Open
Close

Кинул камень в голиафа. Почему Давид выбрал себе пять гладких камней из ручья? Почему он не взял один камень? Битва Давида и Голиафа

ДАВИД И ГОЛИАФ

Через несколько лет на израильский народ снова напали их враги, филистимляне. Из вражеского войска выступил один воин, по имени Голиаф. Он был необычайно высок ростом и силён. Голиаф был весь закован в железную броню, имел длинное копьё и медный щит. Громко насмехаясь над еврейскими солдатами, Голиаф крикнул им:

– Пусть из вашего войска выйдет кто-нибудь и сразится со мной! Если он убьёт меня, то наши воины будут вашими рабами, а если я убью его, то вы все будете нашими рабами.

Но никто из евреев не смел сразиться с таким великаном. Израильский царь Саул и его воины страшно испугались. Они молились и просили у Бога помощи. Но Голиаф не молился Богу, он думал так:

– Зачем мне молиться Богу, когда я такой сильный и у меня такой острый меч; мне Бог не нужен.

В это время в еврейский лагерь пришёл юноша Давид, который развлекал царя Саула игрою на арфе. Его братья служили в войске, и он принёс им хлеб и сыр. Братья рассказали ему про Голиафа. Давид возмутился, что этот великан позорит Израиль, и воскликнул:

– Я сам сражусь с этим великаном! Хотя я и не такой сильный, как Голиаф, но Бог поможет мне. Сколько раз медведи и львы уносили из моего стада овец, и я почти всегда отнимал у них добычу и убивал их. Надеюсь, что Господь поможет мне победить и этого великана.

Давид и Голиаф

С этими словами Давид взял пастушеский посох, пять гладких небольших камней и пошёл к Голиафу. Великан, увидев, что к нему идёт юноша, сказал ему:

– Что ты идёшь на меня, как на собаку, с палкой и с камнями? Вот подойди только, я отдам твоё тело на съедение зверям!

Но Давид отвечал:

– Ты хвастаешься и гордишься, что ты такой сильный и имеешь такое длинное копьё, и думаешь, что это поможет тебе. А я надеюсь на Господа Бога, и Он поможет мне одолеть тебя.

С этими словами Давид бросил камень и попал прямо в лоб Голиафу. Он зашатался и рухнул на землю замертво. Юноша подбежал к нему и его же мечом отсёк Голиафу голову. Неприятельские полки бросились бежать, а евреи обрадовались и воскликнули:

– Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч!

Вот видите, дети, маленький и слабый юноша Давид молился Богу и надеялся на Него. Поэтому Господь помог ему победить силача и великана. Так и мы, если не будем хвастаться и гордиться, а будем надеяться на Бога, Он не оставит нас без помощи.

Давид стал любимцем у своего народа. Но царь Саул позавидовал Давиду и хотел убить его. Тогда Давиду пришлось бежать и скрываться от Саула. Спасаясь от преследования, Давид продолжал любить своего царя и никогда не желал ему зла, хотя много раз ему представлялся случай отомстить завистнику.

Однажды Давид пробрался ночью в стан Саула и в царской палатке взял копьё, но самого царя не тронул. Часовые спали и не видели, как Давид приходил в палатку и как ушёл обратно. После Давид издали показал Саулу его копьё, и только тогда Саул понял, что Давид не желает ему смерти.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ДАВИД В течение двадцати лет на израильскую землю продолжали делать частые набеги воинственные филистимляне. Особенно тяжелое поражение нанесли они израильтянам при Афеке. По сути, наступила пора рабства. Возникла необходимость в авторитетном предводителе. Это стало

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 63 ДАВИД И ГОЛИАФ Эта глава основана на Первой книге Царств 16:14-23; 17 гл. Когда царь Саул понял, что отвержен Богом, и почувствовал силу слов отвержения, сказанных ему пророком, он впал в горькое отчаяние и негодование. Но не истинное раскаяние склонило гордую голову

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Давид и Голиаф. 1 Царств 17:40-51 И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против филистимлянина. Выступил и филистимлянин, идя и приближаясь к

Из книги Жизнь Давида автора Пински Роберт

II. Кузен Голиаф Давид из колена Иуды, восьмой и последний из сыновей Иессея Вифлеемлянина, вел свое происхождение не только от сынов Израилевых, но также и от моавитян, через свою прабабку Руфь.Мы с трудом можем осознать, что это значило. Насколько близки или чужды

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Давид и Голиаф Однажды на еврейское царство напали враги. Из войска их выступил один воин, по имени Голиаф. Он был необычайно высок ростом и силён. Он был весь закован в железную броню и имел длинное копьё и громадный меч. Громко насмехаясь над еврейскими солдатами, Голиаф

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Голиаф Затем следует второй рассказ, не соответствующий первому, в котором Давид находился при дворе Саула. Оба включены в повествование без какой-либо попытки их согласовать, как если бы авторы Библии заявили: «С другой стороны, рассказывают, что…»Второй рассказ

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Давид Книга Псалтирь состоит из 150 религиозных стихотворений, предназначенных для пения. Еврейское название книги «Техиллим» означает «Восхваления», так как в книге очень многие из них восхваляют Бога. Слово «псалом» происходит от греческого слова, означающего «щипать

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Давид Кому-нибудь столь же погруженному в еврейскую традицию, как Матфей, очевидно, что, если нужно рассказать историю Мессии, первым делом надо доказать, что он является Мессией. И чтобы сделать это, нужно прежде всего доказать, что Мессия - представитель рода Давида.

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Давид и Голиаф Появление Давида Самуилу все же было не по себе - нравился ему Саул! Разозлил он этим Господа:- Доколе ж будешь ты печалиться о Сауле, которого я отверг? За ним хочешь? Мало тебе твоих сыновей убиенных? Наполни рог твой елеем и пойди к Иессею Вифлеемлянину,

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

На сцене Голиаф А от Саула, естественно, отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. Слуги Сауловы посоветовали хозяину, что когда придет на того злой дух от Бога, то чтобы он слушал кого-нибудь хорошо играющего на гуслях, что будет успокаивать ему душу. И

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

ДАВИД И ГОЛИАФ Через несколько лет на израильский народ снова напали их враги, филистимляне. Из вражеского войска выступил один воин, по имени Голиаф. Он был необычайно высок ростом и силён. Голиаф был весь закован в железную броню, имел длинное копьё и медный щит. Громко

Из книги автора

ДАВИД И ГОЛИАФ Однажды на еврейское царство напали враги. Из войска их выступил один воин по имени Голиаф. Он был необычайно высок ростом и силен. Он был весь закован в железную броню и имел длинное копье и громадный меч. Громко насмехаясь над еврейскими солдатами, Голиаф

Из книги автора

Давид и Голиаф Тем временем филистимляне снова пошли войной против Израиля. И вот однажды выступил со стороны филистимлян единоборец по имени Голиаф. Это был великан, закованный с головы до ног в чешуйчатую медную броню. С огромным щитом и длинным копьем он выглядел так

Из книги автора

Саул, Давид и Голиаф Так Давид стал оруженосцем и любимым музыкантом царя Саула, который уже знал, что отвергнут Богом, но еще не догадывался, что вместо него избран этот миловидный юноша, который теперь верно служит ему. Но Самуил тайком ото всех по велению Бога помазал

Давид и Голиаф - два библейских персонажа, битва которых является одной из редких для сцен сражений. Прежде чем стать царем Израиля и до конца разбить давнишних врагов иудеев-филистимлян, Давид снискал славу благодаря одной удивительной победе. Когда он был еще совсем юн, филистимляне в очередной раз напали на израильские земли. Войска стояли напротив друг друга, вот-вот готовые ринуться в бой, но тут из стройных рядов вражеского войска вперед выступил огромный и могучий великан, которого звали Голиаф, и сделал иудеям предложение: исход битвы решить единоборством. Он призывал сразиться лично с ним любому желающему. Если победит иудей, то быть филистимлянам их вечными рабами. Если же победит Голиаф, то судьба сынов израилевых будет такой же. Надо сказать, что легенда «Давид и Голиаф» легла в основу многих художественных фильмов и послужила сюжетом для прекрасных картин.

Итак, Голиаф был могучий и страшный исполин. Он был закован в латы, и ни один израильтянин не мог набраться храбрости, чтобы с ним сразиться, даже несмотря на обещание царя Саула выдать за смельчака (в случае его победы) свою единственную дочку Мелхолу. В течение сорока дней Голиаф выступал, смеясь над еврейским народом и понося Бога. Именно в это время в стане Израиля появился юноша по Он прибыл сюда с целью навестить своих старших братьев и отдать им дары, что передал отец. Он услыхал, как Голиаф поносит израильских воинов и Бога, и возмутился до глубины души. Он испросил разрешения у царя Саула, чтобы сразиться с наглецом. Царь был крайне удивлен такой храбростью, ведь разница даже в весовой категории противников была очевидна: огромный, вооруженный и в доспехах, Голиаф и Давид, у которого, кроме нескольких камней и пастушьего орудия, ничего при себе не было. Но юноша не отступал, он хотел вступить в бой и был твердо уверен, что победит исполинского филистимлянина.

Тогда Саул спросил его, каким образом тот собирается победить Голиафа? Ведь он привык к войнам сызмальства, а Давид столь молод и неопытен в военных делах. На это юноша ответил, что, как простому пастуху, ему не раз доводилось отбивать отставших от стада овец у нападавших на них хищников. И помогал ему в этом сам Господь. И если уж Бог избавлял его от медведя и льва, то от руки филистимлянина также избавит. Тогда иудеи поняли, где черпает силы этот юноша: он уповал на Господа всецело и именно с его помощью надеялся победить такого серьезного и могучего противника.

И вот стоят на поле битвы Давид и Голиаф: скромный, фактически безоружный юноша, у которого в сумке лишь несколько камней, подобранных у реки, а в руках праща для их метания, и грозный, закованный в медь, вооруженный до зубов великан. Привычной и меткой рукой метнул из пращи камень юный Давид. Голиаф, которому тот попал прямо в лоб, рухнул без чувств. Подобно молнии, подскочил к только что поверженному великану юноша и, схватив его меч, единым ударом отрубил ему голову. Войско филистимлян, увидавшее этот чудесный для еврейского народа подвиг, бросилось бежать в смятении. Преследующие их израильтяне выгнали, наконец, врагов со своей земли.

Это была славная победа, поднявшая дух сынов израилевых и укрепившая их Битва, которую устроили Давид и Голиаф, навсегда запомнилась иудеям. Царь же Саул выполнил обещанное: Давид как победитель получил в жены Мелхолу, а также был назначен военачальником. Правда, на этом деятельность храброго юноши во имя своей страны не закончилась, ибо однажды царь затаил злобу на него, думая, что тот хочет занять его трон, и начал всячески преследовать. Но это уже совсем другая история.




Выбрать главу

Давид побежал к Голиафу, поскольку отсутствие брони обеспечивало ему скорость и подвижность. Молодой пастух вложил камень в пращу и принялся раскручивать ее над головой все быстрее и быстрее со скоростью шесть или семь оборотов в секунду, целясь Голиафу прямо в лоб. Это было единственное уязвимое место гиганта. Эйтан Хирш, эксперт по баллистике Армии обороны Израиля, недавно произвел ряд вычислений и установил: камень стандартного размера, брошенный опытным пращником с расстояния 35 метров, ударил бы Голиафа в голову со скоростью 34 метра в секунду. Такой скорости было бы более чем достаточно, чтобы пробить ему череп и серьезно ранить или убить. В категориях убойной силы это эквивалентно современному огнестрельному оружию большого калибра. «Мы обнаружили, – пишет Хирш, – что Давид мог бросить камень в Голиафа за одну секунду, чего Голиафу было явно недостаточно, чтобы защититься, поэтому он оставался фактически неподвижным».

Что Голиаф мог поделать? Он нес более 45 килограммов брони. Он приготовился к битве на близкой дистанции, во время которой он, защищенный броней, мог неподвижно стоять, нанося мощные удары копьем. Он наблюдал за приближением Давида сперва с презрением, затем с изумлением, а после, осознав, что ход битвы резко изменился, наверняка с ужасом.

«Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою… И узнает весь этот сонм, что не мечем и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши».

Давид дважды упоминает меч и копье Голиафа, словно бы подчеркивая, насколько кардинально отличаются его намерения. Тут он опускает руку в сумку, извлекает оттуда камень, и в этот момент ни у кого из наблюдающих по обе стороны долины не возникает сомнений в победе Давида. Он пращник, а пращникам одолеть пехоту раз плюнуть.

«У Голиафа был такой же шанс в поединке против Давида, – пишет историк Роберт Доренвенд, – какой был бы у любого воина бронзового века в поединке с противником, вооруженным автоматическим пистолетом 45-го калибра» .

4.

Почему же этот день в долине Эла настолько неверно толкуется? С одной стороны, поединок наглядно отражает всю глупость наших представлений о силе. Царь Саул скептически оценивал шансы молодого человека на победу по одной простой причине: Давид был маленького, а Голиаф большого роста. В представлении Саула сила равнялась физической мощи. Ему не приходило в голову, что сила может проявляться и в других формах: нарушение правил игры, скорость, внезапность. Подобная ошибка свойственна не только Саулу. На последующих страницах я докажу, что, совершаемая и по сей день, эта ошибка имеет плачевные последствия для всего – от образования до борьбы с преступностью и беспорядком.

Но есть и второй, более загадочный нюанс. Саул и израильтяне думают, будто знают, кто такой Голиаф. Оценив его размер, они пришли к скоропалительным выводам о его способностях. Но они слишком плохо его рассмотрели. Если призадуматься, Голиаф ведет себя крайне странно. Предполагается, что он непобедимый воин. Но по его поступкам этого не скажешь. Он спускается в долину в сопровождении оруженосца – слуги, шествующего впереди и несущего щит. В древние времена щитоносцы зачастую сопровождали лучников в бою, поскольку у солдата, использовавшего лук и стрелы, не оставалось свободных рук, чтобы нести еще и защиту. Но почему Голиафа, человека, призывающего противника к единоборству на мечах, должен сопровождать оруженосец, несущий щит лучника?

Более того, почему он предлагает Давиду: «Подойди ко мне»? Почему сам не может подойти к нему? Библия подчеркивает, как медленно передвигается Голиаф. Довольно странное описание якобы героя сражений невиданной силы. В любом случае почему Голиаф так поздно отреагировал на появление Давида, спускавшегося с холма без меча, щита и брони? Увидев Давида, он должен был испугаться, а вместо этого оскорбился. Складывается ощущение, будто он не понимает, что происходит. И еще эта странная фраза, брошенная им при виде Давида с посохом: «Что ты идешь на меня с палками? Разве я собака?» Палки во множественном числе? У Давида только одна палка.

Сегодня многие медики полагают, что Голиаф страдал от серьезного заболевания. По его поведению и речи можно предположить у него акромегалию – болезнь, вызываемую доброкачественной опухолью гипофиза. Опухоль приводит к избыточной выработке гормона роста, что объясняет гигантские размеры Голиафа. (У самого высокого в мире человека Роберта Уодлоу была диагностирована акромегалия. Он продолжал расти всю жизнь, и на момент смерти его рост составил 272 сантиметра.)

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Инна Белоножко, 26.01.2012


Дмитрий пишет: "Почему Давид выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним? Почему он не взял один камень? Он не доверял Богу и подумал, что с первого раза не попадет? Заранее спасибо за ответ!"

Мир Вам, Дмитрий!

Мне очень нравится эта история про Давида и Голиафа, и считаю ее очень поучительной.

Давайте вспомним, кто такой был Давид? Юноша, который с радостью каждый день пас своих овец в окрестностях Вифлеема. Давид целыми днями находился наедине с природой. Он распевал песни, которые сам сочинял, играя на арфе. Скромный, честный, смелый, послушный родителям и трудолюбивый.

Когда пророк Самуил тайно помазал его в цари, дал понять юноше, какой высокий удел ожидает его, но это не сделало Давида гордым. Не взирая на высокое положение, которое ему предстояло занять, он мирно продолжал заниматься своим обычным делом - пасти овец, покорно ожидая осуществления Божьих планов. Именно результаты многих лет труда и скитаний по холмам, общение с природой и Богом, забота о стаде, опасности и избавление, горести и радости жизни - сформировали характер Давида. Бог преподавал Давиду уроки доверия. Заботясь о своем стаде, пастух понимал, как Господь заботится о Своей пастве.

По обычаям того времени, что было под рукой пастуха, чтоб защитить свое стадо? Посох, камни, праща (веревка с петлей). Голодные и хищные звери нападали на овец, но Давид смело защищал их от пасти львов и медведей. Вот как сам он рассказывал о себе Саулу: "раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним, и нападал на него, и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его, и умершвлял его. И льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого" ().

И когда Давид вызвался пойти и сразиться с Голиафом, то уверенно сказал: "Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина" (). Давид отказался от царских доспехов, снял с себя непривычные тяжеловесные вооружения "и взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина" (). Он взял те орудия, такие средства борьбы и защиты, к которым привык и с которыми имел дело давно. Ведь он не раз уже одерживал победы над хищными зверями! Давид был уверен в победе, он всегда доверял Богу! Он сказал: "ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле" (). И он одержал победу - одним камнем - сразил врага!

Почему камни были взяты Давидом из ручья, не у дороги, например? Почему именно гладкие, которые обточила вода? В этом раскрывается интересная мысль, духовный образ: Бог использует человека как Свой инструмент на этой земле для того, чтобы достичь Своей воли, для того, чтобы планы дьявола были разрушены, и для этого Богу нужен «гладкий камень». Вода била камни, тесала их один об другой и добилась потрясающего результата - убрала все неровности. Так в жизни человека, все, что может помешать ему в будущем стать Божьим инструментом, следует отшлифовать, обтесать, отточить, испытать и приготовить. Почему пять камней? Потому что Давид привык бороться до конца, пока не одержит победу. Очевидно, что он готовился бросить камень не один раз. Так ли поступаем мы? Или бежим при первой неудаче, после первого камня? Может, страх берет верх и мы отказываемся бороться, побеждать? Нет постоянства, молитвы, цели и готовности к битве за спасение? А у Давида это было. Он готов был бросать камень, готов идти до конца и самое главное - имел уверенность в победе, так как Господь всегда был с ним.

Также в руке у Давида был посох. Он не пригодился ему как оружие против Голиафа. Но этот посох давал ему уверенность, что Бог, Который был когда-то с ним, и сейчас остается с ним. И он пошел, и вступил в бой с этим Филистимлянином.

Пусть Господь поможет нам всегда побеждать, помнить о своем призвании, великих целях в жизни, и иметь такую же уверенность в победе, как имел ее Давид! А Библия, как наш посох, всегда будет в наших руках, - и в ней мы будем черпать уверенность в обещание Бога - быть с нами навсегда!

Благословений и радости!

С уважением,

Дополняет Василий Юнак:

Я услышал интересную мысль в одной из проповедей моего младшего брата Андрея. Он представил свою версию насчет того, почему камней было пять. У Голиафа было четыре брата (), и они могли вступиться за него, потому Давид взял камни и для них, на всякий случай. В этом и для нас наука - быть готовыми выполнить не только ту задачу, которая нам известна, но быть готовым встретить еще большие задачи, которые могут возникнуть впереди.

Благословений!

Василий Юнак

Среди филистимлянского войска был один неустрашимый силач, великан Голиаф. Он носил на теле чешуйчатую кольчугу, на голове медный шлем, за плечами медный щит, а в руках держал тяжелое копье. С ним рядом находился оруженосец. И когда филистимляне сошлись с войском израильским, чтобы разрешить многолетнюю вражду, то выпустили вперед Голиафа.

Он был очень грозен, никого и ничего не боялся, ходил вдоль своего войска, громко кричал, похвалялся своей силой, гремел оружием. Он был такой могучий, что, казалось, нет на земле человека, который сумел бы победить его. Еще злобнее и сильнее он кричал в сторону израильтян, призывая их сразиться с ним: «Если ваш воин убьет меня, то филистимляне станут рабами израильтян, если я убью его, то израильтяне станут рабами филистимлян. Все будет по справедливости».

Слышали его крики израильтяне, но не знали, как им поступить. Не было у них в войске подобного силача. Сорок дней и сорок ночей похвалялся Голиаф своей силой, всячески поносил израильтян и грозился всех уничтожить.

Юный Давид, будущий царь Израиля, который принес своим братьям еду, услышал похвальбу гиганта Голиафа. Он был очень молод, но отличался крепостью мышц и ничего не боялся. И еще услышал он от израильских воинов, что того, кто убьет Голиафа, израильский царь наделит великим богатством и выдаст за него свою дочь.

Давид спросил своих братьев, не сразиться ли ему с Голиафом. Братья тотчас рассердились на него, сказали, что ему надо пасти овец, а не сражаться. Но слова Давида услышали другие воины и доложили о нем предводителю Саулу. Тот призвал к себе Давида. Юноша рассказал Саулу, что с детства пасет овец и нередко вступал в схватку с дикими зверями, разрывая голыми руками льва, медведя. У Саула не было другого выбора, надо было отвечать на вызов Голиафа, он отдал юноше свою кольчугу и шлем. Давид примерил снаряжение, но потом отказался от него. Он взял свой посох, пращу, пастушескую сумку, наложил в нее камней и вышел перед войском израильским.

Голиаф с презрением посмотрел на юношу в пастушеской одежде. Он крикнул: «Зачем ты идешь против меня с палкой, разве я собака»? Давид отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа… и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою».

Очень обозлился Голиаф, услышав такие обидные слова, и прибавил шагу. Они сближались, готовясь к яростной схватке. Голиаф был уверен в своей победе, он ничего не боялся и только страшно улыбался, но юношу не пугал его зверский вид.

Когда расстояние между ними сократилось до полета стрелы, Давид опустил руку в свою сумку, взял оттуда камень потяжелей и вставил его в пращу. Он прицелился и выстрелил. Камень попал прямо в лоб великану. Он не удержался на ногах и рухнул на землю. Такого не ожидали ни филистимляне, ни израильтяне.

Давид подбежал к Голиафу, тот не шевелился, он был мертв. Давид взял его меч и отсек ему голову. Наблюдавшие за этой сценой филистимляне пришли в ужас и побежали. Войска израильские стали их преследовать. Они с победными кликами вступили в лагерь врагов и разграбили его. А Давид вместе с отрубленной головой Голиафа триумфатором вошел в Иерусалим.