпимы. Для всех есть поле деятельности. Тебе не нравится этот приход – пойди в другой, найди себя там и работай согласно своей душе. А если у тебя такая душа, которую все не устраивает, ты везде будешь метаться и ни к чему не примкнешь.

– А что с этим делать?

– Однажды у преподобного Пимена Великого спросили: «Что делать, если брат согрешает?» Он ответил: «Закрой глаза». – «Но он же согрешает! Господь призовет меня на суд и скажет: твой брат согрешал, а ты ему ничего не противопоставил! Что я Ему отвечу?» – «Ответишь: Господи, я вынимал бревно из своего глаза прежде, чем заняться сучком в глазу другого».

– Владыка, еще к вопросу о разнице во взглядах. У каждого из нас – свои дарования, свое призвание, свой характер. В зависимости от этого каждый находит для себя в Евангелии, в Церкви что-то наиболее ему близкое и именно с этим в первую очередь ассоциирует православную веру. Кто-то акцентирует внимание на аскезе, кто-то радуется Божиему милосердию, кто-то всюду видит признаки Апокалипсиса… Какое оно – Ваше Православие?

– Я всегда вспоминаю одного священника, который при советской власти дважды сидел по идеологическим причинам, не изменил своим убеждениям, но при всем при этом был совершенно радостным человеком. И всегда говорил нам, ожидавшим с минуты на минуту или к вечеру текущего дня конца света: «Посмотрите на жизнь! Вы все думаете о Боге, как о страшном Судии, но не стараетесь воспринять Бога как человеколюбивого Отца. Мир создан для человека – так находите в нем радость! Это не будет мешать вам осознавать свое недостоинство перед Творцом». Слава Богу, этот священник до сих пор жив. Он повлиял на наши мятущиеся и постоянно протестующие против чего-то души своим любвеобилием. Тем более, он говорил не теоретически, а немало в жизни испытав.

Кроме того, я очень люблю богослужения, и служба, если она идет, как должно, приносит мне огромную радость. Когда ты приходишь в храм, вдыхаешь запах церковный, входишь в эту среду – радость необъяснимая. Я поэтому не понимаю священников, которые не любят служить. У них служба – как бы между прочим. Они любят проповедовать или что-то еще, но богослужение не является для них делом главным: служат, потому что нужно. Но как можно в воскресенье не служить Божественную Литургию и заменить ее пусть даже на какие-то церковные дела?

Сегодня в Церкви очень мало любви к богослужению. Отсюда очень много вопросов по поводу красоты службы: плохо читают, церковнославянский язык не понятен… Постой на клиросе два месяца с хорошим чтецом и певцом – ты поймешь не только язык, ты поймешь суть, красоту, глубину богословской мысли, которую невозможно выразить русским языком – тем языком, на котором мы сейчас говорим.

Поэтому Православие для меня – это необъяснимая глубина, и, чем дальше живешь, тем больше оно тебя восхищает, радует, наполняет особым чувством. При этом ты понимаешь, что ты никто, песчинка несчастная – и все. Но тебе это сокровище дано.

– Владыка, какой была Ваша реакция на известие о переводе на Екатеринбургскую кафедру?

– Этого не может быть!

– В плохом или в хорошем смысле?

– В хорошем! Потому что Екатеринбургская епархия – далеко не самая последняя епархия в нашей Церкви. Она очень развита, здесь очень многое сделано, и есть очень большие перспективы. И люди, которые трудятся здесь, должны этому соответствовать. Но в любом случае – ты не соответствуешь что Ярославлю, что Екатеринбургу.

По внутреннему ощущению ты понимаешь, что глубина святости и ответственности служения намного превосходит твои человеческие возможности…До Ярославской кафедры у меня была Тула, до нее – Молдавия, еще раньше – Владимир. Как архиерей я сменил несколько кафедр, и к перемене места служения был морально готов. Другое дело, что с возрастом это чуть сложнее. Но ты прекрасно понимаешь, что нельзя ни к чему привязываться. Это дает возможность не соотносить себя с конкретным местом. Но я никогда не думал о Екатеринбурге, мне это даже в голову не приходило.

– Владыка, с чем в первую очередь у Вас ассоциировался Екатеринбург раньше, и каковы нынешние впечатления? Пожалуйста, поделитесь Вашими впечатлениями о епархии, которую Вы возглавляете уже больше месяца.

– Екатеринбург – это мощь, расцвет, это Храм-на-Крови, это телеканал СОЮЗ, который знают все – правда, все давно уже забыли, что он екатеринбургский – все его воспринимают как общецерковный, который смотрят миллионы, и так оно и есть.

И еще: церковные люди здесь очень добрые, и это нечто непередаваемое. Я давно себя так не ощущал – как в той церкви, в которой я вырос. Когда я приходил в церковь, будучи маленьким, у меня было четкое ощущение, что меня там очень ждут, что именно меня там ждут. Все рады, что ты пришел. Понятно, что этого не было в буквальном смысле, но я с этим ощущением вырос. Я шел в храм с радостью, потому что там батюшка такой хороший, и люди такие хорошие, и все они тебя ждут непременно. И, если ты не придешь на службу, они расстроятся. Спать хочется – а обязательно надо идти.

Кстати, возвращаясь к детству: чтобы прийти к началу службы, надо было выходить из дома в 3 часа ночи. Потому что служба начиналась в пять-полшестого утра, а мы жили на другом берегу реки, до храма было 9 км. В сельский храм все приходили только по воскресеньям, и священник вечером служил вечерню, а всю службу начинал с утра, и она шла до 2-х часов дня.

Поэтому и были проблемы в подростковом возрасте: тебе хочется поиграть в футбол, сходить в поход, а надо идти в храм – тогда и был всплеск недовольства, но он прошел очень быстро.

Сегодня я вижу здесь людей, очень похожих на церковных людей моего детства. И это ни с чем не сравнимо.– Екатеринбург сегодня является ярким отражением принципа «Действие равно противодействию». Чем успешнее развивается епархия, тем более активно и даже агрессивно проявляют себя атеисты, и это создает конфликтные ситуации. Как нам себя вести?

– Если б я знал, как себя вести… Единственное – я считаю, что наша проповедь, наши действия не должны быть навязчивыми. Мы должны проповедовать, мы должны нести слово Божие, но навязывать слово Божие тому, кто не хочет его воспринимать, нельзя.

Они живут здесь, и мы живем здесь. Они вынуждены нас терпеть – и мы вынуждены понимать, что такое мировоззрение существует. Будем жить с пониманием того, что Христос пришел на землю не только ради нас с вами, но и ради них тоже. Ради этих людей Он пролил Божественную Кровь, принял крестные страдания – в том числе ради каждого из них, как бы они сами к этому ни относились. Может, кого-то Господь приведет к Себе через наш пример. Поэтому надо стараться быть образцом для подражания, насколько это возможно. И делать свое дело. Другого ничего не остается.

– Владыка, пожалуйста, скажите несколько слов читателям нашего журнала.

– Живите с Богом. Самое большое горе в жизни человека – чувство богооставленности. Это самое страшное. И самая большая радость – когда ты чувствуешь присутствие Божие в любых обстоятельствах. Вот это ощущение присутствия Божия в нашей жизни никогда не должно нас покидать. Надо всегда чувствовать себя перед очами Божиими, и тогда будет легче. А с Божией помощью все вопросы решатся.

– Владыка, спасибо Вам за эту беседу. Пусть Ваше доброе ощущение из детства здесь, в Екатеринбурге, сохранится на долгие-долгие годы.

Беседовала Светлана Ладина

Дата рождения: 15 мая 1961 г. Страна: Россия Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне — ) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. — во иеромонаха.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. () назначен главой новообразованной . Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

Образование:

1986 г. — Московская духовная семинария.

Епархия: Екатеринбургская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Екатеринбургская митрополия (Глава митрополии) Награды:

Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне - митрополит Тульский и Ефремовский) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. - во иеромонаха.

В 1986 г. окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения.

С 26 октября 1980 г. по 6 мая 1981 г. служил в сане иеродиакона в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира. С 6 мая 1981 г. по 1 июня 1982 г. - клирик Свято-Троицкого собора г. Александрова Владимирской области. С 1 июня 1982 г. по 19 марта 1984 г. - настоятель Свято-Никольского храма г. Киржача, благочинный церквей Киржачского округа.

7 апреля 1984 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе г. Владимира возведен в сан архимандрита.

С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.

С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. - настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.

Член Поместных Соборов 1988 и 1990 гг.

С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. - клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа. С 9 октября 1995 г. по 1 января 2000 г. - настоятель Свято-Никольского (на Ржавце) храма г. Тулы. С 15 марта 1999 г. по 15 марта 2000 г. - настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы.

С 1 октября 1998 г. - ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую духовную семинарию с 5-ти летним сроком обучения.

26 февраля 1998 г. решением Священного Синода избран епископом Богородицким, викарием Тульской епархии.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии. Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

C декабря 2011 г. по март 2012 г. и с мая 2013 г. по январь 2014 г. - временный управляющий Каменской епархией.

Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский (Наконечный Михаил Васильевич)

Дата рождения:

Дата хиротонии:

Дата пострига:

День ангела:

Страна:

Биография:

Родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Чусовского района Пермской области в рабочей семье.

В 1978 г. окончил среднюю школу.

25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне - митрополит Тульский и Ефремовский) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.

26 октября 1980 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г. - во иеромонаха.

В 1986 г. окончил Московскую духовную семинарию по сектору заочного обучения.

С 26 октября 1980 г. по 6 мая 1981 г. служил в сане иеродиакона в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира. С 6 мая 1981 г. по 1 июня 1982 г. - клирик Свято-Троицкого собора г. Александрова Владимирской области. С 1 июня 1982 г. по 19 марта 1984 г. - настоятель Свято-Никольского храма г. Киржача, благочинный церквей Киржачского округа.

7 апреля 1984 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе г. Владимира возведен в сан архимандрита.

С 19 марта 1984 г. по 10 июня 1987 г. - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный церквей Владимирского округа.

С 10 июня 1987 г. по 7 июля 1989 г. - настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинева, секретарь митрополита Кишиневского и Молдавского, благочинный церквей Кишиневского округа.

Член Поместных Соборов 1988 и 1990 гг.

С 7 июля 1989 г. по 9 октября 1995 г. - клирик Тульской епархии, секретарь митрополита Тульского и Белевского, благочинный церквей Тульского городского округа. С 9 октября 1995 г. по 1 января 2000 г. - настоятель Свято-Никольского (на Ржавце) храма г. Тулы. С 15 марта 1999 г. по 15 марта 2000 г. - настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы.

С 1 октября 1998 г. - ректор пастырских курсов при Тульском епархиальном управлении; с 7 марта 2000 г. пастырские курсы преобразованы в Тульское духовное училище, а 6 октября 2001 г. училище преобразовано в Тульскую духовную семинарию с 5-ти летним сроком обучения.

26 февраля 1998 г. решением Священного Синода избран епископом Богородицким, викарием Тульской епархии.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии. Также определением Синода (журнал № 120) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и назначен ректором Екатеринбургской духовной семинарии.

C декабря 2011 г. по март 2012 г. и с мая 2013 г. по январь 2014 г. - временный управляющий Каменской епархией.

Образование:

1986 г. - Московская духовная семинария.

Епархия:

Екатеринбургская епархия

(Правящий архиерей)

Место работы:

Екатеринбургская митрополия

(Глава митрополии)

Награды:

Церковные:

  • 1. 2010 г. - орден прп. Серафима Саровского I ст.
  • 2. орден св. равноап. кн. Владимира I-III ст.
  • 3. орден прп. Сергия Радонежского II ст.
  • 4. орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.
  • 5. орден прп. Серафима Саровского II ст.
  • 6. орден св. ап. Марка Александрийской Православной Церкви.

Светские:

  • 1. 2011 г. - орден Почета
  • 2. орден Дружбы.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Екатеринбургского и Верхотурского КИРИЛЛА всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

«А для вас, благоговеющие пред именем Моим,

взойдет Солнце правды и исцеление - в лучах Его»

(Мал. 4,2 )

Преподобный Макарий Египетский говорил: «Господь, преподав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией; ибо знал, что она матерь любви». Посмотрим вокруг нас, на жизнь окружающего нас мира - и увидим какая отчаянная нужда в любви у современного человека. Он говорит о любви в стихах, он поет о любви, он создает произведения искусства, пытаясь запечатлеть любовь, он пытается сохранить ее и создает семью, но песни приедаются, стихи забываются, семьи разрушаются, и в очередной раз человек убеждается в том, что то, что он считал любовью, оказалось очередным миражом. В чем же причина его трагедии? В том засилье лжи, в котором мы живем. Чем больше лжи мы впускаем в свою жизнь, тем меньше остается в ней любви, а значит и Бога. «Ложь есть разрушение любви», - свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а с ним вместе подтверждает это и опыт человечества. Ложь разрушает не только семьи, она способна разрушить целые страны. Поэтому так усиленно враг рода человеческого сеет ложь и клевету даже в тех случаях, когда правда, кажется, всем хорошо известна. И вот уже освободители предстают захватчиками, злодеи героями, а целомудренные и святые - блудниками и колдунами.

Звезда, приведшая восточных мудрецов к младенческой колыбели Безначального Творца, учит их кланяться Христу - Солнцу правды. Так мы поем в рождественском тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда - звездам, как Богу, служившие - звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты». Как для нашей земли источником света, тепла и самой жизни является солнце, так для всей вселенной источником правды является Христос, Который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6 ). Было бы великой потерей прославляя Христа как Солнце правды, не просветиться Его любящим светом. Сколько бы ни было прекрасных рождественских традиций и обычаев - все они о Христе и Его правде. Подобно рождественской ели, зеленеющей, несмотря на все лютые морозы, и украшаемой с блеском и красотой, христианин, мужественно переносящий все жизненные испытания, украшается добродетелью и сиянием добрых дел для встречи Христа. Одним из самых ярких украшений для каждого, кто последует Христу, является правда. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5,6 ), - говорит Господь. Мы не насыщаемся полуправдой этого мира, мы жаждем и алчем правды Божией, которая одна для всех стран, для всех народов, для всех людей.

Пусть спящие леностью и греховным унынием людские души проснутся в эту ночь и присоединятся к бодрствующим пастухам, с трепетным страхом и великой радостью внимающим ангельской песни: «Слава в вышних Богу и земли мир». Рождество Христа Спасителя настолько непостижимая, но вместе с тем долгожданная весть, что о ней не говорят, о ней поют. Пусть же в этот праздничный день внутри нас зазвучит великая песнь праведности, любви и мира. Пусть этой песней прославляется Бог, давший нам благодать Рождественского торжества. Непостижимы и неисследованы пути Господни, но все они ведут человека к спасению и вечному блаженству. Сегодня Богомладенец Христос ступает на земной путь, ведущий Его к победе над самой смертью, и нас зовёт вместе с Собой в Его Небесное Царство. Он приходит в этот мир за нами, потерянными овцами Его стада, не чтобы осудить, как то было бы справедливо, но желая простить и спасти. С любовью и благодарностью встретим Того, Кто грядет с Небес!

Мы должны не любопытствовать о правде, а отчаянно и бескомпромиссно искать ее, жаждать ее как хлеба, смело возвещать ее, а если надо, то пострадать за нее. Как это сделали тысячи новомучеников и исповедников Церкви Русской во главе со святыми Царственными Страстотерпцами, сотый год со дня мученического подвига которых наступил ныне.

Пусть никто, глядя на них, не скажет, что жизнь по правде доступна лишь исключительным героям. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «делание правды ни для кого не затруднительно. Пусть каждый делает, сколько может; правда и не требует от него большего. Пусть всякий по силам своим несет на себе возлагаемое на него правдою; потому что иго Божие легко и для всякого удобоносимо».

Знание правды и жизнь по правде является причиной той незыблемой светлой радости, которая была в сердцах наших мучеников и которая ныне преисполняет наше сердце, ибо по слову преподобного Феодора Студита: «Радость есть признак совершения всякой правды». Да просветит Господь светом Рождества сердце каждого человека и да воссияет в нём правда, любовь и радость!

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский,

Рождество Христово 2017 / 2018 год

Статью прочитали.