Open
Close

Кто такой рене декарт что он создал. Рене декарт - биография, информация, личная жизнь

Декарт Рене (краткая биография этого человека является объектом нашего исследования) был знаменитым французским физиком, математиком, а также физиологом и философом. Являлся основателем новоевропейского рационализма. Один из самых влиятельных метафизиков Нового времени.

Жизнь Рене Декарта

Ученый родился 31 марта 1596 года во Франции. Так как родители были дворянами, мальчик с самого детства получил хорошее образование. В 1606 году Рене был отправлен в иезуитскую коллегию Ла Флэш. Так как здоровье парня было слабое, в учебном заведении для него делали послабления режима. Например, его утро начиналось немного позже, чем у других учеников. В этой же коллегии Декарт возненавидел схоластическую философию и проносил это чувство через всю жизнь.

Окончив коллегию, Рене решил получать дальнейшее образование, поэтому получил степень бакалавра права в университете Пуатье.

И уже в 1619 году Декарт окончательно принимает решение заниматься наукой. В этот период он смог открыть азы новой «удивительнейшей науки».

В двадцатом году семнадцатого века знакомится с математиком Мерсенном, который оказал на ученого значительное влияние.

В 1637 году выходит знаменитая работа Рене Декарта, опубликованная на французском языке, - «Рассуждение о методе». Именно с этой публикации начиналась новоевропейская философия.

«Рассуждение о методе»

Декарт Рене (краткая биография является тому подтверждением) имел философскую точку зрения, которая иллюстрировала попытки европейской культуры и традиций освободиться от старых понятий и построить новую жизнь, а также и науку. Истиной, по рассуждению ученого, считается только «естественный свет» человеческого разума.

Конечно, Декарт не исключает ценность человеческого опыта, но он считает, что единственная его функция - это помощь разуму в тех случаях, в которых сил для познания недостаточно.

Рене Декарт, идеи которого используются в современной философии, рассмотрел понятие дедукции, или «движения мысли», в котором соединяются интуитивные истины. Человеческий интеллект слаб, поэтому нуждается в постоянной проверке сделанных шагов. Эта методика нужна для того, чтобы проверить отсутствие пробелов в рассуждениях. Такую проверку ученый называет индукцией. А вот итог дедукции - это система всеобщего знания, или «универсальной науки». Такую науку Рене сравнивает с деревом. Его корень - это метафизика, ствол - физика, а ветви составляют такие науки, как механика, этика и медицина. Каждая из этих наук должна приносить пользу. Для того чтобы каждая отрасль была максимально эффективной, абсолютно правильной должна быть метафизика.

Сомнение и истина

Декарт Рене, краткая биография которого описывает самые важные жизненные этапы, считал, что метафизика как наука должна начинаться с безоговорочной постоянной любого начала. Ему кажется, что в существовании всего мира и Бога можно усомниться, а вот в том, что существует человек, он уверен.

«Сомневаюсь, следовательно, существую» - истина, сформулированная Рене Декартом, которая сделала значительный поворот европейской Основой любой мысли является сознание, поэтому ученый отрицает любое проявление бессознательного мышления. Идея - это настоящее свойство души, поэтому она является «мыслящей вещью».

Однако, несмотря на то что ученый считает собственное существование несомненным, он полностью не уверен в том, что душа существует. Ее даже можно считать субстанцией, существующей отдельно от человеческого тела. На самом деле человеческое тело и душа являются верными союзниками. Но так как последняя сама по себе независима, то для Рене Декарта это залог вероятного бессмертия души.

Размышления о Боге

Декарт Рене, краткая биография которого является доказательством становления новой философии, размышлял и об учении о Боге.

К тому же впоследствии смог дать несколько доказательств существования всевышнего. Самым известным фактором является онтологический аргумент. Невозможно отрицать существование Бога без противоречий.

Не менее значимым аргументом считается сама необходимость для человека существования всевышнего. От Бога мы получаем веру в то, что внешний мир существует и он реален. Господь не может обманывать, поэтому и материальный мир существует на самом деле.

Натуралистическая философия

После того как ученый убедился в существовании материального мира, он начинает изучать его свойства. Главным качеством любых материальных вещей является их протяжение. Пустого пространства не существует, ведь везде, где есть протяжение, есть и протяженная вещь.

Учения Рене Декарта о философии природы сообщают о том, что другие свойства материальных вещей существуют только в человеческом восприятии. А в самих предметах их нет.

Ученый считает, что вся материя состоит из нескольких элементов: земли, огня и воздуха. Отличаться предметы могут только величиной. К тому же вещи не могут менять свое состояние без наличия раздражителей. А двигаются они по прямой - символу постоянства.

В своих сочинениях Рене Декарт рассказывает о сохранении заданного количества мирового движения. Но само движение не является свойством материи, а исходит от Бога. Одного первотолчка вполне достаточно, чтобы материя, находящаяся в хаосе, самостоятельно превратилась в гармонический космос.

Душа и тело

Рене Декарт, открытия которого известны во всем мире, много времени посвятил изучению живых организмов. Он считал их чуткими механизмами, которые способны адаптироваться к любой окружающей среде и реагировать на внешние раздражители. Внешнее воздействие передается в мозг и влияет на сокращение мышц. Движения, осуществляемые телом, - это последовательность и совокупность сокращений.

У животных души нет, да она им и не нужна. Но ученого волновало не это. Его интересовало больше то, почему душа есть у человека. В людском теле она может выполнять функцию корректировки естественных реакций тела на раздражители.

Ученый изучал внутренние органы животных, а также исследовал зародыши на всех этапах их развития. Труды Рене Декарта стали залогом современного успешного учения о рефлексах. В его работах были показаны схемы рефлекторных реакций с учетом рефлекторной дуги.

Рене Декарт: достижения в области физики и математики

Ученый являлся первым, кто ввел коэффициенты, переменные величины, а также обозначения степеней. Внес свой вклад в теорию уравнений: сформулировал правило знаков для нахождения числа отрицательных и положительных корней. Также показал, что уравнение третьей степени можно решить в квадратных радикалах или же с помощью линейки и циркуля.

Характер ученого

Рене Декарт, открытия которого оказались весьма полезными для всего общества, был очень молчаливым человеком, и на все вопросы, которые требовали мудрых ответов, отвечал просто и сухо. Такое поведение стало причиной довольно уединенного образа жизни. Однако в обществе близких друзей и знакомых он становился очень общительным и веселым собеседником.

По словам Балье, вокруг ученого собралось большое количество верных и преданных друзей и поклонников, но ученый не был наделен способностью любить других. В общении с равными себе был высокомерным и надменным, но, приблизившись к особам высшего происхождения, сразу становился льстивым царедворцем.

Несколько слов о Рене Декарте

Мать ученого умерла через несколько дней после его рождения. Сам мальчик остался жив, но до двадцати лет находился в состоянии, плохо граничащем с жизнью. Постоянный сухой кашель и бледный цвет лица были подтверждением. Свое детство он провел в чудесном месте, которое славилось мягким климатом, плодородными почвами и волшебными садами.

Закончив школу в семнадцать лет, он совершенно перестал увлекаться книгами и учебой. Молодого человека интересовали лишь фехтование и верховая езда. Но это не значит, что его творческая личность не получала знания, которые ей понадобились для дальнейшей деятельности.

Все переживания и впечатления, которые полностью охватывали юного Декарта, сразу же становились обобщениями и законами. Во время увлечения фехтованием будущий ученый написал «Трактат о фехтовании».

В конце жизни Рене побывал в Шведском королевстве по приглашению самой королевы Христины. Она обещала подарить уже старому ученому большое поместье в Померании. Но в обмен на это Декарт должен был обучить ее философии.

Болезненному человеку пришлось вставать очень рано, чтобы в пять утра уже быть во дворце. Поездка к замку королевы была длинной и суровой. Однажды во время такого путешествия ученый вернулся с воспалением легких. Проболев девять дней, Рене Декарт скончался.

Что открыл , французский математик, философ, физик, механик и физиолог, создатель современной алгебраической символики и аналитической геометрии, Вы узнаете из этой статьи.

Рене Декарт открытия и вклад в науку

Рене Декарт основные идеи в философии

Декарт придерживался дуалистической философии, признавая наличие 2 сущностей в мире: мыслящей и протяженной. Они взаимодействуют под началом создателя – Бога, который формирует обе сущности по одному закону. Но его главный вклад в том, что он сопоставил философию как классический рационализм с универсальным методом познания. Философ выделяет особую категорию – разум. Ему принадлежит особая роль – оценка опытных данных и выведение скрытых истинных законов на новом, математическом языке. И могуществу разума нет пределов при условии умелого применения.

Другая важная черта философии Декарта – это механицизм и скептицизм. Он убежден, что материя любого характера состоит из большого количества элементарных частичек, которые локально и механически взаимодействуют, производя природные явления. Рене Декарт критически относился к схоластической философской традиции.

Декарт вклад в биологию

Ученый прославился не только как истинный философ. Велики его заслуги и в биологии. Что сделал Рене Декарт? Он занимался исследованием строения всех органов животных и их зародышей на разных стадиях развития. Декарт был первым, кто сделал попытки выяснить суть произвольных и непроизвольных движений. Также ему принадлежит описание схемы рефлекторных реакций: центробежная и центростремительная части дуги.

Рене Декарт вклад в психологию

Самое крупное его открытие в психологии, которое оказало дальнейшее влияние – это введение понятия «рефлекс» и разработка принципа рефлекторной деятельности. Декартовая схема представляла собой модель организма в виде работающего механизма. В его понимании живое тело не нуждается во вмешательстве души. Кроме этого он разработал проблему страстей как телесного состояния, которая является регулятором психической жизни.

Рене Декарт вклад в медицину

Он пытался объяснить принцип работы двигательного аппарата, функциональность почек, механизмы вентиляции легких и так далее. Впрочем этим занимались все ученые того периода времени. Но его прорыв в том, что Декарт объяснил работу человеческого глаза с точки зрения оптических законов. Его взгляды были очень прогрессивны.

Рене Декарт вклад в математику

В своем труде «Геометрия» (1637 год) он ввел понятия «функция» и «переменная величина». Переменную величину Декарт представлял в двойной форме – как часть переменной длины с постоянным направлением координата точки, которая своим движением описывает кривую и как непрерывная переменная с совокупностью чисел, выражающие данный отрезок. Рене Декарт положил начало исследованиям свойств уравнений. Вместе с П. Ферма он разрабатывал аналитическую геометрию и создал метод координат.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные открытия Рене Декарта в разных областях науки.

Рене Декарт - французский математик, физик, механик и философ. Он первым отошел от схоластики Аристотеля, сформулировав современную версию дуализма души и тела, и продвигал науку, основанную на наблюдениях и экспериментах. Изобрел аналитическую геометрию и сделал скептицизм неотъемлемой частью научного метода. Считается одним из величайших философов в истории.

Его аналитическая геометрия стала огромным концептуальным прорывом, связав разрозненные области геометрии и алгебры. Декарт показал, что может решить сложные геометрические задачи, преобразуя их в более простые алгебраические. Он представлял горизонтальное направление как Х и вертикальное как Y. Эта концепция сейчас общепринята в математике и многих других науках.

Рене Декарт: биография в ранние годы жизни

Родился в хорошо образованной семье из высшего общества 31 марта 1596 года, во французской деревне Ла-Э-ан-Турен, которая ныне носит имя знаменитого математика. Его отец Иоахим Декарт работал адвокатом в суде в Бретани. Его мать Жанна Брошар была дочерью генерал-лейтенанта Пуатье. Рене был их третьим ребенком. Через год после его рождения мать Декарта умерла при родах. Отец Рене шесть месяцев в году проводил в суде в Ренне, расположенном в 300 км от дома. Мальчика воспитывали его бабушка и дядя. Иоахим Декарт женился во второй раз, когда Рене было четыре года, и навсегда переехал в город, но продолжал горячо любить своего сына.

Рене от рождения страдал слабым здоровьем и постоянно кашлял. Местные врачи думали, что он умрет ребенком. Отец нанял сиделку, которая посвятила себя уходу за мальчиком. Уже взрослый Декарт, считая, что она спасла ему жизнь, платил ей постоянную пенсию.

Образование

В возрасте 10-11 лет Рене, наконец, достаточно выздоровел, чтобы начать учебу. Он поступил в Иезуитскую школу Ла-Флеша. Из-за слабого здоровья ему было разрешено вставать утром позже других учеников. Декарт обладал огромным любопытством и без конца задавал вопросы. Он провел 7-8 лет в Ла-Флеше, изучая логику, теологию, философию, латинский и греческий языки. Последние два предмета, которые изучал Рене Декарт, - математика и аристотелева физика, которая почти полностью была неверна.

Рене узнал что-то из работ Галилея, включая его недавние удивительные открытия спутников Юпитера. В это время Галилео еще не опубликовал свои величайшие произведения, опровергшие физику Аристотеля, которые в будущем стали источником его проблем с католической церковью.

В 1614 году в возрасте 18 лет Рене Декарт покинул Ла-Флеш. Позже он записал свои мысли о своем образовании. О математике он сказал, что получал от нее удовольствие, прежде всего, из-за определенности и безусловности ее рассуждений, но он еще не открыл ее предназначение. Он был поражен тем, что на таком прочном фундаменте ничего выдающегося еще не было построено.

Как полагал Рене Декарт, философия культивировалась самыми мощными умами, но в ней не было ни одной вещи, которая бы не оспаривалась, и поэтому она оставалась открытой для сомнений, и не было оснований надеяться на то, что в ней можно преуспеть лучше других. Учитывая количество разных мнений и маловероятность того, что они могут оказаться верными, он считал, что к ним следует относиться лишь немного лучше, чем ко лжи. О науках Рене Декарт писал, что поскольку все они заимствуют свои принципы из философии, то ничего прочного на таком ненадежном фундаменте построить нельзя.

Закон, армия и математика

Отец поощрял Рене следовать по его стопам и изучать право. И тот сделал это, окончив Университет Пуатье в 1616 году в возрасте 20 лет с дипломом и лицензией юриста по церковному и гражданскому праву. Вместо того чтобы стать адвокатом, Декарт на два года отправился путешествовать, включая время, проведенное в Париже. В 1618 году он вступил в голландскую армию и начал изучать инженерное дело в военной академии. Рене Декарт, биография которого после встречи с нидерландским ученым и философом Исааком Бекманом вошла в совершенно иное русло, в 1619 году писал, что тот вытащил его из праздности и заставил вспомнить то, что он когда-то знал и едва не забыл: «Когда мой ум ушел в сторону от серьезных математических вопросов, вы вернули меня на правильный путь». Так в возрасте 23 лет Рене укрепился в своем стремлении совершить новые открытия в математике.

Чудесные видения

10 ноября 1619 Декарт дремал в теплой отапливаемой камином комнате в немецком городе Нойбург-на-Дунае. Там его посетила серия видений, которые в конечном итоге изменили способ работы всех ученых. По мнению Декарта, дух, посланный Богом, дал ему новые идеи о научном методе, аналитической геометрии и философии. 18 лет спустя, в 1637 году, он опубликовал свои мысли в книгах «Рассуждение о методе», «Геометрия», «Метеорология» и «Диоптрика». Первые две из этих работ представляют собой его наиболее значительный вклад в философию, науку и математику.

Метод

В работе «Рассуждение о методе» Декарт изложил свой взгляд на то, как следует заниматься наукой. Он попытался определить фундаментальный набор принципов, истинность которых никто бы не мог оспорить. С этой целью ученый создал метод радикального сомнения. Он отвергал все безосновательные идеи, чтобы воссоздать их на прочном фундаменте доказательств.

Учение Рене Декарта о научном прогрессе основано на следующих идеях:

  1. Никогда ничего не следует принимать за истину, пока все основания для сомнений не будут исключены.
  2. Задачи необходимо делить на максимально возможное число частей, чтобы можно было найти адекватное решение.
  3. Мысли должны быть упорядочены: начиная с самых простых и легких, постепенно повышая сложность, шаг за шагом подходить к более сложным знаниям.
  4. Перечисления должны быть такими полными, а комментарии настолько общими, чтобы ничего не было пропущено.

Именно в этом произведении впервые был упомянут философский постулат «я мыслю, следовательно, существую». Декарт пришел к заключению, что если он в чем-то сомневается, то что-то или кто-то делает сомнительные вещи, и сам факт его сомнения доказывает его существование.

Парадоксально, что собственный метод французского философа может привести к сомнению в том, что идеи Рене Декарта могли быть вызваны сновидениями 18-летней давности!

Аналитическая геометрия

Декарт сделал революционное открытие, которое позволило решить геометрические задачи путем их преобразования в алгебраические. В «Геометрии» он показал, что кривые можно выразить в терминах x и y на двумерной плоскости и, следовательно, алгебраическими уравнениями. Картезианская система координат названа в его честь.

Французский философ в своей работе никогда не рисовал оси X и Y. Это предполагалось в его диаграммах. Оси формально предложил Франс Ван Шоотен и другие математики Лейдена, которые переводили «Геометрию» с французского на латынь, в то же время развивая ее. Книга издавалась в 1649, 1659 и 1661 гг. Декарт также ввел современные обозначения для экспоненты. Например, вместо записи a∙a∙a он писал а 3 . Воспользовавшись мощным математическим аппаратом алгебры, Декарт превзошел достижения блестящих геометров Древней Греции: теперь он мог решать задачи гораздо большей сложности.

Независимо от французского ученого и раньше него к аналитической геометрии пришел его современник Пьер Ферма. Он занимался математикой в свое удовольствие и часто ни с кем не делился результатами своей работы. Ферма, однако, с наслаждением принимал вызовы других математиков. В 1638 г. он прислал работу под названием «Введение в плоские и пространственные локусы» Марену Мерсенну, чтобы показать, как могут быть решены составленные им задачи. Подход Ферма отличался от метода Декарта: последний показал, как геометрия может быть выражена через алгебру, а первый продемонстрировал, что алгебру можно выразить через геометрию.

Влияние на Исаака Ньютона и изобретение матанализа

Математический анализ имел решающее значение для прогресса математики и наук. Он был разработан в 1660 годы Исааком Ньютоном и развивался независимо в 1670 годах Готфридом Лейбницем. В «Геометрии» Декарт показал, как найти касательные к кривым. Этот процесс является важной частью дифференциального исчисления. Сопернику Декарта Ферма также удалось найти касательные к кривым, и его методы были проще. Таким образом, они оба помогли Ньютону и Лейбницу разработать математический анализ.

Страх перед церковью

За четыре года до выпуска своих 1637 работ Декарт намеревался издать книгу «Мир». В 1633 году, однако, он узнал, что католическая церковь обвинила Галилея в ереси и приговорила его к пожизненному заключению. Наказание свелось к постоянному домашнему аресту, так как Галилео был довольно пожилым. Кроме того, церковь запретила произведения опального ученого. Декарт, как и Галилей, считал, что Солнце находится в центре Солнечной системы. Он решил не испытывать судьбу и не опубликовал свою книгу «Мир», содержащую трактаты о свете и о человеке.

Рене Декарт: философия

Декарт считается одним из величайших философов всех времен. Самое известное его заявление - «Я мыслю, следовательно, существую». Простейшей интерпретацией этой фразы является утверждение о том, что если кто-то сомневается в своем существовании, то уже это является доказательством этого факта. Он расценивал это заявление как непоколебимое основание, на котором могут быть построены все другие философии. Его самая известная работа в данной области, «Размышления о первой философии», была издана в 1641 году.

Выведение законов природы из первых принципов

Наиболее полный труд Декарта, «Принципы философии», был опубликован в 1644 году. В нем он пытался вывести законы природы из первых принципов. Хотя философы высоко оценили книгу, ее научная часть не была верной. Декарт утверждал, что действие на расстоянии невозможно, и согласился с древнегреческим философом Аристотелем, отрицавшим существование вакуума. Вскоре, однако, вся эти идеи были опровергнуты научными экспериментами: в 1654 г. Отто фон Герике построил первый вакуумный насос, а в 1662 г. Роберт Бойль показал, что магнитные силы смогут действовать через вакуум, установив, что действие на расстоянии возможно, и опровергнув то, что утверждал Рене Декарт. Биография французского философа оборвалась слишком рано, и он так и не узнал об этих открытиях.

Личная жизнь

Декарт был достаточно богат, чтобы преследовать свои собственные интересы. Отец подарил ему ряд владений, которые он в возрасте 24 лет продал. Это позволило Декарту собрать достаточно денег для того, чтобы всю остальную часть своей жизни жить комфортно.

Французский философ провел большую часть времени в движении. В 1622 он переехал в Париж. Здесь Декарт играл, занимался верховой ездой, фехтованием, посещал суды, концерты и театры. В число его друзей входил Жан-Луи Гез де Бальзак, посвятивший ему книгу «Христианский Сократ». Последние 20 лет он жил в различных местах Голландии, изучая и преподавая математику. Декарт обнаружил, что в этой стране он может работать лучше, так как здесь он меньше отвлекался от своей научной работы, чем во Франции.

Хотя он никогда не был женат, в 1635 году в возрасте 39 лет стал отцом. Матерью его дочери Франсин была служанка из Амстердама Хелена Янс ван дер Штром. Все они жили в одном доме, но окружающим Декарт говорил, что девочка - его племянница. Он планировал воспитывать свою дочь во Франции, но, к сожалению, в возрасте пяти лет она умерла от скарлатины. Позже мать Франсин вышла замуж, а Декарт, играя роль отца, обеспечил ее приданым.

Последние годы жизни и кончина

В 1649 году ученый был приглашен в Стокгольм королевой Швеции Кристиной. Она хотела, чтобы он создал новую академию наук. Там 11 февраля 1650 года Рене Декарт умер в возрасте 53 лет от воспаления легких. Французский философ был похоронен в церкви Адольфа Фредрикса. Однако это продолжалось недолго.

Рене Декарт, биография которого отмечена постоянными переездами, после смерти тоже подолгу не оставался на одном месте. Чрез 16 лет после первого погребения его останки были перенесены в парижскую церковь Сен-Этьен-дю-Мон. В 1819 г. его прах, кроме черепа и пальца, снова был перезахоронен, на этот раз в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре в Париже, где находится по сей день.

В 1663 году, несмотря на усилия Декарта избежать такой участи, так как он считал себя набожным католиком, ряд его работ был занесен в список произведений, запрещенных католической церковью. И только более 300 лет спустя, в 1966 году, ведение этого перечня было окончательно прекращено.

(1650-02-11 ) (53 года) Значительные идеи Cogito ergo sum , метод радикального сомнения , Декартова система координат , Картезианский дуализм, Онтологическое доказательство бытия Божия ; признан основателем Новоевропейской философии Оказавшие влияние Платон , Аристотель , Ансельм , Фома Аквинский , Оккам , Суарес , Мерсенн Испытавшие влияние

Биография

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, был младшим (третьим) сыном в семье.

Родился 31 марта 1596 года в городе Ла-Э-ан-Турен (ныне Декарт), департамент Эндр и Луара , Франция . Его мать Жанна Брошар умерла, когда ему был 1 год. Отец, Жоаким Декарт , был судьёй и советником парламента в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью , его стремление к науке было настолько сильно, что отец в шутку стал называть Рене своим маленьким философом .

Начальное образование Декарт получил в иезуитском колле́же Ла Флеш , где его учителем был Жан Франсуа . В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

Другие научные достижения

  • Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
  • Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Философия

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

  • к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза),
  • и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс , Н. Мальбранш).

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству , представленному

  • голландской (Барух де Спиноза),
  • немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц),
  • и французской (Николя Мальбранш)

Метод радикального сомнения

Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. В эпоху Возрождения Монтень и Шаррон пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона .

Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряжённого стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины . Им совершенно противоположны:

  • с одной стороны - эмпиризм , довольствующийся истиной приблизительной и относительной ,
  • с другой - мистицизм , находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании.

Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.

Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии » следующим образом:

Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую , - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.

Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.

Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum », Декарт устанавливает критерий достоверности . Почему известное положение ума безусловно достоверно? Никакого другого критерия, кроме психологического , внутреннего критерия ясности и раздельности представления , мы не имеем. В нашем бытии как мыслящего существа убеждает нас не опыт , а лишь отчётливое разложение непосредственного факта самосознания на два одинаково неизбежных и ясных представления, или идеи, - мышления и бытия. Против силлогизма как источника новых знаний Декарт вооружается почти так же энергично, как ранее Бэкон , считая его не орудием открытия новых фактов, а лишь средством изложения истин уже известных, добытых другими путями. Соединение упомянутых идей в сознании есть, таким образом, не умозаключение , а синтез , есть акт творчества, так же как усмотрение величины суммы углов треугольника в геометрии. Декарт первым намекнул на значение вопроса, игравшего затем главную роль у Канта , - именно вопроса о значении априорных синтетических суждений .

Доказательство существования Бога

Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae ), Декарт берётся затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия , а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.

Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:

  • во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое;
  • во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда , «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».

Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности , противоположной духу . Наши ощущения материальных явлений далеко не во всём своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.

Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта всё тот же математический или геометрический строй представлений : тела суть протяжённые величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своём, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признаёт мышление главным атрибутом духовной субстанции.

Декарт в своей системе, как и Хайдеггер позднее, выделял два модуса существования, - прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.

Несмотря на кажущийся парадокс, это наиболее экологичная форма жизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяет оптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог в процессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт, так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этом шаге быть другим.

Переход от одного состояния к другому происходит через нахождение в фиксированных точках избыточности - помещение в свою жизнь понятий, таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своему существованию помимо той, которая извлекается из человеческой души. Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски», которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессе продолжающейся социализации.

Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даёт возможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта - теперь (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.

Основные труды в русском переводе

  • Декарт Р. Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1989.
    • Том 1 . Серия: Философское наследие, том 106.
      • Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта (3).
      • Правила для руководства ума (77).
      • Разыскание истины посредством естественного света (154).
      • Мир, или Трактат о свете (179).
      • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (250).
      • Первоначала философии (297).
      • Описание человеческого тела. об образовании животного (423).
      • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть (461).
      • Страсти души (481).
      • Небольшие сочинения 1619-1621 гг. (573).
      • Из переписки 1619-1643 гг. (581).
    • Том 2 . Серия: Философское наследие, том 119.
      • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом (3).
      • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора (73).
      • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции (418).
      • Беседа с Бурманом (447).
      • Из переписки 1643-1649 гг. (489).
  • Декарт Р. «Геометрия ». С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Декарта. М.-Л.: Гостехиздат, 1938. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р. Космогония: Два трактата . М.-Л.: Гостехиздат, 1934. Серия: Классики естествознания.
  • Декарт Р.

Рене Декарт – математик, философ, физиолог, механик и физик, чьи идеи и открытия сыграли большую роль в развитии сразу нескольких научных отраслей. Он разработал алгебраическую символику, которую мы используем и по сей день, стал «отцом» аналитической геометрии, заложил основы для становления рефлексологии, создал механицизм в физике – и это далеко не все достижения.

Детство и юность

Рене Декарт появился на свет в городе Лаэ 31 марта 1596 года. Впоследствии название этого города было переименовано в «Декарт». Родители Рене были представителями старинного дворянского рода, который в XVI веке еле сводил концы с концами. Рене стал третьим сыном в семье. Когда Декарту исполнился 1 год, мать скоропостижно скончалась. Отец будущего прославленного ученого работал судьей в другом городе, потому редко навещал детей. Поэтому после смерти матери воспитывать Декарта-младшего взялась бабушка.

С ранних лет Рене демонстрировал поразительную любознательность и стремление к получению знаний. При этом у него было хрупкое здоровье. Первое образование мальчик получил в иезуитской коллегии Ла Флеш. Это образовательное учреждение отличалось строгим режимом, но Декарту, учитывая состояние здоровья, делали в этом режиме послабления. К примеру, мог просыпаться позже, чем другие ученики.

Как и в большинстве колледжей того времени, в Ла Флеш образование носил религиозный характер. И хотя учеба много значила для юного Декарта, такая направленность образовательной системы зародила и укрепила в нем критичное отношение к философским авторитетам того времени.


Завершив учебу в коллегии, Рене отправился в Пуатье, где получил степень бакалавра в области права. Затем некоторое время провел во французской столице, а в 1617 году поступил на военную службу. Математик участвовал в военных действиях на территории Голландии, в то время поглощенной революцией, а также в непродолжительном сражении за Прагу. В Голландии Декарт подружился с физиком Исааком Бекманом.

Потом Рене еще некоторое время жил в Париже, а когда о его смелых идеях узнали последователи иезуитов, отправился обратно в Голландию, где прожил 20 лет. На протяжении жизни подвергался гонению и нападкам со стороны церкви за прогрессивные идеи, опережавшие уровень развития науки XVI-XVII веков.

Философия

Философскому учению Рене Декарта был свойственен дуализм: он полагал, что существует и идеальная субстанция, и материальная. И то, и другое начала признавались им самостоятельными. Концепция Рене Декарта также предполагает признание наличия в нашем мире двух видов сущностей: мыслящей и протяженной. Ученый полагал, что источником обеих сущностей является Бог. Он формирует их по одинаковым законам, творит материю параллельно с ее покоем и движением, а также сохраняет субстанции.


Своеобразный универсальный метод познания Рене Декарт видел в рационализме. При этом само познание ученый считал предпосылкой к тому, что человек будет господствовать над силами природы. Возможности разума по Декарту скованы несовершенством человека, его отличиями от совершенного Бога. Рассуждение Рене о познании в таком ключе, по сути, заложило базу рационализма.


Исходным пунктом большинства поисков Рене Декарта в области философии было сомнение в правдивости, безошибочности знаний, относящихся к общепризнанным. Цитата Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую» обусловлена этими рассуждениями. Философ заявлял, что каждый человек может сомневаться в существовании своего тела и даже внешнего мира в целом. Но при этом однозначно существующим останется это сомнение.

Математика и физика

Главным философско-математическим результатом работы Рене Декарта стало написание книги «Рассуждение о методе». Книга содержала несколько приложений. Одно приложение содержало азы аналитической геометрии. Другое приложение включало в себя правила изучения оптических приборов и явлений, достижения Декарта в этой отрасли (впервые правильно составил закон преломления света) и так далее.


Ученый ввел используемый сейчас показатель степени, черту над выражением, которое взято под корень, начал обозначать неизвестные символами «x, y, z», а постоянные величины – символами «a, b, c». Математик также разработал каноническую форму уравнений, которая и сегодня используется при решении (когда в правой части уравнения оказывается нуль).


Еще одно достижение Рене Декарта, важное для совершенствования математики и физики, это разработка системы координат. Ученый ввел ее для того, чтобы сделать возможным описание геометрических свойств тел и кривых на языке классической алгебры. Другими словами, именно Рене Декарт сделал возможным анализ уравнения кривой в Декартовой системе координат, частным случаем которой является известная прямоугольная система. Это нововведение также позволило гораздо подробней и точней трактовать отрицательные числа.

Математик исследовал алгебраические и «механические» функции, при этом утверждая, что единого метода для изучения трансцендентных функций нет. Декарт преимущественно изучал вещественные числа, однако начал принимать во внимание и комплексные. Он ввел понятие мнимых отрицательных корней, сопряженных с понятием комплексных чисел.

Исследования в области математики, геометрии, оптики и физики впоследствии стали основой научных трудов Эйлера, и ряда других ученых. Все математики второй половины XVII века основывали свои теории на работах Рене Декарта.

Метод Декарта

Ученый полагал, что опыт необходим лишь для помощи разуму в тех ситуациях, когда прийти к истине исключительно размышлениями невозможно. Через всю научную жизнь Декарт пронес четыре основные составляющие метода поиска истины:

  1. Начинать необходимо из наиболее очевидного, не подлежащего сомнениям. С того, противоположное чему даже невозможно допустить.
  2. Любая проблема должна разделяться на столько мелких частей, сколько потребуется, чтобы добиться ее продуктивного решения.
  3. Начинать следует с простого, от которого нужно постепенно передвигаться ко все более сложному.
  4. На каждом этапе необходимо перепроверять правильность составленных умозаключений, чтобы по результатам исследования быть уверенным в объективности полученных знаний.

Исследователи отмечают, что эти правила, которые Декарт неизменно использовал, создавая труды, ярко демонстрируют стремление европейской культуры XVII века к отказу от устаревших правил и к построению новой, прогрессивной и объективной науки.

Личная жизнь

О личной жизни Рене Декарта известно мало. Современники утверждали, что в обществе он был высокомерным и молчаливым, предпочитал уединение компаниям, однако в кругу близких людей мог проявлять поразительную активность в общении. Жены у Рене, по всей видимости, не было.


В зрелом возрасте он был влюблен в служанку, которая родила ему дочь Франсину. Девочка была незаконно рожденной, однако Декарт сильно ее полюбил. В пятилетнем возрасте Франсина скончалась из-за скарлатины. Ее смерть ученый назвал самой большой трагедией своей жизни.

Смерть

На протяжении многих лет Рене Декарт подвергался травле за свежий взгляд на науку. В 1649 году он переехал в Стокгольм, куда его пригласила шведская королева Кристина. С последней Декарт много лет переписывался. Кристина поражалась гению ученого и обещала ему спокойную жизнь в столице своего государства. Увы, жизнью в Стокгольме Рене наслаждался недолго: вскоре после переезда он простудился. Простуда быстро переросла в воспаление легких. Ученый ушел в мир иной 11 февраля 1650 года.


Существует мнение о том, что Декарт умер не из-за пневмонии, а по причине отравления. В роли отравителей могли выступать агенты католической церкви, которой было не по нраву присутствие вольномыслящего ученого рядом с королевой Швеции. Последнюю католическая церковь намеревалась обратить в свою веру, что и случилось через четыре года после смерти Рене. Объективных подтверждений эта версия на сегодняшний день не получила, однако к ней склоняются многие исследователи.

Цитаты

  • Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
  • В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время, как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
  • Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей - слабость тех, от кого они слышат жалобы.
  • Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
  • Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

Библиография

  • Философия духа и материи Рене Декарта
  • Правила для руководства ума
  • Разыскание истины посредством естественного света
  • Мир, или Трактат о свете
  • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
  • Первоначала философии
  • Описание человеческого тела. об образовании животного
  • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть
  • Страсти души
  • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом
  • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора
  • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции
  • Беседа с Бурманом
  • Геометрия
  • Космогония: Два трактата
  • Первоначала философии
  • Размышления о первой философии