Open
Close

Кому нужны советские евреи? Советские евреи и великая миссия эли визеля. Эстония: насмешка над памятью о Холокосте

«Еврейский вопрос» на протяжении советской истории возникал часто. В 1970-1980 годах он встал с новой остротой.

Шестидневная война

Все началось с «Шестидневной войны», в которой Израилю удалось разгромить армии Сирии, Египта, Иордании и других арабских стран. СССР в этом конфликте активно помогал оружием арабским странам. Еще начале мая 1967 года советский МИД начал открыто обвинять Израиль в планировании нападения на Сирию. На самом деле, со стороны Египта, Сирии и Иордании велись провокации военного конфликта. Египет закрыл Тиранский пролив для израильских судов, король Иордании Хусейн ибн Талал заключил пакт с египетским лидером Насером об «аренде» иорданских войск египтянами.

Зачем советское правительство помогало арабам? В конце 1960-ых на Ближнем Востоке активно стали культивироваться идеи марксизма и социализма. Где-то даже к власти (например, в Сирии) пришли прокоммунистически настроенные силы. Таким образом СССР начал активно спонсировать развитие социалистических идей в арабских странах, чтобы закрепиться на геополитически важном регионе.

В этой ситуации израильское правительство решило нанести превентивный удар. СССР во время войны помогала коалиции арабских стран оружием, боеприпасами и военными специалистами. Целью было налаживание дружеских отношений с Сирией и возможность закрепления на Ближнем Востоке. Несмотря на неравные силы, Израиль упреждающим ударом на суше и на море отбросил войска противников. Из-за победы израильтян 10 июня 1967 года СССР и страны Восточной Европы прекратили дипломатические отношения с Израилем.

После того, как СССР в одностороннем порядке прекратил дипломатические отношения с Израилем, для евреев в Советском Союзе стало «мало места». Активизировалась антисионистская политика, как внутренняя, так и внешняя. Начался 20-летний период притеснения евреев. Их вытесняли с руководящих постов, не брали на высокие государственные должности, закрывали дорогу в госструктуры (МИД, КГБ, МВД). Для таких должностей требуется высшее образование – и в ВУЗы, где готовили будущих специалистов в госаппарат, евреев тоже не принимали. Точнее, принимали не всех, так как негласно ввели квоту на прием студентов еврейской национальности.

Но это были скорее устные рекомендации и общие настроения в СССР. Конкретных указов и сохранившихся документов о притеснении в архивах нет. Вместе с тем в СМИ начинается прессинг советских евреев с большим количеством «разоблачающих» и антисемитских публикаций.

С 1967 года политика Советского Союза относительно Израиля и евреев была следующей: антиизраильская политика на Ближнем Востоке, антисионистской внутри страны, которая фактически вылилась в антисемитизм.
В итоге политика государства спровоцировала волну эмиграции евреев из СССР. Для Советского Союза это был болезненный момент - уезжали высокопрофессиональные специалисты, ученые, люди искусства...

Тогда нашли решение: мотивация к открытию советской границы для евреев – «воссоединение семей». Такое объяснение было актуальным до 1991 года, когда СССР исчезло как государство. 10 июня 1968 года глава МИДа Андрей Громыко и глава КГБ Юрий Андропов подали советскому руководству письмо с предложением разрешить советским евреям эмигрировать. В результате установили квоту выезжающих – 1500 человек, «лицам преклонного возраста, не имеющим высшего и специального образования».

Еврейская эмиграция

Травля евреев началась с новой силой, теперь как «отъезжающих» граждан. Пошла новая волна публикаций в газетах. В 1974 году Оников, служащий в отделе пропаганды КПСС сделал отчет о причинах отъезда большого количества евреев. Вывод неутешительный: грубые ошибки внутренней политики СССР, публикации Кичко, Евсеева и Большакова, которые воспринимались как нападки, и неуверенность евреев за свою жизнь.
Из-за того, что СССР «открыл» границы евреям, арабские страны начали роптать, ведь это значило, что Израиль крепнет в демографическом плане. Поэтому квота выезжающих из СССР постоянно менялась: в 1968 году уехал 231 человек, в 1969 уже 3033, годом позже – 999 человек, а в 1971 году цифра выросла до 12 897 человек. Практически все эмигрировали в Израиль, и только 4 человека уехало в США в 1971 году.

Поправка Джексона – Вэника

В 1974 году сенатор из Вашингтона Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник из штата Огайо внесли поправку в Закон о торговле США. Из-за этой поправки СССР лишался статуса благоприятной торговли. Если Советский Союз согласился бы с такими условиями, то должен был поднять планку квоты выезжающих евреев до 60 тысяч в год. Естественно, поправку Джексона-Вэника поддержали евреи в США и в СССР. Но Советский Союз отказался от таких условий, посчитав предложение американцев вмешательством во внутреннюю политику страны.

1980-е

В 1979 году советские войска ввели в Афганистан, и началось новое противостояние с Западом. Теперь мнение западных коллег вообще перестало иметь вес в «еврейском вопросе». СССР поддался давлению стран Ближнего Востока, которые настаивали на закрытии границы для советских евреев. Если в 1980-м году из страны уехало больше 21 тысячи человек, то в 1984 году – только 896. В первой половине 1980-х в СССР началась новая волна антисемитизма, сравнимая гонением евреем во время сталинской эпохи. КГБ еще в 1970-ые проводили показательные репрессии. В 1977 году к ссылке приговорили к двум годам ссылки преподавателя иврита Бегуна, в 1978 за демонстрации – семью Слепак. Потом арестовывали за «злостное хулиганство», за «хранение наркотических веществ», за «еврейский самиздат».
Евреев перестали «отпускать» по разным причинам. Самая популярная – «секретность», потом «нецелесообразность». «Отказники» начали ответную деятельность, собирая документы о несекретном характере своей работы. «Отказное» движение набирало обороты, в КГБ создали специальный «еврейский отдел» для работы с отказниками. «Отказники» выражали свою позицию через демонстрации, организовывали кружки по изучению истории евреев, иврита. Существовали научные семинары, на которых ученые, потерявшие работу, обсуждали передовые идеи. Поддержать ученых приезжали западные коллеги, привозили материалы, делали научные доклады. Отказники становились враждебными по отношению к СССР, подключали мировую общественность к своей проблеме. Чтобы решить вопрос, СССР ввели небольшую плату для выезжающих евреев. Для неработающих людей эта сумма была существенной, и со стороны выглядело, как будто советские евреи были рабами. Точкой кипения отношений между советским союзом и отказниками стало «самолетное дело».

Советские евреи – «враги еврейского народа»

А пока давайте зададимся тем же вопросом, что и в случае с нацистами: как к сионизму должны были относиться политики во всем мире? Даже если исключить, что политики во всех «цивилизованных» странах – очень часто евреи либо те, кто занял выборные должности в стране благодаря еврейскому лобби и контролируемым этим лобби СМИ.

Нет никаких причин для того, чтобы политики всех стран, исключая довоенную Британскую империю, о чем сказано выше, протестовали против еврейского государства, посему сионисты могли чувствовать себя уверенно во всем мире, кроме СССР.

Отношения коммунистов и сионистов были сложными, поскольку долгое время им приходилось решать совместные задачи. В состав сионистского движения входило много социалистических партий, по духу близких коммунистам. В результате в своих отношениях к СССР сионизм долго не имел определенного курса. В ходе Гражданской войны в России еврейская бригада (легион) В. Жаботинского, сионистского «ястреба», высадилась в 1918 г. в Мурманске вместе с английскими войсками для борьбы с большевиками , но в то же время в 20-х годах сионизм помогал СССР получать льготные кредиты и безвозмездную помощь . Но по мере того, как в сионизме побеждала линия откровенных еврейских расистов, враждебность коммунистов и сионистов нарастала. В 1928 г. большевики закрыли легально работавшую в СССР сионистскую партию «Паолей Цион» (при этом большая группа видных членов партии попросила коллективно принять их в ВКП(б)) . А к началу Великой Отечественной войны со всеми подпольными сионистскими организациями на своей территории СССР боролся самым решительным образом.

Определенность политики СССР не могла не сбивать пестрота политических партий, объединенных сионизмом, из-за чего политическую окраску сионизма трудно было определить до момента, пока сионизм не материализовал свои идеи в государстве Израиль. Если с Германией было все ясно – там была единственная партия и единственная враждебная коммунистам и СССР идеология, – то в числе первых переселенцев в Палестину было много коммунистически и интернационально настроенных евреев.

Хотя СССР относился к сионизму с превосходством самодостаточного государства, силу сионизма в СССР понимали. И, по гипотезе историка Г. Смирнова, в тяжелейшем для СССР 1942 г. советское правительство предприняло попытки отколоть сионистов от Германии и заключить с ними союз. Судя по последовавшим событиям, такой союз действительно мог быть заключен, но позже, когда сионисты поняли, что их основной союзник – Гитлер – решить проблемы сионизма уже не сумеет. Однако отношения СССР и сионизма не выходили из рамок тактики, поскольку в принципиальном вопросе сионизм обязан был ненавидеть СССР, особенно советских евреев – тех самых, сотня которых дешевле дойной коровы в Палестине.

Еще раз вернемся к основной проблеме сионизма – ему нужны были евреи, которые согласны были заниматься производительным трудом. Таких в мире было до чрезвычайности мало, а у тех, кто был, появилась альтернатива, где таким трудом заниматься, – в Палестине или в СССР. Советский Союз стал мощнейшим конкурентом сионизма.

Выше я писал, что советские планы создания еврейских колхозов провалились, но они провалились не на 100 %. Такие колхозы были созданы, и евреи в них работали и на юге

Украины, и в Биробиджанской области. Я приводил факты, что СССР импортировал евреев из Польши и Румынии, но заметьте – у тех евреев был выбор, куда ехать: в Палестину или в Биробиджан. И они выбрали Биробиджан. Эмиграция евреев из СССР не только иссякла (до середины 30-х выезд из СССР был свободным), – начался страшный для сионистов процесс. Г. Костырченко сообщает: «В то время еврейская колонизация Палестины вследствие обострения экономических и национальных проблем в этом регионе заметно пробуксовывала. По темпам она в четыре раза отставала от еврейского землеустройства в России. Дело дошло до того, что в 1927 году реэмиграция из Палестины превысила иммиграцию на 87 %. 16 мая 1926 г . в Яффе бывшие российские подданные даже организовали некий «Союз возвращения на родину». И хотя 3 января 1927 г . комиссия Совета Труда и Обороны СССР приняла постановление, в котором «содействие массовой эмиграции евреев из Палестины» было признано нецелесообразным, тем не менее, например, в следующем году группе в 100 человек удалось переселиться оттуда в Крым и создать там коммуну «Войя нова»» .

Уже только по этой причине сионизм должен был люто ненавидеть советских евреев – это люди, которые труду на благо еврейского государства предпочли труд на благо гойского СССР. Это были предатели, это были предатели, отказывающиеся от своего еврейства.

Вот в журнале «Алеф» интервью с кинодокументалистом Е. Цымбалом, снявшим фильм «Красный Сион», с использованием советского довоенного документального фильма «Евреи на земле». Корреспондент «Адеф» задает Цымбалу вопрос:

«– В вашем фильме есть очень забавный эпизод, как я понимаю, из картины «Евреи на земле» о том, как евреи выращивают свиней. Чья эта была вообще идея – заставить евреев выращивать свиней? Советов? Это что – была попытка таким способом «разъевреить» евреев?

Немало евреев сами были не прочь «разъевреиться». Многие хотели быть не евреями, а, прежде всего, «советскими людьми». И, надо сказать, это им удалось. Некоторые меняли имена и фамилии на более благозвучные для славянского уха. Могу напомнить мой фильм «Дзига и его братья» о великих кинематографистах, братьях Кауфман. Старший брат – Дзига Вертов – называл себя Денис Аркадьевич, хотя настоящее его имя было Давид Абрамович (Вертов – псевдоним, заменивший фамилию); его брат – великий кинооператор, переименовал себя из Моисея в Михаила, и таких случаев было множество.

Причащение к «советским людям» требовало весомых, решительных поступков, символизировавших разрыв с прошлым. Одним из таких поступков, с точки зрения коммунаров, было общение со свиньей. Человек словно говорил себе: «Если я начинаю общаться с этим некошерным животным, я переступил через что-то унизительное, рабское, старозаветное в самом себе». Свинья для них стала символом освобождения от диктата традиций» .

А я еще раз хочу напомнить, что отцы-основатели сионизма были фанатиками, т. е. людьми, думающими о будущих поколениях не просто евреев, а израильтян. Даже те из евреев, кто этой цели просто не служили, были для сионистов хуже неевреев, – они были ничего не значащим мусором, и их жизнь в глазах сионистов ничего не стоила. Первый премьер-министр государства Израиль Бен-Гурион заявил без обиняков перед сионистскими руководителями поселенцев: «Если бы я знал, что можно спасти всех детей Германии и вывезти их в Англию или лишь половину и вывез ти их в Эрец Израиль, я выбрал бы второе, потому что мы должны принимать во внимание не только жизнь этих де тей, но и судьбу народа Израиля» . А Анатолий Пинский сообщает: «Хаим Вейцман как-то выразился о евреях, уцелевших в лагерях смерти и прибывших в Палестину (то есть, о тех, кто прибыл в Палестину, практически вопреки своей воле. – Ю.М .), как о «пыли человеческой». Амнон Рубин штейн, бывший министром просвещения в правительстве Рабина, ко всему этому адекватно отнесся: «Такие высказы вания трудно не только оправдать, но и просто охватить разумом» . А что здесь трудного? Вейцман, первый президент Израиля, был фанатик этого государства, он для его создания жизнь положил, а те евреи, кто не хотел жить в Израиле, были для него ничтожными предателями, и только… Тут-то, как раз, все понятно.

А уж советские евреи, смеющие отказываться не только от Израиля, но и от своего еврейства! Цымбал сообщает о судьбе председателя еврейской коммуны «Войя нова», в переводе с эсперанто: «Новый путь» (выделено мною):

«– Мендель Элькинд был яркой и решительной личностью. В Израиле он долгое время считался врагом народа , потому что вначале привез в Палестину эмигрантов из России, соблазнив новой прекрасной жизнью, а потом – около сотни человек – увез обратно в Крым, решив, что Палестина, в которой шла перманентная война с арабами, не лучшее место, чтобы начать новую жизнь на собственной земле» .


| |

Гл. 13. Советские евреи: групповой портрет к началу эмиграции

Согласно переписи 1970 года в Советском Союзе проживало 2,151,000 евреев. По сравнению с переписью 1959 года их численность сократилась на 5.2 процента. Евреи оказались единственной крупной национальной группой в СССР, постоянно сокращавшей свою численность, и это было еще до начала массового выезда.

Большинство евреев были сосредоточены в западных областях Украины (500 тыс.) и Белоруссии (148 тыс.), в Молдавии (98 тыс.), республиках Прибалтики (65 тыс.), Грузии (55 тыс.), в Москве (250 тыс.) и Ленинграде (156 тыс.)… 24 процента еврейского населения составляли люди с высшим и средним специальным образованием. По этому показателю они прочно занимали первое место, опережая русских в 9 раз, украинцев - в 12 раз, белорусов - в 17 раз (на душу населения).

Евреи в высшей степени урбанизированы. По переписи 1959 года менее пяти процентов из них проживали в сельской местности. Значительное еврейское население сконцентрировалось в таких городах, как Одесса (более 100,000), Харьков (около 80,000), Днепропетровск и Рига (около 35,000), Львов, Черновцы, Житомир, Гомель, Винница, Ростов, Горький, Куйбышев, Свердловск, Челябинск, Витебск, Бобруйск и Могилев. В Советском Союзе насчитывалось свыше 60 населенных пунктов, в которых еврейское население превышало 10,000 человек.

1,733,183 евреев (76.4 процента - по переписи 1959 года) назвали русский язык своим родным языком. Около 23,000 назвали родным языком украинский, около 25,000 - грузинский, около 20,000 - таджикский. Только 403, 900 (около 18 процентов) назвали родным языком идиш. К 1970 году их число сократилось до 17.7, и это притом, что многие называли идиш родным языком не потому, что они им пользовались, а чтобы подчеркнуть свою национальную идентичность. Наибольший процент говоривших на идише находился в Литве (69 %), Молдавии (50.3 %) и Латвии (48 %). Это были, в основном, представители старшего поколения.

В наибольшей степени сохранили еврейский образ жизни, традиционную семью и связь с еврейской общиной и синагогой грузинские, бухарские и татские (горские) евреи, относящиеся к неашкеназской ветви советского еврейства.

Подавляющее большинство, подобно остальному населению Советского Союза, было нерелигиозным. Оно оторвалось от традиционного образа жизни и общины, с успехом впитало в себя русскую культуру и не имело возможности познакомиться со своей собственной. В этих условиях многие перестали понимать, чтó означает их еврейство, кроме происхождения и соответствующей отметки в паспорте («евреи без еврейства», называли их в Израиле в первые годы после эмиграции).

Есть фундаментальная разница в определении еврея на Западе и в Советском Союзе. На Западе национальность это гражданство: в Америке еврей, как и все прочие, американец, во Франции - француз, в Англии - англичанин. Он еврей в силу определенных культурных и религиозных предпочтений. При этом в официальных документах не указывается этническое происхождение или религиозная конфессия. «Быть евреем (на Западе) является делом добровольным - человек становится евреем или перестает им быть по своему желанию (численность еврейского населения определяется там по принадлежности к одной из тысяч синагог, одной из многих сотен еврейских организаций или по участию в еврейской общинной благотворительности)… в Советском Союзе еврей - это национальность»20, это данность, с которой человек живет всю жизнь. Она определяется этническим происхождением родителей, и изменить ее очень сложно.

Национальность записывалась в паспорте в пункте под номером пять (знаменитый пятый пункт). Граждане были обязаны постоянно иметь его при себе и предъявлять в различных инстанциях и ситуациях. В условиях государственного и бытового антисемитизма это серьезно усложняло жизнь евреев. Неудивительно поэтому, что многие прилагали усилия изменить национальность себе или своим детям, воспользовавшись анархией войны, переселений или просто с помощью подкупа. В случае смешанных пар, превышавших пятьдесят процентов (перепись 1970 года), дети могли легально выбрать себе нееврейскую национальность. Нельзя сказать, что это сильно облегчало им жизнь, поскольку во многих случаях родословная прослеживалась, да и били «не по паспорту, а по физиономии».

Для значительной части населения еврейство имело отрицательную коннотацию. Положение изменила Шестидневная война, разрушившая ряд мифов, создававших негативный облик евреев. В результате начался обратный процесс: часть евреев, записанных русскими, особенно среди молодежи, стали бороться за восстановление записи еврейской национальности в их документах. Зачастую они хотели продемонстрировать этим протест против официальной политики и солидарность с Израилем, куда многие намеревались репатриироваться.

Наибольшим изменениям подверглись евреи, ставшие объектом революционных преобразований с первых лет советской власти. Они составят первую группу нашего рассмотрения. Несколько особняком среди них стоят восточные евреи Грузии, Дагестана и республик Средней Азии, которые хоть и прошли весь путь, начиная с Октябрьской революции, но, в силу определенных политических причин, о которых ниже, находились под значительно меньшим антирелигиозным и антинациональным давлением властей. Они составят вторую группу в нашем рассмотрении. Еще одну, третью группу, составят евреи западных областей Украины, Молдовы и Прибалтийских республик, присоединенных к Советскому Союзу в результате Второй Мировой войны и к описываемому периоду находившихся под советской властью на протяжении одного поколения.

Первая группа составляла 82 процента еврейского населения и была наиболее высокообразованной и ассимилированной его частью. Мы уже рассмотрели некоторые из ее параметров. Эмиграция из этой группы будет относительно незначительной и составит за пять лет (1971-1975) около 36,000 человек. Половина эмигрантов из этой группы отсеется в Вене. Это значит, что через пять лет относительно массовой эмиграции около одного процента из этой группы приедет в Израиль, а девяносто восемь процентов продолжит жить в Советском Союзе. Кроме того, около трех тысяч человек из этой группы позднее покинут Израиль.

Вторая группа по переписи 1970 года насчитывала около 120,000 человек, что составляло около 6 процентов еврейского населения. Легенды, передаваемые из поколения в поколение, связывают их происхождение с десятью коленами, изгнанными ассирийцами со Святой Земли около 2,700 лет тому назад. Районы их расселения на южной и юго-восточной периферии СССР были аннексированы Россией только в 19 столетии. Грузинские евреи живут среди грузин-христиан, сохраняющих сильные религиозные и культурные традиции. Грузины приняли христианство намного раньше русских, всегда гордились своей древней цивилизацией и терпимо относились к евреям, находящимся в их среде. Две другие подгруппы - горские и бухарские евреи живут среди мусульманских народов, также сохраняющих сильные религиозные традиции и богатое культурное наследие.

В первые годы большевистского режима в этих районах поднялись мощные антирусские движения, ставившие своей целью национальную независимость от России. Советский режим подавил движения сопротивления с большими военными потерями. Для умиротворения местного населения и из страха перед продолжением сепаратистских беспорядков большевики сформулировали специальный подход к этим регионам, называвшийся «Восточной политикой коммунистической партии».

Восточная политика проявляла большую терпимость к местным традициям, включая религию. Ликвидация религиозных структур здесь осуществлялась медленно и осторожно, не достигая уровня России, Украины и Белоруссии даже на втором десятилетии советской власти. Эта специальная политика применялась также по отношению к местному еврейскому населению. В результате попытки секуляризировать еврейскую культуру в этих районах достигли лишь очень небольшого успеха.

Было бы, конечно, преувеличением сказать, что эта группа пришла в наше время как религиозный организм, но она, безусловно, придерживалась еврейской религиозной традиции в значительно большей степени, чем другие группы. «В их семьях три-четыре поколения живут вместе под одной крышей или в соседних домах. Старейший возглавляет клан. В каждой семье шесть-восемь детей. На трапезу собираются от десяти до двадцати человек, а по субботам и праздникам собирается вместе весь клан. Даже члены компартии делают своим детям обрезание. Свадьбы и похороны осуществляются в полном соответствии с древней традицией, которую соблюдает и стар и млад. Семьи поддерживают свои синагоги».22 Одним из наиболее важных духовных элементов их традиции является особая привязанность к Земле Израиля как к Святой Земле данной Аврааму, Ицхаку и Якову и их потомкам. Первый документ движения за репатриацию советских евреев, ставший широко известным как внутри советского Союза, так и за рубежом, - письмо восемнадцати грузинских семей, - пронизан этим духом. Составляя всего 6 процентов от еврейского населения, эта группа в первые пять лет массовой эмиграции дала 37.3 процента алии - сорок одну тысячу из ста десяти тысяч приехавших. В составе группы практически не было людей, менявших свой маршрут в Вене на какую-либо западную страну.

Третья группа в 1970 году насчитывала 257,000 человек, что составляло 12 процентов еврейского населения. В этой группе между двумя мировыми войнами функционировали важные центры культурной и общественной активности. С основания независимой Латвии в 1918 году и до фашистского переворота в 1934 году в ней действовал широкий спектр еврейских организаций, сионистских и не сионистских, от «Агудат Исраель» до «Бунда». В столице Латвии Риге начинал свой путь «Бейтар». В городе существовала разветвленная образовательная сеть с преподаванием на иврите или на идише. Функционировал театр на идише, несколько еврейских клубов и еврейские газеты. После 1934 года всякая национальная деятельность была запрещена, но на практике бóльшая часть культурной активности продолжалась до прихода русских.

В независимой Литве также функционировали разнообразные политические организации. После националистического переворота 1926 года эта активность продолжалась в полулегальных условиях, практически не сокращаясь. Несмотря на постоянно растущий антисемитизм, система школ, в которых языками преподавания были иврит и идиш, активно функционировала. Вильнюс, находившийся тогда на польской территории и возвращенный Литве в 1939 году Советским Союзом, рассматривался как один из мировых центров культуры на идише. Культура на современном иврите также получила развитие. Несмотря на сильную религиозную нагрузку в системе преподавания, большинство общественной, культурной и образовательной активности в Литве было светским.

В северной Буковине и Бессарабии, принадлежавших между двумя мировыми войнами Румынии, еврейский активизм главным образом сионистского характера процветал, несмотря на частые волны антисемитизма. Существовала сеть школ на идише и иврите, функционировала еврейская пресса на идише, немецком и румынском. Значительная часть культурной и общественной активности была светской. Влияние полнокровной активности сохранилось после войны благодаря евреям, пережившим Холокост в русском тылу, в советской армии, в рядах партизан, в гетто или в советских исправительно-трудовых лагерях. Выжившие сохранили знание иврита и идиша, многие молодые люди росли в семьях, сохранявших досоветские культурные традиции.

Даже евреи, поселившиеся в этих районах после войны, испытывали влияние местных евреев и приобщались к их взглядам. Неудивительно поэтому, что уже в пятидесятых годах Вильнюс стал одним из центров еврейского культурного возрождения, а Рига стала одним из центров сионистской активности. В целом третья группа значительно меньше восточных евреев отличалась от окружающей ее социальной среды. Составляя 12 процентов еврейского населения, эта группа за первые пять лет массовой эмиграции дала 46.3 процента алии - 51 тысячу человек. У нее был очень небольшой отсев в Вене и из Израиля - по одному проценту.

Дополнительные штрихи к групповому портрету советских евреев можно получить из несколько неожиданного источника. В 1972 году в Советском Союзе готовились к первому визиту американского президента Ричарда Никсона. Советское руководство было информировано об активности еврейских организаций Америки накануне этого визита, часть советских руководителей испытала эту активность на собственном опыте. Они знали, что дискриминация еврейского населения внутри Советского Союза и ограничения на эмиграцию были источником постоянной критики советского руководства. В этих условиях председатель КГБ Ю.Андропов (по матери Файнштейн) отправил в ЦК КПСС ряд справочных материалов «для возможного использования на пресс-конференциях для иностранных журналистов в период пребывания в Советском Союзе президента США». Справка на двадцати страницах была подготовлена начальником пятого управления КГБ Бобковым.

Воспользуемся выдержками из этих материалов (язык оригинала):

« Секретно

…В настоящее время евреи представлены 521 тысячей специалистов народного хозяйства (3.5 % всех специалистов СССР)…

110.1 тысяч евреев - студенты высших учебных заведений, что составляет 5,12 % всего еврейского населения страны. По общему числу студентов высших учебных заведений евреи занимают пятое место среди народов СССР. 63.7 тысячи представителей еврейской национальности работают в области науки, что составляет 7,2 %. Из них 3.5 тысячи - доктора наук, 20 тысяч - кандидаты наук, 5.5 тысяч - аспиранты. По численности научных работников евреи занимают третье место после русских и украинцев. По численности докторов наук - второе место после русских.

Среди депутатов Верховного Совета СССР, Верховных советов республик и местных Советов около 8 тысяч евреев.

Высшего отличия - звания Героя Советского Союза удостоены 117 человек еврейской национальности, Героя Социалистического труда - 71 человек, в том числе дважды Героя Советского Союза - 2, дважды Героя Социалистического труда - 4, трижды Героя Социалистического труда - 3 человека.

За отвагу, проявленную при защите социалистического Отечества, за трудовые достижения и успехи в развитии науки и искусства в общей сложности 339 тысяч евреев награждены орденами и медалями СССР.

Почетное звание лауреата Ленинской премии в области литературы и искусства получили в стране всего 116 человек, из них евреев - 11 человек; в области науки и техники - всего 955 человек, из них евреев - 105 человек. Звание лауреата Государственной премии в области литературы и искусства получили в стране всего 1781 человек, из них евреев - 213 человек; в области науки и техники - всего 9272 человека, из них евреи - 1180 человек.

Значительное количество лиц еврейской национальности занято в литературе и печати (9.8 %), искусстве (8.13 %), медицине (5.8 %)…

Только в 1971 году массовым тиражом издано собрание сочинений ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА, переведено с идиш на русский и другие языки народов СССР более 300 книг еврейских авторов общим тиражом 40 миллионов экземпляров.

В Москве на языке идиш издается литературно-художественный журнал „Советиш Геймланд“, в Еврейской автономной области - газета „Биробиджанер штерн“, распространяемые в стране и за рубежом. Действуют народные еврейские театры в Биробиджане, Вильнюсе, Каунасе, Риге и Кишиневе, драматическая труппа в составе „Москонцерта“. В театрах и концертных залах страны регулярно выступает Московский еврейский драматический ансамбль под руководством заслуженного артиста РСФСР Б.ШВАРЦЕРА, ансамбль „Блуждающие звезды“ под руководством А.ГУЗИК, музыкальная группа СИДИ ТАЛЬ, театральный ансамбль малых форм под руководством Э.РОЙТМАН…

В местах со значительным количеством еврейского населения - в Москве, Ленинграде, Киеве, Вильнюсе, Риге, Кишиневе, Тбилиси, Кутаиси, Одессе и других городах имеется около 100 синагог. Помимо этого в больших и малых населенных пунктах, где живут верующие евреи, существует более 300 миньонов. При Московской хоральной синагоге действуют духовная школа (иешибот) по подготовке служителей религиозного культа и механизированная пекарня по выпечке мацы. Только в 1972 году в этой пекарне было выпечено более 100,000 кг мацы…

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

Приведенные в данной справке статистические данные показывают, что еврейское население Советского Союза все еще играло важную роль в экономической, культурной и научной жизни страны.

Эти данные были призваны, естественно, создать у высоких гостей и журналистов благоприятное впечатление о положении еврейского меньшинства. Они хорошо иллюстрируют, каким образом советской пропаганде удавалось в течение стольких лет дурачить западных интеллектуалов и левые движения, среди которых был высокий процент евреев. В этой справке ничего не говорится о национальной кадровой политике, то есть принудительной повсеместной замене евреев на местные национальные кадры, в ней умалчивался процессе вытеснения евреев из целого ряда областей деятельности. Она ничего не говорит о проблемах молодого поколения, сталкивающегося с процентными нормами при поступлении в ВУЗы, дискриминацией при поступлении на работу и огромном прессе государственного и бытового антисемитизма, достигшего уровня настоящей пропагандистской вакханалии после Шестидневной войны.

Ветхий завет формирует - преступную идеологию . Иудаизм на протяжении своей тысячелетней истории был и продолжает оставаться по сей день главной Мировой кузницей всей гаммы преступности, извращений, вырождений, существующих в Мире.

Ветхозаветная идеология разжигает и возбуждает национальную, расовую и религиозную вражду, оскорбляет и унижает национальное достоинство неевреев (и евреев тоже).

Идеология Ветхого завета - агрессивная и аморальная, формирующая идеалы зла, направляющая евреев на путь преступлений (от имени якобы бога) и дающая евреям обоснование и оправдание их преступным деяниям.

Идеология Ветхаго Завета является главной причиной ненависти к евреям со стороны неевреев.

Всё, что написано в Ветхом завете - это не просто история евреев и их прошлое. Это всегда их настоящее и будущее. Это их Заветы, их правила поведения на все времена . В Израиле нет конституции. Место конституции у них занимают Тора и Талмуд. Это и есть их законодательство

Идеологические доктрины, принципы и установки иудаизма, взятые из Ветхого Завета, пропагандируют с одной стороны еврейский нацизм, исключительность и превосходство (так называемую богоизбранность ), с другой стороны - неполноценность всех остальных народов Мира и всех других религий Мира.

Ветхий завет : - содержит пропаганду ненависти к иноверцам и инакомыслящим; - возбуждает и разжигает религиозную, родовую (межнациональную) ненависть, рознь и вражду; - содержит прямые призывы к убийствам иноверцев и инородцев; - содержит прямые призывы к уничтожению родовых (национальных) культур и религий; - пропагандирует преступные деяния по незаконному захвату власти и присвоению имущества других; - смакует хронологические факты жесточайших садистских преступлений иудеев против человечности; - пропагандирует идею Мирового господства иудеев над всем Миром с целью построения всемирного строя невольников; - формирует и программирует сознание иудеев и делает из них международных преступников .

Израильский профессор иудейской истории недавно выпустил книгу «Кто и когда придумал евреев?» в которой, в частности, утверждает, что люди дифференцируются не по нациям, а по идеологиям. Мы разделяем этот тезис и в своем анализе отделяем евреев как национальность от иудаизма как идеологии.

Найдис Давид Иосифович, советский еврей из Одессы кланяется иудеям и передает что плевал он на историческую родину, которая как он пишет в своей книжке «Библейская правда» (www . biblejskaja - n / najdis _ d _ i ) и не является ею вовсе, скорее всего она в Одессе.

Кстати, именно он посчитал: Так кто и как правит миром?

Иудеи (в 1913 г. Вудро Вильсон передал печатание долларов частным – иудейским – банкам); напечатали (непыльная работа) более 1500 триллионов долларов. Россия (славяне) сегодня имеет страховой запас менее 1 трл долларов (корячились, добывая нефть, якутские алмазы, спорили, кто лучше: Сталин или Ленин). Американцы (тоже славяне: англичане, шотландцы, русские и т.д.) чистили всему миру сопатку за (как им внушили иудеи) «Великую Америку», а на деле за признание иудейского доллара, номинальная стоимость которого сегодня составляет 7 коп. Мы же, как туземцы, радуемся, что цена барреля нашей нефти поднялась аж до 90 бумажных фантиков.

«Я отрицаю в себе еврея»

«Мы должны согласиться с обвинениями, согласно которым евреи собираются захватить весь мир».

«Израиль — нацистская Германия наших дней. Хотя нет, Израиль даже хуже Третьего рейха!»

Эти цитаты принадлежат вовсе не какому-нибудь немецкому неонацисту, а гражданину Израиля, еврею Гиладу Ацмону, живущему ныне в Лондоне. В своей новой книге «Вечные кто?» ( The Wandering Who ) он рассуждает о судьбе Государства Израиль и еврейского народа в целом.

На счету Ацмона уже несколько книг и заметок, в которых он обвиняет Израиль во всех мыслимых и немыслимых грехах. В своей новой книге он заявил, что «гордится своей ненавистью к евреям». Он отметил также, что его взгляды были сформированы под влиянием работ австрийского философа еврейского происхождения Отто Вейнингера. По словам Ацмона, тот был «истинным антисемитом, презиравшим все неарийское». Музыкант активно выступает против всего еврейского и евреем себя не признает. «Я отрицаю еврея в себе, — утверждает Ацмон. — Быть евреем — значит, взять на себя обязательства, которые выходят за рамки правовых и моральных основ» .

В своей книге Ацмон предполагает, что между Ираном и Израилем скорее всего вспыхнет ядерная война, в которой погибнут миллионы людей. «Только самые отважные осмелятся признать, что Гитлер был прав» , — пишет он.

Ацмон упоминает Гитлера не случайно — музыкант неоднократно сравнивает Холокост с современным палестино-израильским конфликтом. «Холокост — такая же древняя религия, как и сами евреи, — утверждает он, — даже если ее примут в качестве новой англо-американской либерально-демократической религии, люди должны иметь право оставаться атеистами» .

В своей книге Ацмон приводит в пример несколько самых распространенных антисемитских стереотипов. Он утверждает, что американские евреи правят миром и что именно они стали причиной мирового финансового кризиса. По его словам, такие высокопоставленные лица, как Рам Эмануэль и Пол Вулфовиц «не спешат уезжать в Израиль, так как служат интересам мирового сионизма на Западе». Кроме того, Ацмон обвиняет американские СМИ в том, что они «не предупреждают общество об угрожающей ему изнутри опасности». Музыкант не смог обойти вниманием и тему кровавых наветов. По его словам, «каждый школьник имеет право спросить у своих учителей о том, имеет ли кровавый навет под собой какие-либо реальные основания».

На вопрос, за что он так ненавидит евреев, Ацмон отвечает: «У нас подобралась неплохая компания. Евреи, внесшие большой вклад в развитие человечества, как правило, ненавидели себя. Иисус был евреем, который ненавидел себя, так же, как Спиноза и Маркс» . Но как быть в случае с Альбертом Эйнштейном? Однако и на этот вопрос у Ацмона есть ответ: «Эйнштейн не сделал для человечества ничего полезного. Именно он положил начало Манхэттенскому проекту, который привел к созданию атомной бомбы. Говоря о гуманности, мы имеем в виду универсальную систему ценностей, в центре которой — любовь. В этом плане Эйнштейн не дал миру ничего» .

По словам Ацмона, его еврейское происхождение никак не мешает ему ненавидеть этот народ.«Будучи евреем, который ненавидит иудаизм, я кропотливо ищу в себе специфические еврейские черты. Для меня это не проблема, поэтому все, что я говорю, я отдаю на суд читателей. Между прочим, моя новая книга только за первый месяц продаж разошлась тиражом в шесть тысяч экземпляров».

Музыкант убежден, что евреи также имеют непосредственное отношение к мировому финансовому кризису: «Анализируя деятельность влиятельных лоббистов, приведших мир к глобальной финансовой катастрофе, я сразу вспоминаю Пола Вулфовица и Рама Эмануэля. В 1994 году Вулфовиц заявил, что Израиль является важнейшим стратегическим активом. Именно он планировал войну в Персидском заливе, поэтому сомнений нет — он Сионист с большой буквы» .

По мнению Ацмона, Государство Израиль очень напоминает нацистскую Германию. «Их объединяют этноцентризм, расизм и тенденция к экспансии. Сионизм и нацизм во многом схожи. Но поскольку Израиль — демократическое государство, ответственность за преступления несет каждый его гражданин. В нацистской Германии было по-другому — коллективная вина за преступления лежит исключительно на Гитлере и нацистской партии. Кроме того, сионистское движение появилось задолго до нацистского. Нацисты ушли, но сионисты остались, и сегодня они сильнее Америки» .

Заявления Ацмона удивительны не сами по себе, но главным образом потому, что они нашли поддержку у многих представителей академического истеблишмента. Ученые из ведущих учебных заведений США, в том числе Ричард Фальк из Принстонского университета, Джон Мершаймер из Чикагского университета и Джеймс Петрас из Университета Бингхемтона с одобрением встретили новую книгу Ацмона, выразив свое восхищение его «смелостью».

Мершаймер пришел к выводу, что Ацмон написал «увлекательную и провокационную книгу о еврейской идентичности в современном мире, которую должны прочитать как евреи, так и неевреи».

Ситуация осложняется и тем, что книгу Ацмона можно приобрести в интернет-магазине Amazon , который декларирует, что не занимается распространением литературы, пропагандирующей расизм и антисемитизм. Вы никогда не увидите в ассортименте магазина «Майн кампф» Гитлера, например.

Новое творение Ацмона с восторгом встретили отрицатели Холокоста и антиизраильские активисты. Основываясь на том, что автор книги — израильтянин, они преподносят ее как легитимный научный труд.

По словам самого автора, его читают и в Израиле. «Многие израильтяне согласны с моей точкой зрения, — подчеркивает он. — Писатель Йорам Канюк обратился в суд, чтобы в документах в графе о религиозной принадлежности ему изменили запись “еврей” на “не установлено”. Я слышал, что его примеру последовали сотни израильтян. Моя мама, например, со мной согласна, а вот отец понял меня лишь недавно. Я был очень этим тронут!»

«Я прочитала книгу еще в рукописи, и она мне очень понравилась, — говорит Ариэлла, мама Гилада Ацмона. — Ее нельзя назвать антисемитской. У Гилада есть проблемы с евреями, которых он разделяет на три категории. Чтобы понять его, нужно прочитать книгу целиком, а не выдергивать отдельные цитаты из контекста. Людям пора перестать жить мифами и начать здраво оценивать свое прошлое и настоящее. Я очень горжусь своим сыном!»

Израильская певица Ярдена Арази, сотрудничавшая с Ацмоном, такой сильной гордости за своего коллегу не испытывает: «Он очень талантливый человек, и я не удивлена его заявлениями. Гилад — провокатор, у него отменное чувство юмора. Когда он впервые заговорил на эту тему, я была уверена, что он просто шутит. После того как он перебрался в Лондон, я видела его лишь однажды — мы приезжали к нему вместе с моей дочерью Алоной. Со временем он стал еще более радикален в своих суждениях, и мы перестали поддерживать отношения. Я отдалилась от него. Он пишет очень неприятные вещи, с которыми я категорически не согласна, однако спорить с ним — бессмысленно. Гилад любит поспорить, и в нем есть что-то очень еврейское. Однажды я сказала ему, что он мог бы стать великим раввином, хотя, наверное, я ошиблась» .

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник Первого международного конгресса «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура», т. 3., Спирин В.Г. «Дохристианская славянская метафилософия », 2008г.

3. Сборник Второго международного конгресса «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура», Спирин В.Г. «Ян-Инь и идея нуля », 2009г.

4. Сборник Второго международного конгресса «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура», Маслов И.А., Спирин В.Г. «Мудрость славян. Разгадка русской души », 2009г.

Cоветская космическая программа

Создатели — евреи Виталий Гинзбург и Илья Франк. Без них не смог бы размахивать своим кулаком Никита Хрущев, грозя Aмерике советскими ракетами. Антисемит, конечно же, не может не знать знаменитых слов Юрия Гагарина во время старта ракеты «Восток-1». Нет, нет. После знаменитого «Поехали». Спустя 30 секунд после старта Гагарина, раздался его голос: «Косберг сработал!»

Для несведущих в ракетах, этот возглас, услышь они его, был бы загадкой. Но для космодрома Байконур он означал, что сработала последняя, третья ступень ракеты, которая и вывела корабль на космическую орбиту. Создателем этой ступени был Семен Ариевич Косберг.

Подумаешь, скажут прилепины. Один Косберг! И без него советская космическая программа была бы лучшей в мире! Увы. Не была бы. Но дело не в нем одном. Идем прямо по алфавиту:

Айзенберг Яков Ейнович — Генеральный конструктор и гендиректор. ОАО » Хартрон», член 11 АН разных стран, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Разработал электронные системы управления космической и ракетной техники, в т.ч. для орбитальной станции «Мир», транспортной системы «Энергия», космического корабля «Буран».

Аким Эфраим Лазаревич — руководитель Баллистического центра и зам. директора Института прикладной математики РАН, создал системы автоматического управления космическими аппаратами (КА), в т.ч. кораблями Союз и Прогресс, орбитальными станциями Салют, КА Луна, Венера, Марс, Вега, Фобос, Астрон, Гранат.

Берлин Лев Абрамович — конструктор, заместитель главного конструктора ОКБ-586, лауреат Ленинской премии. Погиб 24.10.60 на космодроме Байконур при взрыве межконтинентальной ракеты во время её испытания.

Генин Абрам Моисеевич — профессор Центра подготовки космонавтов, разработал и провёл эксперименты на полётах животных в космос, в т.ч.и первый полёт с собакой Лайкой.

Грингауз Константин Иосифович — руководитель Лаборатории распространения радиоволн НИИ-885. Разработал радиопередатчик для первого искусственного спутника Земли.

Каган Борис Моисеевич — профессор, зав. кафедрой МИИТ. Участвовал в разработке систем обеспечении точности полётов первого искусственного спутника Земли и первого человека в космос.

Лавочкин Семён Айзикович — авиаконструктор, Ген. конструктор и руководитель авиационного КБ, член-корр. АН СССР, генерал-майор, дважды Герой Соцтруда, лауреат четырех Сталинских премий. Руководил разработкой стратегических крылатых ракет, ставших основой будущих космических ракет.

Корсунский Моисей Израилевич — физик, доктор физико-математических наук. Умер в 1976 году. Работал в областях строения атома, атомного ядра, изомерии атомных ядер. На похоронах, по рассказу очевидца, была выставлена его фотография в траурной рамке. На пиджаке пять орденов Ленина, медаль Героя Социалистического Труда. А в перечне официальных наград — медаль За трудовую доблесть и… грамота Верховного Совета Казахской ССР. Все.Значит, до сих пор его работы засекречены, засекречены и награды.

Будкер Герш Ицкович. В 1977 году появилась маленькая траурная колонка в газете «Известия». Известный физик. Директор института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР. И все. За что ему дали ордена Ленина, Ленинские и Сталинские премии? В биографии перечислены импульсные безжелезные бетатроны и синхротроны, электронное охлаждение протон-антипротонных пучков, но я сомневаюсь, что Прилепин и сотоварищи могут понять в этом что-то. Да и зачем? Хоть Будкер и ушел на фронт в 1941-м, имея как ученый «броню», для них он все равно обычная жидовская морда, отсидевшаяся в Ташкенте, пока Сталин воевал с фашистами.

Бергельсон Лев Давидович — академик. Органическая химия полимеров.

Векслер Владимир Иосифович — академик. Ленинская и Государственная премии за синхротрон и синхрофазотрон.

Вольпин Марк Ефимович — академик. Ленинская и Государственная премии.

Список огромен, и в нем только самые выдающиеся. Большинство из них уже давно не с нами.

Во времена перестройки появился такой советский анекдот.

Один начальник другому:
— Вы евреев на работу берете?
— Берем.
— А где вы их берете?

Вот и сейчас — России их негде брать. Потомки и соплеменники Будкера, Ландау и Векслера уехали туда, куда их долго и упорно посылали ПАТРИОТЫ-АНТИСЕМИТЫ — в Израиль, в Америку, в Европу. Они запускают марсоходы на Красную планету, создают фантастические беспилотники нового поколения для израильской армии, а старые модели продают России, в которой не могут собрать такие аппараты, даже несмотря на наличие стыренных чертежей. Ведь чертежи надо уметь читать. А тех, кто учил их читать, тоже нет. Они погибли, умерли или уехали. Умерли Гольдман Александр Генрихович, Гринберг Александр Абрамович, Гуревич Исай Израилевич.