Open
Close

Кто сжег храм артемиды. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.

История древнегреческого города Эфеса берет свое начало с 12 века до нашей эры – именно тогда было начато его строительство. По мере своего развития город процветал и со временем превратился в крупнейший торговый центр Малой Азии, и неспроста, ведь покровительствовала Эфесу Артемида – красавица-богиня плодородия и защитница животных, охотников и будущих матерей.

Набожными горожанами, которые ее почитали, было принято решение о возведении храма для поклонения ей и в ее честь. Планируя постройку этой уникальной конструкции, они преследовали две цели, одной из которых было наличие места для поклонения почитаемому божеству, а другой – привлечение потоков туристов в свой город, которые смогли бы приумножить городской бюджет.

Конечно, руками горожан Храм Артемиды в Эфесе не строился – для его возведения прибыл из Кносса известнейший в те далекие времена архитектор по имени Харсефрон, и по его задумке здание планировалось возводить из настоящего мрамора. Но это должна была получиться не обычная постройка, принимающая прихожан, а самый настоящий храм, находящийся в окружении двух рядов колонн, поражающих своими внушительными размерами. Великий мастер Харсефрон отличался незаурядными инженерными талантами, поэтому он вложил в свой проект самые смелые и оригинальные замыслы, которые только могли быть воплощены на тот момент в реальных условиях. Но по бюджету города вмешательство специалиста абсолютно никак не ударило – правитель Эфеса мог себе позволить раскошелиться на строительство такого солидного здания.

Впоследствии построенный храм не подчинялся властям Эфеса. Он являлся самостоятельной политической единицей, а управляла им коллегия жрецов. Если кто-либо из горожан желал приобрести право неприкосновенности, он должен был вступить на территорию храма без оружия в руках.


Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен , и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.


Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира ? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики , превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин . О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.


Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено , а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом.
Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, - это одна уцелевшая колонна.

Филон Византийский писал, что все чудеса света, которые он видел, меркнут перед одним из них – храмом Артемиды в Эфесе.

К сожалению, не только этот восхитительный храм не дошел до наших времен, но и город, в котором он находился, потерял свое величие.

Что же случилось с этим храмом и что превратило Эфес из оживленного торгового порта в забытую деревушку на болоте?

Святилище богини Артемиды

На месте, где располагалось одно из семи чудес света древнего мира, до этого было построено несколько святынь богини, они разрушались и отстраивались заново.

Первая, вероятно, была сооружена приблизительно в 800 году до нашей эры на болотистой полосе у реки Каистр в Эфесе, в Малой Азии, на территории современной Турции.

Надо сказать, что богиня Эфеса Артемида, называемая также Дианой, мало походила на древнегреческую богиню охоты, храбрости, материнства и целомудрия.

В Эфесе Артемида была богиней плодородия, ее часто изображали драпированной яйцами, с несколькими грудями от талии до плеч – символами плодородия.

Этот образ вырос из культа древней проэллинской богини «великая мать».

Во времена ионийцы пришли в эту местность, заинтересовались этой идеей и видоизменили её, привнеся черты греческой мифологии. Эфес стал одним из центральных мест культа богини.

Примерно в 600 году до нашей эры Эфес стал крупным торговым городом, богатым мегаполисом. В связи с этим архитектор Крепион занялся возведением нового большого храма для поклонения богине Артемиде.

Но это святилище простояло недолго, и в 550 году до н.э было разрушено крупным наводнением и в ходе боевых действий при завоевании Эфеса Лидией.

Завоевавший Эфес царь Крез решил заново отстроить храм, дабы показать себя хорошим правителем. Сооружением занялся архитектор Херсифрон, а продолжил строительство его сын Матаген.

Это здание превышало размеры прежнего в четыре раза. На его постройку ушло более ста лет.

Новый храм был главной достопримечательностью Эфеса до 356 года до нашей эры, пока не случилась трагедия.

Молодой эфесец Герострат, желавший вписать свое имя в анналы истории, поджег деревянную крышу здания. Ему удалось сжечь конструкцию дотла.

Граждане полиса были поражены этим ужасным кощунством.

После мучительной смерти юноши, они издали указ, что любой, кто будет хотя бы упоминать имя Герострата, будет предан смерти. Достичь славы греку все же удалось, от него пошло выражение «слава Герострата».

Одна из легенд говорит, что во время сожжения храма Артемиды, родился Александр Македонский. И что Артемида не могла спасти свое святилище от огненного разрушения, потому что была озабочена безопасным рождением будущего завоевателя мира.

Так метафорически решилась судьба Малой Азии.

Строительство Великого храма

Вскоре после сожжения началось строительство нового храма. Архитектором стал Скопас, один из самых известных ваятелей своего времени.

По другим версиям отстраивал здание после пожара Александр Дейнократ.

К тому времени Эфес был одним из богатейших торговых центров Малой Азии, и проблем с поиском денег на восстановление храма не было. Святилище было построено в том же болотистом месте, что и раньше, но создатели решили поднять его на один уровень.

По мнению архитекторов, это решение должно было уберечь храм от разрушения во время многочисленных в том регионе землетрясений.

Древний историк Плиний писал, что для подготовки земли под зданием были выложены слои древесного угля и слои шерсти.

Этот храм считается первым зданием, целиком сооруженным из мрамора. Как и в его предшественнике, в сооружении было 36 колонн, нижние части которых были украшены фигурными барельефами.

Внутри здания были произведения искусства современных художников и работы ваятеля Праксителя. В том числе и изображения амазонок, которые поклонялись богине Артемиде, и согласно легенде, нашли пристанище в этих местах после победы Геракла.

Центральным объектом поклонения стала скульптура Артемиды.

Плиний писал, что длина здания составляла около 150 метров, а ширина – 55. Колонны окружали здание в несколько рядов, каждая доходила в высоту до восемнадцати метров.

Для сравнения, Парфенон в Афинах почти в два раза меньше.

Когда Александр Великий прибыл в Эфес в 333 году до нашей эры, храм все еще строился. Великий полководец хотел поучаствовать в финансировании строительства храма, чтобы увековечить свое имя в этом великом памятнике.

Однако отцы города этого не хотели и мудро ответили, льстя завоевателю, что один бог не может строить храм для другого.

Христианство приносит конец культу Артемиды

Надо сказать, что храм Артемиды в Эфесе стал не только религиозным святилищем и местом паломничества верующих, вокруг него вырос сувенирный бизнес, благодаря которому процветали многие выдающиеся граждане Эфеса.

В связи с этим известна легенда о пришествии в Эфес Святого Павла, который желал обратить людей в новую христианскую веру, один из граждан, занимавшихся продажей сувениров, в основном уменьшенных копий , Димитрий, испугался, что потеряет свой доход, когда люди отвернутся от Артемиды, и всячески препятствовал проповедям Павла.

В Эфесе в связи с этим даже начались беспорядки, но в конце концов Павел уехал в Македонию, а город успокоился.

А 268 году нашей эры, на город напали готы и разрушили храм, хотя к тому времени уже и храм, и сама религия были в упадке.

Храм восстановили, но в 391 году император Феодосий сделал христианство государственной религией, и святилище было закрыто.

В 401 году храм был разрушен христианской толпой, камни были переработаны в другие здания.

Впоследствии и Эфес потерял свою значимость как центра торговли, порт города залился, корабли перестали приставать к гавани.

Многие жители города покинули болотистую местность, переселились в более холмистые регионы. Те, кто остался, использовали руины храма, как материал для строительства.

Интересный факт — на территории современной находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — ). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской , который был построен недалеко от древнего Эфеса.

Храм Артемиды был построен в 6 в. до н.э. в честь покровительницы города (Эфеса) богини Артемиды. Причем культ богини уходит корнями в глубокую древность — еще до появления в этих местах греков в городе поклонялись богине, которую называли «Великая мать». Греки назвали ее Артемидой и возвели огромный и невероятный по тем меркам храм в ее честь.

Артемида — одна из самых значимых богинь в древнегреческой мифологии, покровительница всего живого на земле, богиня охоты, целомудрия и плодородия, прекрасная, но жестокая.

Для постройки храма было выбрано очень необычное место — на болоте. В те времена многие постройки разрушались частыми землетрясениями, поэтому архитектор решил возводить храм на болотистой местности в надежде, что при землетрясении почва самортизирует и храм останется целым. В последствии это решение оказалось ошибочным — в настоящее время практически все остатки храма ушли на дно болота.

Когда храм был достроен (а на строительство ушло почти 120 лет!), окончательные размеры составляли 110 м в длину и 55 м в ширину, в храме было установлено 127 колонн высотой 18 м . Так что зрелище действительно впечатляющее.

5. Видео

И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:

А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!

На турецкой земле располагаются два из семи чудес света древнего мира . Одним из них является грандиозный Храм Артемиды, простоявший свой недолгий век на территории (в настоящее время – Сельчук) в западной части страны.

К большому сожалению, до настоящего времени от грандиозной постройки сохранилась только лишь несущая конструкция и одна из 127 колонн . Считается, что каждая из колонн была подарена для возведения святыни царями.

Справка! В мифологии Артемида – богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, внебрачная дочь громовержца Зевса и титаниды Лето.

Храмовая постройка служила не только в качестве духовного и культурного центра Эфеса, но и являлась по своей сути значимым деловым и финансовым центром . Именно тут располагался местный банк, в результате переговоров горожан решались актуальные вопросы и совершались сделки.

Краткое описание

Храм был крупнейшим святилищем древнего мира и его размеры действительно впечатляют : в длину сооружения составляло 110 метров, а в ширину – 55. Крыша постройки подпиралась 127 массивными 18-метровыми колоннами. Стены и крыша храма, возведённого в честь юной богини, были оформлены плитами из мрамора.

Для возведения святыни было выбрано довольно странное место – на болоте . Это объясняется тем, что в ту пору здания часто разрушались в результате мощные землетрясений, в связи с чем архитектором было принято решение строить храм в болотистой местности в надежде, что в случае подземных толчков храм останется невредимым. Однако такое предположение было ошибочным. Почти все остатки грандиозного сооружения ушли на дно. Не помогло даже то, что вырытая на болоте яма была наполнена шерстью и углем.

Внутренние стены храма были украшены скульптурами и рельефами . В его центральной части располагалась 15-метровая скульптура Артемиды, выполненная из слоновой кости и чёрного дерева, на одежде богини изображались животные.

  • История гласит, что первый храм в честь богини охоты был возведён в середине VI в. до н.э. Гигантские колонны были насажены на колёса и были доставлены к месту возведения с помощью упряжек быков.
  • В 356 г. до н.э. случился пожар , устроенный «одним безумцем», гражданином Эфеса Геростратом, с целью прославиться как величайший разрушитель. Поскольку в храме существовало много деревянных элементов, его внутренние помещения выгорели полностью, остались лишь свод с почерневшими колоннами.
  • К III в. до н.э. на денежные средства, выделенные легендарным полководцем Александром Македонским, храм был успешно восстановлен по первоначальному плану , а само здание было приподнято на высоком ступенчатом основании.
  • Одна из колонн была выполнена известным в ту пору скульптором Скопасом, а алтарь – Праксителем, над росписью и фресками трудился Апеллес. В благодарность Александру Македонскому, в храме был размещён портрет завоевателя с молнией в руке . Работа выполнялась Апеллесом и необычайно реалистичной.

Интересно! По одной из легенд, Македонский был рождён во время сожжения храма Артемиды Эфесской. Считается, что богиня не могла спасти своё святилище от разрушения огнём, поскольку была занята безопасным рождением будущего великого полководца и завоевателя.

  • В 263 г. храм, как и другие постройки поселения, был разграблен готами (германцами), однако вновь был восстановлен жителями Эфеса. После, во времена правления Феодосия I, провозгласившего православие государственной религией, языческие культы были категорически запрещены, поэтому святилище было закрыто и пришло в упадок.
  • Местные жители, не долго думая, начали разбирать мраморную облицовку храма и его черепицу для своих построек, часть плит была вывезена для строительства Айя-Софии.
  • В результате подобных действий колонны, теряя устойчивость, начали падать, а их обломки постепенно засасывало болото , на котором святыня была возведена. После падения Римской империи Эфес стал подчиняться турецким султанам и постепенно к XV в. богатый и цветущий полис полностью исчез. Спустя 300 лет город возродился под другим названием.
  • В 1869 г. следы постройки были обнаружены английским археологом Джоном Вудом , а вскрыть фундамент удалось лишь в XX в. Под ним были найдены следы первого храма, уничтоженного безумцем Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, находятся в Лондоне, в Британском музее, другая часть экспонатов была перенесена в турецкий археологический музей.

Где находится?

Руины храмовой постройки находятся на юге близ города Сельчук , где тысячелетия назад находился античный Эфес.

Местоположение: Artemis Tapınağı, 35920, Selçuk, Izmir.

На карте

Фото храма Богини Артемиды Эфесской

Как добраться самостоятельно?

Чтобы увидеть руины храма, необходимо добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу , недалеко от которой расположен нижний вход в античный город. Из Кушадасы каждые полчаса курсируют долмуши (маршрутные такси). Расстояние до храма от Кушадасы составляет порядка 20 км.

График работы

Побывать в месте, где расположена достопримечательность, можно в любое время .

Стоимость посещения

За посещение достопримечательности плата не взимается.

Лучше ехать с экскурсией или самостоятельно?

Добраться до храма путешественники могут самостоятельно. Время осмотра занимает не больше 15 минут, поэтому приобретение экскурсионного тура в этом случае просто нецелесообразно. Однако некоторые туристические агентства предлагают экскурсии, в программу которых включено посещение Эфеса и храма Артемиды. Экскурсии проводятся ежедневно и привлекают большое число любителей истории и мифологии.

Увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников в 350 городах мира: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий от местных жителей и гидов, которые могут интересно и увлекательно рассказать о самом интересном в своих городах.