Open
Close

Крестовоздвижение праздник. Что означает праздник воздвижения креста господня и почему надо бояться змей в этот день

Воздвижение Креста Господня-2018: что нельзя делать / УНИАН

Уже завтра, 27 сентября, православные празднуют Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – в память обретения Креста Господня, на котором был распят Христос. В православной Церкви это один из 12 самых важных праздников.

Праздник получил свое название благодаря церковному обычаю воздвигать крест во время богослужения.

Воздвижение Креста Господня: история праздника

Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. Зато известно, кому христиане обязаны этой находкой. По преданию, крест нашла мать императора Константина – равноапостольная Елена. И произошло это, по-видимому, в 325 или 326 году.

Воздвижение Креста Господня: что нужно делать

В этот праздник принято ходить в храм, чтобы молиться о здоровье и благополучии. При этом в церкви нужно купить три свечи. Ими затем, читая молитву, крестят углы в доме. Также наносят крест и на входные двери.

Воздвижение Креста Господня: что нельзя делать

У этого праздника есть ряд запретов:

  • нельзя работать – подробнее читайте в нашем материале – исключение делается лишь для неотложных дел: уход за детьми и домашними животными и т.п.;
  • нельзя начинать новое дело – толку из этого никакого не выйдет;
  • нужно держать строгий пост: не вкушать пищу животного происхождения (включая "молочку" и яйца) и не употреблять алкоголь, пище заправляют только растительным маслом;
  • нельзя ругаться и ссориться;
  • держать дверь открытой: считается, что это день, когда змеи выползают из нор и ищут место для зимовки – и могут заползти на зимовку в дом;
  • не принято в этот день свататься к девушке;
  • ходить в лес – чтобы нечисть и аспиды не утащили в свои норы.

Воздвижение Господне: приметы

Считалось, что Воздвижение – это последний день бабьего лета, и после него тепла уже ждать не стоит. Есть даже поговорка: "На Воздвижение кафтан с шубой сдвинулись, шапка надвинулась" – то есть наступают холода.

В старину говорили, что на Воздвижение медведь уже ложится в берлогу, змея заползает в нору, а птицы летят на юг.

  • с Воздвижения осень к зиме сдвигается;
  • кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится. А кто на Воздвижение пост не держит – на того семь грехов воздвигнутся;
  • если в этот день холодный северный ветер дует, то предстоящее лето будет жарким;
  • в Сдвиженье Леший гуляет: кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет;
  • в Воздвижение с поля последняя копна движется.

Что означает праздник Воздвижения Креста Господня

Как пояснил настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел, Церковь чествует Крест, на котором погиб Христос, так как именно на нем "совершилось спасение каждого из нас".

Воздвижение Креста Господня: икона

В народе эту икону наделяют чудотворными способностями. Прежде всего икона Воздвижения Креста Господня помогает вылечить:

  • бесплодие;
  • зубную боль;
  • хронические мигрени;
  • болезни костей и суставов.

Воздвижение Креста Господня: молитва

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего.

Приидите, христоименитии людие, составим похвалу Честному Кресту, на нем же Христос, Царь славы, руце распростер, возведе нас на первое блаженство, из негоже низпадохом прелестию змиевою. Ты же, о пресвятый Кресте, яко имеяй присущую тебе силу Распятаго Христа, спасай и сохраняй от всяких бед любовно зовущия ти: Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Смысл этого, казалось бы, парадоксального явления объясним чуть позже. А пока скажем, что слово "воздвижение" указывает на торжественное поднятие Креста вверх - после того, как его обнаружили в земле. Праздник Воздвижения Креста Господня - один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви. В основе его лежат события, произошедшие в IVв. по Рождеству Христову. И, как известно из жития святителя Иоанна Златоуста, тогда же, в IV в., событие Воздвижения Креста Господня начали отмечать как праздник. А само слово "Воздвижение" встречается у Александра Монаха (527-565 гг.), автора похвального слова Кресту.

Как же был обретен Крест, на котором распяли Христа? Первые христиане благоговейно относились к местам, связанным с земной жизнью и смертью Спасителя - об этом свидетельствовал святой Кирилл Иерусалимский. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с жизнью Иисуса. Так, нарочно был изменен вид Голгофы - горы, где был распят Спаситель. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом "фундаменте" воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (IIв. н.э.) отстраивал новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему обрести Святыню было непросто.

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. Всем сердцем желая обрести святыню - Крест Господень, который однажды явился ему в видении, возвещая победу, император Константин направил в Иерусалим свою мать - царицу Елену. Долгие поиски равноапостольной царицы увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней - именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и Лобное место - место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Лобным местом и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа "эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски".

Итак, место захоронения крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, было найдено. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? И здесь было явлено чудо - исцеление больной и воскресение усопшего. Так благодатная сила Животворящего Креста была открыто явлена в нашем мире.

Но почему же христиане поклоняются Кресту - орудию пытки, орудию казни, орудию мучительной смерти своего Бога? Почему Крест - величайшая святыня христиан? Потому что именно на этом позорном и невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.

Потому что безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи - так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим - "смерти было невозможно удержать Его". Христос воскресает. И этим Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. "Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души", - объясняет святой Григорий Богослов.

Именно поэтому теперь, после Воскресения Христа, Крест - это уже не орудие казни, позорное и мучительное, а символ Жизни, "глава нашего спасения". Знамение нашего бессмертия. Величайшая святыня, в которой действует благодать Божья. Духовный меч, опора и защита человека в этом мире. "Трофей против бесов, оружие против греха, копьё, которым Христос пронзил змия" (свят. Иоанн Златоуст).

Воздвижение считается одним из самых важных православных праздников и ежегодно отмечается 27 сентября. Его история достигает 4 века, когда в Палестине был обнаружен Крест Господний. Он входит в число двунадесятых праздников. В народе этот день еще называют Третьими Осенинами, имеющими свои традиции и приметы.

История праздника Крестовоздвижения

Главным символом этого дня является крест, на котором был распят Иисус Христос. Однажды императрица Елена отправилась на поиски места захоронения Спасителя, но перед ней оказалось три креста. Изначально никто не мог указать точно, на котором из них был распят Божий Сын, но подсказка пришла сама по себе. Одна из женщин, помогавших раскапывать место захоронения, внезапно исцелилась от тяжелой болезни после того, как прикоснулась к одному из крестов. Легенда также рассказывает о том, что однажды крест воскресил мертвого человека.

Каждое из этих событий теперь тщательно запечатлено в истории христианства, поэтому примерно в 335 году церковь решила отмечать это событие праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Императрица Елена, которой удалось обнаружить крест, основала храм в честь Креста Господня, и позже была причислена к лику святых.

В современном мире хранится много фрагментов священного Креста. Конечно, большинство из них ненастоящие, но в Иерусалиме находится самый крупный фрагмент. Ранее несколько частей хранилось в России, но сейчас их нет.

Верующие отправляются в церковь на Всенощное бдение, которое завершается литургией и выносом креста для поклонения. Во время службы каждый может попросить Высшие Силы о помощи и раскаяться в неблаговидных поступках.

В день праздника принято устраивать званые обеды для всей семьи и родственников, на которых обязательно присутствуют пироги с капустой. Традиция пошла с древних времен, когда наши предки собирали новый урожай.

Стоит окропить дом святой водой, чтобы очистить его от любого зла и отвадить людей с дурными помыслами.

Наши предки верили, что в этот день можно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывают его на пролетающую мимо стаю перелетных птиц.

В прежние времена в день Воздвижения рисовали мелом кресты на входных дверях и с обратной стороны, чтобы обезопасить себя и животных от нечистого духа и болезней. На сараях, где жил домашний скот, делали то же самое. К тому же использовали обереги, защищающие от зла.

В день праздника принято приносить из церкви три свечи, обходить углы дома, соединив свечи вместе, и читать защитную молитву.

Празднование Воздвижения на Руси

После введения Христианства на Руси народ не связывал этот праздник с какими-то библейскими событиями. Еще в языческую эпоху в это время отмечали праздник урожая и прощание с летом. Лишь спустя некоторое время простой люд стал ходить в церковь и воспринимать этот праздник, как поклонение Кресту, который обладает великой силой.

У православных Воздвижение считается днем борьбы добра со злом, света с тьмой. В этой борьбе в итоге побеждает Божий крест. В настоящее время на Воздвижение в храмах проходит торжественное богослужение, в котором прихожане вспоминают события двухтысячной давности.

Независимо от дня недели, церковь призывает в этот день придерживаться строгого поста. Совсем неслучайно Воздвижение еще в народе называют капустницей. Именно этот продукт чаще всего готовят на праздник. Хозяйки умудряются в постный день приготовить массу вкусных блюд, содержащих капусту, таких как:

  • борщ;
  • пироги;
  • вареники;
  • пирожки;
  • всевозможные салаты и т. п.

В некоторых регионах Воздвижение называют Ставров день. Такое название происходит от древнегреческого слова «ставрос», что означает крест.

Раньше в русских селениях существовала традиция выжигать или рисовать кресты на своих жилищах, чтобы защититься от болезней и бед. В селах в хлев также приносили всякие обереги в форме креста, чтобы не болела скотина. Не забывали и про закрома с урожаем. В этот день их освящали, чтобы старые запасы сохранились до нового урожая.

Для того чтобы жизнь проходила в достатке, в российских деревнях проводились крестные ходы. Люди передавали друг другу поздравления и желали процветания и здоровья.

Что разрешается делать в праздничный день

Можно выполнять необходимые домашние дела: стирку, готовку, уборку, мытье посуды и купание. Церковь не запрещает таких мероприятий, если они действительно необходимы. Например, в доме есть больные родственники, требующие ухода, или маленькие дети.

В день праздника принято приносить из церкви три свечи, обходить углы дома, соединив свечи вместе, при этом читать защитную молитву.

На Воздвижение святая вода обладает сильными свойствами исцеления. Ею можно умыться и напоить тяжелобольных людей, чтобы те пошли на поправку.

Запреты в праздничный день

Нельзя начинать новых дел, которые могут оказаться проигрышными или их невозможно будет завершить по разным причинам.

Запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения.

Стоит отказаться от увеселительных мероприятий, просмотра развлекательных передач.

По заветам предков, в этот день в лес не было хода - звери готовились к зимней спячке, и их нельзя было тревожить.

Нельзя браниться, потакать негативным эмоциям и вступать в конфликты.

Отказаться стоит от рукоделия и работы с землей.

В день праздника не возбраняются необходимые дела, но священнослужители призывают помнить о том, что день предназначен для молитв и духовного роста. 27 числа можно собраться всей семьей, посетить церковь и поблагодарить силы небесные за помощь и покровительство.

27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня - один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

Воздвижение Креста Господня: история

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова . Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Молитвы

Тропарь, глас 1

Кондак, глас 4

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Припевы

Ирмос 9-й песни

Песнопения Кресту Господню

Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА

Радуйся Живоносный Kресте .

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя… , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Отец Александр Мень о Воздвижении

Спаси, Господи, люди Твоя ч благослови достояние Твое, победы на сопроптвныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство .

Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.

Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.

С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о «безумии Креста»; иудеи требовали знамений, эллины — доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятого…».

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь; — и святое Воскресение Твое славим…».

Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца — таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он — знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. «Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишеся» (канон Воздвижения).

Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в Церкви появились первые изображения креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых созданы около VI века.

Из всех типов Распятий, пожалуй, самое величественное — то, что возникло в Византии. Христос изображен «предавшим дух». Голова склонена, глаза закрыты. Но самое замечательное — это руки. Они не безжизненны. Они раскрыты словно объятия. Во всем облике Распятого покой и прощение. Уже как бы предчувствуется победа над смертью…

Кондак праздника:

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу .

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св. Гроба и соорудил там храм Венеры.

Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. «Снимали слой за слоем, — пишет современник событий Евсевий, — вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом — честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения». Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма.

Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Но во второй половине IV века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Св. Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно св. Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем. В начале V века Руфин уже определенно связывал находку с именем св. Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в земле близ Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх «воздвиг» Крест над молящейся толпой. Отсутствие сведений у Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками.

Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения.

Накануне его во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. В соборных церквах есть обычай «воздвигать» его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

В день Воздвижения установлен пост.