Open
Close

Кто из римских пап оказался женщиной. Тайна папессы иоанны


Изучая древние хроники, ученые бьются над вопросами, происходили ли события в реальности или же были просто вымыслом. Одной из величайших легенд Средневековья, которая до сих пор не разгадана, считается управление католической церковью женщиной. Она известна под именем папесса Иоанна .




Из-за древности происходящих событий (9 век) нельзя точно утверждать или опровергать существование женщины-папы в Ватикане. Столь резонансное событие наверняка скрывалось и могло быть вычеркнуто из официальных документов. Но сохранилось несколько хроник, авторы которых высказывались за реальность данного события.

Сторонники существования женщины-папы опираются на неоднократное упоминание о ней в древних летописях. Самым ранним свидетельством называют работу Анастасиуса (хранителя папской библиотеки) 9 века. Далее следует жизнеописание папессы в хронике Chronica Universalis Mettensis, датированной 13 веком. Каждый автор, который упоминал об Иоанне, добавлял в ее биографию новые «факты». Но если, отбросить совсем уж фантастические события и обобщить все хроники, то жизнь первой папессы могла выглядеть следующим образом.



Иоанна была дочерью английского проповедника. Она следовала за отцом во время его странствий и уже к 12 годам могла читать проповеди язычникам не хуже, чем отец. К 15 годам девочка осталась сиротой и пришла в монастырь Блитруды, где стала хранительницей библиотеки. Туда же прибыл молодой монах, который должен был переписать золотыми буквами послание святого апостола Павла. После того, как работа была окончена, монах покинул монастырь вместе с Иоанной.

После продолжительных странствий их пути разошлись, и девушка направилась в Рим. Пару лет продолжалось ее служение в мужском монастыре Святого Мартина, Иоанна усердно занималась науками. Вскоре ее «заметил» папа Лев IV и назначил своим секретарем. Иоанна стремительно поднималась по карьерной лестнице и после смерти папы она была единогласно названа его преемницей.



Если до восшествия Иоанны на папский престол мнения историков относительно биографии женщины расходились, то период после начала правления все описывают одинаково. Два года, пять месяцев и четыре дня правила папесса, носившая имя Иоанн VIII. Так бы и продолжалось, если бы она не забеременела. Во время крестного хода по улицам Рима у папессы начались роды. Возмущенная и разъяренная подобным обманом толпа протащила Иоанну по мостовой и забросала ее и ребенка камнями. По легенде на месте их смерти была поставлена плита с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).



После смерти Иоанны в 857 году в Ватикане появилась традиция: во время выборов нового папы делать половое освидетельствование. Для этого понтифика усаживали на стул с отверстие и, в присутствии нескольких человек, проверяли, мужчина ли он. Подтверждением становились слова: «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину»). Только в 16 веке папа Лев X отменил эту процедуру.



Еще одним доказательством существования папессы можно назвать речи проповедника Яна Гуса. Когда он, осужденный за ересь, защищался перед католическим судом, то он восклицал: «Как церковь может быть незапятнанна и безупречна, если папа Иоанн VIII оказался женщиной, публично родившей ребенка». В тот момент никто из присутствующих духовников ему не возразил.
Папесса Иоанна была не единственной женщиной, тайно выдававшей себя за мужчину. Эти не желали мириться со своим положением и совершали настоящие подвиги, находясь в другом обличье.


При коронации будущего Папы Римского процессия движется строго по определенному маршруту, неизменному с давних времен. По что удивительно, если посмотреть на него, то можно заметить, что он мог быть намного короче: процессия сознательно огибает одну небольшую римскую улицу, делая при этом крюк. Впрочем, так и было вплоть до Х века. А вот события, развернувшиеся на этой маленькой улочке, около 857 года заставили католическое духовенство вычеркнуть ее навсегда из проложенного пути.

Что же произошло в те далекие времена?



Папа Агнесса родила во время деловой поездки


Обратимся к «Хронике пап и императоров», автором которой был папский капеллан Мартин Поляк. События переносят нас в городок Майнце, что в Германии, в 830 год. В семье торговца из Англии произошло радостное событие: родилась дочь, которую нарекли Агнессой.

Девочка с самого раннего детства поражала всех окружающих невероятными способностями и грамотностью. Со временем Агнесса превратилась в образованную девушку, говорящую на нескольких языках. Но рассчитывать занять какое-то значимое место в обществе она не могла, место женщины в то время было «кюхен, кирхе и киндер».


Папа Иоанн VIII

Поэтому, став взрослой, она решается на отважный шаг: покидает Германию и перебирается в Рим, переодевшись в юношу! Теологически грамотный юноша, блестяще владеющий словом, быстро привлек к себе внимание. И Агнесса, но уже в мужском облике, достигает в вечном городе невероятных высот, приблизившись к папскому престолу. В 855 году ее избирают Папой Римским, причем все кардиналы за ее кандидатуру проголосовали единогласно. С тех пор ее имя стало Иоанн VIII.


Время правления папессы было мирным, разумным и справедливым, как отмечают исторические хроники. Возглавляла она католическую церковь около двух лет. Может быть, при более долгом сроке правления, церковь изменилась бы до неузнаваемости. Но вмешался случай!

Агнесса была беременна. И обман при трагических обстоятельствах был раскрыт. Выдвигается несколько версий, почему так случилось: что заставило ее пойти на рождение ребенка. Некоторые говорят, что она вынуждена была вступить в близкую связь с капелланом, который грозился во всеуслышании рассказать об истинной половой принадлежности Папы Римского, другие - что это был долгожданный ребенок, плод любви. А Боккаччо, итальянский писатель, утверждал, что отец ребенка - сам дьявол.


Папа Агнесса изображена Вавилонской блудницей

Но как бы то ни было, в один из очень жарких дней во время крестного хода, совершаемом Агнессой, ей стало плохо. Начались преждевременные роды, и папесса в страшных мучениях умерла. Что произошло с ребенком точно неизвестно, только предположения. Одни версии сходятся на том, что он родился мертвым, а есть и те, кто пишут, что он был сразу доставлен в приют, а потом достиг видного положения среди духовных чинов.

На месте смерти Агнессы была воздвигнута статуя или часовня, никто толком сказать не может. Но Папы Римские с тех пор на эту улицу ни ногой. Ведь в то время (да и сейчас) женщина не может занять ни одну церковную должность, да что говорить об этом, если священникам запрещен даже брак! А тут такое: женщины избрали на должность Папы Римский. Все устои церкви были подорваны.

История о папессе обросла легендами и полна неразрешенных вопросов. Самый главный: а была ли она, существовала ли такая женщина в реальности?


В списках пап ее нет. Хотя в главном соборе итальянской Сиены (дата строительство 1400 год), по записям очевидцев, были выставлены бюсты всех пап, и среди них и Иоанны. Но на основании приказа Климента VIII его разрушили через двести лет. В Средние века в существование этой женщины верило даже католическое духовенство. А вот сейчас мнение церкви безапелляционное. Никакого папессы не было, это фальсификация фактов и легенда служит для того, чтобы испортить репутацию служителей церкви.


Одно точно, если эта женщина существовала, то она была бесстрашна и храбра. Бросить вызов всему церковному двору и устоям, на такое решится не каждый мужчина. С блестящим актерским талантом, ведь ввести в заблуждение огромное количество людей под силу только истинному актеру.


Вокруг имени Иоанны столько вопросов, что до сих пор не под силу разобраться даже просветленным умам человечества.

Кто она? О биографических данных и говорить не приходиться. Историки предполагают, что она могла быть родом из Греции, другие называют ее отцом миссионера из Англии. Когда она правила? Есть исторические свидетельствования ее руководства церковью в IX веке, хотя находятся и утверждающие что это произошло в XI. Длительность правления не установлена.

Что с ней произошло? По одной из версий она выжила, но потом кардиналы убили ее или заперли в тюрьме, где она находилась до конца своих дней. Ответов однозначных нет.


И еще один любопытнейший факт, имеющий отношение к этой истории. Говорят, что после того как женщина побывала на папском престоле, кандидат на эту должность проходит необычный экзамен. Будущий папа должен раздеться и сесть на стул (с отверстием посередине), а специальный служитель залезает под стул и объявляет всем, что Папа действительно папа. Считается, этот стул можно найти в запасниках Лувра, куда его привез Наполеон.

Существует несколько версий легенды, созданных в разные века. В некоторых из них даже не указывается имя женщины, ставшей папой. Единственное, что чаще всего совпадает в различных вариантах, это то, что папесса была разоблачена после рождения ею ребенка. Любопытно, что самая распространенная версия была создана в самом Ватикане. Папский капеллан и пенитенциарий (исповедник) Мартин Поляк, живший в середине XIII века, написал «Хронику пап и императоров», в которую поместил пространный рассказ и об папессе Иоанне. «Хроника» имела широкое распространение, в большинстве её вариантов (в самых древних — во всех) существует описание судьбы папессы, различающееся только концовкой.

В обобщенном виде судьба этой удивительной женщины выглядит так. В середине IX века в Афинах появилось двое молодых людей, старательно занимавшихся теологией и философией. Они вели праведный образ жизни, и все время посвящали только учебе и молитвам. Один из них, наиболее преуспевающий в учебе, был женщиной, но об этом не знал никто, кроме её друга. После окончания учебы их пути разошлись. Переодетая мужчиной женщина отправилась в Рим, где вскоре стала преподавать теологию и другие науки и прославилась ученостью, эрудицией и праведностью жизни. После смерти в 855 году папы Льва IV эта женщина под именем Иоанна из Майнца была избрана папой и занимала святой престол 2 года, 5 месяцев и 3 дня. Возможно, она бы руководила церковью и дальше, но, забеременев от одного из своих приближенных, она родила ребенка прямо во время шествия к Латерану от собора святого Петра. Во время родов она умерла и была похоронена на том месте, где все это произошло. Впоследствии римляне на месте её смерти поставили часовню в память о папессе, славившийся мудростью и добротой. После этого папы стали избегать этой дороги. С того времени при проведении процессий с участием пап выбирают такой путь, чтобы не пересечь место смерти легендарной папессы.

В нескольких вариантах «Хроники» Мартина Поляка судьба папессы описывается менее трагично. После рождения сына она была низложена и отбывала епитимью в одном из монастырей, где продолжала пользоваться большим почетом. Её сын, унаследовав от матери религиозность и тягу к знаниям, со временем стал епископом. После смерти от старости Иоанна была похоронена сыном, но место нахождения могилы осталось неизвестным или было специально утаено.

Сюжет жизни и смерти папессы оказался столь интригующим, что его стали широко использовать и светские, и религиозные писатели. Появились новые подробности жизни легендарной женщины. Оказалось, что в девичестве папессу звали Агнессой или Гильбертой. Её отец был миссионером, отправившимся из Англии, чтобы обращать в христианство языческие племена германцев. В Майнце он и прижил девочку, чья мать вскоре умерла. Девочка сопровождала отца в миссионерских поездках. Её с детства отличала прекрасная память и красноречие, она могла наизусть цитировать большие фрагменты Библии, а её проповеди перед простыми людьми, хоть и были в чем-то по-детски наивными, пользовались большой популярностью. Когда девочка начала превращаться в девушку, она стала носить мужскую одежду, чтобы не подвергаться домогательствам мужчин. После смерти отца она так и продолжила играть роль юноши, изучающего теологию. Дальнейшее описание её судьбы у различных авторов примерно совпадает с классическим вариантом Мартина Поляка.

В последующем судьба папессы вызывала интерес и у серьезных писателей. Не избежал этой темы и А. С. Пушкин, который за два года до трагической гибели написал черновой сюжет к трехактной пьесе «Папесса Иоанна». Поэт предполагал изобразить Иоанну дочерью простого ремесленника, которая убегает из дома, чтобы учиться в университете. Затем она защищает диссертацию и становится доктором теологии, а впоследствии и настоятелем монастыря. Судьба приводит её в Рим, где она становится кардиналом, а затем и папой. В последний акт пьесы Пушкин собирался ввести испанского посланника, прибывшего в Ватикан и оказавшегося старым товарищем папессы по учёбе в университете. Естественно, что дальше должна была последовать любовная история, а затем смерть Иоанны во время родов, как и в старинной легенде. Роковая дуэль помешала Пушкину воплотить этот любопытный замысел.

Существовала ли на самом деле папесса Иоанна, не так уж теперь и важно. Эта легенда уже давно живет своей собственной жизнью.

На экраны нашей страны вышел фильм Зонке Вортманна «Иоанна – женщина на папском престоле» (оригинальное название – «Папесса», мировая премьера – 19 октября 2009 г.), поставленный по одноименному роману Донны Вулфолк Кросс. В связи с этим возникает вопрос о степени достоверности представленных в фильме событий. Ответить на него помогут отрывки из книги Михаэля Хесемана «Против Церкви», опубликованные на сайте Архиепархии Божией Матери .

«Папесса» Иоанна

Вот какую историю рассказывает нам один из самых успешных романов девяностых годов, «Папесса», автор которого – американская писательница-феминистка Донна Вулфолк Кросс.

Иоанна из Ингельхейма (епархия Майнца) - одна из самых необычных женщин Средневековья, сделавшая невероятную карьеру. Считается, что изначально она получила медицинское образование. Однако она отдавала себе отчёт, что в мужском обществе во времена Средневековья у образованной женщины нет шансов. Тогда, переодевшись в мужскую монашескую одежду, она вступила в монастырь в Фульде. Впоследствии Иоанна добралась до Рима, добилась известности в качестве личного врача Папы, и, в конце концов, была избрана на престол Петра. В её судьбе, однако, произошёл поворот, когда она вкусила запретный плод плотской любви: папесса забеременела. Роды случились во время процессии по улицам Рима, на одной из улочек между собором Святого Петра и Латеранской базиликой, и на свет появился ребёнок мужского пола. Тогда все поняли, что перед ними была женщина. Она обманывала кардиналов, Церковь и народ, и за это её ждала кровавая расправа, повлёкшая за собой её смерть.

По всему миру было продано несколько миллионов экземпляров этого романа. В настоящее время режиссёр Зёнке Вортман работает над его кинематографической версией; выход фильма ожидается в 2009 году. Конечно, написать успешный роман можно о чём угодно, что без тени сомнения продемонстрировал Дэн Браун. Но Кросс претендует на большее: она утверждает, что её основана на реальных фактах, что Иоанна из Ингельхейма была «реальной личностью» и «одной из самых неординарных фигур западной истории», и что она стала первой и последней в истории Церкви женщиной, которая в 853-855, в течение двух с половиной лет, занимала папский престол. Автор сообщает нам, что доказательства этому существовали вплоть до XVII века, когда были уничтожены по приказу Ватикана. Только детали, присутствующие на 555 страницах романа, являются плодом художественной фантазии автора. В качестве подтверждения этого своего утверждения, Кросс снабдила своё произведение приложением на одиннадцати страницах, где она ставит вопрос - существовала ли на самом деле «папесса» Иоанна, и сама же даёт на него однозначно утвердительный ответ. Так существовала ли она на самом деле? Действительно ли Католическая Церковь пыталась до наших дней скрывать факт существования «женщины-папы» из боязни, что скандал, вызванный подобным прецедентом, мог бы поставить под сомнение догмат папской безошибочности и невозможность женского священства?

По утверждению автора, на протяжении более чем 800 лет - с середины IX в. и почти до конца XVII в. - понтификат Иоанны был общеизвестным фактом и воспринимался как историческая реальность. Тому же, что в исторических книгах не имеется никаких следов её существования, Кросс находит очень простое объяснение: всё это результат строжайшей конспирации Ватикана. Также автор утверждает, что в XVII в. различные институты Католической Церкви, чувствуя себя под прицелом всё более учащающихся и всё более умелых нападок протестантства, уничтожили наиболее компрометирующие документы, касающиеся Иоанны. В число объектов этой операции по чистке архивов Ватикан включил сотни книг и рукописей.

Оба утверждения являются ложными. Действительно, начиная с IX в. ходили слухи о «папессе» по имени Иоанна. Они существовали до XV века, когда с появлением критической историографии были развенчаны как средневековые мифы. То, что Ватикан никогда не предпринимал таких «великих чисток», подтверждается огромным множеством версий, связанных с папессой Иоанной, относящихся к позднему Средневековью; после предполагаемого уничтожения источников XVII века, немецкий историк Спангейм насчитал ещё пятьсот письменных документов, относящихся к предполагаемому понтификату. Но ни один источник не относился к именно той эпохе; наиболее старинный из них относился к периоду на четыреста лет позже, нежели дата её предполагаемой смерти.

Две версии

Существуют две версии легенды о «папессе» Иоанне. Первая принадлежит Жану де Майи, доминиканскому монаху XIII века, и воспроизводит в свою очередь версию другого доминиканца, Стефана де Бурбона (†1261). Там можно прочесть, что «примерно в 1100 году» жила одна умнейшая женщина, которая, переодевшись мужчиной, проникла в римскую папскую канцелярию, заняла пост первого нотариуса, затем стала кардиналом, а потом и Папой. Однажды во время публичной церемонии она родила на свет сына. Разгневанный народ привязал её к хвосту собственной лошади, и её проволокли по городу прежде, чем казнить и предать земле. На месте, где она умерла, поставили могильную плиту с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).

Вторая версия – это версия «Хроники», написанной Мартином Полонием (т.е. Поляком, также известным как Мартин Богемский или Опавский - от названия его родного города Опава в Чехии, †1278), доминиканским монахом и папским капелланом. Из его повествования следует, что после Папы Льва IV (847-855), Престол Петра занимал в течение двух лет, семи месяцев и четырёх дней англичанин Иоанн (Johannes Anglicus natione) из Майнца. Автор хроники недвусмысленно утверждает, что это, как полагают, была женщина. Ещё в юности любовник привёз её, переодетую в мужскую одежду, в Афины, где она прославилась образованностью и учёностью, после чего она была призвана в Рим заниматься преподаванием. В Вечном городе её качества оценили столь высоко, что она была избрана Папой. Во время своего понтификата она забеременела, и разродилась по дороге от собора святого Петра в Латеранскую базилику, бывшую в ту эпоху папской резиденцией. Во время родов она умерла, и была погребена на том же месте. Мартин утверждает, что её имя не было включено в список святейших отцов - по причине женского пола и низости поведения.

Однако, согласно другой рукописи этой же хроники, хранящейся в Берлине, она выжила во время родов, была разжалована и провела остаток жизни в покаянии. Сын же её, тем не менее, стал епископом Остии.

Начиная с XIII века, история «папессы» Иоанны считалась общепризнанной. Она цитируется в многочисленных рукописях, и Ян Гус ссылается на неё на Соборе в Констанце в 1413, не вызывая никаких возражений. Римская Церковь никогда и не пыталась скрывать факт её предполагаемого существования; более того, считалась достоверной версия Мартина Полония, и о ней даже упоминалось в официальном списке Пап - «Liber Pontificalis».

Лишь в XV в., с появлением критической историографии, церковные историки, такие, как Энеа Сильвио Пикколомини и Бартоломео Платина, заявили о необоснованности этой легенды. Игнорируя эти мнения, Мартин Лютер сделал легенду неотъемлемой частью протестантской полемики против папства. В ХХ веке Иоанна, как женщина, вторгнувшаяся в исключительно мужскую среду, становится одной из икон феминизма.

Следует обратить внимание на то, что наблюдается явное противоречие с более старыми источниками относительно дат её понтификата: разница в добрых двести пятьдесят лет. Кросс даже не делает попыток объяснить это, ограничиваясь нападками в адрес Церкви, и утверждая, что у той было достаточно времени, чтобы стереть все следы существования «папессы» Иоанны. При этом она замалчивает тот факт, что первые ссылки на предполагаемую смерть от родов мы получили именно из церковных источников. Единственный экземпляр «Liber Pontificalis», содержащий специфическую ссылку на «папессу» Иоанну, находится в библиотеке Ватикана. Речь, тем не менее, идёт только об одной записи, выполненной графическим написанием XIV века и идентичной тому, что используется в текстах Мартина Полония. Это говорит лишь о том, что некто, считавший историю реальной, переписал оригинальный текст, не удосужившись проверить его.

Бенедикт III: выдумка?

На самом деле не существует источника того периода, из которого бы явствовало, что «Папа Иоанн», он же Иоанна, был преемником папского престола после Льва IV в 855. Иоанн VII был Папой с 705 по 707, Иоанн VIII – в период с 872 по 882. Преемником Льва IV, однако, стал Папа Бенедикт III (855-858), чей понтификат заканчивается именно в тот период, когда престол должна была бы занимать «папесса» Иоанна. Может быть, этот Бенедикт III был выдумкой ватиканских хронистов, чтобы оспорить существование Иоанны?

Конечно же, нет. Существуют монеты, относящиеся к первому году его понтификата, где Бенедикт III изображен вместе с императором Лотарем, умершим 29 сентября 855 года. В октябре 855 этот Папа даровал хартию аббатству Корвей. Сохранилось также его письмо, адресованное епископам Франции. Существование Бенедикта III, таким образом, подтверждается исторически, а существование Иоанны - нет. Также Византийский патриарх Фотий, отлученный от Церкви убеждённый враг папства, в своих записях упоминает Бенедикта как преемника Льва, но никогда не упоминает Иоанна или Иоанну. Какими бы яростными ни были его нападки на Пап, какими бы многочисленными ни были его обвинения против Римской Церкви, он никогда не упоминал о предполагаемой «папессе», хоть и был её современником. В ходе полемики между православием и католицизмом, несмотря на все обоюдные обвинения в ереси, предполагаемому скандалу вокруг Иоанны никогда не придавали значения. Уже поэтому есть основания сильно сомневаться в том, что она когда либо существовала.

Почему верили в миф о «папессе»?

Тогда почему, начиная с XIII века, возникла вера в существование «папессы»? Великий историк Церкви Цезарь Бароний утверждал, что в основе этого мифа могла лежать сатира на исторического Папу Иоанна VIII (872-882), которого обвиняли в том, что тот проявил излишнюю слабость в отношениях с патриархом Фотием. Отлучённый патриарх три раза с иронией назвал Папу «мужественным», словно пытаясь подчеркнуть звучавшие в его адрес обвинения в женственности.

По другой версии историческим прототипом папессы, это была Мароция (Марозия), мать двух Пап. Имя обоих Пап было Иоанн.

Римские сплетники передавали любой скандал - истинный, или едва достойный доверия. Вот и в легенду о папессе Иоанне хотелось верить так долго, поскольку она была так пикантна. Самое реалистичное объяснение её появления принадлежит историку и немецкому теологу Игнацу фон Дёллингеру, отъявленному критику папства. В своей книге «Легенды Средневековья, связанные с папами», опубликованной в Германии в 1863 и в Италии в 1866 гг., он разоблачает эту историю как популярную римскую легенду, основанную на открытии неподалёку от Колизея старинной статуи женщины, которая носила надпись-посвящение в виде формулы «Р.Р.Р.» (Propriae pecuniae posuit: «поставил за свой счёт»), а также имя благотворителя: «Pap. (Папирус?), Pater Patrum». «Pater patrum» означает «отец отцов», это был титул, обычный в языческом культе Митры, и действительно во время раскопок археологи нашли под церковью св. Климента останки старинного языческого храма. Когда-то он находился именно там, где по версии Мартина Полония произошли роды разоблачённой Иоанны. Даже более древняя версия легенды, принадлежавшая Жану де Майи, содержала эту деталь, что для Дёллингера является доказательством её народного происхождения: обладавшие богатой фантазией римляне по-своему интерпретировали эти шесть букв «P» как «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). Это был не первый раз, когда плодом народной выдумки становились смачные, часто фривольные, истории, связанные с двусмысленным античными памятниками. Мартин, имевший польские корни и плохо знавший характер римлян, мог и не отдавать себе отчёта в том, что те, кто рассказывал ему эту историю, просто посмеялись над ним.

Кроме того, узкая дорога, ведущая от Латерана к собору Святого Петра, когда-то действительно называлась «Викус Паписса» (Vicus Papissae), так как проходила мимо дома семейства по фамилии Папе. В средние века семейство Папе было таким богатым, что имело частную капеллу. Согласно старинным хроникам последним представителем семейства был некий Джованни Папе, который умер, и оставил вдову, Папессу. Естественно, иностранец мог удивиться такому странному имени и попытаться по-своему интерпретировать совпадения: близость папского дворца, тот факт, что во время процессий Папы избегали этой дороги (в своё время действительно очень узкой), изображение языческого божества, или редкие изображения Мадонны (такие, как Madonna lactans, очень популярное в средние века изображение, на котором Богородица кормит обнажённой грудью младенца Христа), странная надпись - все эти детали могли стать элементами рождения народной легенды. В конце концов легенда отделилась от породивших её обстоятельств, и в Риме в неё начали верить по-настоящему.

Очень скоро история получила и множество других «подтверждений». Английский исследователь Ватикана Питер Стенфорд начал верить в неё, заметив, что некоторые верующие женщины носили свежие цветы к изображению Мадонны на улице Санти Кватри Коронати, как называется сегодня улица Викус Паписса по имени церкви, находящейся неподалёку. В Риме, впрочем, есть множество других небольших часовен, посвящённых Мадонне, куда люди носят цветы, без всякой связи с папессой. Стенфорд также утверждает, что нашёл доказательство исторической достоверности легенды об Иоанне в одной из боковых комнат Ватиканских музеев, закрытых для публики: престол из порфира, «sedes stercoraria», на котором, как он считал, должен был восседать каждый вновь избранный Папа, в то время как кардинал ощупывал его, чтобы удостовериться, что перед ним настоящий мужчина. Но форма седалища с дырой посередине подсказывает его истинную функцию: это был старинный «стульчак» («sedes stercoraria» дословно означает «стул для опорожнения»). Счесть его инструментом для проверки мужеской принадлежности Пап - проявление фантазии римлян.

Вывод очевиден: нет ни одного реального доказательства существования «папессы» по имени Иоанна. При более внимательном рассмотрении её история представляется совершенно нереальной. Могла ли столь умная и амбициозная женщина, достигнув своей цели, совершить столь безрассудную ошибку, вступив в рискованную связь? Возможно ли, чтобы её беременность оставалась незамеченной на протяжении девяти месяцев? И даже если так, разве не могла она родить ребёнка тайно?

История «папессы» Иоанны - не более чем легенда. Единственное, чему можно удивляться, так это тому, что она приобрела такую популярность в феминистских кругах, поскольку оправдывает все женоненавистнические стереотипы той тёмной эпохи: коварная женщина, проникшая в мужской мир с помощью ухищрений и обмана, становится жертвой собственного сладострастия. В конце концов, разоблаченную постигает заслуженное возмездие - смерть. Но, может быть, именно это и является объяснением её появления: история должна была послужить устрашающим уроком для женщин, чтобы держать их подальше от среды мужского господства.

И, тем не менее, прецедент имел место. В XIII веке, Гульельма Богемская, основательница еретической секты гульельмитов, предсказала, что в конце эпохи на престол Петра взойдут женщины. После её смерти в 1281 г. её последователи избрали своего «папу» в лице миланской графини Манфреды Висконти; в 1300 г. она была сожжена на костре как еретичка, но получила место «папессы».

Римские первосвященники, пользовавшиеся верховным авторитетом во всем христианском мире в первой половине средневековья, а впоследствии безраздельно правившие Западной церковью вплоть до Реформации, сами нередко оказывались далеки от святости. Поэтому люди легковерные готовы были принять за чистую монету любую, даже самую скандальную историю о Римских папах.

Мощные землетрясения сотрясали Южную Италию. Ходили слухи о кровавых дождях, пролившихся над Францией, а зловоние от полчищ саранчи, пролетавшей над Вечным городом и замертво падавшей в море, так отравило воздух, что гибли люди и животные. Во всем этом виделось нечто еще более зловещее и неотвратимое — Европу охватило массовое беспокойство. Может быть, Карл Великий, вступивший на императорский престол лишь полвека назад, и был тем могущественным правителем, чье царствование должно предшествовать концу света? А вдруг Мухаммед являлся предтечей со страхом ожидаемого Антихриста? Шел 857 год, и обеспокоенные жители Рима стали искать поддержки у Папы Иоанна VIII, которого они успели полюбить за два года его пребывания на римской кафедре. Однажды множество людей вышли приветствовать папу, шествовавшего во главе процессии, направлявшейся из собора Св. Петра к папской резиденции в Латеранском дворце. Когда участники процессии вошли в узкий проход между Колизеем и церковью Св. Климента, святой отец споткнулся и упал. И тут же на глазах перепуганных зрителей Папа Иоанн вдруг превратился в роженицу. Но едва ребенок появился на свет, как благочестивые богомольцы мгновенно обратились в разъяренную толпу. Несчастную женщину и ее младенца схватили, выволокли за городские ворота и забили камнями до смерти. Вот такую историю рассказывали по крайней мере с конца XIII века, и вера в нее сохранялась еще на протяжении многих столетий.

Все ради любви

В начале IX века, примерно в 818 году, в семье английских миссионеров в городе Майнце на Рейне родилась дочь. Назвали ее Джоан. В возрасте 12 лет она влюбилась в монаха и убежала из родительского дома. Переодевшись в мужское платье, она поступила послушником в монастырь, чтобы не расставаться с любимым. Вскоре обман раскрылся, но влюбленные под видом паломников бежали через всю Европу на юг и сумели скрыться от церковного наказания. В Афинах спутник Джоан исчез, а она отправилась в Рим. По-прежнему выдавая себя за мужчину, она стала нотариусом или, по другой версии, учителем и приобрела широкую известность. Студентов восхищало ее красноречие, философы уважали за мудрость, кардиналы отмечали недюжинные богословские познания, а папские придворные любили за щедрость. Когда папа Лев IV умер в 855 году, Джоан была единогласно избрана его преемником и взошла на папский престол под именем Иоанна VIII. Джоан/Иоанн сумела сохранить тайну своего пола от всех, кроме одного-единственного человека — одинокая страстная женщина взяла в любовники своего камердинера и вскоре забеременела. Сразу же после уже описанного публичного разоблачения на папский престол был спешно возведен Бенедикт III. Историки церкви впоследствии сдвинули дату его интронизации на 855 год, чтобы уничтожить всякие упоминания о понтификате Иоанны. Когда же через 15 лет, в 872 году, папой становится другой Иоанн, ему присваивают имя Иоанна VIII, а не Иоанна IX.История папессы Иоанны, скорее всего, возникла в X веке, который ознаменовался небывало частой сменой римских епископов — за сто лет на престоле побывали 23 папы, некоторые всего по нескольку месяцев. Самое раннее упоминание о папессе историки отыскали в труде французского монаха-доминиканца Стефана Бурбонского «Семь даров Святого Духа» (XIII век). История, рассказанная Стефаном, была включена в «Хронику пап и императоров», очень популярную в свое время книгу другого доминиканца, Мартина из Троппау. Те, кто верит в историю папессы Иоанны, приводят в качестве доказательства статую женщины с младенцем, установленную на узкой улочке между Колизеем и церковью Св. Климента, где в 857 году папская процессия была прервана столь драматическим образом. Последующие процессии никогда больше не проходили по этой улице из-за позора, навлеченного Иоанной на папское достоинство. Может быть, наиболее причудливым доказательством, подтверждающим историю папессы Иоанны, является мраморное кресло с отверстием в сиденье, находящееся в церкви Св. Иоанна Лате-ранского. С конца XI вплоть до XVI века считалось, что, прежде чем приступить к своим обязанностям, каждый новый папа должен был усаживаться на это кресло, чтобы медики могли проверить пол кандидата.

Опровержение ученых

История женщины в роли папы была воспринята столь серьезно, что на Констанцском соборе 1415 года на нее ссылались в ходе дебатов о полномочиях папы. Высокообразованный ученый Папа Пий II (1458-1464) попытался опровергнуть легенду, но, по-видимому, безуспешно. На протяжении XVI и XVII веков протестантские писатели ухватились за историю папессы Иоанны как за очередное и весьма действенное оружие в своих нападках на папство. Любопытно, однако, что именно писатель-кальвинист Дэвид Блондел первым предпринял серьезную попытку разоблачить эту чрезвычайно живучую историю. Современные ученые отрицают возможность реального существования папессы Иоанны. По их мнению, это не действительное историческое событие, а скорее печальное наследие средневекового папства. В те смутные времена римские епископы славились чем угодно, только не святостью, поэтому самая ужасная или необычайная история о них могла сойти за правду. Что же касается мраморного кресла, то, по всей видимости, это «сувенир», оставшийся от Древнего Рима, обычный стульчак для ночного горшка из какой-нибудь городской бани.