Open
Close

Коляда в славянской мифологии. Коляда и его дары

Уже в XVI веке в Европе стало известно о наличии здесь грандиозных руин, которые стали обязательным пунктом посещения европейскими путешественниками XIX в. Флобер , Твен и Бунин оставили любопытные описания своих впечатлений от Баальбека. Полномасштабные раскопки были начаты немецкими учёными в 1898 г. и продолжались пять лет. После Первой мировой войны расчисткой участка занимались французы.

Достопримечательности

В Баальбеке сохранился в руинах грандиозный храмовый ансамбль, состоявший из пропилеев , богато украшенных резьбой дворов (в одном из них открыты остатки большого здания алтаря), Большого храма (т. н. храма Юпитера), хорошо сохранившихся Малого храма (т. н. храм Вакха или Меркурия) и круглого храма (т. н. храм Венеры) с 4-колонным портиком . В XIII веке территория ансамбля была превращена в крепость (сохранились остатки стен, башен). К востоку от пропилеев - руины Большой мечети и минарета .

Храм Юпитера представляет собой довольно большое сооружение. Некоторые блоки основания весят 800-1000 тонн. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса , самый крупный гранитный блок которой (камень над входом в камеру царя) весит 90 тонн. А самый большой блок в Баальбеке, под названием «Южный камень » (от древнего арабского названия «Гайяр эль-Кибли»), который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, и вовсе достигает веса 1050 тонн.

Главную загадку Баальбека представляет , на которой стоит храм . В её кладке находятся три знаменитые плиты - Трилитон Баальбека , совершенно невероятных размеров и весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Эти громадные блоки расположились на высоте 7 метров.

См. также

Напишите отзыв о статье "Баальбек"

Примечания

Литература

  • Wiegand Th. Baalbek, Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen in den Jahren 1898 bis 1905. Bd 1-3. В. - .
  • Champdor A. L’Acropole de Baalbek. - P. .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . Восток-Запад: Великое противостояние (недоступная ссылка - история ) . - Историко-географический комментарий к арабским источникам времён крестовых походов. Проверено 29 октября 2009. .

Отрывок, характеризующий Баальбек

– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.
Путь в главную ливанскую достопримечательность начинается с бейрутской Колы. Отсюда в Баальбек ездят сервиз-такси (10 тысяч лир) и микробасы (5 тысяч). Дорога занимает пару часов и довольно живописна. По выезду из окрестностей Бейрута она крутым серпантином забирается в горы – высота почти километр, так что из открытого окна сервиза потянуло вполне ощутимым холодом.


Где-то через час пути будет Штура – довольно крупный город с "Макдональдсом" и "Кей-Эф-Си", а вскоре – чистенький краснокрышный христианский городок Захле, на центральной площади которого стоял на постаменте паровоз. Сразу за Захле был 4-й по счёту с Бейрута блокпост, на котором вместо обычных военных в сером камуфляже стояли парни в тёмных очках, тёмно-синей одежде гражданского покроя, но в бронежилетах и с автоматами. Немного надо бы рассказать про ливанские блокпосты. Они представляют собой участки дороги, зажатые бетонными заграждениями – по ним транспорт очень-очень медленно проезжает по одному, а военные внимательно смотрят. На некоторых блокпостах ещё был дополнительно снят асфальт и сделана гравийная обсыпка. В общем, в Дагестане блокпосты смотрятся круче.
Блокпост за Захле был последним – за ним мы въехали в долину Бекаа, где власть принадлежит "Хезболле". Сразу почувствовалось – асфальт стал идеальный, с придорожных столбов исчезла доставшая реклама (в том числе "Вирджинии Слимс" и "Мерит Лайт" для курящих ливанок). Вместо неё – хезбольские флаги, портреты шейха Насраллы, недавно (тогда) освобождённого его зама – такого улыбающегося бородача. Ну и ещё президент Сулейман попадался изредка. Пейзаж вполне цивильный – обработанные поля, горы в туманной дымке, обычные арабские посёлки с картонными памятниками народным героям.
Микробас шёл мимо Баальбека – водила остановил на дороге, сказав, что отсюда до самого Баальбека – ещё тысяча лир. Но пара таксистов, ошивавшихся рядом, за тысячу ехать не хотела. Тогда водила притормозил мне сервиз-такси – большой красный потрёпанный "Мерседес" 70-х годов выпуска, который за искомую тысячу и довёз меня до баальбекского бас-стэнда.


Город на перекрёстке торговых путей основали, видимо, финикийцы в конце III тысячелетия до нашей эры. Впервые он упоминается в Тель-Амарнской переписке в 14-м веке до Р.Х. В I тысячелетии (всё ещё до нашей эры) тут был построен почитаемый на всём Востоке храм Баала – от него город и получил своё имя. Александр Македонский переименовал его в Гелиополис. В 64-м году до нашей эры Помпей включил его в состав Римской державы. Далее в путеводителях пишут про Юлия Цезаря – не знаю уж, кто первый это написал. На самом деле колонию Юлия Августа Феликс тут учредил Август. Во времена Траяна началось строительства грандиозного храмового комплекса, продолжавшееся до времён Септимия Севера и Каракаллы, то есть почти полтора века. Гелиополис становится одним из главных религиозных центров Империи. В конце IV века император Феодосий приказал конвертировать языческие храмы в христианские базилики, но, очевидно, язычество так просто не сдалось. В середине VI века Юстиниан крестил местных "эллинов", храмы закрыл, а колонны увёз в Константинополь на строительство Святой Софии. Арабы переделали храмовый комплекс в цитадель, в 1400 году её захватывал Тимур, ещё несколько раз били землетрясения. Так что в итоге место было заброшено и открыто заново парой британцев в 1751 году. В 1898-м в ходе своего визита в Османскую империю Баальбек посетил кайзер Вильгельм II – по его инициативе и начались раскопки и обустройство данного места.


Бас-стэнд расположен на главной улице современного Баальбека, Рю Абдель Халим Хаджар. Сам городок милый и спокойный, мужчины не отличаются от бейрутских, женщины сплошь в платках. Оформление центральной улицы соответствующее – новенькая мечеть, флаги, портреты. Но за этим – обычные ливанские магазины, обычная ливанская реклама и обычные ливанские банкоматы.


Помимо самого храмового комплекса по всему городку разбросано ещё несколько зазаборных кусков античных руин – можно побегать-посмотреть.
Если идти к бас-стэнда сразу к храмовому комплексу, то хорошим ориентиром будет маронитская церковь Св.Варвары. Напротив неё улочка спускается вниз, мимо фотолаба и памятника какому-то маронитскому деятелю, прямо к тикит-офису. Билет стоит 12 тысяч лир (для ливанцев – 7 тысяч).
У тикит-офиса наблюдался обычный ближневосточный хассл с приставучими торговцами, повозками и верблюдами.


Обычно тут покупают главный ливанский сувенир – футболки с хезбольской символикой. Стартовая цена – 20 тысяч лир, сторговал (хотя и не без везения) за 5 тысяч. Да, ещё у тикит-офиса увидел ливанского солдата – единственного за всю Бекаа.
Сам храмовый комплекс заключён в стены арабской цитадели.
Напротив входа находятся руины храма Венеры (или Фортуны, позднее – базилика Св.Варвары), на них можно не отвлекаться.


Античная лестница


поднимается к пропилеям, построенным при Каракалле.


За ними – шестиугольный дворик с деревцем.


Тут уже попадаются разные интересные камни, как этот -


За ним выходим на центральную площадь комплекса – двор жертвоприношений.


Большая площадка с различными камнями.


В центре её – основание гигантского алтаря.


По бокам его – пара бассейнов с рельефами тритонов и нереид.


Затем –


Можно походить, посмотреть на разные куски фризов и капителей колонн.


Затем поднимаемся по лестнице на платформу главного храма – Юпитера Гелиополийского.


Платформа длиной 90 метров, сам храм был сложен из гигантских блоков, некоторые из которых весили до 1000 тонн.


А его 54 колонны были самыми большими в тогдашнем мире – 22,9 метров высотой и 2,2 метра диаметром. Правда, от этого великолепия мало что осталось – ныне стоят только 6 колонн.


Лучше они смотрятся со стороны храма Бахуса -


Большинство ушло на арабскую крепость –


С платформы открываются великолепные виды на окружающие леса и снежную вершину высочайшей горы Ливана – Корнет ас-Савды.


Можно и вниз посмотреть -


Прекрасно виден с платформы храм Бахуса (или Венеры/Астарты) –


Самый маленький из баальбекских (правда, всё равно больше афинского Парфенона) и лучше всего сохранившийся, строительство его завершилось около 150 года нашей эры.

Немало еще есть на земле загадочных мест. И одно из них - древний город Баальбек (Ливан). О создании этого поселения известно очень мало, если не сказать ничего. При этом его масштабы и архитектура поражают своей грандиозностью. И сегодня здесь ощущается невероятная энергия и сила. Расскажем о том, что думают исследователи по поводу создания города Баальбека, что там было раньше и что можно увидеть сегодня.

Географическое положение

Примерно в 80 км от Бейрута находится древний город Баальбек (Ливан). Он расположился в широкой долине между горными хребтами Ливан и Антиливан, на высоте 1130 метров над уровнем моря и между двумя реками - Оронт и Литани. Но в самом городе реки нет, здесь всегда вода была очень значимой ценностью. Плодородная долина, в которой лежит город, называется Эль-Бека"а. С древности эта территория была привлекательна не только своей урожайностью, но и очень удобным месторасположением, по ней пролегали караванные пути к Дамаску и Тиру.

Время создания

В местах, где сегодня лежат руины Баальбека (Ливан), люди жили с незапамятных времен. Есть данные о том, что на территории страны люди проживали 6 тысяч лет назад, а археологи находят останки стоянок 7-го и даже 8-го тысячелетия до нашей эры. Однако достоверных данных о времени возникновения Баальбека нет, ученые уверены, что город - один из древнейших на Земле, но когда он появился, никто пока ответить не может.

Документальная история

Старинное поселение Баальбек (Ливан) впервые упоминается в документальных источниках в 322 году до н. э. В это время Финикия, древнее мощное государство, размещавшееся на территории современного Ливана, была завоевана Александром Македонским. В документах, рассказывающих о победах великого полководца, упоминается, что им был захвачен крупный город. В те времена Баальбек был важным религиозным центром, здесь поклонялись богу Баалу, верховному правителю в западно-семитских религиях. Именно это божество и дало название городу. Вторым покровителем города считался Дионис - бог виноградарства. Однако большого экономического или политического значения город не имел. Неудивительно, что его не упоминают ни в ассирийских, ни в египетских текстах, в которых довольно часто говорится о других важных городах региона. Когда Александр Македонский умер, его империя начала распадаться, и Баальбек вместе с Финикией отошел во владения Птолемея, ближайшего друга и соратника Македонского. По традиции греки решили переименовать город и назвали его Гелиополем. Это связано с тем, что бога Ваала греки ассоциировали то с Зевсом, то с Гелиосом. Поэтому город и получил имя бога Солнца.

Баальбек благодаря своему удачному расположению постоянно привлекал внимание захватчиков, он переходил из рук в руки бессчетное количество раз. В 200 году до н. э. птолемеевский Гелиополь завоевывает Антиох Великий, правитель государства селевкидов. Через некоторое время селевкиды теряют власть над Баальбеком, и он переходит под управление Римской империи. Войска римского императора Октавиана Августа завоевывают город и превращают его в римскую колонию. Как обычно, римляне ведут в своих колониях большое строительство. Золотой век города начинается во времена Юлия Цезаря, в этот период в Баальбеке строят несколько грандиозных римских храмов. В 4-м веке император Константин вводит запрет на отправление языческих культов и здесь строят первый христианский храм. В 660 году город становится причиной большого конфликта Муавии и Али за халифат. В 7-м веке город захватывают арабы под предводительством знаменитого полководца Абу Убайды ибн аль-Джарраха. Они организуют в городе крепость, разрушив часть построек предыдущих времен.

Разрушение

В 1401 году на Баальбек нападают полчища Тамерлана, основателя великой династии Тимуридов. По своей традиции, монгольские орды крушат все, что встречают на своем пути. А то, что не разрушили войска Тамерлана, в 1759 году уничтожает сильнейшее землетрясение. Так появляются руины Баальбека, фото которого и сегодня показывают картину, сложившуюся еще в 18-м веке. Почти разрушенный город никто восстанавливать не стал, местные жители построили рядом свои непримечательные жилища и продолжили жить рядом с этими следами былых времен.

Изучение

Руинированные храмы Баальбека (Ливан), фото которых производит грандиозное впечатление, привлекли внимание первых путешественников еще в 16-м веке. Европейцы, исследующие экзотический Восток, считали своим долгом заехать в Баальбек, чтобы взглянуть на остатки выдающихся сооружений. Историки с 19-го века периодически обращали свои взоры к руинам Баальбека. В 19-м веке многие путешественники, в том числе и знаменитые, приезжали сюда, чтобы увидеть своими глазами остатки величественного прошлого города. Здесь побывали Г. Флобер, М. Твен, И. Бунин, писатели записали свои впечатления о посещении этого интересного места. В 1898 году немецкие ученые впервые начали полномасштабное изучение Баальбека, археологические раскопки продолжались 5 лет. После Первой мировой войны территория Ливана отошла под протекторат Франции, и руинами стали заниматься французские ученые. Во времена борьбы за независимость Ливана и в годы гражданской войны Баальбек никого не интересовал. И только после установления нового независимого правления археологи вновь занялись изучением города, а туристы получили возможность увидеть древнейшее поселение своими глазами.

Загадки истории

Несмотря на то что Баальбек (Ливан) давно исследуется учеными, в его истории больше загадок, чем достоверно известных фактов. Ученые довольно точно установили время постройки храмов Юпитера и Венеры, оно относится к римскому периоду. Но также достоверно известно, что возведены храмы на месте более ранних, очень масштабных сооружений. Но вот когда они были построены и кем, неизвестно. У ученых даже нет никаких убедительных предположений. Они утверждают, что все известные цивилизации не располагали такими технологиями, которые позволили бы воздвигнуть такие сооружения. На протяжении всего существования Баальбек сопровождают мифы и легенды, которые объясняют его происхождение.

Легенды

Разные народы по-своему объясняют появление такого масштабного города, как Баальбек. Так, согласно библейской трактовке, город был построен Каином, сыном первого человека Адама. После того как он убил из зависти своего брата Авеля, бог Яхве проклял Каина, и тот был изгнан из человеческой общины. Нашел он пристанище в долине ливанских гор, где и построил город. Патриарх общины маронитов Ливана Эстфан Довейги, изучавший древние сказания, утверждает, что Каин построил город, чтобы укрыться от гнева бога в 133 году от Рождества Христова. Он населил город великанами, которые творили на этих землях много безобразий, за что на город и был послан Потоп.

По другой библейской легенде, Баальбек был выстроен царем Нимродом, он был известен своими постройками, в частности при нем якобы возводилась Вавилонская башня. Согласно преданию, Нимрод послал гигантов, чтобы они восстановили Баальбек после Великого потопа. Это косвенно указывает на то, что город существовал еще в раннебиблейские времена. У евреев город Баальбек считается местом рождения пророка Ильяса, посланного к народу Израиля. Они также верили, что город был построен царем Соломоном.

Храм Юпитера

Древний Баальбек привлекает туристов своими масштабными постройками. Храмовый комплекс города включает три строения римского периода. Главный храм Баальбека в Ливане был посвящен Юпитеру. Длина постройки составляла 90 метров, а ширина - 50. Для того чтобы подняться в храм, нужно было пройти по лестнице в 27 ступеней. На каждой ступени могли в ряд выстроиться 100 человек, это была самая широкая лестница в мире. Стены храма были украшены искусной резьбой, ее остатки и сегодня можно увидеть на разбросанных камнях. окружала колоннада из 52 колонн. Высота каждой составляет 20 метров, а диаметр - 2,5 метра. Такого размаха больше не увидишь нигде в мире. Сегодня можно увидеть 6 уцелевших колонн и множество обломков. Каждая колонна состоит из трех идеально отполированных и подогнанных друг к другу цилиндров. Вес каждого элемента равен примерно 45 тоннам.

Храмы Вакха и Венеры

Второй храм в Баальбеке посвящен богине любви Венере. Он считается самым изящным сооружением комплекса. Это ротонда с куполом и портиком, который поддерживается двумя рядами колонн. Храм Вакха, или Бахуса, лучше всего сохранился, в нем можно увидеть красивые украшения в виде резьбы, скульптур, амфор. Двор храмового комплекса расположен значительно выше уровня земли, а под ним находятся катакомбы. Сегодня в подземельях разместился музей.

Баальбекская терраса

Главной достопримечательностью Баальбека являются даже не римские храмы, а основание, на котором стоит святилище Юпитера. Его называют баальбекской террасой. На высоте 7 метров лежат огромные мегалиты, на основе которых и был возведен римский храм. Согласно древней легенде, эти камни находятся тут вечно и почитались всегда священными. Но поражают не только их размеры, а и идеальная подгонка друг к другу. Между тщательно притертыми камнями даже нельзя протянуть лист бумаги.

Мегалиты

Баальбек (Ливан) привлекает внимание туристов со всего мира огромными каменными глыбами. Этим мегалитам по меньшей мере 7 тысяч лет. Под римскими храмами во время раскопок были обнаружены три каменные глыбы. Их называют Трилитон Баальбека. Вес каждого камня составляет по приблизительным оценкам 800 тонн. Глыбы плотно подогнаны друг к другу, даже вода не просачивается сквозь щелку между ними. Лежат камни на высоте около 7 метров и составляют главную загадку Баальбека: кто и зачем выточил их и поднял на такую высоту? Но самым знаменитым считается Южный камень, этот четвертый мегалит был обнаружен в близлежащей каменоломне. Его длина - более 21 метра, а вес - около 2 тысяч тонн. На камне видно, что его обрабатывали зубилами, лежит он под углом, его так и не вытащили с места обработки. Почему? Это еще одна загадка Баальбека.

Версии

Ученые считают, что мегалиты Баальбека были созданы 5 или даже 7 тысяч лет назад. Почему, кто и зачем возводил это сооружение, какие при этом использовались технологии - все это вопросы, на которые нет точного ответа, но есть несколько версий.

Первая версия заключается в том, что город был построен египтянами, она даже находит сторонников в научном сообществе. Согласно этой гипотезе, местные древние храмы были возведены египетскими жрецами, на что указывают сходства с постройками Древнего Египта. Но большинство исследователей утверждают, что египетские пирамиды, также построенные из огромных каменных глыб, моложе мегалитов из Ливана. Поэтому сходство сооружений Ливана и Египта доказывает лишь то, что египтяне воспользовались приемами, при помощи которых была построена баальбекская платформа. Есть версии, что камни были выточены предыдущими, исчезнувшими цивилизациями и даже инопланетянами. Ни одна из версий, конечно, не имеет доказательств.

Есть несколько версий того, как транспортировались каменные бруски весом под тысячу тонн. Предполагают, что строились какие-то специальные катки, но какой материал мог бы выдержать такой вес, непонятно. Некоторые думают, что в те времена существовали какие-то гигантские животные, используемые как тягловая сила. Но эту версию развенчивают биологи. Есть даже такие, кто предполагает, что ранние цивилизации владели телепортацией. В доказательство этого они вспоминают камни Стоунхенджа, которые тоже были перенесены на место установки неведомым способом. Так или иначе, загадки Баальбека пока так и не имеют разгадки.

Баальбек сегодня

Современный Ливан - это парламентская республика с особой конфессиональной моделью управления. Большую ставку государство в своем экономическом развитии делает на туризм. Одним из центров туристического паломничества является древний Баальбек. Современный Баальбек - город в Ливане, административный центр одноименного района, входящего в провинцию Бекаа, крупнейшую в стране, граничащую с Сирией. Проживает в городе около 25 тысяч человек, этнический состав жителей разнородный: греки, армяне, арабы. Сегодня Баальбек не занимает видного места в мире и в Ливане. Это скромный поселок, в котором постоянно ведутся археологические раскопки и бродят туристы.

Баальбек - в настоящее время небольшое поселение, в древности - великолепный город-храм на территории Ливана, между хребтами Ливан и Антиливан. Широкая долина, расположенная между этими двумя горными цепями, называется Эль-Бека’а, или Низина, а в древности именовалась Келесирия, то есть «Низинная Сирия». Город находится на высоте 1117 м над у. м., между реками Литани и Оронт, в плодородной области на древних караванных путях, ведших к Дамаску и Тиру. Баальбек был некогда одним из самых священных мест на Земле, а его храмы значились среди чудес древнего мира.

Сегодня Баальбек привлекает охотников за историей, любителей древностей и тайн и тех, кто мечтает разгадать одну из самых больших загадок современной археологии.

Как позвонить

961-4-номер телефона при звонке с мобильного и 8-10-961-9-номер абонента при звонке со стационарного. И не забывайте, что время в Ливане отстаёт от московского на 1 час.

Как добраться

Чтобы попасть в Баальбек, нужно из Москвы долететь до Бейрута на одном из ежедневных рейсов, что займёт у вас около 4 часов и будет стоить от 20 000 RUB. Из столицы Ливана возьмите такси или автобус и отправляйтесь в Баальбек, по ценам уложитесь в 40-50 USD. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Бейрут (ближайший а/п к Баальбеку)

Тайны Баальбека

С этим городом связана почти мистическая история: когда его заново «открыли» археологи, многие пришли к выводу, что он - плод строительства внеземных цивилизаций, обследовавших в древности Солнечную систему. Некоторые же предполагали, что древние люди обладали невероятной техникой, или утверждали, что это дело рук людей-великанов.

С трудом верилось в то, что огромные глыбы баальбекской террасы - это результат только человеческого труда без использования каких-либо высокотехнологичных механизмов. Сегодня Баальбек привлекает охотников за историей, любителей древностей и тайн и тех, кто мечтает разгадать одну из самых больших загадок современной археологии. Так что, если при выборе места отдыха вы задаетесь целью не только погреться на солнышке, а еще и узнать массу нового, интересного и загадочного, то, несомненно, вы на правильном пути. Кстати, будучи ведомыми желанием разгадать тайны веков и цивилизаций, приготовьтесь ко встрече со следами присутствия внеземных цивилизаций и великанов, реально существовавших в древности. Но обо всем по порядку.

Баальбек - одно из античных чудес света

Немного истории

Считается, что основали Баальбек финикийцы, а затем его завоевал Александр Македонский, переименовав в Гелиополис, что по-нашему означает Город Солнца, и неспроста, ведь солнце - это первое, что по прибытии в Баальбек достанется вам в переизбытке. Затем в 1 в. н. э. город перешёл под власть Древнего Рима, тогда-то здесь и были построены храмы, дошедшие до наших дней, - Юпитера, Венеры и Бахуса. Вот и всё, но не всё так просто, и вам, любители загадок и тайн, есть над чем поломать голову.

Храмы Баальбека

Загадка первая: кто же всё-таки построил храмы? По мнению учёных, для этого грандиозного строительства римские власти выбрали лучших архитекторов, а строительство храма Юпитера заканчивалось уже при знаменитом Нероне. Однако этот храмовый комплекс на порядок превосходит размер любого созданного римлянами сооружения и, что более чем странно, в римских архивах о нём не сказано ни слова! А это абсолютно не свойственно римлянам, не упускавшим в те далекие времена ни единой возможности указать лишний раз на свои заслуги в возведении очередного шедевра архитектуры.

Колонны храма, высотой в 22 м, идеально отшлифованы, как будто кто-то в 1 в. н. э. обрабатывал их на токарном станке, строительные блоки, на которых покоится храм, состоят из камней весом в 300 и 800 тонн, идеально прилегающих друг к другу на высоте 7 м над землёй, так что между ними невозможно просунуть даже иголку. В 5 веке до н. э. исполинские террасы Гелиополиса причислили к чудесам света - и совершенно справедливо.

После проведённого мониторинга выяснилось, что ни одна современная строительная компания не возьмётся за подобный монтаж!

Кроме того, под храмом находится сложная система подземных ходов до 3 м в ширину и 2,5 в высоту. Наверняка у вас появился вопрос - для чего? Вот съездите и выясните, так будет интереснее! Соседние храмы - храм Венеры и храм Бахуса - не идут ни в какое сравнение с храмом Юпитера. Они вполне соответствуют возможностям времен Римской империи... Многие относят это грандиозное сооружение к творениям создателей Вавилонской башни, а значит во времена до Всемирного потопа. Вот и подумайте, кто же действительно был его создателем.

Южный камень Баальбека

Это исполинская каменная глыба - 23 м в длину, 5,3 м в ширину и 4,55 м в высоту, весом в 1000 тонн - была вырублена обыкновенными зубилами. Это самый крупный обработанный камень в мире, настолько огромный, что взобравшийся на него человек выглядит как букашка на большом чемодане. Вопреки иногда встречающемуся утверждению, так называемый Южный камень вовсе не брошен строителями по дороге и не потерян при транспортировке - он так и остался лежать в каменоломне и даже не отделен до конца от скального основания. Наклон же блока задается общим уклоном поверхности, которую имел в этом месте скальный массив.

Южный камень Баальбека - это самый крупный обработанный камень в мире, настолько огромный, что взобравшийся на него человек выглядит как букашка на большом чемодане.

Огромная каменная платформа Баальбека находится на равном расстоянии между пирамидами Гизы и горой Святой Екатерины - одного из самых священных мест в мире - на Синайском полуострове. Гора Синай и гора Святой Екатерины вместе образуют внушительную двуглавую вершину, которая соответствует двум главным пирамидам Гизы. Можно ли себе представить, что такое геометрическое соответствие (Гиза - Синай - Баальбек) возникло случайно? Возможно, именно вам предстоит раскрыть тайны Баальбека и изменить страницы истории мира.

Храмовый комплекс Баальбека

Экскурсии

Экскурсии в Баальбек, как правило, совершаются из Бейрута. Туристов везут через ливанские горные цепи по долине Бека. Возможность любоваться горными средиземноморскими пейзажами - ещё одно преимущество таких туров. Этот город очень гостеприимный, жители любят туристов и с удовольствием расскажут вам про все местные достопримечательности, угостят вкуснейшей лепёшкой и местным вином, вкус которого запомнится вам надолго. Впрочем, в любом случае большинство экскурсионных программ в Баальбек включают дегустацию ливанских вин.

И в Бейруте, и в самом Баальбеке вам не составит труда найти русскоговорящего гида.

Вечерком, после интересных и увлекательных экскурсий можно отдохнуть в одном из местных ресторанчиков и отведать блюда национальной кухни.

Музыкальный фестиваль

Сегодня известность Баальбеку принёс ещё Международный фестиваль классической и фольклорной музыки. Основали фестиваль в 1955 году, с тех пор он проводится ежегодно. Продолжительность фестиваля составляет 4 недели, как правило, в июле-августе. Гостями этого праздника музыки и искусства бывали даже всемирно известные звёзды.

Экскурсия по Баальбеку, без всяких сомнений, запомнится вам надолго. Вряд ли где-то ещё вы увидите настолько грандиозные сооружения, сохранившиеся с давних времён. Мощь, величие, сила, красота храмового комплекса поразит и зачарует вас с первого взгляда. А количества неизведанного на этом прекрасном островке древности достаточно, чтобы, возвращаясь сюда снова и снова, увозить с собой новые открытия и впечатления.