Open
Close

Миланский собор. Миланский собор — грандиозный результат многовекового строительства


Санта-Мария Нашенте.
Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.


В истории есть неоднократные примеры того, что оформление фасада готического собора заканчивается в последнюю очередь, обычно после того, как здание уже начало выполнять свои религиозные функции.





Работа над Дуомо велась долго, и только благодаря Наполеону, мечтавшему провести свою коронацию как итальянского монарха именно в этом соборе, строительство в конце концов завершилось. Но и после коронации работа над внутренними помещениями велась еще в течение 150 лет: устанавливались бронзовые двери и витражи, выполненные по оригинальным рисункам XV века.


Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.


По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты.
Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.
Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.

Знаменитая позолоченная Мадонна на шпиле миланского собора.


Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну. Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.
Готический стиль предполагал украшение собора скульптурами. В их изготовление было вложено много сил, поэтому только они уже представляют огромный интерес. Самой колоритной культурной композицией можно назвать пару женских фигур на центральном балконе фасада. Их считают прототипом американской статуи Свободы. К тому же, автор статуи Свободы, Огюст Вартольди, не раз бывал в Милане.


















Главный портал "Житие Девы Марии".




Главный портал "Житие Девы Марии".







Главный портал "Житие Девы Марии".


За импозантным фасадом скрываются замечательные шедевры искусства, встреча с которыми сулит множество впечатлений. Войдя в собор через правый боковой портал (1) (центральный вход чаще всего закрыт), вы первым делом видите гробницу Ариберто да Интимиано (2) с драгоценным распятием (оригинал находится в Музее собора). Ариберто, бывший с 1018 по 1045 г. архиепископом Милана, оказал сильное влияние на политику немецких кайзеров Генриха II и Конрада II в отношении Италии: поначалу он поддерживал их, а позднее вёл с ними ожесточённую борьбу.

Гробница архиепископа Ариберто да Интимиано


На полу видна латунная полоска (3) , которая тянется вдоль всей передней стены. Ближе к полудню посетители сразу поймут, что она обозначает: это меридиан, на который в астрономический полдень падает солнечный луч. Это явление можно наблюдать благодаря проделанному в крыше собора отверстию.
Рядом с порталом находится спуск, ведущий к останкам раннехристианской базилики Санта Текла (Basilica Santa Tecla) (4) , церкви-предшественницы нынешнего храма. Здесь в 387 году святой Амвросий, покровитель и епископ Милана, крестил отца церкви Августина. Этот епископ, очень почитаемый в народе, создал ряд трудов, посвящённых толкованию библии и догматике, а также первую христианскую этику. В комплекс базилики входили отдельный баптистерий и епископский дворец.

В мраморном полу XVI века воплотились фантазии Пеллегрино Тибальди. Плиты белого мрамора из Кандольи инкрустированы затейливыми барочными узорами из красного и чёрного мрамора, привезённого из Тессина и Варенны. Строительная мастерская собора регулярно проводит реставрацию, следя за сохранением рисунка узоров.



Оригинально выглядит купель (5) в северном боковом продольном нефе, изготовленная из римской порфировой чаши. В эпоху поздней античности и в ранний византийский период этот ценный материал держался в запасе для создания императорских статуй и сооружений.

Порфировая египетская ванна IV в., которую используют как крестильную купель.


Собор прославился своими искусно выполненными витражами. Один из самых красивых и старых витражей (1470–1475 гг.) изображает житие Христа (6) . К вершинам этого вида искусства относится и витраж над малой часовней Креста с изображением матери императора Константина I Великого: «Обретение истинного креста святой Еленой» (7) (1570–1577 гг.).






Примечательная особенность Миланского собора – опоясывающие кольца высотой примерно 6 м на пилястрах вместо обычных капителей. Вверху они украшены монументальными фигурами святых.

Самая знаменитая гробница в соборе – мавзолей Джана Джакомо Медичи (8) по прозванию Медегино (Medeghino) . В 1563 году его брат, Папа Римский Пий IV, заказал создание этой усыпальницы скульптору Леоне Леони. На ней Джан Джакомо Медичи (1495–1555) изображён между двумя аллегорическими женскими фигурами Войны и Мира и бронзовыми рельефами речных богов Адды и Тессина. Сам он одет как полководец и закутан в широкий плащ, чтобы скрыть изувеченную левую ногу.




Tomba del Medeghino.Надгробие Джан-Джакомо Медичи,Медегино


В южном поперечном нефе стоит статуя святого Варфоломея (9) (1562 г.), покровителя рыбаков. По преданию, с этого святого заживо содрали кожу. Именно такой вид он имеет в Миланском соборе. Скульптор был очень горд своим произведением искусства, поэтому написал на постаменте «Не Пракситель меня создал, но Марко д"Аграте». Это произведение по натуралистичности напоминает анатомическую модель.

От первого этапа строительства собора, когда ведущим архитектором был Джан Галеаццо Висконти, сохранились ещё и цокольные рельефы на портале южной ризницы (10) (1393 г.) работы рейнского мастера Ганса фон Фернаха.
В крипте (11) собора хранятся замечательные сокровища, а также гроб св. Карло Борромео (1538–1584) из горного хрусталя (в восьмиугольной часовне). Этот кардинал из дворянского рода Борромео вёл решительную борьбу с протестантизмом, а в 1565 году стал архиепископом Милана.



San Carlo Borromeo"s crypt in the Milan Duomo.


Главный алтарь (12) на хорах собора (куда могут входить только священники) создал Пеллегрино Тибальди. Работу над этим творением из мрамора и бронзы он начал в 1581 году, но завершена она была только в 1927 году архитектором Дзакки из Чезены. Над алтарём находится дарохранительница – святилище, состоящее из восьми позолоченных бронзовых колонн и купола с фигурой торжествующего Христа. Это произведение выполнил Пеллицони по эскизу Тибальди. Позади главного алтаря в 1560 году появился балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов. Здесь на рельефе показаны сцены из жития Христа.


Деревянные хоры состоят из верхнего и нижнего рядов (13) . Места в верхнем ряду предназначались для каноников. Картины Джузеппе Меда, Камило Прокаччини и Амброзиуса Фиджини изображают эпизоды из жития святого Амвросия. Прекрасная резьба по дереву на хорах принадлежит братьям Тауринам из Руана, а также Паоло де Гаццису и Вирджилио дель Конте.

Витражи в апсиде, созданные в XIX веке братьями Бертини, – это, пожалуй, самые большие из всех известных Средневековые витражей. Они изображают сцены из Ветхого Завета (14) , Апокалипсиса (15) и Нового Завета (16) .


"Ветхий Завет"



"Новый Завет"


Портал северной ризницы (17) , завершённой в 1389 году, украшает картина «Христос наш Господь и Судия».

Перед алтарём «Мадонны с деревом» в стиле рококо работы Лелио Буцци возвышается знаменитый чёрный подсвечник Тривульцио (18) , романский бронзовый семисвечник 5-метровой высоты (XII век). Автором этого шедевра считают лотарингского мастера Никола да Вердуна. Бронзовую ножку канделябра украшают библейские персонажи из Ветхого и Нового Завета (среди них три волхва перед Марией с младенцем, сидящей на троне) и аллегорические фигуры (в том числе кардинальских добродетелей и искусств). Центром композиции служат четыре дракона, на которых опирается подсвечник. Своё название он получил в честь Джованни Баттиста Тривульцио, принесшего его в дар собору в 1562 году.




В Миланском соборе находится один из гвоздей, которыми по преданию прибили к кресту Иисуса Христа. Всего в истории встречалось три гвоздя. Все они были найдены святой Еленой, которая передала их своему сыну, императору Константину. Первый гвоздь был брошен в море, чтобы усмирить стихию, второй находится в соборе в Монце, третьим крепилась подкова на Константиновой лошади. Последний гвоздь потерялся на некоторое время, а потом его нашел святой Амвросий в одной из кузен, выкупил за небольшую плату и положил в драгоценную дарохранительницу. Для нее специально была оставлена ниша в апсиде при возведении собора. Гвоздь можно увидеть всего два дня в году, в другие дни вместо него на стене виден лишь красный луч. Чтобы достать сам гвоздь, используется специальное устройство, изобретенное еще Леонардо, при помощи которого миланский епископ взбирается к нише.




Rodwell, G. F. “South by East Notes of Travel in Southern Europe” (1877)

Когда человек приезжает в Милан как турист, по делам или на шоппинг, неизбежно ему суждено оказаться на главной и центральной площади города, площади Собора. Эта площадь является сердцем города во всех отношениях, ведь если воткнуть воображаемый циркуль в эту точку, он очертит идеальный круг, который и будет средневековым центром города. Но все эти соображения уходят на задний план при реальной встрече с этим парящим над землей мраморным чудом, которому уже без малого 7 веков. В 1386 году был заложен первый камень этого самого главного готического собора Италии, третьей по величине церкви всего католического мира. Больше него только Собор св. Петра в Ватикане и Севильский собор в Испании, 40 тысяч человек может разместиться под его гулкими мраморными сводами.

Мы знаем, что мрамор особенно ценится как материал на протяжении всей истории человечества. Причина этого станет понятной даже далекому от искусства человеку при ближайшем же контакте с Миланским собором (Собор Дуомо) (Duomo di Milano) . При разном освещении, в разное время суток и в разное время года это здание удивительным образом может создавать совершенно разное настроение, внушать разные чувства. Может быть, вы захотите воспользоваться советом знаменитого немецкого поэта Гейне, который был уверен, что лучше всего Миланский собор смотрится в полночь под ярким светом луны. Тогда кажется что многочисленные мраморные обитатели его террас и шпилей вот-вот сойдут со своих постаментов и начнут рассказывать удивительные и слегка пугающие средневековые истории. Статуй на соборе около 3400, и среди них можно найти не только библейских персонажей, но и 96 химер-востоков, боксеров в стойке, статую, которая по мнению миланцев стала прототипом Статуи Свободы в Нью-Йорке, и даже маленький портрет Муссолини. Последний, правда, сейчас переделан до неузнаваемости и найти его можно только «по подсказке». На самом почётном месте возвышается символ города. Это золоченная фигура Мадонны, ведь храм посвящен Рождеству Богородицы. Миланцы ласково называют свою заступницу Мадонночкой, хотя размер её 4,16 метра, а весит она около тонны.

Внутри собора вас встретит полумрак и мистическое сияние витражей. Нигде в Италии вы не найдете такого количества витражей в одной церкви, а алтарные окна восхищают самыми большими витражами в Европе. Если провести глазами линию от центра алтаря наверх, под самым потолком можно увидеть маленький красный огонёк. Там хранится великая святыня Милана — гвоздь со Святого Распятия. Если вам повезет побывать в Милане в сентябре, в ближайшую субботу к 14 сентября (День Воздвижения Креста Господнего), вы можете побывать на церемонии торжественного снятия гвоздя архиепископом Милана, который поднимается под купол собора на старинном подъемнике. По преданию этот подъемник придумал сам Леонардо да Винчи.

Самое необычное из того, что можно увидеть в соборе — это меридиан, солнечные часы, которые с конца 18 века показывают полдень. Вдоль всего входа тянется металлическая полоска, на которой размечены знаки зодиака. В
полдень солнечный луч безошибочно встает на тот знак, который соответствует текущему месяцу. В 60-х годах прошлого века сбои в работе меридиана подали сигнал о серьёзной опасности — проседании собора.

Собор Милана, который больше 500 лет с любовью строили жители одного из самых процветающих городов Европы, богат многими другими достопримечательностями и шедеврами.

Милан чем-то отдаленно напоминает Москву: тот же радиально-кольцевой принцип градоустройства, согласно которому от центра в разные стороны расходятся дороги, попутно пересекая кольца бывших крепостных стен. В центре города – Самая Главная Площадь с Самым Главным Зданием. В Милане это Собор Дуомо, находящийся на одноименной площади. Кстати, в этом городе есть и свой «Кремль» – замок Сфорца, по образу и подобию которого и был построен московский. В одном из музеев замка хранится и часть сокровищ Дуомо.

Среди всех достопримечательностей города собор занимает особое место. Дело здесь не только в его популярности у туристов (ежегодно только на его террасы поднимается до 700 000 человек).

Собор Дуомо в Милане – это уникальное здание, аналогов которому не существует. Во-первых, это единственный католический храм, построенный из белого мрамора. Во-вторых – единственный итальянский собор, изначально возводимый в стиле пламенеющей готики. В-третьих, это пятый по величине храм в мире, способный вместить до 40 000 человек.

Собор Дуомо в Милане: средние века и Возрождение

В центре Милана всегда была площадь, и всегда на этой площади стоял храм. Кельты, основавшие поселение у отрогов Альп в VII в. до н.э., устроили здесь святилище. Римляне, давшие этому поселению свое название – Медиоланум – возвели храм Минервы.

В IV в. на развалинах этого храма возникла церковь Святой Теклы (Феклы). Спустя 2 века церковь была разрушена лангобардами, и вновь отстроена уже в VII в. в качестве базилики Богородицы – Санта-Мария Маджоре.

В XIV в. почти вся Италия была истощена непрекращающимися войнами и эпидемиями. Но для того, чтобы показать внешним и внутренним врагам, что Милан – это по-прежнему один из сильнейших и богатейших городов Европы, герцог Джангалеаццо Висконти (1351-1402) повелел построить на главной площади собор невиданной красоты, размеров и … стоимости.

Так как в те времена светские правители не были полномочны отдавать такие распоряжения в отношении земли, принадлежавшей католической церкви, приказ был подписан епископом Антонио Салуццо.

В центре Милана всегда была площадь, на которой всегда стоял храм

Церковь Санта-Мария Маджоре была снесена, и 23 мая 1386 г. на главной площади города началось строительство собора, посвященного Рождеству Богородицы.

Но невиданное дело: к участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а немецкие и французские мастера. Такого в истории еще не случалось. Ведь итальянцы всегда довольно скептически относились к «варварской» готике, при том, что первые ее образцы появились на благодаря норманнам еще в XI в. Впрочем, уже в 1387 г. главным инженером был назначен итальянец Симоне да Орсениго.

Первоначально планировалось, что храм будет возведен из кирпича особого обжига; остатки кирпичной кладки, относящейся примерно к концу XIV в., сохранились и по сей день. Но вскоре герцог распорядился использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера неподалеку от Лаго-Маджоре.

Для облегчения доставки мрамора от карьера до стройплощадки в Милане были прорыты глубокие каналы. За материал герцог не взял у Святого Престола ни гроша, но вскоре строительство все равно было остановлено из-за отсутствия у церкви необходимых средств.

Духовные власти, несмотря на все свое влияние, так и не нашли возможность продолжить возведение храма. Собор Дуомо в Милане пришлось передать светским правителям, которые довольно быстро смогли собрать с богатых граждан соответствующую дань. Строительство было возобновлено.

В 1417 г. состоялось первое освящение собора, точнее, его главного алтаря. Примерно теми же годами датируются и самые старые витражи, созданные в Тироли.

Собор Дуомо украшают 45 огромных витражных панно

Почти столетие проектом собора занимались попеременно то немцы, то итальянцы, пока в 1470 г. главным архитектором не был назначен Джанифорте Солари, тяготевший к ренессансным формам. Параллельно он вел и работы по возведению церкви Санта Мария делле Грацие. В 1492 г. строительством этой церкви занялся Донато Браманте, пригласивший для ее росписи Леонардо.

Именно Браманте и Леонардо, которого интересовало все и всегда, а не только , над которой он тогда работал, предложили Солари модернизировать проект.

Так Собор Дуомо в Милане обзавелся необычным восьмиугольным куполом. В 1572 г. основное строительство завершилось, после чего собор был торжественно освящен кардиналом Святым Карло Борромео (1538-1584), похороненным, кстати, в одной из крипт собора.

Собор Дуомо в Милане: от Нового времени до наших дней

Современный вид Собор Дуомо в Милане приобрел гораздо позже: в XVIII-XIX вв. В 1769 г. его украсил шпиль высотой 104 м с позолоченной статуей Богородицы высотой 4,16 м и весом почти в тонну. Горожане сразу прозвали ее на свой манер – Мадоннина («Мадонночка»), а испанские Габсбурги, правившие в те годы Миланом, тут же поспешили издать указ, согласно которому ни одно здание в городе не должно было быть выше шпиля собора.

Вскоре Собор Дуомо в Милане обзавелся и еще одной диковинкой. Металлическая лента вдоль входа – это не что иное, как астрономические часы конца XVIII в. Кстати, колонны храма – это тоже своего рода «календарь»: всего их 52, по числу недель в году.

В 1769 г. Собор был украшен стометровым шпилем с позолоченной статуей Богородицы

Причудливо-ажурный фасад собора, который сразу привлекает к себе внимание, стоит лишь увидеть площадь Дуомо в Милане , появился благодаря Наполеону.

Наполеон, пожелавший к тому времени стать королем Италии, решил, что торжественная церемония коронации состоится именно в этом соборе. Что и произошло в 1805 г. Однако знаменитый «каменный лес» в неоготическом стиле (135 шпилей), был окончен только к 1813 г. Руководил строительством нового фасада архитектор Карло Амати.

На внешних стенах и шпилях Дуомо находится 2300 статуй

Работы по украшению собора продолжались вплоть до 60-х гг. прошлого века. В создании витражей и скульптур на протяжении XV-XX вв. принимали участие едва ли не все известные итальянские мастера. В настоящее время на его внешних стенах и шпилях находится 2300 статуй, во внутренних помещениях – еще 1100.

Дуомо в солнечные дни, которые в этом городе отнюдь не редкость, – это еще и настоящий «калейдоскоп»: его стены и архитектурные элементы украшают 45 огромных витражных панно.

Часы работы и билеты

Знаменитый немецкий поэт-романтик Гейне считал, что осматривать площадь Дуомо в Милане и собор лучше всего ясной лунной ночью. Именно в такую ночь белое мраморное здание выглядит по-настоящему прекрасным.

Проверить, так это или нет, в наше время невозможно: собор Дуомо в Милане, подобно тысячам других достопримечательностей по всему миру, в темное время суток подсвечивается со всех сторон. Зрелище, впрочем, потрясающее. Однако ночью собор закрыт, да и гулять по городу в это время в одиночку лучше не стоит.

Каждую зиму в соборе выставляются квадрони Св.Карло Борромео

Не работает собор и во время Рождества, 1 января и 1 мая. В остальные дни доступ в Дуомо возможен с 8:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослых – 3 Евро, для детей от 6 до 12 лет – 2 Евро и до 6 лет – бесплатно.

По билету в Дуомо также можно посмотреть Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо.

Существует разновидность билетов, включающих дополнительно и Археологическую зону Дуомо, но они стоят дороже – 7 Евро. Для посетителей до 26 лет предусмотрена скидка на эти билеты – они обойдутся в 3 Евро.

Билеты на террасу Миланского собора

Еще один популярный аттракцион в Соборе – попасть на его террасы. Стоимость прогулки по «каменному лесу» зависит от того, решите ли вы подниматься на крышу по винтовой мраморной лестнице (€9) или на лифте (€13). Для детей от 6 до 12 лет предусмотрена скидка – для них билеты обойдутся в 4,5 и 7 Евро, соответственно.

Террасы открыты ежедневно с 9:00 до 19:00, однако кассы работают до 18:00, а последних посетителей пропускают в 18:10.

Duomo Pass

Совместить посещение Собора и Террасы можно с помощью Duomo Pass. Он объединяет возможности расширенного билета в Дуомо (с возможностью доступа в Археологическую зону), а также посещение Террасы с подъемом на лифте.

Главное удобство Duomo Pass – возможность избежать очередей на месте, которые периодически могут быть достаточно длинными. Кроме того, Duomo Pass выпускается без привязки к дате и конкретному времени посещения. То есть, Вы можете использовать его в любой удобный для себя день до конца года.

Узнать больше о Duomo Pass и приобрести его онлайн можно на этой странице .

Как добраться до Дуомо и примечательные события

Самый простой способ доехать до миланского Собора - воспользоваться метро («желтая» линия 3) от (ж/д вокзала). Собор находится в самом центре города, а станция, которая Вам нужна, так и называется – Duomo.

Если Вы в Милане всего на несколько дней, то может оказаться удобней найти отель в непосредственной близости от Дуомо. Самую большую подборку таких отелей можно

Готический Миланский кафедральный собор (Дуомо) является грандиозным творением рук человеческих и одной из достопримечательностей Италии, что называется, «must see» - то есть обязательной к просмотру. Побывать в Милане и не увидеть кафедральный собор… Это практически невозможно!

В самом деле, ведь он находится на главной площади города Дуомо ди Милано, рядом с Галереей Виктора Эммануила II . Наивысшая точка собора - золотистая статуя Мадонны, устремленная в небеса на самом высоком из шпилей собора, хорошо заметна из многих районов города.

Это тщательно спроектированное строение - не только важнейшая достопримечательность Милана, но и одно из известнейших зданий в Европе. Миланский собор занимает второе место по величине среди всех католических соборов в мире.

Из истории

Строительство кафедрального собора началось в 1386 году, хотя решение по поводу возведения здания было принято задолго до этого. На месте Миланского собора в течение нескольких веков стояли две базилики. Однако в 1075 году обе они были полностью уничтожены внезапным пожаром.

Работа над собором продолжалась столетиями. Главный шпиль, венчает который статуя Мадонны, был возглавлен в 1762 году. Именно Мадонне, кстати, и посвящено все сооружение.

Больший объем работ был завершен в 1880 году.

В 2009 году завершена капитальная реконструкция собора, и ослепительный фасад по сей день радует местных жителей и туристов.

Достопримечательности Собора Дуомо

На что следует в первую очередь обратить внимание туристам?

  • На гвоздь, что находится непосредственно над алтарем. Говорят, что его привезли с распятия Христа.
  • Необходимо как следует рассмотреть покровительницу Милана - Мадонну.
  • Не забудьте и про крышу собора - обзор, открывающийся с нее, не сравнится ни с одним в Милане. Пройти на вершину можно с помощью специальной лестницы либо воспользовавшись лифтом.
  • Следующая достопримечательность, которая способна завладеть Вашим вниманием - это мавзолей Джан Джакомо Медичи.
  • И, конечно, не стоит забывать и о статуе мученика Святого Варфоломея, подвергшегося ужасным испытаниям - с него живьем содрали кожу.

Следуя традициям готического стиля, Миланский кафедральный собор декорирован бескрайним количеством различных скульптур. В основном это крайне примечательные экземпляры. К примеру, женские фигуры, расположенные в центре фасада, принято считать прообразом статуи Свободы в Нью-Йорке.

Полезная информация

Адрес: Piazza del Duomo, 20122 Milano MI, Италия

Часы открытия

Кафедральный собор — ежедневно с 08:00 до 19:00.

Крипта св. Чарльза:

  • понедельник - пятница: с 11:00 до 17:30;
  • суббота: с 11:00 до 17:00;
  • воскресенье: с 13:30 до 15:30.

Музей собора — ежедневно с 10:00 до 18:00 (выходной день - среда).

Терраса (смотровая площадка) — ежедневно с 9:00 до 19:00.

Баптистерий св. Стефано — ежедневно с 9:00 до 18:00.

Стоимость входного билета:

  • «DUOMO PASS» на лифте — € 16,50 (дети до 12 лет - € 8,50);
  • «DUOMO PASS» по лестнице — € 12,50 (дети до 12 лет - € 6,50);
  • «Терраса на лифте» — € 13,50 (дети до 12 лет - € 7,50);
  • «Терраса по лестнице» — € 9,50 (дети до 12 лет - € 5,00);
  • «Собор + Музей» — € 3,50 (дети до 12 лет - € 2,50);
  • «Собор + Музей + Баптистерий» — € 7,50 (дети до 12 лет - € 3,50).

Собор Дуомо на карте Милана

Готический Миланский кафедральный собор (Дуомо) является грандиозным творением рук человеческих и одной из достопримечательностей Италии, что называется, «must see» - то есть обязательной к просмотру. Побывать в Милане и не увидеть кафедральный собор… Это практически невозможно!

В самом деле, ведь он находится на главной площади города Дуомо ди Милано, рядом..." />

Внимание! В работе кафедрального собора Дуомо в Милане произошли некоторые изменения:

Новые часы работы: Каждый день с 8.00 до 19.00. Террасы (крыша Дуомо): Каждый день с 9.00 до 19 часов.

Вход стал платным, подробности в новом посте. Купить билеты заранее можно

Главная достопримечательность и центр Милана. Гордость всех миланцев, и на их взгляд, самый красивый в мире готический собор. Ну где еще в мире вы найдете собор, который насчитывает 135 шпилей, 3400 статуй, а самая главная из которых - отлитая из позолоченной бронзы статуя Мадонны, высотой 4,16 м. , как ее ласково называют миланцы, мать Иисуса Христа, символ и покровительница Милана. Расхожее итальянское выражение «в тени Мадоннины» обозначает только одно - речь идет о Милане. Цена билета на посещение кафедрального собора Дуомо составляет 2 евро, очень советую его посетить, так как внутри Дуомо просто великолепен! Вы как бы попадаете в лес из колонн (всего их 52), освещенный цветным светом огромных мозаичных окон.

Обратите внимание на маленькую красную точку высоко над главным алтарем: знаете, что там находится?



Одна из главных реликвий христианства - Священный гвоздь из распятия Иисуса Христа! Именно из-за своей религиозной значимости он хранится в таком недоступном месте, на высоте 45 метров, в ограненном в виде креста хрустальном контейнере. Во время эпидемии чумы 1576-1577 года, архиепископ Карло Борромео пронес Святой гвоздь по улицам Милана, отгоняя страшную болезнь, и как гласит легенда, чума отступила. Рассказывать о Дуомо можно долго, ведь только его строительство продолжалось 6 веков, поэтому подробности во время экскурсии.


Т ем, кто желает посетить собор Дуомо самостоятельно:

Cоветую обратить внимание на статую Святого Варфоломея работы Марко Д’Аграте 1562 года - она находится по правую сторону от алтаря. Лично мне, этот дивный экземпляр мускулов и сухожилий очень напоминает урок по анатомии человека в школе.

Сейчас объясню почему. Со святого мученника Варфоломея заживо содрали кожу язычники, вот поэтому его статуя так странно выглядит и то, что на первый взгляд кажется накинутым на плечи плащом, не что иное как его собственная кожа!

Диковинный узорчатый лес из шпилей, колонн и статуй плюс захватывающий панорамный вид на Милан, лично у меня вызывают немой восторг всякий раз, надеюсь и у вас возникнут подобные ощущения...

Как добраться и доехать . Найти площадь Дуомо в Милане очень просто: здесь проходят две линии метро , красная и желтая (остановка Duomo), останавливаются двенадцать трамваев и шесть автобусов.

Единственным минусом в посещении кафедрального собора Дуомо я считаю длинные очереди в билетную кассу,


поэтому советую купить билеты он-лайн заранее, на официальном сайте:

подробную инструкцию как это сделать смотрите

здесь также можно купить общий билет на посещение Дуомо и Террасы Дуомо, сэкономите кучу времени! Достаточно набрать в поисковой строке DUOMO DI MILANO.

О других достопримечательностях на площади Дуомо можно прочитать

Благодарю моего супер-брата Алексея за профессиональный перевод на английский язык.

А это просто красивые фотографии Кафедрального Собора Дуомо, любезно предоставленные мне фотографом Виталием Карповичем.