Open
Close

Логический анализ направления и методы. Научная работа: Логика как наука Определение логики

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Применение средств математической логики для обсуждения и решения филос. и методологических проблем, для уточнения и формализации языковых выражений. Выражение проблемы в формализованном языке придает ей точность и определенную , что иногда способно облегчить поиск ее решения. При этом часто оказывается, что формальное проблемы не вполне адекватно ее содержательному пониманию. Тогда мы пытаемся улучшить это выражение и сделать его более адекватным. Одновременно происходит и более глубокое содержательное усвоение анализируемой проблемы. Напр., когда А. Тарский строит точное формальное понятия истины, он применяет истины к предложениям. Это дает повод поставить о том, чему мы приписываем понятие истины - предложениям или суждениям. Обсуждение этого вопроса позволяет более глубоко понять природу суждения и предложения, а также яснее осознать понятия истины.
Основы метода Л.а. были заложены в трудах Г. Фреге и Б. Рассела. Однако широкое распространение он получил в трудах представителей логического позитивизма, которые провозгласили, что основной задачей философии является Л.а. языка науки. Несмотря на значительные успехи в решении отдельных проблем, достигнутые Р. Карнапом, Г. Рейхенбахом, К. Гемпелем и др., представители логического позитивизма в общем не смогли использовать все эвристические возможности метода Л.а., т.к. в силу своих гносеологических установок ограничивали базис этого метода средствами экстенсиональной логики. В метод Л.а. часто используется на различных этапах филос. и методологических исследований: для более четкой постановки проблем, для выявления скрытыхдопущений той или иной т.зр., для уточнения и сопоставления конкурирующих концепций, для их более строгого и систематического изложения, и т.д. Однако следует помнить об ограниченности этого метода и об опасностях, проистекающих из его применения. Точность выражений, к которым приводит метод Л.а., часто сопровождается обеднением содержания. Простота и ясность формального выражения некоторой проблемы иногда может порождать иллюзию решения там, где еще требуются дальнейшие исследования и дискуссии. Трудности формального представления и заботы о его адекватности могут увести от обсуждения собственно филос. или методологической проблемы и заставить заниматься техническими вопросами, лишенными филос. смысла. Так и случилось со многими методологическими проблемами логического позитивизма. Если же помнить обо всем этом и рассматривать формальное выражение философско-методологических проблем и понятий не как конечный , а как вспомогательное более глубокого филос. анализа, как некоторый промежуточный этап в ходе филос. исследования, то такие формальные выражения иногда могут оказаться полезными (см. ЭКСПЛИКАЦИЯ).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ЛОГИЧЕСКИЙ АНА́ЛИЗ

уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждений, осуществляемое средствами формальной логики. Л. а. касается как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой Л. а. содержательных областей знания и важных науч. понятий является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий, т.н. формализованных языков. Л. а. – один из важнейших познават. приемов совр. науки, к-рого особенно возросло благодаря развитию математич. логики, кибернетики, лингвистики математической и семиотики, созданию информационно-логич. машин (см. Логические машины) и т.д. (см. Формализация , Форма логическая).

В бурж. философии необоснованная универсализация гносеологич. возможностей Л. а. неоднократно приводила (особенно начиная с 1-го десятилетия 20 в.) к оформлению субъективистских филос. течений, наиболее известным из к-рых является . Критикуя эти течения, диалектич. раскрывает подлинную познават. роль Л. а. в совр. науке.

Лит.: Чёрч Α., Введение в матем. логику, [т. ] 1, пер. с англ., М., 1960 (); Субботин А. Л., Смысл и формализации в логике, в сб.: Филос. вопросы соврем. Формальной логики, М., 1962.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ" в других словарях:

    логический анализ - loginė analizė statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. logic analysis vok. Logikanalyse, f rus. анализ на логическом уровне, m; логический анализ, m pranc. analyse logique, f … Automatikos terminų žodynas

    Применение средств математической логики для обсуждения и решения философских и методологических проблем. Выражение проблемы в формальном языке придает ей точность и определенную ясность, что иногда способно облегчить поиск ее решения. При этом… … Словарь терминов логики

    Метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося (развивавшегося в прошлом) объекта (органического целого, системы) в форме историч. теории. Наряду с историч. методом, воспроизводящим тот же объект в виде истории системы, Л. м. и.… … Философская энциклопедия

    Течение неопозитивизма, возникшее в 20 х гг. 20 в. на основе Венского кружка (Р. Карнан, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, X. Рейхенбах и др.). Л. п. выступает как преемник позитивистской субъективно идеалистич. традиции, идущей от Беркли,… … Философская энциклопедия

    - (от греч. разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения);… … Философская энциклопедия

    ЛОГИЧЕСКИЙ ФАТАЛИЗМ философская доктрина, утверждающая, что из одних только законов (принципов) логики (см. Закон логический) следует, что все в мире предопределено и поэтому человек не имеет свободы воли. Аргумент логического фатализма с… … Философская энциклопедия

    - (др. греч. ἀνάλυσις разложение, расчленение) операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно практической … Википедия

    Разложение, разбор, расследование. Ср … Словарь синонимов

    логический позитивизм - ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ одно из наиболее влиятельных направлений философии науки 20 в. Возник в 20 е гг. 20 в. в так называемом Венском кружке (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль и др.), с которым тесно сотрудничало Берлинское… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ - выражение появилось в 1930 г. для обозначения философии логического или лингвистического анализа, возникшей в Великобритании в начале XX в. под влиянием Мора и Рассела. Эта философия анализа была подхвачена австрийскими философами Витгенштейном и … Философский словарь

Книги

  • Логический анализ языка. Числовой код в разных языках и культурах , Арутюнова Н.Д.. В книге рассматриваются общетеоретические и частноязыковые аспекты числового кода в разных языках и культурах. Описывается квантификативный подход к различным областям человеческой…

Одной из наиболее сложных процедур методологической части программы социологического исследования является логический анализ основных понятий. Смысл и технология этой процедуры довольно удачно изложены в учебном пособииМ. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги«Прикладная социология: методология и методы». Приведем выдержки из этой работы.

Логический анализ ключевых понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяснения на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

При изучении, например, социальной активности тех или иных групп населения логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выделение таких составляющих, как активность в сфере экономической деятельности, финансовой, политической, благотворительной, экологической, просветительской, религиозной, художественно-творческой, информационно-коммуникативной, спортивной и т.п. Объясняя далее эти понятия, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности отдельных сторон (элементов) предмета исследования.

Логический анализ предмета исследования позволяет ответить на вопросы: о чем спросить? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты рассматриваемой проблемы? От методологической и методической точности его выполнения в решающей степени зависит соответствие исследовательской модели явления его реальному содержанию и структуре.

Логический анализ основных понятий базируется на методе дедукции и включает в себя две методологические процедуры – интерпретацию и операционализацию основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования.

Интерпретация основных понятий есть опосредованное выявление интересующих социолога сторон и свойств предмета изучения. Пытаясь выразить сущность изучаемого предмета, исследователь обращается к понятиям, которые служат ключом к теоретическому осмыслению интересующих его социальных явлений и процессов. Это позволяет описать основные свойства предмета, уточнить направление дальнейшего анализа. Чтобы успешно решить данную задачу, надо четко определить или, как еще говорят, дать трактовку самих используемых понятий. Здесь на помощь приходят либо справочники, энциклопедии, толковые словари, учебники, специальная литература, либо логика, научная позиция, а порой и жизненный опыт исследователя.

Выявленные в ходе интерпретации конкретизирующие понятия в свою очередь требуют объяснения. На следующей стадии логического анализа осуществляется такая процедура уточнения качественной структуры изучаемого предмета, как операционализация , продолжающая и детализирующая интерпретацию основного понятия. Детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на элементы (семантически – на однозначно понимаемые либо интерпретируемые понятия или термины). Получаемые при этом менее абстрактные понятия или термины принято называть операциональными.

Таким образом, процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании включает в себя два этапа:

1) определение главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность;

2) выявление совокупности операциональных понятий и терминов, на которые раскладывается основное понятие.

Глубина и объем логического анализа основного понятия, включенного в определение предмета изучения, самым непосредственным образом зависят от вида социологического исследования (разведывательного, описательного, аналитического).

В качестве примера логического анализа основных понятий исследования может выступать интерпретация и операционализация понятия «инвестиционное поведение», приведенные в обозначенной работе.

На этом методологическая часть программы исследования завершается.

Для сравнения представим методологическую часть исследования, выполненную в работе «Управление организационным поведением персонала крупного предприятия в условиях внедрения инновационных технологий».

логический анализ

применение средств математической логики для обсуждения и решения философских и методологических проблем. Выражение проблемы в формальном языке придает ей точность и определенную ясность , что иногда способно облегчить поиск ее решения. При этом часто оказывается, что формальное выражение проблемы не вполне адекватно ее содержательному пониманию. Тогда мы пытаемся улучшить это выражение и сделать его более адекватным. Одновременно происходит и более глубокое содержательное уяснение анализируемой проблемы. Напр., когда А. Тарский строит точное формальное определение понятия истины, он применяет понятие истины к предложениям. Это дает повод поставить вопрос о том, чему мы приписываем понятие истины предложениям или суждениям. Обсуждение этого вопроса позволяет более глубоко понять природу суждения и предложения.

Основы метода Л. а. были заложены в трудах немецкого математика и логика Г. Фреге и англ. логика и философа Б. Рассела. Однако широкое распространение он получил в трудах представителей логического позитивизма, которые провозгласили, что основной задачей философии является Л. а. языка науки. Несмотря на значительные успехи в решении отдельных проблем, достигнутые Р. Карнапом, К. Гемпелем, К. Рейхенбахом и др., представители логического позитивизма в общем не смогли использовать все эвристические возможности метода Л. а., т. к. в силу своих гносеологических установок ограничивали базис этого метода средствами экстенсиональной логики. В настоящее время метод Л. а. часто используется на различных этапах философско-методологического исследования: для более четкой постановки проблем, для выявления скрытых допущений той или иной точки зрения, для уточнения и сопоставления конкурирующих концепций, для их более строгого и систематического изложения и т. п. Следует лишь помнить об ограниченности этого метода и опасностях, связанных с его применением. Точность выражений, к которым приводит метод Л. а., часто сопровождается обеднением содержания. Простота и ясность формального выражения некоторой проблемы иногда может порождать иллюзию решения там, где еще требуются дальнейшие исследования и дискуссии. Трудности формального представления и заботы о его адекватности могут увести нас от обсуждений собственно философской или методологической проблемы и заставить заниматься техническими вопросами, лишенными философского смысла. Между прочим, так и случилось со многими методологическими проблемами логического позитивизма. Если же помнить об этом и рассматривать формальное выражение философско-методологической проблемы не как конечный результат, а как вспомогательное средство более глубокого философского анализа, как некоторый промежуточный этап в ходе философского исследования, то такие формальные выражения иногда могут оказаться полезными (см.: Логика научного познания). ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН, или: Закон логики, выражение, содержащее только логические константы и переменные и являющееся истинным в любой (непустой) предметной области. Примером Л. з. может служить любой закон логики высказываний (скажем, непротиворечия закон, закон исключенного третьего, закон де Моргана, закон косвенного доказательства и т. п.) или логики предикатов.

Л. з. принято называть также (логической) тавтологией. В общем случае логическая тавтология выражение, остающееся истинным, независимо от того, о каких объектах идет речь, или "всегда" истинное выражение. Напр., в выражение "Неверно, что р и не-р", представляющее непротиворечия закон, вместо переменной р должны подставляться высказывания. Все результаты таких подстановок ("Неверно, что 11 простое число и вместе с тем не является простым" и т. п.) являются истинными высказываниями. В выражение "Если для всех х верно, что х есть Р, то не существует х, не являющийся Р", представляющее закон логики предикатов, вместо переменной х должно подставляться имя объекта из любой (непустой) предметной области, а вместо переменной Р некоторое свойство .

Все результаты таких подстановок представляют собой истинные высказывания ("Если для всех людей верно, что они смертны, то не существует бессмертного человека", "Если каждый металл пластичен, то нет непластичных металлов" и т. п.).

Понятие Л. з. непосредственно связано с понятием логического следования: заключение логически следует из принятых посылок, если оно связано с ними логическим законом. Напр., из посылок "Если р, то q" и "Если q, то r" логически следует заключение "Если р, то r", поскольку выражение "Если (если р, то q, и если q, то r), то (если р, то r)" представляет собой транзитивности закон (скажем, из посылок "Если человек отец, то он родитель" и "Если человек родитель, то он отец или мать" по этому закону логически вытекает следствие "Если человек отец, то он отец или мать").

Современная логика исследует логические законы только как элементы систем таких законов. Каждая из логических систем содержит бесконечное множество Л. з. и представляет собой абстрактную знаковую модель , дающую описание какого-то определенного фрагмента, или типа, рассуждений. Напр., бесконечное множество систем, обладающих существенной общностью и объединяемых в рамках модальной логики, распадается на эпистемическую логику, деонтическую логику, оценок логику, логику времени и др.

В современной логике построены логические системы, не содержащие закона непротиворечия (паранепротиворечивая логика) ,закона исключенного третьего, закона косвенного доказательства (интуиционистская логика) и т. д.

Бертран Рассел (1872-1970) - всемирно известный английский ученый, философ, общественный деятель. В шестнадцать лет он прочитал "Автобиографию" своего крестного отца Дж.С. Милля, произведшую на него большое впечатление. Перу Милля принадлежал и первый теоретический труд по философии, прочитанный Расселом в восемнадцать лет. Эта работа ("Система логики") оказала заметное влияние на будущие философские позиции Рассела Канке, Виктор Андреевич. Основные философские направления и концепции науки [Текст]: учеб. пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / В.А. Канке. - М.: Логос, 2010. - 327 c..

В творчестве Рассела выделяются три периода. Первый, отданный освоению математики и философии, длился - вместе с учебой - около десяти лет (1890-1900). Следующий, наиболее плодотворный период (1900-1910), был посвящен логическому исследованию основ математики. В это время Рассел написал книгу "Принципы математики" (1903), статью "Об обозначении" (1905) и в соавторстве с А.Н. Уайтхедом - фундаментальный труд "Principia Mathematica" ("Начала математики"). Последняя работа, завершенная к 1910 году, принесла авторам мировую известность. Сорокалетний Рассел вступает в третий период, основным содержанием которого стала разработка широкого круга философских тем и публикация популярных работ, которые сам Рассел ценил гораздо больше, чем изыскания для узкого круга специалистов.

Прожив почти сто лет, Рассел создал множество трудов, охватывающих теорию познания и историю философии, проблемы религии и морали, педагогику и политику. Он весьма полно осветил и критически проанализировал собственное творчество и эволюцию взглядов в "Автобиографии", статье "Мое интеллектуальное развитие" и книге "Мое философское развитие". Общефилософские рассуждения автора порою были эклектичны, он часто подпадал под разные влияния и вырабатывал несколько отличающиеся одна от другой концепции. Наиболее серьезные и устойчивые его философские интересы были связаны с математикой и символической логикой. В эти области знания он внес фундаментальный вклад, определивший развитие аналитической философии.

Неизменно устойчивым оставалось также пристальное внимание Рассела к изучению природы познания. Это не означало, что философская проблематика сужалась для него до теории познания: вопрос "что собой представляет мир, в котором мы живем", рассматривался как более важный. Но ответить на этот вопрос можно было, только поняв, могут ли человеческие существа что-либо знать, и если могут, то что и как. Следуя традиции Юма и Канта, Рассел различает два принципиально разных подхода к познанию: натуралистический, опирающийся на здравый смысл, и значительно более глубокий - философский, основанный на критическом отношении к результатам познания. Характерная черта первого - наивный реализм, уверенность, что вещи таковы, какими они воспринимаются. В ходе же философского исследования осознается, что на месте как будто бы очевидного, простого на самом деле существуют сложные структуры, возникает сомнение в достоверности "простых" ситуаций, прежде казавшихся несомненными. В результате на смену твердой уверенности приходит методическая осторожность. Зрелое научное познание (а таковым для Рассела и большинства философов науки вообще, как правило, выступали физика и математика) признает существование значительной дистанции между знанием и его объектом, учитывает сложность способов воссоздания объектов в ходе научного исследования.

Рассел характеризовал свои позиции как научный здравый смысл. Он исходил из того, что мир в обычном его понимании - это мир людей и вещей, что за горизонтом нашего "малого" мира существует мир "большой" - Вселенная. Ее составляющие - события, существующие в виде цветных пятен определенного оттенка и формы, осязаемых свойств, звуков определенной высоты, длительности и другие. Каждый такой элемент называется единичным. Считается бесспорным, что нами познана лишь бесконечно малая часть Вселенной, что "прошли бесчисленные века, в течение которых вообще не существовало познания", и, возможно, "вновь наступят бесчисленные века, на протяжении которых будет отсутствовать познание". Не ставится под сомнение и то, что, говоря о "познании", обычно предполагают различие познающего и познаваемого. Здравый смысл не противопоставляет сколько-нибудь резко науку и обыденное знание, знания и верования, поскольку признает: наука в основном говорит истину, к знанию мы движемся через мнение (полагание), различие же того и другого не столь уж принципиально и определяется лишь степенью правдоподобия.

Наиболее крупные из философских работ Рассела по теории познания "Анализ сознания" (1921) и подытоживший многолетние размышления труд "Человеческое познание, его сфера и границы" (1948). В своих общефилософских рассуждениях о познании Рассел в целом повторяет много известного из работ Д. Юма, И. Канта, Дж.С. Милля, Э. Маха и других. Что было ново, так это увлекшая его и успешно решенная задача: дать эмпиризму прошлого, как правило опиравшемуся на психологию, эффективный логический аппарат. В идеях и методах успешно развивавшейся в это время математической (или символической) логики он обнаружил мощное подкрепление традиции эмпиризма, номинализма и атомизма в теории познания.

Подлинным достижением стали выдвинутые им новые идеи в области логического анализа знания, оказавшиеся весьма эффективными и для решения задач, традиционно считавшихся философскими. Это привело Рассела к убеждению, что логика, даже в ее современном формализованном виде, глубоко связана с философией. Отличительной чертой аналитической философии прежде всего и стало небывалое сближение логики и теории познания.

Существенную роль здесь сыграло исследование Расселом и А. Уайтхедом оснований математики, которое после 10 лет напряженного труда увенчалась трехтомным сочинением "Principia Mathematica" ("Начала математики"). Авторы стремились осуществить сформулированную Г. Фреге программу логицизма (доказать, что чистая математика есть ветвь логики). Поставленная задача была успешно решена. Для многих проблем обоснования математики, которые прежде исследовались достаточно умозрительно, были найдены строгие решения с помощью логико-математических методов. Труд "Начала математики" был воспринят современниками как математический, логический и философский триумф. Математические проблемы тесно переплелись в нем с проблемами логико-философскими, решение которых выпало на долю Рассела.

Приняв программу логицизма, он проникся убеждением, что ни одно понятие, ни одна аксиома не должны приниматься на веру. Предполагалось, что логика и математика в принципе однородны, что как простейшие законы логики, так и сложные теоремы математики выводимы из небольшого набора элементарных идей, что математика - это по сути та же логика, только более зрелая, развитая. Эта мысль уже была высказана к тому времени Фреге. Особая роль в его программе логицизма возлагалась на решение сложных логических проблем, прежде всего устранения парадоксов. Но его философские взгляды (платонизм) помешали ему реализовать свои идеи логического анализа языка и развития аналитической философии. Это удалось сделать Расселу и во многом благодаря принципиально иной философской платформе, соответствовавшей самой технологии и процедурам логического анализа.

Важнейшие логические открытия Рассела - теория описаний и теория логических типов. Главный предмет теории описаний - обозначающие выражения, обеспечивающие информативность сообщений и связь языка с реальностью. Внимание Рассела привлекли характерные трудности их употребления, порождаемые нашей склонностью за каждым грамматически правильным обозначающим выражением усматривать соответствующий ему объект. Например, мы говорим: "Я встретил человека", хотя человека вообще встретить невозможно. Давно известны трудности, таящиеся в обобщающих выражениях: они мыслятся как обозначения неких абстрактных сущностей (универсалий), что ведет к "реализму" платоновского типа.

Анализ языка выявлял все новые и новые логические головоломки и сопутствующие им философские трудности, в принципе известные давно и наиболее характерные для абстрактных уровней рассуждения. Острее всего это проявилось в парадоксах оснований математики, с чем и столкнулся Рассел. Здравый смысл и уроки философского критицизма подсказывали ему, что реально дело обстоит не так, как порой нам внушает язык.

В основу расселовского анализа обозначающих фраз (теории описаний) легло представление о том, что значение обозначающего выражения можно узнать либо путем прямого знакомства с соответствующим обозначаемым предметом, либо с помощью его описания. Знакомство - непосредственное указание на именуемый предмет, его наглядное, чувственное предъявление. Описание же - словесная характеристика предмета по его признакам. Во избежание путаницы Рассел предложил строго различать имена и описания как два разных типа отношения знаков к объекту. Кроме того, он отметил, что описание может быть определенным - относиться к индивидуальному конкретному предмету ("столица Англии" и другим) и неопределенным - относящимся к классу предметов. Новым важным уточнением Рассела стало разграничение собственных имен и определенных описаний. Он подчеркивал, что даже определенное (индивидуализированное) описание все же прямо не указывает на соответствующий предмет, поскольку берет признак в абстракции от его носителя. В результате можно, например, понимать выражение "человек, открывший эллиптическую форму планетных орбит", но не знать, что этим человеком был Кеплер. Наконец, в теории описаний было предложено новое, проясняющее суть дела толкование предложений, включающих в себя обозначающие фразы. Рассел пришел к выводу, что трудности в понимании обозначающих фраз порождаются неправильным анализом предложений, в состав которых они входят. Существенную роль в адекватном анализе играет понимание высказывания в целом как переменной, смысл которой зависит от входящих в него выражений.

Расселовскую концепцию логики, выросшую из философии математики, отличал крайний номинализм. Логика отождествлялась с синтаксисом, с правилами осмысленной расстановки слов. Всякий символ, выходящий за рамки простого именования единичного объекта, толковался как ничему в действительности не соответствующий. Иначе говоря, любое сколько-нибудь общее понятие (например, класса предметов) мыслилось просто как слово, "символическая фикция", а операции над этими понятиями - как чисто словесные.

Наряду с теорией описаний для преодоления логических трудностей и парадоксов Рассел выдвинул теорию типов, согласно которой "то, что включает всю совокупность чего-либо, не должно включать себя". Иными словами, Рассел предложил четко разграничить классы понятий по степени их общности. Четкое разделение логических типов (категорий) и установление языковых запретов на их смешения имело своей целью избавиться от "незаконных всеобщностей" и устранить парадоксы, возникающие, по Расселу, из-за неограниченного оперирования с понятием "все".

Из расселовской теории следовало, что при смешении логических типов (категорий) возникают предложения, лишенные смысла, которые нельзя охарактеризовать ни как истинные, ни как ложные. Такие ошибки приводят к логически тупиковым ситуациям, предотвратить которые и призвана теория типов. Не претендуя на объяснение, а тем более изменение реальной практики употребления языка, она вносила категориальную ясность в его работу. Этот вывод повлиял на все последующее развитие аналитической философии.

Так в результате указанных исследований развивается логический анализ. Его задача не рассмотрение объектов, не получение новых истин о мире (это дело науки), а уточнение, прояснение смысла слов и предложений, составляющих знание. Это достигается путем перевода, переформулирования менее ясных положений в более ясные. Рассел выдвинул развернутую теорию логического анализа как метода перевода знания на более точный язык. Учение об анализе было логической концепцией, к которой Рассел пришел через философию математики. Логический анализ был связан прежде всего с проблемами языка.

"Наше исследование, - писал Рассел, - нужно начинать с проверки слов, а затем синтаксиса". Но в то же время считается, что прояснение языка оказывается средством более четкой информации об объектах, поскольку оно проясняет смысл, предметное содержание высказываний.

Рассел не ограничился применением данного метода к математике, методу логического анализа было дано также философское толкование и применение, что вызвало к жизни широкое течение так называемой аналитической философии.

Как отмечал Рассел, его логическая доктрина привела его в свою очередь к определенному виду философии, как бы обосновывающему процесс анализа. Свою философию Рассел прямо базирует на своей логике: "Моя логика атомистична. Отсюда атомистична и моя метафизика. Поэтому я предпочитаю называть мою философию "логический атомизм". Выдвинув тезис, что логика есть сущность философии, Рассел приходит к следующему выводу: "Я считаю, что логика фундаментальна для философии, и школы следует характеризовать скорее по их логике, чем по их метафизике". Итак, в противоположность прежнему представлению о философской нейтральности формальной логики Рассел защищает положение об ее активной и даже основополагающей роли, разработав идею логического метода построения и обоснования философии История и философия науки [Текст]: уч-е пос-е для аспирантов / [Б.Т. Алексеев [и др.]; под ред.А.С. Мамзина. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 304 с. .

Логический анализ понятий.

Весьма существенную часть программы социологического исследования составляет и логический анализ понятий. В этом разделœе

программы разрабатываются методологические процедуры, без которых невозможно заложить в инструментарий концепцию социологического исследования. Суть процедур сводится к ло­гическому упорядочению базовых категорий - наиболее об­щих понятий, которые будут применяться в исследовании. По­нятия бывают основными и неосновными. Основные кате­гории занимают ведущее место в определœении предмета иссле­дования.

Логический анализ понятий требует глубокого и точного объяснения их содержания и структуры. Далее определяется соотношение нужных элементов, свойств исследуемого соци­ального явления. Анализ этих элементов и свойств позволит составить более или менее целостное представление о состоя­нии (динамике, статике) исследуемого социального явления. К примеру, крайне важно изучить социальную активность рабо­чих какого-либо коллектива. Логический анализ категории ʼʼсоциальная активностьʼʼ требует выделить более дробные по­нятия, ее составляющие. К ним относятся активность трудовая, политическая, культурная, в сфере образования, общественной работы и т.д. Еще более детализируя, расшифровывая эти по­нятия, мы подходим к определœению сущности отдельных эле­ментов предмета исследования. Данные понятия всœе более при­ближаются к показателям, которые можно ʼʼзакладыватьʼʼ в ан­кету в виде конкретных вопросов. Чем сложнее предполагаемое социологическое исследова­ние, тем более разветвленной, сложной оказывается структура логического анализа базовых понятий. Но чем глубже данный анализ, тем логичнее и полнее инструментарий сбора первич­ной социологической информации, которую можно измерить, применив при ее обработке количественные методы, ᴛ.ᴇ. мето­ды точной науки.

193. Применение выборочного метода

1 Способы выборки. Объект исследования чаще всœего насчитывает сотни, тысячи, десятки или сотни ты- сяч людей. Как правильно организовать и провести опрос в та­ких случаях? Ясно, что если объект исследования состоит из 200-500 человек, они всœе бывают опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект исследования насчитывает бо­лее 500 человек, то единственно верным будет применение вы­борочного метода.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообуслов­ленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; говоря проще, единицы опроса выбираются на осно­вании учета важнейших признаков социального объекта - об­разования, квалификации, пола и т.п. Второе условие: при подготовке выборки крайне важно, чтобы отобранная часть явля­лась микромоделью целого и содержала важнейшие признаки, характеристики целого, или, как его называют в социологии, генеральной совокупности. В определœенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распро­страняются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность - это определœенное число элемен­тов генеральной совокупности, отобранное по строго заданно­му правилу. Элементы выборочной совокупности (респон­денты, анализируемые документы и т.п.), подлежащие изуче­нию (опросу, интервьюированию и т.п.), и есть единицы ана­лиза. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы. Формируется выборка таким образом: на первом этапе, на­пример, выбираются какие-либо трудовые коллективы, пред приятия, учреждения, элементы посœелœения (малые города или деревни). Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всœей группы признаки. Эти отобранные элементы называ­ются единицами отбора, а среди них выбираются единицы ана­лиза. Такой метод чаше всœего называют механической выборкой. При такой выборке отбор должна быть произведен через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток между отбираемыми принято называть шагом отбора (шагом выборки),

Довольно популярен у социологов и статистиков метод се­рийной выборки. Здесь генеральная совокупность делится по за­данному признаку (полу, возрасту, образованию и т.д.) на од­нородные части (серии). Далее отбор респондентов идет от­дельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Из генеральной совокупности, к примеру содержащей 2000 чело­век, где 300 человек - наладчики станков, 700 - токари и фрезеровшики, 1000 - сборщики, отбираем каждого десятого. Следовательно, предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков и 100 сборщиков.

Социологи часто пользуются методом гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные рес­понденты, а целые группы и коллективы. К примеру, из 30 сту­денческих групп, в которых занимаются по 20 человек, отбира­ются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездо­вая выборка дает научно обоснованную социологическую ин­формацию, в случае если группы максимально схожи по важнейшим признакам, к примеру полу, возрасту, видам обучения и т.п.

В исследованиях применяется также целœенаправленная вы­борка, как правило, использующая методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной вы­борки - это обычный почтовый опрос телœезрителœей, читателœей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структу­ру массива респондентов, которые заполнят и отправят по поч­те анкеты. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, ис­следования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отобранную совокупность. Метод квотной выборки часто применяется при опросах об­щественного мнения. Им пользуются в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о кон­трольных признаках элементов генеральной совокупности. На­пример, в качестве такого признака (параметра) берется уро­вень квалификации, образования и т.п. В переводе с латин­ского слово ʼʼквотаʼʼ означает часть, приходящаяся на каждого. Отсюда и подход к выборке: крайне важно определить, какая часть опрошенных должна приходиться на долю респондентов с различным уровнем образования и квалификации. Имеющие­ся данные о том или ином контрольном признаке выступают.в качестве квоты, а их числовые значения - показателœей квоты. Респонденты при таком методе отбираются целœенаправленно, с соблюдением показателœей квот. Число признаков, данные о ко­торых отбираются в качестве квот, обычно не превышает четы­рех, ибо при большем числе показателœей отбор респондентов становится практически невозможным.

Определœение объёма выборочной совокупности. Это один из самых важных вопросов тео­рии выборки. С одной стороны, величина выборки должна быть ʼʼстатистически зна­чимойʼʼ, ᴛ.ᴇ. достаточно большой для того, чтобы при анализе изучаемых характери­стик выявить устойчивые тенденции, с другой - она должна быть ʼʼэкономнойʼʼ, т. е. в некотором смысле оптимальной. Ка­ков же критерий оптимальности? Таким критерием являются сами характеристики или контрольные признаки исследуемого объекта͵ точнее, - дисперсия элементов генеральной совокуп­ности по основным признакам.

В общем случае формула для вычисления величины выбо­рочной совокупности имеет вид п=о 2 /Д 2 ʼʼ где о 2 (сигма квадрат) - дисперсия контролируемого признака в генеральной совокуп­ности; Д - предельная ошибка выборки, значение которой в социологических исследованиях принимается равным 5% (0,05). Это означает, что среднее значение признака в выборочной со­вокупности будет отличаться от его среднего значения в гене­ральной совокупности; не более чем на 596 1 . Как видно из формулы, чем больше дисперсия, тем больше объём выборки. И соответственно по мере усиления требова­ния к точности данных опроса (уменьшение предельной ошиб­ки) требуется увеличение объёма выборки.

Расчет по формуле производится всœегда по какому-то одно­му признаку. При этом в социологических исследованиях изуча­ется одновременно ряд характеристик. Совпадение структур выборочной и генеральной совокупностей также контролирует­ся одновременно по нескольким признакам. По этой причине вычис­лять объём выборочной совокупности следует по тому призна­ку, дисперсия которой наибольшая.

Очень часто, когда информация о характеристиках гене­ральной совокупности отсутствует, исключается возможность определœения объёма выборочной совокупности при помощи формул. Практика социологических исследований свидетельст­вует, что соблюдение базовых правил отбора единиц исследо­вания позволяет достичь достаточно высокой степени репре­зентативности при выборке 1000-1200 человек.

Достоверность выборки связана с такими понятиями, как точность и репрезентативность. Точность выборки связана с проблемой ошибок смещения, которые могут возникнуть в связи с несоблюдением правил отбора единиц исследования. Степень точности должна выражаться степенью совпадения структур выборочной и генеральной совокупностей по контролируемым исследователœем показателям. Точная и репрезентативная вы­борка принято называть достоверной.

19.4. Рабочий план социологического исследования

Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести со­циологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые нужно осущест­вить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объём работы - на­учной, организационной. План создается на базе определœенных правил, суть которых состоит в том, что всœе научно- исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).

Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуж­дения, утверждения программы и инструментария социологи­ческого исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интер­вьюеров, анкетеров). В этом же разделœе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ покажет, как ʼʼработаетʼʼ инструментарий. И если в ка­ких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, на­до оперативно внести коррективы и в инструментарий, и в программу исследования. Когда документы для работы полно­стью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интер­вьюерам.

Второй раздел включает всœе организационные и методиче­ские виды работ, ᴛ.ᴇ. отвечает на вопросы: что нужно сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предвари­тельное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практи­ческом значении социологического исследования, ᴛ.ᴇ. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают всœе респонденты (опрашиваемые). В случае если анкеты, бланки интервью раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необхо­димо предусмотреть такую процедуру в плане.

Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в ʼʼполеʼʼ информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычисли­тельного центра крайне важно задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследовате­ли работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Οʜᴎ же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных про­грамм. Статистический информационный массив ʼʼперева­риваетсяʼʼ электронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр, процентов -табуляграммы. Сущест­вуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются всœе альтернативы входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю). Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшиф­ровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Тот и другой способы имеют свои достоинства и не­достатки.

Четвертый раздел - это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итого­вый отчет о проведенном социологическом исследовании, де­лают выводы, формулируют практические рекомендации.

Вопросы для повторения

1. Какие виды социологических исследовании вы знаете?

2. С чего начинается социологическое исследование?

3. Какова структура программы социологического исследова­ния?

4. В чем заключается ʼʼтеоретическоеʼʼ и ʼʼпрактическоеʼʼ иссле­дование?

5. Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?

6. Из каких разделов состоит рабочий план социологического исследования.

20. Методы социологических исследований

Использование конкретных методов социологического исследова­ния зависит от условий, места и времени, целœей и задач исследова­ния, а также его вида. Важно заметить, что для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдение, ана­лиз документов, экспертная оценка, эксперимент и тестирование.

Каждый из этапов социологического исследования - это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки, но вместе с тем разносторонний и увлекательный процесс. Наи­больший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки. И если другие этапы базируются на уже ʼʼготовыхʼʼ данных: выработка программы - на заранее имеющихся, а обработка и анализ - на вновь полу­ченных, то сбор социологической информации нацелœен именно на ʼʼсвежее сырьеʼʼ - те самые основные сведения, обобщая и пе­рерабатывая которые, социолог строит научную теорию, помо­гающую глубже объяснить реальный мир и предсказать буду­щие события.

При этом качество (достоверность, объективность и т.д.) новой информации зависит прежде всœего от того, какими спо­собами, приемами и средствами она была получена. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о методах сбора данных в социологическом исследовании.

20.1. Анкетный опрос

Из многочисленных методов сбора социологической ин­формации по интересующим социолога проблемам наиболее распространенным методом опроса респондентов является анкетный опрос, поскольку с его помощью можно получить раз­нообразную и качественную социологическую информацию. Такой метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

Анкетный опрос - важнейший источник информации о ре­ально существующих социальных фактах, о социальной дея­тельности. Начинается он с формулировки программных во­просов, с ʼʼпереводаʼʼ поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:

Логический анализ понятий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Логический анализ понятий." 2017, 2018.