Open
Close

Кто такие евреи? Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках. С какой целью бог Яхве избрал евреев

November 25, 2008

Тут неожиданно на форуме возник вопрос - почему украинские города довольно сильно были заселены евреями (они заселены и до сих пор, хотя очень много выехало в Израиль, Канаду и США в последние годы СССР и сразу после его развала), а в Российских городах еврейских районов и общин очень мало. Оказывается, при разделе Польши во времена Екатерины, России отошли польские территории, сильно заселенные евреями. Эти территории находились на месте современной Литвы, Белоруссии и Украины. Тогда был принят антисемитский указ, устанавливающий так называемую "черту оседлости", который запрещал евреям расселятся вглубь России, вследствие чего они и расселились в основном по Украине.

Подробнее:

--------------------
Дело в том, что уже вскоре после выхода манифеста в Петербург стали приходить просьбы допустить евреев если не в Россию в целом, то, по крайней мере, в отдельные ее регионы, где традиционно существовали торговые связи с еврейскими купцами. Такие просьбы, в частности, приходили с Украины и из Прибалтики, в особенности из Риги. В 1764 г. начинается целенаправленная политика екатерининского правительства по привлечению в Россию иностранных колонистов, результатом которой было, в частности, появление в Поволжье переселенцев из Германии. Тогда же появляется специальное законодательство, и, что показательно, в соответствующих указах евреи не упоминались вовсе, т.е. прямого запрета на их въезд в Россию в этих документах не было. Впрочем, формула «что не запрещено, то разрешено» тут вряд ли действовала, ибо и нормы манифеста 1762 г. тоже продолжали действовать. Однако именно 1764 год стал, по выражению одного историка, «началом своеобразной “оттепели” в еврейском вопросе», потому что именно тогда, во-первых, еврейские торговцы были допущены в Ригу (и это было началом рижской еврейской общины, из которой вышел, например, известный философ ХХ в. сэр Исайя Берлин), а во-вторых, было решено использовать евреев для освоения Новороссии. Это, в свою очередь, было не только хозяйственной, но военно-стратегической задачей, поскольку речь шла о территориях, непосредственно примыкавших к Крымскому полуострову, который был зоной столкновения интересов России и Османской империи.

Этот поворот в политике не был явным, открытым. Считается, что правительство заключило секретное соглашение с несколькими еврейскими купцами, которые за право жить и торговать в Риге обязывались финансировать переселение своих единоверцев в Новороссию. Канцелярия опекунства иностранных - специальное ведомство, созданное в том же 1764 г., во главе с фаворитом Екатерины II графом Григорием Орловым - распорядилась пропускать в Новороссию всех желающих, не спрашивая у них паспорта и не задавая им вопросов о вере и национальности. Есть основание предполагать, что число еврейских поселенцев в этом крае увеличилось с началом в 1768 г. русско-турецкой войны, когда был издан специальный указ, подтверждавший обычное для того времени право военнопленных (а к таковым относили и мирное население оккупированных в ходе военных действий территорий) селиться в России, причем в данном случае специально упоминались евреи и подчеркивалось, что селиться они могут лишь в Новороссии. В этом документе обращает на себя внимание тот факт, что, во-первых, тем самым уже на этом этапе на передвижение евреев накладывались определеные ограничения, а во-вторых, именно с этого времени существует дожившая до по меньшей мере середины ХХ в. идея превращения Крыма в место компактного поселения евреев.
Согласно имеющимся данным, в начале 1760-х гг. в Новороссии осело примерно 8 тыс. евреев, а в течение последующих 20 лет это число выросло примерно до 12 тысяч. Массового переселения, конечно, не было, да и не могло быть, поскольку предполагалось, что в Новороссии евреи станут заниматься сельским хозяйством, т.е. станут крестьянами. С другой стороны, рижским еврейским купцам официально был присвоен статус «новороссийских купцов», и было велено выдать им паспорта, позволявшие приезжать даже в Санкт-Петербург. На откуп именно этим купцам была отдана торговля казенным ревенем, составлявшим важную статью русского экспорта. Ревень выращивали в Забайкалье и через всю Россию везли в Ригу, откуда продавали за границу. Однако есть основания предполагать, что в действительности евреи уже в это время появлялись в разных уголках страны. Так, Екатерина II сообщала Дени Дидро о нескольких евреях, почти десять лет живших в Петербурге, причем не где-нибудь, а на квартире ее духовника, т.е. православного священника. Это было написано уже в 1773 г., когда был осуществлен первый раздел Польши и в состав Российской империи вошли территории с постоянным еврейским населением. Именно тогда правительство и столкнулось впервые с еврейским вопросом, хотя осознание этого пришло далеко не сразу.

Прежде чем выяснить, в чем же собственно за- ключался еврейский вопрос, необходимо сказать несколько слов о том, что представляло собой еврейское население. Во-первых, надо заметить, что среди исследователей нет единства мнений о численности еврейского населения, доставшегося России по первому разделу Польши. Так, С.М. Дубнов считал, что евреев было около 200 тыс., современный английский историк Д. Клиер полагает, что их было не более 50 тыс.; данные российского историка В.М. Кабузана за 1782 г., т.е. через 10 лет после первого раздела, указывают на цифру 165 тысяч. В Польше евреи не имели никаких политических прав, как и в других европейских странах, имели ограничения на занятия и жили обособленными общинами, управлявшимися кагалом. При этом селились преимущественно в местечках, занимаясь мелкой торговлей и ремеслом, а также выполняя разного рода функции по отношению к местным землевладельцам - торговали алкоголем, управляли хозяйством и пр. И до 1772 г., и в особенности в последующие годы, в Польше активно обсуждался вопрос о реформировании жизни евреев, причем обсуждался он как польскими, так и еврейскими реформаторами. Польские руководствовались, с одной стороны, просветительскими идеями о необходимости цивилизовать евреев путем их ассимиляции, а с другой, чисто прагматическими соображениями о необходимости сделать евреев полезными для государства. В свою очередь, еврейские реформаторы ставили своей целью расширение политических прав евреев и даже их равноправие с христианами при сохранении традиционной организации еврейской общины, хотя при этом некоторые из них признавали и необходимость приобщения евреев к достижениям христианской цивилизации.
Вот такое и, надо заметить, преимущественно очень бедное население досталось России. Здесь важно отметить, что за предшествующие века российской истории уже выработалась определенная традиция взаимодействия центральной власти с различными народами и этносами вновь присоединяемых территорий. Их интеграция в общеимперское пространство, как правило, осуществлялась постепенно и осторожно, причем по большей части с опорой на уже существующие властные институты. Вместе с тем Екатерина II была убеждена в необходимости распространения на всю территорию страны единой унифицированной системы управления и, в отличие от существовавшей ранее практики, после первого раздела Польши на вновь присоединенных территориях Белоруссии сразу же ввела губернское правление по российским законам. В этом с самого начала было определенное противоречие, которое и не замедлило сказаться.

Сразу же после оккупации Белоруссии русскими войсками там было обнародовано обращение новых властей к местному населению, в котором гарантировалось соблюдение всех прав и привилегий, а одновременно объявлялось о распространении на него прав подданных Российской империи. Специальный раздел этого обращения («Плаката», как он назывался) был адресован евреям. Там, в частности, говорилось: «Чрез торжественное выше сего обнадежение всем и каждому свободного отправления веры и неприкосновенной в имуществах целости, собою разумеется, что и еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ своих пользуются». Таким образом, евреи становились подданными Российской империи, и им было обещано сохранить их образ жизни в соответствии с их, как указывалось в обращении, «званиями». И вот тут-то и крылась проблема. Под словом «звание» в то время понималась принадлежность к определенной социальной группе - дворянству, крестьянству или горожанам. В соответствии с принадлежностью к тому или иному званию российские подданные платили налоги. Но евреи в большинстве своем ни к одному из этих сословий не принадлежали, и появление подобного понятия в «Плакате» 1772 г. лишь свидетельствовало о том, что русские власти имели о евреях весьма смутное представление.

Между тем необходимо было распространить на вновь присоединенные земли российскую систему налогообложения. Поскольку евреи были заняты в основном в торговле, их с самого начала рассматривали как купечество, причем надо иметь в виду, что до 1775 г. купцами называли вообще всех городских жителей независимо от рода занятий. Но при этом было две проблемы. Во-первых, евреи жили, как правило, не в городах (не все местечки имели статус города, а некоторые из них и вовсе были частновладельческими), а во-вторых, одним из их основных промыслов была торговля вином, между тем как в России на винную торговлю, как и на продажу соли, существовала государственная монополия. Именно опасение, что евреи могут эту монополию подорвать, вызвало к жизни указание военного губернатора
З.Г. Чернышева от декабря 1772 г. - не пускать еврейских торговцев во внутренние российские губернии. Несколько ранее, в сентябре, было велено осуществить перепись евреев с тем, чтобы обложить их российскими налогами. Поскольку в России принадлежность к определенному званию предполагала и закрепление человека на определенном месте жительства, где местная община несла коллективную ответственность за уплату податей, то и евреев было решено расписать по кагалам. Сами же кагалы, в соответствии с отработанными способами взаимодействия с традиционными институтами власти, о которых уже говорилось, предполагалось превратить в местные органы власти наподобие общероссийских. Так, в 1774 г. в Могилевской губернии было приказано учредить кагалы губернского, провинциального и уездного уровней, т.е. в соответствии с административно-территориальным делением России и существовавшей на тот момент системой местного управления. Как и соответствующие им общероссийские, по форме это были выборные органы самоуправления, но фактически, сохранив свои названия и некоторые специфические функции, кагалы превращались в органы местной государственной власти. Однако до 1775 г. последние имели в России и судебные функции. Судебными органами традиционно были и кагалы, но российская власть была заинтересована в том, чтобы всех ее подданных, во всяком случае в делах, не имеющих отношения к религии, судили по одним и тем же законам. Надо при этом иметь в виду, что проблемы дознания, судопроизводства, наказаний за преступления занимали очень важное место в политической доктрине Екатерины II, поскольку создание справедливого суда - одна из задач просвещенного монарха.

Рассматривая события 1772-1774 гг., не надо забывать, что Россия в это время вела войну с Османской империей, а также боролась с пугачевщиной. Понятно, что в этих условиях обратить какое-либо специальное внимание на евреев было невозможно. К 1775 г. политическая ситуация стабилизировалась, и уже вскоре Екатерина приступила к осуществлению одной из важнейших своих реформ, которая должна была сказаться и на положении евреев. Во-первых, было объявлено о фактическом восстановлении купеческих гильдий, для поступления в которые был введен имущественный ценз, и таким образом состоятельное купечество было отделено от прочего городского населения, отныне получившего наименование мещане. Осенью 1775 г. было обнародовано составленное лично императрицей Учреждение для управления губерниями Всероссийской империи, которым было введено новое административно-территориальное деление и создана новая система органов местного управления. Одной из важнейших задач нового законодательства было развитие города как центра торговли и предпринимательства. По всей России начался процесс преобразования в города разного рода мелких поселений. Здесь стоит отметить, что историки нередко упрекают Екатерину II в том, что многие из этих вновь созданных городов были фикцией, оставаясь по сути деревнями, но дело в том, что императрица и не рассчитывала на мгновенный результат, она понимала, что речь идет о длительном процессе. В 1775 г. шестнадцать белорусских частновладельческих местечек были преобразованы в уездные города с соответствующими органами управления.

Можно сказать, что жителям этих местечек повезло значительно больше, чем остальным евреям. Вполне понятно, что в гильдейское купечество, а этот статус, кстати сказать, давал и определенные привилегии, могли попасть совсем немногие. Какая-то часть еврейского населения по роду своих занятий могла быть отнесена к мещанам, но и все вместе они не составили даже половины еврейского населения. И что самое важное, как уже упоминалось, - большая часть евреев вообще жили в местечках, которые статуса города не имели. С самого начала во всех переписях населения евреи регистрировались как мещане, т.е. как городские жители. Здесь возникает вопрос: почему, если фактически они жили не в городах, а их записывали как горожан, то, игнорируя тот факт, что они не занимались сельским хозяйством, их нельзя было записывать в крестьяне? Но не надо забывать, что в России этого времени еще существовало крепостное право, и поэтому, приписывая евреев к городам, власть избавляла их от опасности быть закрепощенными.

В первые годы после издания Учреждения о губерниях мы наблюдаем довольно противоречивую картину. С одной стороны, среди евреев нашлись достаточно состоятельные люди, записавшиеся в купеческие гильдии. Специальный указ 1781 г. гарантировал им равные права с купцами других вероисповеданий. Фактически тем самым им открывались возможности не только торговли, но и поселения в любых городах империи. Другая, менее состоятельная, но все же обладавшая определенными средствами часть еврейского населения стремилась быть записанной в мещане. Получив этот статус, евреи одновременно получали и все соответствующие права, в том числе право быть избранными на различные должности в органы местного управления. Показательно, что если в российских городах население, как правило, рассматривало необходимость исполнять разного рода «городовые службы» как тяжкую повинность и старалось от нее уклониться, то в городах Белоруссии евреи, напротив, стремились быть избранными, что вело к конфликтам с составлявшим большинство христианским населением. Стремления евреев понятны, ибо, оказываясь во власти местных органов управления, состоящих сплошь из христиан, они подвергались опасности. Местные органы власти рассматривали разного рода конфликты, и, разумеется, личные и семейные связи играли при этом немалую роль. По иронии судьбы евреи тем самым демонстрировали местному христианскому населению, что «городовые службы» имеют определенную привлекательность. Однако, с другой стороны, основная масса евреев формально продолжали жить в сельской местности, и с нею были связаны их занятия и доходы. Между тем с начала 1780-х гг. власти начинают предпринимать усилия по переселению лиц, живущих в сельской местности, но приписанных к мещанам, в города. Стоит отметить, что это имело катастрофические последствия не только для евреев, но и для местных помещиков, которым они служили. Одновременно на вновь присоединенных территориях власти пытались упорядочить винокурение в соответствии с общероссийскими нормами. В мае 1783 г. вступает в действие инструкция, согласно которой винокурение в сельской местности, как и во всей империи, разрешалось только дворянству. Здесь мы опять сталкиваемся с весьма своеобразной ситуацией. В самой России закрепление права на винокурение только за помещиками рассматривалось как дворянская привилегия. В Белоруссии же местные помещики привыкли отдавать этот промысел в аренду евреям. Значит, им нужно было каким-то образом организовывать все заново, евреи же лишались средств к пропитанию.

Дискриминация евреев на городских выборах, лишение их права брать в аренду винокурение, а также попытки властей переселить их в города привели к тому, что в 1785 г. в Петербург прибыла делегация белорусских евреев, обратившаяся в Сенат с соответствующей петицией. Екатерина II со своей стороны сочла необходимым напомнить Сенату, что к евреям следует относиться «без различия расы или веры», т.е. так же, как и ко всем другим ее подданным.

Сенат постановил, что евреи не могут сами заниматься производством и продажей спиртного, но помещики имеют право передавать им этот промысел в аренду. Заметим, что правительство все же и тогда, и позже предпочитало, чтобы евреи занимались чем-нибудь более полезным. Что же касается переселения, то Сенат признал необходимость компромисса. Он разрешил евреям, записанным в города, временное проживание в сельской местности при наличии соответствующего паспорта, выданного городским кагалом. Историк Клиер полагает, что это было «новаторское решение», якобы никогда не применявшееся к христианам, но это неверно. Любой российский горожанин, получив в городовом магистрате паспорт, мог проживать там, где это было обозначено в паспорте.

Сенат рассмотрел и еще один важный для евреев вопрос - о сохранении собственных судебных органов. И тут надо заметить, что Учреждение о губерниях 1775 г. создало в стране новую, самостоятельную, т.е. отделенную от органов исполнительной власти, судебную систему. Свое развитие она получила и в Жалованной грамоте городам 1785 г. Рассматривая этот вопрос уже после издания этих документов, Сенат счел, что если на евреев распространяются все права городских жителей, включая право быть избранными в местные органы власти, значит, и судить их должны те же суды, что и остальных горожан. Надо заметить, что подобное решение было совершенно логичным. Таким образом, в целом решение Сената свидетельствовало о последовательном стремлении власти к интеграции евреев в общероссийское социально-экономическое пространство. Но тут проявилось и важнейшее противоречие между стремлением евреев, с одной стороны, пользоваться всеми правами и привилегиями наравне с другими подданными Российской империи, а с другой, сохранить традиционные формы организации еврейских общин.

1780-е годы стали фактически временем первого, еще не слишком близкого знакомства российской власти с проблемами еврейского населения. В эти же годы формируется и определенный взгляд на эффективность, полезность еврейского предпринимательства. Нет сомнения в том, что взгляд этот не был вполне объективным и складывался под влиянием определенных предубеждений, в частности распространенного мнения о том, что в своей предпринимательской деятельности евреи склонны к жульничеству, активно участвуют в контрабанде, в том числе контрабанде драгоценных металлов. Все это ярко проявилось во время московских событий 1790 г., фактически ставших переломными в судьбе российского еврейства.

Дело в том, что к этому времени несколько еврейских купцов в полном соответствии с действующим законодательством записались в московское купечество. В феврале 1790 г. группа московских купцов во главе городским головой Михаилом Губиным обратилась с жалобой на них к главнокомандующему Москвы П.Д. Еропкину, обвиняя в подрыве торговли и прочих грехах. Поскольку в жалобе упоминалось еще и о купце Ноте Хаимове, который якобы довел до разорения нескольких московских купцов, обращение получило развитие, и вопрос стали решать в принципиальном ключе, т.е. полезна ли вообще еврейская торговля в центральных губерниях России. В полном соответствии с ведомственным порядком рассмотрение этого вопроса поступило на экспертизу в соответствующее ведомство - Коммерц-коллегию, ведавшую вопросами торговли, и непосредственно к ее главе графу А.Р. Воронцову. Его-то мнение и сыграло роковую роль в судьбе российского еврейства.

Здесь необходимо заметить, что Воронцов был одним из самых просвещенных людей этого времени. Он получил прекрасное образование, был лично знаком с Вольтером, много путешествовал по Европе. Воронцов считался авторитетом в вопросах торговли, за что его высоко ценила императрица, хотя и знала, что он весьма критично оценивал ее царствование в целом. Так, Воронцов покровительствовал Радищеву, который именно ему посвятил свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Впоследствии Воронцов принимал участие в заговоре против Павла, а при Александре I возглавил кружок реформаторов и стал канцлером Российской империи.

В составленной по запросу Совета при высочайшем дворе записке Воронцов попытался ответить на два вопроса: разрешает ли российское законодательство переселение евреев во внутренние российские провинции и полезно ли для государства развитие еврейской торговли? Что касается первого вопроса, то Воронцов исходил из того, что принятое до раздела Польши законодательство, запрещавшее евреям въезд в Россию, отменено не было и, соответственно, новые указы касались только Белоруссии и Новороссии. При этом он считал, что их действие можно распространить также на Екатеринославскую и Таврическую губернии, т.е. на недавно перед этим присоединенные области Крыма. Ответ на второй вопрос весьма примечателен. Воронцов признавал, что в ряде крупных городов Европы (Лондоне, Амстердаме, Гамбурге, Лиссабоне) существует весьма значительная и играющая положительную роль еврейская торговля, однако она ведется, как он писал, так называемыми португальскими жидами, в то время как в Белоруссии проживают польские, прусские и немецкие евреи, которые «производят торги свои … как цыганы со лжею и обманом, который и есть единым их упражнением, чтобы простой народ проводить».

Тут надо заметить, что Воронцов вовсе не был записным антисемитом. Его записка отражает общепринятый взгляд, дополненный личными впечатлениями, полученными на дипломатической службе в Англии и Голландии. При этом Воронцов обнаружил и определенные познания в еврейской истории, поскольку отметил две основные ветви еврейской диаспоры - евреев-сефардов и евреев-ашкеназов. Примечательно, что записка Воронцова была составлена не ранее февраля 1790 г., а скорее всего несколькими месяцами позже, в то время как еще 28 января 1790 г. в революционной Франции евреям-сефардам, т.е. тем самым португальским жидам, о которых писал Воронцов, были дарованы равные права с другими гражданами. Воронцов, конечно, не мог об этом не знать, а события во Франции того времени в соответствии с его убеждениями, несомненно, вызывали у него симпатию. Правда, в сентябре 1791 г. французы распространили это положение и на евреев-ашкеназов, но это произошло, когда записка Воронцова уже была написана.

Еще в октябре 1790 г. документ был рассмотрен на заседании Совета при высочайшем дворе, и он счел необходимым с ней согласиться. В соответствии с этим решением через год с небольшим, в декабре 1791 г., т.е. накануне второго раздела Польши, и появился соответствующий именной указ, ограничивавший право на расселение евреев Белорусской, Екатеринославской и Таврической губерниями, а также вошедшей к этому моменту в состав империи Курляндией и установивший таким образом черту оседлости.

Слово в защиту Израиля Дершовиц Алан

32. Почему так много евреев и даже израильтян принимают сторону палестинцев?

Обвинение

Тот факт, что так много израильтян и евреев поддерживают палестинскую сторону и при этом так мало палестинцев, арабов и мусульман поддерживают Израиль, является доказательством правоты палестинской стороны.

Обвинители

«Вслед за Иехудой Магнесом великие критические труды несионистски и антисионистски настроенных евреев, таких, как Элмер Бергер, Исраэль Шахак, Ноам Хомский, Максим Родинсон, Ливия Роках, И. Ф. Стоун, многие из которых поддерживали или разделяли цели арабского движения на Западе, [создали основу] для окончательного развенчания мифа о сионистской невинности». ()

«Некоторые из молодых израильских историков-ревизионистов… [Том Сегев, Бенни Моррис и другие] являются сионистами, но их книги написаны с искренним желанием понять прошлое; то, что они говорят об ужасах 1948 г., они говорят открыто, без желания солгать или скрыть прошлое. Их коллеги, представляющие традиционные школы, до сих пор не могут разрешить старых сомнений». (Эдвард Сайд и Кристофер Хитченс )

«Сионизм имеет антисемитскую природу, потому что он упрощает евреев. Многие евреи не поддерживают притеснение израильтянами палестинского народа». (Амер Захр, студент юридического факультета Мичиганского университета, в общей дискуссии, устроенной мичиганской студенческой пропалестинской группировкой )

«Истинные евреи сохраняют верность еврейской религии и не оскверняют себя сионизмом. Истинные евреи против изгнания арабов с их земли и из их домов. В соответствии с Торой земля должна быть им возвращена». (Сайт ультраортодоксальной антисионистской секты «Нетурей Карта» в США )

Реальность

Реальность состоит в том, что полная свобода информации и свобода слова среди израильтян и евреев позволяет представить широчайший спектр мнений, тогда как практически тотальный контроль над массовой информацией в большинстве арабских и мусульманских государств, помноженный на крайне жесткие санкции за выражение «неправильных» мнений, делает невозможным любое серьезное сравнение.

Доказательство

У израильтян и евреев нет ограничений на выражение своих мнений относительно израильско-палестинских разногласий. Они могут смотреть арабские и исламские телевизионные программы, читать самые ядовитые антисионистские материалы и высказывать по поводу конфликта любые мысли, которые придут им в голову. Более того, у евреев и израильтян традиционно был широкий спектр мнений, варьирующий от политического и религиозного антисионизма до мессианских представлений о еврейском государстве.

Средства массовой информации склонны фиксировать взгляды инакомыслящих в большей степени, чем распространенные представления. Например, 500–600 израильских резервистов, которые отказались служить на территориях, представляют менее 1 процента от тех, кто служил, и еще меньшую долю от тех, кто уже вышел из призывного возраста, но по собственному желанию настоял на том, чтобы пойти защищать Израиль. Но средства массовой информации, по понятным причинам, уделили гораздо больше внимания недовольным, чем представителям мейнстрима.

Более того, еврейские организации в Соединенных Штатах, стремясь услышать как можно больше разных мнений, привечали у себя инакомыслящих и предоставляли им слово. Американские и европейские СМИ обычно склонны представлять взгляды известных израильтян, таких, как Амос Оз и Йоси Бейлин, а также лидеров движений «Шалом ахшав» и «Бе-целем», которые часто весьма критично настроены по отношению к текущей израильской политике. Хотя большинство критиков Израиля сами остаются сионистами и отстаивают право Израиля на существование как еврейского государства и на самозащиту против террористов пропорциональными средствами, их критика - вполне понятная внутри Израиля - за пределами страны используется во зло Израилю теми, кто хочет делегитимизировать и ликвидировать еврейское государство.

Эта ситуация резко отличается от палестинского, арабского и мусульманского подхода к инакомыслящим. Даже самому минимуму голосов инакомыслящих не дают доступа к СМИ, а их выразителей часто карают. (Вспомните фетву против Салмана Рушди.) Более того, многие палестинцы, арабы и мусульмане по всему миру вообще не имеют доступа к информации, которая могла бы повлиять на их воззрения и изменить их в пользу Израиля. Например, им постоянно показывают фотографии убитых палестинских мирных граждан, не показывая искалеченных тел еврейских детей, женщин и стариков. Им показывают, как разрушают дома, не говоря, что перед приходом бульдозеров все жители покидают эти дома. Свободный поток информации, доступный евреям и израильтянам, не идет ни в какое сравнение с тем, что получают палестинцы, мусульмане и арабы.

Более того, у евреев и израильтян традиционно были экстремисты, которые выражали несогласие практически по любому вопросу. Есть старая шутка о двух израильтянах, которые оказались на пустынном острове после пятилетних скитаний. Первое, о чем они рассказывают своим спасителям, это что они создали у себя семь политических партий. Среди израильского населения сегодня есть мессиански настроенные антисионисты, сталинисты, маоисты, троцкисты, глобалисты, люди, убежденные в том, что Земля плоская, отрицатели Холокоста и сторонники прочих мыслимых - и немыслимых - убеждений.

Я припоминаю беседу с одной известной в Израиле женщиной-адвокатом, которая посвятила жизнь не просто защите палестинских террористов в суде, но и поддержке их воззрений на политической арене, и даже сама дружила с ними. Она ярая антисионистка и активный член сталинистского крыла в коммунистической партии. Когда я спросил ее, как она может быть сталинисткой, я получил простой и трогательный, хотя и неубедительный ответ: «Сталин спас меня и мою семью от Гитлера; я никогда не смогу забыть этого». (Я жалею, что не догадался спросить ее, как она может поддерживать дружеские отношения с людьми, полностью или частично отрицающими Холокост, в ходе которого были убиты многие члены ее собственной семьи.) Вдобавок к этим евреям-диссидентам гражданами Израиля является более миллиона мусульман и арабов, которые пользуются полной свободой получения информации и самовыражения.

Перед провалом мирных переговоров в Кемп-Дэвиде и Табе среди израильских сторонников мира существовали глубочайшие разногласия относительно того, является ли Арафат настоящим партнером для заключения мира и насколько серьезны палестинские мирные инициативы. Теперь, хотя все еще существует активный мирный лагерь, очень немногие израильтяне хоть сколько-нибудь верят в готовность и способность Арафата заключить мир. Как сказал Йорам Канюк, один из основателей израильского движения за мир: «с момента провала переговоров в Кемп-Дэвиде, когда обнажилась истина, я столкнулся лицом к лицу с фактом, что арабы просто не воспринимают саму идею существования Израиля. Наш партнер [по мирным переговорам] - это террорист-самоубийца». То, что сейчас многие полны оптимизма в связи с назначением нового премьер-министра, невзирая на факт, что Абу Мазен написал книгу, отрицающую Холокост, свидетельствует об устойчивости мирного лагеря, а также о том, как мало палестинских лидеров имеют приемлемые взгляды.

Многие израильтяне до такой степени стремятся заключить мир, что они готовы даже исказить историю и отрицать очевидные факты, если кажется, что история и факты затрудняют путь к миру. Например, когда Ясира Арафата застали проводящим секретный брифинг с арабскими лидерами, на котором он признал свой истинный план ликвидировать еврейское государство, многие израильтяне отказывались поверить в это. Многие защитники мира в Израиле также готовы принять ревизионистские и часто фальшивые исторические сочинения, которые рисуют более «беспристрастную» картину прошлого, потому что они полагают, что этот нарратив, в отличие от реальной истории, скорее приведет их к миру.

Наконец, существует еще иррациональный, но исторически достоверный фактор, который влияет на существующее неравенство, когда со стороны евреев и израильтян много инакомыслящих, а со стороны их противников их почти нет. В еврейской общине всегда существовал небольшой процент людей, которые по трудно объяснимым причинам гиперкритично относились ко всему, связанному с иудаизмом, евреями или еврейским государством. Карл Маркс, Ноам Хомский и Норман Финкельштейн - вот первые, кто приходит в голову. Причины этого явления лежат скорее в реальности Зигмунда Фрейда и Жан-Поля Сартра, чем в реальности политического или информационного дискурса. Но эта печальная реальность существует уже давно.

Я не имею в виду предполагать, что все антисионисты и ненавистники Израиля страдают от еврейской самоненависти. Люди могут просто ошибаться, без всякой психологической подоплеки. Но реальность такова, что есть евреи, которые презирают все еврейское, начиная от своей религии и еврейского государства до людей, которые кажутся им «слишком еврейскими». Признание достоверности этого эмпирического наблюдения, не обязательно целиком подразумевает особую важность, которую эти люди придают антисионистским и антиизраильским аргументам, их достоинствам и недостаткам. Речь идет о частичном объяснении факта, который кажется некоторым абсурдным - а именно дикая, иногда даже восторженная и, по выражению писательницы-феминистки Филлис Чеслер, «эротическая» природа предсказуемого неприятия Израиля со стороны некоторых евреев.

Есть также и такие евреи, для которых растущая непопулярность Израиля среди радикально левых является чем-то вроде помехи. Эти евреи хотят нравиться тем, чью политику они поддерживают по разным другим вопросам. В связи с этим они тяготеют к тому, чтобы отдалиться от Израиля и поддерживать палестинскую сторону, не особенно задумываясь об истинной сути дела. Оппозиция к Израилю и поддержка палестинцев для некоторых евреев является способом подтвердить свою левую репутацию и доказать, что политическая корректность превосходит у них любую этническую солидарность. Этот феномен порождает новую реакцию и приводит к тому, что некоторые евреи, которые раньше поддерживали Израиль, теперь отказываются от своей позиции по мере того, как все больше и больше радикально левых занимают сторону палестинцев и делают их защиту частью своей программы.

С этим связан еще один феномен - некоторые евреи, особенно в Европе, отказываются поддерживать Израиль от страха. В 1967 г. после блистательной победы в Шестидневной войне Израиль казался источником защиты для евреев всего мира. Американские и европейские евреи, опосредованно наслаждавшиеся победой Израиля, ощутили гордость за свое еврейство. Сегодня многие европейские евреи видят в Израиле источник опасности, потому что антисионизм стал обычным оправданием или предлогом для насилия против евреев. Это привело к тому, что некоторые ненадежные сторонники Израиля отказались от своей позиции после наступления трудных времен.

Было бы огромным заблуждением считать, что одна сторона конфликта должна быть права, если некоторые люди, которые этнически отождествляются с другой стороной, поддерживают противоположную сторону. Например, тот факт, что существует горстка евреев, которые отрицают Холокост, - даже если в их число входят известные евреи вроде Ноама Хомского, которые готовы одобрить «глубокое исследование», проделанное отрицателем Холокоста, - совсем не означает, что Холокоста на самом деле не было. Точно так же тот факт, что некоторые итальянские евреи в начале тридцатых годов поддерживали Муссолини, не означает, что фашизм был правильной идеологией. Но основным пунктом палестинской пропаганды стал аргумент, звучащий следующим образом: «Посмотрите, даже такой еврей, как [вставьте имя], верит, что Израиль - это плохо и что палестинцы правы [в своих притязаниях]». Этот «аргумент от этнического признания» ложен как с логической, так и с эмпирической точки зрения.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Почему Андалус стал пристанищем для евреев? После того как римляне во II–III вв. сумели подавить восстания в Иудее, начались вековые скитания евреев и они расселились по всему миру. На Пиренейский полуостров они пришли еще до готов и занялись торговлей и ростовщичеством.

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора

1.4. Удар по центральной Европе Почему Европа стремилась платить дать Атаманам не только без задержек, но даже досрочно Уже в 1520 году османско-атаманский военный напор на Европу возобновился с новой силой. Хрупкий мир с Венецией лопнул в 1537 году , с. 156. «Если Селим I острие

Из книги К решающим битвам автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 30. Во время войны Сталин не щадил даже своих любимчиков - «сталинских соколов» - ссылал их в специально созданные для них штрафные авиаэскадрильи, а некоторых даже в

Из книги История свадеб автора Ивик Олег

Почему китайцев так много «Жена, на которой женился, и лошадь, которую купил, – это чтобы ездить на них и плеткой учить», – гласит старая китайская пословица. А если кому-то не нравится сравнение с лошадью, то есть и другое: иероглиф «семья» в китайском языке состоит из

Из книги Дворцовые перевороты автора Згурская Мария Павловна

Предыстория. Почему у Педро было много конкурентов на престолонаследие Итак, к середине XIV века на территории Пиренейского полуострова существовали два мощных христианских королевства: Арагон с подчиненными ему Валенсией и Мальоркой и объединенные Кастилия и Леон. От

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

3.4. Удар по центральной Европе Почему Европа стремилась платить дань атаманам не только без задержек, но даже досрочно Уже в 1520 году османская = атаманская агрессия вспыхнула с новой силой. По-видимому, разрядилось напряжение, накопившееся между метрополией Великой

Из книги Разные человечества автора Буровский Андрей Михайлович

Почему в схеме много неверного Схему происхождения человека приходится пересматривать уже потому, что только часть результатов, полученных исследователями прошлого, прошла испытание временем. Как правило, предки не виноваты… Они работали так, как позволяли им

Из книги Русский Холокост. Истоки и этапы демографической катастрофы в России автора Матосов Михаил Васильевич

6.6. МНОГО РАЗ «ПОЧЕМУ?» Пытаясь понять причины и истоки главных событий первых лет Советской власти, мы не сможем при поверхностном подходе объяснить следующие факты:– почему Троцкий отправился в добровольную ссылку в Сухуми накануне серьезных планируемых событий, хотя

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Как и почему люди принимают одно за другое Но вот тут-то и выходят и затруднения, и путаница, и даже большие ошибки.Дело вот в чем: в каждой человеческой голове уже имеются большие запасы разных впечатлений, запасы всего того, что человек видел, слышал и вообще испытал. Эти

Из книги Полное собрание сочинений. Том 7. Сентябрь 1902 - сентябрь 1903 автора Ленин Владимир Ильич

4. Куда идти среднему крестьянину? На сторону собственников и богатых или на сторону рабочих и неимущих? Все собственники, вся буржуазия старается привлечь среднего крестьянина на свою сторону тем, что обещает ему всякие меры для улучшения хозяйства (дешевые плуги,

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

Из книги Слово в защиту Израиля автора Дершовиц Алан

18. Почему было убито больше палестинцев, чем израильтян? ОбвинениеТот факт, что палестинцев во время последней вспышки терроризма (с сентября 2000 г. по настоящее время) было убито больше, чем израильтян, доказывает, что израильский ответ еще хуже, чем палестинский

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

11. Почему Галл-Голиаф «показывал римлянам язык»? Битва римлян (= израильтян = воинов Дмитрия Донского) с галлами (= филистимлянами = воинами хана Мамая) была религиозной Мы задержимся сейчас на очень интересном сюжете. Тит Ливий сообщает, что Галл ПОКАЗЫВАЛ ЯЗЫК перед

Из-за многочисленных завоеваний, начавшихся с VII века до нашей эры, утративший Родину еврейский народ рассеялся по миру. Многих интересует вопрос: в какой стране? В настоящее время евреи живут практически в каждом государстве. Они образуют диаспоры, активно участвуют в общественной и политической жизни. В каких странах живут евреи? В которых есть хорошее образование, стабильная политическая и экономическая ситуация, благоприятные условия для ведения бизнеса.

Виды еврейских диаспор

Еврейские диаспоры разделяются на 2 группы:

  • сефардская;
  • ашкеназская.

Сефарды отличаются от ашкеназов серьезным отношением к еврейским традициям и малым количеством смешанных браков. Ашкеназы подразделяются на несколько подгрупп:

  • ортодоксальные (крепкие многодетные еврейские семьи, соблюдение традиций);
  • консервативные (строго соблюдающие свою численность и чистоту крови);
  • светские (смешанные семьи с малым количеством детей).

В каких странах живут евреи? Больше всего евреев живет в Израиле, а самые большие еврейские диаспоры находятся в США и во Франции. Менее многочисленные функционируют в Германии, России, Польше.

Как называется страна, где живут евреи

Израиль - еврейское государство, основанное в 1948 году. Сейчас в нем проживает 7 миллионов жителей, 5,6 миллионов из них - евреи. Они говорят на иврите и исповедуют иудаизм. В последнее время немалое количество евреев уехало из Израиля из-за политических и экономических проблем государства.

США

Соединенные Штаты Америки - страна, в которой живут евреи. Они одни из самых богатых ее жителей.

Еще на момент провозглашения независимости США в 1776 году в стране проживало всего несколько тысяч евреев. Это были сефарды, которых изгнали из испанских колоний в Южной Америке.

Когда и Австрии потерпела крах, в Соединенные штаты Америки из Центральной Европы переселилось немногим менее 200 тысяч евреев.

В 1870 году евреи - жители Эльзаса, не пожелали подчиняться кайзеру, когда по итогам франко-прусской войны Германия присоединила себе эту территорию. Евреи расселились по всему континенту, занимаясь в основном бизнесом, в чем весьма преуспели.

Но самое большое количество евреев переехало в США в период с 1882 по 1942 год из России. Причиной послужили кровавые погромы, которые устраивали евреям во времена правления Александра III. Также четверть еврейского населения, проживающего в Австро-Венгрии и Румынии, уехали в Америку. Так, еврейская диаспора в США пополнилась двумя миллионами человек. В каких странах живут евреи? В которых чувствуют себя в безопасности.

После окончания Первой мировой войны США были страной с самым большим количеством еврейского населения. В 1924 году власти страны приняли законы, которые ограничивали иммиграцию евреев. Поэтому им пришлось ехать в Канаду, страны Латинской Америки и Палестину.

На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки проживает более пяти миллионов евреев, что составляет около 2 % американского населения. Большинство из них обосновались в крупных городах, таких как Чикаго, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и им подобных. Примечательно, что евреи являются наиболее богатой диаспорой в США. Это подтверждает журнал Forbes, составляющий рейтинг самых богатых людей Соединенных Штатов: 100 богачей из 400 - евреи. Представители еврейской диаспоры есть и в Белом доме, и в Конгрессе, и в Голливуде.

Наиболее известные американские евреи:

Евреи в Голливуде

Немалое количество известных голливудских звезд родилось в еврейских семьях. Это Натали Портман, Скарлетт Йохансон, Дэниэл Рэдклифф, Джозеф Гордон-Левитт, Мила Кунис, Харрисон Форд, Адам Сэндлер. Кроме того, Бен Стиллер, Джона Хилл, Дженнифер Конелли, Дастин Ли Хоффман, Эдриен Броуди, Кейт Хадсон, Джек Блэк, Логан Лерман, Дианна Агрон и многие другие также имеют еврейские корни.

Причина успеха американских евреев

Одной из самых главных причин успеха евреев в Америке является образование, которое евреи не замедлили получить по приезду. Образованные, имеющие опыт ведения бизнеса, они продолжили заниматься делами и на просторах американской земли. На должности в государственных учреждениях евреев, за редким исключением, не брали. Поэтому они создавали собственные компании и инвестиционные банки, активно занялись кинематографом (не только актеры, но и большинство первых голливудских продюсеров были евреями).

Франция

В какой стране жили евреи и имели возможность получать образование? Евреи поселились во Франции еще в период раннего Средневековья. Эта страна была центром еврейского образования. Евреи во Франции пережили множество изгнаний и преследований, пока во времена Великой Французской революции не были освобождены, хотя антисемитизм сохранился еще на долгое время.

Во время Второй мировой войны большинству французских евреев удалось спастись от Холокоста.

В настоящее время в Франции находится самая большая в Европе еврейская диаспора, насчитывающая 600 тысяч человек. Многие евреи в этой стране - сефарды, но есть и ашкеназы (светские). В каких странах живут евреи? В которых есть большие, комфортные для проживания и ведения бизнеса города. Большая половина евреев живет в Париже, остальные обосновались в Марселе, Ницце, Лионе и других французских городах.

С 2010 года во Франции обострились антисемитские настроения, участились нападения на евреев, поэтому они начали покидать эту страну.

В Израиле проживает 6 миллионов евреев – это 75% населения страны.

Кроме евреев, в Израиле проживает 1.6 млн арабов (20.5%) и 350 тысяч (4.5%) христиан неарабского происхождения и тех, кто не принадлежит ни к одной из конфессий.

Это, в основном, новые репатрианты и члены их семей.

Население страны постоянно растет: как сообщает издание newsru, в 2012 году в Израиле родились 170 тысяч детей, и около 17 тысяч новых репатриантов прибыли на свою историческую родину.

За рубежом проживают около 500 тысяч израильтян – это, в основном, туристы, студенты, докторанты, израильтяне, работающие в зарубежных компаниях.

Где живут евреи?Феликс Нуссбаум. Автопортрет с еврейским паспортом. 1943

В 2012 году Израиль по количеству евреев обошел своего главного «соперника» — США: теперь еврейское государство — самая крупная еврейская община в мире.

Израиль — единственная страна, в которой численность еврейского населения растет и достигло 6 млн.

На втором месте США – 5.5 млн евреев, на третьем — Франция – 0.5 млн евреев.

На 4-м месте – Канада – здесь проживают 380 тысяч евреев, 5-м – Великобритания — 290 тысяч, 6-м — Россия – здесь проживает 190 тысяч евреев, хотя после переписи 2010 года их было около 250 тысяч.

Много евреев также в Аргентине — 180 тысяч, Германии — 120 тысяч, Австралии — 102 тысячи и Бразилии — 75 тысяч человек.

В этих 10-и странах проживает 96% всех евреев мира.

Есть вопрос, на который, обычно, никто не дает ответа: сколько евреев ассимилировало?

И, если уж задавать вопросы, то до конца: сколько евреев скрывает свою принадлежность к евреям, сколько евреев ненавидят свой народ – за то, что с детства испытывали неудобства или даже гонения…

Может, кто-то из читателей выскажет свое мнение.

Особенно интересно услышать его от евреев-антисемитов…

И, указывая на картины художника Феликса Нуссбаума, погибшего в концлагере, хочется напомнить — вот что было с нашими предками-европейцами, которые верили в то, что образованные фашисты не станут уничтожать евреев…

Мировое еврейское население существенно увеличилось в последние годы и достигло уровня, предшествовавшего холокосту. Об этом сообщает The Guardian.

Институт планирования политики еврейского народа в ежегодном докладе правительству заявил, что в настоящее время в мире проживают 14,2 миллиона евреев. Если учитывать потомков смешанных браков, это число вырастает до 16,5 миллиона - показателя, зафиксированного перед началом Второй мировой войны.

В докладе также указывается, что отчасти причиной увеличения является естественный прирост населения, в основном в Израиле, где проживают 6,1 миллиона евреев. Также это связывают с ростом числа детей от смешанных браков, идентифицирующих себя как евреи. Сообщается, что 59 процентов жителей США, имеющих одного родителя-еврея, определяют себя как представителей этой нации.

Список Геринга
Историк Евгений Беркович о примечательных случаях спасения евреев в годы Холокоста
Директор института Авиноам Бар-Йосеф отметил, что некоторые случаи самоидентификации людей как евреев в США связаны с растущей популярностью и уважением, которую вызывает эта нация.

Холокост - организованное нацистами преследование и массовое уничтожение живших в Европе евреев во время Второй мировой войны. Традиционно жертвами холокоста считаются 6 миллионов евреев, что в 1939 году составляло почти треть общего числа живущих в мире евреев.

Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Психологи могут говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, однако, определенно, еврейские дети недостатка в любви и внимании не испытывают.

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?

«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.

Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

Справка: по данным психологов и специалистов в области образования, cредний коэффициент IQ у евреев составляет 107–115. Эти показатели незначительно превышают средний уровень интеллектуальности европейцев (100), но разброс показателей у евреев достаточно велик, что и приводит к необычно высокой пропорции гениев, представленных в данной этнической группе.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша. Пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка.

Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия. Поэтому своим примером еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье - залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена - отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери.

Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным.

А, кроме того, подобное поведение родителей - прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью. Ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания. С которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах.

Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения. Приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика. Все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом - это нормально.

Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Психологи могут говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения. Однако, определенно, еврейские дети недостатка в любви и внимании не испытывают.

Делитесь со своими друзьями в Facebook!

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!