Open
Close

Когда послушание – пункт должностной инструкции. Как наладить отношения в коллективе? Вопрос священнику проблемы на работе с начальством

В прошлых беседах игумен Нектарий (Морозов) говорил о послушании между родителями и детьми, между супругами, а сегодня предлагаем вашему вниманию его рассуждения о том, каким должно быть послушание со стороны подчиненного по отношению к начальнику.

Терпеть, любить, молиться

Приступая к этой теме, необходимо сначала ответить на вопрос: каково должно быть в принципе отношение христианина к своему начальнику?

Если говорить в общем и целом, то, безусловно, верующий человек должен воспринимать начальника как того, кому он подчинен, к кому он должен относиться с уважением и кого должен стараться, насколько это возможно, слушаться. А в идеале – любить его и за него молиться. При этом взаимоотношения с руководителем могут строиться по-разному, потому что начальники бывают всякие. Иногда это человек, преисполненный чувства ответственности, понимающий, что люди, которые ему подчиняются, так или иначе находятся на его попечении, ответственно относящийся к результатам совместной работы – своей и своего коллектива. А иногда начальник может оказаться человеком случайным, безответственным, более того – постоянно наносящим вред той работе, которую подначальная ему структура должна выполнять. И в этом случае христианину потребуется еще и терпение начальника, и несение этого как некоего креста.

Каков бы ни был начальник, за него надо молиться

Одно дело – когда требования руководителя обусловлены здравым смыслом, другое дело – когда ты видишь, что его задание – профессиональная ошибка и выполнение его приведет к плохим последствиям. Еще хуже, если ты понимаешь, что, когда ты точно и добросовестно выполнишь задание, которое тебе дается, и последствия будут плохие, в этом будешь обвинен ты, а он даже не заступится перед работодателем.

Разум и совесть

Правильно ли для христианина будет в случае каких-то грубых ошибок, наносящих урон и общему делу, и сотрудникам, или злонамеренных действий сообщить о них вышестоящему начальству? Как ни странно – опять-таки в зависимости от ситуации. Если мы понимаем, что действия нашего начальника причиняют вред конкретно нам и вред этот, скажем так, умеренный, то есть не сопряженный с опасностью для жизни, здоровья и целостности личности, то лучше потерпеть и уступить. Если же мы понимаем, что недочеты и недостатки в работе нашего руководителя могут представлять угрозу для нас и других людей, вообще носят характер преступный, то, безусловно, здесь, скорее всего, нам придется об этом извещать вышестоящее начальство. Но опять же, только в том случае, если это, по здравому нашему рассуждению, даст результат, ведь руководитель может оказаться только лишь частью единой системы, против которой бороться или бессмысленно, или даже опасно. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда наша христианская совесть требует тех или иных поступков вне зависимости от того, каковы будут их последствия.

При этом всегда нужно отдавать себе отчет, чего же ты на самом деле хочешь добиться, рассказывая кому-то об ошибках или неверных действиях своего начальника: ты действительно желаешь улучшения работы твоего коллектива или просто стараешься подсидеть начальника и занять его место? Кроме того, если руководитель совершает какие-то ошибки, но он хороший человек и хорошо относится к своим подначальным, заботится о них – тогда заявлять кому-то о том, что он не соответствует занимаемой должности, скорее всего, будет тоже непорядочно. Тут на все случаи один ответ не дашь.

«Я несчастный человек, мне никто не говорит о моих ошибках»

Более, наверное, распространенная ситуация, когда мнения подчиненного и руководителя о том, каким образом нужно реализовывать ту или иную работу, не совпадают. Может быть так, что подчиненный, как человек, практически реализующий конкретное задание, проект, будет обладать бо льшими знаниями и у них с начальником возникнет по этому поводу какая-то полемика. Вот тут у христианина может возникнуть вопрос: а не должен ли я просто сделать, как мне сказал начальник, ни о чем не полемизируя, даже не заявляя о том, что у меня другая точка зрения, ничего не доказывая и ничего не отстаивая? На мой взгляд, это совершенно неправильно. Почему?

Я помню, мне когда-то давным-давно попалась книга одного известнейшего японского бизнесмена. Это был создатель огромной корпорации, которая занималась производством всевозможной электротехники. Он, будучи уже в преклонных летах, как-то раз собрал совет директоров, каких-то старших сотрудников корпорации и сказал: «Вы знаете, я несчастный человек, потому что, когда я в чем-то ошибаюсь и делаю что-то не так, никто не поправляет меня и мои ошибки совершаются беспрепятственно. Это очень тяжело и страшно, я нуждаюсь в том, чтобы мне о моих ошибках и глупостях говорили».

Я тоже считаю, что хорошо, когда подчиненный уведомляет своего руководителя о том, к чему те или иные действия могут привести, говорит о своем несогласии. Просто это не должно превращаться в ожесточенную борьбу, в спор, не должно переходить в плоскость личных отношений.

Но при этом еще нужно понимать, что порой может страдать одно конкретное дело, однако весь процесс в целом будет от этого выигрывать. Руководитель – это человек, который должен заботится не об одном, а обо всех направлениях деятельности подначальной ему структуры. А каждый из исполнителей чаще всего думает непосредственно о том участке работы, который поручен ему, и не видит всей совокупности. Но, безусловно, очень разумно поступает руководитель, который это объясняет своему подчиненному, избавляя его, таким образом, от мучений по поводу мнимой неразумности решений.

Конечно, бывают такие начальники, которые совершенно не хотят слушать никакой критики. В этом случае очень много значит опыт. Если человек знает, что раз за разом, говоря о должном и о том, как избегнуть недолжного, он натыкается только лишь на обиду и гнев и никакого положительного результата такие разговоры не приносят, тогда смысла в них, конечно, нет. И это тоже надо вовремя понять и принять или менять работу – иногда это будет единственным выходом.

Обозначить границы

Отношения между подчиненным и его начальником в общем-то четко регламентированы, но зачастую эта модель отношений выходит за рамки только лишь рабочих, когда начальник требует послушания уже там, где не имеет права. Если мы видим, что руководитель покушается на наше личное время, силы, которые должны отдаваться семье, на здоровье, еще на что-то, то, наверное, нужно все-таки определенную границу устанавливать, потому что иначе наступит такой момент, когда человек надорвется и не сможет дальше даже обычную свою работу выполнять. Здесь необходимо бывает проявить и твердость, и в то же время деликатность. И, опять же, неконфликтность. А руководитель, безусловно, должен понимать, что его сотрудники – это живые люди, со своими обстоятельствами, жизненными интересами, проблемами, и он не имеет права отнимать у них то время и те силы, которые предназначены для их личной, семейной или общественной жизни, для отдыха или хобби.

Если начальник призывает принять участие в хищении или явном криминале, о послушании не может быть и речи

Бывают ситуации, когда начальник призывает принять участие в каком-то хищении или покрыть его или пойти на какие-то иные действия явно криминального характера. Идти на это ни в коем случае не нужно, причем не только с христианской точки зрения, но и с точки зрения здравого смысла: слишком велика вероятность, что ты окажешься тем единственным человеком, который будет за всё это отвечать. Если же речь идет о каких-то небольших, скажем так, частных нарушениях, на которые руководитель идет для того, чтобы сохранить коллектив или предприятие, которое он возглавляет, то тут мне трудно какой-то один рецепт предложить, потому что очень разные бывают рабочие ситуации, и, сказав что-то общее, я окажусь в чем-то и не прав, и не искренен.

Порой начальники морально подавляют своих подчиненных, при этом любая попытка отстоять свое достоинство обращается в угрозу увольнения с испорченной репутацией. Как вести себя, чтобы не противоречить Евангелию?

Если для начальника хамство, крик, ругань, нецензурная брань – норма общения с подчиненными, то, естественно, лучше от него уходить. Если нет возможности найти другую работу или эта работа важна и дорога для тебя, то здесь, наверное, нужно понять, что достоинство в принципе нельзя утратить: оно у тебя либо есть, либо его нет. И когда тебя оскорбляют, то это не значит, что ты сам по себе как-то от этого становишься хуже, слабее. И тогда эту ругань вполне можно потерпеть без урона для своего собственного достоинства, но в то же время с большим уроном для своего самолюбия, с которым нам, христианам, очень важно бороться. То есть всю эту неприятную ситуацию можно обратить себе на пользу. И морально подавляться совершенно не обязательно. Вот это – немощь конкретного человека, его слабость, и всё.

Но если мы видим, как на наших глазах унижают другого человека и он близок к тому, чтобы сломаться, или кого-то несправедливо в чем-либо обвиняют, гонят, притесняют, даже, может быть, преследуют в юридическом отношении, то, конечно, наш христианский долг – вступиться за него. Но, опять же, успешность тех или иных поступков зависит от того, насколько они обдуманны. Поэтому нужно не очертя голову бросаться на борьбу со всем дурным во имя всего доброго, а думать, что конкретно в этой ситуации мы можем сделать.

Иногда, правда, бывает, что реально ничего нельзя сделать, но важно просто возвысить свой голос для того, чтобы человек, с которым происходит какая-то беда, понимал, что он не одинок и что есть люди, которые внимательны по отношению к своей . Это важно еще и потому, что тебе самому необходимо знать, что ты – не бесчестный человек и что если бы при тебе происходило предание на суд Христа и Его распятие, то ты бы не кричал: «Распни, распни Его!» Или не находился бы в этой толпе с полным одобрением всего происходящего.

На первый взгляд, да. В Раю Адам и Ева трудятся, хотя это особенный труд, не связанный с негативными переживаниями. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2, 15). После грехопадения труд становится уже чем-то вроде воспитательного средства: паши в поте лица и, как говорится, почувствуй разницу…

Даром человеку теперь ничего не даётся. Всё, что доставляет телу питание, тепло и уют, добывается напряжённым усилием. С течением времени зарождается культура труда, поэтика труда. Труд из проклятья и тяжкой ноши получает значение положительной ценности, ибо ему человек обязан выживанием.

Указывают на психолого-этическую ценность труда - «труд облагораживает». В условиях, когда у человека нет необходимости трудиться, его скоро затягивают апатия и лень. Пример этического парадокса являет «трудолюбие». Хорошо не просто – трудиться, хорошо и правильно – любить труд. Вот он, образ человека как нравственного существа, обретающего удовлетворение в самой драме жизни, в самопреодолении.

В философии стоиков и в христианских аскетических практиках труд – это духовное средство. Вместе с молитвой он очищает душу и возвышает к истине, к Богу. «Возлюби труд, - учил преподобный Антоний Великий, - он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод».

Совсем иной образ мы находим в Новое время: труд как способ для человека доказать самодостаточность. В понятия о труде проникает порча, трудовой пафос перерастает в пафос утверждения своего «я», подчинения сил природы. В протестантской морали преуспеяния народы работают в интересах буржуазии, марксистская теория пускает огромные человеческие усилия в постройку идеологического колосса. Хорошо ли для христианина в данных условиях – много работать? Результаты работы отчуждены, падают в копилку отнюдь не богоугодного свойства. Прообраз этого уже был в истории: строительство Вавилонской башни.

Правильно ли много работать сегодня, во времена, когда мы уже не изобретаем perpetuum mobile и не возводим корчагинского светлого завтра? Работа – новое "наше всё", принцип наиболее простой и удобной организации во времени и пространстве. Удобной, но для кого и зачем?

Ежедневно, в течение длительного времени в моем дворе бабушка прогуливалась с внучкой. Ребеночек был совсем ещё крохой. Мама, знакомая мне молодая особа, появлялась редко. "Работает, нагрузка большая", – поясняла бабуля и как бы сочувственно вздыхала. За этим следовали сетования на дороговизну жизни, рассказы о хорошем месте бухгалтера в фирме и способностях дочери, из-за которых её ценит начальство.

С течением времени, пока малышка вставала на ноги и училась произносить фразы, в окнах квартиры засверкал пластик, а из мебельного фургона грузчики вынули и подняли наверх кухонный гарнитур и бытовую технику. Бабушка переменилась. На прогулках она выглядела экспертом, говорила чинно и в нос, как бы поневоле снисходя к коллегам по выгулочному цеху.

– Что-то тебя не видно, – бросил я однажды пробегающей мимо бухгалтерше, – прелестная у тебя дочка растет.

– Да, – отвечала она, – работы невпроворот, сижу вечерами.

– А чего делаешь? Коммунизм строишь? – подтрунил я.

– Нет, – рассмеялась она, не проникая впрочем в иронию, – Сейчас годовой отчет, а перед этим налоговая. В общем, голова идет кругом…


Эта сценка не идёт из моей памяти, когда я слышу о проблемах работы и заработка. В том числе и из уст людей православных. Моя мать, вероятно, перечеркнула себе жизнь, отказавшись идти на повышение и оставшись на скромной должности детсадовского воспитателя с 90 рублями. Зато на полдня…

Последнее – возможность проводить время дома – было аргументом и очень весомым. Подумать только, в наши дни это может вызвать ужас: половину времени в доме! Общение с детьми, уроки, домашние дела, уборка, готовка, посуда... Основное преимущество работы как раз в том, чтобы не приходилось думать ни о чём больше. Я на работе и – баста! Я делаю то же, что делают все остальные.

Думаете, отчего нам так сложно дается рождение детей? Откуда потом все проблемы со школой? А почему даже в морозный январь старые лыжи остаются задвинуты на глубину антресолей? И приходская жизнь отчего замирает с воскресным отпустом? Правильно. Все потому, что все упомянутые вещи крайне вредны и противопоказаны:

а) для работы;

б) для отдыха после нее.

Я не собираюсь преуменьшать ценность общественного труда и рисовать пасторали. Прекрасен порыв учёного и конструктора, исполнены благородства служения врача и учителя. Сам автор данных строк наверняка не сделал бы многого без профессионального увлечения, так что свеча в одиноком окне, бывает, не гаснет до утра. Однако, "работа" как феномен общественного сознания, как социологический маркер – это нечто особенное. Преимущественная самоидентификация по полу, профессии и служебному положению неоднократно отмечалась социологами. "Работа" есть центр и скрепа; место, через которое, как через символическую пуповину, современный человек прикрепляется к жизни, воспринимает действительность, обменивается с нею энергиями. "Работа" теснит дом, родных и друзей из числа жизненных приоритетов. От "работы" как от базовой категории современный человек исчисляет жизненные пропорции; вне отнесения себя к конкретной вакансии-должности он ощущает себя пораженным, дезориентированным, стоящим как бы вне существующего миропорядка.

На практике смещение акцентов выглядит так, что семья из провинции в поисках работы готова уехать в столицу, в перспективу, исполненную рисков, но не решает вопрос занятости на своей малой родине тем или иным способом, опираясь на обжитое место и налаженные связи. Нередки примеры, когда в семьях, не испытывающих материальных затруднений, женщина отправляется на работу, оправдывая это теми или другими причинами. Хотя настоящая причина проста: без работы не знаешь, что делать… У себя в доме, на своей территории наш современник оказывается неспособен как следует развернуться душой, ощутить себя в роли ответственного лица, творца и хозяина. Домашнюю роль не поставишь в один ряд со служебной. В доме я кто? Кухарка и поломойка? Забиватель гвоздей и сантехник? А там я – начальник отдела! Сравнения, как говорится, излишни…

Чем же чревато подобное положение и почему нельзя удовлетвориться тем, каким образом в настоящий момент решаются вопросы о заработке и занятости?

Первое неприемлемое – это, конечно, "самоидентификация через работу". Печально видеть, когда мирская табель о рангах переносится и на церковную реальность. Волей-неволей мы привыкаем к тому, что человек, приезжающий к храму на дорогой автомашине, считается более благополучным и состоявшимся, нежели многие. Волей-неволей в компании собратьев мы опускаем разговоры о вере и предпочитаем мирские темы, в которых важнейшую роль играют работа и приобретения.

Второе , что должно настораживать, касается роли "работы" как универсального заменителя остальных типов активности – активности церковной, духовно-аскетической, познавательной (интересует лишь то, что относится к специальным профессиональным типам знаний), педагогической (нет желания заниматься воспитанием и вообще уделять время детям), домостроительной, общенческой, мастеровой, помогающей (не хочется овладевать навыками, принимать участие в типах деятельности и поручениях вне рабочего «функционала»). Редко, когда человек думает о служении и деле жизни. Почувствовав вкус к карьере, православные, увы, перестали искать особых путей, а стали просто «ходить на работу», довольствуясь общим ощущением занятости и материальных возможностей.

Для Церкви было бы странно возражать против стремления к большему благополучию. В каждом примере замучишься объяснять: чем вредна для души замена изношенных "Жигулей" на новенькую иномарку. Пожалуй, в смене "Жигулей" нет ничего предосудительного, когда перед нами стоит четкое представление о христианской жизни, а жизнь в семье, церковной общине наполнена, развернута в разнообразных активности и взаимосвязях. Не возникает двух мнений, что считать главным, а что вспомогательным, второстепенным. Но поскольку образ христианской жизни размыт, а давление мира нарастает, стремление к заработку и приобретениям означает секуляризацию и откат к массовому мировосприятию.

Сумеем ли мы выйти из замкнутого круга заработка-потребления, придать слову «труд» внеэкономический смысл? Сумеет ли православная община отстоять собственное видение жизни, сохранить необщее выражение лица? Бесплодный сизифов труд по общему стереотипу, ради статусности, развлечения или утоления подступающего потребительского стресса вряд ли отвечает христианским принципам. Много трудиться для христианина – хорошо, но пусть труд этот будет многообразен. Ведь трудиться необходимо не только на рабочем месте, но и в семье, на приходе, в дружеских отношениях. Да и работа над собой – также труд и немалый.

Дорогие братья и сестры!

Мы начинаем новую рубрику, условное название которой можно сформулировать «православные в миру».

Главная задача рубрики – рассказать, как верующие люди живут в современном мире. Для многих наших читателей очень актуален вопрос: что делать вне храма? Как сочетать веру, православные традиции и современную жизнь? Как жить православным в миру? Где и как можно работать? Как сочетать работу и духовную жизнь? Может ли православный христианин «делать карьеру»?

Если о том, как вести себя в храме, литература существует уже в достаточном количестве, то о том, как вести себя, например, на работе, какую работу выбрать, как относиться к карьере, прочитать практически негде. В нашей рубрике мы познакомим вас с ответами священников на вопросы о работе, рассказами о том, как относились к работе наши деды, и о том, как живут наши современники – врачи, педагоги, инженеры, математики – словом, люди самых разных специальностей.

Конечно, все проблемы охватить невозможно, наша задача – осветить православный взгляд на основополагающие моменты отношения к работе. Мы постараемся найти ответы на самые актуальные и злободневные вопросы. Вы можете задавать свои вопросы, а также прислать нам рассказ о своей работе. Надеемся, что материалы новой рубрики будут Вам интересны и полезны!

Здраствуйте! Я санитарный врач, и по долгу службы мне приходится выдавать «разрешительную» документацию на деятельность залов игровых автоматов и казино, получается я совершаю грех?? Как мне быть в этом случае, если я не могу отказаться от этой работы.

Даже библиотекарю, как «работнику бюджетной сферы», приходится выдавать те книги, которые не всегда соответствуют его мировоззрению, так что «убежать» от этого соблазна не получится. Старайтесь приносить больше пользы в остальных областях и не давайте разрешений там, где не следует – честно выполняйте свой долг и милость Божия с Вами да пребудет!

Скажите, является ли грехом получать и тратить заработную плату из так называемой «черной кассы». Сейчас по России распространена ситуация, когда крупные и мелкие фирмы уклоняются от всевозможных налогов и как бы обманывают государство. Не будут ли это неправедно заработанные деньги? Я понимаю что основной грех на главных руководителях и организаторах этого предприятия. Грех ли, если я у них работаю?

Здравствуйте, Максим! Если Вы получили деньги за свой добросовестный труд – они заработаны праведно. Но получение их из «черной кассы» есть соучастие в казнокрадстве. В этом необходимо каяться на исповеди, и, по возможности, изменить такую ситуацию. Во многих госучреждениях, например, зарплата «белая».

Можно ли православному христианину иметь какие-то цели в жизни, кроме цели духовного возрастания в Православной вере (пусть даже это будут второстепенные цели)? Например, интересная работа с нормальным заработком, совершенствование профессиональных навыков, спорт. Если Бог дал мне способности в области финансов, торговли, то наверно грех их не использовать?

Человек не может не иметь целей и планов на жизнь. Главное, чтобы они действительно оставались второстепенными по отношению к спасению собственной души. И использовать свои способности в экономике не грешно в той степени, в которой они не связаны с обманом ближних и другими нарушениями заповедей Божиих. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Михаил Самохин.

Можно ли православному человеку сочетать смирение, кротость, терпение и уверенность себе, твердость характера, целеустремленность. Подскажите, пожалуйста, как найти «золотую середину», скажем, на работе в общении с коллегами, чтобы (будучи кротким) люди не «садились на шею» и не издевались. Заранее благодарю вас за ответ и искренне надеюсь на ваш совет, уповая на помощь Господа.

К сожалению, в наше время принято отождествлять смирение и кротость с мягкотелостью и бесхребетностью. Видимо, из-за того, что мы разучились отстаивать свои интересы иначе, чем с помощью морального или физического насилия над ближними. А потому человек кроткий и смиренный воспринимается именно как безответный член общества. Но кротость и смирение это не постоянное избегание конфликтов, а умение решать их без насилия над собой и окружающими. А на определенной стадии конфликты в жизни такого человека вовсе прекращаются.

Наверное, все вышеизложенное несколько трудно для понимания. В этом случае лучше обратиться к примерам из житий преподобных, святых в монашеском чине. Удивительная незлобивость сочеталась в них со смелостью, а кротость с духовной твердостью. Кроткие в отношении личных обидчиков, они были способны на гнев в отношении врагов веры и собственного спасения.

Так и Вам стоит определить те рубежи, за которыми оканчивается нормальное общение и начинается манипуляция и издевательство. И эти рубежи отстаивать. Но здесь нужно помнить, что такие рубежи не могут пролегать по линии мелких бытовых проблем. Отстаивать надо то, что действительно важно.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Я учусь в университете, профессионально занимаюсь шахматами, хожу на курсы по вождению… Имею веру и много работаю над собой, но не могу отстраниться от мира, достижений… В жизни мне нравиться выигрывать — оценки, турниры, хорошие отношения с начальством и т.д. Я хочу благосостояния, но заработать его честным трудом. Моя проблема в том, что, когда я задумываюсь о Боге, молюсь, пощусь, то не вижу смысла во всем, что делаю — выходит надо зарабатывать только на то, чтобы по минимуму хватало семье и себе. Но на полпути все бросить я не могу, и начинаю опять стараться и добиваться… Мечусь меж двух огней и в результате — ни рыба ни мясо. Понимаю, что служить двум господам нельзя, но как быть?

И не надо служить двум Господам – надо служить Господу в тех жизненных реалиях, какие есть, и стараться всё, что ни делаем, делать во имя Его, совершать как послушание Богу. Кроме того, в мирском успехе нет ничего предосудительного до тех пор, пока он не становится самоцелью – даже и мирскими нашими делами можно свидетельствовать Божью милость: главное, избегать тщеславия, зависти, осуждения, всякого зложелательства, лицемерия, угодничества и жадности. Помните: живя в миру, мы можем стремиться к достатку теми способами и путями, которые дозволены Законом Божиим – результат же трудов наших в руках Господа. Это нужно помнить каждому, чья жизненная стезя проходит через мир.

С уважением, священник Алексий Колосов

Я боюсь не распознать в себе талант от Бога быть предпринимателем, зарабатывать не 1500$ в месяц, а, скажем, 20000$ в месяц. Ведь при большом доходе будет возможность и в храм чаще ходить, и жертвовать больше денег. Также боюсь вопроса на Страшном Суде, почему я не зарабатывал 20000$ в месяц (при условии, что у меня есть этот талант)? Считаю уместным расширить вопрос: Почему бы всем православным мирянам не стать предпринимателями? Прошу не путать этот вопрос с вопросом «Как всем мирянам стать предпринимателями?» — это хороший вопрос, но сейчас я его не поднимаю. Да спасет всех Господь!

Из текста Евангелия мы имеем представление о том по каким критериям будет совершаться Страшный Суд. (Мф.25, 31-46) Заработок не входит в их число. Относительно чрезмерного увлечения богатством Господь Иисус Христос предостерегает нас: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф.19,23-24). Причина предостережения в человеческой привычке надеяться на богатство. Ничто не препятствует православным людям быть предпринимателями, если главной целью своей жизни они продолжают видеть спасение собственной души, а надежду возлагать на Господа.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Мне очень нужен совет от Вас. Я скоро оканчиваю школу и раньше я думал пойти на адвоката, но я очень колеблюсь. Мне кажется, что эта профессия не подходит для христианина. Хотя на Руси были адвокаты! В целом мне нравится эта профессия, но не хочу расплачиватся вечными муками после смерти! Ведь я буду защищать и людей виновных, которые сделали зло для других людей! Не будет ли грехом с моей стороны, что я защищаю преступника? скажите, что мне делать!?

Во-первых, адвокат далеко не всегда защищает виновных. Во-вторых, работа адвоката даёт даже и виновному некий шанс к исправлению – воспользуется он им или нет уже вторично. В остальном же, адвокат (впрочем, как и каждый из нас) должен поступать по совести и заповедям, а там будь что будет.

С уважением, священник Алексий Колосов

На работе часто сталкиваюсь с агрессивным поведением людей. Есть люди, которые грязно ругаются. В душе все восстает против этого, а скажешь — получишь больше агрессии в ответ. Как быть?

Да, сквернословие — один из распространенных пороков нашего времени, который многие и за порок не считают. Как быть Вам? Прежде всего не раздражаться, а помолиться. Разговаривайте со всеми спокойно и доброжелательно — это иногда помогает снять агрессию. Делать ли замечания — зависит от ситуации. Иногда можно и нужно сразу попросить человека не употреблять при Вас нецензурные выражения, иногда лучше подождать пока уйдет агрессивность.

Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, как Церковь относится к проверке на детекторе лжи при приеме на работу в обычную коммерческую фирму? Спасибо.

Официального мнения Церкви по вопросу о применении детектора лжи не существует, поскольку такие проверки не касаются вопросов веры. Вы можете услышать только частные мнения различных священников. На мой взгляд, это некоторый перебор, однако, ничего плохого для христианина здесь нет: если совесть Ваша чиста, то чем Вам повредит такая проверка? Другое дело, что на этой фирме, возможно, настолько высокая секретность, что такие проверкам могут регулярно подвергаться и сотрудники, а, возможно, там в принципе не очень здоровая атмосфера.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я работаю в табачной компании (реклама сигарет). Раскаиваюсь и xочу найти другую работу. Сейчас я в декрете. Когда выxодишь из декрета — новую работу сразу искать сложно — никто не xочет брать с маленьким ребенком. Можно ли выйти на старую работу (табак) — работать и искать новую работу? Или надо срочно увольняться, чтобы не заниматься грешным делом ни дня? (здесь у меня просто страx, что новую работу буду искать долго, что уже не будет такой высокой зарплаты, на старой работе свободный график — смогу больше времени уделят ребенку…) Как вы рассудите?

Работу нужно пытаться найти уже сейчас, находясь в отпуске, но если найти ее не удастся можно выйти и на старую работу, с непременным намерением ее сменить. Не смущайтесь возможными проблемами. Господь, видя Ваше желание отойти от греховного дела, подаст Вам необходимое благосостояние.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Когда узнаю, что мои друзья устроились на новую работу/получили повышение, я ощущаю зависть...Я искренне радуюсь за них, за их успехи, желаю им добра, но в то же время охватывает чувство сожаления, ничтожности своего существования по сравнению с ними, понижения своей самооценки... И думаю, а может теперешнее мое место работы - это и есть мое призвание, что на это Воля Божья и не стоит даже искать что-то. Это ложное смирение или оправдание своей лености? Моя работа мне не очень нравится, плюсы только в том, что обеспечивают жильем, рядом храм, в который часто и хожу. Подскажите, как быть, пожалуйста... С уважением, Анна

Анна, зависть - это грех, в котором Вам необходимо покаяться. Но и видеть в своих обстоятельствах только Волю Божию, а не результат собственных действий тоже не стоит. Воля Божия промыслительно скрыта от нас. И поскольку мы ее не знаем, ничто не сковывает нашей свободы. В том числе и в поиске работы. В то же время все упование в этом поиске необходимо возложить на Господа. Помолитесь свт. Спиридону Тримифунтскому и по его молитвам и Вашей вере Господь подаст Вам просимую работу.

У меня есть желание открыть магазин который будет продавать фильмы и музыку, но я сомневаюсь не сделаю ли я греха этим. В предлогаемом нам сортименте присутствует много ужасов и прочих фильмов содержащих нелицеприятные сцены (даже самые безобидные фильмы). Предполагаю сюжеты или фрагменты песен могут натолкнуть покупателей (даже неверующих) на нехорощие мысли или переубедить сомневающегося для совершения того или иного нехорошего действия поступка. Каково отношение Православной Церкви в данном вопросе?

Здравствуйте, Олег! Избранное Вами поле деятельности, действительно крайне сложно совместимо с Православием. Продавая фильмы, содержащие непристойности, насилие, сквернословие, Вы станете соучастником соблазнения многих людей. В то же время современная реальность такова, что, исключив все это из ассортимента, Вы обрекаете свое начинание на коммерческий провал. Поэтому, чтобы не грешить и не разориться вложите свои средства во что-нибудь менее рискованное. Например, в продажу аудио и видеотехники или радиодеталей.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте. У меня такой вопрос:я работаю в частной больнице.Наш хозяин - тоже врач - человек очень вспыльчивый и своих работников не уважает. Недавно он вызвал весь коллектив и ужасно на нас врачей кричал и унижал перед всеми (он часто так делает), потом вызвал нас к себе снова кричал, швырнул на пол историю болезни и выгнал всех из кабинета.Мы молча вышли, подняв документ с пола. На душе,как всегда, было у всех тяжело. Скажите пожалуйста, как правильно, по-христиански, надо вести себя в подобных ситуациях? Я про себя помолилась что бы Бог простил его, но у меня,боюсь, получилось не совсем искренне.C уважением Ирина. Извините за неприятные подробности.

С подобными неуравновешенными людьми, тем более начальствующими, общаться очень сложно, поэтому какого-то конкретного рецепта или метода здесь не существует. Если не получается искренняя молитва об этом человеке, молитесь все равно с желанием простить его, по заповеди Христа: "молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44). Во время подобных сцен неплохо также призывать про себя имя Христово, читая, например. Иисусову молитву. Есть и еще одна рекомендация Христа: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает, то приобрел ты брата твоего" (Мф. 18, 15), но это касается прежде всего единоверцев, членов церковной общины. В любом случае, Вы можете, если есть внутреннее дерзновение, так поступить с Вашим начальником хотя бы наедине. Хотя это не всегда результативно, к тому же надо быть готовой подчас и пострадать за такое обличение...

Бог в помощь Вам!

С уважением, иерей Филипп Парфенов

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. Недавно у меня возникли очень сложные отношения с сотрудницей на работе,(все началось с того как меня повысили в должности) до этого были очень хорошие отношения. Со своей стороны я искала пути примирения, но ничего не получается, а у меня сил терпеть осталось очень мало. Вины за собой никакой не чувствую. От внутреннего напряжения может пострадать здоровье, работа, могу ли я довести этот вопрос до руководства? Или лучше мне уйти? Пожалуйста, подскажите.

Здравствуйте, Ольга!

Сочувствую Вам, ситуация, в которую Вы попали, действительно, тяжелая. Мне кажется, что Вам необходимо молиться за обижающую Вас сотрудницу (возможно, она сама ожидала повышения и поэтому так тяжело переносит Ваше назначение), в общении с ней будьте вежливы и, по возможности, приветливой. Если возможно, общайтесь с ней только по деловым вопросам. Стоит ли доводить вопрос до руководства определить лучше Вам самой, это зависит от многих факторов. Сходите в храм, поговорите со священником. В личной беседе легче дать более конкретный совет, чем по Интернету. Помоги Вам Господи!

С уважением,

Здравствуйте, я бы хотела спросить о том плохо ли то, что я очень привязана к своему компьютеру, т.е. моя работа и учеба непосредственно связана с работой на компьюторе, и когда он был на ремонте я места себе не находила. Как избавиться от этой привычки?

Христос воскресе! Здравствуйте, Юлия!

Вспомните слова апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволено, но ничто не должно управлять мною". Это можно отнести и к компьютеру. Конечно, он необходим для работы, но если отсутствие компьютера вызывает раздражение, человек "места себе не находит" - тот это уже может являться признаком некоторой зависимости. Старайтесь больше уделять времени общению с людьми, чтению, прогулкам, занятиям спорту - чтобы работа с компьютером была сведена к необходимому минимуму.


Здравствуйте! На работе часто приходиться слышать бранные слова, ругательства. Как уберечься от этого? Со своего рабочего места ведь не уйдешь... Благослови Вас Господи!

Здравствуйте, Ксения!

Да, к сожалению, сквернословие очень распространено сейчас. Что делать, если при Вас сквернословят? Если позволяет ситуация - сделайте тактичное (а возможно - в шутливой форме) замечание коллегам. Если нет - то молитесь, читайте про себя Иисусову молитву, или, например "Богородице Дево, радуйся". Так Вы избежите и осуждения сквернословящих, и не будете слишком уж к нему прислушиваться, сосредоточившись на молитве.

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Подскажите пожалуйста, грешно ли устраиваться на работу по знакомству?И если я чувствую, что в другом виде деятельности я была бы более восстребованной, лучше сменить работу или смириться и работать по специальности? Спасибо.

Здравствуйте, Елена!

С уважением,

священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! За последние месяцы столкнулась с несправедливостью на работе. Сначала меня понизили в должности по причине изменения в штатном расписании и я потеряла в зарплате. Объем работы при этом не уменьшился. Затем пришлось доделывать работу коллеги, который по своей халатности вовремя не оформил документы и люди не получили заработанные ими деньги. Кроме того, начальник, не разобравшись, в этой оплошности обвинил меня. А в довершение всего всем коллегам объявили благодарности, мне одной- нет. Работу я сделала, но потом мне стало плохо (головная боль, сердце шалит) и все время хочется плакать. На работу идти противно. Очевидно, так сильна моя обида. Молю Господа, чтобы дал мне смирение и терпение. Но все равно внутри ком. Пытаюсь себя настроить так, что слава Богу- вообще работа есть, но трудно. И все это навалилось в пост. Я понимаю, что это мне испытание на гордыню, ведь я себя уже начала считать очень компетентной и незаменимой. Как правильно молиться в данной ситуации? Как себя правильно настроить, если видишь явную несправедливость и некомпетентность начальника, не только по отношению к себе? Большое спасибо, если ответите. С уважением. Ольга.

Здравствуйте, Ольга!

От всего сердца Вам сочувствую, действительно, несправедливое отношение к себе переносить очень трудно. То, как бы несправедливо с нами ни обошлись - обижаться нельзя, обида - это уже наш грех. О том, как преодолевать обиды, есть статья на нашем сайте, прочитайте ее: http://www.pravmir.ru/article_1357.html

Молиться нужно и о начальнике, и о том, чтобы Господь дал Вам силы простить, и каяться в своей обиде. Что касается несправедливости и некомпетентности начальника, то тут все зависит от конкретной ситуации. В любом случае необходимо молиться за начальника и сослуживцев, причем стараться это делать искренне. О Вашем поведении в той или иной ситуации лучше всего говорить в личной беседе с духовником (священником, у которого Вы исповедуетесь).

Помоги Вам Господи!

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, уважаемый батюшка. Мне 16 лет,я закончила православную школу, сейчас пою на клиросе. Родители отдали меня в школу с изучением медицины, они хотят чтобы я стала врачом. А я нахожусь в сомнении. Может ли в современном мире православный человек быть врачом? Если может,то какую специальность мне можно выбрать? Мария

Здравствуйте, дорогая Мария!

Конечно, православный человек может быть врачом. Врачом был и апостол Лука, и святитель Лука Войно-Ясенецкий, по учебнику которого "Очерки гнойной хирургии" до сих пор учатся медики. С выбором специальности можно не спешить - насколько я знаю, специализация в медицинских институтах начинается только на последних курсах. Нужно понять, к чему у вас большее расположение, чем Вам интереснее заниматься. Моя жена и один из сыновей - педиатры, а в нашем приходе есть кардиолог, эндокринолог и другие врачи. Помоги Вам Господи!

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Как преодолеть неприязнь, возникающую постоянно к человеку, да еще к тому же начальнице на работе? Заранее благодарю.

Здравствуйте, дорогая Елена!

Во-первых, нужно понять, что неприязнь к человеку - это грех. Мне кажется, Вы это понимаете, раз у Вас есть стремление этот грех преодолеть. Во-вторых, для преодоления неприязни, как и всякого греха, необходимо приложить большие духовные усилия. Необходимо горячо каяться в неприязни на исповеди, просить у Господа сил для преодоления этого греха. Советую Вам прочитать беседу о прощении обид, которая была опубликована на нашем сайте: http://www.pravmir.ru/article_1356.html

Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

Христос воскресе! Как одеваться православной девушке, если она решит работать в офисе, фирме? Ведь сейчас это очень важно, даже при приеме на работу смотрят как ты выглядишь. А я хожу в платочке, длинной юбке, не крашусь, выгляжу невзрачно. И вдруг мне предложили работу секретаря. А я прихожу на собеседование в платочке... Я не могу ходить без платочка или какого-нибудь головного убора. Но тогда получается, что таким как мне какие-то рабочие места закрыты. Действительно, платочек лучше подходит для убощиц и посудомойщиц, а не для деловых женщин. Что же тогда на работу ходить в шляпе? Просто платочек с деловым костюмом как-то, мне кажется, не очень смотрится.

Христос воскресе! Здравствуйте, Иулиания!

Существует совершенно неверное мнение о том, как должна одеваться православная девушка. Почему-то считается, что она должна носить бесформенные кофты и свитера (предпочтительно темных тонов), длинную, до земли, юбку, на голове - всегда платок. Это совершенно неправильно. Одеваться нужно чисто, опрятно, со вкусом. Одежда не должна выглядеть броско и вызывающе, но может и должна хорошо сидеть, быть красивой. Деловой костюм также подходит православной девушке, главное, чтобы юбка не была слишком короткой (хотя бы ниже колена). Такой костюм, думаю, можно найти в магазине, или, в крайнем случае, сшить. Что касается платка, то по словам апостола Павла жена (то есть замужняя женщина) должна покрывать голову во время молитвы. Это отнюдь не означает, что православная девушка должна все время носить платочек. Голову нужно покрывать в храме, а не на работе.

http://www.pravmir.ru/article_1464.html

http://www.pravmir.ru/article_1406.html

С уважением,

Священник Александр Ильяшенко

Добрый день. У меня скорее житейский вопрос, но мучает он меня давно. Мне не нравится моя работа. Я работаю главным бухгалтером и иногда просто проскакивает мысль: неужели родилась для того, чтобы целый день перекладывать бумажки, собирать горы макулатуры и ничего не создавать в этом мире. Оглянусь - а позади меня лес испорченных деревьев, переведенных на бумагу. Можно поменять, уйти, переучиться (у самой 2 высших образования, второе - юридическое). Можно. Но, во-первых, страх потерять доход (хочется родить и воспитать детей в благоприятных условиях), уйдя в другое дело придется все начинать "с нуля", а во-вторых, не убегаю ли я от того дела, которое мне предначертано? Может, выполняя неблагодарную (именно для меня) работу, я должна что-то понять и осмыслить? В церковь хожу, бываю на исповеди, но спросить батюшку не решаюсь - у меня нет собственного духовника, а мой вопрос кажется слишком "мирским". Спасибо за то, что выслушали.

Елена!

Каждому из нас Бог даёт таланты и возможности их реализации, однако нам частенько не хватает цельности, чтобы идти своим путём не разбрасываясь мыслями и делами - отсюда и сомнения, и сожаления. Сомневаться - естественно для человека, неестественно метаться вслед за своими сомнениями.

С уважением
Священник Алексий Колосов

http://www.pravmir.ru/article_2041.html

Людмила, Украина

Как себя вести в коллективе на работе, где не соблюдают пост?

Прости мя, отче святыи, и благослови! Отче, помогите мне разобраться, как себя вести в пост в коллективе на работе. Здесь пост не соблюдают, а мне приходится скрывать, что я не употребляю скоромного, с трудом (особенно в мясоеды, по средам и пятницам). Если в Великий пост практически ничего не надо объяснять, то в мясоеды мне сложно. Объясню почему: в пятницу коллектив часто находит поводы что-то отмечать с накрытием столов и спиртными напитками. Когда возможно, я отказываюсь, но бывают ситуации, когда этого сделать нельзя. Вот, например, последний раз, я была в командировке в другом городе. Люди нас приняли и в честь нашего с ними знакомства накрыли стол (причем это делала женщина очень небогатая, но с искренней симпатией к нам). Была пятница, я сидела и думала, что мне ответить, когда начали все обращать на меня внимание и спрашивать, почему не ем. Решила, чтоб не выглядеть «фарисеем», съесть предложенный мне кусок шаурмы. Отче, подскажите мне, пожалуйста, сильно ли я согрешила? Мне всегда хочется каждую минуту говорить о Боге, о Его заповедях, но замечаю, что многие еще невоцерковленные люди комментируют это с шутками и прибаутками, поэтому уже опасаюсь произносить что-то о вере, чтоб люди по неведению своему не говорили греховных речей. Опасаюсь тщеславия (своего), если буду подчеркивать, что стараюсь соблюдать посты. Ведь Господь заповедал нам пост соблюдать пред Отцом небесным, а не перед людьми. С другой стороны, нарушать пост - это малодушие и чревоугодие. Честныи отче, что мне делать в таких ситуациях, на Ваш взгляд? Спаси Христос!

Людмила! Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание:

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1-2).

И апостол Павел говорит, что

от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-4).

Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды. Все остальное уже не вызывало недоумений. Да, могли быть насмешки, шутки и т.п., но в конечном итоге у большинства людей строгость в исполнении постановлений своей веры вызывает уважение. Вот вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты?

Когда возникают описанные вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов (мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т.п.).

А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят ». Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден.

Да укрепит вас Господь.