Open
Close

Методы и объекты философских исследований. Методы философии

Своеобразие предмета исследования, а также тех целей и задач, которые ставит перед собой философия, с необходимостью требуют особых методов исследования, способных обеспечить достижение целостного знания о бытии. Метод – это система принципов, приемов, правил, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Однако, вопрос о специфике применяемых в философии методов – это вопрос далеко не простой.

В зависимости от культуры, эпохи, особенностей самих философских систем, представления о методологии философии менялись ничуть не менее, чем представления о ее предмете. Так, в Древней Греции считалось, что своеобразным методом философии является созерцание, самососредоточение, практически незаинтересованное стремление к мудрости, в результате которого возможно достичь истины. В Новое время философия стала опираться на методы прогрессивно развивающихся естественных наук – анализ, синтез, дедукцию, индукцию, а построенные на основе такой методологии системы отражали развитие мировой реальности от простых отношений к совершенной системной организации. В современное время у многих мыслителей и ученых возникают сомнения в возможности познать действительность чисто рациональным путем, и они обращаются к интуитивным методам познания, к исследованию неосознанных установок индивидуальной психики, к анализу естественного языка.

Если попытаться несколько систематизировать разнообразные подходы к пониманию философской методологии, то в целом, в философском мышлении можно выделить две линии в понимании способов, которыми предлагалось решить мировоззренческие проблемы. Это, во-первых, линия, которая выдвигала особые, специфические методы философского исследования, в числе которых могли быть незаинтересованное созерцание, отвлеченное рассмотрение, интуитивное прозрение, дающие, как предполагалось, возможность обнаружить такие истины, которые присутствуют в душе человека, но находятся там в свернутом, не открытом сознанию виде, забыты человеком в силу замутнения его разума. Великий древнегреческий философ Платон (427-347) считал, что самососредоточение, отрешение от всего мешающего духовной концентрации является одновременно нравственным очищением. Метод анамнезиса (припоминания), предлагаемый Платоном, – это метод восхождения к идеям, к общему путем пробуждения в душе забытого знания: «Найти знание в самом себе – это и значит припомнить». Изначальным методом философии, по мнению авторитетных исследователей, была такая устремленность к истине, в которой мысль, «охваченная любовью – Эросом, влекущим ее к предмету вечных исканий, к подлинному бытию, собирает свои резервы – чувства, рассудок, интуицию, весь опыт изучения явлений и опыт переживаний… чтобы совершить прыжок в область неявленного и тайного, … прыжок в самое бытие». Это метод стимуляции человеческой мысли в ее движении к истине путем выявления и преодоления сложностей и противоречий познания. Именно так понимали философское познание Пифагор, Сократ, Платон. Данная линия не закончилась вместе с античностью, а имела вполне закономерное продолжение в истории, выразившееся в утверждении особых возможностей интуитивного познания глубинных составляющих души человека и организации мира в целом, в стремлении найти трансрациональные способы постижения истины. Категория интуиции была решающей, например, в концепции французского мыслителя Анри Бергсона (1859-1941), считавшего, что жизнь как могучий поток творческого формирования постижима лишь с помощью интуиции, которой доступно непосредственное проникновение в сущность вещей и явлений путем слияния с их уникальной, единичной природой. Эта линия прослеживается в учении позднего Мартина Хайдеггера (1889-1962), утверждавшего невозможность рационального постижения бытия и требовавшего внимательного «вслушивания», «внимания» бытию. В качестве яркого примера подобных рассуждений можно вспомнить слова С.Л.Франка, доказывавшего, что систематическое понятийное мышление второстепенно по отношению к интуиции, постигающей мир всем духом, целостно: «Правда науки и трезвого, рационального восприятия и постижения мира оказывается производной, частичной и лишь в этом смысле неадекватной правдой. Подлинную Правду нам открывает лишь философия – установка, в которой рациональность, направляясь на самое себя, тем самым трансцендирует через саму себя и опирается на общее и вечное откровение реальности как Трансрационального, Непостижимого». Данную линию в понимании методологии философии можно условно назвать «софийной» (от древнегреч. «σοφία» – «мудрость»), и в этой логике рассуждения исходным является утверждение, что в самой организации космоса и человека как его части присутствуют некоторые абсолютные начала, проявляющиеся в реальности, которые человек может и должен почувствовать и воплотить в своей жизни для того, чтобы она была гармоничной.



В истории философии не меньше приверженцев имела и другая линия, которая может быть названа сциентистской (от лат. «scientia» – «знание, наука»). Для нее характерно отрицание того, что философия может и должна обладать какими-либо специфическими, своеобразными средствами познания, иными, нежели методы естественных наук. Для приверженцев этого взгляда на философскую методологию свойственно убеждение в том, что философия отлична от других наук лишь своими возможностями обобщить достигнутые в разных областях знания результаты таким образом, что выводы самой философии получаются отличными от выводов любой конкретной науки. Поскольку возможности конкретных наук ограничены, они не могут решать мировоззренческие вопросы, подвластные лишь философии как обобщающей науке о высшей реальности. Сциентистский подход к философии также имеет свои корни в античности, в учениях элеатов Парменида (конец VII – VI вв. до н.э.) и Зенона (ок. 490 – 430 гг. до н.э.), признавших методы формальной логики единственно истинными методами истолкования самого бытия и подготовивших тем самым понимание философии как науки, свойственное Аристотелю, средневековой схоластике, большинству мыслителей Нового времени. Такие известные философы, как Т.Гоббс, Ф.Бэкон, Р.Декарт, О.Конт (1798-1857) работали в направлении решения философских проблем сугубо научными методами. Так, в частности, Фрэнсис Бэкон считал, что наилучшим способом познания является использование рационалистических приемов и эксперимент на основе принципа индукции. Философы Нового времени, находившиеся в русле сциентистской линии в философии и стремившиеся создать развернутые философско-научные системы, значительно усовершенствовали логические приемы мышления, существенно продвинулись вперед в разработке физики, расширили учение о человеческой природе и общественных связях.

В современном мире, когда изменяется тип научной рациональности и по-новому осмысливается направление научно-технического прогресса, когда человечество постепенно избавляется от технократических и сциентистских иллюзий, вопрос о методах философии обретает новую остроту. Явственнее становится осознание того, что мир вряд ли удастся познать исключительно рациональным путем. Этот факт выступает свидетельством нескольких феноменов. Прежде всего, он отражает присущее философии состояние извечного поиска, которое замечательно описал русский религиозный философ П.А.Флоренский (1882-1937): «Если науки теснимы историей и к тому же, сбитые напором необходимости, лишаются связности и внутреннего единства, при многих точках и меняющемся поле зрения, то философия, напротив, по своему почину определив себя к движению, сделав именно движение началом своей связности, блюдет единство в беге жизни и одна только может с истинным правом сознавать себя объяснительницею жизни». Но, наверное, еще более важным в новых спорах о методологии философии нужно считать проявляющуюся в них глубину философских категорий и понятий, которые в строгом смысле слова не соответствуют только лишь научной истине и научной методологии. Будучи знанием интегральным, философия должна использовать и соответствующие своему предмету многомерные способы познания, поскольку метод определяется спецификой самого предмета исследования.

Следует назвать здесь, в первую очередь, важнейший метод, применяемый современной философией, – диалектический метод, позволяющий рассмотреть предмет исследования в его развитии, выявить источники и направления этого развития, установить соотношение изменчивости и устойчивости во всех процессах и явлениях. Об этом методе еще будет более подробно рассказано в соответствующих разделах настоящего учебного пособия.

Немыслима, конечно, философия и без формально-логических методов, в первую очередь индукции и дедукции. В ходе применения индукции (от лат «inductio» – «наведение») мысль движется от частного, фактологического знания к знанию общего, сущностного, закономерного. При использовании дедукции (от лат «deductio» – «выведение») умозаключение идет от общего к частному. Наряду с ними в философских науках применяется аналогия, в ходе которой знание, полученное при изучении некоторого объекта, переносится на сходный по существенным свойствам менее изученный объект. Поскольку философское мировоззрение направлено на получение общей картины мира, то в ней находят широкое применение экстраполяция, идеализация, мысленный эксперимент. Все это вполне совпадает с требованиями сторонников «сциентистской» линии в понимании философской методологии.

Однако одних формально-логических методов для философии недостаточно: «Одна логика никого не способна привести к новым идеям, как одна грамматика никого не способна вдохновить на создание поэмы, а теория гармонии – на создание симфоний. Логика, грамматика и теория музыки дают нам возможность обнаруживать формальные ошибки и подходящие мысли, а также развивать последние, но они не поставляют нам «субстанции» – счастливые идеи, новые точки зрения». Философия, помимо формально-логической методологии, оперирует целым рядом других приемов и методов. В качестве наиболее продуктивного целесообразно указать на метод герменевтической интерпретации, направленный на раскрытие внутреннего, глубинного смысла различных текстов, на их аутентичное понимание. Этот метод используется также в ряде гуманитарных наук. Через понимание текста выявляются и анализируются отношение автора к окружающей действительности, культурный и исторический контекст его деятельности, его судьба и мировосприятие. В философии метод герменевтической интерпретации находит гораздо более широкое применение, чем, к примеру, в лингвистике или искусствоведении, поскольку он используется не только в анализе собственно философских текстов, но и в осмыслении всего, что создано человеком в результате сознательной деятельности.

Современная философия в число способов освоения действительности включает и интеллектуальную интуицию, к чему в течение длительной истории развития философского знания призывали сторонники «софийной» линии. Интеллектуальная интуиция – это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства, это специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования уже имеющимися понятиями. Интуиция является непосредственным усмотрением сущности явлений лишь в том смысле, что в момент формулировки новой идеи или положения они не следуют с логической необходимостью из имеющихся у философа чувственного опыта и понятийного знания, а пути и средства, приводящие к данному результату, явно не усматриваются. «Ум настоящего философа наделен от природы интуицией целостности и одновременно бесконечной сложности или – лучше даже сказать – противоречивой сложенности всего конкретного… Эта интеллектуальная интуиция соответствует чувственной интуиции настоящего художника, которая тоже проникает за поверхность явлений и прозревает в своем предмете то, чего обыкновенный наблюдатель в нем не увидит…»

Нередко к способам философского познания мира относят и сомнение, позволяющее избежать догматизма и авторитаризма в теории, с которыми не уставали бороться великие философские умы – Ф.Бэкон, М.Монтень (1533-1592), Р.Декарт, Д.Юм (1711-1776). Приведем здесь следующее рассуждение о роли сомнения в работе философа: «На пути философских, как и частнонаучных, поисков, могут стоять интересы и точки зрения, далекие от подлинной науки. И ученому для работы помимо рациональных средств исследования и профессиональных знаний требуется сомнение, принципиальность, твердость характера, мужество».

Описание приемов, методов, способов познания, используемых в философии, вряд ли можно исчерпать во введении в общий курс философии, да и вряд ли стоит это делать. Важнее другое: в философии нет и не может быть установки на то, чтобы использовать строго ограниченный круг методов или способов познания. При анализе бытия и установлении закономерностей развития материальных систем целесообразно использовать диалектические и формально-логические методы, дедуктивные и индуктивные методы рассуждения, при рассмотрении смысложизненных проблем – метод герменевтической интерпретации, «вслушивание», понимание, интеллектуальную интуицию.

Таким образом, в философии речь идет в основном не о каких-то особых методах познания, абсолютно неприемлемых для естественных или гуманитарных науках, а об их более общем распространении, о преодолении границ применения этих методов, обусловленных пределами научного мышления, работающего с конечными сферами бытия. В решении вопроса о способах познания современной философии находится место для идей как «сциентисткого», так и «софийного» понимания ее методологии. Это еще одно свидетельство в пользу того, что «философская мысль развивается не только, а может быть, и не столько через конфронтацию и конфликт различных философских систем, сколько через их диалог, который приводит к обмену идеями и развитию». И ее развитие оказывается созвучным современным цивилизационным процессам, направленным на диалог, на учет разнообразных культурных традиций, на поиск согласия и единства без уничтожения многообразия, без стремления к унификации.

Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют прямо и непосредственно окончательный результат. Наиболее древними философскими методами являются диалектический и метафизический методы. В последние два столетия в рамках отдельных философский учений были разработаны другие философские методы. Так, герменевтика предложила герменевтический метод, логический позитивизм – аналитический метод, в связи с чем неопозитивизм ХХ столетия нередко называют аналитической философией, феноменология – феноменологический метод, интуитивизм – интуитивный метод.

Для современной науки принципиально важное значение играет диалектический метод. Он опирается на следующие принципы:

1) Объективность рассмотрения . Основное содержание данного принципа может быть представлено в виде следующий требований к исследованию: а) исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознавать и реализовывать активную роль субъекта познания и действия; в) исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; г) выявлять внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех формообразований; д) умение выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее; е) рассмотрение предмета в соответствующем социо-культурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций; ж) подход ко всем явлениям и процессам конструктивно-критически; з) действие в соответствии с логикой данного предмета.

2) Всесторонность рассмотрения . Этот принцип познания опирается на признание всеобщей связи явлений действительности. Он включает в себя следующие требования: а) вычленение предмета исследования и проведение его границ; б) целостное, многоаспектное рассмотрение; в) изучение «в чистом виде» каждой из сторон предмета; г) осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

3) Конкретность рассмотрения . Этот принцип предполагает выполнение следующих требований: а) создание идеальной модели изучаемого явления как диалектически расчлененного целого; б) выявление преломления общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учета многообразных условий места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие этого предмета; г) выявление специфического механизма взаимосвязи общего и единичного; д) рассмотрение данного предмета в составе более широкого целого, элементом которого он является.

4) Историзм рассмотрения . Принцип ориентирован на анализ саморазвития действительности. Предполагает следующие основные требования при исследовании: а) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; б) реконструкцию прошлого, рассмотрение генезиса и последующих этапов развития предмета; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5) Противоречивость рассмотрения. Принцип исследования предмета, предполагающий выполнение следующих требований: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) всесторонний анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение предмета как единства противоположностей в целом на основе знания каждой из них; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий предмета; д) прослеживание этапов развития данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения противоречия как процесса, его развертывания и обострения. Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

Неверная реализация и применение принципов диалектики приводят к объективизму и субъективизму, который, в частности, выражается в эклектике (умозаключение, построенное на механическом соединение разнородного, внутренне несоединимого) и софистике (умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики путем абсолютизации отдельных положений), и как следствие возникновение заблуждений.

Диалектика как метод начала формироваться в античные времена. Основателем диалектики как метода принято считать Сократа, хотя Аристотель называл имя Зенона Элейского. Приемами Сократа пользовались средневековые философы, многие из которых признавали диалектику высшим искусством при познании творений божьих и истолковании вопросов Библии. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. В раскрытии содержания метода диалектики большую роль сыграли отечественные философы-марксисты (Кедров Б.М., Копнин П.В., Ильенков Э.В., Оруджев З.М. и др.). В настоящее время диалектика как всеобщий метод познания играет ведущую роль в современной науке.

Метафизический метод тоже сформировался в античности в трудах Парменида. Он ориентировал на познание явлений вне развития, вне противоречий, как устойчивые и неизменные. Метафизический метод нашел свое применение в классической науке, в частности, в период собирательного естествознания. Он был адекватен науке ХVII – ХVIII веков. Но уже в последующие столетия, когда естествознание обратилось к изучению процессов, метафизический метод потерял свое ведущее значение, его оттеснила диалектика и заняла подобающее ей место в методологии науки. Что касается других философских методов, в частности, герменевтики, структурализма и др., то они будут рассмотрены в соответствующих разделах курса лекций.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия и история науки

Федеральное агентство по образованию.. государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Протокол № 2 от декабря
Пахарь Л.И.Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. ­­– Орел: Издательство ОГУ, 2007. – 328. Рецензенты: Финогентов В.Н., д.филос.

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина
В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на

Основная проблематика направлений философии науки ХХ века
Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль

Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки
Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук

Проблема исторического возраста науки
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с

Функции науки в общественной жизни
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо

Модели развития науки
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к

Анализ науки как знания
Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн

Наука как специфический вид деятельности
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на


Рассматривать науку как систему логически выверенного и проверенного практикой знания и специфический вид деятельности недостаточно. В современных условиях наука является и важнейшим социал

Вненаучное знание и его формы
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о

Проблема отношения науки и техники
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько

Понятия «субъект» и «объект» познания
Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач

Проблема истины в процессе познания
В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными

Истина и заблуждение. Истина и ложь
Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб

Критерий истины
Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос. Пе

Методологические аспекты научного познания
2.1. Методы научного познания. 1.Определение понятий «методология», «метод» и принципы классификации методов.

Общенаучные методы эмпирического уровня
Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,

Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени

Общенаучные методы теоретического познания
Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн

Формализация. Язык науки
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания
Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования. Под аналогией

Физическое моделирование
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой

Символическое (знаковое) моделирование
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления

Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ)
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования

Анализ и синтез
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей

Индукция и дедукция
Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на ос

Разберем индукцию как прием эмпирического познания
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции

Метод абдукции
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де

Определение понятия формы научного познания
В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект

Как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.

Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория
Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы

Научная проблема
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях:

Гипотеза
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп

Теория, ее сущность, структура и функции
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо

Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда

Представления о социальном познании в истории философской мысли
Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес

Определение социальной реальности
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению

Специфика социального познания
Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль

Гносеологические проблемы социального познания
Социальное познание обладает специфическими гносеологическими особенностями, которые выражаются в первую очередь в своеобразии объекта исследования. Здесь объект анализа не мир безгласных предметов

Проблема текста в социально-гуманитарных науках
Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально

Понимание и объяснение как гносеологические процедуры
Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология
Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения ис­тинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж

Теоретико-методологические проблемы социального познания
Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте

Характеристика эмпирического уровня социального познания
Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср

Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования
Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о

Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы
Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе

Общая характеристика философии позитивизма
Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм

Трактовка науки в раннем позитивизме
Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо

Концепция науки эмпириокритицизма
Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест

Концепция науки в неопозитивизме
Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче

Критический рационализм К. Поппера
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса
Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей

Концепция неявного знания М. Полани
Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н

Тематический анализ науки Д. Холтона
Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив

Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина
Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания

Методологические аспекты герменевтики
Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор

Методологические аспекты структурализма
Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В

Постструктурализм
Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением

Возникновение античной науки
Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче

Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита
Основные принципы атомистики: 1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю

Средневековая наука
Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери

Наука эпохи Возрождения
Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле

Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания
Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все

Понятие научной картины мира
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар

Актуальные проблемы науки ХХI века
Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический.

При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов (рис. 6.).

Рис. 6

Все общенаучные методы в научных исследованиях целесообразно распределить на три группы (рис. 7).


Рис. 7

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Приведем развернутую характеристику общелогических методов исследования в табл.3.

Таблица 3 - Характеристика общелогических методов исследования

Название метода

Расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция

Движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруденции для установления причинных связей между явлениями, деянием и на-ступившими последствиями

Дедукция

Выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей

Аналогия

Способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Приведем характеристику сущностного содержания данных методов в табл.4.

Таблица 4 - Характеристика методов теоретического уровня

Название метода

Аксиоматический метод

Способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания

Гипотетический метод

Способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Формализация

Отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами).

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования

Абстрагирование

Мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Обобщение

Установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод

Заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности

Системный метод

Заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Охарактеризуем сущность данных методов с помощью табл.5.

Таблица 5 - Характеристика методов эмпирического уровня

Название метода

Наблюдение

Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Применяется, например, для сбора социологической информации в области права. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным

Описание

Фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами

Определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства

Например, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридически значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.

Измерение

Определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном.

Сравнение

Сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким путем можно решить практические задачи совершенствования государственных институтов

Эксперимент

Искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом -обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования).

Моделирование

Получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют прямо и непосредственно окончательный результат. Наиболее древними философскими методами являются диалектический и метафизический методы. В последние два столетия в рамках отдельных философский учений были разработаны другие философские методы. Так, герменевтика предложила герменевтический метод, логический позитивизм – аналитический метод, в связи с чем неопозитивизм ХХ столетия нередко называют аналитической философией, феноменология – феноменологический метод, интуитивизм – интуитивный метод.

Для современной науки принципиально важное значение играет диалектический метод. Он опирается на следующие принципы:

1) Объективность рассмотрения . Основное содержание данного принципа может быть представлено в виде следующий требований к исследованию: а) исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознавать и реализовывать активную роль субъекта познания и действия; в) исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; г) выявлять внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех формообразований; д) умение выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее; е) рассмотрение предмета в соответствующем социо-культурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций; ж) подход ко всем явлениям и процессам конструктивно-критически; з) действие в соответствии с логикой данного предмета.

2) Всесторонность рассмотрения . Этот принцип познания опирается на признание всеобщей связи явлений действительности. Он включает в себя следующие требования: а) вычленение предмета исследования и проведение его границ; б) целостное, многоаспектное рассмотрение; в) изучение «в чистом виде» каждой из сторон предмета; г) осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

3) Конкретность рассмотрения . Этот принцип предполагает выполнение следующих требований: а) создание идеальной модели изучаемого явления как диалектически расчлененного целого; б) выявление преломления общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учета многообразных условий места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие этого предмета; г) выявление специфического механизма взаимосвязи общего и единичного; д) рассмотрение данного предмета в составе более широкого целого, элементом которого он является.

4) Историзм рассмотрения . Принцип ориентирован на анализ саморазвития действительности. Предполагает следующие основные требования при исследовании: а) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; б) реконструкцию прошлого, рассмотрение генезиса и последующих этапов развития предмета; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5) Противоречивость рассмотрения. Принцип исследования предмета, предполагающий выполнение следующих требований: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) всесторонний анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение предмета как единства противоположностей в целом на основе знания каждой из них; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий предмета; д) прослеживание этапов развития данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения противоречия как процесса, его развертывания и обострения. Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

Неверная реализация и применение принципов диалектики приводят к объективизму и субъективизму, который, в частности, выражается в эклектике (умозаключение, построенное на механическом соединение разнородного, внутренне несоединимого) и софистике (умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики путем абсолютизации отдельных положений), и как следствие возникновение заблуждений.

Диалектика как метод начала формироваться в античные времена. Основателем диалектики как метода принято считать Сократа, хотя Аристотель называл имя Зенона Элейского. Приемами Сократа пользовались средневековые философы, многие из которых признавали диалектику высшим искусством при познании творений божьих и истолковании вопросов Библии. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. В раскрытии содержания метода диалектики большую роль сыграли отечественные философы-марксисты (Кедров Б.М., Копнин П.В., Ильенков Э.В., Оруджев З.М. и др.). В настоящее время диалектика как всеобщий метод познания играет ведущую роль в современной науке.

Метафизический метод тоже сформировался в античности в трудах Парменида. Он ориентировал на познание явлений вне развития, вне противоречий, как устойчивые и неизменные. Метафизический метод нашел свое применение в классической науке, в частности, в период собирательного естествознания. Он был адекватен науке ХVII – ХVIII веков. Но уже в последующие столетия, когда естествознание обратилось к изучению процессов, метафизический метод потерял свое ведущее значение, его оттеснила диалектика и заняла подобающее ей место в методологии науки. Что касается других философских методов, в частности, герменевтики, структурализма и др., то они будут рассмотрены в соответствующих разделах курса лекций.

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Например, метод анализа используют при изучении и классификации затрат, при формировании источников прибыли и т.п.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Так, соединение всех этапов создания и коммерческой реализации продукции было объединено в относительно новую дисциплину «Инновационный менеджмент».

Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруденции для установления причинных связей между явлениями, деянием и наступившими последствиями.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Например, в юриспруденции пробелы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по аналогии. Аналогия закона – это применение к неурегулированному нормой права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отношение.

1.3.2 Методы теоретического уровня

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.

Примером абстрагирования может служить процесс образования экономических понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств экономических явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении.

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов. Применение этого метода позволило ученым выделить следующие правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалистическую, религиозную, обычного права.

Рассматривая деятельность организации как систему (с подсистемами управления кадрами, управления финансами, управления качеством и т.п.), находящуюся в более общей экономической системе, исследователи устанавливают особенности функционирования данной системы или проецируют общие, известные закономерности с учетом особенностей данной системы.