Open
Close

Когда поздно зажигается благодатный огонь. Благодатный огонь


Благодатный огонь, что это — обман, миф или реальность (аргументы приведены из книги Александра Никонова)

…Одна ветвь христианства считает некое явление чудом, а другая нет. Скажем, так называемое явление благодатного огня в Иеру-салиме сегодня считает чудом только одна из хри-стианских церквей - русская православная. Остальные честно признаются: это просто обряд, имитация, а никакое не чудо. Но православные источ-ники продолжают писать: «Одним из самых замечательных Божиих чудес является сошествие благодатного огня на святой Гроб Господень под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме.

Благодатный огонь обман или правда?

Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности».
Что же это за «явное чудо» такое? Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня, Бог сотворяет удивительное чудо, до-ступное любому ребенку, - зажигает огонь. Этот огонь, од-нако, «самовозгорается» не у всех на виду! Принцип здесь тот же, что и у всех прочих фокусов: пропажа или возникно-вение предмета осуществляется не прямо на глазах у изумлен-ной публики, а под прикрытием платочка или в темном ящи-ке, то есть скрытно от зрителей.

Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую на-зывают кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, два попа закрывают за собой дверь, а через некоторое время вы-носят из кувуклии огонь - горящую лампаду и пучки пыла-ющих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что-бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэто-му паломники, которые до этого много ча-сов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является дока-зательством чуда, - пишут сотни верующих на десятках форумов. - А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком коли-честве огня в Храме никогда не было пожаров?»
Не жжется?.. Не было пожаров?.. Храм уже несколько раз горел, что не удивительно при такой старой постройке. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 че-ловек. А в другой раз из-за пожара у храма даже обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию с «могилой» Христа.
Тем не менее быличка о том, что «чудесный» огонь не жжется, продолжает ходить в среде верующих.

…Технология проста - возить огнем по лицу в райо-не подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо бы-стро. Именно так паломники и делают, в чем может убе-диться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них - те, что недостаточно проворны, - таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами. Вот оно какое — сошествие благодатного огня!

Собственно говоря, имея голову на плечах, эксперимен-тов с поджогом собственной бороды можно было бы и не ста-вить. И без того ясно, что борода загорится, а огонь сильно жжется, поскольку верующие от этого огня зажигают свои свечки. А для этого необходима температура, которой с избытком хватит для того, чтобы воспламенить бороду!..

Храм Гроба Господня, схождение благодатного огня и язычество

Эти игры с огнем в храме Гроба Господня несут на себе столь явный след язычества, что о нем с неудовольствием пишут даже некоторые православные священники.

Через огонь прыгали славяне в ночь на Ивана Купалу, ему поклонялись и использовали в ритуалах язычники всех стран и народов, им омывают подбородки христиане в храме Гроба Господня. Это преклонение перед пламенем проникло даже в светские ритуалы - вспомните о Вечном огне в честь павших на войне солдат. В чистом виде рудимент язычества! И даже глубже: обряд, докатившийся до наших дней из пе-щер кроманьонцев…

Пару слов надо сказать и о самом иерусалимском храме Гроба Господня. Через сотни лет после того как распяли Христа, христианские начальники озаботились производством разнообразных святынь. Поскольку никаких исторических свидетельств того, куда именно было перенесено тело Христа после распятия, не было, церковники просто назначили таковым то место, где сейчас стоит храм Гроба Господня. Между тем, именно сюда-то и не могли отнести тело Иисуса, поскольку раньше на этом месте стоял языческий храм Венеры!..
Какое-то время в храме Гроба Господня соблюдался перенятый у язычников обычай поддержания неугасимого огня в кувуклии, который потом трансформировался в «чудо» его ежегодного «самозарождения» на Пасху. (Во всяком случае, исторические свидетельства четвертого века доносят до нас информацию именно о поддержании огня, а не его «само-возгорании» по расписанию.)

Благодатный огонь, научное объяснение
Беда православных христиан, проживающих в России, состоит в том, что oни просто не в курсе, что «фокус» давно разоблачен, причем самими церковниками, и разобла-чения эти опубликованы.

В середине XX века профессор кафедры Священного пи-сания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, известный магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, пере-лопатив огромный исторический материал, показал, что никакого «чуда самовозгорания» никогда не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награждён-ный целой кучей церковных орденов… Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня. В котором констатировал факт обмана паствы и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании:
«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня и что было причиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем они (иерар-хи. - А. Н) оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благо-получие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы»».

А что касается морального аспекта этого обмана, Успен-ский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме».

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу — миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокойствия Успенский - честный человек?.. Встречаются такие и среди священнослужителей. И, кстати, немало! Вот еще несколько примеров священников, выступивших с разоблачением обмана…

Однофамилец профессора Успенского - епископ Порфи-рий, живший еще при царе-батюшке, издал в конце XIX века книгу, в которой рассказал следующую историю… Порфирий этот тоже, кстати, не последний человек в церкви, именно он был организатором первой русской миссии в Иерусалиме. То есть он знал, о чем писал:«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.
Наместник Петроаравийский Мисаил, и назаретский ми-трополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что де-лать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в ку-вуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения, и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит до молвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часов-ни Святого Гроба».

Не зря, почти буквально повторяя мысль древнерим-ских языческих мыслителей о пользе религии для просто-народья, христианский епископ Синезий в начале V века писал: «Народ положительно требует, чтобы его обманывали, иначе с ним невозможно иметь дела». Ему вторит Гри-горий Богослов (IV век): «Надо побольше небылиц, чтобы производить впечатление на толпу: чем меньше она понимает, тем больше восхищается. Наши отцы и учителя не всегда * говорили то, что думали, а то, что влагали в их уста обстоя-тельства…»

И еще пара слов о моральном облике кротких христиан. Храм Гроба Господня принадлежит в равных долях целой куче христианских конфессий - римско-католической, греко-православной, армяно-григорианской, сирийской, коптской и эфиопской церквям. И живут они в этом Храме отнюдь не по заповедям Христовым, подставляя вторую щеку, а как пауки в банке. Несмотря на то что помещение храма Гроба Господня четко поделено между различными конфессиями, там часто вспыхивают тяжелые конфликты. Однажды после грандиозной драки двенадцать коптских монахов были доставлены в больницу. Интересно, кастетами дрались или лампадами?..
В другой раз прямо в кувуклии подрались патриархи, которые входят туда за «чудесным огнем». Один из них начал силой отнимать у другого горящие свечи, чтобы первым выйти с ними и раздать народу. В результате завязавшейся потасовки иерусалимский патриарх Ириней победил армянского патриарха, свечи последнего во время драки потухли. Тогда находчивый армянин достал из кармана зажигалку и зажег свои свечи, после чего вынес их из кувуклии в толпу.
Происходили подобные безобразные сцены и раньше. Тот же епископ Порфирий пишет, как в 1853 году «в Свято-гробском храме после обедни подрались сперва сирияне и армяне, а потом армяне и православные. Поводом к драке послужило разладье армян и сириян за одну келью в ротонде Гроба Господня, которой требовали сирияне от армян, как своей давней собственности, а эти не хотели возвратить ее.

Армяне, не разобрав, кто чей, ударили двоих-троих наших, и оттого драка стала общая. Никто не был убит. Армянские монахи принимали участие в общей свалке. Один из них ринул скамью на православных сверху ротонды. Но, к сча-стью, они заметили ее и расступились. Она упала на пол. Ее тотчас изломали в куски и ими начали бить армян…»
В «Записках паломника 1869 года» читаем: «Перед вечером в Великую пятницу в храме Гроба Господня произошла страшная драка между армянами и греками. Греческий монах заправлял лампаду в ротонде Гроба Господня на границе храма между православными и армянами; лестница стояла на армянской половине; ее из-под монаха выдернули, и он упал без чувств на пол; бывшие тут греки и арабы за него вступились, и началась драка; у армян, по всей вероятности умышленно ее затеявших, нашлись палки и даже камни, которыми бросали в греков, и прибегало на помощь много армян из ближайших монастырей».

Святые люди! И народ верит, что им совесть не позволит обманывать паломников, производя поддельное чудо!..
Каких только небылиц не придумали люди вокруг обряда самовоспламенения «святого огня»! Если вы поговорите с верующим, можете услышать, например, что патриарха, который входит в кувуклию, раздевают и обыскивают перед этим, чтобы он не пронес с собой зажигалку. Обыскивают также и саму кувуклию. Причем не кто-нибудь, а… полиция!

Все это - дичайший бред. Никто никого не обыскивает, разумеется. Вы только представьте: голого патриарха шмона-ют, заставив, как в тюрьме, нагнуться и раздвинуть ягодицы! Других дел у полиции нет!.. Чтобы убедиться в бредовости этих сказок, не обязательно даже ехать в Иерусалим. Достаточно посмотреть видеозапись церемонии…

Но 99 % российских православных на церемонии не были и посмотреть ее в записи не удосужились. Зато с удовольствием ра-сказывают друг другу байки про обыск и проч.

ойдет ли благодатный огонь -суть православного «чуда»
Как я уже говорил выше, только русская православная церковь все еще поддерживает в своих прихожанах огонек обмана, всерьез говоря о чуде нисхождения благодатного огня.
Ни католики, ни даже армянские и греческие православные не утверждают, что огонек зажигает Господь. А между прочим, представитель армянской церкви - как раз один из тех двух людей, которые входят в кувуклию. Так вот, армянские священники, которые относятся к своей пастве посерьезнее, чем русские, о чуде не говорят. Напротив, они прямо утверждают, что огонь вовсе не сходит с небес самым расчудесным образом, а его зажигают от ранее внесенной в ку-вуклию лампадки возле Гроба Господня.

Не далее как в 2008 году, отвечая на вопросы российских журналистов, патриарх Иерусалимский Феофил окончатель-но поставил точку в этом вопросе, сказав, что сошествие огня - всего лишь обычная церковная церемония, представ-ление — такое же, как и всякие другие: «Репрезентация того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру».
Это признание вызвало грандиозный скандал. Не в мире, разумеется, где в чудо самовозгорания никто не верит, а на одной шестой православной части света. Наши церковные иерархи сами все знают про обман верующих, но с трибуны вынуждены защищать ложь.

Не все, правда. Иерусалимского Феофила фактически поддержал известный российский православный публицист Андрей Кураев, который присутствовал на пресс-конференции Феофила и слышал правду своими ушами. Именно его принципиальная позиция и послужила по-водом для скандала. Дело в том, что делегацию журналистов в Иерусалим возил Фонд апостола Андрея Первозванного, возглавляет который глава РАО «РЖД» Владимир Якунин. Человек он весьма боговерующий, поэтому фонд проводит массу чрезвычайно дорогостоящих мероприятий. Надеюсь, не на народные деньги…
Так вот, Якунин был чрезвычайно возмущен позицией Кураева. Он даже публично призвал церковное начальство примерно наказать дьякона, чтобы тот не смел больше правду говорить.
После этого в некоторых изданиях были опубликованы поддельные интервью с Феофилом, в которых тот якобы подтверждал «чудесность» огня. Изготовившая их журналистка надергала из Интернета легенд, вложила их в уста Феофила и максимально затушевала его настоящий ответ. Впоследствии фальшивка была разоблачена, но разве это может поколебать истинную веру?
А вы знаете, почему для православных так ценна эта вера в чудо нисхождения огня без спичек? В том числе потому, что это один из главнейших поводов похвастаться перед католиками! Если вы не пожалеете пары дней и полазаете по православным сайтам, то увидите, что в среде самих верующих периодически мелькает: «Наша вера православная - самая истинная. Только у нас есть такое чудо, как нисхождение благодатного огня! Католикам не дано. Тем самым Господь показывает святость православия и ересь католичества». Православные не догадываются, что у католиков тоже есть свои чудеса, и ничуть не хуже.
Все это православное хвастовство детский сад напоминает, не правда ли? А у меня вон какое стеклышко!.. А меня зато мама больше любит!..
…Казалось бы, теперь, после многочисленных разоблаче-ний и признаний христианских иерархов самого высокого уровня, вопрос с иерусалимским «чудом» закрыт раз и навсегда. Обсуждать там больше нечего. Ан -нет! Каждый год НТВ, РТР и Первый канал перед Пасхой показывают репор-тажи из Иерусалима, в которых корреспонденты на полном серьезе рассказывают людям об этом «чуде».

Благодатный огонь, разоблачен

Во время написания этой книги я побывал в Киеве и не преминул посетить главную достопримечательность города - Киево-Печерскую лавру. Там в подземных коридорах покоятся мощи христианских святых в специальных гробиках, покрытых стеклом.

Всем известно, что некоторые христиане, очень любят засушивать и расчленять трупы уважаемых людей, а потом гастролировать с сушеными кусочками по всей стране и давать верующим эти кусочки трупов целовать.

Вот и по узким туннелям Лавры бродят боговерующие со свечками и припадают к мощам, стараясь пере-целовать все подряд.

Зрелище шокирующее и довольно тош-нотворное. Ей-богу, киевский музей канализации выглядит опрятнее!..
Представьте себе заляпанное тысячами рук и губ, покрытое слоем грязи и кожного сала стекло, которое, вы-строившись друг за другом, по очереди целуют фанатики.
Вот так и вымирали в Средневековье европейские города от чумы….

Благодатный огонь - один из сильнейших символов веры и подтверждение её истинности у православных христиан. В очередной раз он сошёл с небес в минувшую субботу 15 апреля в Иерусалиме в храме Гроба Господня (возведён в IV веке по указу римского императора Константина и его матери царицы Елены на том месте, где земной путь Христа был завершён) в преддверии Великого праздника Православной Пасхи Христовой. В этом году совпали Пасхалии Православной и Католической веры.

Благодатный огонь: чудо или рукотворная реальность?

Объяснить силу и природу Благодатного Огня учёные и атеисты пытаются давно, но пока попытки не увенчались успехом. Верующие люди принимают огонь, как высшую божью благодать, не ставя и под малейшее сомнение его божественную природу. Скептики и атеисты тщательно пытаются объяснить данный феномен с научной точки зрения, и думаю, это тоже нормально.

Я не стала публиковать эту статью в канун праздника Пасхи, как было задумано первоначально, уважая чувства истинно верующих людей, дабы не выглядели мои рассуждения покушением на святыню святых.

И всё-таки, попробуем разобраться в тайне и природе схождения Благодатного огня.

Как совершается подготовка к приёму Благодатного Огня

Не первое тысячелетие Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня в Иерусалиме и только в преддверии православной Пасхи при соблюдении ещё нескольких условий.

Первые упоминания этого явления датируются IV веком, их находят у церковных историков.

Яркое описание, полное глубины пережитых чувств, даёт в своей книге «Я видел Благодатный Огонь» архимандрит Савва Ахиллеоса, который более 50 лет был главным послушником при Гробе Господнем. Вот фрагмент книги о том, как снисходит Благодатный огонь:

«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.

О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…

… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы....»

Информация взята с сайта https://www.rusvera.mrezha.ru/633/9.htm

Благодатный Огонь в храме Гроба Господня, подготовка к схождению

Церемония подготовки к схождению Огня начинается почти за сутки до начала Православной Пасхи. Храм Гроба Господня, вмещающий 10 тысяч человек, спешат посетить в эти дни не только православные верующие, но и другие христиане, мусульмане, туристы-атеисты. Здесь же присутствуют представители еврейской полиции, зорко следящие не только за порядком, но и за тем, чтобы никто не внёс в храм огня или приспособлений, вызывающих его.

Затем на центр ложа Гроба Господнего устанавливается незажённая лампада с маслом, здесь же располагают пучок свечей в количестве 33-х штук - число годов жизни Иисуса Христа. По периметру ложа укладывают кусочки ваты, по краям крепится лента. Всё проделывается при строгом наблюдении еврейской полиции и представителей мусульманства.

Важно, что явление схождения Огня обеспечивается обязательным присутствием в храме трех групп участников:

  1. Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению один из архиереев Иерусалимского патриархата.
  2. Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
  3. Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью, заявляющих о себе шумным нетрадиционным исполнением молитв на арабском языке.

Замыкает праздничную процессию Православный Патриарх в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей, которые обходят самые святые места храма, трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).

Затем Патриарх разоблачается от риз, демонстрируя отсутствия спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.

После чего часовню закрывают, вход опечатывает местный ключник-мусульманин.

Присутствующие с этого момента ждут выхода Патриарха с Огнем в руках. Интересно, что продолжительность ожидания схождения каждый год разная: от нескольких минут до несколько часов.

Момент ожидания является одним из самых сильных в вере: верующие знают, если Огонь не будет спослан свыше - храм будет разрушен. Потому прихожане причащаются и усердно молятся, прося даровать им Святой Огонь. Молитвы и обряды продолжаются до появления благодатного Огня.

Как сходит Благодатный Огонь

Примерно так описывают атмосферу ожидания Святого Огня люди, присутствующие в храме в разное время. Явление схождения сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там...

При съёмке замедленной камерой огни особенно хорошо видны у иконы, расположенной над Кувуклией, в районе купола Храма, у окон.

Мгновение спустя, уже весь храм озаряется бликами, молниями и тут же.. двери часовни распахиваются, появляется Патриарх в руках с тем самым Огнём, ниспосланным с Небес. В эти моменты свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.

Невероятная атмосфера радости, восторга и счастья заполняет всё пространство, оно воистину становится энергетически уникальным местом!

Первое время Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, люди буквально умываются им, зачерпывают ладошками, поливая на себя. Не бывает случаев возгорания одежды, волос иных предметов. Температура огня составляет всего 40ºС. Имеются случаи и свидетели исцеления недугов и болезней.

Говорят, что капельки воска, падающие со свечей, называемые Благодатной росой, останутся на одежде людской навсегда, даже после стирки.

А в дальнейшем от благодатного Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму, хотя есть случаи в районах близ храма их самовозгорания. Авиарейсами Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, и так по всему миру в том числе и в Россию. В близлежащих к храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.

Были опасения, что в это году Огонь не сойдёт по причине того, что учёные-археологи осенью 2016 года в научных целях вскрыли гробницу с Гробом Господнем, в котором по приданию покоилось тело Иисуса Христа после распятия. Опасения были напрасны.

Видео о схождении Огня в Иерусалиме.

Научное объяснение Благодатного Огня

Как наука объясняет природу Святого огня? Никак! Нет научно-подтверждённых доказательств сего явления. Как и нет научных трактований всех вещей, происходящих по воле Божьей. Надо принять факт Огня, как божественную суть.

Попытки как-то объяснить природу этого явления, скорее носят разоблачительный характер, как это обычно бывает, стремление уличить Церковь в неискренности, обмане, сокрытии правды.

А в самом деле, почему Огонь сходит только у Православных христиан? Ну, бог то един, веры лишь разные? И почему день празднования православной Пасхи каждый год выпадает на разные даты календаря, а огонь сходит в нужное время? Кстати, в прошлом, схождение его наблюдалось ночью с наступлением Великой субботы перед Пасхой, сейчас это происходит днём, ближе к полудню.

Благодатный огонь - это миф

Какие доводы приводят скептики, разоблачающие чудо схождения Святого Огня, тем самым, пытаясь развеять мифы о божественной природе огня в храме Гроба Господня:

  • Огонь в нужный момент получается от эфирных масел, заранее распылённых в атмосферу храма и способных к самовоспламенению.
  • Свечи, которые выдают в лавке храма пропитаны особым составом, который насыщает атмосферу храма, вызывая те самые всполохи и самопроизвольное возгорание свечей.

Но ведь возгорались и другие свечи, которые страстные скептики приносили с собой в храм.

  • Самопроизвольным возгоранием обладают некоторые вещества, например, белый фосфор. Концентрированная серная кислота при соединении с марганцем воспламеняется самопроизвольно при этом пламя не обжигает. Не обжигает некоторое время огонь, при горении эфиров. Но лишь первые мгновения.

Божественный огонь не жжёт спустя время.

  • Вот ещё один рецепт получения самовоспламенения:

«…вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Огонь обладает ярким светом и блестящим сиянием».

  • Феномен огня можно объяснить, как результат взаимодействия потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.

Но почему именно здесь и в данное время? Неубедительно!

  • Быть может, разгадка кроется в геофизике? Земля Иерусалима очень старая, кроме того храм расположен в уникальном месте, на древних тектонических плитах.

Возможно данный факт способствует явлению.

  • А может и сами верующие, собравшиеся у Храма Господня, своей энергетикой возбуждения, особым состоянием нервной системы в предвосхищении чуда способны генерировать энергетические потоки, которыми и так не бедны места паломничества.
  • Не признаёт чудесную природу огня и Католическая церковь.
  • Много шума в 2008 году наделало интервью патриарха Иерусалимского ФеофилаIII российским журналистам, в котором он приблизил явление схождения Благодатного Огня к обычной церковной церемонии, совершенно не сделав упора на чуде схождения.

Научный эксперимент, подтверждающий божественную суть Огня

Профессор Павел Флоренский в 2008 году выполнил замеры и зафиксировал три вспышки-разряда, сродни тем, что случаются во время грозы и тем самым подтвердил особую атмосферу во время появления Огня, то есть попросту его Божественное происхождение.

Буквально год назад, в 2016 году российскому физику, сотруднику РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось пронести с собой в храм на церемонию схождения Благодатного огня аппаратуру и сделать замеры электромагнитного поля внутри помещения. Вот что говорит сам физик:

– За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза.

– Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить.

В 2001 году Местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополит Петрский Корнилий в интервью программе “GКРIZES ZONES” на греческом телеканале «MEGA» напомнил о том, что «всякое творение Божие хорошо, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4, 4-5). По его словам, в случае с Благодатным Огнем, или как его называют по-гречески – Святым Светом, «речь идет о естественном, природном свете, но молитвы, которые читают Патриарх или иной, замещающий его архиерей, освящают этот естественный свет, и вследствие этого он имеет благодать Святого Света. Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения. Но молитвы имеют силу освящать естественный свет, и он становится и сверхъестественным светом. Чудо – в эпиклезе, в молитве архиерея; ею освящается этот свет»

Я, конечно же, с благоговением отношусь к этому событию. И, конечно, очень не люблю кликушества, из каких бы авторитетных уст оно не происходило. Еще хочу сказать, что мы в Русской Духовной Миссии стали исследовать текст Чин Святого Света. В этом чинопоследовании речь идет о том, что «Христос есть Свет Истинный», что «Свет Христов просвещает всех». Когда произошло Воскресение Христово, то было видно свечение. Понятно, что Свет Христов или Фаворский свет не есть собственно пламя, это именно Божественный Свет. Но мы, люди, все время пытаемся живого Бога заменить Его образом, Его иконой – нам удобнее так молиться, иначе мы не можем вместить Его в свое ограниченное сознание. У нас – Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина, поэтому и Божественный Свет преподносится в виде Огня, который мы можем реально увидеть, который мы можем даже сами возжечь."

«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Так мы привыкли слышать это Пасхальное приветствие верующих, наполненное радостью и счастьем в честь Воскресения Иисуса Христа!

Каждый год, весной верующие отмечают праздник именуемый Пасхой. Перед празднованием верующие очень тщательно готовятся, в течение некоторого времени они соблюдают строгий пост, тем самым повторяя подвиг Христа, когда Он после крещения 40 дней пребывал в пустыне и Его искушал дьявол.

В последний день поста, в Великую Субботу, происходит очень необычное явление, которого ждут миллионы православных христиан – это появление Благодатного огня в Храме Воскресения Христова. Многим известны необычайные свойства этого огня. Считается, что в первые минуты его появления, он не жжется, объясняется такое чудо особой Благодатью которая сходит к нам с неба, некоторые верующие даже умывают свое лицо, руки и тело чудесным пламенем, не причиняя себе никакого вреда.



Сейчас, благодаря телевидению и интернету схождение Благодатного огня можно наблюдать в прямом эфире из любого уголка нашей планеты, таким образом можно наблюдать чудо не выезжая в Иерусалим, но даже видя как происходит это чудо люди не перестают задавать вопрос, -

Схождения благодатного огня в истории

Историческое упоминание о схождении огня начинается как минимум с IV века, о нём свидетельствуют:

  • Святой Григорий Нисский
  • Евсевий Кесарийский
  • Сильвия Аквитанская

Есть описания и более ранних свидетельств, например:

  • Григорий Нисский писал о том, что Апостол Пётр видел, как после Воскресения Иисуса Христа, Его гроб был освящен ярким светом.
  • Евсевий Кесарийский писал, что во втором веке благословением патриарха Нарцисса было велено из Силоамской купели лить воду в лампады из-за нехватки масла, затем чудеснейшим образом с неба сошел огонь, от которого лампады загорелись сами собой.
  • Латинский монах-путешественник Бернард, описывал в своем дневнике что в Великую Субботу во время службы пели «Господи помилуй», до того момента, пока не явится ангел и не зажжет огонь в лампадах.

Обыск карманов Патриарха

В ответственный момент, накануне перед празднованием, в храме тушат все лампады и свечи – это связано с историческим прошлым, из-за того, что в разные времена чудо схождения Благодатного Огня по разным причинам пытались разоблачить.

Турецкие власти проводили строжайший обыск Кувуклии и всего Храмового комплекса. По инициативе католиков иногда даже проводился обыск карманов Патриарха, чтобы проверить его на наличие предметов, из которых можно извлечь огонь.



С тех пор, перед тем, как войти в Кувуклию, Патриарх обязательно разоблачается, оставаясь лишь в одном подряснике, тем самым, как бы доказывая, что у него ничего с собой нет. Конечно, сейчас по большому счёту такие действия скорее являются обрядом, однако во времена правления арабов - обыск патриарха и Кувуклии был обязательным элементом, если бы заподозрили что-то неладное, или обман – полагалась смертная казнь. Сейчас за процессией наблюдают израильские власти.

  • Перед входом в Кувуклию Константинопольского или Израильского патриарха и Армянского католикоса на Гроб Господень ставится лампада с маслом и вносится пук состоящий из 33 свечей. Их количество связано с земной жизнью Иисуса Христа.
  • После того, как патриархи входят в пещеру, дверь за ними закрывается и ставится большая восковая печать, которая еще дополнительно фиксируется красной лентой.
  • Патриархи остаются в Гробнице до момента появления благодатного огня. Сошествие Благодатного огня, может ожидаться как несколько минут, так и многие часы. Все это время, находясь в Кувуклии, Константинопольский патриарх коленопреклонно и слёзно молится.

Считается, что если в последний год Празднования Пасхи огонь не сойдет, то храм будет уничтожен, а все находящиеся в нём погибнут.

Благодатный Огонь не сошел

Кстати, присутствие двух патриархов в Кувуклии также носит исторический характер. В 1578 году Армянские священники с новым главой Иерусалима договорились о праве передачи получения Благодатного Огня ими, а не Иерусалимским патриархом, на что было дано согласие.

В Великую Субботу 1579 года Иерусалимского патриарха с остальными священниками насильно не пускали в храм, и им пришлось остаться в не его пределах. Армянское священство молилось в пещере Господу, и просило его о схождении огня. Однако их молитвы не были услышаны и огонь в Гробницу не сошел.

Израильский патриарх и священники молились на улице, именно тогда произошло единственное за все время сошествие Благодатного огня за пределами Храма, тогда одна из колонн, находящаяся слева от входа в Храм треснула, и из неё сошел Огонь!



С огромной радостью тогда патриарх возжег свечи от этой колонны передавая его остальным верующим. Арабами тот час же Армяне были изгнаны из Гробницы, а Израильскому патриарху было разрешено войти в храм.

С тех пор в процессе принятия огня участвует именно Израильский или Константинопольский патриарх, а Армянский католикос только присутствует во время сошествия.

Кроме того, в ожидании схождения Благодатного огня в храме обязательно должны присутствовать монахи и настоятель Лавры Саввы Освященного. Это соблюдается со времен паломничества игумена Даниила в двенадцатом веке.

Еще одним важным элементом считается присутствие в храме православной арабской молодежи. Через некоторое время после опечатывания Гробницы – Кувуклии в Храм входят арабы с криками, топаньем, барабанами, плясками и молитвенными песнями. Такими действиями арабская молодежь славит Христа и Богородицу. У Божьей Матери они просят милости, чтобы Сын послал им Благодатный Огонь. Точно определить историю возникновения такого особого арабского ритуала – невозможно, но тем не менее такой обряд существует до сих пор.

Однажды, не так давно в период британского господства над Израилем, губернатор попытался присечь арабскую традицию, считая что такое поведение «дикое» и оно не допустимо в Святом Храме. Однако, в тот год патриарх долгое время молился в Кувуклии, но огонь не сходил, тогда, по своей воле патриарх распорядился о том, чтобы арабов в Храм пустили, и только после арабских плясок и песнопений Огонь сошел.



После входа патриарха в гробницу наступает трепетное ожидание. Ожидание верующих перед сходом Огня сопровождается еще одним интересным явлением. Храм начинает озаряться яркими вспышками и всполохами, причем, перед появлением Благодатного Огня интенсивность всполохов увеличивается. Эти вспышки возникают по всему Храму и свидетелями этого явления являются все прихожане.

Благодатный Огонь доставляется по всему миру

Очевидцы утверждают, иногда случалось что пламя возжигалось само собой на свечах у некоторых прихожан, а так же на православных лампадах висящих около Кувуклии.

Возжигание Огня происходит только во время молитвы Православного патриарха, такое явление напоминает грешникам о Великой Субботе, о том, что Христос Воскрес и победил ад. Другими словами смысл этого таинства и явления можно толковать так: Заблудшие грешники, которые не могут познать истину, или просто запутались в своём жизненном пути Господь свидетельствует им о своем Воскрешении на Израильской земле, как о чуде, которое может помочь грешникам уверовать и встать на путь спасения.



Тем людям которые не стремятся встать на истинный путь спасения души Господь предупреждает о своем Втором Пришествии и Страшном Суде. Своим противникам Иисус Христос доказывает Своё могущество над адом и победе над ним, предупреждая неверных о адских муках которые им предстоят после Страшного Суда.

После некоторого ожидания, в Кувуклии появляется Огонь, в этот момент начинают звонить колокола. Из южного окна Гробницы Армянский католикос передаёт огонь армянам, через северное окно патриарх передаёт огонь грекам, после чего с помощью специальных, так называемых скороходов, Огонь быстро разносится ко всем прихожанам, находящимся в Храме.

В наше современное время, Благодатный Огонь, доставляется по всему миру с помощью специальных авиарейсов, которыми он привозится в различные страны. В аэропортах его встречают с особым почётом и радостью. В церемонии принимают участие как и высокопоставленные чиновники, так и духовенство и просто верующие испытывающие радость в своей душе!

Тайна благодатного огня

У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, одни из-за своей нездоровой любознательности или неверия пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала даже католическая церковь. В 1238 году Папа Римский Григорий IX выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня, задавая все тоже же вопрос который не теряет актуальности и сегодня, - Откуда берется благодатный огонь?

Некоторые арабы не понимая истинного происхождения благодатного огня, пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, однако прямых доказательств у них нет, кроме того, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. Искусственно огонь добыть, конечно, возможно, возможно и самовозгорание химических смесей и веществ, но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством, когда он не жжется и не опаляет в первые минуты своего появления.

Были попытки получить Благодатный огонь и представителями других религиозных христианских конфессий. Это были армяне и в 1101 году католики, которые в те времена господствовали над Иерусалимом после первого Крестового похода. Тогда были изгнаны все христиане, которые не являлись латинянами, Храм был захвачен, и в Великую Субботу 1101 года Огонь не сошел! Это говорит о том, что обязательно должны присутствовать православные христиане!



Однажды, еще до Рождества Христова перед людьми верующими в разных богов возник вопрос, какая же вера самая правильная: Вера в Истинного Бога или же вера в различных языческих богов? На путь примирения встал пророк Илия. Он придумал самый простой способ доказательства.

Пророк предложил различным исповедникам призвать имя своего Бога, и от чьих молитв будет получен ответ в виде схождения огня, то и есть Бог истинный. Если Ваал Бог – то поверим и пойдем за Ваалом, если Господь Бог, то за Ним. Люди охотно приняли такое предложение и вознесли молитвы богам своим. И только на молитвы пророка Илии был получен ответ, сошел огонь на жертвенник и сжёг его, тогда и стало понятно, чьё Богопочитание истинно!

Вот и доказательство того, что Благодатный огонь сходит только по православным молитвам. Вот оно, неоспоримое чудо от Бога, которое мы наблюдаем из года в год в Великую Субботу, в канун Пасхи! Именно по этому ответом на вопрос,- откуда берется благодатный огонь , может быть только одно – это чудо, а уж чье, природы или Господа, пока установить точно не удалось.

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи . Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.