Open
Close

Кто такой бог перун в славянской мифологии. Перун – бог славян, покровитель воинов и кузнецов

Славянский бог Перун входит в число пантеона, который был литературно описан в нескольких источниках. «Повесть временных лет» содержит подробное описание пантеона князя Владимира, в котором на первом месте упоминается бог Перун. С ним связано несколько былин. В них богатыри перед военными подвигами просили, чтобы Перун бог грома и молнии дал им силу одержать победу. По официальным источникам Перун бог славян был супругом Макоши и отцом Ярилы.

  • Происхождение имени бога

    Почитаемый Перун бог славян имеет интересное этимологическое строение имени. Корень слова «Perunъ» в буквальном переводе с праславянского «бить, ударять». Этому значению отвечают более поздние белорусское «perti» и болгарское «pьrQ», которые имеют аналогичное значение.

    Глубокие корни основной части слова и суффикса «-unъ» (бегущий, разящий) говорят о том, что бог Перун относится к пантеону самых первых божеств праславянских народностей.

    Перун бог грома и молнии имеет связь с основной приписанной силой по другой линии перевода имени со славянских диалектов. Литовское «Perkūnas» и латышское «Pērkons» напрямую переводится, как «громовержец». Это относится и к индоарийскому корню «per» означающее «молния». Таким образом, в имени бога зашифрованы его основные качества, что позволяет с полной уверенностью утверждать о его природе силы.

    Сила бога Перуна

    Опираясь на письменные свидетельства («Повесть временных лет») Перун бог грома и молнии отвечал за небеса. Он отпирал и запирал небесный свод со сменой годичного цикла. Когда приходила пора ухода зимних холодов, бог Перун сотрясал пространство громовыми раскатами, пробуждая земные силы.

    Перун бог славян занимал ведущее место в светской жизни. Он покровительствовал княжьей власти и дружине. Помимо этого в его власти будить жизненную силу природы во всем живом. Именно поэтому в былинах часто поминается, что Перун ведал места выхода живой воды. В его власти небесные воды, которые напитывали землю и давали урожай. Несмотря на связь с плодородием, бог Перун не является аграрным божеством. Однако, как все явления славянской культуры имеет множество проявлений, входящих в разные сферы жизни.

    Атрибуты бога

    Славянский бог Перун изображался богатырского телосложения мужчиной средних лет в самом расцвете сил. Его связь с военным делом проявляется в ряде атрибутов:

    • булава;
    • копья-молнии, в некоторых случаях стрелы.

    Перун бог грома и молнии воплощенный в кумирах всегда покрывался серебром по области головы и золотом по бороде. Эти два драгоценных металла стали частью атрибутики бога.

    Былинные сказания приписывают ему владение колесницей с огненными конями. На ней он объезжает свои владения, и во время грозы осыпает землю молниями.

    Летописные упоминания божества

    Бог Перун впервые упоминается в «Повести временных лет». Этот документ содержит многократное упоминания божества. Благодаря записанным данным сохранились упоминания, что основные капища посвященные богу стояли в Киеве и Новгороде.

    Перун бог славян упоминается в «Книге Каляды», где рассказывалось о его первых подвигах. Согласно повествованию, будучи еще младенцем, вместе с сестрами он был похищен мифологическим чудовищем Скипер-зверем. Пробужденный братьями, он сразился с чудовищем и победил его. Освобождение Громовержца ознаменовало для наших предков победу славянского духа над темными силами.

    В более поздних источниках Перун бог грома и молнии упоминается, как часть «языческой реформы». Князь Владимир вводил правило, по которому кумир Перуна устанавливался в крупных городах. Его родной дядя Добрыня основал центральное место поклонения богу в Новгороде, отделяя его от остального пантеона.

    Перун бог славян в представлении предков был связан с «заложенными» покойниками. Этот вывод можно сделать из записанного сказания XVII в окрестностях Новгорода названное «Сказание о Словене и Русе». В нем упоминается волхв Словен, поклонявшийся Перуну и обращавшийся в крокодила.

    Немецкий хронист Конрад Бато, описывая земли балтийских славян упоминал в своих работах дубовые рощи, в которых поклонялись богу Прове (одно из имен Перуна). Многие упоминания о культе божества остались в документации христианского периода. Так в епархиальном своде 1302 года указывается, что в окрестностях города Перемышьль (Польша) стоит Перунов Дуб. Информация так же содержит упоминания, что возле этого дерева собирались староверы. Славянский бог Перун прославлялся в проводимых ими празднествах.

    Перун бог славян почитался даже после введения христианской веры. Документом «Степенная книга» от 1652 года описываются обычаи, в которых в определенные дни при первых признаках грома мужское население Новогорода собиралось на площадях и устраивались драки. В ход шли кулаки и окованные оловом палицы ― символ атрибута Перуна. Изъятие этих палиц заняло немало времени, последние образцы ритуального оружия были сожжены по приказу митрополита Никона.

    Письменные места поклонения Перуну

    Советский ученый археолог В. В. Седов на основании раскопок утверждал, что свое самое большое место поклонения бог Перун получил в урочище Перынь. Это было самое мегалитическое капище, оно имело форму цветка. В центральной части был установлен самый крупный кумир высотой в 2,5 м, покрытый золотом и серебром. От центра отходило восемь лучей, на концах которых были расположены сопки. На вершине этих возвышений разжигались костры.

    Исследователь Б. А. Рыбаков писал в своих работах, что Перун бог славян входил в каждый пантеон крупных городов. В Киеве ему отводилось центральное место среди прочих кумиров. Его выводы подтверждают письменные упоминания о христианизации Руси.

    Наследие Перуна

    Славянский бог Перун нашел многократное отражение в культуре последователей. Прежде всего это коснулось народного эпоса. Выражение «даже молнии не боится» делает отсылку на смелость перед лицом гнева Перуна.

    • «Перун тебя побрал!»;
    • «Перунова грома не убоишься»;
    • «Перунова стена»;
    • «Перунов гром».

    Этнограф Адольф Петер Затурецкий в своде «Словацкие пословицы и поговорки» тоже записал немало высказываний, в которых фигурирует бог Перун:

    • «Если ты Перун, громыхающий Перун, — покажи свои зубы!»;
    • «Бог Перун в облаках!»;
    • «Перунов путь».

    Отголоску культурного наследия культа Перуна нашли свое место в современной жизни. В Белоруссии Червенский район Минской области стоит древня Перунов Мост. Район Киева тоже обрел свое название благодаря связи с божеством. Когда кумир бог Перун был сброшен в воды Днепра, жители кричали «Выдыбай, Боже!». Что в буквальном переводе означай «выплывай». Ту часть, куда выплыл кумир и назвали Выдубычи.

    Праздники в честь Перуна

    Славянский бог Перун славился в праздники «громовики». В перечень этих дат вошли:

    • 13 июля;
    • 15 июля;
    • 20 июля;
    • 25 июля;
    • 27 июля.

    Во время торжества приносился в жертву бык, как символ безграничной силы. Торжества проходили с народными гуляньями и кулачными состязаниями.

Перун - древнеславянский бог грома и молнии. Он верховный правитель в пантеоне языческих высших сил, который покровительствует князю и боевой дружине. Перун даёт мужчинам силу, а за несоблюдения военных законов жестоко карает.

История рождения

Согласно легенде, родителями языческого божества были не обычные люди, а высшие силы. Его мать, Лада, - покровительница всей Руси, верховное женское божество - заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской красы, но не столько физической, сколько внутренней, духовной. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.

Языческий бог Перун родился в тот ненастный день, когда раскаты грома сотрясали землю, а устрашающие молнии пронизывали небесный свод. Эти силы природы и стали для младенца лучшей колыбельной: только во время грозы он сладко спал, не доставлял лишних хлопот. Легенда гласит: когда маленький Перун немного подрос, он бегал с молниями наперегонки и пытался перекричать гром. Но только став абсолютно взрослым, научился контролировать эти силы природы, управлять ими. Закалённый отцом работой в кузнице, он полюбил оружие, которое там изготавливалось. Поэтому и взял на себя ещё одну задачу: оберегать доблестных воинов во время битвы.

Внешний вид

Языческие были изображены в том обличии, которое внушало страх и уважение простым смертным. Перун не был исключением. Часто его представляли, как солидного мужчину лет 35-40 с золотыми усами и бородой, которые блестели словно молнии. Одновременно волосы были чёрными, с серебристой проседью цвета грозовой тучи. Так же как она, они клубились вокруг его лица.

По небу бог передвигался на огромной колеснице: грохот её колёс и был тем громом, который устрашал людей на Земле. Символ Перуна - чёрно-белая сорока, поэтому его божественный транспорт был запряжён не только крылатыми лошадями, но и этими птицами. Кроме того, громовержец мог предстать перед людьми в разных обличьях. Например, в образе грозного быка Тура, которого считали неприкосновенным животным, охраняемым Перуном. Божество изображали в красном развевающемся по ветру плаще: это одеяние впоследствии стало главной отличительной чертой образа любого древнерусского князя.

Ирис и дуб

Это основные символы громовержца. Как и все боги славян, Перун имел собственные знаки, которые неизменно были связаны с его характером, ореолом обитания и деятельностью. Например, могучий дуб. в летописях документировали ритуалы, частью которых было это дерево: обычно самое высокое в округе, с толстыми ветками и густой макушкой. Возле него совершали жертвоприношения в честь Перуна: убивали петухов, оставляли куски мяса, втыкали в землю стрелы.

Ещё один символ Перуна - ирис небесного цвета. Голубой цветок использовался не только в обрядах, связанных с божеством. Также он был частью капища, где размещали идола. Делали его в форме ириса, лепестки которого плавно опускались на землю и дополнялись на концах ямами. В этих углублениях горел священный огонь, а в середине чашечки находилась статуэтка Перуна. Посвящено богу ещё одно растение - цвет папоротника. Мифический элемент искали в ночь на Ивана Купала. Славяне верили: тому, кто сумеет преодолеть все опасности и отыскать его в дремучих зарослях, Перун подарит несметные сокровища.

Другие символы

Известный знак Перуна - так называемый грозовик. Это символ, похожий на Солнце. От центра отходят шесть лучей, направленных в разные стороны. Знак часто рисовали над входной дверью дома. Люди верили, что он защищает родные стены от нечисти и дурного глаза. С этой же целью его вырезали на ставнях и кровлях. Женщины вышивали символ в виде цветка: такие "рушники" давали мужчинам в военный поход, чтоб оградить их от вражеских мечей и стрел, наделить силой и мужеством. Позже этот знак Перуна немного трансформировался и стал похож на колесо - то, которое было частью колесницы громовержца.

Главным оружием бога считался топор, обладающий чудесной силой. Вставленный в с изображениями Грома и Солнца, он также служил оберегом человеческого жилища, препятствовал проникновению внутрь злых сил, бед и несчастий. Интересно, но после крещения Руси все символы и свойства Перуна перешли "по наследству" к пророку Илье - святому, которого почитает весь православный мир.

Атрибуты

День недели Перуна - четверг, во время которого славяне ему поклонялись и устраивали жертвоприношения. Проводя ритуалы, люди просили у божества возможности поменять жизнь к лучшему. С тех пор считается, что четверг - наиболее удачный день для перемен, новых начинаний. Идеально, когда в это время она только ускоряет шаги в нужном направлении, содействуя всему процессу.

Как и другие боги славян, Перун покровительствовал миру флоры и фауны. Кроме вышеупомянутых дуба, ириса, папоротника, быка и сороки, под его охраной пребывали волки, вепри, гнедые кони, а также гриб-боровик, горох и овёс. Цифра божества - 4, металл - олово, камень - лазурит, сапфир. Планета солнечной системы - Юпитер, под влиянием которой растут богатые урожаи, скот даёт приплод. Когда наука астрология стала популярной на территории современных России, Беларуси, Украины, считалось, что все сельскохозяйственные работы лучше начинать неизменно в тот период, во время которого господствует Юпитер.

Способности

Исходя из того, что Перун был громовержцем, он умел вызывать сильные грозы. Бог не только метал молнии в своё удовольствие: с их помощью он наказывал людей, которые его прогневали. Обычно неугодные сгорали живьём на месте. Те же, кому удавалось выжить, считались почти святыми. Счастливчиков называли "помеченными Перуном", ведь после инцидента у них обычно открывались скрытые магические силы, знахарские умения и экстрасенсорные возможности.

Да и сам Перун - бог грома и молний - был превосходным магом. Он летал по небу в колеснице, умел перевоплощаться в разных животных, птиц, людей. По своему желанию создавал призрачных существ, которых посылал к смертным с определённой миссией. Кроме того, Перун обладал огромной физической силой, недаром его сравнивали с дубом. Кстати, славяне настолько боялись громовержца, что никогда не рубили эти деревья. Тот дуб, в который попала молния, они почитали с двойным упоением: вырезанные из его ствола жезлы и палицы считались лучшим оружием не только в битве со смертными врагами, но и с магическими существами из загробного мира Нави.

Враги божества

Ими были тёмные сущности, которые пытались проникнуть из загробного мира в жизнь людей с целью навредить им, принести зло. Например, согласно давнему сказанию, бог молнии Перун убивает треглавого змея, пытавшегося похитить его возлюбленную Диву. Чтоб одолеть противника, он даже переступает через свою гордыню и объединяет усилия с отцом девушки - своим давним противником, После свержения чудовища Перун обручается с прекрасной Дивой, от этого союза рождается отважная Девана - богиня охоты, жена покровителя лесов Святобора.

Перун и Велес постоянно соперничали между собой: то они не могли поделить стада животных, то доказывали, кто более сильный и могущественный. Их неприязнь нельзя назвать враждой, скорее это история двух братьев, которые делают один другому мелкие пакости, при этом сохраняя уважение и даже испытывая скрытую родственную любовь. Кстати, Велес был богом циклического движения. У людей он ассоциировался с медведем, обладающим сильными магическими способностями.

Первый подвиг

Именно он возвысил Перуна до небывалых высот в божественном пантеоне. И это неудивительно. Боги славян - Перун в частности - были неравнодушны к битвам и сражениям. Своё боевое крещение громовержец прошёл во время схватки с уродливым Скипетром - наполовину змеем, наполовину скорпионом. Свергнув его, он заслужил уважение высших сил, а также простых смертных. После этого последовали и другие битвы Перуна: он убивал детей Чернобога, злобного властелина тёмных сил, одолевал грифонов и василисков. За неукротимое бесстрашие и безграничную ярость его сделали главным защитником миров людей и богов - Яви и Прави.

Читая давние письменные источники, например, рукопись Прокопия Кесарийского, датируемую VI веком, можно предположить, что Перуна считали верховным богом. Лучами своей славы он затмил даже отца и деда - Сварога и Рода. И это закономерно: Перун был покровителем дружинников. А Русь большую часть своей истории находилась в состоянии кровопролитной войны, поэтом Перуна ублажали дарами и жертвами регулярно и щедро.

День бога Перуна

Наши древние предки праздновали его 20 июня. В этот день мужчины чистили своё оружие - топоры, секиры, ножи, копья - и шествовали с ними главными улицами города. При этом воины распевали ритуальные песни, которые прославляли божество. Своеобразным парадом они доходили до опушки леса, где было сооружено капище - место, в котором производились жертвоприношения. Зарезав петуха или быка, люди окропляли их кровью принесённые доспехи и оружие - считалось, что после ритуала оно благословлено самим богом на победную войну. Кроме того, ею мазали головы дружинников, чтоб оградить их от смерти в неравном бою.

Когда обряд заканчивался, воины возвращались в город, где на главной площади проходили постановочные бои Велеса и Перуна, из которых последний неизменно выходил победителем. Божеству готовили множество подарков, которые складывали в ладью и поджигали. Пепел закапывали, после чего садились за Жрецы советовали воинам эту ночь проводить с женщинами, так как они должны быть победителями не только на поле боя. Также на Перунов день люди вызывали дождь: обливали выбранную девушку водой, чтоб их урожай не уничтожила летняя засуха.

Служение Перуну

Этот процесс называли волхованием, или жрением. Совершать ритуалы и обряды могли только специально наученные люди, которым от рождения пророчили эту роль. Называли их соответственно: волхвы или жрецы. В некоторых летописях говорится о том, что в их роли часто выступали князья или другие высокопоставленные особы. В почётную касту также попадали мальчики, к которым переходило это звание по наследству, а также юноши, одарённые необычными способностями.

Языческие боги древних славян всегда имели высшего жреца, который был связующим звеном между высшими силами и народом. Это касается и Перуна. Верховному жрецу прислуживали другие волхвы, находящиеся на этой иерархической лестнице на ступеньку ниже. В их обязанности входило поддерживать жертвенный огонь в языческих храмах, организовывать и проводить обряды жертвоприношения, ходить по деревням и рассказывать о могуществе божества. К жрецам часто за помощью обращались люди. Они приносили дары и просили волхва замолвить за них словечко перед Перуном: исцелить от ран, полученных в бою, наделить неуязвимостью к вражеским стрелам, сделать мужественным и сильным родившегося младенца.

На закате языческой эры

В это время громовержца особенно чтили. В каждом доме висел оберег Перуна в виде маленького топорика или коловорота. Даже князь Владимир, перед тем как окрестить Русь, приказал поставить огромного истукана, изображавшего божество, в самом центре Киева, недалеко от княжеских палат. Уже потом, когда он перенял новую веру и начал распространять христианство на всех русских землях, приказал бросить идола в реку. Люди, которые были воспитаны на языческих традициях, долго бежали по берегу и кричали вслед уплывающей статуе: "Батюшка Перун, выдубай!" ("выдубай" означало - выплывай).

Спустя годы на том самом месте, где волны выкинули истукана на сушу, построили Выдубайский монастырь, который существует и поныне. Также в наши дни мода на древние традиции вернулась. Учёные нашли так называемые Сантии Перуна - книгу, в которой будто бы изложены основные поучения бога, его законы и заповеди. Хотя некоторые исследователи сомневаются в достоверности находки. Говорят, что это аналог индийских и арийских вед, только переделанный и завуалированный. Хотя первоисточник более информативен, к тому же его истинное происхождение уже давно доказано.

Перун-Илья

Как уже говорилось, после крещения русских земель в другие высшие силы были трансформированы боги славян. Перун, например, - аналог В причитаниях его называли "громовым", так как он считается распорядителем грозовых сил природы. Главная причина такого смешения описана в библейском рассказе: по молитве пророка с неба пал огонь на землю и спалил врага, также с его помощью вода окропила засохшие поля и спасла урожай. В сознании простых людей в наше время Илья считается более языческим божеством, чем святым из православной религии.

Когда приходит гроза, люди говорят, что это он едет на своей небесной колеснице. Во время жатвы они всегда оставляют несколько колосков - Илье на бороду. Это тоже что-то наподобие древних жертвоприношений. Можно сделать вывод: как бы мы ни старались, языческие традиции, обряды и ритуалы продолжают существовать в нашей повседневной жизни. Память о них передаётся по генам от поколения к поколению. В последнее время молодые люди объединяются в группы: общими усилиями возрождают славянские обряды, в том числе и те, которые прославляют могучего и мужественного Перуна.

Славянский Бог грома и покровитель воинов . Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг - «perendan» , так же, как, например, Thursday (четверг) - день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами , и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун - бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Существует множество современных источников, в которых рассказываются Легенды о Перуне. Но ключевое слово здесь "современные". Нет древних книг, из которых можно вдохновиться мифами о боге громовержце. Все, что описывается сегодня в литературе, скорее всего, является выдумкой современников. Что же нам предлагают? Пишут о том, что бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой:

"Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец"

Еще в младенчестве вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц - Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся... Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей - живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр. Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

Бог Грома и Молнии у славян

Имя бога Перуна происходит от праславянского "перунъ" , что означает "разить, поражать" . Громовержец почитался у значительной части индоевропейских племен древности. Его ведение можно условно разделить на 2 составляющие. Первая составляющая была связана с земледелием, вторая - с покровительством воинства. Учитывая стремление славян к земледелию, Бог Перун был божеством, оберегающим урожай и приумножающим его. Рассекая мечом тучи, он проливает на поля дождь, который обеспечивает хороший рост посевов. От Бога Грома зависело, будет у славян голодный год или сытый, поэтому наши предки так почитали его. Иногда можно услышать, что Перуна считают богом огня . Это не совсем так. Полноправным богом огня является Сварог. Но отчасти Бог грома и молнии позаимствовал огненные способности. Ведь молния тоже символизирует огонь.

Из-за частых набегов врагов на земли славян, наши предки полагались на защиту Громовержца-Защитника. И тем самым бог громовержец получил еще одну важное предназначение - быть покровителем воинов . Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией. Особую роль Славянский Перун играл в покровительстве княжеской дружины . Не удивительно, что такая характерная черта бога Перуна, как красный плащ, стала неотъемлемым знаком князей-военочальников. Что же касается образа бога грозы и молнии, то представляли его высоким, статным, светловолосым воином с голубыми глазами. В золотых доспехах, красным плащем, как мы уже говорили, и с топором в руках. Иногда в бою им использовался щит и копье. Появление его сопровождалось раскатами грома и молний. Он оберегал славянских воинов на поле битвы, но не являлся богов войны. Покровитель воинов не жаждал битв, как, например, древнегреческий Арес. Он был только оберегом для воинов Руси.

Историческим примером того, как славянская дружина почитала бога Перуна, можно привести фрагмент договора 945 года Руси с Византией, упомянутого в "Повести временных лет" :

"И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь… елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посечени будуть мечи своими и отъ стрелъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь векъ и въ будущии"

Культ Перуна

Говоря о боге Грома, как покровителе князя и его дружины, следует упомянуть о том периоде, когда славянский Перун по своей значимости вышел на одно из первых мест среди остальных Богов. Период этот относится ко времени Киевской Руси, когда правил Князь Владимир, сын Святослава Игоревича. Русская летопись называет богов, культ которых Владимир "Красное Солнышко" учредил в 980 г. - это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Богиня Макош :

"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.

И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат,

и Дажьбога,

и Стрибога,

и Семарьгла,

и Макошь.

И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери

и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими"

Зачем Владимир выделил и поставил определенных богов выше остальных остается большим вопросом. Возможно, что такими мерами он пытался заручиться поддержкой этих божеств, чувствуя вину за те проступки, которые известны всем, кто знаком с историей Киевской Руси... Князь Владимир сошел с праведного пути и, не найдя поддержки среди богов своих предков, попытался найти поддержку в другой вере? Может поэтому он решил принять христианство...

Про бога Перуна и Илью Пророка

После прихода христианства, бога Перуна заменил Илья Пророк , ездящий на огненной колеснице по небу. Именно он получил обязанности бога Громовержца и Защитника. Многие знают, что 20 Июля отмечается Ильин день . В свою очередь на "Глиняном календаре" черняховской культуры 20 июля, отмечен "громовым знаком " (колесом с шестью спицами), который является символом покровителя воинов. Такие громовые знаки в XIX веке вырезали на причелинах изб, чтобы оберегать их от ударов молний. После того, как Владимир принял христианство, богу громовержцу оказали особую почесть. Идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами не сожгли, как других идолов, а эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до порогов, где потом возникло село Перуново.

Атрибуты и знаки Перуна

Самым известным атрибутом бога Перуна является Дуб . Он является крепчайшим и наиболее долговечным деревом. Поэтому именно Дуб является священным деревом Покровителя воинов . Вплоть до XVIII-XIX веков дуб сохранял ведущую роль в обрядности. Так, например, Н. М. Гальковский писал в своих работах, что деревенские свадебные поезда после венчания трижды объезжали одиноко стоящий дуб. Словом "Дуб" книжники наших предков называли не только конкретную породу деревьев, но и деревья вообще. Чаще всего это встречается в переводах святых писаний, когда русский переводчик, воспитанный в почитании дуба, считал необходимым именовать всякое дерево дубом. Поэтому лес в подобных переводах именовался дубравами.

Константин Багрянородный в 948 году писал о поклонении русов Перунову дубу на острове Хортице:

"Пройдя это место (переправу), они достигают острова, называемого Святым Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там расти огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий - зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми...".

Это место называлось "Перуня рень" . По преданиям именно сюда был выброшен на берег деревянный идол Перуна, который был спущен на воду Князем Владимиром . Даже сегодня у речки Верхней Хортицы можно видеть дуб, возраст которого насчитывает множество сотен лет. Ствол обхватом больше 6 метров, высота около 36 метров - это потрясающее зрелище не оставит равнодушным никого. Такое дерево дает прекрасное представление о Великом Священном Дубе Славянского бога Громовержца и Защитника Перуна.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

Перун - бог-громовержец в мифологии славян, наиболее известный и почитаемый. Какое место он занимал в пантеоне, чем знаменит и как поклонялись этому божеству?

В статье:

Перун - воин-громовержец

Перун - самый почитаемый среди славян бог, владыка грома и молний, покровитель князя и его дружины. «Разящий» был чистым воплощением мужского начала. - дуб, молот, топор, плеть, а характерными чертами облика его идола являлись серебряная голова и золотые усы. Наши предки не только сравнивали Перуна со скандинавским богом Тором, знаками которого также были молот и молнии, но и считали их одной сущностью, а отличия во внешности объясняли разным восприятием действительности у народов.

Считалось, что Перун путешествует по небу в колеснице, сжимая в руке молнию, которую также называли «чертовым пальцем». По легенде демон, которого пытался поразить Громовержец, ускользал от его гнева, прячась то в человеке, то в камне, то в жабе, то в ветвях деревьев. Поэтому молнии ударяли в возвышенности или одиноко стоящие стволы - чаще всего это был дуб, который позднее стали почитать как священное дерево Перуна. Под ним устраивали ритуальные убийства быков и петухов, призванные задобрить бога и показать ему уважение.

Дуб, в который попала молния

Знаки Перуна - цветы ириса, синие, как холодное пламя молний, символизирующее очищение духа от скверны. В «Повести временных лет » упоминаются «громовые камни», которые находили практически на всех . Особенно много их было на новгородском, которое считалось крупнейшим на территории Руси, - странные топоры, высеченные из камня. Славяне полагали, что сам бог создавал их, ударяя молнией в скалы.

Легенды свидетельствуют, что во время рождения Перуна случилось сильнейшее землетрясение. Его родителями были Сварог (бог-кузнец) и Лада, она же Слава - от этого имени и произошло название славян. Когда Перун был совсем юным, его вместе с тремя сестрами похитил получеловек-полускорпион Скипер-зверь, который погрузил бога в глубокий сон. Спасли брата Сварожичи Сирин, Стратим и Алконост, обмыв его живой водой.

Дива-Додола - верная жена Перуна

Перуница — Жена Перуна

Предки сохранили и романтичную легенду о знакомстве Перуна с его женой. Перуница, или Перына - дочь Дыя, повелителя звездного неба, и Дивии, властительницы Луны, насылавшей на людей вещие сны. Второе имя Дыя, которым нарекли его греки, - Зевс.

Молодая богиня с первого взгляда понравилась Перуну, который, не мудрствуя лукаво, предложил пожениться. Испугавшись подобного напора, Дива заплакала и бросилась бежать домой. Но упрямый Громовержец последовал за ней, не зная, что на пути его подстерегала новая беда - чудовищный трехглавый змей, живший в Черном море. Заприметив красавицу, он решил завладеть ею.

Перун отыскал дом своей возлюбленной и был приглашен побеседовать с родителями. Хотя Дый и не спешил давать согласие на брак дочери, ему понравился смельчак, не побоявшийся преодолеть огромное расстояние ради гордой Дивы. От беседы их отвлек чудовищный грохот и рев - змей, выползший со дна морского, крушил все вокруг, пытаясь похитить Додолу. Оба громовержца вступили в жестокую схватку с монстром, и, поразив его молниями, загнали обратно в пучину. После этого Дый, убедившийся в могуществе Перуна, дал согласие на свадьбу.

Дети Перуна - великие боги славян

Тарх Перунович

Среди детей Громовержца наибольшего внимания заслуживают двое - Тарх Перунович, он же Дажьбог, и Девана , ставшие неотъемлемой частью пантеона южных славян. Упоминания о них присутствуют даже в индуистских верованиях. Например, некоторые славяноведы утверждают, что именно был прообразом Будды.

Дажьбог всегда считался Богом-Хранителем знаний, владеющий великой мудростью. Его имя означает «дающий счастье», «дающий бог». Изначально он спас людей, страдающих от тьмы и холода, согрев их своим теплом и сиянием, а после подарил девять книг, в которых были собраны все тайны мира с самого начала его существования. Сын Перуна был покровителем солнечного света и плодородия. Его часто упоминают в песнях, а к имени князя Владимира добавили эпитеты «Красное Солнышко», что являлось наивысшим проявлением почитания и народной любви, ассоциирующим князя с божеством.

Дочь Перуна была известна практически всем народам. Греки называли ее Артемидой, говоря, что бесстрашная охотница пришла к ним с далеких славянских земель. Римляне же нарекли богиню Дианой.

Дочь Перуна — Девана

Девана знаменита неимоверной силой, унаследованной от отца. Она обладала возможностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Еще в юном возрасте девушка приручила огромных страшных волков, ластившихся к ее рукам как домашние собаки. Со временем охотница, не имеющая равных в своем ремесле, безумно возгордилась. В итоге она решила, что будет лучшим правителем, чем ее дед Сварог. Правь, Явь и Навь должны были стать новыми угодьями Деваны.

Однако Дажьбог прознал о планах сестры и рассказал все отцу. Разъяренный Перун бросился искать непокорную дочь и заметил ее в лесу, выслеживающую добычу. От страшного звериного рыка Громовержца опала с деревьев листва, а ручные волки Деваны, скуля и поджав хвосты, удрали. Принялся Перун убеждать упрямую дочь, но она стояла на своем - все три мира должны быть ее. Отчаявшись, Громовержец вызвал Девану на поединок.

От мощи божеств раскалилась сталь мечей, и бросили они их на землю; копья превратились в щепки. Хитрая Девана переменилась в львицу и атаковала отца, рассчитывая застать его врасплох. Но стал Перун гривастым львом и сбил с ног дочь. Охотница безумно испугалась впервые в жизни и, превратившись в птицу, взмыла в небеса. Но Громовержец в личине орла сбросил ее из-под туч в воду.

Девана стала рыбою и попыталась уплыть, но попалась в отцовский невод. Отчаявшись, зарыдала девушка, моля о помиловании. Сжалился Перун и обнял свое дитя, прощая ее. С тех пор Девана поклялась слушаться отца, зная, что страшная кара грозит ей за гордыню.

Велес и Перун - битва жизни и смерти

Перун и Велес

Велес издавна был добрым богом, покровителем скота, сказателей и поэтов, хранителем контрактов, памяти и душ предков, повелителем вод и дождей. Именно его фигура была ключевой для севера Руси. Ему приносили в дар стебли злаков - так называемую «бородку змея» , ибо Велес подобен змее. Из-за облика его люди сочли божество оборотнем, чертом, спрятавшим свое гадкое естество под чешуей. Они призвали Перуна для того, чтобы он победил чудовище.

Давняя нелюбовь к змеям - ведь именно змей пытался похитить будущую жену Громовержца - дала о себе знать, и согласился он на поединок. Перун пытался убить , но ничего не получалось - хитрый бог ускользал, превращаясь то в лошадь, что одним взмахом хвоста поднимала сильный ветер, а ударом копыта высекала искры, то в чудовищного кабана, разоряющего посевы в отместку людям, просившим заступничества у Перуна. От вражеских молний не было ему вреда, а потому однажды, набравшись храбрости, Велес похитил прекрасную Мокошу и увел весь домашний скот Перуна в зеленые дебри.

Разъярился Громовержец, метнул молнии - и вспыхнул лес. Вот только не удалось так выманить хитрого Велеса. Отчаявшись, Перун спустился на землю и стал лично искать врага. И вот ему повезло - бродя среди чащи, наткнулся он на громадный дуб, в дупле которого спал утомленный погоней змей, да храпел так сильно, что ничего не слышал. Тотчас ударом молнии расколол Перун дерево, зажал Велеса и поджег ствол. Взвыл змей не своим голосом, взмолил о пощаде, но Громовержец был непреклонен и потребовал вернуть ему дочь и скот.

Живописание битвы Велеса и Перуна.
Жрновника, Хорватия, вероятно, 8-е столетие.

Велес признался, где держал пленницу и куда угнал похищенных животных и птиц. Но Перун не сдержал своего слова - мстя за все беды, что причинил змей ему и простым людям, он отправился спасать своего ребенка, оставив Велеса гореть заживо. Так и погиб великий змей, а после его кончины сорок дней шел дождь, пока не закопали останки божества в сырую землю.

Славяне клялись именами Перуна и Велеса, но если первым скрепляли договор воины, то вторым - купцы. Столь непохожие, но вместе с тем одинаково важные в пантеоне боги были почитаемы по всей Руси. Их битва являлась олицетворением вечной борьбы двух сторон мироздания - войны и мира, огня и воды, смерти и жизни.

Итак, Перуна, могущественного бога молний, грозовых туч и войны, можно по праву назвать важнейшим божеством в пантеоне древних русичей. Его защиты и руководства просили как славные воины, так и страждущие селяне. Даже в наши дни язычники продолжают поклоняться Перуну, уповая на его помощь.

Перун главный бог славянского пантеона. Его имя возглавляет список божественного пантеона князя Владимира, сообщение об этом есть в «Повести временных лет». Наши предки почитали его как защитника правды, ответственным за плодородие, покровителем воинов и дружины. В данном материале будет рассмотрено кратко самое главное, что известно об этом древнем божестве наших предков, но все же немного обширнее того, что говорит о нем Википедия.

Перун главный Бог славянского пантеона, громовержец и защитник правды. Сын Лады (богини любви и красоты) и Сварога, который являлся главой всех небесных сил, был мастером-кузнецом, который своими руками создал Землю, выковав ее. Именно Сварог стал прародителем всех тех божеств, которым поклонялись славяне.

Просили в своих молитвах Перуна о разном: удалой воин мог молить о храбрости и защиты на бранном поле, а оклеветанный помощь в установлении истины. Есть предание, что если Перун разъезжая на своей небесной колеснице видел беззаконие, то разбирал скалы и разил молнией нечистых и тех, чьи помыслы злы.

Так же считалось, что Перун каждый день охраняет от вторжения темных сил. Поэтому можно говорить, что Перун как божество был многолик, мог как защитить, так и покарать. Этому свидетельствуют и поверья, что молнии Перуна были двух видов: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», которые созидали: делали плодороднее почву и пробуждали новую жизнь. У Перуна так же просили выздоровление для больных людей или животных.

Предлагаем посмотреть видео о том, кто такой Перун:

Как он выглядит: описание и фото

Внешний вид Перуна подобно другим божествам славян был грозен и величественен. Он описывался славянами как уже сравнительно немолодой (около 35-40 лет) мужчина, чьи волосы с проседью были черны словно грозовые тучи. Борода же у божества была золотисто-рыжего цвета.

Разъезжал Перун на колеснице внушительных размеров, которая была запрещена черными и белыми крылатыми конями. Оружием его в самом начале были камни, затем каменные топоры, а многим позже золотая секира, выглядящая как топор.

Интересно, что внешность Перуна напоминает вид других подобных богов индоевропейских народов, Тора и Зевса. Посмотрите фото:



Атрибуты культа

Говоря об атрибутах, в первую очередь стоит упомянуть святилище (капище) Перуна. К сожалению, не осталось сохраненных в достаточной мере святилищ, чтобы можно было сделать доподлинное фото. Но есть картинки, на которых изображены реконструкции святилищ Перуна рядом с Новгородом и Красногорском. Святилище на них изображается в форме цветка с лепестками, при этом те из них что были найдены учеными-археологами имели восемь лепестков.

Есть мнение, что ранее их было шесть. В этих лепестках-ямах горел вечный священный огонь костров, которые хранили от угасания жрецы. По середине святилища ставился идол, олицетворяющий божество. При этом неверно будет думать, что славяне поклонялись именно идолам, функция идола была именно в воплощении образа бога на манер икон в христианстве. Устраивалось святилище под прямо под открытым небом, как правило, на возвышенностях.

Так же атрибутами Перуна были:

  1. Дуб — славяне считали что дуб являлся храмом Перуна, и что во время грозы он пребывал в его ветвях. Под этими деревьями у славян проводились вече, свадьбы и суды. В рощах, где росли дубы наиболее старое и высокое дерево в округе обносились оградой, при этом за нее могли переступать только жрицы. Там они могли приносить в жертву животных (часто петухов), оставляли рядом куски мяса и втыкали стрелы прямо в землю.

    В 1910 году в русле реки Десна (является притоком Днепра) нашли ствол дуба, в который вросли четырехугольником четыре челюсти дикого кабана, что указывает на его ритуальное происхождение. Так же рядом со священным дубом стояли идолы и других богов таких как Сварог и Велес. Если в дуб ударяла молния это считалось, что Перун гневается.

  2. Тур — дикий лесной бык был священным животным, которое из-за своей грозности и силы ассоциировалось с Перуном. Не мудрено, так как тур был крупнее и злее любого домашнего быка, а успешная охота на него была сродни подвигу. Народ верил, что Перун, гуляя по Миру, превращается именно в это животное.
  3. Ирис — считается любимым цветком Перуна имеет шесть лепестков лилово-голубого оттенка, которые порастают золотистыми волосками словно молниями. А расцветает ирис весной как только грянут первые грозы.

Справка. В Болгарии данный вид цветка и сейчас называется «перуникой».

Обереги

  • Громовик — первый символ солнцеворота, защищает от дурного. Имеет шесть лучей концы которых могут быть как острыми так и закругленными. Направлены при этом они в правую сторону — это обозначает наступление летнего равноденствия и пробуждение жизни. Использовался как оберег в воинском деле и в основном мужчинами, хотя женщины обращались к его силе в случае опасности.
  • Грозовик — по преданиям, носящего этот оберег хранит Перун и его отец Сварог. Имеет форму схожую с солнцем. Имеет шесть лучей концы которых могут быть как острыми так и закругленными. Направлены при этом они в левую сторону — это обозначает наступление зимнего равноденствия. Черпать силу из оберега сможет любой человек, но традиционно он считался воинским и мужским.
  • Топор (секира) Перуна — особой силой наделяли оружие Перуна — топор. Считалось что он оберегает от злых духов, им чертили знак солнечного креста над больным, взывая богов о помощи. Топор крест-накрест бросали через скот, чтобы он не хворал и хорошо плодился.

    Также топором изгоняли смерть из дома, ударяя по лавке на которой умер человек. Так же часто на топоры высекали изображения грома и солнца и втыкали их в дверь дома, чтобы защитить жилище от нечисти.

  • Перуница — символ изображается в виде молнии. При изготовлении оберегов его часто сочетали с девятиконечной звездой Инглии, вписывая Перуницу внутрь звезды. Считалось что оберег хранит человека от злых сил и придает ему решимости. В битвах символ Перуницы наносился на оружие и доспехи воинов.

    Перуницей также именовалась дочь (по некоторым источникам жена) Перуна. Изображали ее как крылатую воинствующую деву с копьем, которая подбадривала и вдохновляла воинов на поле брани и провожала в иной мир павших в битве. Фактически играла ту же роль, что и Валькирия у скандинавов.

Заповеди

Весьма популярен текст, описывающий заповеди Перуна. При этом доподлинно неизвестена степень древности этих текстов:

  • Почитайте своих родителей и в старости их содержите, как вы проявите заботу о них так, так и ваши дети проявят заботу о вас.
  • Сохраняйте память о предках рода вашего, в этом случае ваши потомки будут помнить о вас.
  • Защищайте ваших родичей старых и малых, родителей, дочерей и сыновей, ибо они несут мудрость вашего народа.
  • В детях своих воспитывайте любовь к родной земле, чтобы не искали чудес они за морем, а сами могли сотворять чудеса, еще более прекрасные и чудесные во славу своей земли священной.
  • Во имя себя чудес не творите, творите их во блага своих родичей и рода Небесного.
  • Ближнему не откажите, коль с ним беда случится, ибо, когда беда придет к вам, ближний ответит тем же.
  • Добрые дела творите во славу рода и ваших предков, тогда обретете вы покровительство светлых Богов.
  • Сохраняйте изо всех сил древнюю мудрость богов, помогайте строить святилища и капиша.
  • После дела любого руки омывайте, тот кто рук не омывает, теряет силу богов.
  • Мойтесь в воде Ирия, что в святой земле течет, чтобы омыть тело свое и наделить его силой богов.
  • Соблюдайте закон Небесный, что дарован был Богами светлыми.
  • Праздники что богами дарованы соблюдайте, почитайте дни русалочьи.
  • Не забывайте почитать ваших богов, возжигайте курения и благовония, и обретете вы милость богов.
  • В мире и согласии живите с соседями вашими, обид им не чините.
  • Не унижайте других людей, их достоинство, и сами не будете унижены.
  • Тем кто в других Богов верует, не чините обид, ибо Бог-Творец един для всех земель и над всеми мирами властвует.
  • Не придавайте свою землю за серебро и злато, ибо падет на вас проклятие богов и прощения не будет вам и конца жизни.
  • Защищайте землю свою от врагов рода вашего.
  • Защищайте вы землю свою и победите вы оружием правым всех врагов.
  • Защищайте род свой от тех чужаков, что идут в земли родные со злобой и помыслом нечистым и оружием.
  • До битвы хвастаться силою своею не гоже, лишь после брани похвалится можно.
  • Мудрость божию в тайне храни, сбереги ее от язычников.
  • Не убеждайте тех людей, кто слушать не хочет вас и внимать вашим словам.
  • Сберегите ваши святилища от поругания и разрушения, если не сбережете вы святыни и веру предков постигнут вас горести и обиды.
  • Если кто сбежит в чуждую землю, чтоб жизнь легкую искать, тот отступится от рода своего, да род его не простит, ибо боги от него отвернутся.
  • Не возрадуетесь вы горю чужому, к тому кто чужому горю радуется оно словно на зов придет.
  • На любовь отвечайте любовью не злословьте о тех кто вас любит, тогда обретете вы богов покровительство.
  • Не злословьте и не смейтесь, над теми, кто любит вас, а отвечайте вы на любовь любовью и обрящите покровительство богов ваших.
  • Любите ближнего вашего, если он того достоин.

Из смысла заповедей видно, что они во многом схожи с библейскими текстами. Возможно какие то пункты появились уже после крещения Руси и смещения верований, так как многие языческие традиции под влиянием христианства были трансформированы. Ведь не зря Илья-Громовержец так сильно напоминает Перуна.

Легенды и мифы о славянском божестве

Чего в древней Руси было много, так это различных легенд и мифов посвященных Перуну. Само его рождение описывалась как предание, будто в день когда он появился на свет сотрясали небо гром и молния и озарил мир небесный священный огонь.

Центральной же легендой было предание о подвиге Перуна и его битве со Скипер-зверем охранявшим вход в мир подземный, потусторонний. Страшен он был, на змея похож и на скорпиона одновременно. Чудище однажды похитило Перуна и его сестер (Лелю, Марену и Живу), когда они еще были детьми.

Мать Перуна — Лада, призвала своих старших сыновей на поиски чудища, долго они искали пропавших, но наконец нашли братья Сварожичи Скипера у входа в подземелье, а он увидев братьев, сразу скрылся. Заподозрили братья неладное и принялись обыскивать подземелье. Долго бродив под темными сводами пещеры Сварожичи наконец нашли Перуна спящего сном беспробудным, при этом вырос он за это время в мужа статного. Пытались они его разбудить и так и этак, но ничего не помогало.

Когда послали братья птицу Гамаюн в Репейские горы с наказом принести живой воды. И как только они обмыли этой водой Перуна очнулся он ото сна будто и не было ничего. И поклялся Перун Скипер-зверю отомстить и сестер своих вернуть.

Преодолев множество опасностей и испытаний он нашел своих сестер, которых Скипер-зверь превратил в чудовищ. Расколдовав их, двинулся Перун в костяной дворец Скипера-зверя и после долгой битвы сразил его и бросил на землю. А земля расступившись поглотила его. После этого Перун отправился в небесный мир под названием Правь и стал главным из богов.

Есть одно поверье, связанное горой Карасова, мол это и есть, самая настоящая могила Скипер-зверя.

День почитания

Наши предки праздновали Перумов день 20 июня или 2 августа, точная дата доподлинно неизвестна.

Подготовка к празднованию занимала около восьми дней. Варилось пиво, готовили на всех угощение, часть из которого была «требой» Перуну.

С утра мужчины собирались и парадом шествовали к капищу Перуна. В начале праздника самые почетные жрецы, а иногда старосты поселения трением разжигали огонь, который именовался «живым» и зажигался священный костер. Там волхвы приносили в кровавую жертву чаще всего петухов или быка, чьей кровью окропляли воинское обмундирование, чтобы оно давало защиту во время битв. Во время этого пелись песни ритуального характера, чтобы прославить Перуна.

Есть свидетельства, что в случае крайней нужды практиковалось принесение человеческих жертв. В основном это были пленники, захваченные во время битвы.

В последней части праздника принимали участие уже все жители поселения, и устраивался грандиозный пир во славу Перуна с песнями, играми и плясками.

С принятием христианства праздник стал зваться Ильин день. И некоторые его атрибуты перекочевали уже в церковный праздник.

Рассмотрев подробнее культ Перуна, на его примере становится ясно, языческая культура наших предков была весьма богата. А поклонение Перуну даже с принятием христианства не утратило своей силы. Многие его черты перешли к пророку Илье-Громовежцу, которого верующие чтут и по сей день.