Open
Close

Какие государства были образованы после смерти соломона. Великие иудеи

Во времена великого царя Соломона израильское государство наладило политические, экономические и культурные связи с ближними и дальними державами. Благодаря мудрости царя Соломона слава Бога Израилева распространилась по всему древнему миру. И для последующих поколений Соломон стал еврейского народа воплощением мудрости. И это не удивительно. Годы его царствования были периодом высшего экономического и политического расцвета Израиля, единственным в истории страны периодом могущества, мира и процветания. Правда, в памяти поколений сохранились лишь светлые стороны правления Соломона, теневые же преданы забвению.

При Соломоне, который царствовал почти сорок лет, в Палестине наступил, наконец, долгожданный мир. Молодой царь не искал новых завоеваний; он даже утратил кое-что из владений отца. Так, от Израильской империи отпала арамейская область и часть Эдома. Но это окупалось теми несомненными благами, которые приносит долгий мир. С этого времени начинается стремительный взлет культуры Израиля. Народ, еще совсем недавно перешедший к оседлости, с поразительной быстротой догоняет своих соседей. Подобные примеры хорошо известны в истории. Достаточно указать на Киевскую Русь, культурный расцвет которой наступил вскоре после эпохи полупервобытного и родового общества. Разумеется, духовный подъем Израиля в правление Соломона вышел не из пустоты. Как мы знаем, еще из пустыни были принесены семена высоких религиозных постижений и поэтического творчества. Однако войны и междоусобицы, нападения кочевников и филистимское иго мало способствовали культурному развитию в период Судей. Но даже и в это тревожное, суровое время создаются героические былины и священные гимны, записываются правовые уставы и нравственные заповеди. Когда же после побед Давида и воцарения Соломона кончилась многолетняя раздробленность и борьба с врагами, подавленные войной творческие силы народа как бы вырвались на свободу.

В эти годы у Израиля на всем Востоке не было соперников, и за будущее, казалось, можно было не опасаться. Царь хотя и не вступал ни разу в войну, но укреплял фортификации, завел конницу и большой арсенал. Он заключил союз с Египтом, который скрепил браком с дочерью египетского царя. Фараон нуждался в этом договоре; утратив власть над Сирией, он не хотел терять торговых путей, проходивших через владения Соломона. Особенно оживленной была торговля лошадьми, которые ценились очень высоко. Из Израиля их вывозили в Дамаск и Хеттское государство.

Торговые связи способствовали общему подъему уровня жизни в городах. В зажиточных домах появились дорогая мебель, утварь, одежда, привозимые из Финикии, Вавилона, Египта. Соломон построил корабельные доки в Эдоме; оттуда его моряки ходили вместе с финикийцами в торговые экспедиции. Они привозили из земли Офир (вероятно, Пунт – в Восточной Африке) золото, серебро, ценные породы деревьев. У залива Элат близ развалин Эцион-Гебера археологи обнаружили огромные медеплавильные печи, равных которым не было на древнем Востоке. Эти печи принадлежали Соломону. Как полагают, Израиль был крупнейшим по тем временам экспортером меди. Если учесть, что медь широко применялась при изготовлении оружия и утвари, то станет понятным источник богатства Соломона.

Южноаравийские царства в это время также расширяли свои торговые связи. С появлением верблюдов стало возможным перевозить через пустыни большие грузы. Арабы из царства Савского везли на север дорогие благовония, и их путь также проходил через Палестину. Царица Савская посетила Соломона, очевидно, с целью заключить договор о пропуске купеческих караванов. Финикийские цари продолжали, как и при Давиде, дружескую политику в отношении Израиля. Хирам Тирский снабжал Соломона материалами для храма и дворца, присылал искусных мастеров и ремесленников. В обмен он получал из Израиля пшеницу и оливковое масло. Есть, правда, мнение атеистических авторов о том, что Соломонавсе же нельзя назвать рачительным и дальновидным хозяином: «его расточительность и тяга к восточной роскоши привели к тому, что он не смог вернуть Хираму сто двадцать талантов и вынужден был в счет уплаты долга передать тирскому царю двадцать галилейских городов. Это был шаг банкрота, попавшего в финансовый тупик».

По образцу соседних государств царь Израильский разбил страну на провинции, не считаясь с делением по коленам. Он, несомненно, стремился этим преодолеть сепаратизм Севера и Юга, и на некоторое время ему это удалось. Светские исследователи считают, что Соломон совершил роковую политическую ошибку, «разделивсвою страну на двенадцать налоговых округов, обязанных поставлять определенное количество сельскохозяйственных продуктов для нужд царского двора и армии. При этом бросается в глаза, что в списке округов отсутствует территория Иуды. Из этого можно заключить, что Иуда – племя Давида и Соломона было освобождено от подати. Такая привилегия должна была неизбежно озлобить другие племена, особенно гордое племя Ефремове, постоянно соперничавшее с Иудой из-за приоритета в Израиле».

Более тесные контакты между коленами, а также между Израилем и иноземцами содействовали культурному расцвету. Вавилонская космология и география получили распространение среди образованных людей Израиля. Из Вавилона же были заимствованы основы математики, медицины, названия месяцев. Но отношения Соломона с языческим миром не были безопасны и безвредны. Приведенные из Египта кони и военные колесницы, представляли собой для того времени очень серьезную военную силу, что, очевидно, ослабляло веру израильтян в спасающую десницу Господа Воинств. Жены язычницы, в конце концов, склонили сердце Соломона к язычеству (3 Цар. 11:1 – 4).Соломон, особенно в последние годы жизни, оставался под сильным влиянием своих фавориток и, поддаваясь их уговорам, устанавливал различные идолопоклоннические культы. Известно, например, что во дворе храма занимались культом Ваала, Астарты и Молоха. И поскольку народные массы, особенно на севере страны, относились к ханаанским богам весьма благожелательно, то пример царя отнюдь не способствовал укреплению яхвизма.

Цари Давид и Соломон впервые в истории древних евреев ввели в обыкновение постоянную запись всех происходящих выдающихся событий. Они держали при себе летописцев, которые систематически вели такую запись. Впоследствии, когда составлялись книги Царств, эти летописи еще существовали и составители Библии довольно часто ссылаются на них, но до нас они не дошли. Одна из этих книг называлась «Книга деяний Соломоновых», другие назывались просто книгами летописей. Период царствования Давида и Соломона описан в Библии по этим летописям, поэтому здесь мы и наблюдаем больше исторической конкретности и правдоподобия, чем в описании предшествующих периодов, которое делалось на основании устных преданий или в лучшем случае на основании поздних записей.

Главным делом царя была административная реформа – создание обширного правительственного аппарата, который состоял из множества чиновников и специалистов, ведавших различными сферами двора, хозяйства, армии, продовольственных поставок. Соломон завел необходимую для обороны конницу (остатки его конюшен найдены в развалинах Мегиддона). Он заключал договора с соседними царями, отправлял торговые корабли в дальние страны, разрабатывал медные рудники на берегу Красного моря. При дворе его появились иностранные послы. Аравийская царица Савы прибыла в Иерусалим «испытать его загадками», на самом же деле – заключить торговый союз. Однако более всего слава Соломона связана с Храмом, построенным в Иерусалиме. Если и был в Израиле «золотой век» относительного спокойствия и устроенности, то он соответствовал времени правления мудрого сына Давида, Соломона, при котором был построен величественный храм Ягве. Но к концу своей жизни Соломон по настоянию своих многочисленных юных наложниц, происходивших из соседних стран, допустил распространение идолопоклонства. Духовное заражение сказалось на судьбе Израиля сразу же после смерти Соломона; страна из-за междоусобных распрей раскалывается на две части.

Итак, почти сразу же после смерти Соломона Единое царство распалось в результате восстания северных израильских племен (925 год до Р. Х.). Уже в царствование Давида на здании государственной власти появились грозные трещины. Бунт Авессалома и Сивы был, в сущности, восстанием северных племен против гегемонии Иуды. Эти племена поддерживали в качестве претендентов на престол Иевосфея и Адонию против Давида и Соломона, что доказывает силу внутренних конфликтов, приведших в конце концов к расколу государства.Причины его дискутируются по сей день. Обсуждаются различные версии: налоговый гнет и принудительные работы, концентрация капитала страны в Иерусалиме, предельная роскошь царского двора, известный религиозный космополитизм Соломона и отход его от цементировавших единство религиозных догм. К. Кеньон предполагала даже определенные этнические различия между населением северного и южного регионов Палестины. Во всяком случае, сын Соломона Ровоам сохранить единство не смог, хотя и остался царить над южным регионом – Иудой – в Иерусалиме. Десять же колен отпали от него и основали самостоятельное государство – Израиль, первым царем которого стал Иеровоам I, сын Наватов. К. Кеньон пишет: «И в то же время именно северное царство Израиль явилось фактическим наследником цивилизации, впервые сложившейся в Палестине при Соломоне, тогда как Иуда в своей реакции против былой роскоши Иерусалима и попытке противостоять последствиям раскола доходила до простоты и даже варварства ранних периодов». Верным династии Давида осталось только одно племя, правда, самое многочисленное, - племя Иуды и, возможно, также племя Вениамина. Образовалось, таким образом, два еврейских государства: северное – Израиль и южное – Иудея. Столицей Иудеи был Иерусалим, столицей Израиля – выстроенная вскоре после основания нового государства Самария, отчего и подданные Израильского царства именовались самарянами.

По мнению семитолога Валетона, причина разделения иная. Стремление Соломона, поскольку оно выражалось в его постройках, может быть названо стремлением к обмирщению яхвизма. Это была необходимая первая ступень к тому, чтобы впоследствии вся народная жизнь во всех сторонах своих, подпала под влияние яхвизма. Но это стремление далеко не вызывало общего сочувствия. Многие не хотели расстаться со старинной простотой народного культа. Нововведения Соломона, носившие на себе слишком явный отпечаток восточной культуры, казались им стоящими в прямом и основном противоречии с характером яхвизма, принесенного из Египта. Они не могли представить себе Бога пастухов и воинов, с которым Израиль вышел из египетской культурной жизни, иначе как сознательно противопоставляя Его всякому развитию культуры. Не в ней, а в уединении пустынь живет Он, и соответствовать этому должен и характер Его почитания. Это воззрение в более или менее сильной степени постоянно вновь проявляется в истории Израиля. Таким образом, в революции Иеровоама I это направление выступает вместе с общественным недовольством, вызванным в северных племенах пышнолюбивым и строгим правлением Соломона, и тем самым становится одной из причин разделения царств. Это событие, с политической точки зрения составляющее несомненное несчастье, получает и религиозное значение. В то время как в Иудее, под властью династии Давида, продолжалось спокойное, хотя ограниченное пределами политически незначительного маленького царства, дальнейшее развитие яхвизма в направлении, указанном Соломоном – Северное царство, в котором движение израильской народной жизни было гораздо сильнее, находилось в постоянном брожении, как в политическом, так и в религиозном смысле. Вместо постепенного, непрерывного развития в нем царствовал принцип неограниченной свободы, которая, идя, рука об руку с революцией, в то же время хотела насильствеными средствами удержать старину. Постоянная смена династий, нередко с участием пророков, было обыкновенным явлением. Никакой центральной власти в действительности не существовало. Когда династия Омри сделала попытку достичь такой власти, то он наткнулась на непримиримых врагов. Для религии это состояние имело значение поддержания старинного обычая и, в случае нужды, возвращения к нему. Так как Ковчег остался в Иерусалиме, и у северных племен не было больше доступа к общей святыне, Иеровоам, первый царь Израиля, основал святилища в Вефиле и в Дане и в каждом поставил для поклонения Яхве по золотому тельцу (3 Цар 12:28-29). Возможно, эти тауроморфные статуи служили местопребыванием незримого Бога. Здесь есть, однако, ханаанское влияние, из-за которого был нарушен запрет на сотворение идолов, и это новшество, граничащее с отступничеством, усугубило разногласия между двумя царствами.

Например, показателями активного строительства в Дане служат грандиозные вороты и церемониальная дорога, ведшие к вершине телля, образовавшегося на месте города среднего бронзового века. Особенной славой в качестве богомолья пользовалась, по-видимому, известная из патриархальных сказаний Вирсавия (Берсеба), находившаяся в Иудейском царстве. Что в последующее время такое положение вещей признавалось грехом Израиля – это понятно, но не дает правильной оценки историческому ходу событий. На поклонение тельцу смотрели тоже как на служение национальному Богу. В своей абсолютной форме это служение явилось у Илии, особенно во время его борьбы с Ахавом, которая именно, в качестве борьбы синкретизма с исключительностью, представляет собой один из важнейших эпизодов израильской религиозной истории.

Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1966.

Шихляров Л., иерей. Введение в Ветхий Завет. – М.: Интернет-издание «Омега-центр», Электронная библиотека Данилова монастыря, 2002.

Гече Г. Библейские истории. – Будапешт, 1987.

Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000.

Крывелев И. А. Книга о Библии (научно-популярные очерки). - Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1958.

См.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. I. От каменного века до Элевсинских мистерий // Перевод H. H. Кулаковой, В. Р. Рокитянского и Ю. Н. Стефанова. – М.: Критерион, 2002; Иллюстрированная история религий в двух томах; под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссея. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992. Том 1.

иерей Максим Мищенко

Предисловие: Есть общее в судьбе древнего Израиля и в разделении Руси на три области: Россию, Украину и Белоруссию. Произошло это не по воле людей, но из-за правителей, а также внешнего воздействия окружающих их народов.
———————————————————————————————————————

В старости Соломон все более и более подпадал под влияние своего окружение: женщин и двора. Он не останавливался ни перед какими мерами, чтобы изыскать средства для пиров и содержания гарема. Но дороже всего обходились постройки в Иерусалиме. Для пополнения казны увеличивали и без того большие подати, хананейское население было объявлено общественными рабами. Все области, кроме Иудеи, жестоко страдали от поборов, Иудея была в несколько привилегированном положении.

И в довершение всего, чтобы угодить женам, царь стал участвовать в языческих обрядах. И вот так постепенно из благочестивого, мудрейшего царя Соломон превращается в полуязыческого деспота. Сам воспитанник придворной среды, Соломон был далек от пуританских традиций. Он все более погружался в мир, развращающий его и поэтому Соломон запечатлелся в народной памяти двуликим. С одной стороны - это справедливый и мудрый правитель, а с другой стороны - жестокий угнетатель и почитатель чужих богов.

Царство Соломона делится на три части

В начале - Соломон мудрый и могучий царь, 3 Цар. 2-5 главы. Затем показано строительство храма, сколько было употреблено материала, как он строился и какая это была славная постройка. Собственно, храм был небольшой, большими были дворы, пристройки, службы. Для современников этот храм остался в памяти за счет своего великолепия, тех драгоценных материалов, которыми он был украшен и что потом его никто не превзошел.
Ирод Великий пытался построить нечто подобное, но не смог. Он не достроил храма, храм продолжался строиться во времена Христа, потому что не хватало ни средств, ни времени. При Тите он был истреблен полностью.

Третий раздел - это расцвет царства, главы 9-10, сооружение храма и визит царицы Савской в Иерусалим, как вершина его славы, и закат Соломона, его многоженство, внешние враги, смерть Соломона после 40-летнего царства.

После Соломона

В последние годы царствования Соломона северные области Израиля стали очагом непрерывных волнений. Закат Соломонова царства был омрачен его собственным отступничеством, его неудачами и восстаниями. Едва только гробница приняла под свои своды царя, как северные колена заволновались, старейшины племен организовали сильнейшую оппозицию Иерусалиму. Ее вожди хотели, чтобы наследник Ровоам явился бы на собрание в Сихем и там бы слушал их условия, на которых они хотели оставить царство Израиля.

Ровоам вынужден был пойти на переговоры и северные провинции потребовали от него смягчения налогов, но царь под влиянием своих молодых советников отвечал угрозой. Он высокомерно заявил, что если отец наказывал их плетками, то он будет стегать скорпионами (это бичи с металлическими шипами). Этот ответ вызвал возмущение народа и послужил сигналом к восстанию.

Раскол Израиля

В политическом отношении раскол для Израиля был губительным. С этого момента начинается цепь братоубийственных гражданских войн. Палестина вновь становится добычей окружающих племен. Не упускает случая вмешаться египетский фараон, он вторгается в Палестину с юга и требует богатый выкуп с палестинского царя.
С севера на Израиль нападает Сирия. Тем не менее, разделение царств имело и некое положительное значение.

В литературе различных народностей - египтян, вавилонян - мы находим описания, которые подтверждают то, что происходило в то время в Иудее и Израиле. Каждый царь в отдельности оценивается по своему отношению к Богу и к закону.

Говорится о его делах и затем делается вывод: «и делал он неугодное перед очами Господа» или, наоборот, «он делал угодное перед очами Господа». Назначение этих книг - показать изгнанному с родины народу, знающему о том, что его родина разорена, как бы его изображение в зеркале, чтобы он осознал свою вину и смирился перед Богом.

Два царства

Царство Иудейское (Южное ) включает в себя два колена: Иудино и Вениаминово, столица - Иерусалим. Всего 19 царей и одна царица, одна единственная династия. Из этой династии мы выделяем 4 хороших царя, 4 относительно хороших и 12 плохих. Последняя дата - 586 год - взятие Иерусалима Навуходоносором, отведение жителей в Вавилон, где они пробыли около 70 лет.

Царство Израильское находится на севере , входит в него 10 колен, по-другому он называется Ефраим, столица Самария. Окончание Северного Израильского царства в 722 году - падение Самарии, выселение в Ассирию навсегда, никто обратно не возвращался. Кто же там жил? Там жили самаряне, это то население, которое осталось там, часть евреев и часть новых народностей, которые пришли туда и приняли культуру Ефраима, часть его обычаев, часть его верований и которые остались верны идее, что нет благочестия в Иерусалиме, а оно только здесь, на горе Гаризим, где находится колодец Иакова.

Израильское царство

специальное название для северного государства, образовавшегося после распадения еврейского народа на два царства - Иудейское и И. Разделение состоялось вскоре после смерти Соломона при сыне его Ровоаме. Причиной отпадения северных колен было как недовольство огромными налогами, которые взимались для удовлетворения неумеренной роскоши царей, так и религиозный их упадок, под влиянием окружающих языческих народов. На этой основе и образовалось отчуждение между севером и югом. К северному или И. царству отошло десять колен, след. более 2/3 всего населения, занимавших, к тому же, лучшую и плодороднейшую часть страны. Но за царством Иудейским осталась столица и в нем храм, главная национальная святыня. Вот почему царство И. при его кажущемся большем могуществе продержалось менее царства Иудейского и вообще отличалось меньшей устойчивостью в своей внутренней и внешней жизни. Оно просуществовало 257 лет и имело 20 царей (Иеровоам, Нават, Вааса, Ила, Замврий, Фагиний и Амврий, Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иахаз, Иоас, Иеровоам II, Захария, Селлум, Менаим, Факия, Факей и Осия), по большей части ничтожных, своим желанием играть несоответствующую политическую роль навлекавшие на свой народ всевозможные бедствия. Ложная политика привела царство И. в столкновение с могущественной Ассирией, цари которой безнаказанно грабили его, пока Салманассар не взял столицы И. царства, Самарии (722 г. до Р. Хр.), после чего лучшая часть народа уведена была в плен и царство И. прекратило свое существование.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Израильское царство" в других словарях:

    Ивр. ממלכת ישראל‎ Царство XI век до н … Википедия

    ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО, государство около 928 722 до нашей эры в Северной Палестине. Смотри также Палестина … Современная энциклопедия

    Государство ок. 928 722 до н. э. в Сев. Палестине. Образовалось после распада Израильско Иудейского царства, объединив, по преданию, 10 из 12 израильско иудейских племен. Столицы: Сихем (современный Наблус), после 876 Самария. Завоевано… … Большой Энциклопедический словарь

    Израильское царство - ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО, государство около 928 722 до нашей эры в Северной Палестине. Смотри также Палестина. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Карта юга Ближнего Востока, ок. 830 года до н. э. Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל‎) древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. царём Саулом (Шаулем). Содержание 1 Происхождение названия … Википедия

    Образовалось вследствие возмущения десяти колен, в царствование Ровоама, сына и преемника Соломона, подданному которого, Иеровоаму, еще при жизни Соломона было предсказано это событие пр. Ахиею (3Цар.11:31 ,40). Соломон хотел было умертвить… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Раннерабовладельч. гос во в Сев. Палестине. Образовалось ок. 935 до н. э. после распада Израильско Иудейского гос ва. Основателем И. ц. был Иеровоам I, к рому удалось, в результате восстания против сына Соломона Ровоама, образовать отдельное гос… … Советская историческая энциклопедия

    Государство около 928 722 до н. э. в Северной Палестине. Образовалось после распада Израильско Иудейского царства, объединив, по преданию, 10 из 12 израильско иудейских племён. Столицы: Сихем (современный Наблус), после 876 Самария. Завоёвано… … Энциклопедический словарь

    Израильское царство - – часть разделившейся еврейской монархии после смерти Соломона при его преемнике – сыне Ровоаме. Еврейская монархия распалась на Израильское царство, находившееся на севере, и Иудейское, расположенное на юге. Населения в Израильском… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - (около 928 722 до н. э.) древнее государство в Северной Палестине (См. Палестина). Образовалось после распада единого Израильско Иудейского царства. Основателем И. ц. был Иеровоам I, правивший в 928 907. И. ц. объединяло, по преданию, 10… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Царь Саул , Пронин В.. Согласно Ветхому Завету царь Саул основал объединенное Израильское царство и создал регулярную еврейскую армию. По легенде, он был избран на царство народом, вопреки воле верхушки жречества и…

Дата: 928 год до н. э.

Живущий в Палестине, на Ближнем Востоке, малочисленный народ, чей язык принадлежит к группе семитских, евреи вряд ли бы заставили говорить о себе, если бы Библия (по-гречески biblion – книга) не стала священной книгой не только евреев, но и христиан (она признается и мусульманами). Короче говоря, если бы она не стала источником трех великих монотеистических религий.

К последнему мы еще вернемся.

Около 1020 г. до н. э. была установлена монархия в древнееврейском государстве Израиль. Его расцвет приходится на царствование Соломона, третьего царя. Он обладает бесспорным авторитетом. "И было у Соломона 12 приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году, каждый об этом заботился".

Он построил в своей столице, Иерусалиме, храм бога Израиля.

Процветание Израиля во времена Соломона объясняется его торговой ролью. Он получает с побережья, от финикийцев, лес и изделия Средиземноморья. В Эйлате, на Красном море, находятся медные рудники, и здесь плавят медь. По Красному морю Израиль торгует с Южной Аравией, Эфиопией и Восточной Африкой. Царица Савская (теперь это Йемен) посетила его, поэтому правившая Эфиопией династия выдала себя за потомков Соломона и царицы Савской.5 Соломон был и поэтом, он автор многих текстов, включенных в Библию ("Притчи", "Песнь песней"). Он прославился своей справедливостью. По всей видимости, конец его царствования был омрачен экономическими трудностями и недовольством народа чрезмерными налогами.

После его смерти Израиль разделился на два царства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Происхождение народа Израиля

Еврейский народ принадлежит к многочисленным семитоязычным народам Среднего Востока. Покинув Нижнюю Месопотамию (предок-основатель Авраам будто бы пришел из верхнего города Ура), он проник со своими стадами в Палестину и получил название евреи (от слова ibri – тот, кто приходит из-за Евфрата, из Месопотамии).6

Несколько семей обосновались в Египте, но через некоторое время покинули его под руководством Моисея. На горе Синай, в пустыне, ему явился бог Израиля Яхве ("я есмь сущий") и продиктовал 10 заповедей – правил, по которым следует жить.

Заповеди были записаны на табличках-скрижалях и положены в ларец из акациевого дерева, в "ковчег завета", который стал символом тесного союза между Яхве и его народом. Евреи не будут поклоняться другому богу, потому что Яхве неповторим и ревнив. В награду за верность они получат "землю обетованную" – Палестину, заселенную идолопоклонниками хананеянами, которые будут изгнаны.

Бог евреев неповторим, поэтому иудейская религия запрещает любые изображения бога. Таким путем появилась одна из первых монотеистических религий (признающая только одного бога).

История Израиля

Евреи были разделены на 12 племен, и им потребовалось время, чтобы осознать необходимость объединения. Только в случае опасности они объединяли свои силы, выбирая общих вождей – военных и религиозных, – а также судей.

Монархия установилась в XI в. до н. э. при царе Сауле. Его зять Давид поднял мятеж, сверг Саула и захватил власть в свои руки. Давид покорил последнюю крепость хананеян Сион, имевшую славу неприступной, и здесь основал свою столицу Иерусалим, куда перенес "ковчег завета".

После царствования царя Соломона еврейское государство пришло в упадок и разделилось. Враждебные друг другу Иудея и Израиль оказались открыты внешним вторжениям. В 721 г. до н. э. Израильское царство разрушено ассирийцами, которые увели часть населения в рабство. В 587 г. до н. э. Иерусалим разрушен вавилонским царем Навуходоносором, который стер с лица земли Храм и увел население в "вавилонское рабство". В 537 г. до н. э. персидский царь Кир, завоевав Месопотамию, разрешает евреям вернуться на родину и восстановить Храм. Но евреи потеряли свою независимость. Отныне они станут подданными персов, затем Александра Македонского и его наследников, наконец римлян.

Свои несчастия евреи объясняли нарушением заповедей Яхве. За то что они перестали уважать религию предков, признали чужих богов и поклонялись им, Яхве обрушил на них свой гнев.

Пророки, вдохновленные Богом, объясняли, что несчастия будут сыпаться на еврейский народ, доколе он упорствует в своем неверии. Но истинно верующие должны надеяться: Бог вернет их на Родину, пошлет Мессию, который установит царство Божие.

От иудаизма к христианству и исламу

Единственный и неповторимый бог израильского этноса положил начало развитию монотеизма. Древняя история Израиля дает нам прекрасный пример отношения к другим богам. Их не только отвергают, но и всячески изгоняют, так как они плохие, они слабее, чем Яхве, они подобны демонам.

К концу Римской империи языческая религия обретает черты синкретической (множество богов образуют единую систему) и выделяет одного самого важного бога. Успех имеют восточные религии, которые обещают искупление грехов и спасение.

Иудаизм принадлежит к восточным религиям. Его распространению способствовало неудачное восстание евреев против римского владычества. В 70 г. после Р. Х. Иерусалим разрушен, Храм стерт с лица земли и больше не восстанавливается. Множество евреев перебралось в различные районы Римской империи. Так появилась диаспора (рассеяние).

Пророчества о появлении Христа исполняются. Мессия, предсказанный пророками, явился. Иисус, сын Божий, родившийся человеком, должен искупить грехи людей ценой собственных страданий и мученической смерти на кресте. Его ученики обратятся не только к евреям, но и ко всему человечеству. В IV и V вв. новая религия – христианство – покорила Римскую империю и стала официальной религией. Она вытеснила язычество, но проявила уважение к иудаизму.

К Библии христиане прибавили Новый Заветхристианские тексты, составленные из евангелий ("благих вестей"), в которых говорится о жизни и поучениях Христа.

Когда в начале VII в. н. э. Мухаммед в Аравии начал проповедовать новую религию, он обратился прямо к поучениям Библии. Он признавал Иисуса не как сына Божьего, а как простого пророка.

Итак, еврейская религия лежит у истоков двух великих современных монотеистических религий.