Open
Close

Когда церковь празднует память об илье муромце. Святой Илья Муромец: иконы

1 января — в этот день на Руси чтили память Ильи Муромца - былинного богатыря, которого считали избавителем Киева от татарского Калин-царя. В этот день полагалось поклониться родной земле и вспомнить славные подвиги народных героев - защитников Отечества.

Мало кто знает, что былинный герой, богатырь Илья Муромец – не выдуманный, а вполне реальный человек. Считается, что прототипом былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха.

Илья Муромец - один из главных героев русских былин, богатырь родом из деревни Карачарово под Муромом, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.

О богатыре Илье Муромце написано немало былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». По мотивам былин об Илье Муромце в нашей стране в 1956 г. был снят игровой фильм, а позднее несколько мультфильмов.

Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.).

Сейчас его мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре. «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В документальных источниках имя Ильи Муромца впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т.е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г. Останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца.

Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем - стражи Руси, символы могущества нашего Отечества. Имя Ильи Муромца было достаточно широко известно в XIII веке не только на Руси, но и за ее пределами. Упоминание о нем имеется в одном из германских эпических произведений Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды. Дядя Ортнита по материнской линии не кто иной, как хорошо знакомый нам Илья. Он и здесь выступает как могучий и неукротимый воин, прославившийся своими богатырскими подвигами. В наши дни Илья Муромец считается покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Пограничной службы России.

Родился Илья Муромец около 1143 года в селе Карачарово, что под Муромом (Владимирская область, Россия), в семье крестьянина Ивана Тимофеева и Евфросинии Яковлевны. Впрочем, существует также мнение, что его родиной является село Карачев, что под городом Моровск (Черниговская область, Украина). Ученые не могут прийти к единому мнению, так как в пользу обеих теорий свидетельствуют убедительные факты. Но это не суть важно, главное – что жил на Руси великий богатырь, Илья Муромец.

Всем был хорош Илья: и пригож, и высок, и статен, и умен, только руки и ноги его не слушались. Телосложением Илья Муромец отличался от обычных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как говаривали в старину. Росту богатырь был чуть выше среднего – 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади. Так и просидел он на печи, согласно преданию, целых 33 года. И вот на Русь напало бесчисленной вражье войско. Тут стал Илья жаловаться: «Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!» Однажды, когда родители ушли в поле работать, Илья сидел себе возле дома. Тут подошли к нему три старца-странника и попросили водички напиться.

Муромец объяснил, что он не может ходить, но старцы были настойчивыми, и тогда, разозлившись, он вдруг встал, прошел до колодца и набрал воды. Тогда старцы сказали будущему богатырю самому ее выпить, а после спросили:
— Много ли чуешь в себе силушки?
— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
— Выпей, Илья остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлеборобных полей. Пей.
Будущий богатырь допил.
— А теперь много в тебе силушки?
— Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.
— Слишком много в тебе силушки, надо бы поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.
Он принес, старцы ему еще ковшик налили.
— Сколько теперь в тебе силушки?
— Во мне силушки половинушка.
— Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной.

Существует мнение, что под видом этих старцев Илье Муромцу явились не кто иные, как Иисус Христос с апостолами.

Богатырь помог стареньким родителям вспахать поле да и пошел в Киев, служить князю. Он прославился как сильный и храбрый воин, о его подвигах сложили былины. Но не смотря на славу, Илья всегда оставался скромным человеком и отказывался занимать высокие посты. «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из сражений сильное увечье, Илья пошел служить иноком в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская Лавра). Став монахом, он дал обет никогда не брать в руки оружие, служить Богу смирением и любовью к ближнему. Но когда на монастырь напали, не смог удержаться и нарушил данную клятву. В этой битве он и погиб. Но видимо, Господь простил ему это прегрешение, так как уже в 1643 году он был канонизирован в числе 69 подвижников Киево-Печерской Лавры.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты показали, что из-за дефектов позвоночника, Илья вполне мог страдать параличом конечностей. Рост богатыря был 177 см, на сегодняшний день этим никого не удивишь, но для той эпохи он был на голову выше среднего мужчины. Умер в возрасте 45-50 лет в результате удара в сердце.

В 1994 г. на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изобраается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен новый храм во имя святого Ильи Муромца.

Святой Илья Муромец – кем он был? В этой статье Вы найдёте всю подробную информацию: житие, молитвы и иконы в честь великого русского богатыря и святого.

Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок родился, предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году.

В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Святой Илья Муромец: акафист и молитва

Русское воинство считает святого Илью Муромца своим не­бесным покровителем. Преподобному Илье Муромцу молятся воины Пограничной службы.

Акафист Святому преподобному Илии Муромцу, Киево – Печерскому чудотворцу

Кондак 1

Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих: Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Икос 1

Ангелов Творец, егда во рабии зраце на землю снисшел, до тридесятьлетняго возраста не являл еси себя миру, тако и тя, святе Илие, сподоби до тогожде возрасту никому неведомым быти и недвижимым телесне, да послежде послужиши Господу и людем Его со всем усердием и ревностию, еже мы восхваляем: Радуйся, промышлением Божиим тридесять лет премудро хранимый; Радуйся, от рождения избранный, да являтся на тебе дела Господня. Радуйся, чрез недуг свой соблазнов юности многих избегнувый; Радуйся, душу чисту чрез страдания соблюдый. Радуйся, сими на приятие благодати ю уготовавый; Радуйся, болезни, яко дар Божий, с покорностью терпевый, Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 2

Виде внезапу святый Илие явльшихся ему триех мужей-странников, просящих у него воды испити, отвещая им: Яко напоил бы вас, да не имам хождения нагама моима, и накормил бы такоже, да рукама моима не имам владения, тем же старцы трищи повелеша ему на нозе стати и послужити има, скочив же тогда Илие на нозе свои, возопил Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев Илие, яко исцеле внезапу от недуга своего, первее крест по-писанному на себе положи, потом же странников напои, они же такожде даша ему чашу пития медвяна, рекоша испити до дна ю, той же повинуся има, сотвори сие, мы же, грешнии, дивящеся зовем: Радуйся, яко во образе триех странников Господь прииде посетити тя; Радуйся, яко Троица Святая явися ти. Радуйся, исцелевый по словеси Господню; Радуйся, от одра воздвигнутый волею Божиею. Радуйся, Чашу от руки Спасителевы испивый; Радуйся, наполенный благодатию Христовою. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 3

Силу великую почуяв в себе, Илие, испив чашу чудодейственную, яко мощи ти горы преставляти и древа дубравная из земли исторгати, рече о сем странником, вопрошающим о явлении силы твоея, и в радости воспел Спасителю: Аллилуиа.

Икос 3

Имееши ныне силушку богатырскую, та и живи. Илие, да будеши воином, и в боях смерть ти не буде писана, – рекоша странницы и, благословивше тя, исчезоша абие, якоже и явишася, мы же, познавше на тебе руку Господню, поем: Радуйся, хождение приемый ногама, да идеши на стези правыя; Радуйся, владение приемый рукама, да твориши дела богоугодныя. Радуйся, здравие приемый, да потрудишися Богу в поте лица твоего; Радуйся, исцеление приемый, да поработаеши, Исцелившему тя. Радуйся,благословение приемый, да соблюдеши душу свою во благочестии; Радуйся, силу велию приемый, да прославиши ею имя Всесильнаго. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 4

Бурею недоумения объяшася родителя твоя и ужасом велиим дивишася зело, видяща тя пришедша, и ногама, и рукама исцелевша, возопиша радующеся: Слава, слава Господу, Всевышнему хвала: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благословение Господне, не можаше долее дома оставатися, яко приспе час подвиг твоих, испроси у отца – матери дозволение отъити в землю дальнюю, отец же рече ти: Я на добрыя дела тебе благословение дам, на худыя же дела благословенния несть ти, ты же поклонься земно, исшед в путь, еже мы воспеваем: Радуйся, словеса Христовы жизнию исполнивый; Радуйся, Бога и ближних паче отца и матери возлюбивый. Радуйся, любовь Божию любви родительстей предпочетший; Радуйся, дом отчий оставивый, да всему Отечествию службу сослужиши. Радуйся, богатырь святорусский, возращенный духом Христовым; Радуйся, церкви и Руси охранителем от Него поставленный. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 5

Боготечно бысть странствие твое ко граду Киеву. Яко первее тамо хотел еси в церквах Божиих Господу помолитися и Богоматери Печерстей в Лавре Успестей поклонитися, за исцеление благодарне хвалу воспети ему песнию: Аллилуиа.

Икос 5

Видя скорби велия, постигшия землю Киевскую от нахождения поганых, начало положи подвигом своим, град Чернигов и стезю ко граду Киеву свобождая и врагов веры христианския истребляя, да людие, тобою свобожденнии, вопиют: Радуйся, щит спасения, еже есть глагол Божий, восприявый; Радуйся, копием веры нечестивых прободивый. Радуйся, палицею благочестия неверных одолевый; Радуйся, шеломом целомудрия ся от стрел вражиих сохранивый. Радуйся, доспехами добродетелей ся преодевый; Радуйся, во всеоружии духовнем врагом ратоборствовавый. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 6

Проповедник могущества Бога Христианскаго явился еси, Илие, рати иноплеменныя вся возмогий побеждати о укрепляющем тя Иисусе, христиане же, своьождении тобою, не преставаху звати: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве – ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, идеже сродницы твои доселе тя величают: Радуйся, войска русскаго предводителю; Радуйся, сиротам и вдовицам охранителю. Радуйся, князю стольному верное вспоможение; Радуйся, градовом и весем надежное средостение. Радуйся, силы вражия благодатное одоление: Радуйся, народа православнаго возвышение. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 7

Хотяще от всея души и сердца Богу поработати и Руси Святой, помысл тщеславный отверг, егда тя нецыи тщахуся воеводой града Чернигова поставити, со смирением на службу ко князю киевскому поступил еси, да не такмо единому некому граду, но всему народу службу сослужиши, яко невозбранно пети Богу ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новым Сампсоном на земли объявивыйся, новому Израилю – Отечествию Русскому Православному послуживый верою и правдою, Илие приснопамятне, соратуй и ныне сродницем твоим, зовущим: Радуйся, яко Давид во имя Господа Саваофа сражавыйся; Радуйся, яко Галиафа той, тако и ты великана иноземнаго поразивый. Радуйся, яко Сампсон, силою превеликою от Бога наделенный; Радуйся, ревностию о Бозе пророку Илии тезоименный. Радуйся, яко Даниил зияния львов – неверных чужеземцев заградивый; Радуйся, Ангел – хранитель пределам княжества русскаго бывый. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 8

Странствуя по стороне киевстей и оберегая ю от лихих разбойник, богатства и чести не искал еси себе, но аз иду служити за веру христианскую, и за землю Русскую, да и за стольный Киев – град, – отвещал еси человеком, славы от них не ищуше, Богу же славу поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь закон Евангельский тщався на себе исполнити, душу свою ежечасно за ближняя своя полагавый, помышляя, яко Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя, рубежи Отечествия оборонял еси, русские же людие не преставаху звати ти тако: Радуйся, зов Господень всем сердцем своим услышавый; Радуйся, за ближния своя живота не щадивый. Радуйся, верою правою неверныя побеждавый; Радуйся, русским духом иноплеменники изгонявый. Радуйся, на поле брани Господа на вспоможение призывавый; Радуйся, купно с Небесными силами тьму вражию посекавый. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 9

Всякое естество человеков и Ангелов дивишася зело, егда ты сына единароднаго, Отечеству Русскому изменившаго, пощады не дая, копием заклал еси, да не чинит зла людем православным, мы же трепещуще силы веры твоея и упования твоего на Бога, поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии множеством словес подвиги твоя восхвалиша, но кто возможет все промышление Божие над тобою изрещи, яко во имени твоем вся мощь и сила духа русскаго богатырскаго воплотившися, вся препоны вражия сокруши, за тое потомки твои доселе тя величают: Радуйся, храбрый воине Церкви воинствующия; Радуйся, достославный победителю в Церкви торжествующия. Радуйся, безбоязненный одолетелю всех враг видимых и невидимых; Радуйся, любимиче, Господом и людьми Его возлюбленный. Радуйся, праведный человече, не скрывый таланта Господина своего; Радуйся, преподобный отче, преумноживый славу Бога нашего. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 10

Спасти хотя сторону родимую не токмо от враг иноземных, но и от неведимых, еще же и душу свою, злато и сребро от князей дарованное, неимущим расточив и на созидание храмов употребив, во обитель иноческую удалился еси, тамо из глубины сердечныя Богу поя: Аллилуиа..

Икос 10

Стены обители сятыя укрыша тя, преподобне отче Илие, идеже в затворе печерстем слезьми непрестанными и моленьми всенощными, за грехи своя и кровь людскую, вольне и невольне пролитую, умилостивлял еси Бога, Той же, видя смирение и сокрушение твое, вскоре благодать пребольшую ти подаде, яко дивитися братии всей, зовущей: Радуйся, от воина телеснаго в воина духовнаго преобразивыйся; Радуйся, меч и копие вещественныя отложив, духовным мечем вооруживыйся. Радуйся, оружие тленное оставивый, молитвою непрестанною врага посекавый; Радуйся, и во брани духовней победитель явивыйся. Радуйся, дара прозорливости прежде конца сподобивыйся; Радуйся, благодать чудотворений такожде восприявый. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 11

Пение приими скудных словес и помолися за убогия сродницы твоя, и ходатай нам буди у Бога, и вызволитель на земли, якоже и прежде, и не престай, молим тя, молити Бога за Русь Святую песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник от елеа благодати возженный, отче Илие, освети ныне нас, во тьме и мраке прозябающих, и воеводой войску русскому буди, от полона нечестия Отечествие свобождая и воинов в ратех укрепляя, и разум им и благочестие от Бога испроси, да зовем ти: Радуйся, безмятежне упокоивыйся со всеми от века праведными; Радуйся, мирне отошедший к Владыце живота и смерти. Радуйся, возъимевый у Него дерзновение многое; Радуйся, за соплеменников своих непрестанне ходатайствующий. Радуйся, стерегий доселе землю Русскую от нахождения лютых; Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 12

Благодатию взращая державу Русскую, Господь при начале сего посла тя, Илие, своего ратоборца, народ нов – Божие стяжание – людие русския от клеврет сатанинских ненаветны соблюсти, яко навыкнути православным, на Бога уповая, пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще деяния жития твоего, воздаем хваление Вседержителю Богу, премудре мир устрояющему, яко Той Сам Триедин, тако и Русь Триедину сотвори, народ же православный, сие разумевая, триех богатырей образ во охранители себе избра, яко тии Триединстство Божие прообразуют, воеводу же их, Илию Муромца, славяще вернии, вопиют: Радуйся, Троицы служителю в житии и по преставлении твоем явивыйся; Радуйся, яко трие персты руки твоея, для знамения крестнаго сложенныя тако доселе пребывают. Радуйся, яко сим дивом невиданным мнози сумнящиися веру правую обретают; Радуйся, и по представлении своем чудеса творити не престающий. Радуйся, и по кончине, в смертем телеси, Господа прославляющий; Радуйся, в нетлении мощей доселе почивающий. Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 13

О святый отче Илие, воине и монаше, богатырю духовный и телесный, ратниче на враги видимыя и невидимыя, защити ныне Отечествие наше – Русь Святую, еже есть подножие Престолу Господня, и Церковь Русскую Православную заступи, да поют людие память твою, и Господу, даровавшему Руси заступника сицеваго, славословие приносят песнию: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святому преподобному Илии Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.

Тропарь, глас 8

Постом душу Твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце Твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие. Темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси, и яко победоносец истинный воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолися о душах наших.

Преподобный Отче Илия, моли Бога о нас!

Портал «Православие и мир»

Несмотря на то, что , герой былин и рассказов, на Руси издревле ассоциируется с силой, могучей волей и непоколебимостью, день 11 октября богат на негативные народные приметы.

Крестьяне сегодня опасались выходить из дома, ежели не случалась крайняя необходимость. Народные приметы указывали, что именно сегодня – наиболее вероятный день для того, чтобы стать жертвой сглаза или порчи. Исходя из этого, особое внимание сегодня уделялось домашним делам.

Не всех в этот день мог защитить могучий . Суеверные люди обращались сегодня к ведунам, для этого тем приносили горшок меда и пироги. Такой дар являлся гарантией избавления от злого глаза или порчи.

Существовала масса народных способов справляться с порчей и без участия ведунов да колдуний. Например, заговаривали воду. В правую руку брали емкость с водой, которую собирались заговорить, в левой — держали нож и читали заговор. Затем заговоренную воду выпивал тот, на кого наложен сглаз либо порча.

Народные приметы также не велели в этот день есть ягоды. Нельзя было употреблять их в пищу ни в каком виде. Бытовало поверье, что за три дня до праздничной даты дьявол плюет в ягоды. Съевшего ягоду 11 октября ждут долгие и тяжелые болезни.

11 октября также и день, когда в православной церкви воздают молитвы святому Харитону Исповеднику. Жил Харитон в Иконии, и было это в 3-4 вв. Действующий император Аврелиан был известен своим негативным отношениям к христианам. Потому в городе постоянно осуществлялись гонения на православных. В одной из таких ситуаций и пострадал Харитон. Но он выжил и отправился на Святую Землю и стал жить в пещере. В этой пещере он построил церковь. Первую на этой земле. Называлась она Фаранская лавра.

Русский богатырь Илья Муромец , в чью честь назван был праздник 11 октября, всегда считался собирательным образом человека-воина, мужчины, способного постоять за свою семью, за свою страну, наделенного огромным количеством положительных качеств: волей, силой, умом. И не зря.

Герой всем известных былин и по сей день является для многих людей примером и источником вдохновения. К нему обращаются, у него просят помощи.

Народные приметы 11 октября:

Зима выдастся поздняя, если зайцы еще не сменили окрас;

Северный ветер на Илью – верный признак студеной зимы;

Западный – все заснежит зимой;

Южный ветер – жди теплой, мягкой зимушки;

Листья с деревьев падают изнанкой вверх – гарантия урожая на будущий год.

«День Ильи Муромца» - это мероприятие для учащихся 1-х классов, посвященное Дню защитников Отечества. Последние годы все чаще говорится о кризисе в Российской Армии, о том, что падает престиж службы в армии, офицерских профессий. Юноши не хотят или боятся идти в армию из-за неуставных отношений. И, тем не менее, история нашей Армии - славная, подвиги и победы наших воинов в разные времена - бессмертны. В основном законе нашего государства - Конституции РФ записано, что служить Родине - почетная обязанность каждого российского гражданина. К этому мероприятию имеется презентация. Но с ограничением объёма работ на сайте её не удалось загрузить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий «День Ильи Муромца и всех богатырей»

(Занятие, ориентированное на сохранение духовного, нравственного здоровья)

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей «Спектр » г. Курчатов, Курская область.

Аннотация: « День Ильи Муромца» - это мероприятие для учащихся 1-х классов, посвященное Дню защитников Отечества. Последние годы все чаще говорится о кризисе в Российской Армии, о том, что падает престиж службы в армии, офицерских профессий. Юноши не хотят или боятся идти в армию из-за неуставных отношений. И, тем не менее, история нашей Армии - славная, подвиги и победы наших воинов в разные времена - бессмертны. В основном законе нашего государства - Конституции РФ записано, что служить Родине - почетная обязанность каждого российского гражданина.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: игровая программа, посвящённое Дню защитника Отечества

Возрастная группа: мальчики 1 –х классов

Название сценария : «День Ильи Муромца и всех богатырей »

Цель : Прививать интерес к истории нашего государства и армии.

Задачи :

  1. Воспитание патриотизма, уважения к защитникам Отечества;
  2. Развитие творческой и познавательной активности учащихся.

Подготовительный этап проходит в классных коллективах. Учащиеся планируют, распределяют роли, изучают историю Армии, изучают значения древнерусских слов, читают былины, готовятся к конкурсам.

Оформление зала: актовый зал или классная комната, кабинет, накануне праздника украшается плакатами, шарами, флагами.

Ведущий – педагог , выступающие – обучающиеся 1 –х классов .

Время реализации : 40 минут.

Прогнозируемые результаты: Участвуя в проекте, мальчики получат определенный багаж знаний по истории.

1. Выполнен в Microsoft Office PowerPoint 2007

2. Вид медиапродукта - презентация.

Оборудование:

  1. презентация;
  2. мультимедийный комплекс:
  3. музыкальный центр, аудиозапись;
  4. кегли, теннисные мячи;
  5. баранки, йогурт;
  6. плакат со старорусскими словами;
  7. призы, грамоты.

Ход мероприятия .

Ведущий : Добрый день дорогие ребята! Здравствуйте уважаемые взрослые! Начинаем наш праздник «День Ильи Муромца и всех богатырей», который посвящаем Дню защитника Отечества. Ребята, а кто такие, эти защитники Отечества? (Ответы детей)

Правильно. А Отечество – это что? (Ответы детей) Да, Отечество – это наша Родина, наш город, это дом, в котором ты родился и вырос, это наша земля. Всё может родная земля: может накормить тебя тёплым вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой и только защитить себя не может. Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Древние летописцы отмечали, что наши предки – русичи – хлеборобцы и землепашцы очень любили свою землю. Как только на их территорию вступал враг, на борьбу поднимался и стар и млад. Мужество и отвага русских воинов наводили страх и ужас на противника. Русские дружины защищали свою землю, своих сородичей, от иноземных захватчиков. О подвигах и сражениях русских богатырей слагали былины. По сёлам и городам Древней Руси ходили певцы, которые под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента – гуслей, рассказывали о подвигах русских богатырей.

Чтец.

Уж как был Баян всем певцам певец,

Да любил петь про битвы – сражения,

Про дела героические военные,

Да про силу удаль молодецкую.

Только он, Баян, описать бы смог

Богатырское пированье,

Громогласные тосты – здравицы,

Дорогих гостей, славных витязей,

Что собрались здесь изо всех земель

Праздник праздновать,

Илью чествовать. (Выходит Певец Баян)

Певец Баян.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит - не шелохнётся!

Ведущий : Отгадайте ребята, какие богатыри к нам пожаловали?

1 чтец.

Долго могучая сила в нём зрела,

А пробудилась от горя она.

Встал богатырь за отчизну

И смело бился – себя не щадя и врага.

(Илья Муромец)

2 чтец.

Храбрый и смелый – отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищая, врагов он разил.

(Алёша Попович)

3 чтец.

Доброе имя носил богатырь

Врагов не жалея, отчизну любил.

Вместе с Муромцем служил,

Супостатов сокрушил.

(Добрыня Никитич)

Под музыку ВИА «Добры молодцы», «Богатырская наша сила» входит Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Алёша Попович.

Широка ты Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась. У тебя ли нет поля чистого, где б разгул взяла воля смелая? У тебя ли нет про запас казны, для друзей стола, меча недругу? У тебя ли нет богатырских сил, старины святой громких подвигов?

Илья Муромец.

Тебе не рез враги грозили

Тебя сметали, не смели,

Любовь моя, земля Россия!

Тебя порушить не смогли.

Добрыня Никитич.

Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли,

Мы всё с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

Алёша Попович.

А что, Добрынюшка, знают ли науку ратную современные ученики? Смогут показать нам настоящую рукопашную схватку?

Добрыня Никитич.

А и, правда – разве в одном оружии сила?

Илья Муромец.

Выходите, добры молодцы на рукопашный бой!

Итак, мы приглашаем современных богатырей принять участие в нашем богатырском турнире.

(Под музыку на сцену выходят участники соревнований)

Начинаются конкурсы.

«Богатырь железная рука»

Состязание в армрестлинге. Победитель получает медаль с надписью «Богатырь – железная рука»

«Богатырь – железный зуб»

Этого звания удостоится тот, кто сможет откусить большую часть баранки, подвешенной на нитке, не помогая себе при этом руками.

Голодный богатырь – плохой защитник. Нужно подкрепиться.

«Кто быстрее съест кашу». (йогурт)

Следующий конкурс – «Богатырь – зоркий глаз»

С трех попыток нужно сбить как можно больше кеглей теннисным мячиком.

И последний конкурс «Богатырь острого ума»

Объяснить, что обозначают эти древние слова.

Волхв- колдун.

Длань – ладонь.

Дружина - часть войска.

Замуравиться – зарости травой.

Мурава – молодая травка.

Очи – глаза.

Палица – дубинка.

Полон – плен.

Рать – войско.

Чадо – ребёнок.

Чело – лоб.

Шелом – шлем.

Илья Муромец.

Гляжу я на вас, молодцы, и радуюсь. Все как на подбор рослые, сильные и умелые.

Алёша Попович.

Отвечайте как по написанному, ни один перед другом слабины не дал.

Певец Баян.

Говорили мы про дела старые

Что про старые, бывалые,

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы добрые люди послушали,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет слава русская!

Что лучше того дела нету,

Чем родную землю от врагов защищать!

Ведущий.

Вот и закончились наши соревнования. Все достойно провели «бой».

А теперь послушайте, что хотят пожелать вам девочки.

Девочка.

Дорогие мальчики,

Вам здоровья желаем

И отличной учёбы,

И успехов во всём.

Вы растёте смелыми,

И в делах умелыми,

Добрыми, красивыми,

Стройными и сильными.
Нас не обижайте –

Всегда нам помогайте.


Другие названия праздника: Илья Муромец, Григорий, Тимофей, День преподобного Илии, чудотворца Муромского.

Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа.

История

1 января чествуется память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского. Он был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха. Одним из прототипов Ильи Муромца был Илия Печерский - инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер) и 19 декабря.

Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году). Угодник Божий Преподобный Илия Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января.

Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м годам; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XI-XII веками датируют погребение исследователи. В 1594 году посол римского (германского) императора Эрих Лассота сообщает в своих записях об Илие Муромце и Чоботке как о разных людях; скорее всего, увидев разрушенную гробницу и мощи в пещере, он не предположил, что они могут принадлежать одному и тому же человеку. Ему рассказали, что Чоботок был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов чоботом - то есть сапогом.

В советское время предпринимались усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в воплощение секулярного идеала героя-воина. Так, например, был искажен известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», которые в итоге и исцеляют Илию. Кто они - во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины указано, что «каликами» были Христос с двумя апостолами.

В Муроме существуют многочисленные предания об Илие; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Илии, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илия по преданию сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.

В настоящее время мощи Илии Печерского покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть мощей Ильи - средний палец левой руки - находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40-55 лет.

Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

Традиции и обряды

— Накануне был Новый год и многие люди желали друг другу счастья, здоровья и удачи в новом году. А в это самое время над ними таинственно и загадочно мерцали звезды, которые уже предопределили, кто из сидящих за столом именно в этом году должен навсегда покинуть этот мир.

— Испокон веков чародеи и знахари с помощью магии пытались (и не без пользы) вмешаться в круговорот судьбы, чтобы своим тайным искусством изменить несчастливую линию судьбы на более благоприятную. Ведь именно для этого существуют всевозможные заговоры, обереги и заклинания. История хранит немало примеров, показывающих, как с помощью чародейства и астрологии были предотвращены всевозможные трагедии.

— Для 1 января существовало множество гаданий. Например такое: Тот, кто в этот день проедет на лошади задом-наперед вокруг дерева, расходящегося из одного корня на два ствола, тот не будет обманут мужем или женой (подразумевается измена). Или такое: Тот, кто 1 января проснется первым, выйдет за дверь своей комнаты и, постучав в нее, разбудит остальных членов семьи, тот будет главенствовать в своем семействе в течение наступившего года.

Про погоду: Очищали 12 луковиц от верхних чешуек, насыпали на каждую луковицу по кучке соли и клали их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счету месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Если соль влажнела — месяц будет влажный и дождливый, если нет — сухой.

Про урожай наступившего года: Шли на перекресток, чертили на земле палкой крест и прикладывались к нему ухом: если слышалось, что едут сани с грузом, это сулило богатый урожай. Считалось, что сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь - гороха, чечевицы и ягод. Если же погода была теплой - ожидали, что уродится рожь.

Приметы и поговорки

  • Каков Илья, таков и июль.
  • Каков первый день января, таков и первый день лета.
  • Если на Новый год небо звездное - жди хорошего урожая.
  • В Новый год сильный мороз и небольшой снежок - к хорошему урожаю хлеба.
  • Как Новый год встретишь, так он и пройдет.
  • Если первый день в году веселый да счастливый, то и весь год будет таким же.
  • Если в первый день Нового года в дом войдет мужчина с черными волосами - весь год будет удачным.
  • Чем дольше новогодняя елка простоит в доме, тем счастливее будет год.
  • В первый день года нужно отдыхать. Не стоит тяжело трудиться, иначе весь год будет тяжелым.
  • Нельзя выносить мусор – беду на себя накличете.
  • Торговцам в этот день следует хорошо уступить первому покупателю, чтобы весь год торговля была успешной.
  • До конца года нужно отдать все долги, тогда в новом году вы никому не будете должным.
  • Встречать Новый год нужно в обновках и с хорошим настроением. Тогда год будет хорошим и богатым на покупки.
  • Если утро теплое, то будет хороший урожай ржи.
  • Звездная новогодняя ночь предвещает богатый урожай ягод.
  • Если деревья покрыты инеем, то будет благополучным год для сельскохозяйственных работ.
  • Лунная новогодняя ночь обещает богатый урожай бобовых культур.
  • Если 1 января ветрено, то осенью соберете много орехов.