Open
Close

Миссионерская деятельность русской православной церкви. Развитие проповеднической деятельности

Введение

Вопросы, связанные с деятельностью Церкви, всегда волновали государство и общество, в особенности те, что касаются социальной сферы. Церковь, несомненно, обладала и обладает особыми способами воздействия на социум, которые позволяют ей влиять на общественные процессы и мнение, как отдельных людей, так и общества в целом. Именно поэтому изучение этой деятельности, названной миссионерством, было, есть и, вероятнее всего, будет актуальным направлением в социологии и других науках.

Таким образом мы определяем следующую цель нашей работы: провести социально-правовой анализ миссионерства. В соответствие цели работы ставим следующие задачи:

Дать определение термину "миссионерство" и сделать краткий экскурс в его историю.

Рассмотреть особенности взаимного влияния миссионерской деятельности, государства и общества.

Рассмотреть перспективы миссионерской деятельности в XXI в.

Для полного понимания данной проблемы была изучена и приведена ниже информация из учебников, справочников, научных статей и Интернет-источников, связанная с проблемами пониманием сути миссионерства и его истории и отношения церкви (в её социальной деятельности) с государством и обществом.

миссионерство правовой социальный россия

Определение понятия "миссионерство" и его история

Миссионерство (от лат. missio - посылка, поручение), одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, имеющая целью обращение инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от неё. Фактически миссионерство ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политических целей социальных групп и правительств, на службе у которых миссионеры находятся. В буддизме осуществлялось нередко странствующими монахами и получило распространение с III в. до н.э. Христианское Миссионерство возникло в IV в. н.э. К XIII-XVI вв. относится проникновение христианского миссионерства в Индию, Китай, Японию. Насаждение христианства в католической форме в Восточной Европе было идеологическим прикрытием германской феодальной колониальной экспансии ("Дранг нах Остен").

Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй (XV-XVI вв.) Лаврецкий, И.Р. Тень Ватикана над Латинской Америкой. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. . Миссионерство помогало колонизаторам захватывать и "осваивать" новые земли. Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 г. учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 г. - Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества. В XVII-XVIII вв., в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании, миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви. В начале XIX в. возникли миссионерские организации в США. Миссионерство активизировалось в последней трети XIX в. - период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1981.

Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма - странствующие монахи - суфии Берзин Э.О. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. АН СССР, - М.: Наука, 1966. .

Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом, сектантством. В XIV в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). В XVI в. усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья, в XVIII - 1-й половине XIX вв. среди народов Сибири и Кавказа. В 1870 г. в Москве было основано Православное миссионерское общество, объединившее различные сибирские миссии. С 1867 г. насаждением христианства среди татарского населения занималось братство святого Гурия в Казани. Ряд русских православных миссий были создан вне России. Общее руководство миссионерства в Российской империи осуществлял Синод, который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров.

После Второй Мировой войны 1939-45 гг., в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений, антикоммунистическая пропаганда. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 в африканских миссиях насчитывалось около 16 тыс. членов мужских и 30 тыс. членов женских христианских орденов (большинство - не африканцы). В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства : создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 г. католический орден "белых отцов" отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение http: //bse. sci-lib.com/article076971.html

Большой резонанс в российских СМИ вызвал проект закона депутата ГД Ирины Яровой о внесении поправок в федеральный закон «О противодействии терроризму ». Эти поправки к закону о миссионерской деятельности РФ быстро распространились по сети и вызвали бурные обсуждения. Эти поправки хорошо стали известны жителям нашей страны как «Закон Яровой ». Внимание большинства людей приковано к статьям закона, касающимся конституционных прав граждан страны на тайну переписки, телефонных переговоров и вообще личной жизни.

В меньшей степени известно о статьях закона, которые затрагивают изменения в религиозном законодательстве страны и непосредственно касаются повседневной жизни верующих и религиозных организаций . В отличие от других законодательных актов и проектов, таких как закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » или введение курсов основ православной культуры, этот закон не получил общественного рассмотрения, и информация о его существовании стала известна совсем недавно.

Глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, представитель ЛДПР Ярослав Нилов в беседе с «Газетой.Ru » сообщил, что «пакет Яровой » был принят без консультаций с его комитетом, что привело к печальным результатам. По его словам, как только поправки поступили в Госдуму, представители традиционных конфессий России начали бить тревогу и обращаться в комитет, пытаясь выяснить, что произошло.

Но мы были отрезаны от процесса. Все делалось в последний день и в обход нашего комитета. Хотя моя позиция, что в случае, когда правится закон о свободе совести, обсуждение с представителями религиозных сообществ необходимо.
Тема очень деликатная, — рассуждает депутат.

7 июля 2016 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал этот закон. По просьбе наших читателей публикуем статьи закона, непосредственно касающиеся религиозной жизни граждан нашей страны.

Закон о миссионерской деятельности РФ (закон Яровой)

Федеральный закон

О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Проект № 1039149-6 в третьем чтении

Статья 8

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях » (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1 0 93; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880; 2013, № 23, ст. 2877; № 27, ст. 3472, 3477; 2014, № 43, ст. 5800; 2015, № 1, ст. 58; № 14, ст. 2020; № 17, ст. 2478; № 29, ст. 4387; № 48, ст. 6707; 2016, № 14, ст. 1906) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов «и иной религиозной деятельностью » дополнить словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность »;

2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации »;

3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями»;

4) дополнить главой III 1 следующего содержания:

Глава III 1. Миссионерская деятельность
Статья 241. Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

  • в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
  • в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях , за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 242. Порядок осуществления миссионерской деятельности

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

  • от имени религиозной группы — только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
  • от имени религиозной организации — только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности » либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму », а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

  • нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
  • осуществление экстремистской деятельности;
  • принуждение к разрушению семьи;
  • посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
  • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
  • воспрепятствование получению обязательного образования;
  • принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
  • воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
  • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5 и 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.

Еще по теме
Абсурд, дилетантизм, произвол:

В июле 2016 года Президент РФ подписал пакет изменений к законам, усиливающий ответственность за ряд преступлений террористической и экстремисткой направленности, наряду с которыми было введено и понятие «Миссионерской деятельности», данные изменения СМИ назвали «пакетом Яровой».

Федеральный закон № 125 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» был дополнен новой Главой III. 1 «Миссионерская деятельность», состоящей из двух статей 24.1. – «Содержание миссионерской деятельности», которая закрепила определение термина «миссионерская деятельность» и статья 24.2. – «Порядок ее осуществления».

Для нас важно понять и определить: что является миссионерской деятельностью, а что нет. Необходимо провести юридическое разграничение между миссионерской деятельностью и распространением своих убеждений. В самом определении миссионерской деятельности содержится ряд критериев, по которым её можно отделить.

Для законодательного признания деятельности миссионерской требуется совокупность нескольких признаков, указанных в законе.

  1. 1. Миссионерская деятельность – это деятельность непосредственно религиозного объединения и уполномоченных им лиц и организаций.
  2. 2. Миссионерская деятельность направлена на тех, кто еще не является последователем религиозного объединения.
  3. 3. Цель миссионерской деятельности – вовлечение людей в круг участников и последователей религиозного объединения.
  4. 4. Если вы просто говорите о своей вере без привязки к конкретному религиозному объединению – это не миссионерская деятельность.

Для признания деятельности миссионерской характерна совокупность указанных признаков. Личное свидетельство о своей вере либо учении не попадает под указанные признаки и не может быть признано миссионерской деятельностью.

Миссионерская деятельность в жилых помещениях запрещена, но не запрещены молитвы, богослужения, обряды и церемонии.

Деятельность миссионера не создает автоматически религиозную группу.

Распространение своей личной веры нельзя автоматически отнести к миссионерской деятельности!

Важно знать свои права и иметь смелость их отстаивать!

Кто может заниматься миссионерской деятельностью?

Миссионерской деятельностью могут заниматься только представители зарегистрированных религиозных организаций и групп или люди, с которыми они заключили официальный договор.

Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации. (Доверенность от лица правления или руководителя).

Не допускается миссионерская деятельность от имени религиозного объединения, цели которого противоречат закону, и деятельность которого приостановлена или прекращена по решению суда.

Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

– нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

– осуществление экстремистской деятельности;

– принуждение к разрушению семьи;

– посягательство на личность, права и свободы граждан;

– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

– воспрепятствование получению обязательного образования;

– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Важно запомнить, что современная редакция закона не рассматривает деятельность физических (частных лиц, граждан России) как миссионерскую, на такие случаи распространяется действие статьи 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

ЧТО ЕСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА?

Религиозной можно считать любую церковную (богослужебную) литературу мировых религий, содержащую молитвы (молитвословы, описания, жития святых), канонические тексты, соответствующие философии и нравственным доктринам данной религии (Библия, Коран, ТОРА и др.). Это также литература, которая черпает сюжеты и персонажей своих сочинений из канонических текстов. Это есть иллюстрация религиозно-канонических формул, которые содержатся в церковной литературе. Религиозная литература создает иллюзию полного правдоподобия воссоздаваемых событий.

Религиозная литература есть продукт творения религиозного объединения.

Статья 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Статья 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Статья 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести1, свобода вероисповедания2, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Статья 29 Конституции РФ: «

  1. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

О СЕКТЕ

Се́кта (лат. secta – школа, учение) – понятие , которое используется для обозначения религиозной группы , отделившейся от основного религиозного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Примеры сект: Баптисты, Свидетели Иеговы.

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является их молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100–200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно, прежде всего, для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством.

Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам.

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. 1. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) – например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  2. 2. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией – например, бахаисты.
  3. 3. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий и, как правило, несет в себе противопоставление по отношению к материнской религии.

С. А. Каримова

Нижневартовский государственный педагогический институт

С давних времен миссионерство являлось одной из основных задач христианской церкви. В Российской империи миссионерская деятельность была исключительной прерогативой Русской православной церкви, все остальные религиозные организации не имели права привлекать неофитов.

В то же время, миссию среди нехристианского населения России нельзя рассматривать как чисто церковную инициативу. В значительной степени она направлялась государством, которое ставило перед церковью определенные задачи в рамках своей внутренней политики. Правительство желало ускоренной русификации (понятия “русский” и “православный” считались синонимами) и рассматривало церковную миссию именно с этой точки зрения.

Но, исходя из текущих политических интересов, Русское государство нередко препятствовало обращению в православие отдельных нехристианских народов, в т.ч. и мусульман.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди мусульман Российской империи не была предметом специального исследования в историографии.

Однако в работах дореволюционных, советских и современных авторов, посвященных истории конфессиональной политики, в той или иной степени затрагивались проблемы, связанные с миссионерской деятельностью церкви среди мусульманского населения.

Особенностью дореволюционной историографии было то, что большинство ее представителей являлись идеологами миссионерской деятельности и священнослужителями (миссионерами) . С одной стороны, это несомненно повышает источниковую ценность их работ, так как авторы использовали собственные наблюдения. С другой, объясняет недочеты их трудов: непосредственные участники событий не могли быть вполне объективными.

Вместе с тем, следует отметить, что дореволюционные исследователи в своем большинстве были далеки от идеализации миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи. Значительное внимание в их работах было посвящено неудачам и ошибкам этой работы. В то же время, одной из характерных черт дореволюционной историографии, можно считать гипертрофированное ожидание будущих успехов миссии.

В особую группу следует выделить работы историков Русской церкви: А.П. Доброклонского, Н. Тальберга, А.В. Карташева, И.К. Смолича .

Труды этих авторов носят, как правило, компиляционный характер, т.к. представляют собой учебные пособия по истории Православной церкви. Миссионерская деятельность, в контексте данных исследований, освещена как одна их основных задач христианской церкви.

В советской историографии проблема миссионерской деятельности разрабатывалась крайне незначительно . Характерной чертой подобных исследований становилась резко негативная оценка миссионерства, а также искажение исторических реалий в угоду конъюктурным соображениям.

В историографии современного периода по рассматриваемой проблеме четко прослеживаются три основных направления.

Представители первого (Ф. Брайен-Беннингсен, С. Фаизов, Л.А. Ямаева) придерживаются того мнения, что миссионерская деятельность среди мусульманского населения оказала пагубное воздействие на развитие мусульманского сообщества.

Их оппоненты, которые в большинстве своем являются деятелями Русской православной церкви (С. Бородин, Л.Картавенко, П.Рязанов), полагают, что православная миссия несет миру, в том числе мусульманскому, спасение, соответственно дело ее “благое” и “богоугодное” .

Представители третьего направления (Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Е. Воробьева), стараются дать объективную картину (основанную на широком круге источников) православной миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи .

Несмотря на убежденность христианских миссионеров в том, что “в странах, где мусульмане находятся под христианским владычеством, деятельность миссионеров возможна, поскольку ислам не в состоянии оказывать миссионерам полного сопротивления” , возможности православной миссии среди мусульманского населения Российской империи оказались крайне незначительными в силу факторов внешних и внутренних.

К первым можно отнести несовершенство законодательства, которое не учитывало насущных проблем миссии и конкретных условий местности; недостаточность материальной поддержки со стороны государства и общественности; непопулярность в российском обществе идеи миссионерского служения.

Многообразие факторов внутренних позволяет представить их в виде нескольких групп:

отсутствие разработанной программы действий миссии;

нехватка служителей миссионерскому делу, которые бы отвечали требованиям православного благочестия;

специфика миссионерской работы среди мусульманским населением, а именно:

А) Негативное восприятие христианства как религии завоевателей, так как распространение православия среди мусульман России находилось в связи с покорением Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств;

Б) Сложность христианской догматики для мусульманина. По мнению одного из теоретиков миссионерской деятельности Н.П. Остроумова, “…мусульманину более всего затрудняет переход в христианство – христианская догматика. Еще сам Мухаммед внушал своим приверженцам, что христианское учение о троичности лиц божества есть многобожие, и никогда еще не удавалось убедить мусульманина в противоположном” .

В) Опасение агрессивной реакции со стороны многомиллионного мусульманского населения, которое, заставляло “считаться с … далеко не спокойным настроением магометан России, чтобы не создать в ближайшем будущем нового политического вопроса татарско-магометанского”.

Систематическая миссионерская работа Русской православной церкви среди мусульман Российской империи берет начало с середины XYI в. после завоевания Казанского ханства. В 1555 г. была основана Казанская архиепископия, ставшая центром обращения в православие не только мусульман Поволжья, но и всей России. Каких либо значительных отличий в миссионерской работе среди мусульман в этот период не наблюдалось. В отношении всего неправославного населения использовался стандартный набор методов: от прямого принуждения до материального вознаграждения.

Покровительственная по отношению к исламу политика, проводимая Екатериной II, оградила мусульман от административного и государственного принуждения в духовных делах. С ликвидацией в 1764 г. Казанской новокрещенной конторы вся миссионерская работа среди мусульман была лишена государственной поддержки. Вплоть до середины XIX в. миссионерская деятельность среди мусульманского населения оставалась скорее личным почином отдельных епископов и монастырей, а не целенаправленной деятельностью церковной и гражданской власти. Более того, в отдельных регионах, например, в казахских землях, священникам было запрещено крестить казахов без специального разрешения российской колониальной администрации . Кроме этого, невзирая на уголовную ответственность за отпадение от христианства, с 60-х гг. XYIII в. наметилась тенденция к возвращению новообращенных в прежнюю веру.

Таким образом, миссионерская деятельность среди мусульман Российской империи в период с последней трети XYIII в. и до середины XIX в. практически не велась.

Расцвет активности в “деле ко утверждению вере христианской” пришелся на вторую половину XIX в. “Полнейшее отречение новокрещенных от христианства”, о котором сообщалось в отчетах епархиальных архиереев с самого начала XIX в., вызывало опасения не только православной церкви, но и правительства империи и таким образом стало одним из факторов развития подвижнической деятельности.

Огромную важность для развития методологической базы миссионерской деятельности Русской православной церкви дало осознание необходимости специфических приемов и средств при работе с мусульманами.

Вплоть до первой трети XIX в. различий между исповеданиями миссионеры не проводили . Первые миссии для отдельных мусульманских народов появились в 30-е гг. XIX в. в Вятской, Пермской, Самарской и Оренбургской епархиях.

Однако в атмосфере либерализма, установившейся после 1861 г. непосредственная миссионерская деятельность среди мусульман была малоуспешна. В качестве альтернативы миссия развернула активную работу среди крещеных из мусульман, направленную на ограждение их от влияния ислама.

Во второй половине XIX в. появился ряд организаций и институтов, которые готовили миссионеров, способных вести антиисламскую дискуссию. Так, например, Казанская духовная академия в 1854 г. открыла “Миссионерский противомусульманский отдел”. В то же время важно отметить незначительность результатов деятельности академии. Они сводились к публикациям православной литературы и разработке рекомендаций миссионерам по методике религиозной полемике с мусульманами.

Организационное оформлении антимусульманской миссии завершилось основанием Православного миссионерского общества (1865 г.). В помощь миссионерскому обществу на местах учреждались епархиальные комитеты. За первые 25 лет деятельности общества комитеты появились в 43 епархиях .

Развитию антиисламской деятельности способствовало появление большого количества антиисламской миссионерской литературы, в том числе периодической (журналы “Миссионерское обозрение”, “Православный благовест”, “Православный собеседник” и др.)

С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910 г. На съезде высказывались требования отмены льгот и привилегий местной знати, порывающей с христианством и возвращающейся в ислам. Также рассматривался вопрос о прекращении доступа турецким и иранским агентам, осуществляющим религиозную пропаганду. В секции противомусульманской прессы обсуждались меры противодействия панисламистской и пантюркистской пропаганде как в русской печати, так и в печати на местных языках. Помимо этого съезд принял решение о необходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Было признано целесообразным распространять православие через женские монастыри, где мусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Кроме того, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросу и поощрения миссионерской деятельности среди мусульман .

Большой резонанс в обществе вызвали поправки, внесенные в . РФ в настоящее время выходит на новый уровень международных отношений, в которых особую актуальность приобрела борьба с терроризмом. В соответствии со складывающимися условиями были внесены изменения в ряд нормативных актов. В частности, были установлены дополнительные меры обеспечения безопасности в обществе. Действие новых норм началось с 20 июля текущего года. Рассмотрим далее, что говорит Закон о миссионерской деятельности (2016 г.).

Определение

Миссионерская деятельность - это проповедование, сопровождающееся раздачей литературы, приглашений и прочих печатных, а также видео- и аудиоматериалов, в том числе с группой верующих. Проще говоря, если лицо сообщает кому-то о своих религиозных убеждениях, то это формально допускается нормами. Если же гражданин приглашает в конкретную церковь, раздает разъяснительные материалы от ее имени, то его действия расцениваются как означает, что она должна осуществляться строго в соответствии с установленными правилами.

Важный момент

Следует отметить сферу, в рамках которой допускается миссионерская деятельность. Это область общественной жизни, в которой участвуют исключительно религиозные объединения. Ими являются, в частности, церкви, разнообразные группы верующих. При этом индивидуальное право любого гражданина, предусмотренное ст. 28 конституции, на свободу выражения собственных убеждений Закон о миссионерской деятельности не ограничивает. Между тем на практике в ряде случаев весьма проблематично установить грань между реализацией этой возможности и действиями от имени религиозного общества.

Объекты

ФЗ № 374, которым внесены дополнения в ФЗ № 35 "О противодействии терроризму", определены места, где разрешена миссионерская деятельность. Это :


Таким образом, если в арендном договоре будет указано, что объединение ведет деятельность в соответствии с уставом, проблем с законом не возникнет. Однако в любом случае проводимые мероприятия в помещении, здании, сооружении не должны нарушать интересы и права иных лиц.

Ограничения

Рассмотрим, что говорит . В нормах установлено, что проведение мероприятий религиозными объединениями не допускается в жилых помещениях. Однако из данного правила есть исключение. Запрет миссионерской деятельности не действует на случаи, предусмотренные 16 статьей (ч. 2) ФЗ, регламентирующего и работу религиозных объединений. В частности, имеются в виду определенные обряды (отпевание, например). В целом, если говорить , то стоит отметить, что нормы не допускают изучения религиозной литературы, проведения собраний с неверующими в жилых помещениях. Эти граждане не должны присутствовать при проведении обрядов, богослужений, чтении молитв. В жилых помещениях эти мероприятия могут осуществляться исключительно верующими. Однако, по мнению ряда экспертов, данная норма противоречит конституционным положениям, устанавливающим права граждан.

Субъекты

Закон определяет круг лиц, которые вправе без каких-либо ограничений осуществлять миссионерскую деятельность, в том числе изучать религиозную литературу, приглашать в церкви и пр., вне культовых зданий, арендуемых либо находящихся в собственности сооружений. К таким субъектам относят:

  1. Руководителей церкви, религиозного объединения или группы.
  2. Священнослужителей (дьяконов, пастырей).
  3. Члена церковного Совета.
  4. Прочих церковных работников.

При этом указанные граждане обязаны при себе иметь удостоверение установленного образца, выданное религиозным объединением (организацией), которым подтверждается их статус.

Дополнительно

Следует сказать, что миссионерская деятельность - это проповедование "на улице", то есть вне сооружений и зданий, в том числе посредством сети Интернет и СМИ. Соответственно, если размещается видеоролик с религиозным содержанием, то выступать в нем вправе исключительно пастор либо другой церковнослужитель, имеющий соответствующий разрешающий документ. Ограничения не распространяются на материалы, в которых гражданин выражает собственные убеждения и не связан с определенной церковью.

Специфика распространяемых материалов

Печатные, аудио-, видеоиздания, литература, которые выпускаются религиозным объединением и предоставляются другим людям, должны иметь обязательную маркировку. В ней указывается официальное полное название организации. Формально это правило означает, что даже общеизвестная Библия должна иметь соответствующую маркировку с наименование церкви, которая ее распространяет. В законодательстве предусматриваются за несоблюдение этого предписания.

Ответственность

Религиозное объединение отвечает за действия всех своих представителей. В случае, когда гражданин, получивший от организации разрешение, нарушает установленные нормативные предписания, ответственность за это возлагается на нее. Некоторые исследователи считают, что данное положение крайне несправедливо по отношению к религиозному объединению. Обуславливается это тем, что организация не обладает какими-либо значительными рычагами контроля деятельности своих представителей. Установленная ответственность, однако, указывает на необходимость проявлять осторожность при выдаче разрешений тем или иным лицам. Эксперты рекомендуют предоставлять документы гражданам в качестве исключения. Если в ходе деятельности представителей религиозного объединения будут выявлены нарушения, то оно может быть оштрафовано на сумму до 1 млн рублей.

Наименование

Законодательство предписывает указывать полное название при осуществлении ею своей деятельности. Это правило действует достаточно давно, однако в настоящее время за его неисполнение предусматриваются достаточно большие штрафы. Религиозное объединение должно указывать свое название на сооружении/здании, где оно проповедует, а также в местах, где проводятся выездные мероприятия (семинары, конференции и пр.).

Деятельность иностранцев

Граждане, являющиеся подданными иных государств, вправе проводить профессиональные религиозные мероприятия, если официально трудоустроены в соответствующей организации. Они должны, таким образом, заключить трудовой либо гражданско-правовой договор. Иностранцы при этом могут осуществлять деятельность миссионерского характера только в пределах региона, в котором зарегистрировано религиозное объединение, и при наличии соответствующего разрешения, выданного организацией. Таким образом, граждане зарубежных государств могут проповедовать, проводить обряды, учить других, изучать с ними литературу, если официально приглашены в Россию, и с ними заключен договор. В случае нарушения предписаний виновным субъектам грозит штраф и выдворение за пределы страны.

Санкции

Виновные в нарушении Закона о миссионерской деятельности привлекаются к ответственности. Нормами установлены следующие штрафные санкции:

  1. Для граждан - 5-50 тыс. р.
  2. Для религиозных организаций, церквей - 100 тыс. р. - 1 млн р.
  3. Для иностранцев - 30-50 тыс. р. Дополнительно может быть применена такая мера, как

В случае если ведет свою деятельность, распространяет литературу и прочие материалы без указания полного названия, ей грозит штраф в развере 30-50 тыс. р.