Open
Close

Культ Афродиты или ритуальная проституция.

Когда-то, много тысячелетий тому назад, религиозные обряды у разных народов происходили на открытом воздухе.

А неотъемлемой частью этих церемоний во многих странах были ритуальные совокупления.

Считалось, что оплодотворение женщины равно посеву семян в землю; половой акт гарантирует богатый урожай.

Позднее на смену священным холмам и пещерам пришли храмы. Женские свиты богов и богинь стали располагаться в специальных помещениях.

Но ритуальные совокупления продолжались; более того, паломники, прибывавшие издалека к знаменитым святыням, должны были платить за любовь жриц, как за любую храмовую церемонию. Так возникла священная проституция, возможно, положившая начало всякой иной.

Во второй половине XVIII столетия знаменитый философ и писатель Вольтер привлек внимание общественности к вопросу священной проституции в связи с переводом на французский "Истории" Геродота. Речь шла о чужестранцах, ложившихся в храме, перед алтарем, с самыми знатными дамами Вавилона.

Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме, но только пришельцу: купцу, путешественнику, погонщику верблюдов и т. п.

Возможно, участие соотечественников в этих "забавах" создало бы много проблем, а тут пришел и ушел+ Не исключено также, что мужчинам, прибывшим извне, приписывали некую магическую силу. С точки зрения генетики, не столь уж глупо. Браки в тесном кругу ведут к вырождению+

"Отец истории" Геродот также рассказывает о богатых женщинах, которые заставляли провозить себя перед храмом напоказ, в колесницах, в окружении многочисленной челяди. Другие менее богатые и просто бедные входили за ограду храма и сидели там в ожидании, повязав головы лентами.

Территория за оградой была разделена с помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались на одной стороне такой аллеи, а иностранцы, выбирая их, прохаживались вдоль другой стороны и бросали монеты на колени дамам, которые им приглянулись.

Мужчина, бросая монету, говорил, должно быть: "Я взываю к богине Милитте". Женщина должна была следовать за первым же мужчиной, бросившим деньги. Ей категорически запрещалось отвергать кого бы то ни было; предписывалось брать деньги, какой бы скромной ни была заплаченная сумма...

Исполнив свой долг перед богиней, женщина возвращалась домой. Геродот отмечает, что некоторым некрасивым женщинам случалось иногда проводить в храме по несколько лет, прежде чем их выбирали.

Строго говоря, в Вавилоне и "законный" брак имел нечто общее с проституцией. Существовало что-то вроде брачного аукциона, на котором по принципу "кто больше?" продавали невест. Красивые женщины быстро находили себе богатых мужей; однако, аукцион помогал и некрасивым!

Часть денег, вырученных на торгах, город платил мужчинам за то, что те соглашались брать в жены "невостребованных" женщин. Подобная ярмарка невест устраивалась в каждом городе дважды в год. Проводили ее трое наиболее известных своей честностью граждан.

В древней Армении дочери наиболее знатных семейств торговали собой в храме богини-матери Анахит в течение долгого времени, прежде чем выйти замуж.

Древние традиции.

В Финикии некоторых женщин закрепляли за храмом богини любви и плодородия Астарты. Они должны были обслуживать жрецов и иностранцев. Но в праздник Астарты священному соитию предавались многие.

Когда приходил пятнадцатый день пятого месяца, женщины, украшенные венками из тростника, рассаживались вдоль дорог... Те, кого уводили с собой прохожие, возвращались затем, уже без венков, к своим напрасно ожидавшим подругам и упрекали их за нетронутые венки.

В древней Лидии существовал обычай, согласно которому девушки занимались проституцией вплоть до замужества. Они сами выбирали себе мужей, отдавая им свои "честно заработанные" сбережения в качестве приданого.

Там же, но уже во II столетии, знатная женщина Аурелия Эмилия получила от одного оракула совет отправиться в храм и заняться проституцией, как это было принято некогда у ее предков (к тому времени данный обычай уже не практиковался).

Она так и поступила, после чего увековечила свой поступок в выгравированной надписи, как знак верности старинной, благородной традиции.

На Ближнем Востоке, в домусульманские времена, храмовые проститутки назывались зонах. Этих женщин также считали пророчицами. Их группы были важной частью торжественных процессий. Были проститутки и в известном Иерусалимском храме.

Они жили в уединении, в специальных кельях, и, помимо своих сакральных обязанностей, ткали одеяния для священных статуй. В храме жили также и мужчины, в чью функцию входила дефлорация девственниц.

В Израиле только что вступившие в брак женщины занимались проституцией в святилище, расположенном на вершине горы, в тени дубов и тополей.

Пророк Осия говорит: "Вот почему ваши дочери продают себя за деньги, а невестки изменяют вашим сыновьям". Позднее еврейские религиозные реформаторы стали изгонять проституток из храмов.

Великая матриархальная богиня, чьими жрицами являлись эти женщины, создавала серьезную конкуренцию Яхве, мужскому богу.

Деятельность проституток утратила ритуальный характер, они стали обычными "уличными феями"; но, тем не менее, жрецы культа Яхве еще долгое время взимали подоходный налог с тех из них, кто продолжал заниматься своим ремеслом в непосредственной близости от святилища.

Как мы уже говорили, изначально приданое, приносимое женщиной своему мужу, составляли сбережения, накопленные ею в юности, во время занятий священной проституцией. Иногда таким образом гетеры скапливали немалые богатства.

Известно, что свержение одного из лидийских царей было щедро оплачено купцами, ремесленниками и проститутками, причем, взнос последних был наиболее значительным!..

В городе Гиераполисе, расположенном недалеко от Евфрата, женщины сидели перед храмом, торгуя своим телом. Вырученные ими деньги расходовались на две цели. Часть из них посвящали богине, часть копили в качестве приданого+

Подобный "священный рынок любви" существовал и в Нумидии, пока римский император Константин, сделавший христианство государственной религией, не отменил "языческую мерзость"... Интересно, что традиция собирать приданое посредством проституции до сих пор существует в одном из арабских племен улед-наиль.

На Кипре среди женщин был распространен обычай бродить с наступлением вечера по берегу моря и соблазнять иностранных моряков, чьи галеры приставали к причалам. Считалось, будто все рожденные на Кипре женщины должны отдаваться мужчинам за деньги, служа тем самым богине острова.

В Коринфе культу Афродиты служили тысячи сакральных куртизанок; кроме того, свободные женщины приходили заниматься проституцией в старинный и богатый храм, где жрецы кормили бесчисленное количество голубей птиц, посвященных богине любви Афродите.

Отцы церкви позднее утверждали, что сама Афродита была отнюдь не строгих правил; да и греческая мифология подтверждает это. В Пафосе, как и во всех остальных святилищах великой богини, присутствовала группа храмовых проституток. Любой из их детей имел шансы стать царем.

Почти повсюду в древнем мире существовал обычай посылать достигших половой зрелости дочерей в храмы, чтобы их лишили там невинности. Надо отдать должное грекам, они первыми отказались от этого позорного обряда.

Индия знает немало случаев, когда женщины оставляли на время своих мужей и уходили в храм, чтобы в рамках религиозного ритуала отдаваться там жрецам или обычным посетителям.

Бывало, что в церемониях принимала участие целая толпа сакральных куртизанок, и праздники превращались в массовые оргии+ Индийские сакральные проститутки это знаменитые баядеры.

Они принимали в специально отведенных для этой цели храмовых помещениях мужчин, принадлежавших к определенным, достаточно высоким кастам. Отношения с представителями низших каст были запретными...

Баядеры должны были ежедневно танцевать в храме во время религиозных служб, а также на улице во время процессий. В Индии профессия баядеры никогда не считалась позорной. Ее представительницы с самого раннего возраста поступали на службу божеству либо вследствие обета, данного матерью или отцом, либо добровольно.

Их дочери, как правило, занимались тем же ремеслом. Голландский путешественник Ставоринус писал в XVIII столетии: "Если во время танца баядер зритель захочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену.

Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем не бывало". Слово "баядера" португальского происхождения и означает "танцовщица балета".

За несколько сотен лет до нашей эры в античных странах Средиземноморья широко был распространен культ Великой Богини. В Элладе ее называли Афродита, в Вавилоне - Иштар, в Финикии - Астарта.

Поклонение этому божеству включало в себя сексуальные обряды. Так, собирающаяся замуж девушка обязана была пройти ритуальную дефлорацию именно в храме Великой Богини. Девушка, которая потеряла невинность не в стенах храмах, не считалась полноценной женщиной и фактически была обречена на безбрачие.

Обряд дефлорации совершался следующим образом: в определенный день девственница приходила в "священный дом" и отдавалась любому незнакомому мужчине, которого она здесь повстречает.

Интересно, что дефлоратор ни в коем случае не должен был обнажать девушку. Во-первых, это приравнивалось к осквернению храма, а во-вторых, считалось, что лицезрение женской наготы несет очень серьезную опасность для мужчины. Кстати, таким образом женщина жертвовала свою девственность Великой Богине и одновременно переходила под ее дальнейшую защиту. В то же время, в храмах существовала каста культовых жриц, занятия которых принято называть "священной проституцией". Подобных куртизанок именовали "девами", "чистыми" или "святыми". Считалось, что они вместе составляют единое тело богини и одновременно каждая из них является ее "носительницей".

Известно, что ремесло храмовой проститутки совсем не являлось позорным. Напротив, богатые, аристократические семьи почитали за огромную честь, если их дочь становилась жрицей в храме любви. Чтобы "пристроить" свою дочку, родители нередко платили огромные деньги. "Эротической службе" предшествовал довольно длительный период обучения премудростям любви, который мог длиться от трех до семи лет. Девушек учили опытные гетеры. Нередко в качестве своеобразных тренажеров в практических занятиях использовали мужчин-рабов, так как авторитетные наставницы в силу своих физиологических особенностей могли преподавать исключительно теорию. Обычная жрица любви, как правило, хорошо владела сорока-пятьюдесятью сексуальными позициями, знала магию и умела приготавливать "приворотные зелья". Интересно, что большинство сексуальных позиций, которые описываются в современных руководствах по сексу, пришли к нам из античности и первоначально имели исключительно магические функции.

Кстати, помимо любовных поз, жрица любви должна была в совершенстве владеть техникой ласк языком. Так, в Месопотамии существовал обряд "облизывания", когда несколько храмовых куртизанок доводили до экстаза с помощью языка юношу-девственника, который в скором времени должен был пройти обряд посвящения в воины. Большинство эротических ритуалов носили магические функции. Например, перед военными походами и античными "битвами за урожай" проводились opгии. где главная роль отводилась "мастерицам любви", знающими, с помощью каких позиций добиться благосклонности у божеств войны и урожая.

Так, в Индии полководец накануне важной военной операции должен был прийти в храм любви и совокупиться в разных "магических" позах с четырьмя храмовницами", каждая из которых как бы представляла собой определенную стихию: огонь, воду, землю и воздух. Считалась, что с помощью подобной акции военный вождь покоряет и приручает эти четыре элемента, которые поспособствуют ему в битве. Интересный обряд существовал у древних ассирийцев: там служительницы культа богини любви Астарты в день весеннего равноденствия похищали с помощью храмовых воинов юношей-девственников и устраивали с пленниками оргии.

Сие эротическое действо, которое условно можно назвать "охотой за семенем", не включало в себя коитальные контакты, то есть молодые люди не теряли свою "девственность". Жрицы доводили их до оргазма с помощью так называемых эвокаций - массажа эрогенных зон. При этом юноши были крепко связаны, а их глаза плотно закрывала повязка. В некоторых местах жриц, помимо эротической науки, обучали и искусству танца. Причем "храмовница" не просто должна была эстетически радовать "прихожан", но и при помощи па обязана была доводить мужчин до сексуального экстаза. Интересно, что присутствующие при подобном танце не имели право не только касаться танцовщицы, но и вообще должны были сидеть без движения. В таком положении они достигали эякуляции. Считалось, что изверженное семя в подобном "танцевальном" ритуале приносилось в жертву Великой Богине.

Кстати, если девушка становилась матерью, ее отстраняли от "службы". Это объяснялась тем, что, родив ребенка, жрица теряет свои магические способности. Без них сексуальная мистерия не сможет пробудить Великую Богиню и в то же время не переносит совокупляющегося с гетерой мужчину в мир божества, так называемую территорию Афродиты. Вероятно, во время ритуала мужчина действительно ощущал какую-то связь со сверхъестественным.

Во-первых, до такого состояния его могла довести владеющая в совершенстве искусством любви жрица.
Во-вторых, в мистериях Великой Богини активно применялись так называемые любовные напитки, рецепты которых давно утеряны. Кстати, "приворотные зелья", вопреки нынешним стереотипам, использовались не с целью стимуляции сексуального влечения, а для того, чтобы придать соитию абсолютно новые измерения, которые бы отличали его от обычного полового акта.

По материалам RIN.RU

Битва за души людей, полем боя которой является сердце человека, идет до сих пор. День за днем туристические автобусы и арендованные авто приезжают к известным на весь мир камням в Petra Tou Romiou и в расположенную по соседству деревню Куклия (Kouklia).

Всего несколько километров разделяют легендарное место, куда Афродита согласно легенде причалила на половинке раковины, и центр древнего города Палеа-Пафос: миф и история волшебным образом соприкасаются. Здесь располагалось самое известное в средиземноморье капище, посвященное Афродите.

Рядом возвышается древний , посвященный Божией Матери. Это и есть внешнее свидетельство противоборства добра и зла, света и тьмы, борьбы, которая невидимо касается сердца каждого туриста, ступающего на эту древнюю землю.

Petra Tou Romiou

Куклия (Kouklia)

В центре деревни, куда легко добраться по указателям, вход в музей под открытым небом. Цена билета — €3,40 (понедельник-воскресенье с 08:30 до 17:00).

В древности греки очень хорошо разбирались в искусстве и вообще ценили прекрасное. Место выбрано идеально: с ровной и плоской вершины холма открывается замечательный вид на море и окрестности. И сегодня это вид захватывает дух, его не портят ни современные виллы, ни огромные ветряки горной электростанции.

Центром древнего города было капище (храм) богини Афродиты. Капище представляло собой площадку, огороженную с четырех сторон высокой каменной стеной, сложенной из тесаного камня. Слева от центральной дорожки видны остатки грандиозного для той поры сооружения.

Первые упоминания о капище относятся к XII веку до РХ. Несколько всемирно известных мифов связано с этим местом.

Стоя перед этим невзрачным предметом, невольно задумываешься над одним вопросом, только ли потакание своим страстям заставляло людей приносить дары «истукану»?

Афродита «любила» благовония, сладости, мед, фрукты и отвергала кровавые жертвоприношения. Однако их любили другие боги. Археологи тщательно исследовали раскопки в местах, где находились капища Ваала и Молоха. Страшным божествам, ради которых устраивались грязные оргии, приносили в жертву людей, включая собственных детей.

Об этом свидетельствуют останки детей с табличками, на которых родители писали прошения. Жизнь своего ребенка – такую страшную цену платили за что-то серьезное – богатство или положение в обществе, например.

И снова не удержусь от противопоставления язычества и христианства. Бог Отец ради людей принес в жертву Своего Сына. Языческие боги требуют от людей приношения в жертву собственных детей, спаивают, развращают, разрушают семьи.

Язычник или христианин?

Стоя здесь, на чудесном холме, несложно проводить параллели между сегодняшним днем и событиями тысячелетней давности. Да, капище Афродиты разрушено: его не раз сотрясали мощные землетрясения, будто небеса уже не могли терпеть эту мерзость на земле, но люди восстанавливали «святыню» снова и снова, пока в IV веке император Феодосий Великий не запретил культ Афродиты.

Что, собственно, изменилось?

Язычество на первый взгляд очень толерантное, терпимое религиозное мировоззрение.

Язычник уважает всех существующих богов, и с радостью поклонится богам той страны или города, где окажется в гостях. Язычники понимают, что спокойная жизнь возможна, когда сумасбродные, мстительные боги благодушны, а значит их нельзя обижать. А раз так, то каждый гость, оказавшийся у язычника дома, должен поклониться его родным богам. За отказ нередко карали смертью. И эту смерть принимали христиане, не желавшие поклоняться никому, кроме истинного Бога.

Эта языческая «нетерпимая терпимость» в полной мере проявляется сегодня по отношению к различным общественным явлениям. Думаю, примеры приводить излишне. Турист, поклонившийся сначала православной святыне, а потом Афродите, ничем не отличается от язычника, жившего много веков назад. Да и жрицы Афродиты сегодня в изобилии доступны в определенных местах по всему миру.

Так что же получается, что согрешают все те, кто ездит в Petra Tou Romiou, или переступает порог музея в Палеопафосе? Конечно нет, это не так. Причина греха кроется в нашем сердце, в наших мыслях, желаниях и стремлениях.

В заключение

Я люблю приезжать к «камням Афродиты» - это удивительно красивое место, и мы любим иногда прогуляться там с детьми. Но я никогда не связываю его посещение с возможностью получить «что-то». Кто-то хочет получить у Афродиты молодость и красоту. А откуда будут «дровишки»? Мы хотим чуда? Но чудеса совершаются в точке соприкосновения духовного и материального миров. Иными словами, чудеса творят нематериальные силы.

И в духовном мире, как и в нашем материальном, существуют добро и зло. Лучше написать так – Добро и зло.

Бог и Его помощники – ангелы на одном полюсе. Бывшие ангелы – творения Бога - диавол или сатана и бесы – на другом. Два полюса, два противоположных типа духовных сущностей являются основой двух противоположных религиозных культов – христианства и язычества.

И небольшая деревня Куклия наглядно демонстрирует их близость в нашей повседневной жизни: и развалины древнего капища Афродиты до сих пор привлекают внимание людей, решающих, кому отдать свое сердце.

Кормилица приводит Мирру к Киниру

Кинир прибывает на Кипр в сопровождении войска. Он вел свою родословную от одной из правящих сирийских династий, о чем автор пишет так: «От Герсы и Гермеса родился Кефал, которого похитила влюбившаяся в него Эос. Сойдясь с ним в Сирии, она родила Тифона, сыном которого был Фаэтон. Сыном Фаэтона был Астиной, а его сыном Сандок, который отправился в Киликию из Сирии и основал там город Келендерис. Женившись на Фарнаке, дочери Мегассара, царя Гирии, он породил Кинира» который, став могучим правителем «... с большим числом людей переселился на остров Кипр... женился там на Мефарме, дочери кипрского царя Пигмалиона…».
Пользуясь тем, что Мефарма была верховной жрицей Афродиты, Кинир довольно быстро занял лидирующее положение в социально-религиозной иерархии, получив статус кипрского царя-жреца Афродиты, учредив потомственное в своем роду жречество в Пафосском храме, наследуемое по мужской линии, о чем упоминает в своей «Истории» Тацит: «…жреческие должности начали занимать лишь потомки Кинира.». При храме процветало искусство гаруспиков, которое, по словам Тацита, «… занес на Кипр киликиец Тамир».
С именем Кинира древняя историческая традиция и современная археология связывают строительство храма Афродиты в Палеопафосе (Древнем Пафосе), о чем упоминает Корнелий Тацит в «Истории»: «…храм поставил Кинир — на том самом месте, куда прибой вынес рожденную морем богиню».
Пафосский царский дом сохранял имя Кинирадов вплоть до конца IV века до н.э. Детей у Кинира и Мефармы, согласно дошедшим до нас источникам, было десять; Мирра, Эвна (ставшая супругой первого царя Саламина - Тевкра), Бресия, Лаогора, Орседика, Оксипор, Мигдалион, Лаодика, и трагически погибший возлюбленный Афродиты - Адонис.

Храм в Пафосе

Изначально на месте будущего храма существовала культовая роща, где поклонялись Великой Кипрской богини доахейского происхождения.
По приказу Кинира место, где располагалось святилище Афродиты, имевшее размеры 20х50 метров было обнесено стеной сложенной из больших гладко отесанных каменных блоков и существенно отличалось от традиционного греческого храма. Это было открытое огражденное пространство, где находился жертвенник, не дошедший до наших дней, но который неоднократно пытались реконструировать, опираясь на сохранившиеся находки подобного типа. Вероятнее всего, что алтарь Афродиты, тесно связанный с местом культа был неподвижным (переносные жертвенники встречались в храмах крайне редко), имел четырехугольную форму и стоял на небольшом возвышении в несколько ступеней. Поскольку на алтаре приносились сожжения, то устроен он был под открытым небом, для того, что бы дым мог беспрепятственно подниматься к небу. Впрочем, в культе Афродиты часто упоминаются «безогненные» или «бездымные» жертвы, то есть жертвы не кровавые, которые не предавались сожжению. По словам Тацита «В храме принимают любых жертвенных животных, каких кто принесет, но для заклания выбирают самцов; прорицания считаются самыми верными, если они составлены по внутренностям молодых козлят. Обливать жертвенники кровью запрещается, лишь молитвы и чистое пламя возносятся с алтарей, и, хотя они находятся под открытым небом, не было еще случая, чтобы дождь залил огонь».



Святилище Афродиты в Палео Пафосе. Реконструкция Дж.Фишера фон Эрлаха, 1721 год

Сакральным центром святилища был находившийся под небольшим красивым навесом, темный серо-зеленый конический камень. Павсаний (II век н.э.) упоминает, что видел камни - не обработанные и обработанные в виде куба, пирамиды или конуса - как культовые символы во многих храмах, где они служили предметом величайшего поклонения. О некоторых из таких камней рассказывали, что они являются аэролитами - то есть были посланы божеством с неба.
Знаменитый камень Афродиты, служивший центральным символом культа богини, имеет форму трехгранной пирамиды, высотой 1.22 метра. Тацит пишет об этом камне так: «Идол богини не имеет человеческого облика, а напоминает мету на ристалищах — круглый внизу и постепенно сужающийся кверху. Почему он такой — неизвестно».

Сегодня этот камень называют «карадаш», что означает «черный камень», однако, это название появилось, вероятно, позднее эпохи расцвета культа.
Все пространство Храма, называемое теменос, огораживали высокие стены из гладкого камня. Повсюду были изображения людей, мифических существ и животных, которые предавались плотским утехам: женщины-кентавры совокуплялись с жеребцами, козы с сатирами, наяды с оленями - все живое было объято одной необузданной страстью.
Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии - иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.
Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под открытым небом предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой.
Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными. Как и сама богиня, которая возвращала себе девственность всякий раз, стоило ей лишь искупаться в море, омывающем кипрские берега.

Во времена римского владычества Пафос был столицей Кипра. По преданию он был основан ещё в 12 веке до н.э. Но это был совсем другой город, и располагался он не здесь, а в километрах пятнадцати отсюда, в районе современной деревни Куклия. Новый Пафос был построен лишь спустя восемь веков. Правитель тогдашнего города-государства Агапенор перенёс его поближе к морю, на место сегодняшнего "верхнего" города.

С момента переноса Пафоса в эти места, а это было уже во время правления Птолемеев, вплоть до римских времен (с 3-го века до н.э. до 1-го века нашей) здесь хоронили местную знать.
Где-то в IV столетии нашей эры Храм пришел в упадок. Это было связано частично с землетрясениями, а частично с распространением христианства.



Одна из гробниц в Пафосе.
Именно в Пафосе произошло событие, повлиявшее на становление христианства, как мировой религии. В 45 году, во время своего первого миссионерского путешествия, апостол Павел, который тогда еще был Савлом, обратил в христианство римского наместника Кипра Сергия Павла. Обращение проконсула-язычника в христианство стало поворотным моментом в истории христианства.
Помимо Пафоского, на Кипре существовало еще два храма Афродиты - в Амафунте и Идалионе, а так же храм Астарты в Китионе.
В каждом из этих святилищ были обнаружены жертвенные дары богине, принесенные женщинами. Обычно это были небольшие статуэтки женщин, которые являлись как бы образом самого молящегося - Адоранты. К ним относятся и подвесные плиты, о которых уже говорилось выше.



Фигурки адорантов с тамбуринами из святилища в Китионе (Ларнака). Конец 6 века до н.э.

Их цилиндрическое тулово исполнялось на гончарном круге. В руках у них тамбурин — это однозначно финикийское влияние, эти фигурки посвящают божеству свою мелодию. Также есть адоранты с цветком лотоса, с козлятами и с другими дарами.


Кипр. Начало V в. до н.э.

Люди приносили в храмы тысячи и тысячи таких скульптур. Когда они вырабатывали свой срок, их закапывали в специальные ямы. Так их и нашли археологи.

В Идалионе было святилище-роща, которое раскапывал немецкий археолог Макс Онефальш-Рихтер. Святилище можно было условно поделить на три части: храм, где на жертвенниках сжигались подношения богине, жреческие апартаменты и двор, в котором выставлялись многочисленные вотивные фигурки. Согласно античному мифу, именно вблизи Идалиона от клыков дикого вепря погиб Адонис, возлюбленный Афродиты.

Вот такую картину застал археолог, когда в 1885 году вел раскопки в святилище Афродиты в Идалионе. Огромные фигуры богинь и смертных дев, посвященные Афродите; одни стоят - как стояли больше двух тысяч лет, другие разбились - от одной статуи откололась голова, от другой - ноги в сандалиях, от третьей - рука в массивном браслете, несущая богу бычка. Все они созданы в разные эпохи и даже разными народами. Вероятно, так же, как Идалион, когда-то выглядели Олимпия, святилище Аполлона в Дельфах, Афинский Акрополь, но от них дошли в основном только фрагменты, Кипр же более полно сохранил облик своих святынь.
Хотя никаких письменных упоминаний о месте, где происходили мистерии Афродиты, не сохранилось, многие исследователи склоняются к мысли, что, как и в культах других богов, обряды происходили обычно в священных рощах, где воздвигались специальные жертвенники. В одной из таких рощ Пигмалион просил Афродиту оживить Галатею. По преданиям, божество, как правило, само давало определенные знаки, и указывало, где именно надо воздвигнуть храм. Именно этой причиной объясняют то, что многие святилища находились в пустынных, далеких от жилья местах. Таким образом, исходя из дальнейшей всемирной известности кипрского храма Афродиты и его особой роли в культурной традиции античности, уместно предположить, что само место для постройки храма было выбрано отнюдь не случайно. Согласно единодушному мнению современных археологов и историков, в среде догреческого населения Кипра уже задолго до описываемого периода существовал древнейший, по сути своей оргиастический культ, обтекаемо определяемый современной наукой как культ «богини плодородия». На основе археологических находок считается, что «богине плодородия» начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3 тыс. до н.э.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации Andrea Watson

    В древние времена мужчины поклонялись богине Афродите, занимаясь любовью со служительницам ее культа в кипрском Пафосе. Как пишет корреспондент , сегодня это место обретает новую известность.

    В 2017 году город Пафос получит звание европейской культурной столицы. Кто бы мог подумать, что этой чести будет удостоен обыкновенный курорт на западе Кипра с его бесконечными бетонными отелями, китайскими и индийскими забегаловками, пивнушками, банальными сувенирными лавками, игровыми автоматами и всеми прочими атрибутами массового туризма в стиле семидесятых!

    Это решение удивило до глубины души даже некоторых местных жителей. Что же усмотрел в нем Европейский союз, принимающий решение о присвоении этого звания?

    В 1966 году один местный фермер, вспахивая свое поле недалеко от бухты, где промышляли владельцы лодок со стеклянным дном, случайно наткнулся на объект огромной археологической ценности.

    В ходе раскопок выяснилось, что под землей скрывался самый крупный на Кипре греко-римский город - с виллами, дворцами, театрами, крепостями и усыпальницами - и одно из самых больших римских поселений во всем Средиземноморье.

    Секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен

    От Неа-Пафоса, как назывался этот город в древности, остались одни развалины. Однако мощные землетрясения, которые обрушились на Западный Кипр в IV веке и сровняли с землей большую часть строений, пощадили огромную сокровищницу мозаичных полов, и те дошли до наших дней почти нетронутыми.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption На некоторых из мозаичных картин, сохранившихся на месте расположения храма Неа-Пафоса, изображены эротические сцены из греческой мифологии, такие как история Аполлона и Дафны

    По мнению экспертов ЮНЕСКО, включивших Пафос в Список объектов всемирного наследия, это одни из лучших образцов мозаики во всем мире: "красочный альбом древнегреческой мифологии", страницы которого составляет целая анфилада комнат с иллюстрациями мифов о Фисбе и Пираме, об Эхо и Нарциссе, о похищении Ганимеда, об Аполлоне и Дафне и обо всем пантеоне богов.

    Помимо руин древнего города Неа-Пафос, которые сегодня открыты для посетителей со всего мира, эксперты ЮНЕСКО оценили и храм Афродиты на территории современной Куклии, возведенный в 1200 году до нашей эры и некогда бывший главным святилищем Средиземноморья, посвященным богине любви.

    Сегодня на Кипре имя Афродиты используют для рекламы всего на свете - от аренды машин до вилл, но в дохристианскую эпоху оно служило совершенно иным целям: бесчисленные паломники, устремлявшиеся в ее храм, молились этой богине перед соитием со служительницами культа Афродиты. Такая вот древняя форма секс-туризма.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption От храма Афродиты в Неа-Пафосе уцелели только колонны

    "Не может быть!" - воскликнет читатель. Но это так: полчища туристов приезжали сюда не только поклониться богине, но и поучаствовать в диких оргиях в ее честь (запрещенных римским императором Константином в 400 году нашей эры), где секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен.

    Свободная любовь?

    В современных путеводителях могут обходить молчанием принятые в те времена на Пафосе обряды, но греческий историк Геродот, писавший о Кипре в V веке до нашей эры, раскрывает удивительные факты.

    "Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу".

    По его словам, это требование относилось к женщинам всех сословий - и низкого, и высокого, хотя богатые женщины часто ездили в храм в закрытых повозках.

    Земля Кипра разжигала в мужчинах похоть Лудольф фон Зухен, немецкий священник

    "Отказываться брать деньги женщине не дозволено […] Девушка должна идти без отказа за первым же человеком, который бросил ей деньги".

    Историк ехидно добавляет, что особенно некрасивым женщинам иногда приходилось ждать этого человека годами.

    Те же сведения приводятся в монументальном труде Джеймса Фрезера "Золотая ветвь", посвященном сопоставлению религий.

    "На Кипре первоначально обычай, очевидно, требовал, чтобы перед замужеством все женщины отдавались чужестранцам в святилище богини", - пишет он, уточняя, что подобные традиции бытовали в Вавилоне, Библосе и Баальбеке, а также в Армении и Турции.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption Храмовые проститутки носили ритуальные головные уборы и были обязаны отдаваться всякому мужчине, заплатившему им

    Память об этих обрядах, которые, вероятно, постепенно отошли в прошлое после введения в Риме запрета на подобные практики, жила еще много веков.

    В 1336 году немецкий священник Лудольф фон Зухен, описывая языческие паломничества на Пафос, предупреждал о том, что "земля Кипра разжигала в мужчинах похоть".

    Считается, что настоящая или мифическая Афродита, или Венера, воплощающая в себе весь сонм древних богинь плодородия, была супругой своего первого жреца - короля Кипра.

    Богиня знаменита не только удивительной красотой, но и своими многочисленными любовниками.

    На известной картине Сандро Боттичелли чаровницу, которая, согласно легенде, родилась из морской пены, образованной из отсеченного пениса Урана, несут к берегу легкие ветра-зефиры, а нимфа спешит прикрыть ее обнаженные прелести развевающейся шелковой мантией, украшенной цветами.

    Ловушка для туристов

    Даже сегодня, в XXI веке, киприоты настолько влюблены в этот миф, что совершенно искренне уверяют посетителей, будто богиня родилась у берегов Пафоса.

    Все экскурсионные маршруты лежат через скалу Петра-ту-Ромиу, куда она ступила, выходя из моря; причем туристам настоятельно рекомендуют взять с собой фотоаппарат. Щелк! щелк! - и автобус катится дальше, к руинам близлежащего храма, посвященного Афродите.

    Здесь в сувенирной лавке я наткнулся на книгу покойного Стаса Параскоса (художника и основателя Кипрского колледжа искусств, расположенного недалеко от Пафоса), которая стала для меня настоящим откровением.

    Параскос знаменит тем, что стал последним художником в Великобритании, признанным виновным в непристойном поведении, так что он, конечно, не стал стесняться истории своей родины.

    В книге "Афродита: мифология Кипра" Параскос искусно переплетает факты с художественным вымыслом, рассказывая выдуманную историю паломника, своими глазами лицезревшего весенний праздник-афродизию с его обрядами, жертвоприношениями и мистическими слияниями с богиней.

    Правообладатель иллюстрации Wikipedia Image caption Афродита, изображенная на картине Боттичелли "Рождение Венеры", вероятно, воплощает в себе образы нескольких богинь плодородия со всего Средиземноморья

    Герой книги сталкивается и с вполне обыденными вещами - ищет себе место для ночлега и спасается от воров и проституток, затесавшихся в толпы греков, египтян, персов и филистимлян.

    Повествование основано на подлинных источниках, а в конце книги автор рассказывает о тех пережитках культа Афродиты, которые еще сохранились на современном Кипре.

    От храма, по сути, не осталось и следа, но описание этого здания в гомеровской "Илиаде" совпадает с изображением на римской монете, датируемой 200 годом нашей эры, которая была найдена недалеко от Куклии и теперь хранится в Британском музее.

    Храм представлял собой открытое каменное сооружение с так называемыми вотивными столбами вокруг огромного конусообразного камня - древнего символа богини плодородия.

    Теперь этот фаллический монумент, почерневший от существовавшего до недавних пор обычая местных женщин помазывать его оливковым маслом, хранится в расположенном у развалин музее, который некогда был усадьбой крестоносца.

    Здесь же выставлена копия красивой мозаики, изображающей Леду, которая обнажается перед вожделеющим ее Зевсом, принявшим облик лебедя (оригинал мозаики хранится в Кипрском музее).

    Среди холмов, где один из любовников Афродиты, Арес, убил на охоте своего соперника Адониса, уже не раздается лай собак и звуки кимвала. Теперь здесь слышен лишь тихий стук клюшек для гольфа, который доносится из отеля "Афродита Хиллз".

    Непреходящая слава этого имени и помогла Пафосу стать культурной столицей Евросоюза и войти в Список объектов всемирного наследия.

    Как утверждает ЮНЕСКО, в него включаются только объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность.

    Благодаря своей тесной связи с богиней любви, вдохновлявшей писателей, поэтов и художников на протяжении всей истории человечества, Неа-Пафос и Куклия очевидным образом соответствуют этому требованию.

    Пафос надеется на собственное возрождение и верит, что в этом ему помогут Афродита и реликвии удивительной и древней культуры, сокрытые под поверхностью современного Кипра.