Open
Close

Казанский богородичный мужской монастырь. I. История возникновения монастыря

Главной во все время существования монастыря была деятельность, связанная с культом иконы Казанской Божьей Матери: прием паломников, службы, организация празднеств 8 июля (в день обретения иконы) и 22 октября (в честь избавления от поляков). Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Казанской, Поперечно-Казанской, Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона. Собор был построен вместо старого собора 1594-1595 годов по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова и под наблюдением казанского архитектора Филиппа Емельяновича Емельянова. Софийская церковь, расположенная на южной стороне монастыря, служила надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и церковь не оказалась в глубине монастырской территории.


Монастырские врата

Казанская икона Божией Матери. Богородицкий монастырь. Казань. 4 ноября (22 октября по старому стилю) в Православной Церкви установлено празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой "Казанская". Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году - 21 июля (8 июля по старому стилю) - в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 г. По легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.





Монастырская гостиница

Крестовоздвиженская церковь находится на Большой красной улице в Казани и входит в ансамбль Богородицкого мужского монастыря. Она была построена в 1877 году по проекту архитектора Тихомирова. Из всех построек монастыря храм сохранился лучше всего. В советское время в нем располагался Казанский государственный педагогический институт. Когда стало известно, что Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери может быть возвращен в Россию, начались глобальные реставрационные работы, в которых принимали участие лучшие специалисты из Казани и Санкт-Петербурга. К торжественному открытию был восстановлен внешний фасад церкви и ее внутреннее убранство. На купол храма был установлен крест из черного железа, покрытый сверху сусальным золотом. Позолотой был украшен и иконостас, выполненный в классическом стиле. Купол и стены были заново расписаны художниками А.Беляевым и А.Пьянковым из Санкт-Петербурга. Список иконы был привезен через Москву из Рима от Папы Римского Иоанна Павла II. В 2005 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II лично внес его в Крестовоздвиженскую церковь.


Место обретения Казанской Иконы Богородицы Часовня на месте обретения Казанской Иконы Богородицы находится в Казани по улице Большая Красная, 5. Точная дата постройки колокольни неизвестна, над многими вопросами, связанными с этим интересным местом, до сих пор ломают голову археологи и историки. В 1930-е годы стоящие в этой части города Казанский собор и колокольня Казанского Богородичного женского монастыря были полностью уничтожены, а сама территория была закатана в асфальт. Только в июне 2000 года в этом месте начались археологические раскопки. Именно здесь, где когда-то стоял Казанский собор, были найдены останки пещерного храма-часовни, который, как известно, был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Об этой часовне известно только то, что она была построена в начале XX века. Предполагают, что колокольня была разрушена одновременно с Казанским собором.

Часовня на месте обретения Казанской Иконы Богородицы

Софийская церковь, расположенная на южной стороне монастыря, служила надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и церковь не оказалась в глубине монастырской территории. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. В 1807 году Софийская церковь, еще не будучи достроенной, сильно пострадала в пожаре 1815 года. Ее строительство завершилось лишь к 1825 году (на средства дворян Мусиных-Пушкиных), когда храм и был освящен.

Монастырская звонница



Обитель иконы Казанской Богородицы. Крестовоздвиженский храм 21 июля 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II внес в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого женского монастыря список Казанской иконы Божией Матери, привезенный через Москву из Рима, от Папы Римского Иоанна Павла II. Крестовоздвиженская церковь входит в ансамбль Богородицкого женского монастыря, одного из старейших на территории Казани (основан в 1579 году). Она относится к новым постройкам - была возведена в 1877 году (архитектор Тихомиров). В первоначальном виде церковь украшали восьмиколонный портик и лепное «всевидящее око». Ивану IV после обретения Казанской иконы Божьей Матери приказал соорудить во имя Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была Матрона Онучина,

21 июля русские православные празднуют явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. На протяжении 300 лет Казанская икона Божьей Матери была одним из главных символов русской цивилизации.

1. Икона была обретена в Казани в 1579 году после пожара, который уничтожил половину города. Легенда гласит, что Богородица явилась во сне девятилетней Матроне и указала место, где спрятана икона. Икону обнаружили на глубине метра, завернутую в рукав мужской рубахи, по свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная».

2. Икона Казанской Божьей Матери относится к типу одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы – явление в мир «небесного Царя и Судии».

3. На явленной иконе младенец Христос благословляет двумя перстами. Но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Пальцы в нем складываются особым образом, каждый из них символизирует букву греческого алфавита. Вместе они составляют монограмму имени Иисуса Христа - I҃C X҃C.

4. Икону почти сразу признали чудотворной. Когда ее переносили с места обретения в храм, исцелились два слепца.

5. Явленная икона, судя по описи Казанского девичьего монастыря 1853 года, была сравнительно небольшого размера – 6×5 вершков или 26.7×22.3 см.

6. У явленной иконы было две ризы – праздничная и повседневная. Первая была выполнена из золота, поверх нее надевалась еще один оклад, украшенный драгоценными камнями. В украшении повседневной ризы преобладал жемчуг.

7. В честь иконы Иван Грозный приказал основать в Казани женский монастырь Пресвятой Богородицы. Первыми его постриженицами стали Матрона, благодаря которой была обретена икона, и ее мать.

8. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.

9. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 8 июля (21июля по новому стилю) – в честь обретения, и 22 октября(4 ноября) – в честь избавления Москвы от поляков.

10. 4 ноября в России отмечается День Народного Единства. Этот праздник установлен в честь освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году и одновременно приурочен ко дню Казанской иконы Божией Матери.

11. Один из списков иконы Казанской Божьей Матери сопровождал ополчение Дмитрия Пожарского. По легенде, духовное заступничество иконы привело к добровольной сдаче Кремля поляками в 1611 году.

12. В честь иконы был построен Казанский собор на Красной площади. Храм был возведен на средства князя Пожарского.

13. К 1636 году икона Казанской Божьей Матери стала "палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона", т.е. святыней государственного масштаба.

14. В «Повести о Савве Грудцыне» главный герой заключает контракт с бесом, и только заступничество Богородицы спасает его. Согласно тексту, Савва избавился от проклятья только после того, как помолился перед Казанским собором, а потом – и перед самой иконой.

15. В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел отмечать 22 октября ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери, так как в этот день за год до этого родился первенец царя Димитрий.

16. В 1709 году Петр I со своим войском молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки. Многие современники приписывали победу в Полтавском сражении именно заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

17. Петр I счел, что новой столице России нужна своя святыня. По приказу императора один из старинных списков иконы Казанской Божьей Матери в 1721 году перевезли в Санкт-Петербург.

Петербургская
18. Первый драгоценный оклад для петербургского списка приказала сделать императрица Анна Иоанновна. Она же в 1736 году повелела выстроить на пересечении Невского проспекта и Мещанской улицы каменную церковь и перенести туда святыню.

19. В 1767 году императрица Екатерина II пожертвовала свою бриллиантовую корону для украшения оклада явленной иконы.

20. В честь Казанской иконы в 1811 году в Санкт-Петербурге был возведен кафедральный собор, который стал одним из главных символов Санкт-Петербурга.

21. В 1812 году Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери, сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования дня Казанской иконы Божьей Матери, русские войска одержали первую победу над французами.

22. Один из списков иконы Казанской Божьей Матери находился в 1880 году в Зимнем дворце во время теракта, устроенного народовольцами. Взрыв мощностью в 30 кг динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами и полы дворцовой гауптвахты обрушились. Несмотря на то, что комната, где находился список, была полностью уничтожена, сама икона осталась нетронутой.

23. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».

24. Самые известные иконы Казанской Божьей Матери – это явленная икона, московский и петербургский списки. К сожалению, явленная икона и московский список были утрачены в начале XX века.

25. 29 июня 1904 года явленная икона Казанской Божьей Матери была похищена из Казанского Богородицкого монастыря шайкой Варфоломея Стояна. Во время расследования в печи квартиры Стояна были обнаружены останки сожжённых икон. В ходе суда было высказано предположение, что явленная икона была уничтожена.

26. Существует легенда, что на самом деле явленная икона не была похищена. Рассказывают, что игуменья Казанского Богородицкого монастыря имела привычку подменять икону на ночь, чтобы обезопасить ее от воров. Поэтому вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список.

27. Московский список Казанской иконы Божьей Матери в драгоценном окладе был похищен из Казанского собора в 1918 году. В настоящее время местоположение иконы неизвестно.

28. Петербургский список чудом уцелел в 1922 году, когда большевики конфисковали иконостас и ризу иконы. Настоятель Казанского собора протоирей Николай Чуков спас икону, заявив, что оригинал был украден, а этот список такой ценности не имеет. На сегодняшний день петербургский список хранится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.

Ватиканская
29. Один из списков XVIII века был вывезен из России во время революции. В 1970 году икону выкупили русские католики, а с 1993 года список хранился в личных покоях Папы Римского. В 2004 году «Ватиканский» список был возвращен Русской Православной церкви. Сейчас икона находится в Казанском Богородицком монастыре (г. Казань).

30. Икона Казанской Божьей Матери – самая популярная в России венчальная икона.

31. Казанской иконе посвящены 14 монастырей и 50 церквей и храмов, которые находятся, в том числе в Белоруссии, Украине, Финляндии и Кубе.

32. В 2011 году список иконы Казанской Божьей Матери отправился в космос на Международную Космическую Станцию.

Казанский Богородицкий монастырь - православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы.

8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай - будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её, к сожалению, неизвестна).

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема.

Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его).

Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.

По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году - к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции.

Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его архитектурный ансамбль по размерам и роскоши не имел себе равных в Поволжье.

Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле классицизма в 1798-1808 гг. (по проекту знаменитого русского архитектора И. Старова) на месте обветшавшего каменного собора 1590-х гг. Его площадь составила 49 на 43 м, а высота - 44 м. Облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами - со всех сторон, кроме алтаря.

Никольский храм к северу от него (1810-1816 гг.) и Крестовоздвиженский к югу (1882-1884 гг.) также были возведены в стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому куполу. 2 основных корпуса - Настоятельский и Никольский (1820-е - 1840-е гг.), составили собой гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое.

В этот ансамбль XIX века вошли 2 более древних сооружения - 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская надвратная церковь (обе - середина XVII в.).

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 году на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (ныне - университета).

В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004-2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Этот список был помещён именно в Крестовоздвиженском храме. По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или 1-й половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился, за рубеж попал после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в 1579 году. Подлинник бесследно исчез в 1904 году - он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи, так как ему была нужна лишь драгоценная риза.

Тем не менее, Ватиканский список почитается и считается чудотворным, и его нахождение на месте обретения Казанской иконы видится вполне логичным. Ежедневно к нему приходят сотни, а в некоторые дни и тысячи паломников со всей России и из-за рубежа.

Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был женским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек.

Паломнические поездки к Казанскому Богородицкому монастырю в г. Казань

  • Поездка из Москвы в Казанский Богородицкий монастырь в г. Казань

Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова.

В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины - нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.).

Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома.

В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже - Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери.

Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор.

Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения.

В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.

На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви.

К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. Сейчас в нем находится филологический факультет Казанского государственного педагогического института. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова.

На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона. Единственный действующий храм на территории бывшего монастыря - Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большой Красной. По монастырским документам она построена в 1807-1825 гг. (строительство прерывалось пожаром 1815 года) по проекту архитектора Я.М. Шелковникова на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы ХIХ века была построена новая ограда и храм оказался в глубине монастыря.

По мнению ученых Софийская церковь построена значительно раньше, чем датируется обычно. Вероятно, в конце XVII - начале XVIII вв. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля и барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции. Во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови церковь была освящена, очевидно, в память о казанской игуменье Софии (в миру - княжна Любовь Борисовна Волховская), руководившей монастырем с 1795 года до своей смерти в 1807 году. При игуменье Софии в монастыре велись большие работы, были составлены планы, по которым монастырь отстраивался позднее.

В 1798 году игуменья София принимала в качестве гостей императора Павла I и князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), присутствовавших на закладке главного монастырского собора. В советское время храм использовался как жилое помещение, однако с 1993 года был передан Казанской епархии и в настоящее время является действующим, в Софийском храме существует молодежная община. Сам храм посещается на втором этаже, первый пользуется под служебные помещения и библиотеку молодежной общины. В Софийской церкви установлен новый резной иконостас, среди икон особо почитается новый образ св.мученицы благоверной княгини Елизаветы.

Святая коверная княгиня Елизавета Федоровна - ныне одна из самых почитаемых новомучениц Российских. Она являлась принцессой Гессен -Дармштадской (до принятия православия ее звали Элла), родной сестрой императрицы Александры Федоровны и женой дяди императора -Николая II - великого князя Сергея Александровича, убитого эсеровскими террористами в 1905 году. Овдовев, Елизавета Федоровна, посвятила себя православному социальному служению - помощи бедным, убогим, больным. Основанная ею Марфо-Мариинская обитель Москве стала крупным центром медицинской и благотворительной помощи.

Оставаясь в миру, Елизавета Федоровна вела монашеский образ жизни, и расходовала значительные средства на помощь православным монастырям и храмам, много ездила по России. Казанский Богородицкий монастырь она посещала дважды - в 1910 году при закладке подземного храма и в 20 июня 1913 года при его освящении.

После прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна, как и другие члены семьи Романовых, была арестована и содержалась в Перми и Алапаевске. В ночь с 17 на 18 июня 1918 года, через день после расстрела Николая II и его семьи, Елизавета Федоровна вместе с четырьмя великими князьями - Сергеем Михайловичем, Иваном, Константином и Георгием Константиновичами, князем Владимиром Палеем (морганатическим сыном великого князя) и слугой Сергея Михайловича Ремезом была зверски казнена - их живыми сбросили в шахту.

По свидетельствам очевидцев из шахты еще несколько дней доносилось церковное пение. Когда белые войска занял Алапаевск, тела убитых были извлечены из шахты. Мощи Святой Благоверной княгини сейчас находятся в Иерусалиме, в храме Русской Зарубежной церкви. Почитаемая икона св. великой княгини Елизаветы содержит частицу ее мощей. Расположен по адресу: г. Казань, ул. Б.Красная, 5

Известный казанский краевед, лауреат Макарьевской премии Анатолий Михайлович Елдашев уже давно изучает историю казанских монастырей. В 2001 году увидела свет его книга «Монастыри Казанского края: очерки истории», изданная при содействии Института истории имени Марджани и Института государственной службы при Президенте РТ, в 2013-м - книга « Православная культура в Казанском крае» .

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из глав, посвященных Казанскому Богородицкому женскому монастырю. Речь пойдет об истории обретения чудотворного образа, о возведении в Казани монастыря в ее честь и о том, что с ним стало в советское время.

История церковной жизни вообще, а монастырская, в частности, являются неотъемлемой составной частью истории развития любого государства и общества, имеющих конфессиональные сферы бытия. Россия – именно такое государство с глубокими традициями в религиозной сфере. Изучения интереснейших процессов в истории русской православной церкви имеют серьезное значение для исследования культурной, социально-экономической и политической жизни страны в целом. Снятие в новейшее время идеологических запретов в России открывает широкий простор для научных исследований в данном направлении.

Русская православная обитель... Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию – нашу Святую Матушку-Русь.

На протяжении всей истории страны в русских монастырях всегда сбиралось все самое лучшее: люди – прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры – храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила – безвозмездная помощь нуждающимся, духовное окормление и старческое руководство верующих. Русская православная обитель – это и чудотворные иконы, цельбоносные мощи святых угодников Божиих, благодатная помощь и исцеления от которых не поддаются исчислению. Православный монастырь – это прообраз, отблеск Царствия Божия на земле, место, где таинственно соединяется Церковь воинствующая, земная и Церковь небесная, торжествующая.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей и является Казанско-Богородицкий первоклассный женский монастырь.

I. История возникновения монастыря

Возникновение монастыря связано с обретением одной из главных святынь Русской Православной церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас Казанской чудотворной иконы Божией Матери. В 1579 году Казань пострадала от пожара, который, начавшись близ церкви св. Николая, испепелил часть посада, прилегавшего к кремлю, причинив кремлевским постройкам значительный ущерб, а потом перекинулся и за крепостные стены.

Пожар начался от того места, где некогда стоял холодный храм Казанского монастыря, а до этого – дом стрельца Даниила Онучина, сгоревший вместе с другими. Когда стрелец вознамерился начать постройку нового дома на своем пепелище, десятилетней Матроне стала являться икона Божией Матери.

В первый раз при явлении своем отроковице во сне Богоматерь изрекла ей, что икона сокрыта в земле на том месте, где стоял дом их, и повелела сообщить об этом архиепископу и воеводам. Девочка только спустя некоторое время поведала об этом матери. Мать же, женщина простая и загруженная работой, не поняла смысл рассказанного и не обратила должного внимания.

Тогда икона явилась во сне девочке во второй раз. Матрона вновь поведала матери свой чудесный сон и с того времени не переставала повторять о видении, которое занимало всю ее душу. Но по-прежнему мать оставила без внимания слова дочери. Наконец икона явилась Матроне в третий раз.

Это произошло следующим образом: однажды девочка во время сна сверхъестественной силой была перенесена из своего дома на середину двора, где увидела икону пресвятой Богородицы, от лица которой исходили огненные лучи, столь грозные, что Матрона боялась сгореть от них. От иконы слышался страшный голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь ».

От этого страшного видения девочка пала на землю и долго лежала, как мертвая. Придя в чувство, она громко стала звать мать свою, рассказала ей услышанное от иконы Богоматери и просила немедленно идти к воеводам и архиепископу.

Только после этого мать вняла мольбам дочери и вместе с ней отправилась к казанским градоначальникам – князю Андрею Ивановичу Нотреву и дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. Девочка подробно поведала им троекратное явление ей иконы Богоматери, пересказала все, что говорила ей Владычица во время своих явлений, и указала место, где хранится икона.

Но воеводы не только не поверили сказанному, но, кажется, и посмеялись над ней с матерью, которые со слезами вышли от них и отправились к Казанскому архиепископу Иеремию, бывшему архимандриту Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Но архиепископ также не поверил рассказчице.

Матрона, ставшая в Богородицком монастыре Маврой

Вернувшись домой в 12-м часу пополудни (а это было 8 июля), мать сама взяла заступ (мотыгу) и начала копать землю в том месте, какое указала ей дочь. Копала она долго, но все безрезультатно. Вскоре к ней присоединились другие люди, но успеха никто не имел. Тогда уж сама Матрона взяла заступ и начала копать в том месте, где в их доме стояла печь. И вот на глубине более двух аршин показалась икона пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем на руках, завернутая в рукав ветхой одежды, из сукна вишневого цвета, светлая, без малейшей порчи дерева и красок, как будто только недавно писанная.

Как считает авторитетный дореволюционный исследователь истории чудотворной иконы, профессор Казанской духовной академии Г.З.Елисеев, ее сокрыл в земле еще во время владычества татар в Казани либо русский пленник, живший здесь, либо мусульманин, принявший православие.

Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была списком с чудотворной иконы Богоматери. Весть о чудесном обретении иконы немедленно разнеслась по всему городу, и жители Казани поспешили на пепелище Онучина. Получили сие известие воеводы и архиепископ, которые также прибыли сюда и со слезами просили пред святой иконою Богоматери прощения за свое неверие.

Среди собравшихся присутствовал и Гермоген, священник Николо-Гостинодворской церкви, а впоследствии Казанский митрополит и Патриарх всея Руси. Он испросил у преосвященного Иеремии дозволение принять из земли на свои руки обретенную икону и понес ее в сопровождении духовенства и народа, по повелению архиепископа, в ближайшую к дому Онучина церковь св. Николая.

По совершении в этом храме молебствия икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец – Никита получил тоже благодеяние от Владычицы, обрел зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери.

На другой день в соборном храме совершена была литургия. Архиепископ и градоначальники, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него, отправили все это в Москву, к царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь на месте обретения иконы повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа, устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону.

Матрона, обретшая святыню, постригшись в монашество под именем Мавры, была первой инокиней, а потом и настоятельницей этого монастыря.

Особенное уважение к чудотворному образу Богоматери имел царь Феодор Иоаннович. В 1595 году была построена каменная церковь, увеличен штат монашествующих. Тогда же Феодор Иоаннович повелевает обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камнями из царских сокровищ.

Императрица Екатерина II в 1767 году, присутствуя на литургии в Казанском девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы дорогими бриллиантами.

В конце XVI века икона была известна в России, но в основном она была местночтимая, и в Казани празднование совершалось в день ее обретения 8 июля.

Особую славу она приобрела в Смутное время, когда казанский отряд, отправившийся в 1611 году в ополчение, взял с собой список с иконы, который находился в войске Минина и Пожарского. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов. В первый воскресный день православные москвичи ходили с иконами на лобное место на Красной площади и благодарили Бога и Пречистую Его Матерь за избавление от супостата.

Михаил Феодорович Романов в память об этом событии установил празднование в Москве Казанской иконы Божией Матери два раза в год: в день обретения святой иконы (8 июля) и в день освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября), с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, что на Сретенской улице, где князем Дмитрием Пожарским был помещен список с чудотворного образа.

15 октября 1636 года была освящена новопостроенная церковь в честь Казанской иконы на Красной площади в Москве (ныне восстановленный Казанский собор), а 3 октября 1647 года был освящен придел во имя св. Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев. С этого времени оба крестные хода стали совершать в этот собор, куда и была перенесена икона, принадлежащая ополчению князя Пожарского.

Но до 1649 года праздник в честь чудотворной Казанской иконы, кроме Казани, совершаем был только в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия 21 октября 1648 года во время всенощной службы на праздник Казанской иконы Божией Матери, в благодарении Богу и пресвятой Богородицы установил день 22 октября праздновать по всей России. С этого времени чудотворная Казанская икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь.

В течение почти 350 лет своего существования в Казанский Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь. Многолюдны были крестные ходы в Казани, проводимые в основном летом. Последний раз крестный ход в память Казанской иконы Божией Матери устраивался 8 июля (21 июля по н.ст.) 1903 года, через год она будет похищена.

Маршрут шествия пролегал из храма Казанско-Богородицкого женского монастыря через Соборный храм Благовещения, что в Казанском Кремле, далее шел через Ивановский монастырь и Никольскую церковь к Петропавловскому собору. Среди участников шествия было немало татар – не только кряшен, но и мусульман. Представления многих из них были довольно прогрессивными и позволяли участвовать в христианских ритуалах. Ведь убеждение в том, что Бог един, имела не только интеллигенция. Справедливости ради отметим, что татары не были активными участниками шествия – они замыкали его или были среди зрителей.

В истории России с Казанской иконой Божией Матери связано множество знаменательных и трогательных событий. Достаточно вспомнить, что список с иконы находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы, или то, как Михаил Илларионович Кутузов собственноручно вынес ее из Казанского собора на Красной площади, завернув в шинель, когда в конце августа 1812 года русские войска оставляли Москву. Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победы в этой войне.

Судьба иконы, к сожалению, трагична. В ночь на 29 июня 1904 года икона Казанской Божьей Матери и стоящая рядом особо почитаемая икона Христа Спасителя были похищены из-за драгоценных окладов. Похитители вскоре были арестованы, но сами иконы, по показаниям преступников, были ими сожжены. Однако гибель чудотворной иконы не остановила потока паломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в соборе была установлена подаренная константинопольским патриархом Иоакимом III икона Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей»).

II. Постройки монастыря

Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Красной (Большой Казанской), Красина (Поперечно-Казанской), Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. Древнейшие здания монастыря не сохранились, ныне существующие храмы и постройки относятся в основном к XIX веку.

К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона.

Собор был построен вместо старого храма 1594-1596 годах по проекту известного зодчего И.Е.Старова под наблюдением казанского архитектора Ф.Е.Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году храм был расписан и освящен. До 2005 года на месте собора находился корпус табачной фабрики.

Так выглядел киот с Казанской иконой Божией Матери

Утрачена и шестиярусная монастырская колокольня высотой 55 метров (для сравнения, колокольня Петропавловского собора имеет в высоту 49 м), построенная, скорее всего, в первой половине XVII века. Сейчас на ее месте площадка перед проходной табачной фабрики.

Постройки советского времени, в том числе общежития КГТУ (КАИ) на углу Большой Красной и Красина и трех пятиэтажек в западной части монастыря, разрушили цельность архитектурного ансамбля, но ряд построек все же сохранился.

Церковь Николы (Николая) Тульского расположена в той части монастыря, которая выходит на улицу Нагорную. Приходская Николо-Тульская церковь существовала уже в год обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери (построена, вероятно, купцами из Тулы, которых было немало среди первых русских поселенцев в Казани). Именно в этой церкви икона находилась в первые месяцы после обретения.

Вместо нее в 1686 году были построены каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в 1742 году. Выстроенная вместо них новая каменная церковь в 1803 году из приходской была обращена в монастырскую, но вскоре была снесена.

По проекту, составленному в 1806 году архитектором Я.М.Шелковниковым в 1810-1816 годах построен новый Николо-Тульский храм. По архитектуре он был двухпрестольным, но еще два престола находились на хорах. Церковь Николы Тульского служила зимним собором монастыря, в ней зимой и находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Храм сохранился в сильно перестроенном виде, сейчас в нем размещены цеха табачной фабрики.

Насельники святой обители у Николо-Низского храма. 1910 год. Архив Г. Фролова

Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большая Красная, служила надвратной церковью до того, как была построена новая ограда и церковь оказалась в глубине территории монастыря. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. Начатый в 1807 году храм, еще не будучи достроен, в сентябре 1815 году сильно пострадал в пожаре. Его строительство завершилось лишь в 1825-м (на средства дворян Мусиных-Пушкиных) и храм был освящен.

Существует, однако, мнение что ныне существующая Софийская церковь в первой четверти XIX века лишь восстанавливалась, а построена она намного раньше, вероятно еще в конце XVII – начале XVIII века, о чем свидетельствуют ее архитектурные формы и декор, явно архаичные для начала XIX столетия. В 1994 году Софийская церковь возвращена верующим и действует как приходская.

«Южный» корпус с надвратной Крестовоздвиженской церковью построен в 1882-1887 годах. Двухэтажное здание с купольным этажом, выстроенное в стиле классицизма, почти полностью по облику совпадает с Никольским собором. В купольном этаже находилась церковь, на первом и втором этажах – общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале – пекарня и квасная. Долгое время здесь располагался факультет русской филологии Казанского педагогического университета и студенческое общежитие.

В 2005 году были проведены восстановительные работы в Крестовоздвиженском корпусе. Богослужения тут совершают ежедневно в 8.00 и в 17.00. Открыт храм и в остальное время, чтобы верующие, а также туристы имели возможность беспрепятственно общаться с Усердной Заступницей христиан пред Её чудотворным образом.

В конце декабря 2007 года святая обитель получила статус мужского монастыря. В настоящее время возрождающуюся обитель возглавляет иеромонах Питирим (Рыбанин).

Теперь на том месте, где когда-то русский народ обрёл одну из главных святынь, снова произносятся слова молитвы.


Елисеев Г.З. Казанская чудотворная икона Божьей Матери. Православный собеседник. Изд. Казанской духовной академии. Часть III. 1858, с. 393. Отметим, что эта статья была напечатана в Православном собеседнике без подписи. Профессор Казанской Духовной Академии И.М.Покровский убедительно доказал, что автором ее является профессор КазДА Григорий Захарович Елисеев (1821-1891). См.: Покровский И.М. Печальная годовщина со дня похищения явленной чудотворной казанской иконы Божьей Матери в Казани. К., 1905, с. 5.

Елисеев Г.З. Казанская чудотворная икона Божьей Матери. Православный собеседник. Изд. Казанской Духовной академии. Часть III. 1858, с. 395-396.

Лебедев А. Преклонение перед иконой-покровительницей не знало религиозных границ // Республика Татарстан. 23 октября 2003.

Старов Иван Егорович (1744-1808), архитектор, теоретик русского классицизма, профессор (1785). В 1772-1774 главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В 1774-конец 1780-х гг. работал в Санкт-Петербурге, с начала 1790-х гг. - на Украине. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 536.

Емельянов Филипп Емельянович (1761/62-?), архитектор, представитель русского классицизма. Ученик В.И. Кафтырева. В 1796-1804 казанский губернский архитектор. Автор проектов Гостиного двора (1800), дома губернатора, приспособленного им же под Первую Казанскую мужскую гимназию (1798). См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 185-186.

Шелковников Яков Михайлович (1774-1809), архитектор, представитель русского классицизма. В 1797-1804 помощник архитектора А.Д.Зайцева в Санкт-Петербурге. С 1804 казанский губернский архитектор. По проектам Шелковникова построены: городская больница (1806), тюремный замок (1807) и др. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 664.

Петонди Фома Иванович (1794-1874), архитектор, представитель русского классицизма. В 1817-1834 Орловский губернский архитектор, в 1834-1844 казанский губернский архитектор. С 1845 работал в Петербурге, в 1855 вернулся в Казань. Автор проектов многих зданий в Казани, в т.ч.: домов Н.Н.Колокольникова (1836), Дротоевского (1837), Казанской городской думы (1836), Родионовского института благородных девиц (1844, в соавторстве), «Казанского подворья» (1843-1844) и др. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 435.

Малиновский Федор Николаевич (1864-?), архитектор. В 1894-1912 казанский епархиальный архитектор. По проектам Малиновского построены: Собор Божьей Матери «Всех скорбящих радости» Иоанно-Предтеченского монастыря в г.Свияжске (1898-1906), Троицкий собор Богородицкой пустыни (1904-1907), Троицкая церковь в г.Лаишево (1911) и др. Работал в русле эклектизма. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 338.

Пятницкий Петр Григорьевич (1788-1855), архитектор, представитель русского классицизма и ампира. В 1820-1825 архитектор Казанского университета. В 1826-1834 и 1841-1846 – казанский городской архитектор. В 1822 разработал первоначальный генеральный план университетского городка. По проектам Пятницкого построены: главный корпус Казанского университета (1822-1825), Котелова дом (1833), корпус в Военном госпитале (1840) и др. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 458.

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />