Open
Close

Кресту твоему поклоняемся владыко и святое. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поётся и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остаётся для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после чесов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвёртая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ

Господь сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свои, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Что значит крест свой? Почему этот крест свои, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым?

Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека - свои.

Крест свoii: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои.

Крест свой: греховные недуги или страсти, которые у каждого человека - свои. С одними из них мы рождаемся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест Христов - учение Христово (Псал. 118, 38, 120).

Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов.

Крест свой Крестом Христовым: потому что ученик Христов твёрдо убеждён, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на Небе.

Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его(Гал. 5, 24).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

СИЛА КРЕСТА

Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола Животворящий Крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада её, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотню и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, - взирая на Крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, - укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с её страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать её в страстях её и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, - как бы так вещает нам Господь со Креста, - что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха; вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесёте некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более её услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою Божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выносится ныне Крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом, а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и Крестом победившего врагов наших, - и побеждайте. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

ВСТАНЕМ СЕЙЧАС ПОБЛИЖЕ КО КРЕСТУ

…Мы имеем Крест Христов как знамение нашего спасения. Он вселяет в сердце даже самого великого грешника надежду на прощение и спасение.

Какие бы тяжкие тайные грехи ни носили мы в душе своей, станем сейчас поближе ко Кресту. Станем с глубокой верой потому, что «множество содеянных нами лютых» грехов теперь не может приводить нас ни в сомнение, ни в отчаяние.

Но для этого мы должны подражать благоразумному разбойнику в покаянии и Христу Спасителю в прощении тех, кто нас обидел. Без этого не дерзнем обращаться с мольбой ко Кресту. Не на одного только отвергшегося Петра смотрит с укором Господь. Вместе со Словом Божиим в сердце каждого человека проникает взор Христов. Он смотрит в душу человека, называющего себя верующим, но своей жизнью не свидетельствующего о Боге. Глубоко смотрит в наши души Господь, вновь распинаемый нашими грехами и оскудением любви и преданности Ему. В Его взоре нет гнева, нет угрозы, нет даже упрёка, а одна бесконечная любовь, одна бесконечная жалость к состоянию нашего сердца.

И если сохранилась в нас хоть искра веры в Бога, хоть немного любви к Нему, то мы можем почерпнуть в этом взоре то, что почерпнул Пётр, - раскаяние и силу стать истинными свидетелями Господа Иисуса Христа.

Тогда один только взгляд на Крест Христов может утешить нас в несчастиях, вернуть на путь истинный, если свернули с него, умирить ожесточенного, наставить неразумного.

Взирая на Крест Христов, мы видим в Распятом на нём воплощение во всём совершенстве, во всём величии всех добродетелей. И пусть этот Крест будет для нас не только источником утешения и подкрепления в наших трудах и скорбях, но пусть всегда будет нашим учителем.

Крест Христов, надежда христиан,
путеводитель заблуждающихся,
пристань носимых бурей, победа в битвах,
вселенной безопасность, болящих врач,
мертвых воскресение, помилуй нас.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!

Мы поклоняемся Кресту Господню, страданию Христову и славе Церкви. С самого начала в Превечном Совете Творец неба и земли связал Себя с немощью и наготой страждущего на кресте человека.

Крест - сокровенное место славы Божией. Что бы в мире ни происходило, мы не должны отчаиваться. Эта жизнь должна быть исцелена и спасена, если наш Бог - Бог страдающего мира.

После отпадения от Бога мир исполнен страданий. По мере приближения конца времён масштабы этих страданий неизмеримо возрастают.

В то время как мир отдаёт все свои силы, чтобы избежать любой ценой страданий и смерти, мы, христиане, знаем, что через страдания и смерть мы становимся близкими Богу. Разумеется, это не означает, что мы ищем страданий. Их в избытке даёт жизнь на каждый день.

Но мы не участвуем в безплодных усилиях мира, пытающегося обмануть смерть и страдания. Мы от Христа, от Креста Его научаемся не тому, как избежать страданий, а как страдать, чтобы эти страдания стали высшим содержанием нашей жизни.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие - через Крест Христов и через наш крест. И мы должны войти в них так, чтобы они стали для нас высшим смыслом и высшей радостью.

Поэтому мы призываемся сегодня учиться всем урокам страданий, которые преподаёт нам жизнь. И учить этому наших детей с самого раннего возраста - а не тому, чтобы они всё более и более становились, по выражению отца Серафима Роуза, поколением «мне» - теми, кто ищет сиюминутного успеха и немедленного наслаждения.

Людям нужно мужественно говорить о страданиях и смерти, которые им предстоят, чтобы они не страшились принимать их. Потому что наступают времена, когда страдания будут непереносимыми, если не будем мы со Христом.

У каждого из нас - свои страдания. Если мы начнём говорить, что нужно для счастья, то выяснится, что одному необходимо здоровье, другому - чтобы у него устроился брак, третьему - чтобы работа была получше, у четвёртого - более глубокие страдания. И все люди без исключения, сознавая или не особенно глубоко сознавая, мучаются грехами, которые они совершили. При этом почти каждый хотел бы поменяться своим крестом с крестом другого, естественно, преуменьшая его.

Если бы мы только могли видеть значение креста тех, кто рядом с нами! Тогда бы мы действительно могли участвовать в страданиях этих людей и помогать им. Посмотрите на Крест Христов. Что это за Крест? Это Крест, в котором кресты всех людей, каждого из нас. Он берёт на Себя наш крест для того, чтобы нам предложить Свой. Чтобы мы могли с Ним разделить Его страдания и Его славу. Мы не увидим Воскресения Христова, не пройдя через страдания и смерть.

У воскресения и смерти - общий взаимный интерес. Наша жизнь не может избавиться от зла - только Воскресением Христовым, только Пасхой. Только переходом, который мы должны совершить из состояния греха в состояние покаяния и молитвы. И в состояние благодати - к Кресту Христову и Его Воскресению.

Мы переживаем страшные времена, когда Церковь возводится на Голгофу. Благословенные времена нашего спасения. Но победа, которую Христос одержал на Кресте над диаволом, над миром и плотью, должна быть воспринята Церковью, усвоена каждым из нас.

Вконтакте

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Мы несем крест, а крест несет нас. Крест – это ключ, которым откроются для нас врата рая. Для чего на Крестопоклонной неделе в середине поста выносится Крест Господень? Для какой-то мысли, для какой-то цели очень важной, очень большой и очень правильной. Сегодня, только что секунду назад, мы поклонялись со словами: Кресту Твоему поклоняемся Христе и святой воскресение Твое поем и славим. Две мысли нераздельных – несение жизненного креста, хотим ли мы этого или не хотим, но не может остаться пожизненно только один крест в жизни, будет воскресение мертвых, будет вечная жизнь и будет никогда не кончающаяся там в вечности радость. Но помимо креста и без креста она не возможна.

Однажды старец Христофор, духовник Тульской епархии сказал: В нашей жизни не место отдыха, а место подвига. Никогда об этом не надо забывать, как бы ты не крутился. Крест в жизни все равно надо будет нести, тот или иной. Но надо нести его осознанно, без ропота, взирая на Совершителя нашей веры, Который, как сказал апостол Павел, вместо предлежащей Ему радости принял крест.

Мысль о несении жизненного креста и нужна как раз сейчас, Великим постом. Вот ты когда-нибудь задавал себе вопрос: если придет время, придет час исповедовать Христа, ты готов за Него умереть, если это понадобится, если это случится, если так произойдет в жизни? Ну если человек внутри отвечает: не готов, - то, собственно, ты христианин или нет? Да, мы немощные, но вроде бы, когда будет выбор – выбора для нас нет. Когда человек внутренне говорит: готов! – ну хорошо, если ты готов жизнь отдать за Христа, ради Него, ради веры в вечную жизнь, ради веры в то, что ничего страшного, что тело ты потеряешь, что ты приобретешь душу и жизнь, то, что по сравнению с готовностью отдать свою жизнь, болезни, разбитая машина, диагноз рака, выпавшие зубы и волосы, стенокардия, инфаркт, непонимание людей и прочее, и прочее, и прочее. Что по сравнению со смертью? Ничто. Ты решился на нее – да. Все остальное мелочи жизни, все можно с помощью Божией претерпеть и не только претерпеть, но и нести это осознанно.

«Достойное по делам моим приемлю, помяни меня Господи во Царствии Твоем»! Иногда говорят, ну а как же страдают праведники, а они почему, а они за что, а они для чего? Это тайна, никто до конца ничего не знает. Старец Паисий Афонский, который тысячи людей исцелял от рака, сам умер от рака. У него спросили: батюшка, а вы молитесь об исцелении? Он говорит: Нет, я молюсь об одном, чтобы Бог мне дал терпение и благодарность, потому что это воля Божия, так Ему угодно.

Святитель Иоанн Златоуст о наших страданиях, о наших крестах сказал: Если ты ржавое железо, огонь испытаний и огонь страданий очистит тебя от всякой ржавчины; если ты золото, огонь испытаний и огонь страданий делает тебя более блистающим. Кто мы – ржавое железо или золото? Никто не знает, знает только один Господь. То, что мы ржавое железо – это точно, а есть ли среди нас блистательное золото это тоже знает Господь.

У Иоанна Златоуста есть потрясающая мысль. Он сказал: У Бога польза больше чем наказание. Наказание есть – да, большое – да, невероятным кажется – да, невыносимым кажется – да, но польза будет еще больше. Но должно пройти время, чтобы понять, что именно так надо было для твоей бессмертной души. Зерно должно вырасти и принести плод, не надо дергать прежде времени то, что посеял Господь. Тебе кажется это не твое, тебе кажется это не с тобой, кажется перепутали, не вовремя – нет, это твое, это твоя и моя жизнь.

Кто-то из мудрых людей сказал: В симфонии, написанной композитором, есть не только мажорные ноты, но и минорные, и даже диссонансы, не пробуй и не пытайся эту симфонию, написанную не тобой исправлять, доиграй свою партию в этой симфонии до конца, и тогда получишь рукоплескание от тех, кто дослушает ее до конца: ангелы, небо, Богородица, и Господь. Это Он так задумал, а не мы.

И поэтому будем у Бога в этот день просить мудрости нести свой, с одной стороны тяжелый труд, а с другой стороны христианский подвиг и крест, а если он Божий, значит Ему так угодно и такова наша жизнь, и, значит, в ней есть тоже смысл. Какой? Это знает только Господь, и мы когда-нибудь узнаем.
Будете выходить из храма, посмотрите на мозаику блаженной Матроны Московской. Родилась она слепой, а потом стала и парализованной. Кто-то бы сказал – это жизнь? Это не жизнь с мирской точки зрения, а существование. Но внутри она имела такую жизнь с Богом, когда рай был уже в сердце. А у другого две ноги, две руки, вставная челюсть, которая гвозди может жевать, все упаковано, а внутри ничего нет.

Кто-то из святых сказал: Если бы мы в жизни ничего не имели бы кроме Христа, то со Христом мы уже имеем все. Вот в храм пришли, на своих двоих, - да, видим – да, слышим – да, в холодильнике что-то есть – да, в кармане есть – да. Это уже по-человечески очень много, а то что мы в вере, в вере правой, которая открыла нам путь вечной жизни, когда мы реально можем быть с Богом всегда, если мы этого захотим – это уже не мало. И все святые отцы нам говорят: только не ропщите.

Исаак Сирин говорит: Всякого человека и всякий грех прощает Бог, но ропотником гнушается. Поэтому если ты что-то не понимаешь, в какую-то ты попал историю помимо твоей воли, помимо твоих грехов, помимо твоей дури, потому что по большей части в истории мы сами влипаем. Но если мы к этому ничего не сделали, но все равно влипли в историю, подожди, и рот свой на Бога на Церковь, на духовника, на родных и близких, на людей не открывай. Подожди и посмотри, что будет дальше в этой истории. Только никого не вини кроме себя.

Пройдет время, с терпением, с мудростью, поймете, что все равно было к лучшему. Вспоминается история, в Малоярославце сгорел братский корпус вместе с библиотекой. Сестры остались на улице, наша молодежь Покровского храма поехала и разгребала этот пожар. Сестры почти оказались на улице. Через два года отстроили корпус в два раза больше, кроме корпуса отстроили еще один корпус с храмом и библиотекой, которая стала в три раза больше. Потому что доброхоты, увидев это несчастье монастырь завалили деньгами, потому что увидели, что реально страдают люди. Но два года надо было потерпеть. А сначала это выглядело трагедией и огромным несчастьем. У Бога польза больше чем наказание. Но надо чтобы прошло время.

Поэтому у нас диакон во время богослужения призывает: сами себя, и друг друга, и весь живот наш, всю жизнь нашу, Христу Богу предадим! Он ведет нас путями, но не такими, какими мы думаем сами. Как небо отстоит от земли, так мысли Божии отстоят от мыслей наших. Поэтому будем у Бога просить одного – мудрости и терпения нести свой жизненный крест, за него благодарить, а благодарность сделает так, что и креста никакого не будет.

У нас в алтаре один священник спрашивает другого: Батя, как жизнь? И тот отвечает: Ты знаешь, подозрительно затянувшаяся белая полоса. Человек понимает, что жизнь полосатая, это очень правильный взгляд на жизнь. За белым обязательно будет черное, за черным обязательно будет белое. А человек по своему терпению не настроен на черное, готов принять и горькое, и сладкое от Бога, он даже не заметил или во всяком случае, может быть это черное, а он это не воспринимает что черное. Говорит: подозрительно затянувшаяся белая полоса. Дай Бог нам всем иметь такое устроение. Чтобы и мы на это сказали: и это можно потерпеть, и это можно потерпеть, и это можно потерпеть. Но терпя не значит, что не надо шевелиться. Шевелиться надо. Мозгами думать надо, стремиться к лучшему надо. Если хочешь устроиться на работу – не надо сидеть и дожидаться, что за тобой придут, нет. Акафист Покрову прочитай и сиди в Интернете, ищи свободные вакансии. Молитва и свой собственный труд. Сначала молитва, чтобы повезло, а везение – оно от Бога. И поэтому дай Бог, чтоб все в нашей жизни сочеталось, чтоб не только надеялись на себя, но и на Бога. В тех условиях, в которые мы попали, чтобы искали из этих ситуаций если возможно, то выход, а если невозможно, то просили бы долготерпения.

Когда человеку объявляют диагноз сахарный диабет, что он делает? Он понимает, что это на всю жизнь, и выхода из этой ситуации нету. Инсулин будешь колоть пожизненно. И с инсулином живут. И с диабетом живут, и счастливо живут, потому что только на этом не зацикливаются. Невозможно только вокруг этого ныть и плакать. Приспосабливаются и дальше живут. И многих других переживают, потому что живут с Богом. Вот самое главное, о чем мы должны переживать, о чем волноваться, о чем скорбеть, о чем плакать: если мы Бога теряем. Теряем молитву, теряем Евангелие, теряем, становится неинтересно, скучно, нам становится это все как бы приевшимся, нас больше интересуют новости, программы, развлечения, интернет, «Вконтакте», переписка, друзья, товарищи, сродники, когда поесть, поспать. Разве это только главное в нашей жизни? Тогда грош цена нашей жизни. Сегодня есть, а завтра нет.

Если Бог есть в душе – все есть. А если - нет, то Бога ничего не заменит. Поэтому всем вам, дорогие братья и сестры в эту великую неделю Крестопоклонную желаю, чтобы мы по-другому взглянули на свою жизнь. Если мы думаем, что мы страдальцы, что мы мученики, что мы подвижники, что мы несчастные люди, что нас обделили жизнь, Бог, люди, обстоятельства, родственники – не надо так думать, и не надо каркать, потому что ты обязательно докаркаешься.

Если ты считаешь свою жизнь несчастной, она будет именно такова. Если ты свою жизнь благословляешь, она будет Богом благословлена. В Оптиной пустыни подошли к старцу Амвросию и спросили: Батюшка, смотри, наш Карп, диакон, в скиту слепой, смотри, давай о нем сугубо помолимся, он несчастный человек. Слепой и мира не видит. А старец Амвросий о слепом Карпе сказал: Карп хоть слеп, да видит свет. Какой? Божий.

Мы иногда с двумя глазами не видим и не слышим, не только Божьего, но и человеческого, и людей. Не видим иногда и не слышим, потому что Бога не видим, не слышим и не слушаем. Так вот, дай Бог, чтобы при любых обстоятельствах, в нас был этот свет, свет Божественного видения смысла жизни. А наш смысл жизни – чтобы мы были с Богом, и чтобы мы были святые.

Не тогда, в вечности, когда мы своими глазами Его сами увидим, надо не только этого момента ждать, надо этот момент, чтобы он был здесь, сейчас, внутри – это возможно. Господь так и сказал: Царствие Божие внутри вас есть. Не там, в вечности, лет через несколько..., нет, мы сейчас можем жить в Царствии Божием. Или в аду. Все будет завесить от твоей воли, куда она будет направлена, от этой воли – твои мысли, твои слова и твои дела.

Поэтому я вам всем братья и сестры дорогие, от всей души желаю райской жизни, чтобы вы несли с честью свой крест христианской жизни, потому что исполнение заповедей Божиих – это и есть несение креста, когда наша жизнь в наше время похожа на Евангельскую. Это крест, но за это, за то что ты живешь по-Евангельски, ты становишься чадом Божиим. Ты несешь крест, а крест несет тебя. Бог с тобой через это несение креста. Не дай Бог никогда по жизни не отходить от заповедей Божиих, которые не обязательно будут выражаться в каком-то исповедании, или в каком-то мученическом поступке. Нет! Каждый день это христианское мученичество, каждый день уступить, помочь, пропустить, позвонить, не оскорбиться, не обидеть, не завидовать, блудные мысли выгонять. С Богом мыслями быть. Это и есть ежедневное несение христианского креста, за которое обязательно будет воскресение души и тела. Кресту Твоему поклоняемся Христе и святое воскресение Твое поем и славим! Аминь!

архимандрит Мелхиседек

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — единственный двунадесятый праздник, который не связан напрямую с евангельскими событиями. Но в почитании Креста Господня нам задан основной вектор христианской жизни, в Кресте — источник нашего терпения и силы. Без Крестной жертвы Христа скорбь и боль человека была бы бессмысленной агонией. И в то же время христианин, который не терпит скорби своего крестного пути, становится равнодушным наблюдателем Христовых страданий за род человеческий. Недаром в народе говорится: «Кто без креста, тот без Христа».

Обретение Креста

В IV столетии святая равноапостольная Елена, мать равноапостольного царя Константина Великого, пожелала отправиться в Иерусалим на поклонение святыням, связанным с событиями земной жизни Спасителя. Но основной причиной паломничества царицы Елены было желание найти в Иерусалиме Крест, на котором пострадал Спаситель.

Когда в 326 году царица прибыла в Иерусалим, она приказала начать раскопки на Голгофе, на том месте, где пострадал Христос. Из земли были извлечены несколько крестов, и, по преданию, не было возможности определить с достоверностью, который из них был подлинным Крестом, на котором пострадал Сам Господь.

Узнан и определен был Крест благодаря чуду. В это время недалеко от места раскопок совершалось погребальное шествие, и, чтобы узнать, какой из вырытых является подлинным Крестом Христовым, кресты были приложены к покойнику. От прикосновения к скончавшемуся одним из крестов произошло чудо воскресения.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать его. Тогда Патриарх начал высоко поднимать Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

Совершенный Патриархом Макарием чин — Воздвижение Креста — составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника.

В праздник Воздвижения крест износится из алтаря для поклонения и лобызания. В кафедральных храмах это выглядит еще более величественно. Епископ в сопровождении сослужащих ему священников выносит крест из алтаря, становится посредине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз, медленно совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову и вновь выпрямляясь в образ Воскресения.

Песнопения праздника

Причиной установления этого праздника стало обретение царицей Еленой древа Креста. Однако авторы праздничных текстов мало внимания уделяют самому событию, а более обращают мысленный взор на Крестные страдания, смерть и тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Поэтому некоторые песнопения очень напоминают песнопения служб Великого Пятка. Еще одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, Крестной смерти и воскресения Спасителя. Собранные воедино, они лучше всякого учебника объясняют и показывают направленность Ветхого Завета ко Христу, его прообразовательное значение.

Светилен

Крест, хранитель всея вселенныя, / Крест, красота Церкве, / Крест, царей держава, / Крест, верных утверждение, / Крест, Ангелов слава и демонов язва.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству,/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира, // непобедимую победу.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Крест Твой Святый, // имже нас спасл еси от работы вражия.

Страдания на Кресте

Это был конец, но в то же время и начало: конец страданиям Богочеловека и начало Его славы; конец самообмана иудеев, полагавших, что они, убив Христа, навсегда убрали Его со своего пути, и начало беспримерного явления в истории человечества — чуда, которое зовется Церковью Христовой, ставшей матерью христианской цивилизации на нескольких континентах, населенных варварами. Когда человек читает описание страданий Господа нашего Иисуса Христа, его охватывают два чувства: ощущение ужаса от безумия и ослепления людей и ощущение восторга от возвышенности помыслов и любви Христа.

И ужас этот было бы невозможно вынести, если бы его не облегчало восхищение. Недаром философы утверждают, что любая вещь имеет две стороны, и если, с одной стороны, что-то невозможно вытерпеть, перенести, то, с другой стороны, — возможно. Допустим, тебя обидел брат. Но ты не смотри на дело так, что он тебя обидел, ибо тебе той обиды не снести. Лучше посмотри на дело с другой стороны, вспомни, что он тебе брат. И тогда ты обиду стерпишь; с этой стороны все можно выдержать.

Некий человек посадил в саду фруктовые деревья, но выросли дички. Стал садовник прививать свои посадки, но колючие ветви ободрали ему руки и расцарапали лицо. Рассердился садовник, но в гневе своем не взял топор, чтобы выкорчевать дички, но вытерпел все, ведь он понимал, что это его сад. Так и Сын Божий должен был вынести все муки, причиненные ему людьми, всегда помня, что человечество — это Его сад, Его творение, и Он призван не вырубать дикие посадки, но облагородить их, даже ценой Крови Своей.

Святитель Николай Сербский

Благословение нашего креста

В Православной Церкви боль и всякого вида злострадание для верующего человека вовсе не упраздняются, но они принимают совершенно новое достоинство, они в ней преображаются. Нашим мужеством, терпением, нашими молитвами и постоянной памятью о Боге эта горькая чаша постепенно преобразуется в сладостную чашу бессмертия. По этой причине боль уже не является для христианина источником страха и ужаса, но широким поприщем для подвига и борьбы.

Если кто-либо захочет получить в этой жизни ответ на вопрос: «По какой причине Бог попустил ему такое-то обстоятельство?», то его ум непременно наполнится тысячами вопросов «почему?»; если же он будет смотреть на свои болезни как на необходимое испытание, посланное ему Богом или для очищения, или для усовершенствования, или для получения венца в будущей жизни, то он примет чашу страданий как благословение от руки Господней.

Господь преобразит боль и из проклятия сотворит благословение. Вот ответ человеку от Бога. Господь не дает человеку ложных заверений, что Он упразднит страдание, но обещает ему, что Он преобразит его боль и из проклятия сотворит благословение и утешение.

Да не думает никто, что святые не испытывали страданий и не подвергались телесным болезням. Доказательством нам служат слова святого Исаака Сирина, который в одном из своих творений говорит: «Видишь эти бесчисленные полки святых Церкви? Никто из них не взошел на Небо, живя в удовольствии, но все они взошли туда многими скорбями», терпеливо неся посланный им от Бога крест.

Каждый из нас несет свой крест, все мы, абсолютно все без исключения, кем бы мы ни были, какое положение в обществе мы бы ни занимали, в каком конце Земли мы бы ни находились. Но даже если некоторым Господь и не посылает крест терпения болезни, все равно он подвергается различным скорбям, потрясениям, несет крест своих грехов, борется со своим внутренним врагом — «ветхим человеком», мучающим его.

На этом темном, бескрайнем просторе только Единый может осветить наш путь, и этот Единый, конечно же, наш Господь Иисус Христос, распятый на Кресте за каждого человека, Свет и Утешение людям, несущим свои кресты вслед Него.

Митрополит Лимассольский Афанасий

О несении жизненного креста

А знаете ли Вы, что с креста-то не сходят, с креста снимают. А крест Ваш, если мужественно донести его до конца, даст большой плод духовный, преобразуя и Вашу душу, и препитая и близких Ваших. И особая трудность в том, что восстает на все сугубо еще и враг рода человеческого, раздражаемый благотворным действием вашей сострадательности, которая есть начало любви. А у нас нет сил и умения, поняв козни врага, противостать ему. А ведь надо это делать.

Несение креста и восшествие на него ни для кого не было безболезненно. А без креста не увидим мы Христа. Выбор креста делается однажды, а остальное время жизнь с ним в том, что этот крест предлагает.

Куда бы мы ни поехали, наш спасительный крест легче не станет. Внешние скорби отступят на время, но тут же навалятся внутренние, еще более тяжкие и глубокие.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин