Open
Close

Краткий пересказ житие сергия радонежского по главам. Преподобный сергий радонежский

Горький Максим

А.М.Горький

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.

Весна запоздала в том году - юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден - да и то не каждый день - в небе, затканном тучами, являлось белое - по-зимнему - солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Работали плотники - а в городе печально и призывно пела медь колоколов. Головы рабочих поднимались вверх, глаза задумчиво тонули в сероватой мгле, обнявшей город, и часто топор, занесенный для удара, нерешительно, на секунду останавливался в воздухе, точно боясь разрубить ласковый звон.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами.

Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.

Староста Осип, чистенький и складный мужичок, с правильной серебряной бородкой, аккуратно завитой в мелкие кольца на розовых щеках и гибкой шее,- всегда и всюду заметный, староста Осип покрикивает:

Шевелись поживей, курицыны дети!

И обращается ко мне, насмешливо внушая:

Наблюдающий,- ты чего в небе ковыряешь тупым твоим носом? Ты для какого дела приставлен, спросить тебя? Ты - от подрядчика, от Василь Сергеича? Стало быть - подобат тебе наяривать нас - работай живо, такой-сякой народ! Вот для какого подвигу ты налажен, а ты - на свое дело моргаешь, дите мое, горький сухостой! Моргать тебе не положено, ты гляди в оба да покрикивай, коли тебя вроде десятника до нас приспособили... ты командуй, кукушкино яичко!

Он снова кричит на ребят:

Не зевай! Лешие,- надобно сегодня конец делу положить, али нет?

Сам он - первейший лентяй артели. Превосходно знает свое дело, умеет работать ловко, споро, со вкусом и увлечением, но - не любит утруждать себя и постоянно рассказывает волшебные истории. Как раз в разгар работы, когда люди вопьются в нее и работают молча, сосредоточенно, вдруг плененные желанием сделать всё ладно и гладко,- Осип заводит журчащим голоском:

А вот, братцы мои, был случай...

Две-три минуты люди как будто не слушают его, самозабвенно тешут, строгают, рубят, а мягонький тенорок мечтательно течет и вьется, опутывая, связывая внимание людей. Голубые ясные глаза Осипа сладко прищурены, он покручивает пальцами курчавую бородку и, чмокая от удовольствия, нижет слово за словом...

Поймал он этого линя, положил в пещер, идет лесом - думает: "А и будет же уха у меня..." Только вдруг - не знай откуда - кричит голос женской, тонкой: "Елеся-а, Елеся-а..."

Длинный костлявый мордвин Ленька, по прозвищу Народец,- молодой парень с маленькими изумленными глазками,- опустил топор и стоит, открыв рот.

А из пЕщера отвечают басищем, густо: "Зде-ся-а!.." И в тую самую минуту крышка с пещера - хло-бысь, линь оттедова - прыг и пошел, пошел назад, в омут свой...

Старик-солдат Санявин, угрюмый пьяница, страдающий одышкой и давно чем-то обиженный на всю жизнь, хрипит:

Как это он, линь, пошел посуху, ежели он - рыба?

А говорить рыбе назначено? - ласковенько спрашивает Осип.

Мокей Будырин, мужик серый, с собачьим лицом - скулы и челюсти выдвинуты вперед, а лоб запрокинут,- человек молчаливый и неприметный, не торопясь, выпускает через нос три любимые свои слова:

Это совсем верно...

Каждый раз, когда рассказывают что-нибудь чудесное, страшное, грязное или злое,- он негромко, но непоколебимо уверенно отзывается:

Это совсем верно...

И словно трижды бьет меня в грудь жестким тяжелым кулаком.

Работа встала, потому что Яков Боев, косноязычный и кособокий, тоже хочет рассказать что-то рыбье и уже начал, но ему никто не верит, смеются над его измятою речью; он - божится, ругается, сердито сует долотом в воздух и, захлебываясь злой слюною, кричит, на смех всем:

Один - чего ни ври - принимают, а как я вам - правду,- ржете, галманы, пострели вас в душу...

Все бросили работу и шумят, размахивая пустыми руками; тогда - Осип снимает шапку, обнажая благообразную серебряную голову, с плешью на темени, и строго кричит:

Будя, эй! Позвонили, отдохнули, и - ладно!

Сам завел,- хрипит солдат, поплевывая на ладони.

Осип пристает ко мне:

Наблюдающий-и...

Мне кажется, что он сбивает людей с работы своими россказнями, имея какую-то цель, но я не понимаю - хочет ли он болтовней прикрыть свою лень или дать людям отдых? Перед подрядчиком Осип держится льстиво, низкопоклонно,- "ломает дурака" перед ним и каждую субботу умеет выклянчить у него "на чаишко" для артели.

Вообще он человек "артельный", но старики его не любят, считают шутом, бездельником и относятся к нему неуважительно, да и молодежь, любя слушать его болтовню, смотрит на него несерьезно, с недоверием, плохо скрытым и часто злым.

Мордвин, парень грамотный, с которым я говорю иногда "по душам", однажды, на мой вопрос - что за человек Осип, сказал, усмехаясь:

Не знай... пес его знает... так себе - ничего...

Михайло, который помер, резкий был мужик, умный,- так он раз лаялся с им, с Осипом-то, да и говорит: "Али, говорит, ты человек? Работник в тебе подох, а хозяин - не родился, так, говорит, ты и будешь всю жизнь болтаться на углу, как забытый отвес на нитке"... Вот это, поди-ка, верно про него...

И еще подумав, мордвин беспокойно договорил:

А так он ничего, добрый человек...

У меня глупейшая позиция среди этих людей: пятнадцатилетний парень, я приставлен подрядчиком - записывать расход материала, следить, чтобы плотники не воровали гвоздей, не таскали в кабак досок. Гвозди они воруют, нимало не стесняясь моим присутствием, и все усердно показывают мне, что я на работе среди них - человек лишний, неприятный И если кому-нибудь представляется случай незаметно задеть меня доскою или иным способом причинить мне маленькую обиду - они это делают очень умело

Мне с ними неловко, стыдно; я хочу сказать им что-то, что помирило бы их со мною, но не нахожу нужных слов, и меня давит угрюмое чувство моей ненужности.

Каждый раз, когда я записываю в книжку количество взятого материала,Осип, не торопясь, подходит и спрашивает:

Нарисовал? Ну-кось, покажь...

Смотрит на запись прищуря глаза и говорит неопределенно:

Это - корытцем-то - какое слово?

Добро-о! Ишь петля какая... А что написано строкой этой?

Досок вершковых, девятиаршинных, пять.

Как же пять? Вот, солдат перерезал одну...

Это он напрасно, надобности не было...

Как же не было? Он половинку в кабак снес...

Спокойно глядя в лицо мне голубыми, как васильки, глазами, с веселой усмешечкою в них, он навивает на палец колечки бороды и неотразимо бесстыдно говорит:

Рисуй шесть, право! Ты гляди, кукушкино яичко,- мокро, холодно, работенка тяжелая - надобно людям побаловать душеньку, винцом-то ее обогреть? Ты - не строжись, бога строгостью не подкупишь...

Говорит он долго, ласково, кудревато, слова сыплются на меня, точно опилки, я как бы внутренно слепну и молча показываю ему переправленную цифру.

Ну вот - это верно! И чифра - красивше, вон какой купчихой сидит, пузатенька, добренька...

Я вижу, как победоносно он рассказывает плотникам о своем успехе, знаю, что они все презирают меня за уступчивость, мое пятнадцатилетнее сердце обиженно плачет, а в голове вертятся скучные, серые мысли:

"Всё это странно и глупо. Почему он уверен, что я снова не переправлю 6 на 5 и не скажу подрядчику, что они пропили доску?"

Однажды они украли два фунта пятивершковых костылей и железные скобы.

Слушай,- предупредил я Осипа,- я это запишу!

Вали! - согласился он, играя седыми бровями.- Что, в сам-деле, за баловство? Вали, рисуй их, маминых детей...

И закричал ребятам:

Эй, шалыганы, костыли и скобы на штраф вам записаны!..

Солдат угрюмо спросил:

Проштрафились, стало быть,- спокойно пояснил Осип.

Плотники заворчали, косо поглядывая на меня, а у меня не было уверенности, что я сделаю то, чем пригрозил, а если сделаю - так это будет хорошо.

Уйду от подрядчика,- сказал я Осипу,- ну вас всех к чертям! С вами вором станешь.

Осип подумал, погладил бороду, сел рядом со мною плечом и сказал тихонько:

Это - правильно!

Надо уйти. Какой ты десятник, какой приказчик? В должностях этих надобно понимать, что есть имущество, собачий характер надобен тут, чтоб охранять хозяи-ново, как свою родную шкуру, мамино наследство... А ты для этого дела - молод пес, ты не чувствуешь, чего имущество требует. Если бы сказать Василь Сергеи-чу, как ты нам мирволишь,- он бы те в тую самую одну минуту по шее,- вполне решительно! Потому ты для него - не к доходу, а на расход, человек же должен служить доходно хозяину - понял?

Большой интерес представляет в этом отношении рассказ «Ледоход», заключающий в себе сложную и требующую пояснений перекличку с рассказом В. Г. Короленко «Река играет». М. Горький считал этого писателя-народника одним из своих учителей в литературе, а о названном рассказе, появившемся в начале 90-х годов, говорил как об одном из своих самых любимых. Особенно высоко он оценивал - как «выражение национального русского характера», как «осторожный, по решительный разрыв с традициями народнических акафистов мужику» - образ героя этого рассказа, перевозчика Тюлина. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Осипа в рассказе Ледоход. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Понятно, почему этот рассказ произвел такое впечатление на М. Горького, все дальше отходившего от народнических воззрений и все больше утверждавшегося на марксистских позициях. Образом Тюлина В. Г. Короленко действительно порывал (хотя и «осторожно», не до конца!) с теми народническими «акафистами», то есть песнопениями крестьянину, которые выражали веру в него как в прирожденного и «готового» социалиста, устремленного всей душой к передовой интеллигенции. Не в своего героя, а в творцов таких легенд, не способных трезво оценить горький опыт «хождения в парод», метил В. Г. Короленко, когда воспроизводил добродушные размышления Тюлина, заплеснет или не заплеснет разыгравшаяся река Ветлуга заснувшего па берегу «проходящего» Вместе с тем В. Г. Короленко выступил в этом рассказе против пессимистических выводов относительно народной массы, против тех настроений разочарования и уныния, которые стали распространяться после неудачи «хождения в парод» тем шире, чем сильнее были прежде прекраснодушные иллюзии и надежды. Тюлин пока во власти апатии, говорит королевковский рассказ, но не это в нем главное: от него можно многого ждать, так как в нем дремлют зачатки большого ума и большого мужества.

Герой рассказа М. Горького «Ледоход» - плотник Осип - и похож на Тюлина, и не похож на него: он заключает в себе и продолжение королевковской традиции, и полемику с ней. В «Ледоходе» есть место, которое можно принять за прямую цитату из рассказа «Река играет», за перефразировку сто названия. Мы читаем здесь, что Осип оказался настоящим «воеводой», когда, «точно вдруг проснувшись», повел людей через реку, по Тронувшемуся льду: «Он играл с рекою... Казалось даже, что это он управляет ходом льда». Но это не цитата, а, быть может, наиболее полемичное по отношению к Тюлину место рассказа «Ледоход». Тюлин «просыпался» лишь в те минуты, когда не проснуться нельзя было, когда к этому принуждала «разыгравшаяся» Ветлуга. Другое дело - Осип: он сам идет навстречу опасностям, и не река играет с ним, а он «играет» с рекой, ведя людей вперед. И при этом он совсем не «герой на час», каков Тюлин, который снова «засыпает», снова впадает в апатию, когда проходит опасность. Осип только кажется таким его товарищам по артели после их перехода через реку. Но вскоре выясняется, что он «ломает комедию» перед полицией, чтобы принять удар на себя и выручить других из беды.

«...Что ни делай, как ни кружись,- говорит он юному Максимычу,- ну - без хитрости, без обману - никак нельзя прожить, такая жизнь, такая она есть, пострели ее в душу...» В финале герой-рассказчик признается: «...я не знаю - правится мне Осип или нет, но готов идти рядом с ним всюду, куда надобно,- хоть бы снова через реку, по льду, ускользающему из-под ног». Этот финал бросает свет на начало рассказа, помогая понять сложную, противоречивую фигуру героя рассказа. Мы начинаем понимать, что впечатление о нем как о бездельнике и болтуне во многом обманчиво. В сущности, он всегда верен «артельному» духу, а если иногда перестает быть «воеводой», это связано с его презрением к «хозяевам» и к «начальству», с теми начатками социального протеста, которых еще не было у Тюлина. И рассказ кончается словами Осипа, которые могли показаться неожиданными и неоправданными тем, кто видел в нем лишь «героя на час». Осип говорит: «А душа человечья - крылата...» И герой-рассказчик радостно откликается: «Крылата? Чудесно!..»

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с- (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

    Аннотация :

    В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912-1917) и «Дело Артамоновых» (1925) - произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Осипа в рассказе Ледоход – художественный анализ. Горький Алексей Максимович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Великий інтерес представляє щодо цього розповідь «Льодохід», що містить у собі складну й потребуючого пояснень переклик з розповіддю В. Г. Рассказ написан в 1933 году, ко дню пятнадцатилетия комсомола. Опубликован в журнале «Пионер» (1933, сентябрь, № 17-18 и октябрь, № Композиция рассказа (вступление - легенда о Ларре - рассказ о жизни Изергиль - легенда о Данко - заключение) устанавливает связь В рассказе «Кладбище» М. Горький вложил в уста персонажа одну из своих самых глубоких, самых «программных» мыслей: «Жизнь вся, насквозь Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина «Цифры» Рассказ И. Бунина «Цифры» нужно читать два раза: один раз в детстве,

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Сергий Радонежский жил в четырнадцатом веке и принадлежал к чину святых монахов. Родители его - Кирилл и Мария - были весьма благочестивы. Еще до рождения Сергия произошло невиданное чудо: во время церковной литургии младенец трижды закричал из чрева матери. Мария решила посвятить новорожденного Богу. При крещении младенцу дали имя Варфоломей. И уже во младенчестве продолжились чудеса: в постные дни (среда и пятница) дитя отказывалось вкушать материнское молоко.

Шло время, ребенок подрастал, нужно было учиться грамоте - но Варфоломей никак не мог одолеть это искусство и очень переживал из-за этого. Однажды лошади отца паслись и где-то затерялись. Отец послал мальчика искать лошадей. Под дубом мальчику явился старый священник, дал ему просфору и предсказал, что теперь отрок будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Так оно и случилось: отрок стал бойко читать псалтирь.

Старик же предсказал родителям мальчика, что он будет велик перед Богом и людьми.

Повзрослев, Варфоломей строго постился и молился по ночам. Сверстников он сторонился, желая посвятить себя служению церкви.

Обедневшая семья поселилась в Радонеже у Рождественской церкви. Братья Варфоломея, Стефан и Петр, женились. Он же просил родителей благословить его на монашество.

Однако Кирилл и Мария просили сначала дождаться их ухода в мир иной, а потом уже монашествовать. Сами же родители святого приняли постриг и разошлись по своим монастырям, где и скончались через несколько лет. С помощью брата Стефана в пустынном месте в чаще леса срубил Варфоломей небольшую церковь и поставил монашеский скит. Церковь освятили во имя Святой Троицы.

Варфоломей пригласил к себе игумена Митрофана, который и постриг его в монахи под именем Сергия. Во время пострижения по церкви разлился чудный аромат. Сначала Сергий жил в своем скиту один, а потом к нему стали присоединяться другие монахи, которые жаждали праведной уединенной жизни.

Сергий не желал брать на себя ответственных званий игумена и священства, а только неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил. Ночи же проводил в молитвах. В конце концов Переяславский епископ Афанасий повелел святому Сергию стать священником и игуменом.

Игумен Сергий был чрезвычайно скромен, монахов он тоже учил смирению. Если вдруг заканчивалось в монастыре пропитание, то монахи должны были терпеть, а не просить у мирян хлеба. Однажды сам Сергий не ел три дня, а потом отправился к старцу Даниилу ладить сенцы за решето гнилого хлеба. И тут в монастырь неизвестный благодетель прислал множество еды, причем присланный издалека хлеб чудесным образом оказался еще теплым.
Монахов в монастыре становилось все больше, каждый строил себе отдельную келью. Однажды братия возроптала, что поблизости монастыря нет воды. Тогда по молитве святого Сергия возник источник, который исцелял больных.

Однажды некий благочестивый человек пришел в монастырь с просьбой об исцелении больного сына. Но в келье святого Сергия мальчик умер. Отец, заплакав, отправился искать гроб, а святой Сергий силой своей молитвы оживил мальчика. Преподобный Сергий просил сохранить чудо в тайне, однако ученик его поведал об этом всем. Исцелял отец Сергий слепых и поучал нечестивых, всегда был готов раскаявшегося простить.

Неоднократно Сергий изгонял бесов из одержимых, однако был далек от греха гордыни, вознаграждения не принимал и ходил в самых скромных и даже ветхих одеждах.

Однажды было святому отцу чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Небесный голос поясдал смысл этого видения: иноков в монастыре будет так же много, как и явленных внутреннему взору Сергия птиц. И действительно: иноков в обители все прибывало. В монастыре устанавливается «общежительство» - то есть монахи отказываются от своего имущества, живут общим котлом, общей работой и общей заботой друг о друге. Кроме того, монахи помогают мирянам - больным, бедным, увечным.

Святость Сергия так высока, что - как свидетельствует «житие» - рядом с ним служил ангел.

Когда ордынский князь Мамай двинул свои войска на Русь, великий князь Дмитрий попросил у Сергия Радонежского благословения - и получил его. Благодаря молитвенной поддержке Сергия русские войска на Куликовом поле победили. Находясь в монастыре, он знал все, что происходило на поле битвы, и мог назвать по именам павших.

По примеру и с благословения Сергия было основано несколько монастырей: Андроников, Богоявленский, Зачатьевский. Когда святой Сергий служил литургию, Благодатный огонь блуждал по храму, озаряя алтарь. Перед причастием этот огонь снизошел в чашу.

О смерти своей Сергий знал за полгода до кончины, он препоручил игуменство своему любимцу Никону. Сам же начал безмолвствовать - и только перед смертью стал поучать братию. Скончался он 25 сентября. От тела его распространилось благоухание, лицо его было бело, как снег.
Чудеса исцеления больных у гроба удостоверяют его святость.

Преподобный Сергий Радонежский родился и вырос на территории Твери, в годы правления тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители мальчика были честными верующими людьми. Отец Святого звался Кириллом, а мать – Марией.

Странное происшествие произошло с преподобным Сергием ещё до момента его рождения, когда он находился в утробе матери.

Его мать посещала церковь для . Во время церковной службы ещё неродившийся ребёнок три раза громко прокричал. Марии стало страшно, и она даже заплакала. Люди, которые услышали этот крик, пытались найти ребёнка в церкви. Когда люди поняли, что ребёнок кричал в то время, когда находился в утробе матери, все изумились и даже устрашились.

Мария на протяжении всей своей беременности часто ходила в церковь для молитв и постов. Она чётко осознала, что если у неё будет мальчик, то она посвятит его Богу. Ребёнок родился полностью крепким и здоровым, но не хотел питаться грудным молоком, до того времени пока его мать питалась мясной пищей. На сороковой день после рождения ребёнка его отнесли в церковь, крестили и назвали именем Варфоломей. При этом родители младенца поведали священнику о его троекратном крике из утробы.

Священник сказал, что мальчик станет слугой Святой Троицы. Через некоторое время ребёнок не питался грудным молоком по средам и пятницам, а также не питался молоком чужого происхождения, лишь от своей родной матери. Как проходило житие святого? Какой образ жития он выбрал?

План жития Сергия Радонежского, краткое описание

Мальчик заметно вырос и стал тщательно обучаться грамоте. Варфоломей обладал двумя братьями, Стефаном и Петром. Эти братья довольно быстро обучились грамоте, а Варфоломей долгое время никак не мог её освоить. Из-за этого мальчик сильно расстраивался и переживал .

Один раз отец Варфоломея послал его искать лошадей. На поле под одним из дубов мальчик встретил старца священника. Варфоломей решил поведать незнакомому священнику о своей проблеме в учёбе и просил его помолиться за него. На это старый священник дал мальчику кусок просфоры и заявил, что с этого времени Варфоломей будет знать грамоту в несколько раз лучше, чем его собственные братья и остальные дети. Мальчик попросил священника заглянуть его к себе домой и повидаться с родителями.

Сначала старец отправился в часовню, начал петь, а Варфоломею приказал читать псалом. Неожиданно для самого себя Варфоломей смог грамотно прочитать текст псалома. Священник вошёл в дом родителей Варфоломея, поел и сказал Кириллу и Марии, что их сын будет великим перед всевышним и среди людей.

С прошествием нескольких лет мальчик начал с большим усердием поститься и молиться каждую ночь. Мать говорила мальчику, чтобы он не губил своё тело и сознание попытками воздержаться, но Варфоломей чётко шёл по своему пути. Он редко общался и играл в игры с другими детьми и сверстниками, но при этом очень часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого Кирилла переехал из Ростова на земли Радонежа, так как на территории Ростова в это время был в управлении московский воевода Василий Кочева. Он отбирал много имущественных земель у жителей Ростова, по этой причине Кирилл и потерял значительно состояние.

Становление священником

Варфоломей пригласил к себе в пустынку одного старцы Митрофана, который постриг его в монашество с новым именем Сергий. После своего пострижения священник причастился, и вся церковь в это время наполнилась необычным благоуханием. По прошествии нескольких дней Сергий проводил старца и попросил у него молитв, благословения и некоторых наставлений. В этот момент он был в возрасте около двадцати лет.

Инок проживал в пустынной области, усердно работал и регулярно молился. Полчища бесов отчаянно пытались навести на него страх, но так и не смогли этого сделать.

Один раз, когда Сергий на территории церкви пел заутреню, стены в церкви разошлись и в ней появился сам дьявол в окружении бесчисленного числа бесов. Он приказал Сергию покинуть пустынку и грозился скорой расправой. Но Сергий справился с ними, используя крест и молитвенник. В следующий раз бесы атаковали Сергия в его жилище, но его упорные молитвы быстро одолели существ.

Случалось так, что дикие животные приходили к жилищу святого Сергия. Таким животным был один дикий медведь, для которого Сергий каждый день подготавливал кусок хлеба. Медведь навещал своего кормильца на протяжении одного года.

Некоторые монахи приходили к Сергию в гости и собирались жить вместе с ним, но он не разрешал им, так как жизнь на территории пустынки была тяжела и далеко не проста. Но некоторые из них были непреклонны, тогда Сергей прекратил их выгонять . Каждый из желающих монахов смог создать себе келью, и они начали проживать рядом с Сергием, во всём подражая ему. Иноки служили полунощницу, заутреню, а во время обедни звали священника, так как Сергий по своему смирению не принимал ни игуменства, ни священничества.

Когда монахов стало около 12 , кельи обстроили тыном. Сергий усердно служил братии: рубил дрова и поленья, носил чистую воду, готовил пищу. Свои ночи святой посвящал долгим молитвам.

Смерть игумена

Особенности и нравы по отношению к братьям

Однажды князь Владимир приказал доставить в монастырь еды и некоторые напитки. Слуга, который доставлял эти продукты, попробовал угощенья. Когда слуга вернулся на территорию монастыря, то Сергий упрекнул его, слуга тут же попросил своего прощения и искренно раскаялся.

Один из учеников Сергия, преподобный Андроник, решил основать собственный монастырь. Один раз к преподобному пришёл митрополит Алексей, который сообщил ему о своём желании создать монастырь в честь спаса Нерукотворного, в память о прошествии бури на море. Тогда Сергей решил дать митрополиту в качестве помощника своего собрата Андроника. После Алексей построил монастырь рядом с рекой Яузе, а наставником в нём был сам Андроник. Сергий Радонежский пришёл в этот монастырь и самостоятельно осветил его. После Андроника преподобным стал Савва, а после Александр. В данном монастыре также побывал и великий иконописец Андрей .

Один раз во время службы на территории монастыря монахи заметили странного человека, который служил литургию совместно со святым Сергием. Одежда этого человека блистала, да и он сам сиял. Поначалу Сергий не хотел раскрывать правды, но потом ответил, что это ангел Божий служил службу вместе с ним.

Епископа Стефана из Перми очень привлекал Сергий. Когда он шёл в свою епархию, он проходил возле Троицкого монастыря. Дорога проходила довольно далеко от монастыря, и Стефан решил просто отдать поклон в сторону её расположения. Святой Сергий в это время трапезничал и, хотя не мог знать о поклоне Стефана и видеть его, поклонился ему в ответ.

Один состоятельный человек, проживавший рядом с монастырём, отнял у соседа-бедняка борова и при этом не заплатил ни гроша. Бедняк обратился с этой проблемой к святому . Святой стал укорять богача, и тот дал обещание, что он изменится, но потом решил не отдавать деньги. В то время, когда он зашёл в свою кладовую, он обнаружил, что туша борова неожиданно сгнила, хотя мороз на улице стоял довольно сильный. После такого необычного события богач искренне раскаялся и отдал все деньги назад.

Однажды, когда святой служил Божественную литургию , один из его учеников Симон увидел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял сам алтарь. Перед моментом причастия огонь Богов вошёл в чашу. Святой строго запретил Симону говорить об этом кому-либо до того момента, пока Сергей не умрёт.

Смерть Сергия Радонежского

Ещё за шесть месяцев до этого события преподобный уже чувствовал свою гибель и передал игуменство своему лучшему ученику Никону. А сам стал безмолвствовать.

Перед своей кончиной Сергий просвещал и поучал окружающих его собратов. Так, 25 сентября Сергий умер. От его усопшего тела распространилось благоухание, а его лицо стало белым как снег. Сергий велел похоронить его на территории церкви рядом с остальными братьями. При этом митрополит Киприан благословил расположить Сергий преподобного в церкви, с правой стороны. Большое количество людей с различных городов – бояре, иноки, священники, князья - все они пришли для того, чтобы проводить святого Сергия и помолиться за него.