Open
Close

Кто дал абу бакру прозвище. Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах)

(0573 )
Мекка Отец Усман Абу Кухафа [d] Мать Сальма Уммуль-Хаир [d] Супруга Кутайла бинт Абд аль-Узза [d] , Умм Руман , Хабиба бинт Хариджа [d] и Асма бинт Умайс Дети Аиша бинт Абу Бакр , Абдуллах ибн Абу Бакр [d] , Абдуррахман ибн Абу Бакр [d] , Мухаммад ибн Абу Бакр , Асма бинт Абу Бакр и Умм Кульсум бинт Абу Бакр [d]

Ас-Сидди́к Абу́ Бакр Абдулла́х ибн ’Усма́н аль-Курайши , известный как Абу́ Бакр ас-Сидди́к (араб. أبو بكر الصديق ‎; (0572 ) , Мекка , Аравия - 23 августа , Медина , Праведный халифат) - первый праведный халиф , сподвижник и один из тестей пророка Мухаммада . Друг Мухаммеда, защищавший его во время хаджа и воевавший вместе с ним. После его смерти был избран халифом. Проводил политику расширения границ Халифата и исламского мира. Воевал с арабами, пытавшимися вернуться к язычеству, а также с Византией и Сасанидской империей . Скончался после двух лет правления.

Жизнь в Мекке

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.

Принятие ислама

Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зейда ибн Хариса , принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом аль-Аркама » (всего 24 человека) и «после дома аль-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зейд ибн аль-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу бинт Хувайлид , то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдуллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан , Тальха ибн Убайдулла , аз-Зубайр ибн аль-Аввам , Саад ибн Абу Ваккас , Абдуррахман ибн Ауф , Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.

Хиджра

Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, они укрывались от преследователей в пещере в окрестностях Мекки . Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али , однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.

Жизнь в Медине

В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё в мекканский период ; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиши, никаких свадебных торжеств не было .

Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке . Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст» .

Халифат

Исламские завоевания при праведных халифах. I - территория, контролируемая исламской политией на момент смерти Мухаммада; II - завоевания при Абу Бакре; III - завоевания при Умаре; IV - завоевания при Усмане

Избрание халифом

Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду , но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб , Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего . Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.

По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу . По некоторым источникам, Али и другие хашимиты в течение шести месяцев не присягали Абу Бакру, что скорее всего является поздней шиитской трактовкой тех событий . Будучи одним из ближайших сподвижников Пророка, одним из немногих, присутствовавших при его кончине, Абу Бакр мог бы при желании сфальсифицировать завещание Мухаммада - но не сделал этого. По аналогичной причине он мог объявить себя продолжателем миссии - как это сделали шииты в отношении Али и Хасана - однако не сделал этого. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммада. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул - «заместитель посланника Аллаха» (халифа рассули-л-Лях ), в упрощённом виде халиф .

Карта мест сражений с вероотступниками

Войны с вероотступниками

После смерти пророка Мухаммада многие племена, некогда обращенные в ислам, отпали, и их пришлось возвращать избранному халифу . Несмотря на начавшиеся на Аравийском полуострове мятежи, Абу Бакр приказал Усаме ибн Зейду готовиться к маршу против Византии, и 26 июня 632 года армия Усамы вышла в поход в направлении северных границ халифата. После отправки в поход отряда Усамы Абу Бакр не мог вести полноценную войну; он начал тянуть время, принимая делегации племен и отправляя к ним своих представителей. Несмотря на это, через три дня после отправки армии Усамы Медина подверглась нападению со стороны групп вероотступников. Нападение удалось отразить, и это событие подняло моральный дух мусульман. Через два с лишним месяца вернулось войско Усамы с победой и большим количеством трофеев , а Абу Бакр, оставив вместо себя в Медине Усаму, решил сразиться с вероотступниками. После победы над ними близ Рамзы он вернулся в Медину .

После своего возврашения в Медину Абу Бакр разделил отдохнувшее войско Усамы на 11 боевых отрядов, командирами которых стали: Халид ибн аль-Валид , Икрима ибн Абу Джахль , Шурахбил ибн Хасан , Мухаджир ибн Абу Умейя , Амр ибн аль-Ас , Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас , Хузайфе ибн Мухсину , Арфаджа ибн Харсама , Тарифа ибн Харджиз , Сувейд ибн Мукаррин , Аль-Ала ибн аль-Хадрами .

Сам Абу Бакр отправился в направлении аль-Абрака, нанёс поражение племенам абс и зубьян и отправился в местечко Бузаха, где находился лжепророк Тулайха . Тем временем Халид ибн аль-Валид без боя покорил племя Тай и двинулся в направлении Бузахи. В Бузахе он, понеся потери, разгромил племя фазара. После этого Халид ибн аль-Валид, вернув в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев, по приказу халифа двинулся в Битах против Бану Ярбу .

Икрима ибн Абу Джахль отправился в Ямаму, после чего должен был двинуться в Оман и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. После этого они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, который после завершения операции в Йемене должен был подойти к ним со стороны Хадрамаута. Икрима потерпел поражение от племени бану ханифа, к которому принадлежал лжепророк Мусайлима . Следовавший за Икримой Шурахбил ибн Хасан решил подождать подкрепления, однако прибывший через некоторое время в Ямаму Халид ибн аль-Валид обнаружил, что Шурахбил ибн Хасан, не дождавшись подкрепления, перешел в наступление и потерпел поражение. Мусайлима, собрав свои силы, пошел в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла, однако мусульмане ответили контрнаступлением и нанести поражение противнику. Сам Мусайлима после неудачной попытки бегства был схвачен и убит .

Мусульманам пришлось столкнуться с трудностями и в Омане. Потеснённые Лакитой аль-Язди мусульманские войска, которыми командовали Джафар и Убада, были вынуждены отступить в горы и на побережье. Абу Бакр отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджа ибн Харсама и Икриму ибн Абу Джахля. Мусульмане встретились с войсками под командованием Лакита в Дабе, и если бы не вовремя подоспевшее подкрепление, то они были бы разгромлены. В конце концов мусульманам удалось победить вероотступников и захватить много трофеев .

В Йемен были отправлены Тахир ибн Абу Хала, Мухаджир ибн Абу Умайя и Халид ибн Усаййид. Против взбунтовавшихся племён ук и ашар был послан Тахир ибн Абу Хала. Ему удалось добиться успеха, и после этого Абу Бакр послал его на помощь мусульманам Саны. Мухаджир ибн Абу Умайя вместе с отрядом Икримы установили контроль над Хадрамаутом .

В Бахрейне было два влиятельных племени - племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступили против вероотступников и разгромили их .

Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена .

Война с Византийской империей и государством Сасанидов

Чёткого перехода от походов в Аравии на арабские племена, не принявшие ислам, к завоеванию Сирии и Ирака не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не тщательно спланированным. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к византийскомй (ромейскому) императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).

К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения - садака - на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300-400 тыс. динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между ними.

Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Византийскую (Ромейскую) империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или ромеями, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился - главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены войной друг с другом.

Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н. э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-июню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н. э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.

Ас-Сиддик Абу Бакр Абдуллах ибн ’Усман аль-Курайши , известный как Абу Бакр ас-Сиддик (араб. ; 572, Мекка, Аравия - 23 августа 634, Медина, Праведный халифат) - первый праведный халиф, сподвижник и один из тестей пророка Мухаммада.

Жизнь в Мекке

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.

Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зайда ибн Хариса, принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом ал-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома ал-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зайд б. ал-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу б. Хувайлид, то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдаллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.

Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, скрываясь от преследователей, они укрывались в пещере в окрестностях Мекки. Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али, однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.

Жизнь в Медине

В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё во Мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиша, никаких свадебных торжеств не было.

Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада, и был знаменосцем в битве при Табуке. Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда сам он уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст».

Халифат

Избрание халифом

Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду, но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего. Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.

Эта статья – об Абу Бакре ас-Сыддике, первом мужчине, который принял Ислам. Ибн аль-Джаузи упоминал, что праведные предшественники обучали своих детей любить Абу Бакра и Умара так же, как обучали их сурам из Корана. И это подтверждает важность проявления почтения к сподвижникам в Исламе. Хасана Басри спросили: «Любовь к Абу Бакру и Умару из Сунны?» Он ответил: «Нет, это обязанность».

Его звали Абдуллах ибн Усман, он был арабом из племени курайшитов, а Абу Бакр – это его прозвище. Он был на 2 года младше Пророка и умер через 2 года после его смерти. Как известно, первым, принявшим Ислам из свободных мужчин, был Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), из детей – ‘Али, из женщин – Хадиджа, из вольноотпущенников (мавла) – Зайд бин Харис, из рабов – Билал.

В Исламе Абу Бакр ас-Сиддик читается самым лучшим из людей после пророков. После него идут Умар, Усман, Али (да будет доволен ими Аллах). Эти люди хоть и не достигли уровня пророков, но на их достоинства указано в Коране. Если Всевышний избрал их для того, чтобы они находились рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то это уже говорит о многом.

До Ислама

Абу Бакр был высоконравственным человеком еще до принятия Ислама. Он был из тех, кто отстранялся от грехов даже не будучи мусульманином. Из хадисов известно, что Абу Бакр и Усман не употребляли алкогольных напитков до ислама, основываясь на общепринятые понятия о нравственности («Сунан Абу Дауд», №4504).

Ибн Хишам пишет: «Абу Бакр был человеком, уважаемым в своем народе, любимым, мягким. Он занимался торговлей, был человеком высокой нравственности и большой доброты».

С давних пор он был знаком с Мухаммадом. Абу Бакр был похож на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во всех отношениях. Разные по характеру люди не могут долго находиться друг с другом, а Абу Бакр был другом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ещё до пророчества. Даже принятие Ислама для него не было чем-то необычным, как для остальных, на что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не раз указывал, приводя его в пример: «Кого бы я ни призывал к исламу, они высказывали сомнения, рассуждали и колебались, за исключением Абу Бакра, который не отверг ислам, когда я рассказал ему о нем и не сомневался в нем» («Сира», глава о первых мусульманах) .

Почему он назван Сыддик – правдивейший

В ночь аль-Исра валь Мирадж Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вознесся на небеса и получил веление совершать молитвы. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал об этом, мекканцы, не веря, что за один миг можно побывать на небесах, да ещё вернуться так, чтобы не остыла постель, пришли к Абу Бакру и высказали свои сомнения. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал, что если это говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то это правда. Удивлённые мекканцы не могли успокоиться и стали переспрашивать его. Тогда Абу Бакр сказал, что поверит в ещё более невероятное, если это исходит из уст Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Именно поэтому его назвали «Сыддик» — из-за того, что он счел правдой сообщение Посланника (мир ему и благословение), не искав подтверждений рассказанному.

…Перевесит чаша Абу Бакра

Как только Абу Бакр принял Ислам, он рассказал о нём своим лучшим и надёжным знакомым. Усилиями Абу Бакра Ислам приняли такие великие сподвижники, как Усман ибн ʼАффан, Тальха ибн ʼУбайдуллах, аз-Зубейр ибн аль-ʼАввам, Саид ибн Абу Ваккас, и ʼАбдуррахман ибн ʼАуф. В некоторых источниках указывается, что все они приняли Ислам в один день.

Эти пять человек — прославленные сподвижники и лучшие люди этой Уммы. Их блистательные имена золотыми буквами вписаны в историю Ислама. Уже при их жизни Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил им, что они войдут в Рай. И все они – на весах добрых дел Абу Бакра, потому что именно он призвал их к Исламу. А раз на весах Абу Бакра будут такие великие люди, то мы без труда можем понять слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Если бы вера (иман) всей моей Уммы была положена на одну чашу весов, а иман Абу Бакра на другую чашу, то перевесила бы чаша Абу Бакра».

Абу Бакр старался совершать все дела, приводящие к награде Аллаха

Сборник хадисов Муслим, 1028: Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр ответил: «Я». Он спросил: «Кто из вас сегодня участвовал в похоронах, дойдя до кладбища?» Абу Бакр ответил: «Я». Он спросил: «Кто из вас сегодня навестил больного?» Абу Бакр ответил: «Я». Тогда Посланник Аллаха, сказал: «Любой из вас, в ком соберётся исполнение всех этих дел, конечно же, войдёт в Рай».

Имущество Абу Бакра принесло Пророку великую пользу

Как было сказано, Абу Бакр занимался торговлей, но большую часть своих средств он направлял на исламские цели – выкуп рабов из рабства, выкуп пленников, помощь бедным и переселенцам, раздачу милостыни и так далее.

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никакое имущество никогда не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра”. Абу Бакр заплакал и сказал: “А разве я и моё имущество не принадлежим тебе, о посланник Аллаха?!”» (Этот хадис передали Ахмад 2/253 и Ибн Маджах 94.)

Зайд ибн Аслям передал со слов своего отца: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел нам раздавать милостыню, в тот момент у меня было (кое-какое) имущество. Я подумал, если я и обойду Абу Бакра, то обойду сегодня. Я принес (для милостыни) половину своего имущества, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что ты оставил своей семье?” Я ответил: “Ровно столько же”. Следом за мной Абу Бакр принес всё свое имущество. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Что ты оставил своей семье?”, (на что тот, да будет доволен им Аллах,) ответил: “Я оставил для них Аллаха и Его посланника”. И тогда Умар сказал: “Мне никогда не опередить тебя!”». Этот хадис передали Абу Дауд 1678 и другие. Иснад хороший.

Абу Бакр в Коране назван «поддержкой» Пророку Мухаммаду

Действительно, о достоинстве Абу Бакра упоминается и в Коране – в суре «Тауба», аят 40. В этом аяте говорится о переселении Пророка из Мекки в Медину, а в пути его сопровождал лишь один Абу Бакр. Скрываясь от погони, они вдвоём затаились в пещере, а когда опасность миновала, продолжили свой путь и благополучно добрались до Медины.

В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Анаса ибн Малика о том, что Абу Бакр сказал: «Когда мы находились в пещере, я увидел стопы язычников над нашими головами и сказал: “Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них взглянет себе под ноги, то увидит нас!” Он ответил: “О Абу Бакр, почему ты беспокоишься о двоих, если с ними Аллах?”»

И было ниспослано: «Если вы не поддержите его, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих в пещере и сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах с нами”» (Сура 9 «Покаяние», аят 40).

После смерти Пророка сподвижники избрали Абу Бакра предводителем

Осознавая расположение Абу Бакра, его приближенность к посланнику Аллаха, его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то есть предводителем своего первого государства.

При этом сподвижники руководствовались тем, что именно Абу Бакру Пророк поручил руководить делегацией паломников за год до своей смерти. Именно Абу Бакру он поручал становиться имамом на намазах в дни своей болезни, когда сам не мог подняться с постели. Кроме того, сам Пророк говорил людям обращаться к Абу Бакру за руководством. В сборнике Бухари есть хадис: «(Однажды) к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина, и он велел ей снова вернуться к нему позднее. Она спросила: “Скажи мне, а что если я приду, но не найду тебя?” - как бы имея в виду смерть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если не найдёшь меня, ступай к Абу Бакру”».

Почитание Абу Бакра – часть исламской веры

Существует множество высказываний ученых ранних поколений о том, что по Исламу мусульмане должны уважать и почитать Абу Бакра, а также остальных сподвижников. В качестве примера приведем высказывания имама Абу Ханифы, мазхаб которого распространен во многих мусульманских странах, а также в нашем регионе.

Абу Ханифа сказал: «Мы утверждаем, что самыми лучшими людьми этой уммы после нашего пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, являются Абу Бакр ас-Сиддык, затем Умар, затем Усман, а затем Али, да будет доволен ими всеми Аллах, а обо всех остальных сподвижниках посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, мы говорим только самое доброе» («Китаб аль-Васыййа» с комментариями, стр. 14).

Абу Ханифа сказал: «Пребывание любого сподвижника вместе с посланником Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, в течение хотя бы одного часа, лучше, чем (добрые) деяния любого из нас на протяжении всей жизни, даже если она была долгой» (

أبو بكر ‎
Каллиграфическое написание имени Абу Бакр по-арабски
Амир аль-муминин и халиф Праведного халифата
- 23 августа
Предшественник Мухаммад Преемник Умар Вероисповедание ислам Рождение (0573 )
Мекка Смерть 22 августа (0634-08-22 )
Медина Место погребения Масджид ан-Набави , Медина Отец Усман Абу Кухафа [d]
Мать Сальма Уммуль-Хаир [d] Супруга Кутайла бинт Абд аль-Узза [d] , Умм Руман , Хабиба бинт Хариджа [d] и Асма бинт Умайс Дети Аиша бинт Абу Бакр , Абдуллах ибн Абу Бакр [d] , Абдуррахман ибн Абу Бакр [d] , Мухаммад ибн Абу Бакр , Асма бинт Абу Бакр и Умм Кульсум бинт Абу Бакр [d] Абу Бакр на Викискладе

Жизнь в Мекке

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.

Принятие ислама

Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зейда ибн Хариса , принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом аль-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома аль-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зейд ибн аль-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу бинт Хувайлид , то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдуллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан , Тальха ибн Убайдулла , аз-Зубайр ибн аль-Аввам , Саад ибн Абу Ваккас , Абдуррахман ибн Ауф , Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.

Хиджра

Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, они укрывались от преследователей в пещере в окрестностях Мекки . Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али , однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.

Жизнь в Медине

В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё в мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиши, никаких свадебных торжеств не было .

Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке . Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст» .

Халифат

Избрание халифом

Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду , но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб , Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего . Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.

По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу . По некоторым источникам, Али и другие хашимиты в течение шести месяцев не присягали Абу Бакру, что скорее всего является поздней шиитской трактовкой тех событий . Будучи одним из ближайших сподвижников Пророка, одним из немногих, присутствовавших при его кончине, Абу Бакр мог бы при желании сфальсифицировать завещание Мухаммада - но не сделал этого. По аналогичной причине он мог объявить себя продолжателем миссии - как это сделали шииты в отношении Али и Хасана - однако не сделал этого. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммада. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул - «заместитель посланника Аллаха» (халифа рассули-л-Лях ), в упрощённом виде халиф .

Войны с вероотступниками

После смерти пророка Мухаммада многие племена, некогда обращенные в ислам, отпали, и их пришлось возвращать избранному халифу . Несмотря на начавшиеся на Аравийском полуострове мятежи, Абу Бакр приказал Усаме ибн Зейду готовиться к маршу против Византии, и 26 июня 632 года армия Усамы вышла в поход в направлении северных границ халифата. После отправки в поход отряда Усамы Абу Бакр не мог вести полноценную войну; он начал тянуть время, принимая делегации племен и отправляя к ним своих представителей. Несмотря на это, через три дня после отправки армии Усамы Медина подверглась нападению со стороны групп вероотступников. Нападение удалось отразить, и это событие подняло моральный дух мусульман. Через два с лишним месяца вернулось войско Усамы с победой и большим количеством трофеев , а Абу Бакр, оставив вместо себя в Медине Усаму, решил сразиться с вероотступниками. После победы над ними близ Рамзы он вернулся в Медину .

После своего возврашения в Медину Абу Бакр разделил отдохнувшее войско Усамы на 11 боевых отрядов, командирами которых стали: Халид ибн аль-Валид , Икрима ибн Абу Джахль , Шурахбил ибн Хасан, Мухаджир ибн Абу Умейя, Амр ибн аль-Ас , Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас, Хузайфе ибн Мухсину, Арфаджа ибн Харсама, Тарифа ибн Харджиз, Сувейд ибн Мукаррин, Аль-Ала ибн аль-Хадрами .

Сам Абу Бакр отправился в направлении аль-Абрака, нанёс поражение племенам абс и зубьян и отправился в местечко Бузаха, где находился лжепророк Тулайха . Тем временем Халид ибн аль-Валид без боя покорил племя Тай и двинулся в направлении Бузахи. В Бузахе он, понеся потери, разгромил племя фазара. После этого Халид ибн аль-Валид, вернув в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев, по приказу халифа двинулся в Битах против Бану Ярбу .

Икрима ибн Абу Джахль отправился в Ямаму, после чего должен был двинуться в Оман и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. После этого они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, который после завершения операции в Йемене должен был подойти к ним со стороны Хадрамаута. Икрима потерпел поражение от племени бану ханифа, к которому принадлежал лжепророк Мусайлима . Следовавший за Икримой Шурахбил ибн Хасан решил подождать подкрепления, однако прибывший через некоторое время в Ямаму Халид ибн аль-Валид обнаружил, что Шурахбил ибн Хасан, не дождавшись подкрепления, перешел в наступление и потерпел поражение. Мусайлима, собрав свои силы, пошел в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла, однако мусульмане ответили контрнаступлением и нанести поражение противнику. Сам Мусайлима после неудачной попытки бегства был схвачен и убит .

Мусульманам пришлось столкнуться с трудностями и в Омане. Потеснённые Лакитой аль-Язди мусульманские войска, которыми командовали Джафар и Убада, были вынуждены отступить в горы и на побережье. Абу Бакр отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджа ибн Харсама и Икриму ибн Абу Джахля. Мусульмане встретились с войсками под командованием Лакита в Дабе, и если бы не вовремя подоспевшее подкрепление, то они были бы разгромлены. В конце концов мусульманам удалось победить вероотступников и захватить много трофеев .

В Йемен были отправлены Тахир ибн Абу Хала, Мухаджир ибн Абу Умайя и Халид ибн Усаййид. Против взбунтовавшихся племён ук и ашар был послан Тахир ибн Абу Хала. Ему удалось добиться успеха, и после этого Абу Бакр послал его на помощь мусульманам Саны. Мухаджир ибн Абу Умайя вместе с отрядом Икримы установили контроль над Хадрамаутом .

В Бахрейне было два влиятельных племени - племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступили против вероотступников и разгромили их .

Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена .

Война с Византийской империей и государством Сасанидов

Чёткого перехода от походов в Аравии на арабские племена, не принявшие ислам, к завоеванию Сирии и Ирака не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не тщательно спланированным. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к византийскомй (ромейскому) императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).

К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения - садака - на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300-400 тыс. динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между ними.

Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Византийскую (Ромейскую) империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или ромеями, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился - главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены войной друг с другом.

Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н. э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-июню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н. э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.

Мусульмане и сами были осведомлены о высоких боевых качествах византийской и персидской армий, а потому до начала 644 г. н. э. не вступали в бои с регулярными армиями этих держав, ограничиваясь подчинением вассальных им арабских племён. По ал-Базури, войско формировалось в течение мухаррама 13 г.х. (7.03-5.04 644 г. н. э.), а в походы выступило 1 сафара (06.04). Поскольку вожди племён были крайне своевольны и не желали подчиняться друг другу, Абу Бакр разбил войско на три колонны, которые возглавили Язид ибн Абу Суфьян, Шурахбиль ибн Хасан и Абу Убайда ибн аль-Джаррах . Халид б. ал-Валид со своей армией в это время автономно действовал в Междуречье . Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях; хотя поручиться за достоверность информации об этом наставлении крайне сложно, оно, несомненно, несёт отпечаток раннемусульманских представлений и потому заслуживает упоминания: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху - оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки, как гнездо куропатки. Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили [джизъю]» .

Смерть

Перед битвой при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба , и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года - дожив, как и Мухаммад, до 63 лет, что арабские классические историки подчеркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, все личное имущество и денежные средства были переданы государству в качестве пожертвования : 1991 : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

История жизни Абу Бакра ас-Сыддика, преемника Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) и первого праведного халифа – золотая страница исламской истории , рассказывающая о вере, самоотверженности и беззаветной преданности высоким идеалам.

Абу Бакр появился на свет спустя два года и несколько месяцев после рождения Пророка в уважаемой и благочестивой семье. Его мать и отец также приняли Ислам и относились к сподвижникам Аллаха, а его родословная в седьмом колене встречается с родословной Пророка. Абу Бакр относился к курайшитам, занимался торговлей и славился своим кротким и честным нравам. Даже во времена, когда среди арабских мужчин было распространено поклонение идолам и прелюбодейство, он вел благочестивую и честную жизнь.

Позже Пророк говорил о том, что все мужчины, которым было ниспослано откровение Аллаха, сначала терзались многочисленными сомнениями, однако Абу Бакр сразу же уверовал в Его слово. Он стал первым мужчиной, который сознательно принял ислам. Тогда ему исполнилось 38 лет, а в возрасте 51 года вместе с Посланником Аллаха он совершил хиджру и выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада, став к нему еще ближе. Кроткий и мягкий нрав Абу Бакра привлекал к нему людей и способствовал тому, что к исламу обратились множество его выдающих сподвижников.

Роль этого человека в распространении слова Аллаха воистину велика. Он поддерживал Посланника во времена сложного мединского периода и пожертвовал свое состояние, которое исчислялось 40 тысячами дирхемов, на поддержку правоверных и освобождение рабов. За свою преданность Аллаху и твердые убеждения Абу Бакр получил прозвище, данное ему самим Аллахом – ас-Сиддик, что в переводе с арабского означает «правдивый».

О том, что Посланник высоко ценил и доверял Абу Бакру, сказано во многих хадисах. Также там говорится о том, что этому человеку полагалось возглавить мусульманский мир после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), что и произошло в 632 году. Правил Абу Бакр немного более двумя годами, и за недолгое время смог погасить смуту, которая охватила Аравию после смерти Пророка. Тогда некоторые мусульмане отреклись от имени Аллаха, последовав за лжепророками, а другие отказались платить закят – обязательный для верующих налог в пользу нуждающихся.

В это трудное время Абу Бакр сумел проявить стойкость и мудрость, благодаря чему арабы объединились, а ислам окончательно укрепился во всей Аравии. Среди муфассиров и улемов нет разногласий относительно роли Абу Бакра в том, что этот великий человек был воистину лучшим среди мусульман после Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!)