Open
Close

Какое житие. Что такое житие в литературе? Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

что такое житие






  1. Житие#769; (биос (греч.), vita (лат.)) литературный жанр биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов-основателей монастырей, реже биографии светских лиц, которых церковь считала святыми. Житие создавалось после смерти святого, после канонизирования.
    ru.wikipedia.org/wiki/Житие

    жизнь; образ жизни, поведение; пропитание.
    sobor.vinchi.ru/pages/ostrov/chram_5.html

  2. жизнеописание
  3. Жизнеописание, часто о святых
  4. Описание существования рода людского со времен появления ИИсуса Христа
  5. Если Ж.-мое, то это то что вокруг, а если Ж.- их, то фантастика.
  6. ЖИТИЕ, в христианстве - жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых. Создавались жития по жестким канонам. Святой рождается в благочестивой семье, с детства избегает игр с детьми, отдает предпочтение молитве, идет в монастырь, проводит время в молитвах, совершает подвиги благочестия, добивается любви и признания братии и мирян. Его отмечает Дух Святой, он начинает творить чудеса, говорит с ангелами, затем рассказывается о его кончине и посмертных чудесах.
    Жития появились в Римской империи в первые века христианства. В многочисленных житиях рассказывалось о мученической смерти тех людей, которые во время преследования христиан признавали единого Бога - Иисуса Христа. Другие жития рассказывали о христианах, которые добровольно подвергли себя испытаниям.
    Появление оригинальных житий на Руси связано было с политической борьбой Руси за утверждение своей церковной самостоятельности. В 1051 князь Ярослав Мудрый стал настаивать на канонизации своих родных братьев Бориса и Глеба.
    Стали появляться жития, посвященные выдающимся деятелям Церкви например, "Житие Феодосия Печерского", в котором рассказал о монахе-подвижнике, ушедшем в монастырь против воли матери, обладающей сильным и непреклонным характером. Феодосий преодолевает все испытания и посвящает себя служению Богу.
    Выдающимся памятником является "Повесть о жизни и смерти Евфросинии". Неизвестный автор восславляет настойчивую подвижницу, ее стремление к достижению знаний и духовному совершенству.
    Период борьбы с монголо-татарами и шведско-немецкой интервенции ознаменован написанием житий Александра Невского, Дмитрия Донского и других. Книжник Владимирского Рождественского монастыря написал "Житие Александра Невского". Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. В житии создан образ мужественного князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика, показаны наиболее значительные события из его жизни - битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище. Александр Ярославич является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории - Иосифа, Самсона, Соломона.
    Выдающимся русским агиографом первой четверти 15 в. был Епифаний Премудрый, написавший "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского". Писатель стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, превыше всего ставящего общее дело - дело укрепления Русского государства.
    Во второй половине 16 в. русский писатель Ермолай-Еразм создал "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывает историю любви князя и крестьянской девушки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести ореолом святости окружается идеальная супружеская жизнь и мудрое единодержавное управление своим княжеством.
    Следующий шаг сделал протопоп Аввакум, написавший сам свое житие. В 1640-е встал вопрос о проведении церковной реформы, которая вызвала мощное движение - раскол, или старообрядчество. Идеологом старообрядчества был протопоп Аввакум, который в 1672-1673 создал свое лучшее творение - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Характер Аввакума раскрывается как в семейно-бытовом плане, так и в его общественно-политической жизни, воссоздается образ стойкого и мужественного русского человека.
  7. Житие-это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Обычно житием называют рассказ о жизни и подвигах тех, кто вошел в историю христианской церкви и был потом включен в число святых — тех личностей, память о которых до сих пор сохраняется во всех разновидностях христианства (католицизме, православии и протестантизме).

Какими же качествами жития привлекали внимание читателей? Рассказ о святом всегда строился так, чтобы читатель не, только ярко представил себе, почему именно данное историческое (или вымышленное) лицо названо церковью святым, но и читал его с неослабевающим интересом.

В центре житийного рассказа всегда помещались необычайные происшествия, происходившие с героем, или описывались его страдания во имя торжества христианской веры.

Основной задачей жития было прославление святого, которое всегда начиналось с воспевания его храбрости, стойкости или умения преодолевать трудности. Например, в одном из ранних житий — житии Бориса и Глеба — содержится потрясающее своим трагизмом описание их убийства Святополком. В житийной повести об Александре Невском также содержится красочное описание знаменитой Невской битвы, где Александр въехал на коне прямо на палубу вражеского корабля.

С самого начала жития строились по единому образцу, включавшему ряд обязательных моментов жизни святого. Излагались основные события жизни святого, часто от его рождения до смерти. В жития включалось и много сведений из истории, географии, даже экономики тех мест, где жил соответствующий святой. Благодаря этому исследователи широко используют жития как источник, содержащий важные сведения о жизни людей в давно прошедшие времена.

Иногда святыми признавали и самых обыкновенных людей, не совершивших в своей жизни ничего героического. В их жития обычно включались описания приписываемых им чудес, иногда случавшихся уже после их смерти.

С течением времени жанр жития начал постепенно видоизменяться. Описание жизни святого часто заслоняло рассказы о его подвигах. Составитель жития стремился показать, что обычный человек, посвятивший всю свою жизнь заботам о других, заслуживает ничуть не меньшего уважения, чем мученик, убитый в далеком прошлом. Борьба с самим собой оказывалась не менее важным делом, чем героическая смерть в мучениях.

При этом образ святого раскрывался с новой и во многом неожиданной стороны. Именно такие жития, больше напоминавшие биографии (например, рассказ о Юлиании Лазаревской) и стали использоваться писателями девятнадцатого и даже двадцатого века. Н. Лесков, Л. Толстой, Л.Андреев, Б. Зайцев, Б. Пильняк использовали житийные образы и сюжеты для создания своих произведений.

Вот какая интересная и долгая жизнь у житий святых в русской культуре.

«Житие мое!», – знакомые слова из известной комедии. И редко приходилось задумываться, а что такое житие? И почему киношный царь так разгневанно отнесся к этим словам?

Что обозначает слово житие?

Словари толкуют смысл этого слова, как повествование о жизни, жизнеописание, но обязательно святого человека. И не всегда такой человек уже причислен к лику святых. Главное, он должен почитаться верующими христианами как святой.

Много веков Церковь была основной идеологией многих государств. А, как известно, любая идеология зиждется на формировании образа жизни и мировоззрения человека. Разумеется, этот процесс неотделим от сохранения истории, возвеличивания героев. Поэтому жития святых стали появляться практически сразу после установления церковной власти.

Задачи и цели жития

Первостепенной задачей жития было не просто описание жизни святого. Ведь святым человек начинал почитаться за известные заслуги перед Богом и людьми. А значит, его жизненный путь - обязательно путь героя. Поэтому и в жизнеописании его особое место уделялось его подвигам. Причем описывались они исключительно в восхваляющем ключе, так, чтобы читатель был воодушевлен его деяниями и, конечно, стремился приблизиться сам к богоугодным делам.


Конечно, сам рассказ строился по определенному принципу. Ведь что означает слово житие в первоначальном смысле? Все же происходит от слова жизнь. А значит, и повествование начиналось от рождения святого, а зачастую и от жизни его родителей и предков, и заканчивалось его упокоением и продолжением небесной жизни, почитанием его Церковью, сотворением посмертных чудес. И вот в течение описания его земного пути как раз и описывались во всех красках его подвиги, сотворенные чудеса, благолепие.

Также могли описываться и жития людей, не совершивших в жизни ничего героического, но ставших святыми из-за чудес, сотворенных им уже после смерти.

Что такое житие в литературе?

С течением времени житие, как церковная литература, постепенно стало перерождаться в самостоятельный литературный жанр. Разумеется, вначале, все же эти произведения были достоянием Церкви и писались церковными служителями.


Но были некоторые причины, которые еще на заре возникновения этого жанра приближали его к высокой литературе:

  • Подробное повествование, связанное единым сюжетом, определенными канонами написания произведения.
  • Высокий стиль рассказа, тщательное изучение подлинной истории и отражение ее в произведении.
  • Профессионализм автора в создании не просто исторического описания, но подлинного произведения.
  • Хранение рукописных жизнеописаний, переиздание их в дальнейшем и облачение их в форму книг.

Все эти признаки и стали отправной точкой в том, что жития довольно скоро стали самостоятельными художественными творениями. В них уделялось большое внимание не только подвигам святого, но и описанию его праведной жизни, достойной отражения в литературе и истории.

Таким образом, жанр жития стал историко-биографическим эпосом, отражающим не только жизнь конкретного человека, но и время, в котором он жил. Красочно описывались географические и даже исторические подробности эпохи жития самого героя. Поэтому многие произведения стали важными документами для исследования и изучения прошлого времени.

Признаки жития как литературного жанра

Первым признаком существования жития как литературы является тот факт, что повествование велось о реально жившем человеке. Обязательным было точное следование биографическим и историческим фактам.


Но с акцентом на его благостной жизни, за что Господь и даровал ему чудесную силу. То есть сам рассказ должен был служить назиданием верующим, а тем более неверующим, чтобы могли они видеть перед собой достойный пример служения Богу, а значит и людям. Это есть второй признак самостоятельности жанра - идеологическая подоплека произведения.

И еще один - стиль произведения и его язык. Все житие писалось в возвышенных тонах, дабы возвысить героя в глазах читателя. Отсюда множество высоких, хвалебных, восторженных слов и выражений. И конечно, все повествование изобиловало церковной и библейской лексикой, ссылками на Ветхий и Новый Завет, церковные каноны.

Итак, можно резюмировать, что такое житие. Это жанр древней литературы, описывающей земной путь причисленного ныне к святым человека. И это не народное творчество, а сознательное создание высокохудожественного произведения на религиозные темы с жизнеописанием христианских святых.

- (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… … Википедия

См … Словарь синонимов

житие - житие’м житие’, житие’м … Словарь употребления буквы Ё

Житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий … Русское словесное ударение

ЖИТИЕ, я, мн. я, ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. | прил. житийный, ая, ое (ко 2 знач.). Житийная литература.… … Толковый словарь Ожегова

Житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

житие - ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… … Толковый словарь русских существительных

I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания … Энциклопедический словарь

Житие - религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая , . Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, взятое из Четии-Минеи 6 декабря и 9 мая, и из книги: Служба, житие и чудесаиже во святых отца нашего…
  • Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары , Злых Н.. Житие преподобномучениц, составленное известным церковным писателем, агиографом, кандидатом исторических наук архимандритом Дамаскином, известным православнымчитателям как исследователь…

Житие

житие , жития, ср.

1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк. ). Жития святых.

| То же, что (книж. устар. ).

2. То же, что (книж. устар. , теперь шутл. ). Благоденственное и мирное житие. Беззаботное житие.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Житие

жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: "Житие Феодосия", "Житие Александра Невского"

* "XI веком датируются... первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Житие

, я , ср.

1. Жизнеописание святых или каких-то лиц, канонизированных церковью.

* Агафья рассказывает ей [Лизе] не сказки: мерным и ровным голосом рассказывает она житие Пречистой Девы, житие отшельников . // Тургенев. Дворянское гнездо // *

2. Жизнь.

* [Пимен :] А сын его Феодор? На престоле он воздыхал о мирном житие Молчальника . // Пушкин. Борис Годунов // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Житие

жити’е (Быт.6:9 ; Быт.37:2 ; Иер.32:37 ; 1Пет.3:1 ,2,16; 1Тим.4:12 ; 2Тим.3:10 ) - жизнь, образ жизни.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Житие

религиозно-нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых - мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных, государственных и ученых мужей, выдающихся церковных деятелей, оставивших неизгладимый след в христианской культуре. В жанре агиографии оставили свой след Афанасий Великий, Григорий 1 Великий, Григорий Турский, Беда Достопочтенный, Петр Дамиан и др. Предыстория житийного жанра уходит своими корнями в античный биографизм Плутарха и Тацита. Его непосредственным основанием являются Четвероевангелие и Деяния Апостолов, рассказывающие о земной жизни Христа и подвижнической деятельности Св. Апостолов. Начиная с V в. стали широко распространяться житийные сборники - патерики . Житийный жанр составил неотъемлемую принадлежность христианской, западной и восточной (византийской) литературы. Его религиозноцерковное предназначение заключалось в том, чтобы способствовать широкому распространению почитания христианских святых.

Проблема достижения состояния святости и то, как она освещалась в житиях, была рассмотрена в работах русского культуролога П. М. Бицилли. «Кто знаком с житийной литературой средневековья, - писал исследователь, - знает, какую ничтожную роль в житиях святых - по крайней мере, до периода возбуждения исторического понимания под влиянием мистики - играет для агиографов проблема достижения святым святости. Святой или сразу выступает на историческом поприще уже "совсем готовым" святым, или же глухо упоминается о его внезапном "обращении". Отчасти правда эта вытекает из условий осведомления о святом: его узнают лишь с того момента, когда он начинает действовать как святой; однако мы хорошо знаем, что отсутствие материала редко когда рассматривалось агиографами как препятствие: на худой конец - и это постоянное явление - недостающие сведения восполняются готовыми шаблонами. Если "предыстория" святого обычно опускалась, то потому, что о ней просто не думали» (Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.-С. 159).

Результаты познавательных усилий писателей - агиографов (от греч. hagios - святой и grapho - описывать) позволяют выявить типические особенности христианского сознания в его наиболее ярких проявлениях. При этом авторское «я» полностью растворялось в повествовании, не обнаруживало себя никакими характерными проявлениями. Это обстоятельство составляло одну из важнейших отличительных особенность данного жанра: автор считал свой труд служением Богу, воспринимал свое «я» как ничтожно малую величину, недостойную внимания и упоминания. По сравнению с фигурой изображаемого святого она представлялась ему самому совершенно незначительной.

Другая особенность заключалась в однозначности морально-психологических рисунков, изображающих духовные метаморфозы христианских святых. Это проистекало не от слабости интеллектуальных ресурсов авторов жизнеописаний и не от их равнодушия к тому неповторимому, что присутствует в каждой отдельной судьбе, а от стремления выявить и обозначить самое главное и наиболее характерное в тех метаморфозах, которые происходят в человеке под воздействием Духа Святого.

Личность в житии предстает, как правило, в трех основных состояниях - обыкновенном, повседневно-обыденном, затем переходном, кризисном, переломном и, наконец, в состоянии, отвечающем критериям святости. Подчеркиваются высокий драматизм, сложность и трудность совершающегося преображения. В конечном счете перед подвигом веры во славу Божью отступают все мирские привязанности страстотерпца, его любовь к родителям, дому, богатству, если таковое имелось, и т.д. Через аскезу и молитвы преодолевается несовершенство человеческого естества.

Посредством житийных писаний формируется этическая парадигма, идеальный тип, представляющий высший нормативный образец христианского мироотноше- ния. В этом типе тон задает новозаветная парадигма трансформации фарисея Савла в апостола Павла, которая, однако, существенно видоизменяется. В Новом Завете фактически нет сведений о психодинамике преображения Савла в Павла, а есть история двух полярных типов - фанатичного гонителя христиан и неустрашимого апостола. Агиографический жанр, сосредоточенный на сюжетах преображения, тщательно выписывает траектории восхождений будущих святых от их «естественного», дохристианского состояния к просветлению. Но это, по преимуществу, внешние знаки и свидетельства преображения, а не внутренняя борьба мотивов. У читателя остается впечатление о внутреннем перерождении как мгновенном акте, совершающемся как бы за пределами физического времени.

Еще одно характерное отличие происходящей духовной трансформации обнаруживается в том, что если преображение Павла совершилось как бы помимо его воли, то преображения с житийными героями - это чаще всего метаморфоза, происходящая в соответствии с их свободным решением, движимая их свободной волей.

Ранняя христианская агиография отличается целым рядом существенных особенностей:

Тиражирование нескольких типовых моделей дианойи (перестройки души) - метанойи (перестройки ума):

1) превращение язычника в христианина, пронизанное пафосом борьбы с языческими искушениями;

2) превращение обычного христианина в праведника;

3) неустанная борьба праведника с множеством соблазнов и искушений плоти, которые продолжают смущать его и в уединении и отдалении от мирской суеты;

Нормативная идеализация, предполагающая «подверстывание» всего эмпирического материала под житийный канон;

Интерес не столько к внешней и внутренней жизни личности святого, сколько к тому, в какой степени и в каких формах обнаруживается ее причастность к христианской идее, к миру религиозного долженствования, к идеалу святости;

Преобладание тона суровой нормативности, благочестивой дидактики, морализирующего назидания, имеющих своей целью «услаждение души, стремящейся к добродетели»;

Сквозной характер антитез между сущим и должным, земным и небесным, плотским и духовным, тщетой благ мирских и величием райского блаженства;

Присутствие фольклорных мотивов, связывающих жизнеописание с глубокими культурными традициями дохристианского прошлого и стереотипами народного мировосприятия;

Предельно серьезный тон повествования, исключающий какие-либо признаки смехового начала;

Феноменология намеренного антиэстетизма описаний, подчеркивающих бренность всего земного, плотского, обесценивающих последнее, указывающих на его несопоставимость с красотами христианской духовности и высшего благочестия; итог стратегии антиэстетизма оказывался парадоксальным, но, вместе с тем, вполне соответствующим библейской традиции «извлечения драгоценного из ничтожного» (Иер. 15, 19): из земного праха взрастала христианская добродетель смиренного самоотвержения, достигающая степени ослепительной святости. Посредством житийных писаний складывалась философско-этическая парадигма, формировался идеальный тип, представляющий высший нормативный образец христианского мироотно- шения.

Древняя Русь, воспринявшая православие от Византии, отнеслась с большим вниманием к агиографическим сочинениям: стали появляться многочисленные переводы византийских жизнеописаний святых. Впоследствии в этом жанре стали творить и первые русские церковные писатели-летописцы, создавшие жития об убиенных князьях Борисе и Глебе, о христианском мыслителе Феодосии Печерском, Александре Невском, Сергии Радонежском и др. Страдания и нравственные подвиги святых расценивались как свидетельства их избранности, как знаки отмеченности Божьим покровительством.

В XV в. в Москве под руководством митрополита Макария был создан свод агиографических повествований «Великие Минеи-Четии». В нем были собраны жития ряда латинских (католических), греческих (византийских) и русских святых. На рубеже XVII -XVI11 вв. митрополит Дмитрий Ростовский подготовил многотомный свод жизнеописаний святых.

Древнерусские агиографические сочинения, рассредоточенные по рукописным сборникам XV-XVIII вв. и сгруппированные в специальных изданиях - это не только жанр душеспасительного чтения и одна из составляющих историко-литературного процесса, но еще и важный источник вне- религиозной и внелитературной информации. Изучение агиографических творений привело исследователей в выводу о том, что историческая эволюция житийной литературы совершалась в соответствии с той же логикой, с какой происходил переход живописи от иконы к портрету: нормативная роль канона постепенно ослабевала, а фактологическая сторона содержания становилась все более представительной. В итоге стало возможным появление произведений такого рода, как «Житие протопопа Аввакума». Это уже маргинальное сочинение, в котором смешаны жанры жития, исповеди, проповеди, авантюрного романа. От него тянется нить преемственности уже к сугубо художественным произведениям, авторы которых использовали элементы агиографии как литературный прием, позволявший придать повествованию особую, возвышенно-архаизированную направленность. К литературным произведениям такого рода следует отнести роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы » (1880) как часть задуманного «сверхромана» «Житие великого грешника Отца Сергия » (1898) Л. Н. Толстого, «Соборян » (1872) Н. С. Лескова, «Жизнь Василия Фивейского » (1904) Л. Н. Андреева, «Святого Евстафия » (1915) и «Матфея Прозорливого » (1916) И. А. Бунина, «Плаху » (1986) Ч. Айтматова и др. В западной литературе элементы агиографии использовали в своем творчестве Т. С. Элиот, К. Г. Честертон, Р. Брандштеттер и др. писатели.

В XIX в. светские ученые обратили внимание на способность этих литературных памятников служить источником научно- теоретических, социогуманитарных, исторических знаний об основании монастырей, строительстве храмов, важных церковногосударственных, политических событиях, трагических коллизиях княжеских усобиц и борьбы с вражескими нашествиями. Русский филолог, исследователь древней иконописи Ф. И. Буслаев считал агиографию чрезвычайно важным источником, дающим ценную информацию по истории древних обычаев и нравов.

Ярким свидетельством этого может служить магистерская диссертация русского историка В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник » (1871). Университетский учитель Ключевского, историк С. М. Соловьев предложил своему ученику рассмотреть подвижническую деятельность русских святых, монахов-отшельников какодно из проявлений внутренней колонизации России. Возникающие в северных лесах скиты, монастыри составили одну из линий колонизации Русью ее собственных, неосвоенных географических пространств. Ключевский сформулировал ряд тезисов относительно использования агиографии в научно-исследовательских целях: «1. По литературной части жития биографические факты служат в нем только готовыми формами для выражения идеального образа подвижника. 2. Из описываемой жизни житие берет лишь такие черты, которые идут к означенной задаче. 3. Избранные черты обобщаются в житии настолько, чтобы индивидуальная личность исчезла в них за чертами идеального типа. 4. Агиобиограф и историк смотрят на описываемое лицо с различных точек зрения: первый ищет в нем отражения отвлеченного идеала, второй - индивидуальных отличительных черт. 5. Обилие и качество биографических фактов в житии находятся в обратном отношении к развитию чествования святого, к торжественности повода, вызвавшего житие, и к хронологическому расстоянию, лежащему между кончиной святого и написанием жития». Ключевскому удалось усмотреть в агиографии не только материал для историка, но и более широкие познавательные возможности социологического и антропологического характера. Он писал: «Читая жития, мы присутствуем при двух основных процессах нашей древней истории: мы встречаемся лицом к лицу с древнерусским человеком, который, вечно двигаясь с крестом, топором и сохой, в зипуне и в монашеской рясе, делал одно немалое дело - расчищал место для истории от берегов Днепра до берегов Северного Океана и в то же время, несмотря на такую растяжимость, умел собрать силы на создание государства, сдержавшего и вторжения с Востока и пропаганду с Запада».