Open
Close

Какой из этих монашеских орденов назывался нищенствующим. Дальнейшая история нищенствующих орденов

Золотые годы средневекового христианства

Бог установил на небе два светила - более яркое, чтобы направлять нас днем, и менее яркое, чтобы направлять нас ночью. Точно так же Он установил два светила над вселенской церковью... Более яркое, чтобы направлять наши души, именееяркое, чтобы направлять наши тела. Это - папская власть и королевская власть.

ИННОКЕНТИЙ III

По завершении эпохи крестовых походов средневековое христианство достигло зенита своего развития. Это проявилось прежде всего в двух сферах религиозной жизни: монашестве и папстве. Это нашло также выражение в богословии и в архитектуре. Поэтому мы кратко остановимся на этих темах в такой последовательности: возникновение нищенствующих монашеских орденов, усиление папской власти, развитие богословия и архитектуры.

Рост городов, торговли и экономики, основанной на денежном обращении, привел к изменениям, которые нравились не всем и не всегда. Монетарная экономика, например, хотя и способствовала развитию производства, повышая тем самым общее благосостояние, в то же время имела тот недостаток, что делала экономические связи менее прямыми и менее человечными и увеличивала разрыв между богатыми и бедными. С ростом городов и связанной с ним миграции населения традиционному приходскому служению становилось все труднее отвечать на нужды тех, кто переезжал в города. Поэтому нет ничего удивительного, что монашество, в течение многих веков демонстрировавшее необычайную приспособляемость, принимало новые формы, бросая вызов законам монетарной экономики и отвечая на нужды пришедшего в движение населения. Так появились "нищенствующие", то есть живущие подаянием ордена.

Предтечей нищенствующих орденов стал Пьер Вальдо, купец из Лиона, который, услышав историю о монахе, жившем в крайней нищете, решил тоже посвятить себя жизни в бедности и проповедовать. Вскоре у него появился ряд последователей, но архиепископ запретил их деятельность. Они обратились в Рим, и богословы, которым поручили рассмотреть это дело, высмеяли их за невежество. Несмотря на это и на неоднократные осуждения, они продолжали проповедовать. Затем гонения вынудили их укрыться в отдаленных долинах Альп, где они оставались вплоть до протестантской Реформации. Тогда к ним пришли протестантские богословы, чье учение они приняли, став протестантами.

На ранних этапах францисканское движение было весьма близким к вальденсам. Франциск, как и Пьер Вальдо, принадлежал к купеческому сословию. Его настоящее имя было Джованни. Но его матерью была француженка, отец вел торговые дела с Францией, а сам он очень любил песни французских трубадуров. Поэтому друзья в родном городе Ассизи начали называть его Франческо - "маленький француз", и под этим именем он известен по сей день.



Как и Пьер Вальдо, Франциск пережил глубокий духовный опыт, побудивший его вести жизнь в нищете. Рассказывают, что однажды друзья увидели его необычайно счастливым.

Чему ты так радуешься? - спросили они его.

Я женился.

На госпоже Нищете!

Он раздал нищим все, что имел. Если бы ему досталось от родителей что-то еще, он немедленно отдал бы и это. Он ходил в лохмотьях и проводил время либо в превознесении достоинств нищеты, убеждая всех, кто хотел его слушать, либо в работе по восстановлению какой-нибудь заброшенной часовни, либо в созерцании красоты и гармонии природы. Отец посадил его в подвал и обратился к властям. В конце концов епископ решил, что если Франциск не желает разумно распоряжаться семейным имуществом, он должен от него отказаться. Выслушав вердикт, он отказался от наследства, отдал отцу всю одежду, которая на нем была, и голым убежал в лес, где жил отшельником.

Затем, в конце 1209 года, он услышал стихи Евангелия (Мф. 10:7-10), в которых Иисус отправил учеников проповедовать, повелев не брать с собой ни золота, ни серебра. До сих пор его занимали почти исключительно добровольная нищета и радость, которую она ему доставляла. Теперь же он увидел возможность сочетать нищету с проповедью. Он должен проводить время не в спокойном уединении, а в суете городов, где живут люди, проповедуя им и помогая бедным и больным. Теперь добровольная нищета стала средством не просто самодисциплины, но и единения с теми, кто бедствовал вынужденно.

Под влиянием этого нового видения Франциск покинул свое убежище и вернулся в Ассизи, где начал проповедовать и столкнулся с оскорбительным отношением бывших друзей. Однако постепенно вокруг него сплотилась небольшая группа последователей, и они отправились в Рим испросить у папы разрешение основать новый монашеский орден. Папой был Иннокентий III - один из самых влиятельных и мудрых людей, когда-либо занимавших это место. Иннокентий сначала не склонен был удовлетворять просьбу Франциска. Но он был мудрее своих предшественников и, испытав характер Франциска, согласился.

Франциск вернулся в Ассизи и продолжил работу с благословения папы. Вскоре в его "орден меньших братьев" начал стекаться народ. Св. Клара, духовная сестра Франциска, основала орден для женщин, которых стали называть "клариссами". Проповеди, пение и испрашивание подаяний францисканцев вскоре стали обычным явлением во всей Западной Европе.

Франциск опасался, что успех движения станет причиной его неудачи. Когда его последователи начали пользоваться уважением, он засомневался в их смирении. Рассказывают, что когда один послушник спросил, можно ли иметь Псалтирь, Франциск ответил: "Когда у тебя будет Псалтирь, ты захочешь Бревиарий. А когда у тебя будет Бревиарий, ты захочешь подняться на кафедру как епископ".

Рассказывают также историю об одном монахе, вернувшемся в очень веселом настроении, так как кто-то дал ему золотую монету. Франциск приказал ему взять монету в зубы и закопать ее в куче навоза, сказав, что для золота это лучшее место.

Хорошо сознавая искушения, которым подвергался его орден, достигая все большего успеха, Франциск написал завещание, запрещавшее его последователям иметь что-либо в личном пользовании и обращаться к папе или к кому-либо еще с просьбой сделать составленный им "Устав" менее строгим.

На общем собрании ордена в 1220 году он отказался от руководства им и в знак послушания преклонил колена перед своим преемником. 3 октября 1226 года он умер в часовне, восстановленной им в молодости. Говорят, что последними его словами были: "Я исполнил свой долг. Да покажет вам Христос ваш долг. Приветствую тебя, сестра Смерть!"

Основателем другого крупного нищенствующего ордена был святой Доминик. Он был на двенадцать лет старше Франциска, но основал свой орден позднее. Он родился в кастильском городе Каларуэга в аристократической семье, замок которой до сих пор возвышается над окрестной местностью.

После десяти лет учебы в Валенсии Доминик стал каноником собора в Осме. Четыре года спустя, когда ему минуло двадцать девять лет, собрание собора решило следовать монашескому уставу святого Августина. Это означало, что члены собрания собора должны жить в монашеском общежитии, но не удаляясь от мира и не прекращая служения верующим.

В 1203 году Доминик и епископ Осмы Диего посетили Южную Францию. Там его потрясло то, чего добились альбигойцы, и попытки обратить их в католичество силой. Он заметил также, что основная привлекательность движения альбигойцев заключалась в аскетизме его руководителей, резко контрастировавшем с легкой жизнью многих католических священников и прелатов. Будучи убежденным, что для борьбы с ересью существуют более надежные средства, Доминик начал проповедовать и учить. Он сочетал это со строгостью монашеской жизни и учеными занятиями, чтобы иметь возможность использовать в борьбе с ересью наиболее убедительные доводы. У подножия Пиренеев он основал школу для женщин, обращенных из числа альбигойцев. Под впечатлением его успехов архиепископ Тулузский выделил ему церковь для проповедей и здание для организации монашеской общины.

Вскоре после этого при поддержке архиепископа он отправился в Рим просить у Иннокентия III разрешения основать новый орден с собственным уставом. Папа ответил отказом, так как его беспокоило увеличение числа разных монастырских уставов. Но он призвал Доминика продолжить работу и принять один из уже существующих уставов. По возвращении в Тулузу Доминик и его последователи приняли устав святого Августина. Затем они переделали его в соответствии со своими потребностями. Они приняли также принцип нищенствования, следуя, возможно, примеру ранних францисканцев и наверняка для опровержения утверждений альбигойцев, что ортодоксальные христиане ведут слишком мирской образ жизни.

С самого начала Орден братьев-проповедников (таково было официальное название доминиканцев) уделял большое внимание учебе. В этом вопросе Доминик отличался от святого Франциска, не желавшего, чтобы у его монахов была даже Псалтирь, и с подозрением относившегося к учебе. Доминиканцы считали, что для успешной борьбы с ересью у них должны быть глубокие знания, поэтому их новобранцы проходили основательную подготовку. Вскоре они дали церкви ряд выдающихся богословов, хотя и францисканцы, вступившие на богословское поле позднее, не намного от них отстали.

Оба эти нищенствующие ордена распространились на большей части Европы. Вскоре появились другие подобные им движения. Кроме того, существовавшие ранее ордена начали следовать их примеру. В целом дальнейшая история Ордена братьев-проповедников была гораздо менее бурной, чем у францисканцев.

Доминиканцы с самого начала рассматривали нищенствование как аргумент, подкреплявший и облегчавший их борьбу с ересью. Основной целью они ставили проповедь и обучение, и бедность была одним из средств достижения этой цели. Поэтому, когда сложились новые обстоятельства, в которых казалось разумным владеть собственностью, орден без особого труда перестроился и отказался от идеала нищенской жизни. Кроме того, поскольку это согласовывалось с их изначальной целью, они вскоре начали закрепляться в университетах, появлявшихся в то время.

Двумя основными центрами развития богословия были Парижский и Оксфордский университеты. Доминиканцы основали монастыри в обоих городах и вскоре начали преподавать в университетах. Через некоторое время благодаря деятельности таких доминиканцев, как Альберт Великий и Фома Аквинский, орден приобрел высокий престиж в кругах ученых людей.

Доминиканцы пытались также обращать мусульман и иудеев. На раннем этапе наиболее известным проповедником, работавшим среди мусульман, был Вильгельм Триполийский. Среди иудеев в Испании аналогичную роль играл Викентий Ферье. Но в обоих случаях успех в значительной степени объяснялся применением силы - со стороны крестоносцев в отношении мусульман в Триполи и со стороны испанских христиан в отношении иудеев в Испании.

Францисканцы тоже начали закрепляться в университетах. В 1236 году профессор Парижского университета Александр Галесский стал францисканцем, и "меньшие братья" получили своего первого "профессора" университета. Вскоре францисканские преподаватели появились во всех крупных университетах Западной Европы.

По примеру Франциска его последователи проповедовали не только христианам. Сам Франциск всегда уделял этому внимание и в 1219 году самолично отправился в Египет. Францисканец Иоанн Монтекорвинский посетил Персию, Эфиопию и Индию, а в 1294 году после четырехлетнего путешествия прибыл в Камбалук (ныне Пекин). За несколько лет он обратил в веру тысячи людей. Папа сделал его архиепископом Камбалука и отправил ему еще семь францисканцев в качестве епископов. Но до пункта назначения добрались только трое из них. Поскольку Франциск проявлял большой интерес к проповеди христианства мусульманам, орден продолжал эту работу, и за годы ее проведения тысячи францисканцев принесли свою жизнь в жертву.

Несмотря на успехи, достигнутые на раннем этапе (или, возможно, вследствие их), история ордена, созданного святым Франциском, была бурной. Франциска всегда беспокоило, что его монахи станут богатыми и будут вести спокойную жизнь. Поэтому он предписывал нищенское существование не только отдельным монахам, но и ордену в целом. Это повеление он подтвердил в завещании и запретил своим последователям вносить какие-либо изменения в составленный им "Устав".

Вскоре после смерти Франциска орден раскололся. Ригористы настаивали на неукоснительном соблюдении наставлений основателя. Умеренные говорили, что изменившиеся обстоятельства требуют не такого буквального толкования "Устава" и что орден должен принимать собственность, которая ему передается для выполнения миссии. В 1230 году Григорий IX заявил, что завещание Франциска не связывает орден и что он может обратиться в Рим для пересмотра пункта, касающегося нищеты. В 1245 году орден начал владеть собственностью, хотя формально она принадлежала Римской курии, а францисканцы имели право лишь пользоваться ею. В конечном счете отказались и от этой видимости, и орден стал собственником обширных владений.

Постепенно ригористов все больше отвращала церковная иерархия. Все происходившее они считали предательством святого Франциска. Вскоре начали говорить об исполнении пророчеств Иоахима Флорского, жившего до Франциска. Иоахим предложил делить человеческую историю на три последовательных этапа: эру Отца, эру Сына и эру Святого Духа. Первая эра, от Адама до Иисуса, продолжалась в течение жизни сорока двух поколений. Поскольку Бог любит порядок и симметрию, говорил Иоахим, эра Сына должна продолжаться в течение жизни того же числа поколений. Из расчета тридцати лет на поколение, Иоахим пришел к выводу, что в 1260 году закончится эра Сына и начнется эра Духа. Поскольку монахи более духовны по сравнению с остальными верующими, именно они в эпоху Сына выступают глашатаями эры Духа.

1260 год приближался, и неудивительно, что многие убежденные францисканцы, враждебно настроенные к церковной иерархии, приняли концепцию Иоахима. По их мнению, разворачивавшийся конфликт был последней схваткой перед наступлением новой эры, когда их усилия получат достойную оценку. Папу же и других иерархов церкви они считали в лучшем случае верующими второго сорта, необходимость в которых отпадет.

Эти францисканцы, называвшие себя "духовниками", начали проповедовать теории Иоахима Флорского. Одним из их сторонников стал генерал ордена Иоанн Пармский, и какое-то время казалось, что францисканцы пойдут по пути вальденсов и порвут связи с иерархически организованной церковью. Но следующий генерал святой Бонавентура сумел соединить глубокую духовность с повиновением иерархии, и "духовники" утратили авторитет. Те же идеи в XIV веке проповедовали "фратичелли" (в переводе с итальянского - "малые братья"), которые подвергались безжалостным преследованиям и в конце концов были искоренены.

Церковь старалась подорвать еретическое движение и изнутри. С этой целью она легализировала некоторые секты, направляя их деятельность в нужное для себя русло и постепенно превращая их в обычные монашеские ордена. Именно так возникли ордена еремитов, гумилиа-трв и некоторые другие. Видя большую популярность среди еретиков идей аскетизма и бедности, а также практики свободной проповеди, папство ввело новый тип монашества - ордена нищенствующих монахов-проповедников. С их помощью папство пыталось противодействовать влиянию еретических учений в массах, удержать верующих в лоне церкви.

Первый из этих орденов - францисканский - возник в результате умелого использования церковью популярной в народе проповеди бедности, которую вел итальянец Франциск Ассизский (1182-1226). Сын богатых родителей, он под влиянием вальденсов предался аскетизму и, странствуя по Италии, призывал к отказу от собственности и покаянию, требуя от своих последователей («миноритов» - меньших братьев) простоты нравов и занятий полезным трудом. Но Франциск не выступал резко против церкви, он проповедовал смирение в послушание. Критикуя, например, монашество, он не отрицал его в целом, а лишь призывал монахов отказаться от жизни в монастыре и превратиться в странствующих проповедников, живущих милостыней, Папство воспользовалось этой относительно умеренной позицией Франциска и, стремясь поставить под свой контроль недовольство народных масс, в 1210 г. учредило монашеский орден францисканцев (миноритов), а самого Франциска позже канонизировало. Постепенно орден отошел от своих первоначальных идеалов бедности и аскетизма. За короткое время минориты, используя свою популярность, превратились в один из самых богатых монашеских орденов; многие из их монастырей (число которых в середине XIII в. достигло 1100) стали играть видную политическую роль. Орден был реорганизован по принципу строгой дисциплины и иерархии; вся территория Европы; была разбита на «провинции», управлявшиеся «провинциалами»; во главе ордена стоял «генерал», назначавшийся папой. Главной целью ордена стала борьба с народными ересями: действуя в широких кругах, францисканцы стремились ограничить их влияние, склоняя колеблющихся на свою сторону.

Почти одновременно с францисканцами возник основанный испанским монахом-фанатиком Домиником нищенствущий орден доминиканцев (1216), подчиненный непосредственно папе. Доминиканцы придавали особое значение искусству проповеди и схоластических богословских споров, что являлось основой тогдашней «образованности». «Братья-проповедники» (как называли доминиканцев) при поддержке папы вскоре захватили богословские кафедры в крупнейших университетах Европы, из их среды вышли известные богословы и схоласты того времени - Альберт Великий, Фома Аквинекий и др. Доминиканцы вскоре приобрели огромное влияние, которое использовали в интересах папства в его конфликтах с монархами, городами, университетами и отдельными епископами. Но главной своей целью они считали борьбу с еретиками. На их знамени была изображена собака с факелом в зубах, себя они называли «псами господними» (игра слов: domini canes вместо dominicani). Из доминиканцев состояло подавляющее большинство инквизиторов. Возглавляемый доминиканцами богословский факультет Парижского университета (Сорбонна) являлся высшим судьей в определении степени отклонения того или иного учения от ортодоксии.

Занимаясь также миссионерством и дипломатической деятельностью, «нищенствующие ордена» являлись важным орудием католической экспансии на Восток; так, доминиканцы основали свой монастырь под Киевом (1233), проникли в Китай (1272), Японию и другие восточноевропейские и азиатские страны.

В начале XIII столетия католическая церковь оказалась в очень сложном положении, лицом к лицу встав с угрозой не меньшей, с какой она столкнулась во время реформации XVI века. Массовый религиозный подъем XII – XIII веков породил и множество различных еретических учений. Эти ереси приняли массовый характер. Это не были богословско-схоластические и совершенно запутанные проповеди одиночек, как это было в период раннего христианства, когда его догматы только вырабатывались. Сектанты, сохраняя все основные положения христианства, стали отрицать церковную иерархию и священство. Церковный строй объявлялся бесполезным и спастись в его рамках было невозможно. Ереси отрицали церковные таинства, мессы, обедни, представительство Девы Марии и всех святых, и их мощи, чистилище, иконы, кресты, святую воду. Особое и справедливое возмущение вызывали индульгенции, за деньги отпускавшие прошлые и даже будущие грехи. Сектанты осуждали доходы и пожертвования церкви. Они говорили, что следует повиноваться и слушать только хороших и праведных священников, ведущих безупречную жизнь, а таких к началу XIII века было совсем немного. Учению катаров, альбигойцев, вальденсов стали следовать множество людей по всей Европе, не слушая никаких увещеваний Ватикана. Для борьбы с ересями была создана инквизиция, но влияние и авторитет церкви был возвращен в значительной степени благодаря появлению нищенствующих монашеских орденов. Их уставы требовали от монахов обязательного соблюдения бедности в духе первоначального христианства отречения от любого имущества и существования на подаяние. Нищенствующие ордена стремились во всем следовать примеру апостолов Господа, несших его учение людям, и строго соблюдали обет бедности. Основой их деятельности составляли проповеди и миссионерство. В течение XIII – XIV веков нищенствующие ордена действовали во всех странах Западной Европы, на Востоке, в Палестине и Египте, в Азии и Китае. Нищенствующие монахи стали откровением в христианстве. Многие люди отрекались от прелестей и соблазнов жизни и шли дорогами апостолов, будили почти заснувшую совесть, наставляли заблудших и невежественных, делая это совершенно безвозмездно. Под палящим солнцем, дождем, холодным ветром по европейским дорогам шли странствующие монахи, отвергая подаяние деньгами и принимая только хлеб и простую еду. Они стремились вытащить и поднять людей над мелочами повседневной жизни, приходили на помощь людям и давали их душам небесный свет. Эти монахи сильно отличались от многих тогдашних церковнослужителей, которые представали перед остальными людьми суетными, алчными, чувственными, думающими только об удовлетворении своих желаний. У многих людей возрождалась вера в христианство, до этого пошатнувшаяся. Весь народ любил и поклонялся странствующим монахам. Многие люди, проникнутые искренней верой, пополняли их ряды, находя в нищенствующих орденах свой идеал. Эти ордена стали деятельным и могучим орудием католической церкви, более универсальным, чем прежние ордена, глубже проникающие в народную жизнь. Нищенствующие монахи были очень крепко связаны со Святым Престолом. Святой Франциск и святой Доминик сделали очень много для Римской католической церкви.

Франциск Ассизский и Францисканский орден

Итальянец Джованни Бернардоне происходил из зажиточной купеческой семьи. Получив хорошее образование, он вел образ жизни, который соответствовал его сословию. По преданию, Джованни однажды проезжал мимо прокаженного, когда внезапный порыв сострадания к ближнему заставил его подойти и поцеловать больного. Джованни решил отказаться от мирских благ и посвятить свою жизнь добрым делам. Он дал обет полной бедности и стал нищим отшельником. Он отказался от владения любым имуществом, не брал в руки денег. С 1206 года Франциск из Ассизи (1181 – 1226) стал проповедовать евангельскую бедность. Отшельническая молитва уступила место проповеди, и именно это стало самым важным в его деятельности, принеся будущему святому всемирную славу.

Странствующий проповедник Франциск Ассизский побывал во Франции, Испании, Египте, Палестине. Он взвел бедность в положительный идеал, вытекающий из идеи следования примеру бедного Христа. Франциск заменил монаха отшельника, монаха монастырского миссионером, отрекшимся от мира, но оставшимся в миру, призывая его к покаянию и добру. Франциск сострадал, но не скорбел. Его обаятельная, поэтическая и жизнерадостная натура, видевшая живую душу во всем живущем, существующем, растущем, преобразовывала сострадание в сочувствие любви. Все явления одушевленной и неодушевленной природы Franciscus Assisiensis называл братьями и сестрами. Образ бедного и страдающего Христа был содержанием его жизни и направлением его деятельности. Сам покаянием отрекшись от мира, Франциск призывал к покаянию людей. Его покаяние соединялось с глубоким смирением. Франциск никого никогда не осуждал и призывал к евангелическому совершенству. Его деятельность поднимала и усиливала религиозный энтузиазм народа, жившего в тяжелейших условиях постоянной борьбы за существование, за выживание в условиях войн и постоянных конфликтов Средневековья.

В 1207-1209 годах вокруг Франциска сложился круг соратников. В Риме с Франциском из Ассизи встретился папа Иннокентий III, который проницательно оценил искренность и крепость его веры. Папа утвердил создание ордена францисканцев, которые должны были стать монахами со своим уставом и подчиняться Святому Престолу. Иннокентий III признал за францисканцами право на проповедование бедности. Он принял их на службу церкви, взял с Франциска обет послушания Ватикану и дал его соратникам тонзуру, сделав их монахами. Небольшие миссии францисканцев разошлись по всему миру с проповедями. Ежегодно в Троицу миссии возвращались к шалашу Франциска у часовни Порцинкулы, где строили и свои шалаши. Сборы членов ордена францисканцев стали называться генеральными капитулами. В 1219 году у Франциска собрались уже пять тысяч братьев.


Франциск возражал против того, чтобы у францисканцев были церкви и монастыри. В 1219 году он совершил путешествие на Восток, где проповедовал турецкому султану. Вернувшись, Франциск увидел первый построенный монастырь своего ордена. Папа уговорил его уступить.

Франциск Ассизский в совете с соратниками написал устав своего ордена, который 29 ноября 1223 года был утвержден буллой папы Гонория III «Solet annuere». Оригинал «Окончательного устава» дошел до наших дней и хранится в монастыре в Ассизи:

«Епископ Гонорий, раб рабов Божьих, возлюбленным сынам, брату Франциску и другим братьям из Ордена Братьев Меньших шлю приветствие и апостольское благословение. Всегда снисходит апостольский престол к благочестивым мольбам и достойным желаниям просящих о даровании благосклонности. Поэтому, возлюбленные сыны в Господе, склонившись к вашим благочестивым мольбам, Устав нашего Ордена нашей апостольской властью утверждаем.

1. Во имя Господа!

Устав и жизнь Братьев Меньших таковы: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, живя в послушании, без собственности и в чистоте. Брат Франциск обещает послушание и почтение господину папе Гонорию и законным его преемникам, и Римской церкви. Прочие же братья обязаны подчиняться брату Франциску и его преемникам.

2. О тех, кто хочет принять эту жизнь, и каким образом они должны быть приняты.

Если кто захочет принять эту жизнь и придет к нашим братьям, пусть отошлют его к министрам своих провинций, которым только и дается позволение принимать братьев, и никому другому.

Министры должны усердно расспросить их о католической мере и церковных таинствах. Если они верят во все это и хотят это верно исповедовать и неуклонно соблюдать до конца и не имеют жен, дав обет воздержания, пусть подойдут, продадут все свое и раздадут бедным. Затем пусть они облачаться в рубище испытуемых, в две рясы без капюшона и веревку на пояс и штаны. По окончании года испытания они должны быть приняты в послушание, пообещав всегда соблюдать такую жизнь и устав. Ни в коем случае нельзя будет им выйти из этого ордена, корме как по решении Папы, потому что, по святому Евангелию, никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, не надежен для Царства Божия. Кто вынужден необходимостью, может носить обувь. И все братья пусть одеваются в скромные одежды.

3. О божественном служении и посте, и как братья должны идти в мир.

Священники пусть совершают службе Божью по чину Римской церкви, за исключением Псалтыри, в которой могут делать сокращения. Монахи же пусть читают «Отче наш» двадцать четыре раза в заутреню, пять – в утреню, в часы – семь, на вечерне – двенадцать, на повечерии – семь. И пусть постятся от праздника Всех Святых до Рождества Господня. Пусть соблюдают другой пост четыредесятницы до Воскресенья Господня. В другое же время не обязаны поститься, кроме пятницы.

Прошу, молю и убеждаю братьев моих в Господе, чтобы, когда будут в миру, не затевали ссор и словесных схваток, не осуждали бы других. Но были бы мягки, миролюбивы и скромны, покорны и кротки, беседовали бы со всеми, как положено, подобающим образом. В какой дом войдут, пусть сначала скажут: «Мир дому сему». И по святому Евангелию, пусть вкушают от всякой пищи, какую им предложат.

4. О том, чтобы братья не принимали денег.

Настоятельно велю всем братьям, чтобы никаким образом не принимали никаких денег ни для себя, ни для другого лица. Однако пусть министры, и только они, для нужд больных и для того, чтобы одеть других братьев, через духовных друзей пусть возьмут на себя заботу о соответствии с местом и временем и нахождением в холодных местностях, как им покажется необходимым оснаститься. И пусть соблюдается всегда то условие, чтобы, как сказано было, денег никаких не принимали.

5. О работе.

Те братья, кому Господь дал благодать работать, пусть благочестиво работают, но так, чтобы, лишившись враждебного душе досуга, не угасили бы дух святой молитвы и благочестия, которому должно быть посвящено все преходящее. Из платы же за работу пусть возьмут необходимое для телесных нужд себе и своим братьям, кроме денег, и то смиренно, как подобает рабам Божиим.

6. О том, чтобы братья ничего не присваивали себе, и о сборе милостыни.

Братья пусть ничего не присваивают себе, ни дом, ни поместье, ни что другое. Словно странники в этом мире, в бедности и смирении Господу служащие, пусть без смущения ходят за подаянием, и не следует им стыдиться, потому что Господь ради нас сделался бедным в этом мире. Где бы ни были и ни находились братья, пусть считают друг друга членами одной земли. Пусть безбоязненно открывает один другому свою нужду, потому что, если мать питает и любит сына своего во плоти, насколько больше должен каждый любить и питать брата своего духовного? И если кто их них впадает в немощь, другие братья должны ему служить, как хотели бы, чтобы им самим служили.

7. О епитимии, налагаемой на согрешивших братьев.

Если кто из братьев по наущении врага совершит смертный грех, то за те грехи, братья должны последовать к министрам без промедления. Сами же министры пусть с состраданием наложат на них епитимью через посредство других священников ордена, как им с Божьей помощью лучше покажется все устроить. И должны опасаться, чтобы не гневались и не смущались из-за греха другого, потому что гнев и смущение в себе и в других прогоняют любовь.

8. Об избрании генерального министра этого братства и о капитуле Пятидесятницы.

Все братья должны всегда иметь в качестве генерального министра и слуги всего братства одного из братьев этого ордена и строго его слушаться. Если он умрет, выбор преемника должен быть совершен провинциальными министрами и кустодами на капитуле в Пятидесятницу. И так раз в три года или в другой срок, как распорядится генеральный министр.

Если когда-нибудь большинство провинциальных министров и кустодов, признает, что вышеупомянутый министр не способен служить и быть полезным для всех братьев, то те братья, которые имеют право выбора, должны во имя Господне избрать себе другого генерала.

9. О проповедниках.

Пусть братья не проповедуют в епархии епископа, если он запретил это. И ни один из братьев ни в каком случае пусть не отваживается проповедовать народу до тех пор, пока не будет проэкзаменован и испытан генеральным министром этого братства и не получит от него обязанность проповедования. Напоминаю братьям, чтобы в проповеди, которую они произносят, слова их были продуманы и просты на пользу почитание народу, чтобы говорили им о пророках и добродетелях, о каре и славе в кратких словах, ибо немногословен был Господь на земле.

10. Об увещевании и исправлении братьев.

Братья, являющиеся министрами и слугами прочих братьев, пусть посещают и убеждают своих братьев и кротко и с любовью пусть исправляют их, не предписывая им ничего против совести и нашего Устава. Подчиненные же братья пусть помнят, что для Бога они отреклись от собственной воли. Настоятельно советую им, чтобы повиновались своим министрам во всем, что обещали Богу соблюдать и что не против совести и нашего устава. Убеждаю и призываю в Господе, чтобы береглись братья всякой гордости, тщеславия, зависти, любостяжания, заботы и волнений этого мира, злословия и роптания, и чтобы не стремились не знающие грамоты обучиться. Пусть помыслят, чтоб более всего должны желать иметь Дух Господен и Его святое действие в себе, молиться Ему всегда с чистым сердцем и исполниться смирения, терпения в гонении и немощи и любить тех, кто нас преследует, и осуждает, и уличает, потому что говорит Господь: «Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

11. О том, чтобы братья не посещали женские монастыри.

Строго приказываю всем братьям, чтобы не имели подозрительных свиданий и разговоров с женщинами.

12. Об идущих к арабам, сарацинам и другим неверным.

Кто бы из братьев по божественному вдохновению ни захотел пойти к сарацинам или другим неверным, пусть прежде попросит разрешения у своих провинциальных министров. Министры же пусть никому не дают такого разрешения, кроме тех, которых они сочтут способными для этой миссии.

Никому из людей нельзя отменить этот документ, нами утвержденный, либо в безумной дерзости пойти против него. Если же кто дерзнет посягнуть на это, испытает на себе гнев Бога всемогущего и святых Петра и Павла, апостолов Его».

В своей деятельности Франциск не имел себе равных, творя добро, как всем казалось, без всяких усилий. Он стал основателем нового духовного движения, предопределившего дальнейшие пути западного монашества. Теперь монахи говорили с народом не только с помощью самоусовершенствования и духовных подвигов, но и с помощью проповеди, и миссионерства. Искусство раннего Возрождения было основано на духовности Франциска Ассизского, его поэтическом даре, непосредственной любви ко всему живому и неживому. Последние три года жизни, с 1223 по 1226 годы, Франциск не стал занимать никаких должностей в ордене. Он был канонизирован уже через два года после смерти. В 1218 году в ордене францисканцев было несколько десятков человек, в 1226 году – более десяти тысяч членов.

Генеральный министр и выдающийся организатор францисканского ордена Илия Кортонский, друг папы Григория IX, создал четкую иерархию Братьев Меньших. Он разделил Европу на миссионерские провинции, создал францисканские школы, построил много монастырей и церквей, начал строительство величественного храма на родине святого Франциска в Ассизи. Братья францисканского ордена проповедовали и занимались миссионерской деятельностью «в землях сарацин, язычников, греков, болгар, куман, эфиопов, сирийцев, иберийцев, алан, катаров, готов, зихоров, руссов, якобитов, нубийцев, несториан, грузин, армян, индийцев, московитов, татар, мадьяр». Римская католическая церковь увидела в деятельности францисканцев высшее понимание христианства.

Братья Меньшие были тесно связаны с римской курией. Францисканцы часто сталкивались с местными епископами и приходским священством и Ватикан всегда покровительствовал ордену. Францисканцы стали пользоваться огромной популярностью и орден получал много пожертвований со стороны светского общества, на которые строил монастыри, больницы, школы, приюты.

Из привилегий, данных ордену, главной было право проповеди и совершения таинств. Проповеди Братьев Меньших проникали во все слои населения. Они активно боролись с противниками Ватикана. Францисканцы, как и доминиканцы, начали играть важную роль в работе инквизиции, боровшейся с ересями. В 1256 году папа Александр IV дал ордену право свободного проповедования в европейских университетах. На кафедрах славнейших учебных заведений францисканцы оказали большое влияние на развитие филососфии, точных и естественных наук. Святые Антоний Падуанский и Бертольд Регенсбургский своими великолепными проповедями собирали десятки тысяч слушателей по всей Европе. Во главе посольств Ватикана к монгольским ханам в глубине Азии стояли францисканцы Плано Карпини, Гильом Рубрук и Бартоломей Кремонский. Братья Меньшие проповедовали в Китае, Тибете, Иерусалиме, в котором построили свой монастырь, в Боснии, Сербии, Болгарии, Литве, по всей Европе.

В 1260 году новый руководитель францисканского ордена святой Бонавентура, котрого называли вторым основателем братства, на генеральном капитуле принял «Норбоннские конституции». Было осуждено чрезмерное увлечение бедностью. Большие францисканские монастыри выводились из-под власти епископа, в епархии которого находились. Создавалась сеть францисканских школ и кафедр в университетах. Святой Бонавентура, написавший много теологических сочинений, в 1273 году был возведен в сан кардинала Римской католической церкви. Он разработал фундаментальную иерархию устройства мира. В церковную иерархию входили народ – чиновники – государи – младшие клитики – священники – папы – монахи монастырей с общежительным уставом – монахи созерцательных орденов (францисканцы) – святые подвижники (святой Франциск). Внутренняя иерархия включала возвещение – наставление – ведение – упорядочение – укрепление – повелевание – поддерживание – откровение – помазание. В небесную иерархию входили ангелы – архангелы – начальства – власти – силы – господства – престолы – херувимы – серафимы.

В конце XIII века в ордене францисканцев образовалось два течения, по-разному реализовавшие заветы святого Франциска, его отношения к бедности и к строгости соблюдения устава.

Францисканцы, занимавшиеся изучением и пропагандой трудов Иоахима Флорского, стали называться спиритуалами, «мужами духа». Во главе спиритуалов, сосредоточившихся в Италии и Южной Франции, стоял Петр Олива. Он разработал идею постепенного развития церкви, проходящей через семь стадий, или эпох. Последняя эпоха будет благодатным царством Святого Духа, предвестником которого является Францисканский орден. Конвентуалы, осуждавшие иоахимизм, составляли второе течение в ордене.

Римский папа Климент V декларацией 1311 года пытался примирить обе группы, но безуспешно. В 1328 году спиритуалы были отлучены от церкви папой Иоанном XXII. В XV веке конвентуалы и новые «строгие» обсерванты, разделились как бы на два ордена. В 1517 году булла папы Льва X «Ite vos» окончательно закрепило разделение ордена на две ветви, за которыми осталось общее название францисканцев. В 1528 году из обсервантов выделились знаменитые капуцины.

Французская революция, реформа императора Иосифа II, секуляризация монашеских земель при Наполеоне в начале XIX века, сильно уменьшили количество францисканских монастырей и монахов. Много Братьев Меньших переселилось в Англию и США.

Францисканцы – влиятельный католический орден, возглавляемый генералом, избираемым на шесть лет. В нем в конце XX века насчитывалось более тридцати тысяч монахов.

Капуцины, Терцианы, Минимы, Обсерванты, Реколлекты.

В начале XVI века монах-францисканец Матфей Басчио стал носить знаменитый капюшон, говоря, что именно такой головной убор носил святой Франциск Ассизский. В 1525 году его последователи во главе с Баси в Урбино стали от этого капюшона называться капуцинами. В 1528 году орден капуцинов был утвержден папой Климентом VII, в следующем году давшим капуцинам очень строгий устав. Бедных монахов стали называть рабочими слугами Божьими. Они одевались в рясы бурого цвета с пришитыми к ним капюшонами и подпоясывались веревкой, как и францисканцы. Орден капуцинов быстро распространился во Франции, Германии, Швейцарии, Испании. В конце XIX века во многих европейских странах было более полутысячи монастырей, двести пятьдесят странноприимных домов, пятьдесят школ для послушников.

Кроме Capucini ordinis fratrum minorum, в 1538 году в Неаполе была учреждена Конгрегация Capucinae, монахинь-капуцинок, «Дочери Страстей Господних». Особенно много монастырей постоянно ходивших босиком капуцинок было в Италии, с центром в Милане.


В 1221 году Франциск Ассизский основал ветвь своего монашеского ордена для тех, кто хотел оставаться в миру, не желая жить по-божески. Отличительным знаком терцианов стала веревка вместо пояса. Первое время терцианы следовали правилам обсервантов, а в 1658 году при папе Урбане VIII получили свой устав.


В 1434 году Франциск из Паулы в Калабрии создал орден Fratres eremitae Sancti francisci. В 1474 году новое братство «Малейших» было утверждено под названием fratres minimi. К началу XVIII века минимы имели почти пятьсот монастырей с двадцатью пятью тысячами монахов в тридцати провинциях Западной Европы.

Кроме трех монашеских обетов минимы полностью воздерживались от мяса, молока и яиц.

Первое время обсервантами во Францисканском ордене так называли монахов, отличавшихся строгостью жизни, поставивших свой целью особенно строгое и точное выполнение всех правил и обрядов монашества, установленных для ордена. Позже обсерванты стали составлять особую группу монахов. В середине XIV века существовало двенадцать монастырей обсервантов, которые имели своего особого начальника, называвшегося minister generalis, в отличите от генерала ордена францисканцев magister generalis.


В 1592 году «Recollecti fratres», «Состоявшие в духовном общении» основали в Кастилии монастырь Талавера. Реколлекты обрекли себя на вечное молчание, не ели ни мяса, ни вообще никакой вареной пищи.

Доминик, Доминиканцы и Фома Аквинский

В 1194 году дворянин из Старой Кастилии и соборный священник Доминик де Гусман (1170-1221 проводил реформы епархии Озмы по уставу блаженного Августина. В 1205 году Доминик приехал во Францию для борьбы с ересью альбигойцев. Он основал монастырь в Пруле, а в 1205 году при поддержке французской знати и высшего духовенства в Тулузе Доминик основал первый монастырь своего ордена. Dominicus отправился в Рим, чтобы получить от папы Иннокентия III разрешение на создание нового ордена. Папа согласился и Доминик выбрал себе устав святого Августина. В 1217 году Доминик вернулся в Тулузу и начал создавать орден доминиканцев, главной задачей которого была объявлена «забота о душах».

На всеобщем капитуле духовенства в Лангедоке, в котором участвовали папские легаты, епископы, аббаты цистерцианского ордена. Доминик предложил для успеха дела церкви усилить энергию и экстенсивность проповедей, соединив их с апостольской жизнью монахов. Католические проповедники должны были отказаться от большой свиты и внешнего блеска. По примеру апостолов они должны много передвигаться, воздействуя на альбигойцев не только проповедями, но и аскетической жизнью. Доминик также предложил истреблять закоренелых еретиков. Он хотел, чтобы доминиканцы побеждали проповедников катаров и альбигойцев истиной, словом, примером и молитвой. Доминик соединил молитву, созерцание, аскезу, скитальчество и бедность с глубокими знаниями католического учения.

Первый доминиканский монастырь у Тулузы стал образцом для всех других монастырей ордена. У каждого брата была своя келья, что обеспечивало возможность научных занятий. В 1218 году в Риме Доминик познакомился с Франциском Ассизским. Доминик был восхищен Франциском и предложил ему объединить ордена. Святой Франциск не согласился и Доминик попросил у него на память хотя бы веревку, которой он был опоясан. Доминик и Франциск встречались несколько раз. Папа Григорий IX предложил им, чтобы на высшие церковные должности назначались монахи из их орденов, но оба будущих святых на это не согласились. Франциск сказал: «мои братья – меньшие. Они не должны теперь становиться большими».

В 1218 году Доминик в Риме был назначен папой «высшим цензором», «magister sacri palatii». В 1220 году Доминик собрал в Болонье первый генеральный капитул нового ордена, который принял устав, близкий францисканскому. Под влиянием Франциска Доминик также принял постановление о совершенной нищете, по которому не только братья ордена не должны иметь никакого имущества, но и весь Доминиканский орден не должен иметь права собственности ни на свои монастыри, ни на монастырскую землю. Доминиканцы были объявлены нищенствующими, обязанные жить на подаяние. Это постановление не вполне соблюдалось, и в 1425 году было отменено папой Мартином V.

Важнейшим направлением деятельности доминиканцев стало углубленное изучение богословия с целью подготовки грамотных и талантливых проповедников. Центрами ордена стали два крупнейших университетских города Европы Париж и Болонья. Для борьбы с ересями за догматы католической церкви требовались знания. Для обучения братьев были нужны помещения, отдельные кельи, библиотеки. Все это мог дать только большой и благоустроенный монастырь. Идеал добровольной нищеты и скитаний был смягчен и ориентирован на главные цели ордена. Перемещения и скитания доминиканских монахов – проповедников способствовали значительному расширению сферы деятельности ордена. В уставе доминиканцев не предусматривался обязательный физический труд и монахи посвящали все свое время молитве, аскезе и занятиям науками.

Монастыри ордена обеспечивали организацию преподавания и систематическое обучение многочисленных братьев. В каждом доминиканском монастыре была создана средняя школа. С 1248 года высшие школы действовали в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Доминиканские ученые сами определяли желательное направление образования. Система обучения обсуждалась на соборе 1259 года, в котором участвовали светила тогдашней науки Альберт Великий и Фома Аквинский. Курс обучения был рассчитан на шесть лет. Первые два года будущие проповедники изучали философию, вторые два – богословие, церковную историю и право. Последние два года монахи углубленно изучали богословие на основе «Теоретической суммы» Фомы Аквинского. Учившиеся шесть лет монахи получали звание лектора, семь лет – магистра. Те, кто учились тринадцать лет становились магистрами богословия, получая высший сан в ордене. Проповедовавшие двадцать пять лет монахи получали очень почетное звание «общего проповедника».

Третий генерал ордена доминиканцев святой Раймунд де Паннефорте в 1238 году издал собрание его постановлений. Во главе ордена стоял пожизненно избиравшийся генерал, великий магистр. Позднее этот срок был сокращен до шести лет. В каждой стране были провинциальные приоры, которым подчинялись монастыри с конвентуальными приорами. Генерал отчитывался перед ежегодным собором братьев. Уже при Доминике его орден имел шестьдесят монастырей и был разделен на восемь провинций – Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.

У доминиканцев вместе с братьями – монахами существовали братья – миряне, на которых были возложены все материальные заботы. Монахи могли всецело отдаться ученой и проповеднической деятельности.

В монастырях доминиканцев ходили в белых рясах с белыми капюшонами. Выходя на улицу, они сверху одевали черную мантию с черными капюшонами.

С самого основания ордена доминиканцы стали охранителями католической веры. Magister sacri palatil, заведовавший высшей цензурой, всегда избирался из доминиканцев. В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. Сам Доминик еще буллой Иннокентия III был назначен генерал – инквизитором. Орден занимался розысками нераскаявшихся скрывающихся еретиков, но его главной обязанностью всегда были проповедь и обращение. В конце XIII века в Доминиканском ордене действовали сто пятьдесят тысяч монахов в сорока пяти провинциях, одиннадцать из которых находились вне Европы. Двенадцать конгрегаций ордена управлялись самостоятельными генералами – викарями. Их миссии существовали во всех европейских странах, в Азии и Америке. Герб ордена изображал собаку, которая держала в пасти горящий факел, что выражало двойное назначение ордена – охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

В конце XX века в сотнях доминиканских монастырей по всей Европе действовали тысячи монахов.

Граф Ландгольф, из очень знатного рода Гогенштауфенов, служивший рыцарем императора Фридриха II, был женат на Теодоре, также происходившей из богатого неаполитанского рода. В конце 1225 года в замке Роккасекка, близ Аквино, в Неаполитанском королевстве, у них родился сын Thomas Aquinas, вошедший в историю человечества, как великий богослов и философ Фома Аквинский. В пятилетнем возрасте его определили учиться в знаменитый бенедиктинский монастырь в Монте-Кассино. Девять лет Фома учился в монастыре, пройдя классическую школу trivium. В 1239 году Фома, прекрасно овладевший латынью, поступил учиться в Неаполитанский университет к знаменитым наставникам Мартину и Петру Ирландским.

В 1244 году Фома вступил в Доминиканский орден и был направлен в Парижский университет, где в 1245-1248 годах слушал лекции своего знаменитого учителя Альберта Великого, оказавшего не него глубокое влияние. Еще четыре года Фома учился к Альберта Великого в Кельне. В 1252 году он вернулся в Парижский университет, где последовательно прошел все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и до 1259 года преподавал там богословие. В Париже Фома Аквинский написал комментарии к Священному Писанию, теологические и философские трактаты, начал работу над своим трудом «Философская сумма».

В 1259 году папа Урбан IV пригласил Фому Аквинского в Рим, в котором богослов работал до 1268 года, завершив «Философскую сумму», написав многие другие очень важные для Римской католической церкви труды, начав работу над своей знаменитой «Теологической суммой». Осенью 1269 года по желанию папы Фома Аквинский отправился в Парижский университет, центр идеологической мысли католицизма, где в 1272 году закончил главный труд своей жизни. С 1272 года Фома Аквинский преподавал богословие в Неаполитанском университете, где через два года, 7 марта 1274 года скончался. Ему был присвоен титул «doctor angelicus», «ангельский доктор», а в 1323 году он был причислен к лику святых. В 1266 году Фома Аквинский писал в трактате «О правлении государей»:

«Государю, сведущему в законе Божьем, следует прежде всего заняться тем, чтобы подчиненное ему множество жило благой жизнью, а эта забота состоит из трех частей: во-первых, чтобы он установил там благую жизнь; во-вторых, чтобы установленное сохранял; в-третьих, чтобы его улучшал.

В связи с упомянутой триадой государю предстоит тройная задача. Во-первых, заботиться о преемственности людей и назначении тех, кто возглавляет различные службы. Во-вторых, чтобы своими законами и предписаниями, наказаниями и наградами он удерживал подчиненных себе людей от греха и побуждал к доблестным делам, восприняв пример Бога, давшего людям закон; воздающего тем, кто его соблюдает, вознаграждение, а тем, кто преступает – наказание. Третья задача, стоящая перед государем, чтобы все подчиненное ему множество могло отразить врагов. Ведь ничто не поможет избежать внутренних опасностей, если нельзя оборониться от опасностей внешних».

Августинцы, кармелиты, клариссинки

В 388 году от Рождества Христова святой Августин, после своего крещения с несколькими единомышленниками у Тогасты создал духовную общину, пользующуюся большим уважением. Первое время братья жили в соответствии с Евангелием, а в 423 году святой Августин написал устав, изложенный им в труде «De moribus clericorum». Позднее, в начале XIII века, в период расцвета монашества, по образцу общины святого Августина образовались братства эремитов, иоаннитов, бритинианцев. Папа Иннокентий IV объединил их в Августинский орден и 17 января 1244 года дал им «Правило святого Августина». Через пятнадцать лет, в 1256 году, орден избрал генерала – приора и четырех провинциалов для Италии, Испании, Франции и Германии. Орден августинцев стал подчиняться непосредственно папе.

В 1580 году в устав ордена были внесены изменения. Во главе августинцев стоял генерал – приор, живущий в Риме. Ему помогали влиятельные советники. Каждые шесть лет собирался главный капитул, имеющий право смещать генерала и избирать нового. Устав был не очень строгий. Одежда августинцев состояла из белого шерстяного подрясника с наплечниками, черной рясы с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса. В 1576 году папа Пий V причислил августинцев к нищенствующим орденам. В свое время именно к августинцам принадлежал руководитель реформации Мартин Лютер. В период своего расцвета в XVI веке Августинский орден, в котором было две тысячи мужских и триста женских монастырей, занимался спасением душ человеческих. Сохранилась грамота английского короля Кнута аббатству святого Августина в Кентербери:

«Знайте, что я пожаловал Богу и святому Августину и братии право юрисдикции, право получать штрафы за нарушение мира, за кровопролитие в жилом доме, за заграждение пути, за воровство, совершенное на их земле, право захвата и содержания под стражей воров из числа их собственных людей в пределах города и вне его, право сбора пошлин на земле и на воде, а также пользоваться правом поручительства в суде, и кроме того, соответственные права над всеми собственниками, которых я им дал. Я не желаю допускать, чтобы в любое их касающееся дело вмешивался кто-либо, за исключением их управляющих, которым они это поручат».


По преданию орден кармелитов был основан пророком Ильей и вел свое начало от Бертольда Калабрийского, в 1156 году основавшего общину отшельников у источника святого Ильи в местности Кармель. В 1224 году римский папа Гонорий III утвердил очень строгий устав ордена кармелитов. Братья должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться и работать, половину дня молчать и вообще не есть мяса. Покровителем ордена была выбрана Дева Мария, и с 1245 года кармелитов стали называть Братией Пресвятой Девы. В середине XIII века монастыри ордена находились в Англии, Франции, Испании, Италии, Сицилии, Кипре. Папа Иннокентий IV сделал устав кармелитов менее строгим и ввел кармелитов в состав нищенствующих орденов. Кармелиты разделились на «босоногих», обсервантов, соблюдавших первоначальный строгий устав, и «обутых», конвентуалов, живших по смягченным уставам 1431 и 1459 годов. Орден непосредственно подчинялся римскому папе. Кармелиты в честь плаща пророка Илии, имевшего следы ожогов от падения огненной колесницы, одевались в плащи с белыми и черными бурыми полосами. Позднее рясы их были черного цвета, а плащи – белого.

С 1452 года во Франции в женских монастырях жили кармелитки, по строгому уставу папы Николая V. Кармелитки много занимались воспитанием детей и юношества.


Основательницей Ordo sanctae Clarae, Клариссинского женского монашеского ордена, была Клара Скиффи (1193-1253) из Ассизи. Под влиянием святого Франциска Клара, жившая в соседнем с ним монастыре, отреклась от мира и в монастыре святого Дамиана основала общину единомышленниц, вскоре преобразованную в орден клариссинок, одевавшихся в серое платье. Несмотря на строгий устав, орден быстро распространился в Италии, Франции, Испании и Германии. После смягчения устава папой Урбаном IV в ордене произошел раскол. Самый знаменитый монастырь кармелиток находился в Неаполе, а в период расцвета XIII – XV веков в ордене было около двух тысяч монастырей. Сохранилось послание святого Франциска святой Кларе:

«Поскольку вы по божественному внушению сделались дочерьми и слугами всевышнего, высочайшего Царя, Отца Небесного и обручились со Святым духом, избрав жизнь во исполнение святого Евангелия, хочу и обещаю от себя и от братьев моих всегда иметь о вас такую же усердную заботу, как и о себе, и особое попечение.

Я, ничтожный брат Франциск, хочу подражать жизни и бедности всевышнего Господа нашего Иисуса Христа и Его святейшей Матери и укрепиться в этом вплоть до самого конца. Прошу вас, мои госпожи, и даю вам совет, чтобы вы всегда пребывали в этой святейшей жизни и бедности. Весьма следите за тем, чтобы ни по чьему учению или совету вы от нее никак не отпали».

Нищенствующие ордены монахов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Нищенствующие ордены монахов.
Рубрика (тематическая категория) История

Инквизиция.

Как церковь боролась с еретиками.

Слу­жители церкви во всœех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за­кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог нало­жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава­лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече­ны на адские муки, чего боялись всœе верующие христиане.

В области, где было много еретиков, цер­ковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Фран­ции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и цер­ковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на бога­тую добычу. За 20 лет войны многие цвету­щие города Южной Франции были разграбле­ны и разрушены, а их населœение перебито. В одном из городов, по словам хрониста͵ воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско­го посла спросили, как отличить еретиков от ʼʼдобрых католиковʼʼ, он ответил: ʼʼУбивайте всœех подряд. Бог на небе узнает своих!ʼʼ

Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит ʼʼрасследова­ниеʼʼ). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стара­ясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюрем­ного заключения или смертной казни. Переда­вая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосœердие - умертвить ʼʼбез пролития кровиʼʼ. Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре.

Видя, как народ почитает людей, живущих в бедно­сти, папы римские образовали в начале XIII века ордены1 нищенствующих монахов-пропо­ведников. Основатель одного из орденов италь­янец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителœей, ставший монахом, пропове­довал любовь людей не только друг к другу, но и ко всœему живому: животным, деревьям, цве­там и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в гре­хах, жить за счёт милостыни. И вот Иннокен­тий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя ʼʼпсами господнимиʼʼ (по-латыни - ʼʼдомини канесʼʼ). Считая главной целью борьбу с ерети­ками, доминиканцы составляли большинство судей и служителœей инквизиции. На их знаме­ни была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

Нищенствующие ордены монахов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нищенствующие ордены монахов." 2017, 2018.

Нищенствующие ордена. XIII – XVI века.

В начале XIII столетия католическая церковь оказалась в очень сложном положении, лицом к лицу встав с угрозой не меньшей, с какой она столкнулась во время реформации XVI века. Массовый религиозный подъем XII – XIII веков породил и множество различных еретических учений. Эти ереси приняли массовый характер. Это не были богословско-схоластические и совершенно запутанные проповеди одиночек, как это было в период раннего христианства, когда его догматы только вырабатывались. Сектанты, сохраняя все основные положения христианства, стали отрицать церковную иерархию и священство. Церковный строй объявлялся бесполезным и спастись в его рамках было невозможно. Ереси отрицали церковные таинства, мессы, обедни, представительство Девы Марии и всех святых, и их мощи, чистилище, иконы, кресты, святую воду. Особое и справедливое возмущение вызывали индульгенции, за деньги отпускавшие прошлые и даже будущие грехи. Сектанты осуждали доходы и пожертвования церкви. Они говорили, что следует повиноваться и слушать только хороших и праведных священников, ведущих безупречную жизнь, а таких к началу XIII века было совсем немного. Учению катаров, альбигойцев, вальденсов стали следовать множество людей по всей Европе, не слушая никаких увещеваний Ватикана. Для борьбы с ересями была создана инквизиция, но влияние и авторитет церкви был возвращен в значительной степени благодаря появлению нищенствующих монашеских орденов. Их уставы требовали от монахов обязательного соблюдения бедности в духе первоначального христианства отречения от любого имущества и существования на подаяние. Нищенствующие ордена стремились во всем следовать примеру апостолов Господа, несших его учение людям, и строго соблюдали обет бедности. Основой их деятельности составляли проповеди и миссионерство. В течение XIII – XIV веков нищенствующие ордена действовали во всех странах Западной Европы, на Востоке, в Палестине и Египте, в Азии и Китае. Нищенствующие монахи стали откровением в христианстве. Многие люди отрекались от прелестей и соблазнов жизни и шли дорогами апостолов, будили почти заснувшую совесть, наставляли заблудших и невежественных, делая это совершенно безвозмездно. Под палящим солнцем, дождем, холодным ветром по европейским дорогам шли странствующие монахи, отвергая подаяние деньгами и принимая только хлеб и простую еду. Они стремились вытащить и поднять людей над мелочами повседневной жизни, приходили на помощь людям и давали их душам небесный свет. Эти монахи сильно отличались от многих тогдашних церковнослужителей, которые представали перед остальными людьми суетными, алчными, чувственными, думающими только об удовлетворении своих желаний. У многих людей возрождалась вера в христианство, до этого пошатнувшаяся. Весь народ любил и поклонялся странствующим монахам. Многие люди, проникнутые искренней верой, пополняли их ряды, находя в нищенствующих орденах свой идеал. Эти ордена стали деятельным и могучим орудием католической церкви, более универсальным, чем прежние ордена, глубже проникающие в народную жизнь. Нищенствующие монахи были очень крепко связаны со Святым Престолом. Святой Франциск и святой Доминик сделали очень много для Римской католической церкви.

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПАРИЖ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ. XIII–XV ВЕКА Вначале рассмотрим пространство, определенное сооружением городской стены, и людей, преобразовавших это пространство в большой город. Благоустройство средневековой столицы в основном завершилось в XIII веке, в первой

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Император Фридрих II. - Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя. - Нищенствующие монашеские ордена. - Борьба в Италии и Германии. - Крестовые походы против язычников на северо-западе Европы. - Император Конрад IV Фридрих IIБитвой при

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

ЧАСТЬ II. XIII век. ЗРЕЛОСТЬ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ Очертания XIII века XIII столетие - это век университетов, поскольку он является веком корпораций. В каждом городе, где имеется какое-нибудь ремесло, объединяющее значительное число занятых им, ремесленники организуются для защиты

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Нищенствующие ордена Церковь старалась подорвать еретическое движение и изнутри. С этой целью она легализировала некоторые секты, направляя их деятельность в нужное для себя русло и постепенно превращая их в обычные монашеские ордена. Именно так возникли ордена

Из книги Катары автора Каратини Роже

ПРИЛОЖЕНИЕ V НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА В ЛАНГЕДОКЕ В XIII ВЕКЕ Учреждение нищенствующих орденов в Лангедоке, в особенности доминиканского ордена, имело большое значение для движения духовного восстановления, которое благодаря проповедям, примеру смирения, а иногда и через

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Часть первая. Верхняя Азия до XIII века

автора

Часть первая. Днепровская Русь IX–XIII века

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Часть вторая. Верхневолжская Русь XIII–XV века

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Часть вторая: Московская Русь (XIII–XVII века)

автора Андреев Александр Радьевич

Часть II Первые монашеские ордена. V-XIII века.

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII века. К концу XII века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было назвать эпохой рыцарства, средневекового военного дворянства, самого привилегированного социального слоя в Европе в середине века. Рыцари стали

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

6. ОЧКИ БЫЛИ ИЗОБРЕТЕНЫ В XIII ВЕКЕ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАРИННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ «АНТИЧНЫХ» ЛЮДЕЙ В ОЧКАХ ДАТИРУЮТСЯ НЕ РАНЕЕ XIII ВЕКА И ПОКАЗЫВАЮТ НАМ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПЕРСОНАЖЕЙ XIII–XVII ВЕКОВ Из истории технологии известно, что очки были изобретены в XIII веке. Считается, правда, что

Из книги Монашество в средние века автора Карсавин Лев Платонович

Из книги Монголо–татары глазами древнерусских книжников середины XIII?XV вв. автора Рудаков Владимир Николаевич

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ВОСПРИЯТИЕ МОНГОЛО-ТАТАР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕДИНЫ XIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIV

автора Семенов Владимир Иванович

11. ШЛЕМ С ПОЛУМАСКОЙ И БАРМИЦЕЙ XII–XIII века HELMET WITH SEMI–VISOR AND «BARMITSA» MAIL XII–XIII cc. В конце XII–XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от

Из книги Русские доспехи X-XVII веков автора Семенов Владимир Иванович

16. ДОСПЕХИ XIII–XIV века ARMOUR XIII–XIV cc. Начиная с XIV века на Руси встречаются панцири, в которых смешиваются разные виды доспехов. Доспехи могли быть чешуйчатыми на подоле и пластинчатыми (или кольчатыми) на груди и спине. Рукава и подол кольчуги отделывались длинными