Open
Close

Кто возненавидит отца своего и мать свою. Возненавидь отца и мать? Иисус может призвать нас отказаться от чего-то настолько личного, полного любви и почтения, как посещение похорон отца

Обычаи, обряды, традиции, приметы


Верить или не верить в приметы, соблюдать или не соблюдать обряды и традиции каждый решает для себя сам, но не доводите соблюдение до абсурда.

Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие застает нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказывается, не все так просто. Порой люди используют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно проводить человека в последний путь.

В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или не рыдать.

В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто‑нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой».

Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.

Не часто, но все‑таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы с нечистыми. Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй».

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой - с мыльной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.

Желательно, чтобы омовение происходило в светлое время суток - от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей.

Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

После омовения умершего одевают в новую светлую чистую одежду. Обязательно надевают крест на умершего, если у него его не было.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Родным и близким нельзя делать гроб.

Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать их.

Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.

На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.

Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машинально не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока в доме покойник, не следует мести пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).

Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.

Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели - отгоняет нечистую силу.

Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разрешайте этого, не причиняйте себе вред.

Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь.

В течение трех дней над умершим читают Псалтырь.

Псалтырь читают непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.

В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

Бывает, что вместо подсвечника используют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кормить птицу или скот.

Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ.

Следите, чтобы под покойника не положили чьи‑нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где‑нибудь подальше сжечь.

Иногда по незнанию некоторые сердобольные мамы кладут фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вовремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.

Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто‑нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начинает болеть.

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто‑то и начинает завязывать узлы на тряпках, объясняя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.

Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей.

При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб - бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое - чтобы получился правильной формы крест).

Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

По христианскому обычаю, когда человека хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.

Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, подержитесь за его ноги.

Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делают для наведения порчи.

Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому‑либо.

При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.

После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.

Хоронить покойника с музыкой - не по‑христиански, хоронить следует со священником.

Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязательно сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.

Желательно, во избежание всяких неприятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что‑нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети или взрослые по неосторожности не выпили из этого стакана или не съели чего‑нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто‑то советовать. Лучше будет, если водку выльете на могилку.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Существует и такой вид порчи: в гробу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в ведро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем используют для наведения порчи.

Вот еще один вид порчи, в которой присутствуют несовместимые вещи - смерть и цветы.

Один человек дарит другому букет цветов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле.

Если у кого‑нибудь из вас умер близкий или родной человек и вы по нему часто плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.

Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шапку), который носил покойник, перед входной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры остатки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.

Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что‑нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто‑то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в будущей жизни не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие телами, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Святого.

Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвование на церковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

Если вам на пути встретилась похоронная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.

Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы - этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

Если берут землю для «печатания» покойника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из‑под ног.

Когда кто‑нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из‑под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.

Умершего человека не оставляйте одного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.

На том месте, где в доме лежал покойник, необходимо положить топор, чтобы больше в этом доме долго не умирали.

До 40дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

Ни в коем случае не надевайте на покойника свой нательный крестик.

Перед погребением не забудьте снять с покойника обручальное кольцо. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.

Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40дней.

Нельзя, чтобы слезы капали на покойника. Это тяжелый груз для усопшего.

После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.

Когда из дома выносят покойника, смотрите за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.

После выноса покойника из дома старый веник следует тоже унести из дома.

Перед последним прощанием с покойником на кладбище, когда поднимают крышку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.

Гроб с покойником, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо к выходу.

Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии.

Ни в коем случае не слушайте тех людей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в которой обмывали покойника.

Если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.

Когда поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (впереди) субботу или воскресенье.

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читают молитвы за усопших, не совершают по ним панихиды.

Поминать усопших Православная церковь разрешает со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи).

Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов - постной, в мясоед - скоромной.

Татьяна, добрый день. Спасибо, что читаете наш сайт. Меня зовут Станислав, я постараюсь вам помочь.

Вот место, о котором пойдет ниже речь:

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
(Лук.14:26)

Стоит также упомянуть в контексте слов Иисуса итог:

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
(Лук.14:33)

Для понимания обратимся к современному переводу:

14:26 «Если кто приходит ко Мне, любя отца и мать, жену и детей, братьев, сестёр или даже свою собственную жизнь больше, чем Меня, он не может быть Моим учеником.
14:33 Так и каждый из вас, кто не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником!

При изучении наставлений Христа особое внимание я уделяю образному языку. И именно в нашем случае Он использовал прием — гипербола.

Гипербола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.

Иисус часто говорил образами, такими как — родиться второй раз, есть Мою плоть, вырвать глаз и в нашем случае — возненавидеть отца и мать.

Если понимать буквально сказанное Иисусом, то мы придем к явному абсурду. Но если мы заменим буквальное значение образным, то перед нами откроется истина. Мы поймем Бога, Его намерения и любовь.

Для познания истины не будет лишним найти параллельное место в Писании. В нашем изучении мы смело можем сослаться на это:

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
(Матф.10:37)

Перед нами уже две формулировки одной мысли: «не возненавидит» и «любит более, нежели Меня».

Глубина этих слов имеет разный контекст в зависимости наших от жизненных ситуаций.

Например, наши родственники могут счесть безумием наш интерес ко Христу. Будут очень яро выступать против нашей веры. Тут мы можем оказаться на пути выбора: возлюбить Иисуса больше, чем «заботу» родственников. Чтобы верно реагировать на подобные ситуации нам потребуется помощь Бога и наш духовный опыт.

Когда родственники Иисуса проявили «заботу», думая, что Он сошел с ума — решили забрать его из толпы.

21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
(Мар.3:21)

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Мар.3:31-35)

Тут мы читаем, что даже Иисусу предстояло противостоять «излишней заботе» со стороны своей матери, родных братьев и сестер. Какой Он сделал выбор?

Подводя итог на наше исследование, мы выделим следующие аспекты ответа:

  1. стоит учитывать образный язык
  2. изучить контекст главы, не вырывая стих из него
  3. поискать параллельные места в Писании
  4. посмотреть на пример Иисуса Христа

А ответ будет найден уже нашим духовным опытом. Но, что точно не стоит делать — буквально понимать наш отрывок Евангелия от Луки 14 глава в 26 стихе.

Благословений вам!

В Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26 ). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям - отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17 )? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью - ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51 ). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27 ).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. - Р.М. ) преданием вашим (то есть человеческим. - Р.М. )» (см. Евангелие от Марка, глава 7, стихи 1-13 ). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «...Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит...» следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери...»

Кроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит - любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «...Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33 ). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы - «отрешиться от всего». В контексте слово «все» - это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти - то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте - и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то - на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час...

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие - это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскоому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет... Настоящая любовь не может поступать иначе.

Святые - канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой - ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто - надо попробовать быть христианином. Ведь христианство - это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство - это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ ,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку - домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан - спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте - отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать - это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным... Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам - самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая - спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Священник Игорь ФОМИН
клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади:

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми...

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом - что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж - профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее... Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь - «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.

"...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;..." (Лук.14:26)

Есть также слова Иисуса из Евангелия от Матфея 10:37: «Кто любит отца или мать БОЛЕЕ, нежели Меня, не достоин Меня». Не верно вырывать только одну фразу, если она противоречит другой, тем более, если в языке-оригинале слово "ненавидеть" означает только степень внимания-привязанности-любви. Ведь есть и многие-многие другие слова в Евангелии, например: "Он сказал в ответ: ВОЗЛЮБИ Господа БОГА твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и БЛИЖНЕГО твоего, КАК самого СЕБЯ". (Лук.10:27), поэтому, слова о "ненависти" к родственникам нуждаются в более внимательном рассмотрении.

Во-первых - чуть больше внимания к языку, с которого сделан перевод:

Иннокентий Павлов пояснял, что в семитских языках вообще отсутствуют сравнительные степени. А что в них есть, чего нет в русском языке? Как сказать, например: я люблю мороженое больше газировки? Приходится говорить: люблю мороженое, а газировку ненавижу. Понятно, что в таких языках слово "ненавидеть" не означать "злиться", "презирать" и т.п... Впрочем, сказать "больше люблю" - только кажется изящно, а по сути, если задуматься, ну что значит "больше люблю"? http://krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/10_37.htm

Во-вторых - хоть немного для начала попытаться вникнуть в смысл слов в контексте перевода:

"Главная мысль этих текстов заключается в том, чтобы поставить Бога в центр своей жизни. Слова Христа касаются расстановки приоритетов, а не чувств к своим ближним... Об этом же свидетельствуют и слова Иисуса из Евангелия от Матфея 10:37: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Очевидно, что Господь говорит не о том, что не нужно любить отца и мать, а о том, что первое место должно быть отведено Богу. Об этом свидетельствуют и главные заповеди, на которых построено все учение Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:37-39). http://www.sokrsokr.net/content/view/1579/

А вот ещё мысль по-этому поводу: "Я полностью разделяю ответ Владимира Старковского, клановость, безусловно, да, ибо это разъедает человечество более любого эгоизма. Не совершит еще эгоист того, что любящий «своих» в ущерб чужим. Вся проблема науки в СССР была не в том, что эгоисты-бездари (бездари только в науке, но ведь остальное перекрыли) лезли в институты, а в том, что высокопоставленные любящие родители всеми правдами и неправдами тянули бездарных в науке (и часто сопротивляющихся!) детей в институты. А далее под этих дипломированных уже детей иногда даже создавались целые институты.
Но лично я применяю этот отрывок еще и в отношении другого более трагичного и глубинного факта. Нам поручены наши близкие – дети в первую очередь, Богом на воспитание. И как форма защиты нам порученного дано Богом величайшее страдание в случае его потери. Но если потеря все же происходит, а страдание таково, что уже разрушает и отношения с Самим Богом, с Тем, Кто нам близких поручил и ради Кого по сути все и делается – тогда тоже надо вспомнить эти слова Иисуса, я так думаю." http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=49241

Видимо, христианин призывается к любви к ближнему, а ближний - это тот человек, кто рядом в данный момент, и его нужно любить так, как себя! А не "любить" только свою родню, свой клан, "семью" (не помогать только своим родственникам, чтоб не происходило от этой "любви" к "семье" "угнетения" всех остальных, которое не даёт им развиваться, и даже просто жить, существовать - за что, например, некоторые рьяно упрекали до революции 1917 года правящую верхушку и вообще всех богатых, и зажиточных людей нашей страны, в частности "кулаков"...). (о богатстве, кстати, тоже говорится: "...Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;..." Матф.19:23). Все люди - братья и сестры, все от единого Бога произошли... но после грехопадения - отдалились от Него... И кто - теперь близок Богу и как это воссоединение может начать проиcходить, как двигаться в сторону воссоединения с Богом?:

"Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь". (Матф.12:46-50)

Рецензии

Что такое: "Око - за око и зуб - за зуб"? Это как раз и есть проявление той клановости и семейственности - "Люби друзей своих и ненавидь врагов своих". Но, как ни странно, это было и заповедью ветхозаветной любви в том её понимании, какова она была возможна. т.е. если тебе выбьют глаз, то не убивай всю родню обидчика - выбей ему глаз тоже. Если выбьют зуб, то не отравляй весь его скот, к примеру, а выбей зуб тоже, т.е. дай в морду. И всё, расходитесь.

Мировоззрение церковного и нецерковного человека очень отличается в вопросах, что есть грех, а что добродетель. Но в одном они точно едины: любовь — прекрасное, Богом данное человеку чувство, замечательная способность его души. А может ли любовь быть проявлением страсти или пристрастия, своеобразной болезнью духа? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

— Владыка, как понимать слова: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). Как может Бог, имя которого Любовь, так открыто призывать к ненависти?

— На мой взгляд — это один из основных нравственных ориентиров в христианстве. Именно в этой фразе Христос расставляет приоритеты в жизни человека: как он должен относиться к себе, к ближнему и к Богу. Здесь речь идет не о ненависти в прямом смысле слова, а об отречении от земных привязанностей ради Христа, о неком жизненном выборе. Человек на первое место в своих мыслях, поступках, повседневных заботах и великих устремлениях должен ставить Бога. А все остальное распределяется вокруг Господа. Когда же в центре жизни помещается кто-то или что-то, а Бог остается на периферии, духовного совершенства достигнуть невозможно.

Поэтому человек должен возненавидеть или отвергнуть человеческую привязанность и последовать за Христом. Потому что, возлюбив всем сердцем Господа, он начинает любить и тех людей, которые являются образами Бога, Его творением. Совершенно другую картину мы видим, когда человек вроде бы и верит в Бога, любит Его, но на первое место ставит ближних, а на самом деле зачастую даже и не ближних, а самого себя.

Также в этом отрывке говорится о том, что человеку приходится каждодневно, выбирая между Христом и ближним, на самом деле выбирать между грехом и добродетелью. Об этом же фраза: Враги человеку — домашние его (Мф. 10, 36). Часто наша любовь к ближним не является в самом высоком смысле любовью, это проявление страстей самолюбия, тщеславия, гордости. Или же эти страсти проявляются в жизни наших ближних, когда они чего-то требуют от нас. Когда наши ближние просят о помощи, конечно же, нужно послушать их и помочь. А вот когда выполнение их просьбы — грех, нужно бескомпромиссно поступить по заповеди, следуя за Христом.

— В светской литературе нередко можно встретить рассуждения о святой материнской любви, которая способна на великие чудеса. Скажите, любовь матери свята априори или в ней может быть нечто несовершенное?

— В каком-то смысле материнская любовь действительно свята. Она, наверное, самая преданная, бескорыстная, жертвенная. Женщина ради детей, как правило, готова на любой подвиг, на саму смерть, забывая о себе.

Но, с другой стороны, и в любви матери к своим детям может прослеживаться эгоизм, гордость, тщеславие. Как любое чувство, если оно не основано на любви к Богу, материнская любовь может быстро обратиться в страсть. Порой мы видим, что именно из-за беззаветной любви матери сын или дочь вырастают настоящим чудовищем. Потому что любовь матери все и вся покрывала, даже грех.

Есть прекрасные примеры по-настоящему жертвенной любви, например жизнь мучеников Иулиты и Кирика. Женщина, имея единственного сына, выбрала смерть и себе, и своему ребенку, но не отреклась от Христа. А для матери это самое страшное. Ведь когда страдаешь ты — это одно, но когда видишь страдания любимых людей, это намного тяжелее. И ее выбор — это не бесчувствие, не холодность, а поступок настоящего верующего человека. Ведь все мы умрем. Вопрос — как: сохраним ли достоинство, с чем будем уходить? Это очень важно.

— Заповедь о любви к родителям мы также находим на страницах Священного Писания. Но в то же время наступает в жизни человека момент, когда он должен, образно говоря, улететь из родного гнезда. Это всегда болезненно и для детей, и для родителей. Как христианин должен относиться к этому?

— В Священном Писании сказано: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12). Это общечеловеческий принцип жизни. Но также мы встречаем и другую фразу: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19, 5). Достигнув определенного возраста, человек оставляет дом своих родителей, их семью и начинает создавать свою. Это болезненно. Но тот родитель, который правильно все понимает и имеет любовь к своему ребенку, а не страсть, немного потерпев, отпускает его и со временем получает плоды. Видя внуков, заботы своих детей о себе. Очень важно дать детям сделать тот выбор, который когда-то сделал и ты. А если у тебя этот выбор был ошибочен, помоги не ошибиться своим любимым.

— Как любовь отличается от страсти?

— Критерий один — если наши поступки, наши добродетели соответствуют учению Христа, Священному Писанию. Порой приходит к священнику молодая пара и говорит, что у них любовь. А оказывается, что это просто влюбленность, а то и страсть.

Почитайте описание любви в 13 главе первого послания апостола Павла к Коринфянам, у святых отцов. Везде мы видим, что любовь — это самопожертвование, способное не искать своего, терпеть, верить.

А в жизни зачастую бывает так, что мы думаем, будто это любовь, но когда не встречаем ответного чувства, наша любовь очень быстро превращается в ненависть. Часто мы считаем, что любовь — это когда нас должны любить. А в Евангелии нигде не сказано, что нас будут любить. Любовь — это та добродетель, которую мы должны рождать в своем сердце и применять ее к окружающим нас людям.

— Получается, христианин должен создавать семью с холодным сердцем и благочестивыми намерениями?

— Конечно, нет. Если создается семья, между людьми должны быть и влюбленность, и взаимное тяготение, и сфера общих интересов. Люди должны быть похожи, заинтересованы друг в друге.

Другое дело, что нужно прекрасно понимать, и об этом свидетельствует опыт всех семей: до конца ты никогда не знаешь, что будет. Хорошо ты можешь узнать человека, съев с ним, как говорится, пуд соли.

Влюбленность — это не плохо. Плохо, когда на ней останавливаются и делают из нее идола. Нужно понимать, что любовь не сама появляется. Это добродетель, которую нужно стяжать через труд в терпении, в работе над собой, во взаимном уважении и взаимном смирении друг перед другом.

— Один из самых близких людей в жизни христианина — это духовник. Ему доверяют такие сокровенные тайны, о которых не рассказывают порой самым близким родственникам. Естественно, что такое доверие рождает сердечное расположение. Где грань, отделяющая уважение, любовь к духовнику от болезненного пристрастия?

— Сложно сказать. Когда мы говорим о людях, то до конца не сможем отделить Божественную любовь от любви человеческой. Но критерий все тот же — мы что-то делаем Христа ради или себя ради? Надо человеку подумать и ответить себе на вопрос: что он ищет от духовника? У него настоящая любовь к этому человеку или это любовь к себе: дайте мне, выслушайте меня, утешьте меня. Когда человек пытается поставить на служение собственного эгоизма труд и подвиг священника.

Настоящая любовь чада к своему духовнику проявляется в послушании, в исполнении Христовых заповедей, в попытке подражать священнику в его добродетелях, в умении прощать батюшку, не заметить его человеческие немощи.

Женщине сложнее, она существо сердечное, и потому ей естественно сердцем прилепляться к мужу, к духовнику, к детям. Но нужно прекрасно понимать это и голову не терять. Важно испытывать свою совесть, трезвиться. Ведь в большинстве случаев, когда мы совершаем тот или иной поступок, понимаем, совершаем грех или нет. Нам подсказывает это совесть.

Духовник тоже должен видеть, что движет его духовными чадами: страсть, человеческая привязанность или же действительно любовь ко Христу. Многоопытный духовник видит это и где-то приголубит, пожалеет, а где-то и жезлом, как говорится, вразумит. Это естественно, а разве не так же воспитывают детей?

— А ведь есть люди, которые по природе своей очень холодны. Им в принципе легко кого угодно отвергнуть и забыть…

— Знаете, я очень разных людей в жизни встречал: и горячих, любвеобильных, и холодных, и эгоистов. Тут, я думаю, очень важно смотреть, как человек относится к себе. Посмотреть, что движет человеком: добродетель, желание Христа ради что-то сделать или самолюбие? Если он требователен по отношению к людям, но при этом очень суров к себе, живет в подвиге, тогда это можно понять и понести. Но в большинстве случаев оказывается, что по отношению к другим людям человек требователен, а по отношению к себе не очень.

Важно читать святых отцов, ведь перед нами открывается удивительный мир, в котором можно найти массу примеров, как святые отцы поступали в той или иной ситуации. Например, спрашивают у Пимена Великого: «Надо ли будить уснувшего на службе брата?» Он отвечает: «Я бы положил голову брата на колени и упокоил его». А ведь по аналогии можно решить массу ситуаций. Например, надо ли нападать на девочку, пришедшую в храм в брюках, или лучше упокоить ее, поделившись своими знаниями, своей любовью? Можно, увидев хулигана, накричать на него. А вот старец Паисий говорит: «Если ты видишь сироту, прежде чем наказать или научить его, сначала обогрей. Потому что он, как ежик, должен сначала спрятать иголочки».

— А любовь к Богу всегда совершенна или также может носить какой-то искаженный характер?

— Когда человек сознательно приходит в храм, начинает пытаться жить церковной жизнью, то он должен постоянно задавать себе вопрос: «Кого я ищу?» В Православии, несмотря на обилие самых разнообразных форм церковной жизни, главное, кого должен искать человек, это Христос. Потому нужно спрашивать себя: «Куда я иду? Что в этой ситуации для меня важно: красивое кадило, возвышенная богословская мысль, уставная особенность или Христос?» По уставной особенности нужно поднять спящего брата, а вот Пимен Великий готов его упокоить…

— Владыка, а есть ли «лекарство» от пристрастного отношения к кому-либо?

— Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Лучше ошибиться в любви, чем в ненависти». Когда ты веришь Богу, когда ты Христа ради пытаешься что-то делать, конечно, бывает, и ошибаешься, и падаешь, но жив Господь, и Он ведет, направляет. Часто мы даже сами этого не замечаем, но однажды посвятив себя этому деланию, мы бываем исправляемы Господом. Он нас останавливает, посылает болезнь, смиряющие обстоятельства, которые не дают нам, слава Богу, быть побежденными той или иной страстью, в том числе и пристрастием.

Беседовала Марина Шмелева