Open
Close

Какое чудо случилось в детстве святого прохора. Что такое чудо и бывают ли чудеса в современной жизни? Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас

В дни, когда в России пребывают мощи Николая Чудо­творца (им поклонились уже 2 млн человек), «АиФ» узнал новые подробности о чуде, связанном с иконой святого. Эта история произошла в 1956 г.

Вкратце случилось вот что: девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николая Чудотворца , окаменела. Врач, приехавшая по вызову, попыталась сделать Зое укол, но не смогла - игла гнулась. Наутро рядом с домом 84 на Чкаловской улице уже толпился народ.

Свистящее дыхание

В городе и сегодня немало жителей помнят те события. «Мне было в 1956 г. 14 лет , - рассказывает Татьяна Фатеева . - Мы жили в 10 минутах ходьбы от дома на Чкалов­ской. Одноклассники хотели проникнуть в дом с задних дворов. Но оказалось, что и там дежурили милиционеры. И это ещё больше подхлёстывало народ. Ведь если нет никакого чуда, то зачем дом охранять? Милиционеров не хватало, их собирали со всей области. Моя соседка Антонина рассказывала, что из их родного села Августовки (Самарская обл.) милиционера тоже вызвали в Самару (тогда город назывался Куйбышев. - Ред.) на дежурст­во. Когда он вернулся, его замучили расспросами. А он говорить не имел права. Вместо этого снял с себя фуражку, и все увидели, что у молодого парня голова седая ».

В городе из уст в уста пересказывали обстоятельства произошедшего. Молодая работница трубочного завода им. Масленникова Зоя Карнаухова вместе со знакомыми праздновала Новый год. Весь вечер она прождала своего кавалера Николая , который так и не пришёл. Когда пары стали танцевать, Зоя с досады сняла со стены икону святителя Николая со словами: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая подруг, которые советовали не совершать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», - бросила девушка. Почти сразу же раздался гром, и Зоя с прижатой к груди иконой словно окаменела. Стояла посреди комнаты, как мраморная статуя.

Тот самый дом на Чкаловской улице. Фото: АиФ / Мария Позднякова

«Той зимней ночью над Самарой действительно грянул гром , - продолжает Татьяна Фатеева. - Моя старшая коллега по работе Валентина Константиновна Сурва рассказывала, что в 1956 г. была на ночном дежурстве на узле связи. И, когда загромыхал гром и небо озарила молния, их начальник удивился: «Что это Илия Пророк лето с зимой перепутал?! »

Сарафанное радио разнесло историю о стоянии Зои по всей стране. Вот что рассказал «АиФ» старец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла ): «Летом 1956 г. я плыл из г. Камышина (Волгоградская обл.) в Саратов поступать в духовную семинарию. Об истории Зои к тому времени знал. Много разговоров шло. А на пароходе встретил двух женщин, они были из Куйбышева и под впечатлением тех событий. Рассказали, что их знакомый дал милиционерам, охранявшим дом, денег. И прошёл. И убедился, что Зоя стояла. Свидетелей много было. Это факт неоспоримый ».

«Я общался с женщиной, которая собственными глазами видела окаменевшую девушку , - рассказывает “АиФ” прото­иерей Николай Агафонов, писатель, автор повести “Стояние” . - В оцеплении стоял родной брат её подруги. В одно из ночных дежурств он пропустил их в дом. Они увидели фигуру, накрытую простынёй. И звук был такой свистящий. Видимо, это было дыхание Зои. Девушек сковал ужас, и они выбежали на улицу». Жители Самары вспоминали, что ночами Зоя страшно кричала: «Молитесь! В грехах погибаем! »

Отец Серафим (Звягин), взявший икону из рук Зои. Фото 1955 г. Фото: Фото из книги / «Отец духовный Серафим»

Рассказ отца Серафима

На Рождество в дом пропустили священника. Он отслужил молебен и смог взять из рук Зои икону Николая Чудотворца. Батюшка сказал, что надо ждать знамения на Пасху. Второй визит случился на Благовещение. «Бабушка была на Чкаловской, рассказала: к охране подходил благообразный старец, и, что удивительно, его пропустили в дом ». Позже новость обрастёт подробностями. Дежурные милиционеры слышали, как он ласково спросил Зою: «Ну что, устала стоять? » А когда старца хотели выпустить, в доме его не оказалось... Все в городе были убеждены, что приходил к Зое сам Николай Чудотворец. Стали говорить, что по молитвам святого Господь её помиловал. На Пасху в 1956 г., после 128 дней стояния, Зоя, чьё имя с греческого переводится как «жизнь», действительно ожила. Перед этим она особенно сильно кричала: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель... » В мышцах девушки появилась мягкость. Её положили. Спрашивали: «Как же ты жила, кто тебя кормил? » - «Голуби, голуби меня кормили... » Случай с Зоей сильно подейст­вовал на жителей города. В Страстную неделю кинотеатры и другие развлекательные заведения Самары были пусты. Многие крестились. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Считается, что Зоя умерла на третий день Пасхи. Долгое время оставалось тайной, кто был монах, сумевший взять из её рук икону. Батюшкой оказался отец Серафим (Звягин) . Он служил в сельском храме в Костром­ской обл., а в Самару приехал после того, как ему дважды было повеление от Господа. В 2012 г. за полтора месяца до кончины отец Серафим, на тот момент он был схиархимандритом, рассказал: «Нас арестовали, пытали ». Указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать и то страшно! » Следователи добивались, чтобы священник объявил, что никакого чуда не было. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе всё это надо? » Батюшка отказался врать. Тогда с него взяли расписку о неразглашении на 50 лет.

«Подробности этого чуда можно было бы узнать из папок, которые хранились в КГБ , - рассказал “АиФ” журналист Андрей Караулов . - Знаю людей, которые видели документы по делу “стояния Зои”, и там было указано, что папок в деле три ».

Памятник Николаю Чудотворцу - в память о громком чуде 1956 г. Фото: АиФ / Мария Позднякова

Дом 84 на Чкаловской сохранился. Последние жильцы съехали оттуда после недавнего пожара, сейчас здание заколочено и пребывает в запустении. Зато рядом установлен и освящён памятник святителю Николаю. И сегодня люди специально приезжают помолиться на место, где святой совершил чудо, которое даже в годы госатеизма многих привело к Богу.

Преподобный Серафим Саровский (1754-1833 гг.)

Радость моя! Стяжи себе мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся.

И з беседы преп. Серафима Саровского с Н.Л. Мотовиловым

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) - один из наиболее почитаемых и любимых на Руси святых. Своей подвижнической жизнью он оказал и продолжает оказывать ныне исключительно сильное воздействие на весь христианский мир.

Еще при его земной жизни “можно сказать без преувеличения, что вся Россия в то время знала и чтила о. Серафима; по крайней мере слух о великом подвижнике ходил повсюду” (“Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря” С.-Петерб., 1908 г., стр. 412). Удивительна и судьба святых мощей этого угодника Божиего: почти на семьдесят лет утерявшихся в “смутные” 20-е годы, а затем как-то удивительно обретенных после описи Казанского собора в Ленинграде, где располагался музей религии и атеизма.

Впрочем, в своих пророчествах святой Серафим предсказал и это, как и многое другое, касающееся революционных событий в России, сокрушивших привычное течение религиозной жизни, подвергнувших храмы и святые обители разрушению и осквернению, возведя торжество насилия и грубой силы в культ государственного строя, породив всеобщее духовное оскудение, упадок нравственности и культуры.

С позиции обывателя, быть может, вся жизнь преп. Серафима кажется глубоко трагичной и примечательной лишь в силу тяжких лишений, страданий, сочетающихся с малопонятными периодами самоизоляции и религиозного аскетизма. Однако за всем этим стоит беспримерная внутренняя работа души, битва с темным, невидимым для простого глаза воинством; и как знать, если бы не все те лишения, болезни и беспримерные труды, то и не был бы “выкован, обожжен и закален этот прекрасный сплав святости, не явил себя бы миру прекрасный витязь божественной духовной силы!” Проследуем же по некоторым из известных эпизодов жизнеописания преподобного.

Еще в детстве маленький Прохор упал с высокой колокольни и лишь каким-то чудом остался жив. В десятилетнем возрасте мальчика постигает тяжелая болезнь, в какое-то время его положение становится, казалось бы, безнадежным. Но вот идет крестный ход, и мать будущего святого, быть может, в последней своей надежде прикладывает больного к иконе Знамения Божией Матери, после чего очень скоро происходит чудесное исцеление. Это чудо едва ли можно назвать случайностью, ибо в дальнейшей судьбе святого Царица Небесная проявит к нему самое деятельное внимание и участие.

Через два года после поступления в монастырь - вновь тяжкая болезнь, на этот раз длившаяся около 3 лет. Врачи тогда склонялись к диагнозу “водянка”. Все тело Прохора было распухшим, он не мог двигаться и нуждался в постороннем уходе. (Что это было за заболевание с позиции современной медицины, сказать трудно. Может быть, тяжелый нефрит (воспаление почек) или сердечная недостаточность, а может, и тяжелое заболевание печени, ведь “водянка” - это не самостоятельная болезнь, а лишь проявление какого-то заболевания, приведшего к нарушению кровообращения или фильтрации мочи. Тем не менее состояние больного все ухудшалось и, по-видимому, стало критическим. И вот в этот момент больной вдруг категорически отказался от всякой врачебной помощи, целиком полагая себя на волю Божию. Лишь незадолго перед смертью старец открыл истинную причину происшедшего, а случилось в тот день следующее; он увидел вдруг в сиянии необычайного света Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. “Сей нашего рода!” - сказала Небесная Гостья, указав на больного и, положив правую руку на голову страждущему, коснулась жезлом его правого бедра. На утро на этом месте открылась рана, из которой вытекло много жидкости. След от раны остался на всю жизнь.

Вскоре молодой послушник совершенно выздоровел. И в последующие годы как будто вполне окреп и был настолько силен здоровьем, что смог жить в полном уединении в лесу в строгом посте, занимаясь рубкой дров и другой физической, необходимой для существования, работой.

Трагическое событие в жизни угодника Божиего произошло в 1804 году. В сентябре, во время рубки дров к нему подошли трое неизвестных, одетых по-крестьянски, и потребовали денег. Услышав ответ: “Я ни от кого ничего не беру”, они, не поверив, зверски изувечили Серафима, который, имея немалую физическую силу и топор под руками, тем не менее решил не оказывать никакого сопротивления, а, напротив, сложил руки крестообразно на груди, заявив: “Делайте, что вам надобно”.

На седьмой день после того разбойничьего нападения преподобного, который нашел в себе силы добраться до людей, осмотрели врачи. Они нашли его в тяжелом состоянии: “голова проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело покрыто смертельными ранами, лицо и руки избиты, выбито несколько зубов”. Можно представить удивление медиков самим фактом живучести старца при таких повреждениях. Кроме того, он отказался от медицинской помощи и на сей раз. Причиной тому было видение во сне Божией Матери. В то время, когда врачи стояли над больным и обсуждали, как же помочь, по их мнению, почти безнадежному в выздоровлении, Пречистая предстала в видении Серафиму и вначале обратилась к врачам: “Чтовытрудитесь?”, а потом, посмотрев на старца, произнесла: “Сей от рода нашего”. Видение исчезло, а к вечеру самочувствие больного, на удивление всем, уже значительно улучшилось.

Медицина знает немало примеров спонтанных выздоровлений, вопреки прогнозам специалистов, но едва ли это можно соотнести с исцелениями преподобного: слишком много совпадений, слишком мало поводов для недоверия, учитывая свидетельства самого святого, да и кощунственно это...

Преподобный Серафим приступил к исцелению больных далеко не сразу и, как он сам отмечал, “не по своей воле”, а по милости Божьей Матери, после многолетнего подвига пустынножительства, затвора, духовного совершенствования и обретения смиренномудрия. Это произошло в 1823 году (за 10 лет до кончины старца). Вероятно, первым из исцеленных старцем стал помещик Михаил Мантуров , дворянин Ардатовского уезда, а в будущем ставший христианским подвижником (опять пример исцеления не только телесного, но и духовного, то есть полного). Мантуров, будучи военным, получил тяжелую и, как считали врачи, неизлечимую болезнь ног, ибо “нельзя было остановить раздробление костей, от которого страдали ноги, причем частично кости начали через раны выходить наружу”.

А вот как описывается в свидетельствах эпизод самого целительства: “Еле смог Мантуров, поддерживаемый своими слугами добраться до сеней кельи, как вдруг сам о. Серафим вышел к нему и мягко спросил больного: “Что, пожаловал посмотреть на убогого Серафима?” Михаил упал к ногам старца и просил его об исцелении. “Веруешь ли ты в Бога?” - три раза спросил его старец и, получив утвердительный ответ, сказал: “Радость моя! Если ты так веруешь, то верь и в то, что верующему все возможно от Бога, а потому веруй, что и тебя исцелит Господь, а я, убогий Серафим, помолюсь”. Старец принес елею и, нагибаясь к сидящему Мантурову, помазал ему раны, говоря: “По данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую”. Михаил мгновенно почувствовал облегчение, а вскоре и полностью исцелился. Благодаря старца, он плакал, припадал к ногам святого, целовал их. Но старец поднял исцеленного и сказал: “Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Что ты, батюшка! Это дело единого Бога, который творит волю боящихся Его и молитву их слушает!..”.

Описанная сцена исцеления весьма показательна с точки зрения характера духовного врачевания истинного целителя и очень трогательна. Никакого насилия, грубости, надменности, гордыни, стремления к наживе. Напротив, обращение к больным со стороны преподобного всегда ласковое, искреннее, сердечное, умиленное: “радость моя”, “батюшка”, “ваше боголюбие”... Но иногда старец мог и гневно обличить пришедшего, строго указать на конкретные прегрешения, которые мгновенно прозревал своим духовным зрением. Характерна обстановка его жилища: “Маленькая келия его освещалась всегда одной только лампадой и возженными у икон свечами. Она не отапливалась никакой печкой, имела два маленьких оконца и была всегда завалена мешками с песком и каменьями, служившими ему вместо постели, обрубок дерева употреблялся вместо стула, и в сенях дубовый гроб, изготовленный его же руками” (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря). “Беседы его были исполнены духом смирения, согревали сердце, снимали с очей как бы некоторую завесу, озаряли умы собеседников светом духовного разумения, приводили их в чувство раскаяния и возбуждали решительную перемену к лучшему, невольно покоряли себе волю и сердца других, разливая в них мир и тишину” (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря). Еще в то далекое время старец с прискорбием отмечает всеобщее падение нравственности и обнищание человеческих душ. “Человека-то, матушки, днем с огнем не найдешь”, - сетовал он в беседе с сестрами Дивеевского монастыря.

В 1825 году о. Серафим исцеляет старшую из сестер его будущей общины Параскеву Степановну, страдавшую хроническим утомительным кашлем, напоив ее водойизисточника, известного как “богословский”. О. Серафим поведал как-то, что сама Божья Матерь, ударив жезлом, извела из земли этот животворный ключ.

В 1827 году о. Серафим исцеляет некую Александру , жену дворового человека Лебедева, страдавшую “страшными припадками” (неизвестно, правда, какого характера были эти припадки: истерического или эпилептического). Старец напоил больную Богоявленской водой, дал частицу антидора и три сухарика, сказав следующее: “Каждые сутки принимай по сухарю со святою водою, да сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе землю и сотвори, сколько можешь поклонов”... Вскоре недуг отошел от больной и больше не возвращался.

Трудно сказать, что в данном случае сыграло решающую роль в исцелении: искренняя вера больной, святая вода или личность самого святого (один из современных медицинских конгрессов обсуждал вопрос о приоритетности лечебного эффекта, связанного с личностью врача или действенностью медикаментов), или та Божественная благодать, которой, без сомнения, был удостоен о. Серафим. Интересно одно из высказываний старца в разговоре с И.Я. Каратаевым, быть может, дающее ответ на наши мудрствования: “как худо и вредно для нас желание исследовать Таинства Божии, недоступные слабому уму человеческому, например: как действует благодать Божия через святые иконы, как она исцеляет грешных, подобных нам с тобой... и не только тело их, но и душу, так что и грешники, по вере в находящуюся в них благодать Христову, спасались и достигали царства небесного”. В другой раз старец по поводу способов целительства сказал следующее: “Мы читаем в Писании, что апостолы мазали маслом и многие больные от сего исцелялись. Кому же следовать нам, как не апостолам?”.

Немалый интерес представляет целительство преп. Серафима больных холерой. Еще за год до первой эпидемии холеры старец, по свидетельству П.И. Шкариной, говорил: “Грядет гнев Божий на Россию, приближается смертоносная холера. Бодрствуйте и молитесь, да не найдет на вы час смертный”. Во время разразившейся эпидемии старец давал следующие наставления: “Призовем имя Господа и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах, мы спасены”. Существует немалое количество свидетельств, касающихся фактов исцеления от холеры больных, прибегнувших к помощи о. Серафима. А ротмистр А.В. Теплов приказал напоить водой из Серафимова родника и раздать священную воду всем крестьянам. Вот отрывок из его собственного сообщения: “В селе я приказал собрать всех крестьян, пригласил священника и по совершении торжественного водоосвящения мы стали раздавать священную воду всем и отвезли часть ея в больницу, где многие были уже при смерти. Все они, по милосердию Божию, выздоровели вскоре, пользуясь исключительно присланною им водою, и никто с тех пор не умирал в моем имении. В особенности удивило нас всех и заставило возблагодарить милосердие Божие выздоровление одной семидесятилетней старухи. Она также заболела холерой и находилась уже в безнадежном состоянии. Но когда сосед ея, крестьянин, налил насильно в рот воды, так как она была в оцепенении, и потом еще вылил на нее из бутылки остальную воду, она впала в бесчувственность, потом через несколько минут выступил на ней обильнейший пот и через час, не более, старуха была вне всякой опасности”.

Существуют свидетельства исцелений от холеры и через непосредственное воздействие старца, а также через заочное обращение к нему с просьбой помощи и ходатайства пред Богом. Так, лихачевский крестьянин Е.В. (полное имя неизвестно) был исцелен старцем, когда буквально едва-едва смог доползти до келии преподобного.

Среди многочисленных случаев чудесных исцелений заслуживает внимания факт избавления от парализации симбирского помещика Николая Александровича Мотовилова , ставшего впоследствии “служкой” старца. Описание исцеления, составленное самим Мотовиловым, читатель найдет в приложении к данной главе. Надо сказать, что сохранившиеся записки Н.А. Мотовилова представляют собой исключительную ценность, ибо в них отражены не только фактические данные, но и некоторые пророчества старца, философские рассуждения и излагается концепция истинно христианской жизни, заключающаяся, по мнению о. Серафима, в стяжании (приобретении, накоплении) Святого Духа. “Так в стяжании этого Духа Божиего и состоит истинная цель нашей христианской жизни, а молитва, пост, бдение, милостыня и другие ради Христа делания добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего”. Сам святой своими подвигами и праведной жизнью, безусловно, смог стяжать и поныне отрицаемый материалистической наукой тот “мирен дух”. Современники о. Серафима оставили не только непостижимые свидетельства о прозорливости старца, его целительском даре, но и о каком-то особом внешнем преображении святого, когда от него начинало исходить особое сияние. “Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собственными глазами, что и готов подтвердить и присягаю”, - писал Н.А. Мотовилов. Это же сияние исходило и от других подвижников этого удивительного, пока еще не понятого и по достоинству неоцененного нами явления, как святость, освящающая и обожествляющая человека Высшим Солнцем Истины.

Преп. Серафим обладал и духовным видением, мог воочию видеть представителей духовного мира. Ему был дан дар целительства бесноватых, которых он исцелял крестом и молитвою... Преставился о. Серафим в 1833 году. Срок своей земной кончины он предсказал заранее. В 1903 году Святейший Синод причислил преп. Серафима к лику Святых. Торжественное прославление его происходило в присутствии Государя и Государыни и сопровождалось массовыми исцелениями. Ниже приводится отрывок из очерка известного духовного писателя Е. Поселянина “На небе или на земле”, посвященного этому знаменательному событию.

“Я вспомнил две сцены, происшедшие перед моими глазами тут 20 июля 1903 года на другой день на торжестве открытия мощей. Это было перед поздней обедней. С правой стороны беспрестанно подходила прикладываться вереница ожидавшего народа. Середина церкви была свободна, охраняемая полицией. Больных подносили именно с этой стороны. С большим трудом подносили к раке бесноватого. Я никогда не видел такого ужасного лица. Обросший густой бородой, с нависшими бровями и густыми усами, человек лет сорока вырывался из рук, ведших его. Невыразимый ужас был на его лице, и он страшно кричал, что не хочет идти, что Серафим его жжет. Нечеловеческие усилия употребили вожатые, чтобы дотащить его до раки и приложить к мощам, и в это мгновение он исцелился. Мне кажется, что тот, кто видел бесноватых, убедился в том, что в них сидит какая-то посторонняя сила, потому что человек исцелившийся становится совершенно другим. Так было и с этим. Лицо его сделалось кротким, озарено каким-то счастливым миром. Много уже лет, оказалось, он не был у причастия, а тут его немедленно отысповедал собравшийся служить архимандрит Владимир, нынешний епископ Омский, и в конце литургии он приобщился.

Вслед за этим чудом совершилось другое. Несколько человек принесли к раке расслабленного мужчину лет под сорок. Запомнил его имя - Федор Годунков, крестьянин, служивший раньше солдатом в одном из гвардейских кирасирских полков. Руки и ноги у него висели как плети. Его было тяжело перегнуть, и пришлось прикладывать к раке, держа все тело на весу. И когда он приложился и его опустили на помост, где стоит рака, на ноги, он отстранил от себя вожатых и тут же легко пошел. И сколько было таких исцелений! Сколько людей, ожидающих исцеления! Не забуду, как на матрасе принесли женщину поразительной красоты, лет тридцати, с виду богатую мещанку, одетую в хорошее платье с богатым платком. Откинув навзничь голову, она со слезами повторяла: “Преподобный, подыми меня”. И, стоя тут, у этой раки, вы стараетесь почувствовать те токи благодати, которые расходятся отсюда по русской земле, и те молитвы, стоны и слезы, которые обратно стремятся к этому месту... “Сколько молитв заключено в этом тесном пространстве, сколько тут совершилось чудес, сколько возродилось жизней, сколько раздалось слов необыкновенных, пророческих, неизъяснимых”.

Этими прекрасными словами и завершается эта глава. Пусть же на пути жизни нашей столь великий пример святости и благочестия исполнит и нас надеждой, верой, любовью и непристанным стремлением к Истине!

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ

О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земного жития твоего никтоже от тебе тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя; се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающая тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Святые дети, детство святых – одно ли это и то же? Наверное, правильно будет ответить, что подобные вещи несопоставимы хотя бы уже потому, что уникальна и неповторима судьба каждого человека. Единственное, что мы можем – это, прочитав жития, обнаружить в них некоторые общие моменты и задуматься над этим.

Перечитаем жития канонизированных детей. Мы увидим, что в большинстве случаев у детей и юношей, рано умерших или убитых, в житиях не отражается ничего, на первый взгляд, сверхъестественного. Благочестие, любовь к родителям, к святыням, какие-то личные замечательные качества и дела – да. Но, кроме редких исключений, нет чудес, каких-то мистических явлений до самого момента совершения подвига – в тех случаях, когда он имел место быть явленным на земле, или же вплоть до трагической смерти – тогда чудеса начинали происходить уже после нее. Могло ли так случиться потому, что детство уже само по себе – свято? И если человеку было суждено уйти к Господу в ранние годы своей жизни, вот в этом святом состоянии, уже не нужно было никаких внешних указаний на то, что он чист и в очах Господних праведен. Детство с Богом – уже пребывание в высшей мистической сфере, уже иная жизнь, иное устроение души.

Не то мы видим в начале пути у тех, кому предопределено было уже во взрослой жизни просиять самыми яркими звездами на хрустальном небе святости. И здесь уже нам видится Божье желание подать людям знак. Конечно, далеко не всегда, но и нередко Господь будто указывал заранее – вот поглядите на это дитя, обратите на него свои взоры – его ждет тяжелая, но великая жизнь в святости, так как оно родилось на помощь вам в деле спасения ваших душ. Порой это выражается в том, что ребенок, которому суждено провести жизнь в подвижничестве, с ранних лет сильно выделяется среди сверстников какой-то неотмирностью, недетской серьезностью, предпочитает играм уединение и молитву. Но бывали и совершенно удивительные случаи, при чтении которых вспоминается Церковное Предание, повествующее о том, как Пресвятая Богородица, будучи трех лет, сама поднялась по высоким ступеням храма, как святой Пророк и Креститель Иоанн взыграл во чреве праведной Елизаветы, когда пришла ее навестить Пречистая Дева Мария… И про святителя Николая, Мирликийского чудотворца, мы можем прочесть, что в раннем младенчестве, когда детишкам еще и сидеть-то не положено, будущий великий святой во время крещения простоял в купели, никем не поддерживаемый, причем три часа – во имя Пресвятой Троицы.

Удивительнейшим образом прославил Пресвятую Троицу и будущий преподобный Сергий Радонежский – еще во чреве матери! Его мать, Мария, пришла в воскресение на Литургию, стояла в притворе – и случилось чудо: перед чтением святого Евангелия младенец в материнской утробе неожиданно вскрикнул. Вскрикнул он и еще два раза: в начале Херувимской песни и при возгласе иерея: "Вонмем. Святая святым!" – то есть в самых важнейших местах богослужения. Естественно, все вокруг изумились, пришли в священный ужас, а пораженная мать разрыдалась. "Что это будет за ребенок?" - спрашивали свидетели необычайного случая.

А этот ребенок уже в младенчестве начал поститься – не брал материнскую грудь в среду и пятницу, но, оставаясь без пищи весь день, был при этом бодр и весел. Носил он имя Варфоломей. Когда стал отроком – с ним произошла история не менее удивительная – и благодаря ей преподобный Сергий Радонежский доныне считается покровителем учащихся…

В детстве со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским вообще не единожды происходили необычные вещи. Так Ване был явлен в видении храм, где суждено было служить Кронштадтскому пастырю. В шесть лет мальчик увидел ангела, который назвал себя его Ангелом-Хранителем…

Ангельские образы вообще очень явственно проходят через детство святых подвижников. Мы видим, что ангел в образе инока-старца явился в ответ на молитвы мальчика Варфоломея – будущего Сергия Радонежского. А маленького Прохора Мошнина ангел спас, когда ребенок сорвался с высокой колокольни – будущий преподобный Серафим Саровский остался невредим.

Нередко праведникам в детстве открывалось их будущее предназначение. Преподобный Иринарх Затворник уже в шесть лет говорил матери: "Выросту – буду монахом, обложу себя железом, и люди станут ходить ко мне". Святителю же Алексию – не только великому подвижнику, но и замечательному государственному деятелю XIII века – Господь раскрыл Свое произволение о нем непосредственно, чудесным образом. Двенадцатилетний боярский сын Елевферий раскинул сети для ловли птиц, а потом, утомившись и задремав, вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловцом людей". Как рассказывает житие, с того дня мальчик стал уединяться, часто посещать церковь – и в пятнадцать лет в нем созрело твердое решение стать монахом. Как видим – здесь нет фатального предопределения. Божий замысел о человеке всегда должен сочетаться со свободой человеческого произволения в выборе пути, и лишь когда человек отдает Богу с охотой и жаждой вышнего общения горящее любовью сердце – из благочестивых детей вырастают удивительные подвижники. Так и произошло с боярским сыном Елевферием – в иночестве Алексием.

На Руси взрослели рано. И рано задумывались о своем жизненном пути. В различные времена, когда обычными были жестокость и внутреннее напряжение, окружающая действительность в необходимости сделать свой выбор требовала от человека скорейшего определения. И поэтому не кажется необычным пострижение в монахи подростков. Так, например, князь Андрей стал иноком Иоасафом в двенадцать лет, а в семнадцать – отошел ко Господу, благословляя братию как отец. Будучи так же двенадцати лет, постригся в иноки будущий святитель, митрополит Московский Иона. Преподобный Феодосий Печерский, в четырнадцать лет лишившись отца, переносил от властной матери побои и другие издевательства, так как она очень не одобряла ничем неистребимого стремления сына к монашеству…

Но если мы продолжим рассматривать детские годы подвижников, то увидим, что в более позднее время среди плеяды чудесных русских святых неожиданно выделяется преподобный Амвросий Оптинский.

"Александр рос веселым и резвым мальчиком, - рассказывал в его жизнеописании схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Он любил сельское приволье и шумные игры. Его детское воображение постоянно было наполнено забавами, и поэтому ему не сиделось дома. Часто случалось, что, получив от старших какую-нибудь работу по дому, он при первой же возможности бросал ее и убегал на улицу.

Родители, а также дед и бабушка были людьми глубоко религиозными и благочестивыми, и это находило свое отражение в укладе семейной жизни. О матери своей старец всегда говорил, что она была святой жизни. Понятно, что резвость Александра не находила одобрения в этой степенной и скромной семье, где на все детские, даже невинные, шалости смотрели как на значительные проступки. Поэтому к мальчику в семье относились с холодностью; и ни дед, ни бабушка, ни даже родная мать не любили его так, как остальных его братьев, которые пользовались вниманием и любовью старших. "Однажды, - так впоследствии передавал сам старец Амвросий, - очень раздосадованный этим, я решил отомстить брату, которого особенно любили родители. Зная, что дед мой не любит шума и что, если мы, дети, бывало, расшумимся, то он всех нас без разбора: и правого, и виноватого - отдерет за чуб, я, чтобы подвести своего братишку под тяжелую руку деда, раздразнил его. Тот закричал, и выведенный из терпения дед отодрал и меня, и его. А последнее-то мне и нужно было. Впрочем, мне и помимо деда доставалось за это порядком и от матери, и от бабки".

Однако все воспитание Александра проходило в строго религиозном направлении. Юному отроку старались привить любовь к чтению слова Божия, которое было основой всей жизни этой благочестивой семьи. Каждый праздник отец брал его с собой в церковь, где он вместе с родителем на клиросе читал и пел, что ему очень нравилось". ("Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский").

В двенадцать лет Александр поступил в семинарию, учение удавалось ему замечательно легко, он быстро стал душой компании, и, казалось бы, ничто не предвещало его будущей удивительной судьбы в Оптиной обители… Но тем не менее: "В монастырь я не думал никогда идти... – вспоминал сам старец Амвросий, – впрочем, другие почему-то предрекли мне, что я буду в монастыре".

"То, что другие провидели в Александре будущего инока, несмотря на его веселость и общительность, - рассуждает схиархимандрит Иоанн (Маслов), - свидетельствует, что окружающие видели в нем человека, качества души которого не принадлежали веку сему. Он не обращал внимания на эти черты своей души, но людям были заметны эти особые качества, которые определили его духовные стремления. Окружающие не могли предположить для него иного пути жизни, как только путь всецелого посвящения себя Богу в монашестве".

Какие несхожие образы, какие разные судьбы! Но общее одно – Вера. Живая, горячая, воистину детская вера – не только трогательная и прекрасная, но и сильная, и мужественная – двигающая горы. Воистину – образцовая. Так стало быть – вовсе не стоит тем родителям, которые хотят, чтобы их дети выросли настоящими христианами, ломать их личность, подгоняя характер, стремления, интересы под какой-то любимый благочестивый образ. Главное – живые уроки Веры. И, конечно, Любви, Милосердия, Верности и Добра – те уроки, которые должны получать дети от нас, взрослых, каждый день, каждый час, каждую минуту…


© Все права защищены

Чудеса - обширное понятие! В узком смысле - это предметы или явления, способные удивить человека. Бывают чудеса рукотворные, созданные человеком. Они способны также удивлять и поражать наше воображение. К подобного рода чудесам можно отнести предметы, явления, произведения искусства, события. Примером таких чудес могут быть, хотя бы рисунки в пустыне Наска, над происхождением которых уже не одно поколение ломает голову человечество.
Если рассматривать это явление с религиозной точки зрения, то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Когда мы имеем дело с чудесами, мы поневоле вступаем в таинственный, непостижимый человеческим разумом, непознанный мир веры. Разумеется, можно просто сказать, что чудо - это сверхъестественное явление, происходящее, казалось бы, в противовес известным законам природы. То есть, с религиозной точки зрения, чудо - это явление, доказывающее существование высшего разума, Бога. Много таких чудес описано в Ветхом и Новом Заветах. Существуют записи, указывающие, что чудеса происходили во все времена и во всех частях света. К примеру, воскрешение Лазаря Четырехдневного.

Что происходит на самом деле? Происходят чудеса или нет? Имеют место сверхъестественные явления или нет? Правы ли те ученые, которые категорически утверждают, что чудес не бывает?
Вот как отвечает на этот вопрос Митрополит Антоний Сурожский:
«Иногда люди задают себе вопрос: что такое чудо? Значит ли, что в момент чуда Бог применяет силу к собственному творению, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет, это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.
Чудо - нечто совершенно иное: чудо это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. В чуде восстанавливается то, что должно бы быть всегда; “чудо” не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но, наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, то Он может действовать в сотворенном Им мире или в каждой отдельной твари свободно, державно.
Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей все еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что Мне и Тебе, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал - то сделайте… Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры. Она неограниченно верит в Его мудрость, и в Его любовь, и в Его Божественность. (см. Ин. 2, 3–5) И в это мгновение, поскольку вера одного человека распахнула дверь и для всякого, кто выполнит, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью».

Чудо - событие или явление, не согласующееся с законами природы и произошедшее не под влиянием естественных человеческих сил и закономерностей природы, а обусловленное влиянием чего-либо сверхъестественного, событие или явление, которое человек не может объяснить при помощи своих знаний или наблюдений. Вот, к примеру, недавно мне прислали со Святой Горы Афон фотографии, на которых четко видно, как пчелы, строя свои соты на иконах, не касаются ликов Господа, Богородицы, святых. Разве это не чудо Божие?
Даже сегодня, когда человек познал многие процессы в природе, знает о существовании физических законов, столь многое умеет и со столь многим знаком, он все равно не прекращает верить в чудеса. Потому что зачастую чудеса нужны человеку, чтобы не терять надежду на лучшее и знать, что многое еще предстоит открыть, и есть куда стремиться.
Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Взрослому человеку вроде как несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство. Конечно, дети сами стремятся повзрослеть поскорее, но только их родители являются главными и первыми источниками чудес в их жизни.

Альберт Энштейн сказал когда-то: « Есть два способа прожить жизнь: или так, будто чудес не бывает, или так, будто вся жизнь - чудо». Каждый сам выбирает, что ему ближе. Главным источником чудес у человека была и остается вера в то, что, несмотря ни на что, чудеса случаются, и потому то, о чем он мечтает, обязательно исполнится. Вот почему иногда чудо – это мечта, ставшая реальностью. То, что в недалеком прошлом считалось чудом, со временем становилось обыденностью. Общество и мир развиваются: одни чудеса исчезают, другие появляются. Однако есть вечное чудо: сама наша жизнь.
Не стоит забывать и о том, что каждый человек способен творить чудеса (в меру своих сил и возможностей). Мы можем делать что-то хорошее, радовать окружающих, делать их счастливыми! И это будет получаться, если мы не будем бояться быть детьми, не будем бояться делать добро.
Вот почему владыка Антоний призывает нас научиться такой чистоте сердца, такой чистоте ума, которая сделает нас способными обращаться к Богу с нашей нуждой, не пряча от Него своего лица:
«Господи! Я недостоин, я недостойна! Я недостоин стоять перед Тобой, я недостоин Твоей любви, недостоин Твоего милосердия, но вместе с этим я знаю Твою Любовь еще больше, чем я знаю свое недостоинство, и вот я прихожу к Тебе, потому что Ты - любовь и победа, потому что в жизни и в смерти Твоего Единородного Сына Ты явил мне, как дорого Ты меня ценишь: цена мне - вся Его жизнь, все страдание, вся смерть, сошествие во ад и ужас ада, ради того, чтобы я только был спасен…

Надо учиться этой творческой беспомощности, которая заключается в том, чтобы оставить всякую надежду на человеческую победу ради уверенного знания, что Бог может то, чего мы не можем. Пусть наша беспомощность будет прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием - и вручением Богу наших нужд: нужды в вечной жизни, но и незатейливых нужд нашей человеческой хрупкости - нужды в поддержке, нужды в утешении, нужды в милости. И всегда Бог ответит: Если хоть немножко можешь поверить, то все возможно!»

Татиана Лазаренко

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам - в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим - это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать - целое учение): о благодати. Он учил: христианство - это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель - стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом - и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

Учение преподобного Серафима Саровского

В какой-то степени поучения - это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди - это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель - обожение : то есть изменение природы души уже здесь - на земле.

Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма - «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше - с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше - на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом - во Христе.

Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели - стяжание «духа мирного».

Серафим Саровский: годы жизни - когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил - Российская Империя - пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней - которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали - при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники - ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, - рассказывал подвижник, - он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом - во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю - это бесы «развлекались». А однажды - во время подвигов в лесу, - на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, - людей, - чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив - непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым - спасти жизнь.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому - тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое - в детстве, когда Прохору было 9 лет - мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти - когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Подвиги преподобного Серафима Саровского

Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи - когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу - в нескольких километрах от Саровской обители, либо - в самой обителе, но в затворе.

Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

Самый известный его подвиг - это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни - и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее - особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря - оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой - если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Дни памяти Серафима Саровского

Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

  • 1 августа (это день его рождения)
  • 15 января (день смерти).

Икона Серафима Саровского

А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во