Open
Close

Личность и общество философские аспекты проблемы. Социальная философия о соотношении личности и общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Современные тенденции мировой экономики показывают, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяются способностью экономики адаптироваться к стремительным темпам научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий на предприятии. Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция. С этой целью оно отслеживает и прогнозирует ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов. На этот процесс оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Он заключает в себе определенный спектр проблем, решением которых, по большей части, и занимается инновационный менеджмент.

1. Содержание и сущность инновационного менеджмента

1.1 Определение, цели, задачи и функции инновационного менеджмента

В наше время, в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятие определяет для себя спектр проблем и задач, которые помогут ему стать лидером на рынке. К ним относятся: усиление интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности; определяющая роль науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии; необходимость существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии; повышение технического уровня производства; необходимость развития массового творчества изобретателей и рационализаторов; специфика процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов); увеличение затрат и ухудшение экономических показателей предприятий при освоении новой продукции; быстрое моральное старение техники и технологии; объективная необходимость ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.

Приоритет в области решения указанных проблем принадлежит инновационному менеджменту. Ниже приведем три определения инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом .

Инновационный менеджмент - это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций .

Итак, из всех трёх, достаточно похожих определений, мы видим, что инновационный менеджмент - прежде всего система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта.

Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях:

* разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);

* дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;

* закрытие старых производств.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент базируется на основе:

1) целенаправленного поиска идеи, служащими фундаментом для инновации;

2) организации инновационного процесса для данной инновации (что предполагает проведение организационно-технического комплекса работ по превращению идеи в новый продукт, готовый для продвижения на рынке);

3) процесса продвижения и реализации инновации на рынке.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Если говорить в целом, то они способствуют выявлению направлений осуществления изменений, тенденций научно-технического развития и изменения спроса потребителей; способствуют выработке и воплощению плановых заданий; установлению взаимосвязей между структурными подразделениями организации для реализации инвестиционной программы; способствуют регулированию технико-технологической и экономической систем; координированию работ звеньев системы управления; проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций.

Вывод: инновационный менеджмент - система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений.

1.2 Инновация и инновационный процесс, как объекты инновационного менеджмента

Как мы уже выяснили, объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Рассмотрим первый объект инновационного менеджмента - и нновационный процесс . Он представляет собой процесс создания, освоения, распространения и использования инновации.

Применительно к продукту (товару) инновационный процесс может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Различают три логические формы инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный (или натуральный) - предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы;

2) простой межорганизационный (или товарный) - новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя;

3) расширенный - проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Так, результаты деятельности в инновационной сфере не только влияют на общество, но и испытывают на себе обратное его воздействие, причем в самых различных аспектах: научно-техническом, организационном, социальном и др.

Для характеристики инновационного процесса используется категория, обозначающая его важнейшую внутреннюю составляющую - понятие диффузия инноваций.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, продукты, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения . В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.

Следует подчеркнуть, что диффузия не всегда является следствием инновации - возможны и обратные ситуации.

В инновационном процессе целесообразно выделить следующие стадии:

Достижения фундаментальной науки;

Прикладные исследования;

Опытно-конструкторские разработки;

Первичное освоение (внедрение);

Широкое внедрение (собственно распространение инновации);

Использование;

Устаревание инновации .

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты;

3) раннее большинство;

4) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

В условиях рыночной экономики с учетом ряда факторов, условий и причин (усложнение общественных потребностей, быстрое обновление новшеств, их наукоемкость) возникает необходимость дополнительного воздействия на инновационный процесс - управление им.

Сущность управления инновационным процессом - воздействие на процесс исследований, проектно-конструкторских работ и освоения новшеств т.о., чтобы в конечном счете повысилась экономическая эффективность предприятия.

Управление инновационным процессом осуществляется как на основе общих, так и на основе специфических принципов управления. К специфическим принципам относятся принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера.

Принцип гибкости обусловлен циклическим характером научно-технического прогресса, трудно предсказуемостью результатов научных исследований. Принцип гибкости требует применения особых видов планирования и форм финансирования, оказывает влияние на состав научно-технических кадров и выбор методов управления .

Принцип учета фактора времени обусловлен значительной длительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его стадий и этапов. Этот принцип связан с необходимостью учета долговременных последствий принимаемых управленческих решений.

Принцип комплексности предполагает техническое, экономическое, организационное и информационное единство всех звеньев, на всех стадиях и этапах инновационного процесса.

Принцип учета неопределенности инновационных работ и их рискового характера находит проявление в прогнозировании и планировании, финансировании и методах оценки эффективности нововведений. Он требует, например, создания страховых резервов для ликвидации возможных отрицательных последствий или корректировки сроков выполнения отдельных инновационных работ.

Принцип учета творческого характера инновационных работ оказывает влияние на систему управления инновационным процессом: определяет структуру органов управления, режим работы и стиль руководства, оценку эффективности инновационных работ (особенно при стимулировании труда сотрудников).

Перейдём к следующему объекту инновационного менеджмента - инновации. Впервые термин "инновация" появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал "введение некоторых элементов одной культуры в другую".

Только вначале XX в. стали изучаться экономические закономерности нововведений. В 1930-е гг., австрийский экономист Йозеф Шумпетер, на основе своей работы "Теория экономического развития", ввёл понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Иногда инновация рассматривается как процессная система, тем самым признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженную стадийность.

В современной мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В универсальной интернет-энциклопедии приводится следующее определение:

Инновация (англ. innovation) -- это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем .

Т.е., мы видим: инновация - это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека.

Следует отметить, что термин "инновация" тесно связан с понятиями "изобретение" и "открытие". Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком. Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду .

Вывод: инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом осуществляется на основе таких специфических принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера. Инновация - это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие".

1.3 Классификация инноваций

Учитывая то, что новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций, приведем следующую классификацию инноваций.

По типу: инновационный менеджмент нововведение потенциал

1) материально-технические. Включают продуктовые и технологические инновации. Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу) и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу). Технологические инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса. Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований.

2) социальные. К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности - от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

По инновационному потенциалу выделяют:

1) базисные инновации. Включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления, формирующих новую отрасль или подотрасль. Позволяют выполнить ранее недоступные функции или уже известные, но качественно новым способом (продукция нового поколения). Пример: управленческая технология "team building";

2) модифицирующие инновации, приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм, т.е. заключают в себе сравнительно низкую степень новизны. Каждое из улучшений - безрисковое и повышает потребительскую ценность продукции, снижает издержки ее производства.

Пример: кассетный магнитофона, после того, как долгие годы магнитофоны воспроизводили бобины. Принцип звуковоспроизведения остался тот же -- "магнитная головка -- магнитная пленка", однако внешний вид значительно изменен, изделие стало более удобным и практичным.

3) псевдоинновации. несущественно изменяют базисные или модифицирующие. Характерна сомнительная степень востребованности потребителем. Такие инновации появляются достаточно часто, не смотря на то, что объективная потребность рынка в подобном нововведении отсутствует. Пример: чайник с двумя носиками.

По принципу отношения к предшественнику инновации подразделяются на:

1) замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым);

2) отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен);

3) возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);

4) открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);

5) ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

В зависимости от технологических параметров:

1) продуктовые (включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);

2) процессные (связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли в мире;

б) новые для отрасли в стране;

в) новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

а) инновации "на входе" предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации "на выходе" предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на: 1) технологические; 2) производственные; экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления .

Вывод: классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы .

Вывод по первой главе: Инновационный менеджмент - система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений. Инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом осуществляется на основе таких специфических принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера. Инновация - это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие". Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

инновационный менеджмент нововведение рационализаторский

2. Управление инновацией на уровне предприятия

2.1 Мотивы и экономические интересы предприятия в инновационной деятельности

Внедрение инноваций являетсяодним из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности производимой продукции, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начинают своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций . Основными преимуществами внедрения инноваций являются:

Преимущества стратегического характера: создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов; рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей; обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности;

Увеличение рентабельности предприятия вследствие временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок; повышения качества и конкурентоспособности изделий; увеличения доли продукта на рынке;

Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака;

Специальные выгоды и льготы: информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур; льготное налогообложение и кредитование .

Характер тех или иных инновационных введений зависит от организационной структуры фирмы. Среди них особая роль отводится малым фирмам, мобильный персонал которых может быстро воспринимать и генерировать новые идеи. Так, в США в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) примерно 90 % всех компаний -- малые фирмы. В расчете на 1 дол. США вложенных средств такие фирмы создают в 24 раза больше новшеств, чем гигантские концерны. Крупные компании, как правило, ориентированы на создание совершенствующих инноваций в том направлении, где компания добилась заметных успехов. Переход к радикально новой технике и технологии для крупных фирм нежелателен, поскольку при этом обесценивается накопленный производственный потенциал. В то же время с экономической точки зрения нововведения более выгодны, чем риск. У малых фирм нет шансов выдержать конкуренцию на рынке без рискованных радикальных инноваций. В случае неудачи проекта малая фирма разоряется, крупные же всегда работают "со страховкой", так как они разрабатывают, как правило, параллельно несколько проектов, что позволяет компенсировать потери .

Вывод: И малые, и крупные фирмы внедряют инновации с целью стать более конкурентоспособными, закрепить свои позиции на рынке, создать положительный образ в глазах потребителей, увеличить рентабельность и доходность фирмы. Малые фирмы, как правило, ориентированы на радикальные рискованные инновационные введения, крупные - на совершенствующие инновации.

2.2 Факторы генерирования нововведений в организации

Способность организации создавать и коммерциализировать нововведения зависит, прежде всего, от ее восприимчивости к новшествам .

Восприимчивость к новшествам -- это осуществляемое по собственной инициативе непрерывное обновление факторов производства и ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг) с достаточно высокой интенсивностью.

Чтобы понять, чем конкретно обусловлена восприимчивость или невосприимчивость предприятия к тем или иным новшествам, рассмотрим факторы, определяющие возможность внедрения новшеств на предприятии.

В.М. Цыцарова в своей книге "Инновационный менеджмент" выделяет внешние и внутренние факторы, где к внешним относят: конкуренция, спрос и производственно-технические факторы. В свою очередь к внутренним относят:

Отношение руководства компании к новшествам (важна степень инновационной приверженности руководителя);

Простоту и отсутствие барьеров во взаимоотношениях между подразделениями и сотрудниками (устранение рассматриваемых барьеров позволит, во-первых, обеспечить сотрудничество в разработке новшеств различными подразделениями; во-вторых, создать возможность так называемого перекрестного опыления, когда идеи одних сотрудников используются в разработках других; в-третьих, появляется возможность достижения синергетического эффекта, проявляющегося в получении нового результата вследствие объединения усилий и идей различных подразделений и сотрудников);

Важность и престиж действий, выходящих за рамки существующих организационных структур;

Степень самостоятельности внутренних подразделений (значительная часть нововведений на большинстве предприятий внедряется непосредственно в производственных или управленческих подразделениях, где работники низовых подразделений имеют четкие представления обо всех необходимых нововведениях, связанных непосредственно с техникой или организацией производства);

* наличие экономической заинтересованности подразделений и отдельных работников: заинтересованность во введении новшеств подразделений и работников способствует более успешной реализации проектов;

* степень развития научно-технической инфраструктуры (развитость служб научно-технической информации, выставок и конференций, библиотек создает предпосылки для своевременного попадания научно-технических идей в компанию, возможности их обсуждения и обмена мнениями). В состав научно-технической инфраструктуры должны входить также службы, призванные организовывать экспертные обсуждения возникающих в организации проблем, в том числе "мозговые атаки". По сути это способствует укреплению "инновационного духа" в организации, раскрепощению инновационной инициативы;

* наличие системы постинновационной реабилитации, т.е. проведение мероприятий по устранению негативных последствий внедрения инноваций (сокращением рабочих мест, высвобождение из производственного процесса работников определенных специальностей и профессий, закрытие цехов и предприятий). В данном случае важным является создание условий "безболезненного" восприятия работниками негативных результатов инноваций.

Выводы: Выделяют внешние и внутренние факторы генерирования инновационных идей. Внешние: конкуренция, спрос и производственно-технические факторы. Внутренние: восприимчивость начальства к нововведениям, степень самостоятельности внутренних подразделений, наличие экономической заинтересованности подразделений, степень развития научно-технической инфраструктуры, наличие системы постинновационной реабилитации.

2.3 Инновационный потенциал организации

Через развитие потенциала идет развитие организации, ее структурных подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его грамотная оценка очень важна.

Инновационный потенциал организации -- это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций .

Так же, под инновационным потенциалом организации понимают совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

Материально-технические ресурсы;

Финансовые ресурсы;

Организационно-управленческие ресурсы;

Кадровые ресурсы;

Социально-психологические факторы .

Кратко охарактеризуем некоторые из элементов.

Материально-технические ресурсы включают в себя основные фонды, расходные материалы и другие компоненты, необходимые для выполнения исследований и разработок, их информационного обеспечения, организационного управления всеми работами, и отражает объем и качественный состав этих компонентов. Мерой интенсивности поступления этих ресурсов является объем финансирования НИОКР (или финансовая составляющая НТПл). При этом часть финансирования расходуется на восполнение элементов научно-технической системы, часть финансирования идет на функционирование системы, а часть - на ее развитие.

Организационно-управленческие ресурсы включают в себя совокупность методов и способов организации использования всех составляющих инновационного потенциала организации путем специализации труда, оптимального сочетания различных видов труда, управления, планирования и обеспечения трудового процесса, и отражает те связи, которые объединяют все ресурсы и элементы в целостную систему. Результативность такого важного компонента как научно-техническая деятельность во многом определяется уровнем ее организации. В организационном процессе взаимодействуют множество факторов, переплетение которых и придает своеобразие каждому научному и научно-техническому коллективу, вследствие чего понятия НТПл не могут быть сведены к простой совокупности ресурсов.

Кадровые ресурсы являются важнейшим специфичным компонентом НТПл. Это определяется особой ролью живого творческого участия в научной и научно-технической деятельности. Именно кадры являются связующим звеном для остальных элементы потенциала.

Кадровая составляющая НТПл представляет собой все виды научно-технических кадров, способных вырабатывать и реализовывать новые научно-технические идеи и находить новые области применения научно-технических результатов, выполняющих научную, педагогическую, организационную, информационную работу, и отражает как количество, так и квалификацию указанных кадров. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия.

Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели: научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.); показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.); продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага); характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии; участие в реализации инновационных проектов высшего руководства; уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности) .

И малые, и крупные фирмы внедряют инновации с целью стать более конкурентоспособными, закрепить свои позиции на рынке, создать положительный образ в глазах потребителей, увеличить рентабельность и доходность фирмы. Малые фирмы, как правило, ориентированы на радикальные рискованные инновационные введения, крупные - на совершенствующие инновации.

Выделяют внешние и внутренние факторы генерирования инновационных идей. Внешние: конкуренция, спрос и производственно-технические факторы. Внутренние: восприимчивость начальства к нововведениям, степень самостоятельности внутренних подразделений, наличие экономической заинтересованности подразделений, степень развития научно-технической инфраструктуры, наличие системы постинновационной реабилитации.

Инновационный потенциал организации -- это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся: материально-технические ресурсы, финансовые ресурсы, организационно-управленческие ресурсы, кадровые ресурсы, социально-психологические факторы.

Заключение

Инновационный менеджмент - система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений. инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом осуществляется на основе таких специфических принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера.

Инновация - это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие". Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

Список использованных источников

1. Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.Ф. Гринев - 2-е изд. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.

2. Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. - 189 с.

3. Инновационная деятельность МП [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section1.html. - Дата доступа: 13.12.2011 г.

4. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=5697&page=3. - Дата доступа: 20.12.2011 г.

5. Инновация [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация. - Дата доступа: 10.12.2011 г.

6. Как оценить инновационный потенциал организации [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.bizeducation.ru/library/management/innov/5/potensial.htm. - Дата доступа: 12.12.2011 г.

7. Классификация инноваций [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://innovation-management.ru/vidy-innovaczij. - Дата доступа: 12.11.2011 г.

8. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / Ю.П. Морозов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 471 с.

9. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/practice/statya12.htm. - Дата доступа: 16.12.2011 г.

10. Цыцарова, Н.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Н.М. Цыцарова - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 195 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функции и приемы инновационного менеджмента, его использование в деятельности предприятия. Организация инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях. Опыт применения механизмов инновационного менеджмента в деятельности ООО "Пиццерия Престо".

    дипломная работа , добавлен 29.12.2010

    Понятие, структура, субъекты инновационного рынка. Подходы к определению его дальнейшего развития. Мотивы и цели ведения инновационной деятельности. Понятие качества продукта и его новизны. Этапы введения нововведений. Объекты обмена в сфере инноваций.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Нововведения как объект инновационного управления, разработка программ нововведений. Организация и формы инновационного менеджмента, экспертиза и оценка эффективности инновационной деятельности. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

    учебное пособие , добавлен 27.11.2009

    Основные понятия и категории инновационного потенциала организации. Количественная и экспертная оценка инновационного потенциала. Кадровая, информационная, финансовая, материально-техническая, организационно-управленческая составляющие инноваций.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Критерии классификации новшеств и инноваций. Структура и содержание системы инновационного менеджмента. Оценка влияния размера предприятий на их инновационную деятельность. Необходимость внедрения системы инновационного менеджмента на ООО "SNEHA".

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Инновационный экономический потенциал предприятия: анализ классификации и особенности структуры. Анализ ОАО "Мясокомбинат": задачи, структура инновационного климата, оценка. Развитие инновационного потенциала через коммерциализацию продуктовых инноваций.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2012

    Определение основных целей, задач и функций инновационного менеджмента. Внедрение нововведений в ОАО "Гродно Азот". Социально-экономическая характеристика предприятия. Рассмотрение рационализаторской модели системы очистки сточных вод в цехе карбонид-2.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной системы управления. Разработка и внедрение новой продукции. Особенности американского и японского инновационного менеджмента. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2013

    Понятие и функции инновационного менеджмента, его современные приемы. Анализ и применение инновационного менеджмента для обеспечения эффективности деятельности компании. Классификация трансферных услуг. Поиски творческих идей для проблемных решений.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011

    Понятие инновации и инновационного процесса. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента. Создание и распространение новшеств в материальном производстве. Основы выработки и основные типы инновационных стратегий предприятия.

Понятие личности. Личность и общество

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы
выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в
человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную
индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой
обособленный духовный мир.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных
качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов
деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности”
составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее
социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель
человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным
антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид,
но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая
индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной
личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это
индивидуальная форма общественной жизни человека.

Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна
по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир
индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию
определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме
носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в
самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть
самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в
развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования
индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее,
родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и
универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе
динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных -
общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-
исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических
характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все
более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных
областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории
человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с
преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против
индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в
обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности
определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее
природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности,
потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная
система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека,
выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности.

Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-
этического, особенного классового, национального и отдельно-
индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность
выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой.

Личность - это действительность индивида, как социального феномена и
субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения.
Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках,
отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить
о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как
положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом
плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры
отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой.
Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и
развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание
личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в
ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы
самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность
личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической
деятельности.

В зависимости от характера общественных отношений, уровня
знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или
меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует
человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек
- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций,
которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к
тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией.
Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер
мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет
направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и
проступков. Социальная структура личности формируется в производственной
деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности
прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она
включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях,
их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и
всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в
непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми
признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях и условиях ускоренного развития
цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с
этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед
оществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи
свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи
принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную
необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и
необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,
диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости
исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и
сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с
интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных
законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать
интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени
общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема
свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне
международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах
личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и
тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во
всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на
данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются
их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так
как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность
несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая
особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу,
человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение
сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к
самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко
увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной
ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная
ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава
преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и
деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем.
Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание
индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов
поступательного развития истории.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед
законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового
государства. Правовое государство предполагает закрепление интересов
личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну
линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех
членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в
обществе. Конституция России поставила интересы личности на первое место.
Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного,
государственного и общественного имущества, установила статус личности,
гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в
современных условиях для ее развития в обществе.

Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который име-ет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный харак-тер, свои принципы и т.д.

Хотелось бы привести несколько примеров высказываний различных философов о личности.

Епископ Августин Блаженный (354 – 430), оказавший сильное внимание на средневековую философию решает две важнейшие проблемы: динамику личности и динамику общечеловеческой истории. Его работа “Исповедь” – исследование самосознания личности, её психологических состояний. Он описывает внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: о на-силия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдви-гает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек дейст-вует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человече-ского мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я – это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже “закрывается” от него.

Заслушивают внимания социально-философские воззрения Фомы Ак-винского, которого считают создателем католической теологии и системати-затором схоластики. Он утверждал, что личность – это “самое благородное во всей разумной природе” явление. Она характеризуется интеллектом, чувством и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превос-ходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.

Важная часть творчества А.И. Герцена – тема личности. Ценность лю-бой личности заключена в разумном и нравственно-свободном “деянии”, в котором человек достигает своего действительного существования. Но лич-ность не только венец природы, но и “вершина исторического мира”. Суще-ствует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток.

В центре социально-философской концепции Михайловского находится идея личности, развитие и целостность которой является мерилом, целью и идеалом исторического прогресса. Для него личность является “мерой всех вещей”, поэтому отчуждение личности превращающее нё в придаток обще-ства необходимо должно быть преодолены.

Леонтьев К. Н. Выступает за яркий тип личности. Для него крайности важнее середины и серости. На однородной почве, на равенстве, на упроще-нии, пишет он, не рождаются гении и оригинальные мыслители.

Кроме этих высказываний существует множество других, ведь каждый философ старается объяснить любой вопрос возникающий у человека. Да и все люди, даже не философы, стараются объяснить для себя все, что так или иначе можно объяснить.

По этому поводу возникает множество споров, разногласий, но ни один философ не придает то, во что он верит.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Личность и общество

1. Личность и общество

1.1 Личность как социальная проекция человека

1.2 Исторические типы личности

1.3 Способы человеческого существования

Список использованных источников


1. Личность и общество

1.1. Личность как социальная проекция человека

В первобытном обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и с природой, осуществлял многообразные социальные функции и тем самым развивал в себе личностные гражданские качества.

Социальная история предстает как фазовый переход с колебаниями различной амплитуды воздействия на локальные стороны общественной жизнедеятельности. В этом переходе процесс становления личности есть:

а) момент всеобщности форм движения;

б) проявление развертывания феномена живого существа, способностью отражения на уровне сознания;

в) выражение качества объекта-субъекта социальной формы движения материи, включающей в себя духовность.

Итак, личность рассматривается в системе взаимодействия природно- социальных форм движения материи, формируется под воздействием социальной среды, а также собственных усилий человека.

Каждое общество формирует присущий ему тип личности, действующий в определенных социально-экономических, социокультурных и психологических ситуациях. В первобытном неструктурированном строе люди жили за счет добычи средств к жизни, были слиты с природой и поглощены общиной. Однако и тогда не было полной однородности: выделялись вожди, старейшины и т.д. В антагонистических обществах возникает разрыв между природными условиями, условиями производства и существованием людей, усиливается обособление отдельного человека от природы и от других людей. Формирование частных интересов и частной собственности, вместе с тем, порождали сложноструктурированное общество и способствовали становлению полноценной личности. П. Гольбах, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин видели связь частной собственности с человеческой природой, с принципом личности. Помимо своей положительной роли в жизни общества, особенно в формировании личности, частная собственность приводит к огрублению стимулов деятельности, когда нравственность отождествляется с прагматизмом.

Развитию личности содействовало также формирование гражданского общества. Английские и французские материалисты XVIII в. в гражданском обществе видели совокупность общественных связей, среду, в которой разворачивается деятельность индивидов, обладающих естественными правами, суверенитетом, неприкосновенной частной жизнью и реализующих свои интересы. В настоящее время под гражданским обществом обычно подразумевается общество свободных его членов в виде добровольных объединений граждан, с высоким уровнем экономических, социальных, духовных и моральных показателей, которые совместно с государством реализуют развитые правовые отношения.

Воздействие типичных причин, определяющих роль личности, обозначается термином «фактор ситуации».

К. Ясперс под ситуацией подразумевает события, задающие историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирующей ее радости и надежды, а также болевые точки. Ситуация характеризует не столько природно-закономерную, но в большей степени смысловую действительность, которая приносит эмпирическому бытию конкретного индивида пользу или вред, открывает возможности или ставит преграды. Философ выделил ситуации всеобщие, типические и ситуации исторически определенные, однократные. В более широком смысле слова, «фактор ситуации» складывается из особенностей среды, в которой действует личность (экологическая обстановка, общественный строй, характер традиций, особенности цивилизационно-формационного времени и т.д.), состояния, в котором находится в определенный момент общество (устойчивое, неустойчивое, восходящее, нисходящее и т.п.). Конечно, имеют значение особенности самой личности, функционирующей в определенной ситуации. Ведь каждый человек живет в мире своей психической реальности, относительно независимой от среды. В ситуации личность осознает свое величие и вместе с тем свою ограниченность, признает наличие других Я и необходимость диалога с ними.

В поведении человека проявляются различные варианты.

В флюгерно-приспособительном сценарии человек мыслит и действует беспринципно, добровольно подчиняясь обстоятельствам, социальной моде. При изменении ситуации и власти приспособленец потенциально готов поменять свои взгляды и служить новому «идолу-божку», иной доктрине.

В консервативно-традиционалистском варианте индивид с недостаточным творческим потенциалом не способен гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства и находится в плену прежних догм, упрямо держится устаревших «принципов».

Данную позицию нельзя отождествлять с личностно- независимым поведением (третий вариант). И. Кант уловил достоинства автономного поведения человека, свободного от пристрастий и преходящих обстоятельств, но при этом недооценил объективную обусловленность поступков человека.

При анализе четвертого варианта мы исходим из того, что в процессе антропосоциогенеза в человеке формируются устойчивость (выражается через мировоззренческое «ядро», убеждения) и гибкость (умение реагировать на новое, корректировать свои убеждения в определенном диапазоне). При этом человек сохраняет принципиальность в важнейших мировоззренческих вопросах, не изменяя внутреннему Я, одновременно творчески откликается на реалии жизни.

Взаимоотношения личности и социальной среды в идеале вписываются в формулу: поиск (личности) - предложения (социума) - выбор (личности из предложенного обществом). Автономия и ответственность личности проявляются как в процессе осмысления ею предложений («социальных заказов»), условий, требований, предъявляемых обществом (каждый человек эти запросы, требования понимает субъективно, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, ценном, благе), так и в ходе осуществления ею своих социальных ролей. В целом, личность есть индивидуальная проекция общества, а приспособление личности к среде и ее активное воздействие на среду выступают как момент самореализации личности.

Личность - понятие, отображающее социальную природу человека, рассматривающее его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самопознание и т.д.), самораскрывающегося в социальных отношениях, общении и предметной деятельности. Приобретение человеком социальных черт (в ходе социализации, исполнения социально значимых функций под воздействием социального окружения) происходит на основе его биопсихологических задатков. Поэтому определенную роль в формировании личности играет наследственность.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение человеком системы социальных норм и ценностей, социальных потребностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. «Социализация, - по К. Марксу, - не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм». Социализация человека есть прежде всего внутреннее самоуглубление, диалог человека с самим собой («я - я»), формирующий самосознание. Отношения «я - ты», «я - мы», «я - человечество», «я - природа», «я - вторая природа», «я - универсум» формируют нравственные чувства (любви, дружбы, ненависти и т.п.), различные системы ценностей, идеи национальной, классовой, государственной гордости, групповой солидарности, социальной справедливости, социально-философские, исторические, экологические, футурологические и иные рефлексии, атеистические и религиозные рассуждения о смысле жизни и смерти, представления об ответственном отношении к себе и всему окружающему, в целом, определяют нормы поведения и деятельности людей.

Социализация осуществляется не только в контексте общения (в виде подражания, обучения и т.д.), но и опосредованно, через элементы культуры (язык, миф, искусство, религию и т.д.). Она выступает важнейшим механизмом воспроизводства субъекта социально-исторического процесса, обеспечивает преемственность в развитии культуры и цивилизации, поддерживает относительно бесконфликтное существование общества посредством адаптации индивида к среде и внедрения в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения.

Важнейшими формами социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правовые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляются воспитание, обучение и деятельность человека. Личность проявляется через свойства: способность к труду, сознание и язык, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент.

Индивидуальное развитие личности не бесконечно, является восходяще-нисходящим. Биологическое развитие измеряется состоянием обмена веществ и функций организма. Социальный возраст определяется уровнем социального развития, зависит от овладения индивидом набором социальных ролей, от субъективного внутреннего представления личности о степени своего развития. Психическое развитие определяется уровнем умственного, эмоционального и т.д. развития личности (например, А. Шопенгауэр полагал, что интеллект, достигнув кульминационного пункта, идет на убыль). Человек не только способен приобретать личностные черты, но и утрачивать их.


1.2. Исторические типы личности

Многообразие людей не исключает возможности усмотреть определенные типы их сходства в соответствии с социальными параметрами:

1) принадлежность индивидов к определенной сфере деятельности, т.е. к социальному типу разделения труда;

2) разделение людей по их отношению к средствам производства;

3) подчиненность людей национально-культурным условиям.

У носителей социальных отношений формируются определенные классовые, национальные и иные черты личности.

Современное понимание личности в постнеклассической картине мира сочетает в себе унифицирующие (усредняющие) и индивидуализирующие тенденции. В основе унифицирующих типологий лежат различные критерии и соответственно существуют типологии социально-исторические, социально-классовые, социально-демографические, социально-этнические, социально-профессиональные, социально-ролевые и т.п. В марксизме основой для выделения конкретных типов социальности, формирующих типы личности, является формационное членение истории. Современная цивилизационная парадигма позволяет раскрыть более универсально типологию личности.

В каждую историческую эпоху имеются помимо доминирующих переходные формы социальности и типы личности. Динамичность мира, его постоянная незавершенность обусловливают гибкость личности, ее выход за границы социального типа. Интегративные процессы в обществе размывают социально-национальные качества типов личности. Социальная дифференциация сохраняет специфику социально-этнических общностей.

Помимо социальных наука выделяет социально-психологические типы личности. Еще Гиппократ поделил людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.

В философско-психологической литературе получило распространение разделение людей на интровертов и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, ему чаще свойственно аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний мир, его синтетичность. И.В. Киреевский различал «внешнего» (совокупность социальных ролей с позиций социальной психологии) и «внутреннего» (совокупность способностей чело века: любви к Богу, помощи ближнему, ощущать вину, стыд, сострадание и т.д.) человека. Американский философ Д. Рисмен выделил «традиционно-ориентированную », « изнутри-ориентированную », извне-ориентированную» и «автономную личность».

С 70-х гг. XX в. развивается соционика - наука о человеческих возможностях и о взаимоотношениях людей. В зависимости от типов личности («Дюма», «Гюго», «Бальзак», «Дон-Кихот», «Наполеон», «Есенин», «Жуков», «Обломов», «Манилов», «Плюшкин» и т.д.) взаимоотношения между людьми складываются по-разному - в диапазоне от комфортности до конфликтности.

В соционике за условными, символическими именами скрываются конкретные образы. Например, в типе «Жуков» заложены сильные управленческие и организаторские способности. Личности типа «Обломов» пассивны, не склонны совершать действия, поступки, типа «Манилов» - «витают в облаках», типа «Плюшкин» - чрезмерно бережливы, скряги. Люди типа «Наполеон» умеют манипулировать чувствами других людей, энергичны, обладают развитой силой воли.

Приведем еще одну классификацию социальных типов личности.

Для личностей-деятелей (ремесленники, земледельцы, рабочие, педагоги, менеджеры и т.д.) главное - действие, изменение мира и других людей, в том числе и самого себя.

Мыслители приходят в мир для того, чтобы смотреть и размышлять (Пифагор). Это мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся ученые.

Третий тип - люди чувств и эмоций - прежде всего представители литературы и искусства, гениальные прозрения которых порой опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - гуманисты, и подвижники, отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей, любят ближнего, как самого себя (по евангельской заповеди), спешат делать добро.

По мнению М. Вебера, высказанному в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), протестантизм, нацеленный на расчетливость и умножение богатств мирской деятельности человека, заложил основы трудовой этики и рационализма, составивших ядро новоевропейского предпринимательского типа личности. Э. Фромм выделял в качестве особого типа личность с рыночной ориентацией. Такая личность в современном понимании - продукт индустриального общества, порождение культа массового потребления. Вероятно, имеется и противоположный тип личности, не принимающий рассудком и чувствами рынок. Оба названных типа личности имеют как достоинства, так и недостатки. Личность рыночного типа - инициативная, нацеленная на нововведения, на частнопредпринимательский успех. Однако чрезмерный прагматизм обедняет душевный мир человека. Личность нерыночного типа ориентирована на общегуманистические, экологические, духовные ценности и вместе с тем порой оторвана от реальных проблем жизни, иногда предпочитает вместо напряженного труда праздность, некоторую леность, надеется на государственное покровительство.

Вероятно, можно еще говорить о типе личности, формирующемся в зависимости от характера политического режима в обществе.

Тоталитарному режиму присущи:

а) всеобщая регламентация сфер жизни человека (к примеру, ограничение числа детей в семье);

б) социальная анонимность (следствие чрезмерного огосударствления общественной жизни), ведущая к утрате человеком его важных жизненных функций, что порождает пассивность и подавляет естественные порывы индивида;

в) культ власти, ставшей высшей ценностью;

г) готовность людей уступить свободу социальной защищенности, иждивенчеству, отсюда - безответственность человека.

Тоталитарный тип личности характеризуется: восторженным отношением к власти; мифологизацией действительности; чрезмерным энтузиазмом; верой в простоту мира (белое - черное, друзья - враги); верой в чудеса; абсолютизацией порядка.

Изначальной ценностью либерального общества является уважение к свободе. Человеку либерального типа присущи: диалог с властью, стремление к уникализации, к личной ответственности, реализм в отношении к действительности и к собственным возможностям и положению, подлинная активность в повышении своего статуса в обществе.

Наше современное общество находится на переходном этапе развития. Отсюда - смешанные черты личности, где переплетены элементы рыночного и нерыночного, тоталитарного и либерального типов. В целом грани между социальными, этническими и психологическими общностями людей подвижны.

1.3 Способы человеческого существования

Ранее отмечалось, что важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение.

Отдельные фрагменты идеи отчуждения обнаруживаются в античной философии (Платон), в философии Нового времени (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Сен-Симон). В немецкой классической философии отчуждение выделено в самостоятельный объект исследования. Г. Гегель продемонстрировал, что в акте отчуждения имеется не только «утрата», ной «присвоение». Глубокую разработку проблемы отчуждения осуществили классики марксизма, представители антропологических направлений в философии.

Общественное состояние, где люди существуют как функции, а вещи господствуют над творцом, К. Маркс подверг детальному анализу в «Капитале» и подготовительных к нему работах. Отмечены также такие направления, как отчуждение общества и человека от природы, отчуждение человека от другого человека. М. Хайдеггер считал, что отчуждение есть форма существования человека в обезличенном мире повседневности. Э. Фромм связывал отчуждение с превращением человека в «вещь», с бегством от свободы.

В целом, феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или иначе противостоит ему, т.е. складывается противоречивое общение между Я и не-Я; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе.

В современной философской мысли отчуждение в основном рассматривается через призму процессов дегуманизации социума, ведущих к «обесчеловечиванию» личности, утраты чувства Я, следствием чего является возникновение бездушной и безличной Мегамашины, т.е. предельно рационализированной, технократической социальной организации. М. Бубер назвал три сферы отчуждения: область техники (человек стал придатком машин), сферу хозяйства (процесс производства и потребления благ вышел из-под контроля человека) и область политики (человек находится во власти иррациональных сил)130. Государственные и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы. Источник такой ситуации усматривается в господстве идеалов рационализма*, культе науки и техники. Увеличилась пропасть между способйостью людей к производству через научную технологию и способностью контролировать ее.

Отделение от человека созданного им объективно. Это выражено, прежде всего, в характере деятельности, в механизм которой входят целеполагание, опредмечивание, получение конечных результатов, что свидетельствует о потенциальных способностях в условиях общественного разделения труда к обособлению.

Опыт показал, что отчуждение тем сильнее, чем ниже уровень производительных сил. Слабое развитие орудий труда взваливает на человека за счет его физического и нервного перенапряжения всю тяжесть производства, порождая технологическое отчуждение. Человек при этом выступает как придаток какого-либо средства труда или какой-либо производственной функции.

При принудительной, внеэкономической организации труда (в обществе казарменного типа) производство и потребление оказываются разорванными, приводя к экономическому отчуждению.

Политическая основа отчуждения связана с деятельностью государства, когда создаются возможности для формирования аппарата, интересы которого противостоят обществу и направлены на обеспечение своих внутренних защитных механизмов, что сокращает возможности к самокоррекции общественного развития.

Отчуждение сопровождается субъективными переживаниями бессилия человека над результатами своей деятельности. В состояниях неопределенности, нестабильности (экономической, политической) личность психологически лишается ощущения ее значимости, смысла жизни, возникают растерянность, разочарование. При этом разрушаются межличностные связи, в поведении части людей ослабляется рациональность и возрастает роль инстинктов.

Отчуждение в технолого-экономической и социально- политической сферах дополняется отчуждением в духовной жизни. Одна из форм духовного отчуждения - утрата исторической памяти. Отчуждение в духовной культуре, начиная с последней трети XX в., стало возможным потому, что знаки и системы символов, которые создавались для объяснения и понимания человеком окружающего мира, стали, как полагают некоторые ученые, непроницаемой стеной, отгораживающей человека от реальности. Одни знаки интерпретируются с помощью других, поэтому разум человека оказывается обреченным оставаться в порочном круге искусственных интерпретаций.

Преодоление негативных форм отчуждения коренится в социальном прогрессе. Просветители XVIII в. и марксисты прогресс-связывали с постепенным смягчением методов эксплуатации, с тенденцией к полному освобождению работника. Спасение и достойное будущее человечества - в обществе, при котором человек вырывается из отчужденного состояния стихийных процессов (но и при сохранении позитивной стихийности как естественности) или тоталитарной системы, обретает условия для реализации своей индивидуальности на общем фоне коллективности. В современных условиях, когда доля «информационного» продукта значительно превышает долю материального продукта, усиливается тенденция к использованию, прежде всего, возможностей человека как разработчика новых систем, контролера, оператора, наладчика. Преодоление отторжения человека от своих творений связано также с тем, что в мировой экономике возрастает уровень системности; наряду с наличием естественных самоналаживающихся, во многом хаотических, процессов, восстанавливаются политические регулирующие механизмы. Преодоление политического отчуждения осуществляется в различных формах: создание на предприятиях и в учреждениях производственных комитетов, независимых общественных комиссий, развитие многообразных форм взаимной помощи. Это ведет к формированию «общества соучастия», самосознания гражданами своей роли в государстве, повышению личной ответственности за себя и за дела в обществе.

Отчуждение в полном объеме неустранимо, ибо оно, наряду с негативными своими сторонами, является нормальной характеристикой человека, свидетельствует о его способностях к самовыражению и самоотдаче. В целом отчуждение двойственно: способствует самопроявлению человека и одновременно обезличивает его. В ходе обновления общества будут всегда, в любой общественной системе, возникать новые проблемы и трудности, новые варианты отчуждения.

Одним из параметров бытия человека является страх. Он лежит в основе жизни: сама борьба за существование, выживание предполагает страх. Чувство страха в критических ситуациях мобилизует силы живого организма. М. Хайдеггер различает два вида страха: как реакция на конкретную угрозу и страх (ужас) перед жизнью как таковой. На фоне постоянного напряжения в условиях ускорения социальных процессов у многих людей появляется неуверенность в себе, которая в отдельных случаях парализует способность анализировать происходящее. В современных условиях возник новый страх - перед виртуальной реальностью: боязнь человека раствориться в искусственной, им же самим созданной среде.

В биологическом существовании человека страх является предупреждающим сигналом, а в социальном бытии страх может укреплять социальные связи. Он сделал возможным возникновение культуры - через запреты, утверждение авторитетов, становление культов.

Н.А. Бердяев существование человека рассматривал через страдание. Оно, как и страх, связано не только с животной стороной человеческого существования, но и с его духовностью (А. Шпенглер). В христианстве страдание выступает как божественная кара за грехи. У А. Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором преодолеваются эгоистические побуждения. Страдание - средство к величию души (Ф. Ницше).

Выделяются два основных источника страданий: внешний социально-материальный (страдание от социального угнетения, национального подавления, эксплуатации, болезней, необеспеченности для всех людей прав на труд, образование, жилье, в целом на достойное существование) и внутренний духовный, связанный с трагическими основа ми жизни. В космосе, в людях, в природе Земли, полагал М- Шелер в своей работе «Положение человека в космосе», заключена трагичность как важнейший момент существования. Человек страдает от того, что он заключает в себе устремленность к бесконечности и вечности, но поставлен в ограниченные условия существования в мире.

Формы страданий многообразны: от ожидания смерти, страдания от любви и ревности, конфликтов, от уязвленного самолюбия, неудач, разочарований, порой от непонимания собственного предназначения, страдания от бессмысленной случайности, насилия, боли.

Без боли (не только физической, но и духовной, нравственной) люди скатились бы до уровня самодовольных полуживотных. Люди прибегают к различным средствам преодоления страдания: некоторые готовы потерять индивидуальность, подавить сознание (через наркотики, алкоголь, бессмысленные хобби и т.д.). Вместе с тем страдание для человека становится источником положительных эмоций, самовыражения, самосовершенствования.

Универсальной стороной человеческой психики является фантазия, связанная с интуицией, присущая чувству и мысли. Фантазия наполняет человека страхом или надеждой, «окрыляет» деятельность, присутствует в проектах будущего, таится во всяком идеале и идоле, определяет наше отношение к жизни и смерти. Фантазия выступает одновременно как опасное занятие (духовный наркотик, уводящий в мир грез, маниловские мечтания) и как благодатное достояние человека (возвышает человека над унылой, часто стандартной повседневностью, стимулирует творчество).

С фантазией тесно связана игра, соединяющая реальность и воображаемое. Корни культов, религии, мифов, различных видов художественного творчества уходят в игру. Игра стала формой свободного самовыражения человека, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющей наслаждение. По теории К. Гросса, игра представляет собой непреднамеренное самообучение организма, особенно необходимое человеку в раннем возрасте. Й. Хейзинга игру сопоставляет с ритуалом, культом, карнавалом, праздником, спортом. Вслед за Г. Маркузе Хейзинга противопоставляет естественно-игровое начало авторитарному внешнему принуждению, в том числе связанному с технизацией и политизацией щества. В концепции «играющего человека» он видел осуществление идеи свободы выбора, «самовозможности». В игре происходит выход из вещного мира в мир знаков - символов, метафор, а через него - в мир культуры. Игра - сокращенное и обобщенное выражение социальных отношений. Человек должен выбирать: «быть ничем или играть» (Ж.-П. Сартр).

Игра - непринужденная деятельность в реальной и воображаемой ситуации по определенным правилам. Субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, а объективное значение игры заключается в формировании и тренировке физически и духовных способностей, необходимых для осуществления различных видов деятельности и жизни человека. Труд как комбинация физических и интеллектуальных сил, увлекающий работника своим содержанием и способом исполнения, становится игрой. Одновременно труд как интенсивное напряжение - не игра. Профессиональное состязание в так называемом «большом спорте» есть игра и еще в большей степени труд спортсмена-профессионала.

Одним из фундаментальных свойств человеческого существа является любовь. Древнеиндийские веды и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивали любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная. Формирование и существование общества, подчеркивал Ф. Вольтер, невозможно без любви человека к себе и любви к другим. На основе любви возникают страсти - «пружины» и «шестерни» социальных механизмов, которые объединяют людей и извлекают из земных недр вес искусства и удовольствия. Для Н. Гартмана любовь есть придание смысла бытию личности.

Любовь стоит у самых истоков существования человека, обеспечивает его психическую защищенность и уравновешенность. В межличностных отношениях любовь выражается через обнаруживание индивидуальности другого человека, переживание его неповторимости, неисчерпаемой глубины. Любовь - устремленность к глубокому внутреннему союзу с любимым, к взаимослиянию, при котором, однако, каждая сторона сохраняет свою индивидуальность. В любовном отношении развиваются такие черты личности, как забота, ответственность, уважение. Любовь, по мнению B.C. Соловьева, это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Такая любовь выступает как синтез любви натуральной (природной) и интеллектуальной (духовной), в ней достигается единство самопроизвольной силы и чувства всечеловечности, всеобщности.

3. Фрейд полагал, что вся человеческая жизнь определяется двумя инстинктами - любви и смерти. Половая энергия, доставшаяся человеку в наследство от животного состояния, определяет все развитие. Отпрыском позыва к смерти, разделяющего с эросом господство над миром, выступает инстинкт агрессии. Вопрос судьбы человеческого рода зависит от того, удастся ли развитию культуры и в какой степени обуздать позыв агрессии и самоуничтожения.

Человек не удовлетворен культурой, которая обуздывает его свободу, в том числе и сексуальную, не дает ему возможности полного удовлетворения своих сексуальных порывов. Но именно эта неспособность полового влечения давать полное удовлетворение становится, по Фрейду, источником величайших культурных достижений, ибо половая энергия переходит в культурную деятельность, воплощается в творчество, политику, науку и т.д.

Любовь, считает Фрейд, в основе своей осталась животной, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию. В такой позиции 3. Фрейда обнаруживается недооценка социальной составляющей любви. Секс как культурный феномен взаимоотношений полов в исходном биологическом своем измерении (инстинкт продолжения рода) предполагает социальное - коммуникацию, общение и т.д. В сексе сочетаются физиологичность (биологичность) и культурная ангажированность (социальность). Культура не только ущемляет любовную жизнь, но и усложняет ее, делает более красивой, изысканной, тонкой, духовной. Социализация превращает животную страсть в человеческую любовь.

Помимо индивидуальной избирательной любви существует любовь в целом к природе, животному и растительному миру, к человечеству.

Итак, бытие человека многогранно. Человек, отметил М. Шелер, это в известном смысле все.


Список использованных источников

личность общество поведение

1. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 608 с.

2. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с

3. Философия: Учебное пособие / Вишневский М.И. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 480 с.

4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.